В гл. 13-й опять полное возвращение к тексту Евангельскому: «князь священников Иудейских», дерзновенно коснувшийся гроба Божией Матери с целью ниспровергнуть его и пораженный отнятием рук, обращаясь к апостолу Петру с просьбою об исцелении, напоминает ему, что в ту приснопамятную ночь, когда он отрекся от Христа, и когда служанка обвинила его в принадлежности к обществу Христа, «он сказал о нем хорошее». И в ответ на приглашение Петра веровать в Господа Иисуса и чрез эту веру получить исцеление, он выражает сомнение в возможности спасения для себя, как одного из тех людей, которые сами злословили Христа, крича: «кровь Его на нас и на чадах наших»... ( Мф. 27:25 ). В глл. 14 и 15 – чудо исцеления князя священников Иудейских и пораженного слепотою народа описывается подробнее, чем в соответствующих местах «Слова Ап. Иоанна» (гл. 46, 47). В гл. 16-й Апостолы погребают тело Божией Матери в новом гробе ( Ин. 19:41 ) и запирают гроб (ср. Мф. 28:66 ). Сами же они сидели у дверей гроба, как повелел им Господь, – и вот внезапно пришел Господь Иисус Христос с великим множеством Ангелов etc. (Ср. Деян. 11:12 ). Явившийся ко гробу Господь говорит Апостолам: «прежде чем Я взошел к Отцу Моему, Я обещался вам, говоря, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престол славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых?» ( Мф. 19:28 ), – и спрашивает их: «что же должно воздать после этого Божией Матери, избранной ото всех колен Израилевых?» Апостолы признают справедливым, чтобы тело Ее было воскрешено и по соединении с душою было перенесено в рай. В гл. 17-й Архангел (Гавриил) отваливает камень от двери гроба, совершенно как и при воскресении Иисуса Христа (ср. Мф. 28:2 ). В гл. 18-й Господь говорит Апостолам: «мир вам, как Я всегда был с вами, так и буду даже до скончания века» (ср. Мф. 28:20 ). И тотчас, как сказал это Господь, поднятый на облаке отошел на небо etc. Так описывается и вознесение Господа ( Деян. 1:9 ). Должно заметить вообще, что в истории воскрешения Божией Материи перенесении Ее с телом в рай «книга Мелитона» очень разнится от «Слова Ап. Иоанна», где все эти подробности опущены и не упоминается о присутствии при этом событии Апостолов. Вся эта вставка (гл. 16–18) принадлежит именно автору книги Мелитоновой, и легко можно видеть, что она вся создана им на элементах евангельского повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

В «Записках странного человека» противопоставлены «мишурный блеск поддельной красоты» Антихриста и божественная красота Иисуса Христа. Характеризуя преображённое естество, Свенцицкий там трижды использует эпитет «прекрасное» (в т. ч. как синоним слова «святое»), тогда как «красота» в послесловии фигурирует в качестве завершающего штриха религиозной концепции. 162 Генерал-губернатор ваше превосходительство... – После того как раненый террористом 23 апреля 1906 Ф. В. Дубасов уехал лечиться за границу, обязанности генерал-губернатора исполнял командующий Московским военным округом генерал-лейтенант Сергей Константинович Гершельман (1853–1910), официально назначенный на должность 5 июля. Только он титуловался «Ваше превосходительство», все же предшественники имели более высокий, 2-й класс в Табели о рангах, к ним должно было обращаться «Ваше высокопревосходительство» (например, генерал-губернатор Москвы с 14 апреля по 30 июля 1905 А. А. Козлов имел звание генерал от кавалерии). Эпизод с неудавшимся расстрелом солдат свидетельствует о действии военно-полевых судов и характерен именно для 1906. 164 Рыбников Николай Николаевич – популярный в Москве начала ХХ в. практикующий врач, секретарь совета ИМУ 165 ...посадили в кутузку чудотворца! – Ср.: «Упекли пророка в республику Коми...» (А. Галич. «Поэма о Сталине»). 166 Нечего было и народ смущать... – «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: «пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа». И они приходят к тебе, как на народное сходбище... и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву… Ты для них – как забавный певец с приятным голосом… они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк» ( Иез. 33:30–33 ). 167 Вязига – сухожилия, связки, расположенные вдоль хребта у красной рыбы (стерляди, севрюги и т. п.). 