Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз. Чтец константинопольского собора Святой Софии, именем Лев, присутствовавший на этом Соборе, рассказал, что во время своего пребывания в Едессе он поклонялся этому образу . В 944 г. византийские императоры, Константин Багрянородный и Роман I, купили Нерукотворный Образ у Едессы. Он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос, и император Константин сам составил в честь Образа проповедь, в которой прославлял его как палладиум Византийской Империи. Вероятно, к этому же времени относится, по крайней мере в большей своей части, служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются . Во Франции существует чудотворная икона Нерукотворного Спаса, которая в настоящее время хранится в ризнице собора города Лан. Икона эта считается балканского, может быть сербского, происхождения и относится к XII веку. В 1249 г. икона эта была прислана во Францию из Рима Яковом Пантелеймоном Тарциниусом, будущим папой Урбаном IV, своей сестре, игуменье цистерцианского монастыря . День празднования Нерукотворного Спаса отмечается как «от Едеса пренесение в Константинь град Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше святаго Убруса». Однако служба этого дня далеко не ограничивается памятью перенесения Образа из одного места в другое. Главное в ней — догматическое обоснование Образа и его содержание. Значение выражения «нерукотворный образ» следует понимать в свете Евангелия от Марка, гл. 14, ст. 58: Образ этот — прежде всего Сам Христос, воплощенное Слово, явленное «в храме Тела Его» (Ин. 2, 21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа (см. Исх. 30,4) теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами воплощения Бога . Здесь не образ Бога, сделанный по домыслу человеческому, а подлинный лик ставшего Человеком Сына Божия, который Предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. В день Нерукотворного Спаса Церковь почитает первую икону Бога, ставшего Человеком.

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков. Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря – 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией – 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578–582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии – 16 августа.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pere...

13 вересня 2008 р. 21:19 14 сентября память преподобного Симеона Столпника [Стаття] Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику. 29 серпня 2008 р. 00:00 Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа [Стаття] 29 августа Православная Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. 9 серпня 2008 р. 18:04 Послание архиепископа Сан-Францисского Кирилла в связи с предстоящей хиротонией архимандрита Феодосия (Иващенко) и празднованием 100-летия со дня кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского [Стаття] В воскресенье 7 сентября в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско будет совершена хиротония архимандрита Феодосия (Иващенко) во епископа Сиэтлийского, викария Западно-Американской епархии. Богослужение возглавит Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион. 8 серпня 2008 р. 12:00 9 августа — память святого великомученика и целителя Пантелеимона [Стаття] Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как святой покровитель воинов. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души. 5 серпня 2008 р. 18:00 6 августа — память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба [Стаття] Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына. Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник. Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли. В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа 3 , отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство. Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон 4 , был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ 5 .

http://pravoslavie.ru/55662.html

– Неси, отдай пославшему тебя. (Это были последние дни жития Господа на земле пред Его страданиями 5101 . И возвратился 5102 Анания в Эдессу к князю своему и отдал ему нерукотворенное изображение на убрусе лица Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и облобызал с любовью; поклонившись образу Христову, он тотчас получил облегчение в болезни, так что только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен был прийти к нему посланный Господом ученик. По вольном же страдании, воскресении и вознесении на небо Господа, в Эдессу пришел, по Божественной благодати, святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов: достаточно наставив Авгаря святой вере в Христа, святой Фаддей крестил князя; и когда Авгарь, войдя во святую купель, крестился, тотчас уничтожилась оставшаяся часть проказы, и он вышел из купели совершенно чистым, здравым телом и душою. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь город, и славилось в Эдессе имя Господа нашего Иисуса Христа, единого истинного Бога. Был же на воротах Эдессы стоявший здесь исстари идол какого-то языческого божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение. Этого идола Авгарь свергнул с его места и уничтожил; потом он устроил над воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь; наложив убрус нерукотворенного образа Христова на доску не гниющего дерева, Авгарь обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над вратами; кроме того, он сделал еще такую надпись золотыми буквами: – Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится. И повелел Авгарь всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову; он издал закон, повелевавший непременно воздавать таковую честь Господню изображению; это благочестное повеление Авгаря, огражденное законом, соблюдалось в течение многих лет: как во дни жизни его и его сына, по нем княжествовавшего в Эдессе, так и при его внуке. Затем, при одном из правнуков Авгаря, приявших княжение в Эдессе, возобновилось в городе древнее языческое нечестие: этот князь, развратившись, отступил от Христа и уклонился в идолопоклонство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены в столицу империи. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа (Убруса) существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т.н. «на керамии» (на черепице), отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Во времена иконоборческой ереси в Византии (VIII век) защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо константинопольскому императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ изображался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/135444.htm...

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост. Престольный праздник в храме Всемилостивого Спаса . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 марта, 2024 14 октября, 2023 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 9 апреля, 2023 7 апреля, 2023 8 января, 2023 7 января, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/proisxozhdenie-chestna...

