Полный месяцеслов Востока. Том II Святой Восток Том I   Содержание План Общие замечания о перенесениях памятей святых Указатель Номера и годы Часть I. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Дополнение опущенных памятей Часть II. Заметки Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Часть III Приложение 1 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. 3) Иконы Богоматери чудотворной на Афоне. Из книги: Выший покров над Афоном. Другие иконы в Восточной церкви. 4) Иконы Богоматери, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование. Приложение 2 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Приложение 3 Ненаименованные святые События Приложение 4 Сравнительный календарь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Откябрь Ноябрь Декабрь Указатель 1 Праздники Господни Праздники Пресвятой Богородицы Святые Святые ненаименованные Указатель 2 Святые безымянные Особые события Указатель 3 Указатель 4 Святые безымянные Праздники и события Указатель 5 Прибавление Римские и греческие императоры На Востоке На Западе На Востоке Византийские епископы и патриархи константинопольские Патриархи александрийские Патриархи антиохийские Патриархи иерусалимские Папы римские Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи Цари Митрополиты Патриархи Императоры в Петербурге Дополнения Часть II. Заметки В части III. Приложению 1 К приложению 4     План Второй том Полного Месяцеслова Востока разделяется на три части: первую часть составляет самый месяцеслов Востока, вторую разные сведения о праздниках и святых Востока, которые мы называем заметками по их характеру; третья часть состоит из приложений и указателей. Часть первая . В первой части или месяцеслове святые в каждый день делятся на пять отделов:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

II. Патриарх Иоасаф II и деяния Большого Московского Собора при участити патриарха Иоасафа, изложенные в книге соборных деяний К оглавлению По низложении Никона естественно было подумать об избрании нового патриарха на Московский патриарший престол, который столько уже времени оставался незанятым. Но обстоятельства заставили несколько замедлить этим делом. Наступали великие церковные праздники, в которых должны были участвовать и патриархи и прочее духовенство. Первый из таких праздников, особенно уважавшийся в Москве, был 21 декабря, на память великого святителя Московского Петра. Оба патриарха служили всенощную и литургию в Успенском соборе вместе со многими русскими архиереями, и во время литургии Евангелие читано было на двух языках, греческом и славянском. Пред началом священнослужения патриархи приказали было, чтобы никто из русских епископов не носил на своей митре креста, но некоторые не послушались, и епископы Лазарь Баранович и Мефодий, прибывшие из Киевской митрополии, объявили, что они имеют эту привилегию от Константинопольского патриарха. На праздник Рождества Христова также служили в Успенском соборе оба патриарха, и Евангелие за литургией читалось на трех языках, греческом, арабском и славянском. В день обрезания Господня, 1 генваря 1667 г., патриархи служили с двумя митрополитами в дворцовой церкви Нерукотворенного Образа, и Евангелие читалось по-гречески и по-славянски. На Крещение Господне патриархи дважды совершали водосвятие: под праздник после вечерни в Успенском соборе и на самый праздник пред литургией на реке Москве — и потом совершили в соборе и самую литургию. Все эти патриаршие служения чрезвычайно занимали жителей Москвы и увеличивали для них радость праздников . Когда праздники миновали, патриархи снова принялись за дело, для которого были призваны. Генваря 14-го числа по их назначению все архиереи собрались в патриаршем дворце для подписания акта о низложении Никона. Но едва был прочитан доклад, как, к общему изумлению, два архиерея, Крутицкий митрополит Павел, блюститель патриаршества, и Рязанский митрополит Иларион, те самые, которые во время суда более всех действовали против Никона, объявили, что не подпишут приговора об его низложении, а их примеру последовали и некоторые другие русские архиереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/436197/

М.В. Шкаровский Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике Религиозная ситуация в различных регионах оккупированной части СССР, как и германская церковная политика в них, при наличии основных общих черт все же отличалась определенным своеобразием. Поэтому следует подробно рассмотреть ее на отдельных территориях. По-своему уникальной являлась ситуация в Прибалтике и на Северо-Западе России. Это был единственный регион, где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Прибалтийские республики Литва, Латвия и Эстония только в июле 1940 г., после занятия их советскими войсками, вошли в состав СССР. На их территории проживало 510 000 православных, объединенных в 400 приходов (в Латвии 164, Эстонии 164 и Литве 72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская Церковь , которой в 1924–1940 гг. управлял митрополит Елевферий (Богоявленский) оставалась к 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии. Эстонская же Православная Церковь в 1923 г., а Латвийская в 1936 г. были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Так как это было сделано без канонического отпуска Московской Патриархии, последняя никогда не признавала законность данного акта. В августе 1940 г. Синод, а затем и глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением значительной части мирян и духовенства ходатайствовали о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). В конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Патриархии выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Сначала главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а с 24 марта 1941 г. и экзархом всей Прибалтики стал архиеп. Сергий. 