Я думал в ту минуту не о спасении души (ибо вера в Личного Бога давно далась мне гораздо легче, чем вера в мое собственное бессмертие), я, обыкновенно вовсе не боязливый, пришел просто в ужас от мысли о телесной смерти и, будучи уже заранее подготовлен (как я уже сказал) целым рядом других психологических превращений, симпатий и отвращений, я вдруг в одну минуту, поверил в существование и могущество этой Божией Матери; поверил так ощутительно и твердо, как если бы видел перед собою живую, знакомую, действительную женщину, очень добрую и очень могущественную и воскликнул: «Матерь Божия! Рано! Рано умирать мне! Я еще ничего не сделал достойного моих способностей и вел в высшей степени развратную, утонченно грешную жизнь! Подними меня с этого одра смерти! Я пойду на Афон, поклонюсь старцам, чтобы они обратили меня в простого и настоящего православного, верующего в среду и пятницу и в чудеса, и даже постригусь в монахи» ... Немедленно же, оправившись от болезни, Леонтьев через горы, верхом, отправился на Афон, куда прибыл 24 июля. В этот раз он пробыл там немного: в первой половине августа неожиданно явился он в Салоники, объясняя свое возвращение тем, будто бы ему необходимо найти какой-то важный документ, касающийся Афона. Искал он его очень долго, перерыв все, где только мог, но документ не находился. Вдруг Константин Николаевич случайно заглядывает в чемоданчик, наполненный рукописями его романа «Река времен». Документ оказался там. Тогда Леонтьев берет все рукописи, плод многолетней, так увлекавшей его работы, и неожиданно бросает их в пылающий камин, где они безвозвратно погибают! В Салониках Леонтьев производил на других странное впечатление, и в городе решили, что русский консул помешался. В начале сентября Константин Николаевич известил посла, что не может управлять консульством по нездоровью, вновь уехал на Афон, бросив консульство на произвол судьбы. На этот раз пребывание его на Афоне было продолжительным, он оставался там до августа 1872 года, т. е. без малого год.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

При массе свободного времени он вновь с напряжением обратился к литературной деятельности. До этого времени появились в печати лишь упомянутые выше «Очерки Крита». В Тульче вскоре по приезде туда Леонтьев написал несколько пространных корреспонденций в «Одесский Вестник» под псевдонимом Ивана Руссопетова, приготовил к печати свою повесть «Хризо», которую хотел издать с благотворительною целью в пользу критян, восставших тогда против турок. В 1868 году была им написана статья «Грамотность и народность», с которой ознакомился в рукописи и одобрил посол Н.П. Игнатьев, известный славянофил. Эту статью Леонтьев отправил в «Славянскую Зарю», издававшуюся на русском языке в Вене, но она там не была напечатана по случаю прекращения этого издания и, впоследствии, лишь в 1870 году появилась в «Заре». Статья эта написана под влиянием славянофильских идей, но в то же время Леонтьев развивает в ней, хотя и осторожно, свои собственный мысли о том, что с просвещением и грамотностью народа надо подождать, пока наши высшие классы не освободились окончательно от космополитизма, чтобы эти классы своим западничеством не испортили роскошную народную почву. Больше всего работал Константин Николаевич за это время над серией романов под общим заглавием «Река времен», состоявшей из шести крупных произведений. Эти романы являлись связным повествованием из русской жизни с 1811 года по 1862 год. Они были задуманы Константином Николаевичем лет за десять до этого. Затем, за два за три года перед Тульчей, он окончательно выяснил себе план и подробности своей большой работы. Под впечатлением окружающих картин Албании Константин Николаевич отложил пока обработку «Реки времен» и занялся вновь своими восточными повестями, «Пембе» из эпироалбанской жизни (действие происходить в Янине), «Хамид и Маноли», затем «Поликар Костаки» и началом дивной повести «Аспазия Ламприди». Первоначальные литературные опыты Леонтьева, в том числе и романы «Подлипки», «В своем краю» всецело проникнуты настроением трепетного не спокойствия, неудовлетворенных исканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Глава 11. Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) Константин Николаевич Леонтьев нашел покой и умиротворение у ног старца Амвросия, как раньше у ног старца Макария – другой оптинец – Иван Васильевич Киреевский . Это были совершенно различные люди: Киреевский был воплощением кротости и внутренней гармонии, Леонтьев, наоборот, при личной глубокой доброте, был с молодых лет обуреваем многими страстями, на борьбу с которыми ушла вся его зрелая жизнь. Началом этому послужило чудо исцеления его от холеры в Салониках. Он тогда же хотел принять монашество, но Афонские старцы о.о. Иероним и Макарий не согласились его постричь, находя это преждевременным. Медик, дипломат, философ, литератор и под конец – монах, К. Н. был человеком исключительной глубины и блеска ума, и, как о нем выразился Бердяев: « К. Леонтьев был необычайно свободный ум, один из самых свободных русских умов, ничем не связанный, совершенно независимый». Между тем он при жизни не встретил в русском обществе ни признания, ни понимания. «Может быть, после моей смерти обо мне заговорят, – сказал он, – а, вероятно, теперь на земле слава была бы мне не полезна, и Бог ее мне не дал». Розанов выразился о нем так: «Прошел великий муж по Руси и лег в могилу. Ни звука при нем о нем. Карканьем ворон он встречен и провожен». Какая же была тому причина? Тот же Розанов в той же статье в «Новом Времени», посвященной вышедшему тогда сборнику по случаю 20-летия со дня его смерти, говорит о нем следующее: «Вот эта нравственная чистота Леонтьева – что-то единственное в нашей литературе! Все (почти и великие!) писатели имеют несчастное и уничижительное свойство быть несколько «себе на уме», юлить между Сциллою и Харибдою, между душей своей и массою публики, между литературным кружком, к коему принадлежат, и ночными своими думами «про себя»: ничего подобного не было у Леонтьева с его «иду на вас». Он шел сразу на всех! По образованию он был медик и прикладывал специально патологические наблюдения и наблюдательность в явлениях мировой жизни и прежде всего, будучи эстетом, он понимал все явления пошлости и измельчания, как симптомы конца и увядания культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Из дневника архимандрита Антонина (Капустина) 344. Справка о субсидии для патриарха Иерусалимского Никодима 345. Определение Св. Синода 346. Предложение Святейшему Правительствующему Синоду обер-прокурора К.П. Победоносцева 347. Определение Св. Синода 348. Предложение обер-прокурора К.П. Победоносцева Св. Синоду 349. Послание патриарха Иерусалимского Никодима Св. Синоду. Приложение к документу 348 350. Отношение обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева к графу Н.В. Адлербергу 351. Письмо графа Н.В. Адлерберга к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву 352. Определение Св. Синода 353. Донесение консула в Иерусалиме Д.Н. Бухарова послу в Константинополе А.И. Нелидову 354. Письмо уполномоченного ППО в Иерусалиме Д.Д. Смышляева к члену совета Общества В.Н. Хитрово 355. Донесение Генерального консула в Бейруте К.Д. Петковича в Азиатский департамент МИД 356. Записка члена совета ИППО профессора И.Е. Троицкого по поводу записки государственного контролера Т.И. Филиппова о бессарабских имениях Святого Гроба 357. Донесение Управляющего генеральным консульством в ИЕРУСАЛИМЕ А.Г. Яковлева послу в Константинополе А.И. Нелидову 358. Из письма консула в Дамаске А.П. Беляева к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву 359. Донесение управляющего генеральным консульством в Иерусалиме А.Ф. Круглова послу в Константинополе А.И. Нелидову 360. Донесение генерального консула А.Г. Яковлева послу в Константинополе И.А. Зиновьеву 361. Письмо представителя патриарха Иерусалимского в России архимандрита Арсения к послу в Константинополе И.А. Зиновьеву 362. Донесение генерального консула А.Г. Яковлева послу в Константинополе И.А. Зиновьеву 363. Послание Святейшего Синода к патриарху Иерусалимскому Дамиану 364. Донесение управляющего генконсульством в Иерусалиме В.Г. Жуковского послу в Константинополе И.А. Зиновьеву 365. Отношение представителя Иерусалимского патриарха в России архимандрита Афанасия к послу в Константинополе И.А. Зиновьеву 366. Отношение патриарха Иерусалимского Дамиана к генеральному консулу в Иерусалиме А.