В результате ожесточённой агитации архимандрит Герман Григорас отрешён был от должности ректора училища, сами стены которого обязаны были ему своим существованием, так как после разрушения здания землетрясением 1894 года новое здание построено было на пожертвование около 200.000 руб. одним местным греческим банкиром, почитателем личности и воззрений архимандрита Германа Григораса. Если среди профессоров, как мы видели, нашлась значительная часть, не сочувствовавшая и противодействовавшая ректору, то в свою очередь воспитанники, в особенности высших классов, восстали в резкой форме в его защиту против решения Патриархии. Беспристрастие обязывает отметить, что архимандриту Герману Григорасу ставили в упрёк, по-видимому, не без некоторого основания, что он не сделал всего, что мог для того, чтобы остановить протест молодых людей, из которых многие подверглись за своё восстание исключению из училища. Какого бы мнения не держаться о поступке Патриархии, следует признать, что она озаботилась, чтобы Богословское Училище по возможности менее пострадало от происшедшего переворота. Руководство им вручено было немедленно уважаемому и любимому всеми ректору Великой Фанарской Школы, архимандриту Михаилу Клеовулу, ученику, другу и во многом единомышленнику Григораса. Новый временный ректор тотчас же восстановил порядок, и притом руководствуясь в общем началами, которых держался и удалённый ректор. Постороннему человеку трудно судить, было ли в поступке властей Константинопольской Церкви по отношению —232— к архимандриту Герману Григорасу одно из проявлений того непостоянства и той страсти к саморазрушению, которыми искони отличался греческий народ, или же с течением времени возникли некоторые основания к изменению системы ведения дела ректором. Несомненно, однако, то, что последний предан был всей душой своему делу, ради которого он отказывался от возвышения на первые кафедры Константинопольской Церкви. Имя его осталось почитаемым в среде родной ему церкви и, когда вскоре после удаления его из любимого его училища Святейший Иоаким вступил на кафедру Вселенского Патриарха вторично, нынешний Патриарх с любовью и почтением отнёсся к надломленному жизнью старцу, бывшему своему противнику. Архимандрит Герман Григорас угас ныне среди общего признания заслуг его на пользу Константинопольской Церкви, достоинство которой он поддерживал в течение нескольких десятков лет своей бескорыстной деятельностью, непоколебимостью своих убеждений и самостоятельностью мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх Константинопольский Варфоломей: «Мы требуем от нашего правительства не больше и не меньше того, на что имеет право каждый гражданин любого государства мира» 21 апреля 2008 г. 17:38 В эксклюзивном интервью кипрскому изданию «Филелевферос» Предстоятель Константинопольской Церкви подчеркнул, что делает «все возможное» для улучшения отношений между Грецией и Турцией и народами этих стран. На вопрос о стремлении Турции к вступлению в Евросоюз Патриарх Варфоломей заявил: «Мы считаем, что для Турции есть место в Евросоюзе, в этой большой европейской семье. К этому было сделано уже много положительных шагов. Мы надеемся, что в скором времени будут предприняты последние необходимые шаги. Если Турция не будет включена в Евросоюз, то это не принесет пользу ни ей самой, ни Европе». По поводу требований Константинопольской Церкви к турецкому правительству Патриарх Варфоломей отметил: «Мы требуем от нашего правительства не больше и не меньше того, на что имеет право каждый гражданин любого государства мира со справедливыми законами». Патриарх подчеркнул необходимость скорейшего возобновления работы Богословской школы на острове Халки. Газета «Филелевферос» вкратце приводит основные требования Константинопольского Патриархата к турецкому правительству: Европейская комиссия, рассматривающая вопрос об интеграции Турции в Евросоюз, призывает турецкое государство положительно откликнуться на требования Константинопольского Патриархата, чтобы он смог свободно исполнять свои религиозные обязанности и нести свою миссию, согласно статье 9 Европейской конвенции по правам человека, добавляется в публикации. В преддверии Святой Пасхи Патриарх Константинопольский Варфоломей пожелал всему кипрскому народу «мира и справедливости». Его Святейшество также заверил, что его смиренные и горячие молитвы, благословение и любовь будут сопутствовать всем киприотам не только в день Пасхи, но и всегда. Предстоятель Константинопольского Патриархата выразил уверенность в том, что отношения Константинопольского Патриархата и Кипрской Православной Церкви и в дальнейшем останутся отношениями братской любви и общего церковного свидетельства «при сохранения канонических привилегий каждой». Кроме того, Патриарх Варфоломей заявил, что будет сделано все, что зависит от Вселенского Патриархата, для того чтобы начать подготовку к созыву Всеправославного Собора. Богослов.ru по материалам агентства церковных новостей «Ромфэа» Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/395029.htm...

