Жизнеописатели преподобного Феодосия– неизвестный по имени летописец и преподобный Нестор– не говорят прямо, чтобы он, вводя в своем монастыре Студийский устав, вводил этот общежитный устав на место бывшего дотоле в монастыре особножитного. Но это, во-первых, необходимо предполагать; во-вторых, относительно этого мы имеем положительные косвенные указания. Если бы первоначальный устав Печерского монастыря был общежитный, то он и был бы именно Студийский, так что Феодосию не было бы нужды вводить в монастыре в другой раз тот же устав: дело в том, что в Греции, в патриархате Константинопольском, из которого было наше монашество, в тех весьма немногих монастырях, в которых был устав общежитный, он был именно устав Студийский. Засим преподобный Нестор, рассказывая о преподобном Феодосии, как он после поставления в игумены монастыря хотел быть слугою порученной ему братии, между прочим говорит, что, тогда как братия во время ночи предавались сну, блаженный брал разделенное (на братию) жито и, смоловши (на ручных жерновах) часть каждого брата, ставил (каждую часть) на своем месте, то есть у дверей келлии каждого Но если в Печерском монастыре до введения в нем устава Студийского каждому брату выдавался на руки его пай жита, с тем чтобы каждый сам приготовлял себе муку и из муки хлеб, то из сего ясно, что в Печерском монастыре до введения устава Студийского было особножитие, ибо эта поручная раздача каждому монаху его пая зерна, с тем чтобы каждый сам молол его и сам пек себе из него хлеб, и есть именно особножитие или представляет собою часть порядков особножитных. Из того, что в Печерском монастыре сначала было особножитие, а потом преподобным Феодосием введено было общежитие, по-видимому, не следует прямо, чтобы до Феодосия было особножитие и во всех наших монастырях и чтобы общежитие было впервые введено у нас только им– Феодосием. Но на самом деле следует это и прямо, а равно имеем относительно этого и косвенные указания и свидетельства. Основателем Печерского монастыря был преподобный Антоний; преподобный Антоний несомненно был человек, который предпочитал истинное монашество полуистинному, или монашество строгое монашеству облегченному, но если бы он видел перед собою в Киеве не одни монастыри особножитные, но и общежитные, то он и ввел бы в своем монастыре не особножитие, а общежитие.

http://sedmitza.ru/lib/text/438561/

В писаниях преподобного Феодора Студийского не осталось описания данного им устава обители его. Сколько можно видеть из жизни и писаний Феодора Студита , он не был вводителем какого-либо нового устава, но только восстановителем древнего духа монашества. В смутные времена иконоборства монашество подвергалось тяжким гонениям: монахи были изгоняемы из обителей, обители предаваемы были разрушению, а потому прежний устав не мог уже сохраниться во всей полноте. Притом и самый дух иночества в некоторых более слабых членах, под влиянием духа мира, уклонялся от первоначальной строгости и чистоты. Феодор Студит старался, чтобы правила Василия Великого были соблюдаемы во всей строгости. Так как иногда в монастыри вторгались роскошь и любостяжание, то Феодор, в духе древних правил монашества, поставил, что никто из иноков не должен, иметь ничего собственного, даже иголки 259 . Пища, одежда – все должно быть общее и во всём простота и строгость 260 . Для монаха уже богатство, писал он к братии, если он будет имеь более трех мелких монет... Монах тот, кто стоит выше мира нищетою, кто не имеет ни одного сребреника 261 . Он изгонял всякую прислугу из монастыря 262 . Все службы и работы монастырские братия должны были исправлять сами. Каждому назначена была особая обязанность для удовлетворения нужд братского общества. Монахам запрещалось самовольно переходить из монастыря в монастырь 263 . Всякий инок должен был открывать игумену свои помыслы 264 . Надзирая сам за приложением общих правил монастырской жизни к частным обстоятельствам, Феодор Студит не имел и нужды писать устав для братии. Между тем слова Летописца и слова пр. Нестора в житии Феодосия показывают, что Феодосий получил письменный устав Студийского монастыря. До нас дошёл устав, который не задолго до Феодосия Патриархом Алексием, правившим Константинопольскою Церковью от 1025 до 1043 г., дан основанному им, Богородичному монастырю. Он надписывается так: Уставник рассмотряяй о брашне же и о питии мнихом, и о всяцем ином чину и о пребывании и в церкви и въсьде уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным Отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Альксия святаго и вселенского Патриарха в поставленнем им монастыри во имя Божественныя Матери 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодору.   