Том I • Том II • Том III • Том IV Лекции по истории древней церкви. История церкви в период Вселенских Соборов Четвертый том собрания церковно-исторических трудов В. В. Болотова содержит первые два раздела третьей части «Лекций по истории древней церкви». В этих разделах излагается история взаимоотношений Церкви и государства и дается очерк церковного строя в IV–IX вв. Кроме того, впервые публикуются фрагменты лекций В. В. Болотова о монашестве. Редакционная коллегия А. И. Сидоров (председатель), Е. А. Карманов, В. П. Лега , А. В. Храпов Издание подготовил А. В. Храпов Содержание История церкви в период вселенских соборов Отдел первый. Церковь и государство I. Обращение в христианство Константина Великого II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством III. История отношении между церковью и государством со времени Константина Великого 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике 3. Религиозная политика императоров после Юлиана IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли V. Права и привилегии церкви в христианском государстве 1. Имущественные права 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет) 3. Судебные привилегии 4. Право ходатайства и право убежища 5. Прочие менее важные законы в пользу церкви Отдел второй. Церковный строй I. Клир и иерархия 1. Условия вступления в клир 2. Увеличение клира и новые церковные должности 3. Диаконы и пресвитеры 4. Епископы Приложение Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов Избрание папы в римско-католической церкви II. Формы церковного союза Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле Митрополии Экзархаты Патриархаты а) Константинопольский патриархат б) Александрийский патриархат в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты г) Патриархат Justinianae Primae д) Римский патриархат и развитие папства Римский епископ как патриарх запада Притязания римского епископа на главенство в церкви вселенской: римский епископ как папа Соборы Перемены в форме церковного союза Приложение: Заметки по истории раннего монашества (фрагменты лекций) Происхождение монашества  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

12. Суббота 3-й седмицы по Пасхе. Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля) . Прп. Дионисия Радонежского. Прп. Антония Радонежского. Служба свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля), в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и свт. Епифания, глас 5-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...» Примечание. Если в субботы Пятидесятницы случится память двух малых святых, на «Господи, воззвах» поются стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени. Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 2-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисейскую песнь...» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

Скачать epub pdf Февраль Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 1. 2. С. 289–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —289— словам истины свою ложь и заблуждение. В самом деле, как могло случиться, что принявшие этот новый завет, много лучший прежнего, возвратились к почитанию идолов?) Итак, говорит, все познают Меня, ибо как это чувственное солнце освещает всю видимую землю, так Солнце правды Христос Бог наш для всех воссиял лучи боговедения чрез Евангелие, просветил мысль всех нас и исполнил божественного ведения и благодати. А кто такие эти, пусть сами скажут. Если они присоединятся к нам, то станут мыслить согласно с истиной и нами, как запечатленными печатью Христа Бога нашего и именующимися Его именем. Если же они пойдут к противному, то это есть явно действие нечистого духа. Пусть же научат этих невежд и неучей дети в храме, когда они сами собою совершали это, взывая: Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! ( Мф.21:9 ). Пусть устыдят их дети язычников, которые выказывали великое и удивления достойное усердие, любили беседы Иисуса и просили учеников Его привести их к Нему ( Ин.12:20 сл.). Ведь народ Иудейский Бог всяческих обвинял голосом пророков в тягчайших преступлениях, говоря: позна вол стяжавшего и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша ( Ис.1:3 ), как бы видя, что невежество и неразумие их превышает грубость неразумных животных. О нас же, на которых снизошел свыше дар ведения, и которым пророк усвояет блаженство и благословения, как отгнавшим неразумие их и невежество, он ясно предвозвестил, что мы познаем Его. И достоверность этого пророческого слова подтверждается неоспоримым явлением истины в самых делах (фактах). —290— Да устыдятся же, наконец, опирающиеся на ложь и нечестиво и невежественно вопиющие против правого учения христиан, яко наполнися вся земля ведения Господня ( Ис.11:9 ). И: полны суть небеса и земля славы Его ( Ис.6:3 , – Авв.3:3 ср. Сир.42:16 ). Везде по всей вселенной прославляется святая вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Социологический анализ религиозного состояния общества См. также: Религия и общество 2854–2866). 