Выступая на сессии ПАСЕ, Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркнул важность межрелигиозного диалога 24 января 2007 г. 20:26 Как уже сообщалось, Патриарх Константинопольский Варфоломей I выступил 22 января перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) во французском Страсбурге. В своем обращении к депутатам Патриарх подчеркнул необходимость диалога между верующими разных религий. Диалог «особенно важен в те времена, когда наша планета оказалась на линии сразу многих фронтов», убежден Варфоломей I. Как в прошлом, так и сегодня, для того, чтобы «ввергнуть отдельных людей или целые народы в войну, использовались религиозные причины, — отметил Патриарх. — Сегодня есть аналитики будущего человечества, которые считают, что кровавое столкновение религий неизбежно». «Межрелигиозный диалог — самый сложный диалог, потому что многие религии считают себя носителями Божественной истины, полученной через откровение от самого Бога», более того, «очень часто люди считают свои религиозные различия или убеждения элементом своей индивидуальности… Мы не должны игнорировать тот факт, что для многих людей, для целых цивилизаций, религия играет важнейшую роль в частной, общественной жизни, в жизни нации, намного более важную, чем в современной западной цивилизации», — подчеркнул Патриарх. Выступая перед европейскими парламентариями, Варфоломей I также отметил необходимость «уважения к человеческой личности», которое должно стать инструментом борьбы за права человека. «Каждое нарушение религиозной свободы и прав человека — это рана на теле человеческой цивилизации», — считает Предстоятель Константинопольской Церкви . По словам Варфоломея I, греческое православное меньшинство в Турции «все еще ощущает, что не имеет полных прав», несмотря на то, что эта нация сделала «замечательные шаги» в последние годы. «Мы всегда выступали в поддержку планов Турции на европейскую интеграцию, с нетерпением ожидая новых шагов, необходимых для достижения страной полного соответствия европейским стандартам». ПАСЕ объединяет законодателей из национальных парламентов 46 стран — членов Совета Европы. На заседании 22 января отсутствовали представители Турции. Это государство отказывается признавать за Константинопольским Патриархом титул Вселенского, и турецкие парламентарии покинули зал заседаний, протестуя против выступления иерарха. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/187564.htm...

знающим русский язык. Узнав, что мы едем на о. Халки и думаем сделать визит бывшему Иерусалимскому патриарху Никодиму, грек оживился. Он – поклонник Никодима, хотя „наши вообще, – говорил он, – и не любят его; но это замечательный человек. Он только семь лет 568 был на патриаршей (Иерусалимской) кафедре, но сколько он сделал для своей патриархии и для греческой Церкви. Это – человек неутомимой энергии. Он вступил на патриарший престол при самых неблагоприятных для плодотворной деятельности обстоятельствах... Сколько стоило ему хлопот, чтобы привести дела патриархии в порядок! Сколько было нападок на него, особенно со стороны тех, которые были удалены им за разные темные дела! Они распускали про патриарха всевозможные клеветы. Он не обращал на это никакого внимания и работал: поправил финансовые дела патриархии, построил много храмов, оживил миссионерское дело в противодействие иноверной пропаганде, заботился об улучшении православных школ, – одним словом, много хорошего он сделал для Иерусалимской патриархии. И в конце концов, в благодарность за всё принужден был отречься от престола, после покушения, к счастью неудачного, на его жизнь. Теперь безвыездно отшельником живет на Халки“. В разговорах с греком, мы незаметно доехали до островов, ясно обрисовывавшихся уже перед нами со своими волнообразными горами, то покрытыми густою растительностью и населенными, то скалистыми, голыми и пустынными. Всех островов девять; из них населены только четыре: Проти, Антигона, Халки и Принкипо или Принцев. В настоящее время население островов самое разнообразное. На них есть несколько греческих монастырей, почти запущенных и с малым числом монахов. Самый населенный – Принкипо. Местопребывание патриарха Никодима – о. Халки; здесь же находится единственная в Константинопольской патриархии высшая богословская школа, в роде нашей духовной семинарии. Проехав мимо скалистого Проти, мы остановились у Антигоны, где слезали некоторые пассажиры. С парохода прекрасно были видны полу-восточные, полу-европейские дома