Синаксарь На Преображение Господне Слово На Преображение Господне Память 7 Августа Житие Преподобного Отца Нашего Пимена Многоболезненного Преставление Преподобного Ора Черноризца Память Святого Преподобномученика Дометия Страдание Святых Мучеников Марина И Астерия Память 8 Августа Празднование Пречистой Богородице В Честь Явления Ее Пречестной И Чудотворной Иконы, Нарицаемой Толгской Память Святого Отца Нашего Мирона Чудотворца, Епископа Критского Память Святого Отца Нашего Емилиана Исповедника, Епископа Кизического Память 9 Августа Страдание Святого Апостола Матфия Страдание Святого Мученика Антония Память Святых Мучеников Иулиана, Маркиана И Прочих, Пострадавших С Ними За Иконы Память 10 Августа Страдание Святых Мучеников Лаврентия Архидиакона, Сикста Папы И Прочих С Ними Память 11 Августа Житие Преподобных Отец Наших Феодора И Василия, Иноков Киево-Печерских Страдание Святой Мученицы Сосанны Девы И Иных С Нею Мучеников Память Святого Мученика Евпла Диакона Память 12 Августа Святые Мученики Фотий И Аникита Память Святого Священномученика Александра, Епископа Команского Память 13 Августа Святого Мученика Ипполита Память 14 Августа О Создании Церкви Честного Успения Пресвятой Богородицы В Киево-Печерской Обители Перенесение Мощей Преподобного Отца Нашего Феодосия, Игумена Печерского Память Святого Пророка Михея Память 15 Августа Успение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы И Приснодевы Марии Память 16 Августа Перенесение Из Эдессы В Константинополь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа Слово Преподобного Иоанна Дамаскина О Поклонении Святым Иконам Память Святого Мученика Диомида В Тот Же День Память Преподобного Херимона Память 17 Августа Страдание Святого Мученика Патрокла Житие Преподобного Отца Нашего Алипия Печерского Страдание Святых Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана И Киприана Память Святого Мученика Мирона Память 18 Августа Страдание Святого Священномученика Емилиана И Прочих С Ним Память Святых Мучеников Флора И Лавра Память Святых Мучеников Ерма, Серапиона И Полиена

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Святой водой новобранцев окропил настоятель храма святого Павла Исповедника и праведного воина Феодора Ушакова в Морском корпусе протоиерей Александр Паничкин. Затем клятву на верность Отечеству принесли курсанты Института железнодорожных войск и военных сообщений и Военной академии МТО. Их напутствовал начальник академии генерал-лейтенант Владимир Ивановский: " Каждый из вас сделал правильный выбор - служение нашей великой Родине. Прошу вас продумать, взвесить, проанализировать и проникнуться чувством ответственности, что вы сегодня раз и на всю жизнь даете клятву на верность Отечеству " . Также к курсантам обратились представители администрации Кронштадта, ветераны и родители первокурсников. Завершилась церемония молебном в Морском соборе, который совершил архимандрит Алексий (Ганьжин) в сослужении помощника начальника Военной академии МТО по работе с верующими военнослужащими иерея Олега Алексеева и сотрудников епархиального " военного " отдела в священном сане. Отец Алексий поздравил первокурсников с праздником Успения Пресвятой Богородицы и Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, отметив, что именно с этим образом Спасителя были одержаны все великие победы нашего воинства. Он пожелал военнослужащим крепости духа для исполнения священного долга защиты Родины. +++   В Военно-медицинской академии имени Сергея Кирова 29 августа приняли присягу курсанты нового набора. Начальник ВМА генерал-майор медицинской службы Андрей Бельских поздравил курсантов, их родителей и близких с поступлением и торжественным событием в их жизни - принятием присяги на верность Отечеству, пожелал успехов в учебе. Приветствие ректора СПбПДА архиепископа Петергофского Амвросия огласил иеромонах Виталий (Морозов). Владыка пожелал вновь поступившим помощи Божией и преподал им архипастырское благословение. По традиции принявшие присягу прошли маршем, во время которого помощник начальника академии по работе с верующими военнослужащими протоиерей Михаил Погиблов окропил их святой водой.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Спасская церковь — типичный образец древнерусского стиля. Сооружение — прямоугольной формы в виде сруба, снаружи обшито досками. Это единственное на Полтавщине культовое сооружение с гонтовой крышей. Ширина церкви больше 10 метров, длина — 21, высота до верха маковки — около 14 метров. Престольные праздники [ править править код ] 29 августа — день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (944 г.) Богослужения [ править править код ] Спасский храм. Внутренне убранство В храме богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни вечернее начинается в 16.00, утром, с 7.30, служится Божественная Литургия. Исповедь — во время Литургии. Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Полтава, ул. Октябрьская, 10 Телефоны: (05322) 286-29 Где остановиться [ править править код ] На живописном берегу знаменитой реки Ворскла, среди вековых деревьев зеленой зоны разместились корпуса туркомплекса «Турист», подчеркивая величие природного творения. Из окон отеля открывается вид на холмы с церквями, монастырями и лесными массивами над берегом реки Ворскла. Отель придерживается принципа обслуживания с высоким качеством по низким ценам. Удачное расположение отеля, удобный подъезд, хорошо развитая собственная инфраструктура, широкий перечень предлагаемых услуг, приемлемые цены, доброжелательный персонал создают прекрасные условия для работы и отдыха. Адрес: " Украина, 36022, Полтава, ул. Мира, 12 Телефоны: +38 0532 57-27-61 ; 099 260-37-28 ; 066 810-54-33 ; 067 682-56-91 Гостиница расположена в деловом и культурном центре города, на пересечении одной с центральных улиц города Полтавы (ул.Фрунзе), рядом с выгодной транспортной развилкой. В гостинице 42 номера различной планировки и уровня оснащения. Номера гостиницы укомплектованные удобной мебелью, холодильниками, телевизорами, кондиционерами и другим оборудованием, и располагают к комфортному отдыху. Уборка номеров проводится по желанию посетителей, но не реже одного раза в три дня. Возможен вариант размещения дополнительных мест.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_храм_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010