171 Церковь одна. – И поныне спор о катехизическом опыте А. С. Хомякова « Церковь одна» не ослабевает, хотя его тезисы просты. Церковь есть единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, ей покоряющихся; с точки зрения человека, делится на земную и невидимую (§ 1). Первая творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно, не судя остальному человечеству (в т. ч. связанному с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть) и не произнося приговора над не слышащими её призыва (§ 2). Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь освящает всё человечество и всю землю, а не народ или страну (§ 4). В Символе веры нет слова «православная», ибо это название временное – когда исчезнут ложные учения, оно будет не нужно (§ 11). Многие мученики спаслись, не успев принять даже и крещения, но приобщившись радости святого единства церковного, явленной в дарах Духа Святого – вере, надежде и любви (§ 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В запрестольном аркосалии, окаймленном серебряным «сиянием», – большая икона Спасителя, со связанными руками и в терновом венце, с клеймами Страстей, в дорогом серебряно-вызолоченном окладе. За престолом – высокое Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей (слева) и Иоанном Богословом (справа). Над Крестом – традиционная надпись «И Н Ц И» (Иисус Назорей, Царь Иудейский) на трех языках. Как сказано в Евангелии, «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский... и написано по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19:19–22). Уместно сказать здесь несколько слов о последующей судьбе некоторых святынь Голгофы. Сегодня на святом месте является подлинной лишь сама скала, послужившая некогда природным «пьедесталом» для Спасительного Креста. Крест был, как известно, обретен св. царицей Еленой и находился частью в Иерусалиме, частью в Риме и Константинополе. В Риме, в церкви Санта Кроче Ин Джерузалеме, хранятся три фрагмента (щепы) Креста, один из св. гвоздей и Titulus Crucis – дощечка с надкрестной надписью краской (на греческом, латинском и едва различимом еврейском)... Переходим к правому, католическому приделу. Как и большинство католических св. мест в Иерусалиме и Палестине, он принадлежит францисканцам. Серебряный алтарь, выполненный мастером Домиником Портиджиани (из монастыря Сан-Марко во Флоренции), пожертвован в храм в 1588 г. Фердинандо Медичи, великим герцогом Тосканским. Он предназначался первоначально для Камня Миропомазания, чем и объясняется его вытянутая, удлиненная форма. Но из-за трений между конфессиями, францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им приделе Голгофы. Из описаний паломников известно, что во времена крестоносцев церковь на Голгофе была вся украшена мозаиками. Сохранилась из них лишь одна – фрагмент «Вознесения Христова» на своде центральной арки. Нынешний свой вид католический придел Голгофы приобрел в 1937 г., автором проекта реставрации был уже известный нам А. Барлуцци.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В эту сокровищницу, в этот нерукотворный храм, воздвигаемый человечеством Христу Спасителю, вносится все хорошее, что человек может изнести из глубины своего духа, все святейшее, чистейшее, во что он верует, чем живет, что составляет святая святых его души... Различно участие в великой работе. Одни созидают непосредственно; другие причастны ей, только как члены того общества, рост и развитие которого обусловливает явление великих, выдающихся работников, в работе своей выражающих содержание духовной жизни целых эпох в высших и совершеннейших ее областях. Различной ценности и те камни, какие сносятся на строение великого здания, и нет сомнения, что и к этому зданию приложимы слова Апостола: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные ( 2Тим. 2:20 ); нет сомнения, что иные из числа приносимых на его сооружение жертв бесполезны, а другие и совсем не отвечают достоинству Того, в Чье имя они приносятся. Может ли, однако, это служить основанием к прекращению работы величайшей важности и значения?.. Неудача некоторых должна ли служить к осуждению труда всех?.. Abusus non tollit usum, – говорит древнее изречение. В чем же великое значение научно-художественного воспроизведения Лица Спасителя?.. Какой смысл общечеловеческого труда воссозидания образа Его?.. И какое отношение имеет он к тому изображению Христа в сердце отдельных верующих («доколь не изобразится в вас Христос»...), которое единственно необходимо