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидно, в Москве усиленно заботились о том, как бы патриархи не вошли еще на пути в Москву в непосредственные письменные сношения или с самим Никоном, или его друзьями и сторонниками, смотрящими на дело Никона иначе, чем правительство. В Москве хотели, чтобы патриархи все узнали о деле Никона только из одного источника – от самого московского правительства и только на основании отсюда полученных сведений составили о нем свое предварительное представление. В высшей степени характерно и то обстоятельство, что Матвееву поручалось государем негласно и незаметно разузнать: действительные ли они патриархи и нет ли на их кафедрах других лиц? Понятно, что у нашего правительства были свои серьезные основания задаваться подобным вопросом. Действительно, еще 11-го июня, т.е. до приезда патриархов в Астрахань, в Москве получена была грамота от греческого, проживавшего в Киеве, митрополита Иоанникия, в которой он извещал государя, что константинопольский патриарх Дионисий сменен, а на его место поставлен Парфений, о котором говорят, что он немилосерд. Про александрийского патриарха говорят, что он будто бы пошел к Москве, за что на него озлобился патриарх Парфений и хотел на его место поставить родосского митрополита. Но так как некто из клириков сказал Парфению, что александрийский пошел не в Москву, а к арабам просить милостыни, то отправлены были гонцы расследовать дело, и если александрийский действительно пошел к Москве, то на его место будет поставлен другой 178 . Между тем патриархи на пути в Москву держали себя в некоторых отношениях довольно своеобразно, и сам государь скоро убедился, что наблюдение над их поведением дело далеко нелишнее. Алексей Михайлович получил известие, что вселенские патриархи везут с собою из Астрахани в Москву двух сосланных туда по указу государя лиц: наборщика Ивана Лаврентьева и некоего Ивана Туркина. Это известие произвело на Алексея Михайловича очень тяжелое впечатление, так что он решил нарочно писать об этом сопровождавшему патриархов иеродиакону Мелетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Никаких полномочий патриархам Александрийскому и Антиохийскому ехать в Москву для суда над Никоном и для решения всех церковных дел в Москве в патриарших ответах, привезенных Мелетием, вовсе не было, и ссылаться на них для оправдания своего приезда в Москву патриархи не имели никаких оснований. Им следовало и нашему правительству, и Никону предъявить прямые и действительные полномочия от патриархов Константинопольского и Иерусалимского, если бы они их имели. Но таких полномочий от двух других восточных патриархов они в действительности не имели, так как поехали в Москву самовольно, без ведома и согласия патриархов Константинопольского и Иерусалимского, почему и их торжественное заявление в известительной грамоте о низложении Никона, что они прибыли в Москву «волею и советом других двух наших святейших патриархов», было на самом деле решительно несправедливо. Скоро дело с председательствовавшими у нас на Соборе 1667 года двумя восточными патриархами приняло еще более серьезный и неприятный оборот. Как мы видели, приставам, посланным из Москвы встречать и сопровождать патриархов, направлявшихся из Астрахани в Москву, повелевалось осторожно в разговорах с патриаршими людьми разведывать: «Держат ли едущие патриархи свои кафедры и нет ли иных на их место, и от всех Вселенских патриархов есть ли какой наказ с ними к великому государю». Наказ приставам очень характерный. Он показывает, с одной стороны, что наше правительство ожидало, что едущие в Москву два патриарха везут с собой государю грамоту и от двух других восточных патриархов, уполномочивающую едущих судить на Соборе в Москве и от их лица, каковой грамоты у патриархов, однако, не оказалось. С другой стороны, наше правительство наперед хотело узнать, действительные ли патриархи теперь едут в Москву или отставные, на престолах которых сидят уже другие лица. Конечно, этим вопросом наше правительство интересовалось неспроста, а имело к тому, кроме обычной осторожности, и какие-либо другие основания. Возможно, что до него стали доходить хотя бы темные и неопределенные слухи, что едущие в Москву патриархи отставные и что их патриаршие престолы уже заняты другими лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Антиохийские