1613. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет страны//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 195–205. 1614. Мчедлов М. П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 225–236. 1615. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в ХХ в. (некоторые статистические данные)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 170–182. См. также 2857. Религия, Церковь и культура 1616. Алабин Л. Н. Слово, богослужение и театр//РЧ, 6-е. 1998. С. 287–296. Воцерковление культуры. 1617. Балабанов В. Н. Образ души православной//РЧ, 4-е. 1996. С. 132–143. Творчество рус. художественной интеллигенции и идеалы российского государства. 1618. Доброхотов А. Л. Культура и христианство//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 3–13. 1619. Журавлев В. К. Русский язык и русский национальный характер//РЧ, 4-е. 1996. С. 316–341. Формирование национальной идеологии в России и ее отражение в языке. 1620. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры//АиО. 1997. 3(14). С. 325–345. 1621. Иоанн (Экономцев), архим. Православие как первооснова и оправдание русской культуры/Игум. Иоанн (Экономцев)//РЧ, 6-е. 1998. С. 24–36. 1622. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура: Докл. на Всемирной миссионерской конф. (Сальвадор, Бразилия, 24 нояб. – 3 дек. 1996)//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 15–34. 1623. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Православие и культура: [Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18–21 мая 2000 г.]/Еп. Константин (Горянов)//ХЧ. 2000. 19. С. 3–20. 1624. Круглый стол «Богословие культуры». 7 июня 1996, Москва//Страницы. 1996. 2. С. 157. 1625. Круглый стол «Богословие культуры» (июнь 1996, Ин-т искусствознания РАН)//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 103–104. Диалог богословов (ББИ) со специалистами по важнейшим проблемам мировой культуры. Обзор основных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тюрьме мы часто имеем дело не c преступником, а с жертвой Как тюремный священник Константин Кобелев выступил в защиту прихожанина 20 июня, 2017 Как тюремный священник Константин Кобелев выступил в защиту прихожанина «Вот сегодня я в Бутырской тюрьме, например, исповедовал человека, которого судят за то, что он похитил букет стоимостью 169 рублей, ему за это дают 3,5 года». Тюремный священник Константин Кобелев привел своих прихожан на судебное заседание, чтобы не допустить «явного беззакония». Максима Хохлова, духовное чадо священника, обвиняют в краже. Священник не может раскрыть тайну исповеди, но знает, что обвиняемый невиновен. По просьбе «Правмира» отец Константин рассказал подробности этой истории, а также о том, может ли Церковь изменить отношение к преступникам и подозреваемым. Надеюсь, мы добьемся оправдания Максима Хохлова – Скажите, пожалуйста, что вас побудило опубликовать обращение в защиту Максима Хохлова? – Я давно знал Максима, еще в то время, когда он находился в Мордовии, знал его судьбу. Мы опубликовали о нем материал на нашем сайте. Я знаю священника, который там, в Мордовии, помощник начальника по организации работы с верующими заключенными. Конечно, мне было удивительно, что он опять арестован, попал в Бутырскую тюрьму. Я его неоднократно посещал, беседовал, исповедовал, венчал его с супругой, поэтому я многое знаю. Конечно, видно, что человека пытаются осудить совершенно незаконно, хочется ему помочь. – Для священника это все-таки нестандартное выступление. Мы привыкли, что священники, как правило, выступают за государство, а не обличают несовершенства системы. – Нет, почему же? Я выступаю за интересы государства, потому что я государственный служащий, я сотрудник уголовно-исполнительной системы. Наша уголовно-исполнительная система очень страдает от этого, потому что, во-первых, переполнение камер у нас большое. Того же самого Максима можно было не сажать в Бутырку после того, как его заподозрили в этом преступлении. Зачем-то было сказано, что у него нет жилья, места работы, якобы, поэтому его поместили в СИЗО.