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев (4.09.1893–4.12.1966) Каноническое право Сборники Сравнительное богословие Догматическое богословие Статьи протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев  Священнослужитель Архиепископии православных церквей русской традиции в Западной Европе (Константинопольский патриархат). Богослов-экклезиолог, профессор Свято-Сергиевского института в Париже. Биография Родился 4 сентября 1893 года в Одессе. Отец его, присяжный поверенный, скончался, когда Николай был еще в гимназии. Воспитывался матерью и бабушкой. Окончил гимназию в 1912 или 1913 году, с опозданием по болезни. По окончании гимназии поступил в Новороссийский Университет, на медицинский факультет, через год перешел на физико-математический факультет. В 1915-1916 годах был в Сергиевском Артиллерийском училище в Одессе. С 1916 по 1918 годы проходил военную службу в Ревельской Береговой Артиллерии. С 1918 года служит в банке. После эвакуации в ноябре 1920 года из Севастополя, попадает сначала в Константинополь, затем - в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Весной 1921 года поступает на только что открытый Богословский факультет в Белграде; принимает участие в Белградском православном кружке. По окончании Богословского Факультета в октябре 1925 г. венчается в Праге в ноябре того же года. С этого же времени состоит преподавателем Закона Божия в женской гимназии в Скопле. Готовит докторскую диссертацию на тему «Государственная власть на вселенских соборах»; однако диссертация не была защищена, так как в октябре 1929 г. он должен был уехать по болезни из Белграда в Давос и Ментону. В марте 1930 г. получает стипендию Православного Богословского Института в Париже и осенью этого же года получает место в Религиозно-Педагогическом Кабинете при Православном Богословском Институте, руководимом В. В. Зеньковским. С 1932 по 1940 год состоит доцентом Православного Богословского Института в Париже (преподает церковное право и греческий язык). В 1930-х годах принимает участие в работе РСХД, часто ездит в лагеря, руководимые А. Е. Матео и помогает ей в работе с молодежью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Отношение это, полученное в Консистории, переслано было мне в г. Ржев, где я находился для ревизии церквей, – при следующем письме члена Консистории, протоиерея В. Владиславлева от 31 мая: „Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Сейчас был я приглашён г. Губернатором А.Н. Сомовым по делу об освидетельствовании нового и старого исправленного зданий Семинарии. Аф. Николаевич получил от г. Обер-Прокурора Св. Синода не только официальную бумагу, сходную по содержанию с той, которая при сём отправляется к Вашему Высокопреосвященству, но и собственноручное письмо его, Г. Прокурора, с просьбой о том, чтобы Аф. Николаевич обратил лично особое своё внимание на эту постройку, столь ценную по сумме, и столь важную для Хозяйственного Управления. С своей стороны Аф. Николаевич желает послужить этому делу со всем усердием и добросовестностью, которые всегда ему свойственны в делах, касающихся интересов духовенства. Желая, чтобы приняты были все надлежащие меры и при том без всякого промедления времени, дабы не дать возможности многое замарать, он поручил мне уведомить Вас, не найдёте ли Вы возможным ускорить Ваше возвращение в Тверь для личных переговоров с ним по этому предмету”. Получив это письмо 2 июля, я на другой же день, 3-го ч., писал в ответ о. протоиерею: „Передайте Его Превосходительству Афанасию Николаевичу, что я надеюсь возвратиться в Тверь не позднее 7-го июня, и по возвращении не замедлю повидаться с ним”. Между тем, в тот же день я получил от К.П. Победоносцева особое письмо от 29 мая за 5149, в котором он писал мне: „Преосвященнейший Владыко! В прошедшую субботу я имел честь адресовать к Вашему Преосвященству официальную бумагу по делу об —197— 1880 г. освидетельствовании работ по постройке здания для Тверской семинарии. Дело это, встретившее меня, так сказать, на пороге, по вступлении моём в новую должность, весьма озабочивает меня и тревожит, в особенности потому ещё, что до меня доходили и прежде слухи об нём, конечно преувеличенные, но тем не менее прискорбные; слухи эти передавались мне и некоторыми высокопоставленными лицами, вовсе не принадлежащими к духовному ведомству. Всё это побуждает меня отнестись к этому делу с особым вниманием, и я желал бы обратить на него особливое внимание Вашего Преосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения Ворошилов Климент Ефремович (1881 – 2 декабря 1969), маршал Советского Союза Врангель Петр Николаевич (1878 – 25 апреля 1928), одни из руководителей Белого движения. В 1920 г. Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше. В эмиграции с 1920 г. Врашников, заключенный, бывший управляющий кавказскими владениями графа И. В. Воронцова-Дашкова (1837–1916) Врублевский, заключенный польский ниженер Буль Леонид Давыдович (1899 – 28 июля 1937), начальник Московского уголовного розыска (1931–1933), начальник МВД Саратовской области. Расстрелян Высоцкая, купчиха, сотрудница лагерного театра Высоцкий [Высотский] Сергей Константинович, врач. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где работал в лагерном лазарете. Связь с родственниками прервалась в 1928 г. Г Г-ский, мичман, возможно, имеется в виду, описанный в воспоминаниях Д. С. Лихачева, Николай Николаевич Горский, отбывавший на Соловках 10-летний срок заключения Гавриил (Абалымов Николай Николаевич) (1881      –      31 июля 1958), епископ Осташковский, викарий Тверской епархии. Арестован в 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где в июне 1926 г. вместе с другими архиереями принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» Гагаринова Ольга, заключенная Гайдн Франц Иозеф (1732–1809), австрийский композитор Галкин, см. Зайцев Гандлевская Зора Борисовна (1897 – 2 июля 1987), анархистка Ганс-Милованов, см. Милованов Гарасева Анна Михайловна (1902 – 11 декабря 1994), анархистка Гарасева Татьяна Михайловна (1901 – не ранее 1997), анархистка Гаррик Дейвид (1717–1779), английский актер Гастоша, литературный персонаж Гвидон, литературный персонаж Гельтман (Митропольский, Гельтман-Митропольский) Абрам Исаевич (1878 – 2 декабря 1937), социалист-революционер. В январе 1923 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Задача любого мыслящего человека – всю жизнь продолжать учиться» Беседа с председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком Дарья Стрижова Продолжая серию интервью с членами Патриаршего совета по культуре, мы беседуем с председателем Союза художников России Андреем Николаевичем Ковальчуком. Справка: Андрей Николаевич Ковальчук – скульптор, народный художник Российской Федерации, академик и член Президиума Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, Премии Правительства РФ и Премии Москвы. Профессор, заведующий кафедрой «Академическая скульптура» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству, председатель Комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации. Андрей Николаевич Ковальчук, скульптор, народный художник Российской Федерации – Уважаемый Андрей Николаевич, расскажите о тех, кто помог вам стать скульптором, кто был вашим учителем и наставником. – Передо мной не стояло выбора, кем стать. С раннего детства я наблюдал за тем, как работал мой отец – академик скульптуры Н.А. Ковальчук. Я видел, как он горел своим делом, как буквально «проживал» каждую свою работу. Для него не было ничего неважного, несущественного. Он и меня учил так смотреть на мир: вдумчиво, ответственно, без суеты. И сегодня, когда у меня так много времени уходит на общественную и педагогическую деятельность, я часто вспоминаю его уроки. Бесспорно, он был моим самым первым и самым главным учителем. И я очень горжусь тем, что работал под его началом. Мы вместе создали много работ. Еще нельзя не упомянуть моего учителя – выдающегося скульптора Олега Константиновича Комова. На Страстном бульваре в Москве стоит памятник Сергею Рахманинову. Замысел этого памятника принадлежит Олегу Комову, он начал над ним работать, но не успел завершить. После его кончины мне довелось его закончить. Памятник Сергею Рахманинову – Первой работой, принесшей вам известность, стал памятник жертвам Чернобыльской аварии, установленный на Митинском кладбище в Москве. Эта работа для меня лично особенно памятна. На кладбище похоронены обе мои бабушки, и путь к их могилам лежит мимо этого памятника. Убеждена, что все люди, видящие этот монумент, не могут пройти мимо, не вспомнив о трагических событиях на Чернобыльской станции.