28 марта 1941 г. митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы публично принесли покаяния в грехе раскола и были приняты в литургическое общение 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царская Россия и Восточные Патриархи Аравитяне-мусульмане 63 огнем и мечом насаждали учение Магомета, покоряя города и страны. Второй преемник Магомета, арабский халиф Омар (с 634 г.), овладел в 634 г. Дамаском, в 636–637 гг. – Иерусалимом, в 639 г. – Антиохией, в 640 г. – Египтом. Величайшим унижениям подвергались патриархи, попадая в полное подчинение поработителям. Тогдашний Иерусалимский Патриарх святого Софроний в «анакреонтовских стихах» горько оплакал падение Святого города и бедствия его жителей. Иерусалимская Церковь лишилась свободы и свое внешнее положение вынуждена была создавать на новых началах. По смерти св. Софрония († 638) патриарший престол 29 лет не был замещен и Церковь управлялась местоблюстителем. Патриарх Феодор (680–681) был изгнан из Иерусалима. В начале IX в. на христиан Палестины было воздвигнуто страшное гонение, почти все они бежали или на о. Кипр, или в Константинополь. Наибольшие гонения были при халифе Ал-Хакиме (996–1021). Бедствия христиан Иерусалимской Церкви особенно увеличились после завоевания Палестины (ок. 1076 ) турками-сельджуками. Церковное управление в Палестине пришло в совершенное расстройство. Узаконено было положение патриархии после завоевания Палестины в 1517 г. османскими турками. Но, конечно, последовавшие узаконения мало признавались местными властями и мусульманским народом. Тяжко отразились на Восточных Патриархах Крестовые походы, начавшиеся в 1096 г. Латиняне, предпринявшие их, проявляли сильную враждебность к Православной Церкви. Заняв в 1098 г. Антиохию, они поставили там своего патриарха, подчинив ему Православную Церковь . Патриарх Иоанн IV нашел убежище в Константинополе, где и скончался. В Иерусалиме Патриарх Симеон, первый подавший мысль о необходимости освобождения Святой Земли от иноверных, после занятия Константинополя крестоносцами вынужден был удалиться на о. Кипр, где и умер. Заместитель его Евфимий должен был жить в Константинополе. Во время четвертого похода крестоносцами захвачен был Константинополь, и там создана в 1204 г. Латинская империя с учреждением в Византии нескольких латинских митрополий и епископий. Патриархи пребывали в Никее, где правили Византийские императоры. Там был поставлен Патриархом Мануилом II около 1249 г. Киевским митрополитом русский архимандрит Кирилл – первый глава Русской Церкви после начала татарского ига. В 1261 г. Михаил Палеолог, будущий Император, отобрал от латинян Константинополь. Патриархи вновь водворились там. Все более окружаем был Константинополь турками, завоевавшими Сербию, Македонию, Фессалию, Элладу. В 1453 г. Магомет II занял Константинополь. Константинопольская Патриархия подпала под власть турок – и остается под нею по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Документы Заявление Священного Синода РПЦ в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Церкви 15.10.2018 19:50 Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске. С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса. Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11). Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению. Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Заявление митрополита Кифиры по поводу предоставления Вселенской Патриархией автокефалии украинским раскольникам (полный текст) Митрополит Кифирский Серафим Александр Стефанопулос – греческий журналист, проживающий в Нью-Йорке, который с 1985 года занимается церковной и вообще религиозной тематикой, освещая ее на страницах созданного им агентства «Greek American News Agency». 14 сентября 2018 года, после антиканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, состоялось Внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о «прекращении молитвенного поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением» . Прокомментировать свершающиеся на наших глазах скорбные события г-н Стефанопулос попросил митрополита Кифиры Серафима. Портал Православие.Ru публикует полный текст ответа Высокопреосвященнейшего Владыки греческому журналисту: Митрополит Кифирский Серафим Я глубоко расстроен, дорогой господин Александр Стефанопулос, из-за прекращения церковного общения Патриархии России с Вселенской Патриархией. К этому прискорбному и плачевному результату привело упорство Вселенской Патриархии в предоставлении автокефалии раскольникам Украины, которые отсечены от нашей Святой Православной Церкви, то есть от всех Православных Патриархатов и Поместных Автокефальных Православных Церквей, и представляют собой ничтожное меньшинство украинского народа. До последнего времени Вселенская Патриархия признавала лишь каноническую Украинскую Православную Церковь под омофором митрополита Онуфрия, а сейчас, по своим собственным причинам, предоставляет автокефалию украинским раскольникам и пренебрегает канонической Православной Архиепископией Украины, которую только и признают вместе с Московской Патриархией иные Поместные Православные Церкви. Раскольники, как известно, – не Церковь, и общение с ними входит в противоречие с запрещающими подобное Божественными и священными канонами (апостольскими и принятыми на Вселенских Соборах).