http://pravmir.ru/v-tyurme-myi-chasto-im...

Глава II 19 . Состояние церковного управления и иерархии § 3. Учреждение патриаршества в России В XVI в. Московская Русь представляла собою богатое, могущественное государство. Прежний великий князь в лице Ивана Васильевича Грозного получил царский титул и царское коронование. После падения византийского императорского престола (1453 г.) русский царь стал в глазах Русских наследником византийских императоров, а в глазах Греков, страдавших под властию неверных Турок, «кормителем, покровителем и ктитором константинопольской патриархии». Соответственно с этим и московская митрополичья кафедра стояла очень высоко. Богатства ее и Московского государства побуждали восточных иерархов – не исключая самого константинопольского патриарха – обращаться сюда за пожертвованиями. Пределы московской митрополии были шире стесненных пределов любого из восточных патриархатов (если из константинопольского исключить русскую митрополию, входившую в его состав); двор московского митрополита также велик, как двор государя. Московский митрополит был свободнее в проявлении своих церковных прав, чем патриархи Востока, стесняемые на каждом шагу. Под охраною православных государей митрополичья кафедра в Москве стояла тверже и обеспеченнее, чем костантинопольская патриаршая, сделавшаяся игралищем в руках султана или визиря. Власть московского митрополита в действительности была нисколько не ниже патриаршей: он правил епископами, называл себя их «отцом, пастырем, утешителем и главою, под властию и в воле которого всея Русския земли владыки суть». Он еще с XV века, по согласию константинопольского патриарха, избирался на Руси без ведома и благословения патриаршего; русская митрополия уже прекратила иерархические сношения с патриаршею кафедрою. Если оставалась какая – либо зависимость московского митрополита от патриарха, то лишь поминальная, так как русская митрополия еще числилась в составе константинопольского патриархата. Своею лестию пред московским митрополитом сами патриархи развивали в нем высокое о себе мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые равноапостольные солунские братья К Кирилло-Мефодиевским торжествам 21.05.2007 431 Время на чтение 3 минуты СВЯТОЙ КИРИЛЛ Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин) - просветитель славян, родился в 827 г. в г. Солуни в семье знатных аристократов. Он был младшим из семи братьев. Слушая лучших учителей Константинополя, в том числе будущего патриарха Фотия, он получил блестящее образование. За светлый ум и большие познания Константина прозвали Философом. В школе он был другом будущего императора Михала III. Константин знал греческий, латинский, древнееврейский и славянские языки. Посвященный в пресвитера, он стал главным архивариусом патриаршей библиотеки при Соборе св. Софии. Направляясь с миссией в Хазарию, он посетил Корсунь, задавшись целью найти мощи святого апостола Климента - папы Римского. Замечательный успех Константина произвёл сильное впечатление не только в Крыму, но и во всей Западной Европе, когда мощи апостола преемника апостола Петра были доставлены в Рим. Через два года вместе с братом Мефодием по просьбе моравского князя и по изволению патриарха императора Константин прибыл в Паннонию, затем в Моравию, где св. братья составили славянскую азбуку. Вместе с помощниками они проповедовали и переводили на славянский язык богослужебные книги. То был период резкого обострения отношений между Римом и Византией патриарх Фотий предъявил папе Николаю 60 претензий в отступлениях от " правой веры " . Бывший учитель философии в высшей столичной школе Константин был убеждён в том, что каждый народ вправе иметь своё письмо, свой язык, чтобы приобщиться к ценностям мировой культуры. Богослужение должно быть тоже на родном языке. Сохранились записки Анастасия Библиотекаря, близкого к папе Николаю, в которых он с восторгом отзывается о достоинствах Кирилла, как мыслителя, богослова и проповедника. Император вызвал братьев из монастыря " Олимп " и послал к хазарам для проповеди и диспутов о вере. Немецкие епископы, служившие в Моравии по-латыни, подали жалобу на братьев, переговоры с которыми вёл папа Адриан II, сменивший Николая. Он не только одобрил труды братьев-просветителей славян, но по их просьбе даже посвятил их помощников-учеников в священный сан и утвердил богослужение на славянском языке, о чём издал буллу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

