Божественна и, воистину, всеблаженна одежда девства, поскольку и Царь всяческих благоволил облечься ею, как приличнейшей одеждой. Господь воцарися, в лепоту облечеся ( Пс. 92:1 ), – облечеся не только в неприкосновенный хитон священнической непорочности, но и в почетную одежду царского благолепия: ибо Он был и Царь и Священник по чину Мелхиседекову. Действительно, чистый воск – прекрасные речи о девстве, имеющие сладость от истинной веры и приобретающие приятность от точного исполнения. Это – духовный рай Божий, в котором всякое древо прекрасно еже видети, т. е. для духовного созерцания, и добро в снедь, т. е. для духовного научения; это – земля истинного обетования, в которой течет духовное и непорочное млеко, и источается духовный и нетленный мед. Этой пищи приобщаясь, Иоанн сподобился коснуться всечестной главы Господа; этой пищей наслаждаясь, он соделался в ангельском чине. И те, которые сохранили светильник непорочности непогашенным, облеклись в неувядающий венец нетления; те, которые сохранили телесную храмину нетленной, пожали обильный духовный плод благословения: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение есть в нем ( Ис. 65:8 ). Евангелист говорит, что блаженный Иоанн сохранился чистым по душе и телу на апостольском грезне до зрелости. т. е. до глубочайшей старости. Это – первый и превосходный дар Божий; это – елей освещающий разум; это – чистое кадило благоухания; это – драгоценнейшее для сердца миро; за этот дар умерый Авель еще глаголет ( Евр. 11:4 ). У тех, у кого не угасает светильник девства, остается бессмертною слава непорочности. За этот дар Мелхиседек остается иереем во век; за этот дар Исаак делается образом Владычнего страдания; за этот дар Моисей полагается богом фараону ( Исх. 7:1 ); за этот дар Иосиф принимает бразды вторые после царского достоинства; за этот дар Илия телесными ногами шествует по воздуху; за этот дар Иеремия поставляется расточать царствия; за этот дар в страшной пещи три отрока сохраняются невредимыми; за этот дар два сына Заведеева именуются сынами громовыми; за этот дар становится другом небесного чертога Ин... Кратко: за этот дар произшедшая из рода человеческого и составленная из земной персти соделывается Матерью Владыки всяческих. Обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Матф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Воздвижение Креста Господня: Сим победиши! Слишком часто и легко мы забываем, от какой невообразимой муки, тоски и ужаса избавил нас Господь, только бы мы сами захотели принять этот благословенный дар, дар избавления, дар жизни вечной — радостной и святой… 27 сентября, 2012 Слишком часто и легко мы забываем, от какой невообразимой муки, тоски и ужаса избавил нас Господь, только бы мы сами захотели принять этот благословенный дар, дар избавления, дар жизни вечной — радостной и святой… Святой преподобный Марк Подвижник говорит, что по причине рассеянной жизни и беспечности о душе мы впадаем в грех духовного забвения. Главная опасность этого греха в том, что он незаметен. В самом деле, как можно сетовать или радоваться о том, чего мы не осознаём, о том, чего как бы не существует потому, что мы об этом не помним? Но воспоминание, как противоположность забвению, в духовном смысле не означает просто осознание того или иного факта, но непременно и полноту его духовного осмысления и переживания. Вот что именуется воспоминанием в духовном смысле, и именно о таком «воспоминании» говорит Господь, призывая нас, к примеру, совершать Евхаристию. Такое воспоминание возводит нас не в область минувшего, а – непостижимым и чудесным образом — в область настоящего, но не того, бытового, житейского, к которому мы привыкли, а настоящего в его духовном, вечном значении. Так что воспоминание о том или ином событии Священной истории означает, что мы становимся тайнозрителями и соучастниками этого события в вечности. Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой . Как известно, в 326-году она прибыла в Иерусалим с горячим желанием отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея был тогда разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять, на каком из этих них был распят Господь, патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Чин прощения на вечерне Сыропустной недели 22.02.2023 19:14:34 Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Его идейное содержание основывается на библейском нравственном императиве, побуждающем христиан взаимно прощать друг другу греховные поступки, обиды и оскорбления. Однако ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Что является критерием его «уставности», с чем следует сверять современную практику совершения и каким образом следует оценивать некоторые его детали, вызывающие в среде духовенства разномыслие, размышляет преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 2, 2023 , PDF-bepcuя ). I Молитва, пост, аскетический подвиг угодны Богу и приносят спасительную пользу человеку, если совершаются в мире, любви, милосердии и незлобии сердца. Святой пророк Исаия обличал своих соплеменников: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо… (Ис. 58:4-6). Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди неоднократно утверждал, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Тогда же Спаситель преподал собравшемуся народу молитву «Отче наш», в которой содержится прошение И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). И затем Он пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной (зачало 17).