Суточное богослужение в Студийском монастыре при св. Феодоре За отсутствием списка церковного устава, который можно было бы приписать самому св. Феодору, по вопросу о составе и виде суточных служб в Студийском монастыре его времени приходится обращаться исключительно к творениям св. отца. Последние позволяют сказать, что богослужение совершалось в монастыре 7 раз в сутки, начиная с полуночи [ 36 ]. На службы созывались братия звуком била. На часах упоминаются следующие псалмы: на 1-м — 5, на 6 — 90, на 9 — 85, на вечерне 103. На утрени упоминается чтение жития празднуемого святого [ 37 ], за повечерием — оглашение братии настоятелем или кем-либо из старейших иноков — три раза в неделю [ 38 ]. Литургия, по-видимому, не всегда совершалась в будни; за воскресной литургией, по-видимому, не вся братия приобщалась; но иные приобщались и за каждой литургией [ 39 ].   Ипотипосис и Диатипосис и суточное богослужение по ним Более позволяют сказать о суточном богослужении в студийском монастыре приписываемый св. Феодору ποτπωσις καταστσεως τς μονς τν Στουδον («Начертание устройства Студийского монастыря») [ 40 ] и очень близкое к нему в литургическом отношении завещание прп. Афанасия Афонского († ок. 1000 г.), основателя древнейшей на Афоне лавры [ 41 ]: Διατπωσις το σου πατρς μν θανασου, составляющее часть Τυπικν " а τοι Καονικν его (где кроме монастырско-богослужебного устава есть рассказ и об основании лавры св. Афанасия) [ 42 ]. Эти памятники на вечерне упоминают предначинательный псалом, Блажен муж с тремя «началами» (антифонами), Господи воззвах со стихирами; на утрени шестопсалмие, Бог Господь, «кафисмы псалма», в субботу непорочны, «тропари кафисм» (седальны), 50-й псалом, канон, чтения, ексапостиларий, хвалитны.   Синайский канонарь. Приблизительно такой же строй службы предполагает за собою так называемый Синайский канонарь (κανονριον), т. е. уставные замечания, преимущественно касающиеся чтений из Св. Писания на подвижные и неподвижные праздники (Триоди и месяцеслова), приложенные к богослужебному Евангелию. Этот канонарь сохранился в двух редакциях, очень близких друг к другу — одна IX–X b., другая X–XI b. [ 43 ]. По месяцеслову своему канонарь по местам совпадает с Типиконом Великой Константинопольской церкви; но что касается суточного богослужения, то хотя о нем можно здесь судить лишь по чину пасхального богослужения, не остается сомнений, что в данном случае мы имеем дело с практикою не св. Софии и песненного последования, а или Святогробско-Студийского, или, вернее, соединением той и другой практики с преобладанием второй: так, на утрени есть канон, пред ним мирная ектения (совершенно не упоминаемая на утрени в Типиконах Великой Церкви IX –Х в.), и тропарь Христос воскресе (неизвестный этим уставам) со стихами, как в Студийском и Святогробском уставах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Златоуста читалось во время пасхальной утрени в православных храмах уже в разгар господства у нас устава иерусалимского, который вообще «у нас начал входить в употребление» со «второй половины XIV-ro» ещё «века» 24 . Но, что это «слово» имело указанное своё употребление и в более раннюю ещё эпоху, не подлежит сомнению. «С половины XI-ro века», по словам проф. И.Д. Мансветова 25 , «появляется полная запись студийского устава» (ср. об употреблении его на Руси в нашей статье несколько выше), «известная под именем патриарха Алексия» 26 . Здесь, между прочим, читаем, что после бывающего во время пасхальной утрени «целования»... «чтется слово... Златоустца на св. пасху, ему же начало: иже кто благочестив и Христолюбив» 27 . Таким образом, мы поднялись к довольно раннему времени. В данном случае представляет для нас интерес ещё «устав константинопольского неизвестного монастыря», известный нашему времени. «Этот», по словам архим. (еписк.) Сергия, «весьма замечательный, без сомнения, единственный во всей России устав находится в московской синодальной типографской библиотеке (под 1206). Срезневский, по письму, относит его к XII веку. Он может быть отнесён и к XI веку, какой век и показан на рукописи другим ценителем древности... Этот устав весьма сходен со студийским» 28 . В данном типографском уставе также упоминается о чтении во время пасхальной утрени («после целования») «игуменом» «слова: иже кто благочестив и боголюбив»... 29 – В «краткой записи студийского устава (ποτπωσις)», происхождение которой падает на время «приблизительно между половиной IX-ro и Х-го века» 30 , к сожалению, нет речи 31 о чтении данного златоустовского слова 32 ; говорится только, что «по окончании утрени бывает целование и отпуст» 33 . Нет 34 той речи и в «начертании устава пр. Афанасия» 35 (ум. в 980 г.) 36 , где читаем только следующее: «по окончании же утрени бывает целование при пении братьями: Христос воскресе. Потом читается: Воскресения день. Затем тотчас же эктения и отпуст» 37 . Нет 38 той же всё речи и в «синайском канонаре IX века – в чине, бываемом на утрени Пасхи»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