для спасения их, которое навсегда привязывает человека ко Христу силою возбуждаемой им любви к Нему?.. Мы подошли к главному вопросу своего исследования. Первый ответ на него мы укажем в том принципе единения, осуществляемого чрез любовь, который прилагается христианством и к делу познания Сына Божия. Скажем подробнее о применении, которое получает здесь этот великий принцип. Апостол говорит об учреждении в Церкви иерархии, что она предназначена – «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Великий Апостол любви, Иоанн, свидетельствует, что дерзновение рождается любовью ( 1Ин. 4:17 ). Но в мире нет власти, препобеждающей любовь, нет силы торжествующей над нею, нет величия и славы, светлейших её... И всесильно, потому, дерзновение любящих во имя Бога любви, любовью создавшего мир, как добро, любовью победившего его, как зло. 364 В пользу обоих предположений, т.е. в пользу тех предположений, что 1), не смотря на полнолуние, было темно и 2) не смотря на весну, – холодно, мы имеем в Евангелии весьма весские данные. Лук. 22:53 Господь говорит собравшимся против Него первосвященникам, и начальникам храма, и старейшинам: «каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы». – В последних словах нельзя видеть указания на один только духовный мрак, время владычества которого тогда наступило: против такого понимания дела со всею силою говорило-бы противоположение этого времени – дневному времени, когда Господь учил в храме. Мысль именно та, что злое дело не посмело совершиться при свете дня и совершено было под покровом ночной темноты. Слова Господа прямо указывают на ту мрачную обстановку, среди которой захватили Его... Затем Ин. 18:3 читаем: «Иуда, взяв отряд воинов и служителей, от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями, и светильниками, и оружием». Зачем взяты были фонари и светильники? Некоторые толкователи ( Hengstenberg: Das Ev. d. heil. Ioh. S.181, Meyer: Handb. uber d. Ev. S. 509, Luthard: Das Ioh. Ev. S. 379, Comm. ub. d. Ev. d. S. 526) предполагают, что это сделано было на случай, если бы Господь скрылся где либо в тёмном месте сада. Но, не задаваясь вопросом о том, сколько могли помочь делу при полном лунном сиянии светильники и фонари, и могла-ли даже в них возникнуть в таком случае нужда, – ибо в светлую лунную ночь в саду спрятаться всё же трудно, а если и возможно, то не с меньшим удобством, чем и при свете фонарей, – мы заметим только, что и самая возможность предположить у воинов намерение производить тщательные поиски за Господом в саду Гефсиманском подлежит сильному сомнению, или, говоря точнее, стоит даже в некотором противоречии с тем обстоятельством, что они следовали за предателем, который и должен был указать им Господа, – а по выразительному, тут-же рядом стоящему замечанию Евангелиста (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Господь воссел одесную Отца, но и «нас, – пишет Апостол: Бог воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2:6 ). Господу дана была всякая власть на небе и на земле, но и верующие в Него, «приемля обилие благодати и дар праведности, будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». ( Рим. 5:17 ). Верующие в Сына Человеческого суть наследники Божии, сонаследники-же Христу ( Рим. 8:17 ; ср. Еф. 1:11 ), и вся жизнь их сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Не все, впрочем, сейчас указанные моменты небесной славы Сына Человеческого и представляемого Им человечества должно разуметь в разбираемых словах, – хотя и бесспорно, действительно, что на кресте Сына Человеческого она зиждется и утверждается. В данном случае Господь скорее всего говорит об одном ближайшем моменте Своего прославления после смерти Своей, – именно о воскресении Своём из мёртвых. Что ото так, – ясно укалывают последние слова Его: «и абие прославит Его» 38 . – «Этим свидетельством предсказывает воскресение Своё не как наше – в конце века, но абие следующее» – изъясняет блаженный Августин 39 . Полное-же и совершенное небесное воздаяние за подвиг Богочеловека и совершенное воссоединение Его с Отцом в Божественной славе Его разумеется в первосвященнической молитве Его, когда Он обращается ко Отцу: «Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя... и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир небысть» (17:1, 5); и потому то слова сей молитвы Господа, о которой – «дерзновенно и говорит языком человеческим» 40 , и которая приводит нас к неизмеримым глубинам вопроса об отношениях вечной славы Сына Божия к славе Его по вознесении, – не могут считаться параллельными настоящим словам Его. Если Сын Человеческий прославил Бога в Себе (ν ατ), – если в Его подвиге слава Божия существенно и неотделимо соединилась с Его собственною славой и достигнута была одновременно с нею и в одном и том же, – то и прославление Сына Человеческого Богом совершается в Нём Самом («и Бог прославит Его в Себе» – ν ατ 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Гробница подобно виденным уже нами Гробу Господню и Гробу Богородицы в Гефсимании, тоже пуста. Воскрешенный Лазарь проживет еще долгую жизнь, будет епископом на острове Кипр, в Киттионе (нынешняя Ларнака), там в преклонном возрасте умрет во второй раз и будет погребен. И – своеобразный знак судьбы – гробница в Ларнаке тоже останется пустой: мощи святого в византийское уже время будут перенесены в Константинополь... Но это потом. А сейчас – благодарные и ликующие Марфа и Мария склонились к ногам Господа у могилы воскресшего брата. И будет пир в доме Симона Прокаженного – развалины его странными зубцами торчат на взгорке непосредственно за гробницей Лазаря (католические авторы считают, что это развалины башни, выстроенной королевой Мелисендой в 1143 г. для защиты основанной ею здесь женской бенедиктинской обители). В доме Симона Прокаженного находит свое продолжение вифанская история. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их волосами своими, и дом наполнился благоуханием. И когда раздались лицемерные укоры Иуды Искариота, что, мол, лучше было бы «продать это миро и деньги раздать нищим», Спаситель горестно ответил: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Возливши миро сие, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (см. Мф. 26, 10–13 ). Эти слова оказываются решающими для Иуды. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников»... Праотец Авраам, когда нужно было купить землю для погребения Сарры, купил ее у Ефрона Хеттеянина за 400 сиклей серебра. И притом оба, продавец и покупатель, считали эту сумму ничтожной: «Для меня и для тебя что это» ( Быт. 23, 15 ). Теперь за Сына Божия предлагают всего лишь тридцать – на которые можно было купить несколько квадратных саженей скалистой Акелдамы – «Земли крови». Так Вифания стала не только домом дружеской любви, верности и воскресения, но и домом предательства...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. ...Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» ( Ин. 14:6–9 ). Не случайным и совсем не неуместным (как то многим представляется) был вопрос Филиппа: это был в последний раз вознесенный вопль человечества к небесному Отцу: Отче наш ! Явись нам. Приблизься к нам, чтобы нам полюбить Тебя, как алчет сердце наше!.. – Учитель и ученик понимали друг друга, понимали, о чем шла речь обоих; но со стороны Филиппа понимание было несовершенно: Апостол, человек, недоумевает и трепещет пред величием благодати Бога, отложившего всю славу Свою, чтобы явиться людям. Он даже верует, он благоговеет пред величественными словами Христа: Азъ есмь.., но он смущен величием Божия снисхождения. Неужели же это так?.. Неужели Бог явился уже человеку?.. И неужели Он не только явился, но и явился, чтобы совсем близким стать ему, – не в славе Своей, не в трисиянном свете ее, не среди громов, не в блеске молний, а в сем кротком, бесконечно любящем Учителе?.. Но это истинно так: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте по самым делам»... ( Ин. 14:11 ). Вот в чем непреходящее значение христианства, вот в чем источник вечного обаяния и силы его. Если вечно будет существовать в роде человеческом религия, т. е., если не выродится само человечество ( Лк. 18:8 ): то этой религией может быть только христианство, религия Богочеловека Христа. В ней человечество воистину достигло исполнения всех чаяний, какими искони жило, ее значение не прейдет, не умалится. Своим учением о Богочеловечестве Христа Спасителя она навсегда будет дороже человеку (в общем) самой жизни его. В этом с христианством не может сравниться ни какая другая религия. Религиозные чувствования принадлежат вообще к числу сильнейших и могущественнейших в жизни человека; во имя их скорее, чем из-за чего-либо другого, он готов перенести все и всем пожертвовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

