Синаксарь На Преображение Господне Слово На Преображение Господне Память 7 Августа Житие Преподобного Отца Нашего Пимена Многоболезненного Преставление Преподобного Ора Черноризца Память Святого Преподобномученика Дометия Страдание Святых Мучеников Марина И Астерия Память 8 Августа Празднование Пречистой Богородице В Честь Явления Ее Пречестной И Чудотворной Иконы, Нарицаемой Толгской Память Святого Отца Нашего Мирона Чудотворца, Епископа Критского Память Святого Отца Нашего Емилиана Исповедника, Епископа Кизического Память 9 Августа Страдание Святого Апостола Матфия Страдание Святого Мученика Антония Память Святых Мучеников Иулиана, Маркиана И Прочих, Пострадавших С Ними За Иконы Память 10 Августа Страдание Святых Мучеников Лаврентия Архидиакона, Сикста Папы И Прочих С Ними Память 11 Августа Житие Преподобных Отец Наших Феодора И Василия, Иноков Киево-Печерских Страдание Святой Мученицы Сосанны Девы И Иных С Нею Мучеников Память Святого Мученика Евпла Диакона Память 12 Августа Святые Мученики Фотий И Аникита Память Святого Священномученика Александра, Епископа Команского Память 13 Августа Святого Мученика Ипполита Память 14 Августа О Создании Церкви Честного Успения Пресвятой Богородицы В Киево-Печерской Обители Перенесение Мощей Преподобного Отца Нашего Феодосия, Игумена Печерского Память Святого Пророка Михея Память 15 Августа Успение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы И Приснодевы Марии Память 16 Августа Перенесение Из Эдессы В Константинополь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа Слово Преподобного Иоанна Дамаскина О Поклонении Святым Иконам Память Святого Мученика Диомида В Тот Же День Память Преподобного Херимона Память 17 Августа Страдание Святого Мученика Патрокла Житие Преподобного Отца Нашего Алипия Печерского Страдание Святых Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана И Киприана Память Святого Мученика Мирона Память 18 Августа Страдание Святого Священномученика Емилиана И Прочих С Ним Память Святых Мучеников Флора И Лавра Память Святых Мучеников Ерма, Серапиона И Полиена

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Несколько далее монастыря Благовещения, подымаясь вверх города, показывают местность плотничьего дома святого Иосифа, где некоторая часть стен древняя. Там устроен престол, над которым виден образ, изображающий младенца Иисуса, занятого плотничьею работою с Иосифом. Еще далее – остаток той синагоги, где Иисус читал пророчество Исаии о Себе Самом и откуда озлобленные иудеи извели Его за город, к пропасти, дабы низвергнуть Его туда – Он же, пройдя посреди их, удалился ( Лк 4 ). В этом здании своды принадлежат древнему построению. Крутизну, на которую был приведен Господь, доселе показывают за городом, по направлению к Эздрилонской долине, на юго-востоке, и там же поблизости развалины церкви Пресвятой Марии del tremore или испуганной, вследствие того предания, что Пресвятая Богородица, по первому слуху о происшедшем в синагоге, достигла до этого места и изнемогла от испуга. Бонифаций говорит также о существовавшей тут церкви Св. Анны; может быть, это та же самая. Почти на самом высоком месте Назарета есть небольшой придел католический, посреди обнесенного стенами двора. В этом приделе сохраняется большой необделанный камень неправильного очерка, шагов в шесть в диаметре, а вышиною как стол; о нем существует следующее предание, которое написано на трех языках: латинском, итальянском и арабском – и привешено к стене за рамкою. «По преданию постоянному и укоренившемуся во всем Востоке, этот камень, называемый Трапеза Христова, есть тот самый, на котором Господь наш Иисус Христос держал трапезу с учениками своими, прежде и после своего Воскресения от мертвых» 138 . Мы видим из Евангелия от святого Матфея, что Иисус Христос сказал, чрез двух Марий, Апостолам: подите, возвестите братиям Моим, чтобы они шли в Галилею; там они увидят Меня. НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗЪ СПАСИТЕЛЯ В этом же приделе обращает особенное внимание надпрестольный образ, изображающий в естественном размере нерукотворный лик Спасителя. Ни один из виденных мною подобных образов не поражал меня так своею выразительностью. На нем следующая латинская надпись: «Vera Imago Salvatoris Domini nostri Jesu Christi, ad Regem Abagarim», т. е. «Истинное изображение Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Царю Авгарю». По преданиям назаретским, этот образ есть список с образа, принесенного Апостолом Фаддеем Эдесскому царю Авгарю. Сказание об этом нерукотворном образе Спасителя признано действительным на седьмом Соборе Константинопольском. На шестом Соборе сказано, что Спаситель оставил нам по Себе Святой Свой образ, дабы мы беспрестанно вспоминали о Его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого 139 . Святая Православная Греческая Церковь празднует 16 августа перенесение нерукотворного образа из Эдесса в Константинополь. История этого образа принята также Римскою Церковью при папе Стефане, о чем папа Адриан писал к Карлу Великому 140 . Сказание о нерукотворном образе передал нам первоначально Евсевий, писавший в IV веке. Я выпишу его частью с латинского перевода Руфина.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Три праздника, обрамляющих Успенский пост Три праздника – Всемилостивому Спасу, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа – как бы связуют весь Успенский пост. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с XII–XIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника оно заменяется или дополняется словом «изнесение». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

http://azbyka.ru/kak-provesti-uspenskij-...