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

свящ. Павел Лизгунов, З. Чесноков Предисловие Найти настоящего биографа – редкая удача.Сколько было канонизировано святых в лоне Церкви, но в памяти остались лишь те, чьи имена и жития дошли до нас. Поэтому я с особенным удовольствием представляю новую книгу священника Павла Лизгунова и Зиновия Чеснокова, где авторы собрали рассказы о святых старцах, живших совсем недавно. Эта книга представляется мне чрезвычайно актуальной сегодня по следующим причинам. Отец Андроник был одним из старцев, населявших Глинскую пустынь в первой половине XX века – то есть в один из наиболее трагичных периодов русской истории. После Октябрьской революции 1917 года монастыри один за другим закрывались, монахов разгоняли. Многие погибали в лагерях. Глинскую пустынь, вновь открывшуюся во время Второй мировой войны, повторно закрыли в 1961 году, и братии пришлось искать убежища на Кавказе, на самой границе Советского Союза. Таким образом, институт монашества был упразднен, монастыри, за редким исключением, – разрушены. Означало ли это гибель русского монашества как такового? Отнюдь нет! Потому что людям удалось уничтожить только то, что создавалось человеческими руками. А монашество не было делом рук человеческих, оно – дар Духа Святого, ниспосланный Церкви в самом начале ее истории, то есть в те времена, когда равноапостольный Константин Великий признал за ней право на существование. Раннехристианское монашество с самого начала обрело свое абсолютное, боговдохновенное воплощение, можно сказать свою икону, в лице преподобного Антония Великого . После него множество других старцев являли этот совершенный образ, каждый по-своему, в собственной неповторимой манере. В лоне православного монашества столетие за столетием воплощался этот образ монаха, его «икона», в многочисленных благодатных подвижниках, именовавшихся у греков герондами, а у русских – старцами. Старчество, строго говоря, не является церковной институцией. Оно не учреждается церковными властями, но становится даром духовного наставничества, внушенного Духом Святым. Этот дар может быть только воспринят тем, кому он ниспослан, тогда как задача духовных властей состоит в том, чтобы распознать, подлинно ли дар сей внушен Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пост, война и путешествие в трюме Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх 30 ноября, 2015 Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх Что такое сегодня Рождественский пост? Нужно ли как-то поститься особенным образом, учитывая сложность и нестабильную обстановку в мире? Как верующим провести Новый год и как праздник народный, и как праздник церковный? Верующие «со стажем» часто пренебрежительно относятся к ограничениям в пост в еде, говорят, что главное «людей не есть» – почему так происходит, как тут поступать правильно? На эти и многие другие вопросы отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске. – Что такое сегодня Рождественский пост и Рождество, когда вокруг война и страх? Может быть, пост должен стать более осознанным или нужно каждый раз поститься, как в последний раз? – Пост – это дар Божий, ослабление пут страстей, которыми мы связаны. Мы все страдаем чревоугодием и боремся с ним, должны бороться. И вот в помощь в этой борьбе Бог установил в Церкви пост. Каждому по силам – одни могут большой дар принять, другие – малый. Как если бы дали голодным людям пшеницы, кто сколько может взять – один может понести 20 килограммов, другой только 5, третий совсем ничего не может. А кто-то даже не хочет – избирает смерть. Конечно, когда мы получаем помощь в борьбе со страстями, мы должны радоваться. Не той радостью, что вот скоро придет праздник Рождества, можно будет объесться курицы или еще хуже – обпиться вина, такая радость греховна. А духовной радостью – о том, что бремя наших страстей облегчается. А что касается страха смерти, то, во-первых, люди и так постоянно умирают от несчастных случаев и болезней. А во-вторых, мы празднуем пришествие Христа Спасителя. Причем здесь война? Если объявят, что 7-го числа, на Рождество нас всех расстреляют – тем более, надо отпраздновать, собраться вместе, причаститься, а потом с миром в душе отправиться в Царство Небесное. Радость о Господе должна быть и надо стремиться ее обрести.