– Есть у меня подруга, тоже царская дочь; она прежде ко мне в гости приезжала вот как: сама на белом большом муле разубранном, из дальнего Египта его купили. А за ней двадцать пять подруг и служанок на чёрных больших мулах, и двадцать пять евнухов чёрных, и двадцать пять евнухов белых, и 200 человек отборного войска с копьями; только без музыки она ехала. А я хочу теперь съездить к ней и погордиться пред нею, что я гораздо лучше ее. Прикажи, чтобы для всех подруг и служанок моих из Египта белых мулов и ослов больших привезли, и чтобы евнухов было около меня пятьдесят чёрных и пятьдесят белых, и войска чтобы было еще больше, и чтобы всю дорогу, как я поеду, играла предо мной музыка. – Хорошо, – сказал Петро. И тотчас же снарядил корабли в Египет, чтобы везли скорее белых ослов и мулов и войско изготовили бы все в роскошном одеянии. Когда привезли белых ослов и мулов и все было готово к путешествию царевны, кормилица ее, которая ненавидела Петро, сказала ей: – Что ты радуешься и гордишься. Ты бы попросила мужа, чтоб он велел всех мулов и ослов этих серебром чистым подковать слабо, чтобы, как в город будешь въезжать к подруге своей, так подковы бы эти падали и народ бы подбирал их. Посмотри, он тебе откажет в таком великолепии! Сердце царевны раздражилось; она пошла к мужу и сказала ему так, как говорила кормилица, и прибавила: – Я тебя царским сыновьям предпочла и всячески пред тобою смиряюсь, поэтому и ты должен уважать меня!.. – Я уважаю тебя! – отвечал Петро. И приказал, смеясь, подковать не серебром, а чистым золотом, и не только тех белых ослов и мулов, на которых царевна и другие женщины должны были ехать, но и всех коней под евнухов и под войско. Царевна поехала к подруге своей, превознесенная от гордости и от радости, и в той стране все изумлялись и завидовали ей. Народ бежал за ней по улице и подбирал золотые подковы. Возвратившись домой, царевна начала опять думать, что бы еще удивительное достать или сделать. И каждый день придумывала, а Петро, хотя и занят был ум его царскими делами и ежеминутною опасностью

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Задача ясна, но, вместе с тем, ее разрешение весьма затруднительно. В упомянутой статье своей о. архимандрит Антоний пишет: «Имеется ли в Ветхом Завете понятие утешение, утешитель, в смысле нравственного удовлетворения? Имеется и именно в совершенно тождественной связи идей, как и в Прощальной речи Спасителя. Видел я, говорит Екклезиаст, всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли ( Еккл. 4:1–2 ). Ужасны, по слову Екклезиаста, не столько самые страдания, сколько отсутствие при них утешения, осмысления их». – Что в Ветхом Завете, как и в Новом, имеется весьма много мест, где говорится об утешении и об утешителе, – это несомненно, но сущность задачи заключается в том, чтобы доказать, что слово Параклит тождественно с еврейским словом, означающим понятие об утешителе: доказывает ли это приведенное место из книги Екклезиаст? «Слово утешитель, – читается далее в той же статье, – обозначается в греческой Библии тем выражением, как и утешитель Нового Завета, параклит (Παραχλητος, παραχαλων), в еврейском «менахем», от глагола «нахам». Глагол этот именно обозначает удовлетворение» и пр. Если бы еврейское слово «менахем» (утешитель) в греческой Библии действительно переводилось словом Параклит (Παραχλητος), то должно было бы признать, что это – прямое подтверждение тождественности обоих слов; к сожалению, в греческой Библии в данном случае стоит не Παραχλητος, а παραχαλων, – а это два различных слова. Конечно, оба они имеют одинаковый корень и близкое звуковое сходство, но из этого ничего еще не следует: известно, что от одного корня могут производиться многие слова с различным значением, особенно – если одно из них глагол, другое – причастие в значении существительного, третье – существительное, а четвертое – прилагательное (Παραχλητος – существительное, а παραχαλων – причастие). 176 И если бы даже допустить, что значение корня в неизменном виде сообщилось обоим словам, и тогда бы их нельзя было смешивать и отождествлять между собою, ибо paracalwn имеет действительное значение – утешающий, а Παραχλητος (от παραχεχλησϑαι) должно бы иметь страдательное значение – утешенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010