Патриархи еще со времени захвата Антиохии персами в 611 г. жили и избирались в Константинополе, как беженцы. Поэтому, например, Антиохийский Патриарх Макарий участвовал на VI Вселенском Соборе в Константинополе в 690 г. и был осужден за монофелитство; на его место Константинопольским Патриархом Георгием был поставлен Феофан из Сицилийских монахов. Только в 742 г. арабы позволили быть в Антиохии православному Патриарху. Когда при Никифоре Фоке в 970 г. Антиохия вновь присоединена была к империи, её Патриархи опять неизменно избирались и ставились в Константинополе. По договору с крестоносцами (с Боэмундом, взявшим в 1098 г. Антиохию) имп. Алексея Комнина было постановлено, чтобы Антиохийские иерархи избирались из клира Константинопольской Церкви и поставлялись Константинопольским Патриархом. Это договорное положение и впредь подтверждалось. Антиохийские Патриархи жили около Константинопольской кафедры в качестве титулярных вплоть до 1263 г., когда Антиохия была взята у крестоносцев турками, и турки дозволили православным Патриархам вернуться на свою кафедру. Такое же умаление общего положения, сравнительно с Константинопольской кафедрой, произошло и у Иерусалимских Патриархов, сначала (в 638) взятых арабами, а затем изгнанных в 1099 г. крестоносцами. До возврата власти над Иерусалимом мамелюков (в 1186 г.) Иерусалимские Патриархи, как и Антиохийские, жили при дворе Константинопольского Патриарха и им же и избирались и поставлялись. Вне границ власти Константинопольского Патриархата, кроме маленькой Александрии, собственно Православных Автокефальных Церквей за это время не было. Потому, не могло быть и случаев апелляций к Константинополю «извне»; все происходило «внутри» фактической судебной компетенции Константинопольской кафедры, как ее внутреннее дело. За это время привиллегированное положение Константинопольского Патриарха на всем Востоке, аналогичное Папе Запада, неоднократно утверждается Соборами и не раз, хотя бы и с неудовольствием и как бы вынужденно признается и Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православные архиереи Крита готовы принять турецкое гражданство 26.01.2010 Епископы полуавтономной Критской Церкви , которые находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата (хотя и участвуют в работе Синода Элладской Православной Церкви ), выразили готовность принять турецкое гражданство. Этот шаг даст им право выдвигать своих кандидатов на Константинопольский Патриарший престол, сообщает сайт «Amen». В настоящее время существует реальная опасность того, что Константинопольскую Патриаршую кафедру скоро будет некому занять. По турецким законам, Патриарх Константинопольский обязательно должен быть гражданином Турции, но греческая община страны сократилась до предела. Кроме того, турецким грекам негде получить богословское образование: семинария на острове Халки была закрыта турецкими властями в 1971 году, и попытки вновь открыть ее пока не привели к успеху. В ноябре 2009 г. Патриарх Константинопольский Варфоломей направил послание всем иерархам Константинопольской Церкви во всем мире (кроме иерархов т. н. «новых земель» в Северной Греции), в котором сообщил, что, если они пожелают, то согласно договоренностям между Фанаром и турецкими властями смогут получить гражданство Турции. На это послание первоначально ответили согласием четыре критских епископа, самые младшие по хиротонии в критском епископате. Затем Синод Критской Церкви, рассмотрев такую возможность, единодушно решил принять предложение премьер-министра Турции Реджеба Эрдогана. Насколько известно, такое же решение приняли и иерархи островов Додеканеса, а епископы из Греческой архиепископии в Америке его отклонили. Как считают наблюдатели, в основе инициативы Константинопольской Патриархии лежит не только желание расширить круг иерархов, которые могут принимать участие в избрании Патриарха Константинопольского, но и стремление придать «международный» статус Патриархии в споре с турецкими властями. Стамбул считает, что Патриархия представляет только греческих православных в Турции, и отрицает ее «вселенский» характер. Седмица.Ru Редакция текста от: 26.01.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7793.html