2 . Св. Феодор Студит . Он был игуменом студийского константинопольского монастыря; собрав около себя до тысячи братий, которыми правил с высокою мудростью, он заботился о распространении просвещения, завел при монастыре училище для детей, дал братии устав (известный под именем Студийского, которым, между прочим, воспрещалась инокам всякая собственность и предписывался всем обязательный труд), – но благочестивые труды его скоро были прерваны гонениями от императора Льва Армянина, который употреблял все усилия, чтобы восстановить иконоборство. Созвав собор из единомышленников своих, он в 814-м году отменил определения 7-го Вселенского собора и стал снова жестоко преследовать почитателей св. икон. Феодор смело говорил ему: «Государь, не нарушай мира Церкви! Апостол сказал, что Бог поставил в Церкви иных апостолами, других пророками, некоторых пастырями и учителями для созидания Церкви; но не упомянул о царях. Оставь Церковь пастырям и учителям. Когда же не так, то поверь, что, если бы сам ангел с небеси стал требовать противное вере нашей, не послушаем и его». Увещания Феодора остались тщетны; гонение все усиливалось, все православные были в скорби и унынии. Однажды, в праздник, Феодор совершил торжественно крестный ход с иконами вокруг монастыря, воспевая церковную песнь, сложенную Иоанном Дамаскиным : «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий!» Когда император узнал об этом, то велел предать святого истязаниям и потом сослал в дальний город, где его заключили в сырую и мрачную темницу. Но Феодор и из темницы действовал в пользу православия, письменно сносился с епископами, верными истине, учил, ободрял, утешал страдающих христиан; силою духа своего поддерживал он патриарха, унывающего среди смут. Неоднократно еще мучили его пытками, голодом; из одной темницы переводили в другую, более отдаленную, более мрачную. Святой исповедник переносил все терпеливо; силы духа не изменяли ему, хотя и слабели силы телесные. «Мне все равно, куда бы меня ни отослали, – говорил он, – Бог везде, Господня земля и исполнение ее; но, где бы я ни был, не буду молчать, когда следует стоять за правду». Изгнание св. Феодора кончилось только со смертью Льва. Он был тогда возвращен в Константинополь, но, не стерпев столицы, удалился в пустынное место, где скончался (826 г.) на 68-м году от роду, с благодарственною молитвою на устах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О том, какие богослужебные порядки держались в монастыре, основанном Студием, мы не знаем ничего положительного до времени игуменства преп. Феодора Студита . Известие Феофана, что Студий вызвал в свой монастырь монахов из числа неусыпающих, даёт основание предположить, что вначале псалмопение производилось здесь по их обычаю, но как долго продолжался этот порядок, и когда был принят здесь обще-служебный устав, остаётся неизвестным. Первые положительные известия о составе студийского церковного года и о некоторых литургических обычаях, имевших здесь место, дают сочинения Феодора Студита , и по ним-то мы, прежде всего, познакомимся с тамошними порядками, оговариваясь наперёд, что эти сведения очень невелики, отрывочны и случайны, а потому не могут дать цельного представления о строе тогдашней студийской службы. Для знакомства с ней весьма ценные указания заключаются в кратком Начертании, а сочинения Феодора Студита знакомят нас главным образом с составом тогдашнего церковного года и с кругом местно-студийских памятей. Церковный год, как видно из оглашений, распадался на два отдела: по триоди и месяцеслову. Если судить по их заглавиям, окажется, что с особенной полнотой был развит круг триодный, и в него входила уже большая часть дней теперешней триоди. Месяцесловный круг представлен гораздо беднее. Но для истории монастыря и особенностей студийского быта даёт более ценные указания эта последняя часть, где идёт речь о местных святых и о способе их чествования. 1 сентября праздновалось начало нового лета. Это видно из первых слов 24 оглашения (col. 541): fratres patresque, anni jam primus est ingressus. Содержание этого слова заимствуется из пророчества Исаии о Мессии: Дух Господень на мне, и, следовательно, евангелие читалось теперешнее. 14. – Праздник воздвижения креста (Sermo 24 col. 543). 