http://pravoslavie.ru/115870.html

Рецензия на книгу И. Андреева «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» Источник Иван Андреев . Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. (Хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них). Выпуск первый. Хронология Константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника . Сергиев Посад. 1895 г. Хронологические исследование в области исторической науки вследствие особенных свойств исследуемого предмета весьма сложны и весьма трудны, но в то же время и весьма желательны и необходимы. Без точного определения историческо-хронологических дат невозможно представить надлежащую и подлинную последовательность фактов, а часто и понять их истинное значение. Поэтому установление хронологии исторических фактов всегда было одною из первых забот всякого историка, но не всегда и не везде эта забота увенчивалась успехом. Есть отделы в истории, в которых вследствие неисправности, спутанности и вообще недоброкачественности источников, а также и некоторых иных причин, точная хронология фактов доселе ещё не установлена надлежащими обзором. Сюда между прочим нельзя не отнести тот отдел исторического знания, который именуется византологией. Чувство недостатка в этом отношении овладевает каждым, кто посвящает себя специальному изучению той или иной эпохи византийской истории и той или иной стороны византийской жизни. Нужда в устранении этого недостатка в среде учёных давно сознается, и нельзя сказать, чтобы к устранению его доселе не предпринималось никаких мер. Наша Императорская Академия Наук ещё в 1809 г. по представлению академика Круга предложила на соискание премии тему о полной византийской хронологии. Но более или менее удовлетворительный ответ явился только через 40 лет, когда тема была повторена. Это – «Опыт византийской хронографии» Муральта. Первая часть этого «Опыта» от 395 по 1057 г. была напечатана на иждивение Академии в 1855 г., а вторая, с 1057 г. по 1453 г., самим Муральтом в 1871 г. В сочинении Муральта в своё время указаны были рецензентами её значительные недочёты, а теперь с развитием научного изучения документов, относящихся к византийской истории таких недочётов обнаруживается и ещё более. Вместе с тем, конечно, все живее и живее сознается необходимость новых хронографических исследований в этой области.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Глава II 19 . Состояние церковного управления и иерархии § 3. Учреждение патриаршества в России В XVI в. Московская Русь представляла собою богатое, могущественное государство. Прежний великий князь в лице Ивана Васильевича Грозного получил царский титул и царское коронование. После падения византийского императорского престола (1453 г.) русский царь стал в глазах Русских наследником византийских императоров, а в глазах Греков, страдавших под властию неверных Турок, «кормителем, покровителем и ктитором константинопольской патриархии». Соответственно с этим и московская митрополичья кафедра стояла очень высоко. Богатства ее и Московского государства побуждали восточных иерархов – не исключая самого константинопольского патриарха – обращаться сюда за пожертвованиями. Пределы московской митрополии были шире стесненных пределов любого из восточных патриархатов (если из константинопольского исключить русскую митрополию, входившую в его состав); двор московского митрополита также велик, как двор государя. Московский митрополит был свободнее в проявлении своих церковных прав, чем патриархи Востока, стесняемые на каждом шагу. Под охраною православных государей митрополичья кафедра в Москве стояла тверже и обеспеченнее, чем костантинопольская патриаршая, сделавшаяся игралищем в руках султана или визиря. Власть московского митрополита в действительности была нисколько не ниже патриаршей: он правил епископами, называл себя их «отцом, пастырем, утешителем и главою, под властию и в воле которого всея Русския земли владыки суть». Он еще с XV века, по согласию константинопольского патриарха, избирался на Руси без ведома и благословения патриаршего; русская митрополия уже прекратила иерархические сношения с патриаршею кафедрою. Если оставалась какая – либо зависимость московского митрополита от патриарха, то лишь поминальная, так как русская митрополия еще числилась в составе константинопольского патриархата. Своею лестию пред московским