По мнению правящей турецкой партии Константинопольский Патриарх не должен именоваться Вселенским 24 октября 2005 г. 13:01 Зампред правящей турецкой Партии справедливости и развития (АКП) Шабан Дишли заявил, что Константинопольский Патриарх Варфоломей не должен именовать «Вселенским» свой «фанарский греко-православный патриархат». По словам политика, являющегося советником турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана, законы Турции «очерчивают статус этой единицы», которая, будучи «турецкой институцией», не может выходить «за пределы республики». Ш.Дишли напомнил, что Лозаннский договор 1923 года ограничивает роль Патриарха религиозным представительством «граждан греко-православного происхождения, проживающих в Стамбуле». Это высказывание, приводимое изданием Turkish Daily News, прозвучало в конце минувшей недели в ходе проходившей в Стамбуле встречи представителей православных Церквей и группы христианских демократов из Европарламента. Представитель Турции отреагировал таким образом на призывы Патриарха Варфоломея и ряда европейских политиков открыть православную семинарию на острове Халки (Хейбелиада), деятельность которой была прекращена властями 34 года назад. В этой семинарии получил богословское образование и нынешний предстоятель Константинопольского Патриархата. Глава группы христианских демократов в Европарламенте Ганс-Герт Пёттеринг заявил, что если семинария не откроется, «это увеличит исламофобию в западноевропейских обществах». Важность вопроса для Западной Европы подтвердил также президент Европейской народной партии Вилфрид Мартенс. Ш.Дишли в ответ подчеркнул, что в Турции законы одинаковы для всех, и тем же ограничениям, сохраняющим светский характер образования, подлежит деятельность мусульманских общин. Школа на Халки давно могла бы открыться в качестве факультета одного из турецких университетов, но этого не желает Патриархат, сказал политик. Турецкая печать отмечает, что христианские демократы в Европейском парламенте настроены наиболее критически по отношению к вступлению Турции в ЕС. Однако сам Патриарх Варфоломей I в ходе стамбульской встречи выступал в поддержку вступления Турции в Европейский Союз, подчеркнув, что последний не является «религиозным союзом», а потому вполне может включать страну с преимущественно мусульманским населением. По мнению Патриарха, это будет «полезно не только для турецкого народа, но и для всех народов Европы». «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54305.html

Нужно было Икономосу искать ещё какого-нибудь источника для греческой церковной истории XVIII века. Поиски для автора не стоили большого труда. Он хватается за «Церковную Историю» Вендотиса, представляющую собой продолжение истории Молетия афинского (о Вендотисе несколько подробнее скажем в своём месте) и описывающую историю патриархов константинопольских почти всего XVIII века – и начинает компилировать Вендотиса. Но вот беда, Вендотис очень не мягок в отзывах о сказанных патриархах, а между тем Икономосу по одной причине, о которой сейчас упомянем, непременно нужно было, чтобы патриархи высматривали красивее, чем какими их рисует продолжатель Мелетия. Как поступить при таких обстоятельствах? Икономос ни чуть не растерялся. Он отыскал одну истинно достойную сожаления книжонку (отыскал, если не в рукописи, то у Фабриция) некоего Димитрия Прокопия, писателя XVIII века под заглавием: «краткий перечень учёных Греков», (πιτετμημνη παρϑμησις τν λογων Γραικν. Vid. Sathas. Biblioth. Tom. III. σελ. 480 κ. λ., π,), в которой, между прочим, заключаются характеристики патриархов константинопольских первой половины XVIII века со стороны их образованности. Все характеристики эти чрезмерно похвальны и замечательно шаблонны. Они так похожи одна на другую, что как будто бы автор (Прокопий) сам у себя списывал их. Книжонка Прокопия так ничтожна, что Гедеон, если не ошибаемся, только чуть ли не один-другой раз цитирует её. Но для Икономоса она оказалась кладом. Похвальные отзывы ему пришлись очень кстати. По Вендотису и Прокопию Икономос описывает краткую историю патриархов константинопольских XVIII века до патриарха Самуила (до последней четверти этого века). Затем всякие определённые источники оскудевают для Икономоса (ибо тогда ещё не было издано напр. Макрея) и потому с патриарха Самуила до 1836 года текущего века нашему составителю «каталога» пришлось самому собирать сведения по истории константинопольских патриархов. Откуда брал эти сведения Икономос, это может решить только Грек, учёный конечно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010