6 ноября. – Память Павла Исповедника, константинопольского патриарха († 350) В этот день читалось описание его мученичества (S. 30, col. 550). В первых числах ноября Феодор Студит опасно заболел, 6 ноября, в день памяти Павла исповедника, он почувствовал себя лучше и служил, но потом снова ослабел и умер 11 ноября, в воскресенье, в день памяти мученика Мины (Navcrat. De obitu. Theod. Stud., col. 1845).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Как не знали писателя Антифонов, так не знали составителя так называемых воскресных Анатолиевых стихир на «Господи, воззвах» и на «Хвалитех». Некоторые (напр. Аллатий) приписывали их св. Анатолию Константинопольскому Патриарху, жившему в пятом веке и бывшему председателем IV-ro Вселенского Собора 94 . Но это недоказанное мнение легко опровергается историй св. песен. Известно, что в Церкви до восьмого века не было воосьмигласного пения, не было и песен церковных, расположенных на восемь гласов; посему в пятом веке не могло явиться такого рода пения. Если допустим, что св. Дамаскин сам расположил эти песни на гласы то, по уважению к знаменитому и святому Архипастырю, он положил бы в службах стихиры его прежде своих стихир, поскольку их содержание одно. Это сделали бы и составители Параклитика. Известно также, что Триодь и месячные Минеи были составляемы в девятом и в последующие века и в них помещено много стихир Анатолия 95 . Нельзя объяснить, каким образом помещены в них стихиры Патриарха Анатолия на восемъ гласов, когда в его время не знали сего рода пения. Следует поэтому отдать справедливость тем, которые Анатолиевы стихиры приписывают Анатолию, монаху Студийского монастыря, жившему в 9-м веке и бывшим учеником св. Феодора Студита 96 . В составлении песен церковных он подражал своему учителю. Как св. Феодор составил на 8-мь гласов воскресные Антифоны, так и Анатолий написал на восемъ гласов воскресные стихиры. Св. Феодор написал много песен Триоди, и Анатолий поместил в ней несколько своих стихир. Св. Феодор любил сего Анатолия, называл его своим сыном и написал к нему два письма из заточения (которому подвергся за иконопочитание). Эти неизданные письма находятся в кодексе великой Библиотеки Коислианы 97 . Лев Аллатий помещает Анатолия, Студийского монаха, в каталог Греческих песнописцев; это еще более подтверждает, что стихиры Анатолиевы принадлежат сему Студийскому песнописцу – монаху Анатолию 98 . Троичные каноны приписывали прежде св. Митрофану, Константинопольскому Патриарху 4-го века, но очевидно, они не могли быть им написаны. Потому новейшими исследователями церковных древностей доказано, что они принадлежат Митрофану Смирскому 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Казалось бы, монастырь Хиландар, как один из святогорских монастырей, должен во всем следовать традициям Афона. Однако и источники, и история обители свидетельствуют о том, что в отношении богослужения так было не всегда. Богослужебная традиция сербской афонской обители разделяется на два главных периода: первый период – это время существования в сербской лавре ХТ, второй, начинающийся со второй половины XIV века, – когда в Хиландаре преимущественно действовал Иерусалимский устав. Неизвестно, по каким правилам могли проводить богослужение и совершалось ли оно вообще в Хиландаре до создания ХТ. Нет достаточных оснований для принятия мнений исследователей, полагавших, что святой Савва благоустроил жизнь в Хиландаре, продолжив традицию греческого монастыря Ватопеда. Достаточно быстро им был составлен Хиландарский устав – уже через год после окончания строительских работ в монастыре, и поэтому не было необходимости вводить в монастырь сначала одну, а через год совсем другую традицию. В то время, когда создавался ХТ, единственным богослужебным регламентом во всех афонских монастырях являлась фессалоникийская редакция Студийского устава . Однако святой Савва, несмотря на высокий авторитет, которым пользовался этот устав, не стал вводить в свою обитель литургическую традицию студийского монастыря, а выбрал другой вариант. Получение статуса царского монастыря для Хиландара, то есть статуса, который обеспечивал полную самостоятельность и независимость обители, позволило святому Савве устроить в нем жизнь по образцу императорских монастырей Византии. Для своей обители он избрал дисциплинарные и богослужебные правила константинопольского монастыря Пресвятой Богородицы Евергетисы, с которыми он был знаком еще будучи иноком Ватопедского монастыря . Сам Евергетидский монастырь, находившийся под царским покровительством, являлся одним из самых известных монастырей империи. В результате перевода комплекса богослужебных книг евергетидского типа на славянский язык и была создана сербская литургическая традиция, известная как хиландарская.