К читателю Сочинение святейшего патриарха Константинопольского Филофея, которое мы издаем в переводе как житие святого Григория Паламы , собственно, озаглавливается так: «Святейшего и мудрейшего архиепископа Константинопольского, Нового Рима и вселенского патриарха кир Филофея похвальное слово иже во святых отцу нашему Григорию, архиепископу Фессалоникийскому, Паламе» 1 . Это похвальное слово, вместе с похвальным словом тому же святителю Григорию патриарха Константинопольского Нила, издано в Иерусалиме в 1857 году 2 , как введение, с прекрасным предисловием к беседам святителя Григория. Раньше это же самое похвальное слово патриарха Филофея под заглавием «Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы» было издано в Вене в 1784 году в переводе на разговорный греческий язык, сделанном иеромонахом Афанасием Парийским, иждивением «покровителя наук и ревнителя благочестия» Иоанна Гута Кафтанджола, в приложении к службе святителю Григорию, написанной также патриархом Филофеем, двум молебнам ему же и к молебну святому мученику Мироточивому Димитрию. Кроме того, в книге Афанасия Парийского напечатаны и следующие сочинения святителя Григория: «Десятословие», «Исповедание православной веры», а также и «Похвальное слово святителю Григорию патриарха Константинопольского Нила» 3 . Святой Григорий Палама – один из великих подвижников благочестия Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Во все время своего тринадцатилетнего святительства он был правилом веры и образцом святой жизни; его письменная деятельность была многосложна и многообразна. К сожалению, сочинения этого великого защитника православия большей частью еще не изданы в свет и хранятся в рукописях по разным библиотекам – Королевской в Париже, Императорской в Вене и других. Ибо паписты, наиболее, правда, умеренные и более осторожные, заметив в творениях святителя Григория Паламы неопровержимые улики против заблуждений западной церкви, утаили большую часть рукописных творений святителя Григория в своих библиотеках, чтобы обнародование их не посрамило многочисленных врагов его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Патриарх Тихон и Президиум Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. ЖМП 3 март 2021 /  20 апреля 2021 г. 15:00 Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА И ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был период, о котором мало известно, так как  документальных источников сохранилось не много. Речь идет о пребывании Зарубежного церковного управления в Константинополе с ноября 1920 по май 1921 года. Тогда РПЦЗ еще не обзавелась своей периодикой, а  формирование делопроизводственной базы началось позже, с переездом Зарубежного Синода в Сремские Карловцы (Сербия). Получается, что первые месяцы существования Зарубежной Церкви — некая terra incognita даже для специалистов. Столетие тех событий дает повод задуматься о причинах появления в эмиграции автономной церковной структуры.  PDF-bepcuя. В стране далече Поражение Русской армии П.Н. Врангеля в ноябре 1920 года привело к массовой эвакуации из Крыма как участников боевых действий, так и множества мирных жителей. Покинуло полу­остров и Высшее церковное управление (ВЦУ) Юга России, действовавшее на «белых территориях» в 1919–1920 годах (подробнее о нем см.: Юлия Бирюкова, Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах. ЖМП, 2018, 1. – Ред.). Правда, его глава, архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), свою епархию не оставил — за границей лидером церковной эмиграции стал митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Изначально архипастырь хотел распустить церковное управление и удалиться в монастырь, передав паству Поместным Церквам. Однако другие архиереи настаивали на продолжении деятельности ВЦУ, в частности архиепископ Евлогий (Георгиевский) и особенно епископ Вениамин (Федченков). Протоиерей Григорий Ломако вспоминал: «С митрополитом Антонием стоим у окна. Влетает бурнопламенный епископ российского христолюбивого воинства владыка Вениамин и выпаливает: — Открывается в Константинополе Высшее церковное управление заграничной Церковью.

http://e-vestnik.ru/history/zarubezhnoe_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010