http://pravmir.ru/post-voina-trum/

«Покров простерся над моим священством», – говорит отец Валериан, более полувека предстоящий у Престола Божия в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области. Всё это время особый – «серебряный» – крест служения несла матушка Наталья Константиновна. Свое единственное интервью, которое мы и публикуем сегодня, она дала к 50-летнему юбилею служения мужа в 2019 году. Тогда же мы записали и рассказ о матушке самого отца Валериана. Матушка Наталия Кречетова: «Батюшка никогда не давил, не взыскивал» Слава Богу, мы с батюшкой оба из православных семей. У наших родителей были достойные духовные руководители. Шесть с лишним лет прожили мы дружно до получения супругом сана диакона. К этому времени родилось у нас трое сыновей да четвертый был во чреве. Тогда муж еще имел некоторую возможность помогать мне. Когда же уехал, поступив в семинарию, не стало ни помощи, ни зарплаты. Но Господь помог, вскоре Валериана посвятили в священники, и он стал служить в Переделкино. Конечно, священник не имеет возможности много времени уделять семье. Жене, матери приходится брать многие труды на себя. Но это же и на пользу. Я всегда была слабой, неумелой, но с Божией помощью как-то справлялась. А батюшка никогда не давил, не взыскивал. И я себя всегда чувствовала «за мужниной спиной». Еще у батюшки редкий дар успокаивать, умирять, поддерживать, а также дар крепкой веры. И теперь дети могут поделиться со мной своими трудностями, а за советом идут к папе. Слава Богу, что Господь сподобил супруга послужить Ему полвека. А служит он, к нашей радости, очень благоговейно и говорит полезные проповеди. Протоиерей Валериан Кречетов. Воспоминания о матушке Наталии – Отец Валериан, а как вы познакомились с матушкой Наталией? -- Когда я спросил отца Кирилла (Павлова), какой мне путь избрать, он сказал – Господь тебе укажет. А это было на исповеди накануне венчания моего брата, отца Николая, с его будущей матушкой Екатериной. И в тот же день ко мне подвели Наташу, Наталью Константиновну Апушкину. То есть Господь тут же мне и указал (хотя я тогда не обратил внимания на это).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/serebr...

1848 год 172 I. Пребывание в Константинополе. Январь, день 1-й. Боже вечный и Царю всякого создания. Молю тя, Блаже и Премудре, продли мою жизнь в сие новое лето, просвети мой ум, освяти мое сердце, подаждь мне дар различения духов, долготерпение, кротость, незлобие и любовь, да обрящу благодать пред лицем всех людей. Ниспосли мне дух совета и дар управления и подаждь старческую степенность и девственное целомудрие, да во имя Твое соблюду дети, их же дал еси мне, и да буду им образ жития благоугодного Тебе. Возвесели мя в творениях руку Твоею. Настрой мое слово, яко же псалтирион царя пророка Давида. Покрый мя щитом Твоея крепости во время напасти и избави мя от всякого зла. Повели, Господи, пучинам морским и устремлениям речным ни губити, ни устрашати мя, малодушна суща. Ей, Владыко Боже, услыши молитву мою и исполни желания сердца моего. Аминь. День 4-й. Сегодня прибыл в Константинополь посол римского папы, г. Ферриери, на сардинском пароходе. Я видел въезд его в Золотой Рог из окон нашей посольской церкви. Когда дымящее судно огибало старый султанский дворец, раздались обоюдные приветные выстрелы. Спустя несколько часов, Ферриери и с ним генерал-прокурор Армянского монастыря в Риме, о. Арсений, аббат Веспасиани, командор Иосиф Ферретти и граф Маркетти в трех султанских, подержанных колясочках парных, появились на большой улице Перы. Их везли в назначенный им дом. Подле них ехали верхами немногие чиновники турецкие. Весь этот поезд остановился на несколько минут у мечети пляшущих дервишей, потому что здешние италианцы нарочно попортили здесь мостовую, дабы приудержать посла и прокричать: Vivat Pio nono! – да здравствует Пий девятый. Пока поправлялась мостовая, эти чада папы, украсившие свои шляпы белыми ленточками, не громко проговорили сие приветствие и мгновенно рассеялись. Такая поспешность их и сборище у попорченной дороги, почти в захолустье, объясняются соглядатайством здешнего австрийского посольства, которое запретило италианцам, подданным Австрии, торжественно встречать римского посла, не одобряя дружбы христианского первосвященника с повелителем магометан. Бедность колясочек, полузакрытых сверху и спереди, малочиновность