http://pravoslavie.ru/28177.html

106 Нередко антифоны поют по Богослужебному сборнику, хотя эта книга не является источником, а носит характер пособия. 107 Если поется прокимен Богородице («Величит душа Моя Господа…») или святым отцам («Благословен еси Господи Боже отец наших…»), то перед текстом прокимена следует объявить соответственно «Песнь Богородицы» или «Песнь отцев», как это обозначено в Апостоле. Например, прокимен Богородице будет звучать так: «Прокимен, глас третий. Песнь Богородицы. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». 108 В богослужебных книгах всегда обозначается глас, на который следует петь «Аллилуиа», однако на практике глас произносить не обязательно, так как зачастую хор поет «Аллилуиа» не гласовым распевом, а на особый мотив. 109 Если 2-й прокимен того же гласа, что и 1-й, то нет необходимости вновь называть глас, а следует сказать: «Прокимен, глас тойже». Так, если в воскресный день 4-го гласа случится память священномученика, которому полагается прокимен также 4-го гласа (например, 4 сентября), то следует так объявить 2-й прокимен: «Прокимен, глас тойже. Святым, иже суть на земли Его…». 114 Так как правила относительно чтения Евангелия и Апостола в данном случае одинаковы, то см. перечень соответствующих дней периода Триоди в примеч. 90 на с. 110. 115 Однако от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых и по субботним дням первым читается рядовое чтение (см. Типикон, глава 49-я, последование Недели о мытаре и фарисее, 5-е «зри»). 116 Правда, это был не Студийский устав в его чистом виде, а так называемый Типикон Патриарха Константинопольского Алексия (1025–1043). Этот Патриарх был вначале иноком Студийского монастыря, затем в 1034 году основал около Константинополя монастырь в честь Успения Богородицы и, как ктитор, положил в основание его Студийский устав, но с некоторыми изменениями и дополнениями, воспользовавшись отчасти уставом Великой церкви и сложившимися правилами монашеского общежития. С этого-то именно Алексиево-Студийского Типика преподобный Феодосий Печерский и переписал устав для Печерского монастыря (см.: Киприан (Керн) , архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции Приводится по изданию: ЖМП. 2001. 5. С. 69-80.   Возобновление древнего константинопольского Студийского монастыря в конце VIII столетия стало поворотным пунктом в истории византийского монашества. До второй половины XI века, когда центром новой монастырской реформы стал константинопольский Евергетидский монастырь, именно студийские обычаи во многом определяли монашескую жизнь и богослужение в византийских обителях. Уже в начале IX века в Студийском монастыре началось формирование комплекса нормативных дисциплинарных и богослужебных текстов, фиксировавших результаты трудов преподобного Феодора Студита по устроению киновиального строя в монастырях студийской К нормативным дисциплинарным текстам студийского происхождения относятся Монашеские заповеди , Главы о трапезах и Главы о распределении пищи . Монашеские заповеди , составителем которых был преподобный Феодор Студит, регламентировали монастырскую жизнь в общежительном монастыре. Этот текст начинался статьей о необходимости повиновения игумену и содержал предписания и наставления, определявшие различные стороны монастырской жизни, в том числе предписание о порядке временного выхода из монастыря, наставление о бережном отношении к монастырскому имуществу, запрещение монахам собираться вместе, предписание регулярно исповедоваться игумену, наставления последнему о наложении епитимий, список монастырских должностей, предписание о бережном отношении к монастырским финансам, замечания о приготовлении теста для просфор и хлеба, изложение норм приема в монастырь. Завершались Монашеские заповеди статьей об избрании игумена и статьей о монастырской Главы о трапезах содержали подробное описание распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез в общежительном монастыре, а Главы о распределении пищи определяли состав монашеских трапез в постные и праздничные

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010