Епифаний Премудрый подчеркивает в жизнеописании преп. Сергия: «Святитель сей (Алексей – Н.Л.) всегда питал к преподобному особую любовь, состоял с ним в духовном общении и обо всем с ним советовался» . Опираясь на совет Сергия, митрополит основал в Москве монастырь общежительного типа – киновию и затем поставил там инока Андроника игуменом. Епифаний описывает деяния Алексея: «Сначала была создана церковь на диво в честь славного Образа Нерукотворного великого Господа Спаса нашего Иисуса Христа. Церковь ту он (митрополит Алексей – Н.Л.) чудесно украсил, и честную икону Образа Христова, которую он сам принес из Константинополя чудесную и золотом украшенную в церкви поставил» . Сергий, как указывает агиограф, посетил монастырь, чтобы удостовериться в успешности воплощения задуманного в долгой беседе наедине с молодым настоятелем. В результате он дал игумену Андронику и новой обители свое благословение. Этот визит был весьма значим, поскольку новая обитель, именовавшаяся в дальнейшем Спасо-Андрониковой, явилась первой городской киновией, отпочковавшейся от Троицкого монастыря. Необходимо подчеркнуть, что принцип тесной связи «города» и «монастыря» прочно утвердился на Руси в третьей четверти XIV b. В Московском княжестве велось самое активное монастырское строительство в сравнении с другими русскими землями. Монастырь как смыслообразующий элемент средневековой урбанизации имел полифункциональное назначение — он служил не только обителью иноков, но и приютом для бездомных, кладовой неприкосновенных запасов на случай бедствия, школой для приобщения молодежи к письменной традиции. Кроме того, в древнерусском градостроительстве утвердилось религиозно-эстетическое представление о монастыре как главном городском украшении. Город не мыслился без монастыря, и чем больше по занимаемой площади оказывался город, тем значительней должна была становиться численность его монастырей. Таким образом, и святитель Алексей, и преп. Сергий как инициаторы закладки обителей самолично участвовали в самобытной русской адаптации византийской модели сочетания советских и религиозных культурных форм.

http://bogoslov.ru/article/5571170

Ему предшествует диакон со свечей и кадит крест. В алтаре священник полагает честный крест на престол и кадит его крестообразно (Тип., послед. 21-го сент.). При этих священнодействиях певцы поют тропарь: «Спаси, Господи» и кондак (Тип., послед. 2-го августа), т. е. кондак кресту: «Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству» (См. в Тип., на 1-е августа; кондак кресту). С 1-го августа начинается Успенский пост. В 31-е июля бывает мясопуст (заговены), если 31 июля не будет в среду или пяток. Иначе заговены будут 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше святаго Убруса, от Едеса в Константинополь град. Перенесение это было в 944 году. История происхождения этого образа такова: Авгарь, царь Едесский, в болезни послал Ананию к Господу Иисусу просить Его о своем исцелении. Анания, посланный к Господу, был живописец, и ему повелено было Авгарем изобразить лице Иисусово. Но он не мог уловить черты Богочеловека. Тогда Господь, видя его усилие, велел подать Ему умыться и, когда вытер полотенцем Свой лик, – на убрусе, или полотенце, изобразилось Его лице. Этот убрус послан был к Авгарю. Авгарь действием благодати Божией исцелен 821 . – Служба образу Нерукотворному совершается со службою попразднства праздника Успения Пресв. Богородицы. Где храмовой праздник или где хощет настоятель, там служба совершается со всенощным бдением, о чем указано наряду в Типиконе (Тип., послед. 16-го августа). В Часослове, изданном в Киеве в 1772 году, находится следующее величание на утрени: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистого зрака Твоего написанное изображение». Или: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже нас спас от работы вражия». 31-го августа – Положение пояса Пресвятой Богородицы. После преставления Божией Матери, пояс Ее переходил из рук в руки христиан. В V-м веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс перенесен был из Иерусалима в Царьград. В Х-м веке Греческая императрица Зоя, супруга Императора Льва Философа, долго страдавшая от болезни, увидела во сне, что она исцелится, если будет положен на нее пояс Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