турецких всадников, сопровождавших знатных гостей, соглядатайство австрийцев, робость италианцев, равнодушие греков и турок, все это придавало поезду Ферриери вид более похоронный, нежели торжественный. Когда поп хочет быть царем, тогда Бог и цари объявляют его попом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Почерк сестры императора Госархиву передали в дар письма и дневники великой княгини Ксении Александровны Елена Новоселова   Лариса Роговая   09:33 07.12.2017 911 Время на чтение 4 минуты Фото: Александр Корольков Архивный год столетия революции заканчивается замечательным аккордом: коллекция царской семьи Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) пополнилась новыми документами. Председатель Общества развития русского исторического просвещения " Двуглавый Орел " Константин Малофеев передал ему в дар письма и дневники великой княгини Ксении Александровны, сестры императора Николая II и, как выразились бы не в великосветских кругах, тещи Феликса Юсупова - одного из участников убийства Распутина. Архив великой княгини Ксении Александровны Романовой был приобретен пять лет назад на аукционе в Лондоне. Это 95 документов. А среди них пять дневников, неизвестные российским архивистам семейные фотографии... В отдельном полотняном мешочке, отделанном атласной лентой, 25 писем брата Ксении, великого князя Георгия Александровича матери императрице Марии Федоровне. Кстати, эти мешочки - фирменный стиль великой княгини Ксении, рассказала " РГ " директор ГА РФ Лариса Роговая. В них она хранила всю свою корреспонденцию, распределяя ее по годам и адресатам. " Вот посмотрите, точно такой же - отстроченный атласом и украшенный тряпичными розочками, - с письмами английской королевы Александры. Правда, советские архивисты не постеснялись проставить прямо на них даты, - в интервью " РГ " Роговая рассказывает, что подаренные документы дополнят хранящийся в Госархиве довольно обширный личный фонд Ксении Александровны, тысяча единиц хранения.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/7/poc...

Владимир Легойда . Мораль на экране . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Надпись на ограждении «Не верь ТВ!». Фото Арсения Русака//Фома. - – май 2012. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »). Интервью номера: Екатерина Градова . Многие дети уже не знают, с кем мы воевали . О христианском смысле роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», об отце-фронтовике, о маме-монахине и о вере Иннокентия Смоктуновского с актрисой Екатериной Градовой беседовал Константин Мацан . Ил.: Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». Фото «РИА-Новости» и фото из архива Екатерины Градовой//Фома. - – май 2012. – С.10-13. – (рубрика « Интервью номера »). См. отклик: Юлия Вешникова , директор благотворительного фонда «Дар». Если хочешь изменить мир //Фома. - – май 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Тема номера. Храм Христа Спасителя : Утерянный и возвращенный . Вступление от Редакции . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2012. – С.14. – (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »). Юрий Пущаев . Храм, по которому можно изучать историю Фото Владимира Ештокина, ИТАР-ТАСС и фото www.xxc.ru//Фома. - – май 2012. – С.16-21. - (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »). Имеются справочные врезки: « Алексеевский женский монастырь » (С.17), « Высота храма составила 104 метра » (С.18), « Планировали уничтожить не только Храм Христа Спасителя » (С.19), « В храме Христа Спасителя хранятся уникальные святыни » (С.21). При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с. См. отклики: Юлия Вешникова , директор благотворительного фонда «Дар». Если хочешь изменить мир //Фома. - – май 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). [Храм Христа Спасителя]. Блок иллюстрированной изографики . Общий план и составные части храма//Фома. - – май 2012. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »). Протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь храма Христа Спасителя. Обычный приход необычного храма . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2012. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера. Храм Христа Спасителя »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-109-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010