http://pravoslavie.ru/131657.html

Конференция «Наука. Философия. Религия» это дискуссионная площадка, которая собирает представителей науки, философии и богословия для обсуждения и экспертной оценки актуальных проблем современности. Конференция существует с 1990 г. Каждый год предметом рассмотрения становится определенная тема. В предыдущие годы на конференции рассматривались вопросы биомедицинских технологий, проблем существования человека в техническом мире, взаимосвязи экологического кризиса и ценностных установок современного общества. Программа конференции «Наука. Философия. Религия» тема: «Человек перед вызовом новейших информационных и коммуникативных технологий» 21 октября (понедельник) 9.00—10.00 Регистрация участников конференции 10.00– 11.30 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Приветствия и выступления 11.30– 11.45 Перерыв 11.45 – 13.30 Заседание 1. ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Ведущий: Павленко Андрей Николаевич, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН, д.филос.н., профессор Доклады : Дискуссия 13.30-14.30 14.30–16.00 Заседание 2. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Ведущий : Колин Константин Константинович, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН Доклады : Выступления : Дискуссия 16.00 – 16.15 Перерыв 16.15 – 18.00 Заседание 3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Ведущий : Михайловский Александр Владиславович, доцент философского факультета «Высшей школы экономики», к.филос.н. Доклады : Дискуссия 18.00–18.15 Перерыв 18.15–20.00 Заседание 4. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (продолжение) Ведущий : Павленко Андрей Николаевич, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН, д.филос.н., профессор Доклады : Выступления : Дискуссия 22 октября (вторник) 10.00 – 11.30 Заседание 5. ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Ведущий: Павленко Андрей Николаевич, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН, д.филос.н., профессор

http://pravoslavie.ru/65096.html

Аверьянов Виталий Владимирович, директор Института динамического консерватизма; Боголюбова Галина Васильевна, президент Славянского фонда России, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России; Бондаренко Юрий Константинович, президент фонда «Возвращение»; Вяземский Юрий Павлович, автор и ведущий программы «Умницы и умники» (1 канал), зав. кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России; Костенко Борис Игоревич, генеральный директор телеканала «Спас»; Бурляев Николай Петрович, народный артист РФ, президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь», киноактёр, кинорежиссёр; Варламов Алексей Николаевич — писатель, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат литературной премии А. И. Солженицына и премии «Большая книга»; Владышевская Татьяна Феодосьевна, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения; Володихин Дмитрий Михайлович, член Союза писателей России, лауреат Премии Президента РФ в области образования; Ганичев Валерий Николаевич, председатель правления Союза писателей России; Крупин Владимир Николаевич,академик, член Президиума Академии российской словесности, член Президиума Всемирного русского собора, сопредседатель Союза писателей России; Крупина Надежда Леонидовна, главный редактор научно-методического журнала «Литература в школе», кандидат педагогических наук; Лавров Владимир Михайлович, заместитель директора Института Российской истории РАН, доктор исторических наук; Медушевский Вячеслав Вячеславович, профессор МГК им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения; Мультатули Пётр Валентинович, историк; Нарочницкая Наталья Алексеевна, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук, руководитель Института демократии и сотрудничества; Никешичев Михаил Валерьевич, профессор МГК им. П.И. Чайковского, кандидат психологических наук, заслуженный артист России, председатель Танеевского общества; Плоткина Алла Григорьевна, режиссер, лауреат национальной премии «Овация», международной премии «Серебрянная маслина», доцент кафедры телевидения ВГИКа им. С.А. Герасимова;

http://pravmir.ru/deyateli-kultury-rossi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010