митрополитом сами патриархи развивали в нем высокое о себе мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Варфоломей едет в Литву учинять новый раскол Группа бывших священников, отколовшихся от Церкви, рассчитывает на создание в республике структуры Константинопольского патриархата 21.03.2023 1004 Фото: Из интернет-источников Группа православных священников, отколовшихся от Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви, рассчитывает на создание в Литве структуры Константинопольской патриархии, заявил журналистам Гитарас Сонгайла, один из представителей раскольнической группы, сообщает ТАСС . «Мы и наши верующие надеемся, что в Литве будет создана каноническая структура Константинопольской патриархии», – сказал он. Как отметил Сонгайла, в ходе визита в Литву константинопольского патриарха Варфоломея для этого «могут быть созданы необходимые предпосылки». Патриарх Варфоломей прибудет в прибалтийскую республику предположительно 22 марта. На этот день в парламенте назначен международный круглый стол, посвящённый межкультурному и межконфессиональному диалогу. В связи с этим странным визитом уместно напомнить , что 29 июня 2022 года митрополит Виленский и Литовский Иннокентий своими указами лишил священного сана священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко. Церковный суд установил, что бывшие священнослужители в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата. При этом было отмечено, что суд рассматривал деяния Моцкуса, Даупараса, Ананьева и Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права. Видимо, этих бывших священнослужителей и эти три-четыре общины, стремящиеся выйти из лона Русской Православной Церкви, и пытаются представить как порождение Константинопольской «Матери-Церкви». И вот 17 февраля 2023 года Синод Константинопольского патриархата по рекомендации патриарха Варфоломея принял решение о восстановлении в прежних священных степенях клириков Православной Церкви в Литве, которых лишил сана Московский Патриархат. Грубо вмешиваясь во внутренние делами Церкви-Сестры, как называют Русскую Церковь лукавые фанариоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pa...

священник Николай Попов (Историческая справка) Патриаршество, как одно из проявлений церковно-административной централизации, сложилось в период вселенских соборов, благодаря разным условиям, возвысившим некоторые епископские кафедры. Но за время вселенских соборов, в которых патриархи встречали иногда и внушительный корректив для себя, церковное законодательство не наделило их какими-либо существенными правами. De jure они оставались primi inter pares. В наиболее рельефных очертаниях de jure и de facto восточные патриархи, и преимущественно – константинопольский, выступают позднее, когда явились новые условия их деятельности. Теперь, когда и в наших высших духовных сферах, и в некоторой части церковного общества возникло стремление восстановить на Руси патриаршество, существовавшее здесь с Бориса Годунова до Петра 1-го, естественно припомнить, что такое были константинопольские патриархи, в лице которых желают у нас видеть – как и прежде – идеал и для предполагаемого главы русской церкви. Предпочтительно пред другими восточными патриархами константинопольский архиепископ оказался главой восточной церкви, подобно тому, как византийский βασιλες был главой империи 1 . Такое положение константинопольского патриарха в связи с положением, императора и нашло себе во второй половине IX века выражение в византийском праве. Первое, официально принятое учение о царской и патриаршей власти мы встречаем в Эпанагоге (втором, исправленном издании Прохирона), введении к полному собранию византийского законодательства. Это учение принадлежит знаменитому патриарху Фотию, который принимал деятельное участие в составлении и самой Эпанагоги 2 в ту блестящую пору его жизни, когда он после первого низложения снова сошелся с царем Василием Македонянином и, состоя при дворе, руководил образованием его детей. В это время Василий, потеряв надежду на сближение с западным миром при посредстве папского престола, уже не считал нужным в угоду последнему преследовать патриарха Фотия, который, при том, только и мог устранить те неурядицы, которые волновали церковное общество со времени патриарха Мефодия († 846) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010