80) Всё телесное, как и само тело, – греховно. Цель христианина – умертвить плоть. Подобное недоумение может случиться, если не знать, что слово  плоть  может пониматься двояко. С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой же стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке. Так что умерщвление относится ко грехам, но не к телу, являющемуся частью человеческой личности. В аскетическом плане христианин должен восстановить правильную иерархию – главенство души над телом, а не заниматься членовредительством. См.  Плоть . 81) Главное в праздник Крещения Господня – набрать святой воды. Вода освящается в храмах круглогодично, хотя и менее торжественно, чем в праздник Богоявления. Главное же в любой из  двунадесятых праздников  – соединиться с Господом, причаститься Его Пречистых Тела и Крови. 82) На Пасху и Троицу нужно постараться посетить кладбище, помянуть покойных. Посещения кладбищ в Праздники Светлого Христова Воскресения и Дня рождения Церкви Христовой (Дня Святой Троицы), дни великой Радости для христиан, неуместны. Церковью установлены особые дни  поминовения усопших : Радоница, на десятый день после Праздника Пасхи, и Троицкая родительская суббота, то есть суббота перед Праздником Святой Троицы. 83) Православный обязательно должен в праздник Крещения купаться в проруби, на  Масленицу  – печь блины, а на Пасху красить яйца и печь куличи. Всё перечисленное – благочестивые народные традиции, замечательные, но для Спасения в вечности значения не имеющие. 84) В церковном календаре есть праздники:  Масленица , Яблочный (Медовый, Ореховый) Спас… Таких «праздников» в церковном календаре не существует, это отголоски язычества. Это простонародные, крестьянские названия Праздников: Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас»), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Яблочный Спас») и Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа («Ореховый Спас»).

http://azbyka.ru/katehizacija/90-naibole...

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост. Престольный праздник в храме Всемилостивого Спаса . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 марта, 2024 14 октября, 2023 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 9 апреля, 2023 7 апреля, 2023 8 января, 2023 7 января, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/proisxozhdenie-chestna...

Кондак, глас 2 В молитвах неусыпающую Богородицу/и в ходатайствах надежду непоколебимую/гроб и смертность не удержали./Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес/Вселившийся в Её чрево вечно девственное. 16. Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (944) Тропарь, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благой,/прося прощения согрешений наших, Христе Боже./Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./Потому мы благодарно взываем Тебе:/«Радостью Ты наполнил всё, Спаситель наш,/пришедший спасти мир!» Кондак, глас 2 Зная неизреченное и Божественное Твое о людях промышление,/неизобразимое Слово Отчее,/и образ имея истинного Твоего воплощения,/не рукотворный, но силой Божией написанный и победы приносящий,/мы его почитаем, лобызая. 26. Сретение Владимирской иконы пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.) Тропарь, глас 4 В сей день радостно торжествует славнейший град Москва,/как зарю солнечную, приняв, Владычица,/чудотворную Твою икону./Ныне прибегая к ней и молясь Тебе, мы так взываем:/«О пречудная Владычица Богородица!/Молись от Тебя воплощенному Христу Богу нашему,/да сохранит град сей и все города и страны христианские/невредимыми от всех козней вражеских/и спасет души наша, как Милосердный!» Кондак, глас 8 Обороняющей нас Военачальнице,/мы, избавленные от бед пришествием Твоего, Владычица, священного образа,/торжества победные совершаем в праздник встречи Твоей, Богородица,/и, как обычно, взываем Тебе:/«Радуйся, Невеста, брака не познавшая!» 29. Усекновение главы пророка, предтечи и крестителя ГосподНЯ Иоанна Тропарь, глас 2 Память праведника чтится похвалами,/тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча,/ведь явился ты поистине из пророков славнейшим,/ибо удостоился в струях крестить Проповеданного./Потому за истину пострадав с радостью,/благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти,/подъемлющего грех мира/и подающего нам великую милость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Три Спаса - три праздника, обрамляющих Успенский пост Три праздника - Всемилостивому Спасу (он называется в народе медовый Спас), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый яблочный Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа - как бы связуют весь Успенский пост. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас) 1 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с XII-XIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии " для освящения мест и отвращения болезней " . 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. Русское название праздника " происхождение " - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово " изнесение " . В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В " Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения " , составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: " А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Только изредка, на очень короткое время, он посещал окрестные местности (как видели выше из Деяний Апостольских: так святой Иоанн Богослов вместе с Апостолом Петром был в Самарии), но он делал это с согласия и по благословения Самой Божией Матери и немедленно снова возвращался к Ней в Иерусалим; а до его возвращения Пречистой Богородице служил святой Иаков, брат Божий, никогда не покидавший свою епископию — Иерусалим. Если же и согласиться с говорящими, что Иоанн Богослов, как и прочие святые Апостолы, был восхищен облаком, то, без сомнения, из ближайшей к Иерусалиму местности. Торжественное празднование успения Пресвятой Богородицы 15 августа установлено в царствование благочестивого царя греческого Маврикия [ 18 ]. — Радостно празднуя всеславное преставление Божией Матери с земли на небо, воздадим славу Родившемуся от Нее и на небеса со славою приемшему Ее, — Христу Богу нашему, со Отцом и Святым Духом славимому во веки. Аминь.   Тропарь, глас 1: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.   Кондак, глас 2: В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную. Память 16 августа Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа Во дни явления Господа нашего Иисуса Христа на земле, когда, живя с человеками, Он с проповедью о Царствии Божием проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран, «исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех» , в Эдессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью, — проказою: снаружи его покрывали синеватые язвы; внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря достиг слух [ 1 ] о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, — как словом Своим Он врачует проказу, расслабление и всякую болезнь; и сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его придти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху. Послание Авгаря Господу Иисусу состояло в следующем:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010