Все Таинства в своей совокупности освящают всю жизнь человека от рождения до смерти, тесно связаны между собой. Особенно тесно, точнее неразрывно, связано со всеми прочими таинствами Таинство Священства. В этом Таинстве «Дух Святой правильно избранного, чрез рукоположение святительское, поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово» (Катихизис, 10 чл.). Начало своё оно ведёт от Самого Господа нашего Иисуса Христа и от сошествия Святого Духа на апостолов. Что Священство действительно есть Таинство можно видеть из тех слов, которые обращают святые апостолы к людям, имеющим иерархический сан, а также из их действий во время миссионерских путешествий. Так, в посланиях к своему ученику и епископу Ефесской Церкви Тимофею святой апостол Павел дважды напоминал ему о том, что он имеет особое дарование, полученное тоже особым образом – через возложение рук священства, через рукоположение самого апостола: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). А в своём послании к Церкви Коринфской и в своей беседе с ефесскими пресвитерами святой апостол Павел указал и в чём состоит «дарование» священства – в праве совершать Таинства и духовно окормлять свою паству. Вот его слова: Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян.20:28 ). А во время миссионерского путешествия по Малой Азии святые апостолы Павел и Варнава, основывая новые Церкви, как повествует книга Деяний, к каждой церкви рукополагали пресвитеров ( Деян.14:23 ). Кроме того святой апостол Павел заботился о том, чтобы священство распространялось в Церкви, утверждалось, чтобы к священному служению призывались люди достойные. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал, – писал святой апостол Павел блюстителю Критской Церкви ( Тит.1:5 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все таинства, в своей совокупности, освящающие всю жизнь человека от рождения до смерти, тесно связаны между собой. Особенно тесно, точнее, – неразрывно, связано со всеми прочими таинствами таинство Священства. В этом таинстве «Дух Святой правильно избранного, чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово» (св. митроп. Филарет. Катехизис, 10 чл.). Начало свое оно ведет от Самого Господа нашего Иисуса Христа и от сошествия Святого Духа на Апостолов. Что Священство действительно есть таинство, можно видеть из тех слов, которые обращают св. Апостолы к людям, имеющим иерархический сан, а также из их действий во время миссионерских путешествий. Так, в своих посланиях к своему ученику и епископу Ефесской Церкви Тимофею, св. ап. Павел дважды напоминал ему о том, что он имеет особое дарование, полученное тоже особым образом, – через возложение рук священства, через рукоположение самого Апостола: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). А в своем послании к Церкви Коринфской и в своей беседе с ефесскими пресвитерами, св. ап. Павел указал и в чем состоит «дарование» священства, – в праве совершать таинства и духовно окормлять свою паству. Вот его слова: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:22 ). А во время миссионерского путешествия по Малой Азии, святые апостолы Павел и Варнава, основывая новые церкви, как повествует книга Деяний, «к каждой церкви» рукополагали пресвитеров ( Деян.14:23 ). Кроме того, св. ап. Павел заботился о том, чтобы священство распространялось в Церкви, утверждалось, чтобы к священному служению призывались люди достойные. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил не доконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», – писал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Господь воссел одесную Отца, но и «нас, – пишет Апостол: Бог воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2:6 ). Господу дана была всякая власть на небе и на земле, но и верующие в Него, «приемля обилие благодати и дар праведности, будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». ( Рим. 5:17 ). Верующие в Сына Человеческого суть наследники Божии, сонаследники-же Христу ( Рим. 8:17 ; ср. Еф. 1:11 ), и вся жизнь их сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Не все, впрочем, сейчас указанные моменты небесной славы Сына Человеческого и представляемого Им человечества должно разуметь в разбираемых словах, – хотя и бесспорно, действительно, что на кресте Сына Человеческого она зиждется и утверждается. В данном случае Господь скорее всего говорит об одном ближайшем моменте Своего прославления после смерти Своей, – именно о воскресении Своём из мёртвых. Что ото так, – ясно укалывают последние слова Его: «и абие прославит Его» 38 . – «Этим свидетельством предсказывает воскресение Своё не как наше – в конце века, но абие следующее» – изъясняет блаженный Августин 39 . Полное-же и совершенное небесное воздаяние за подвиг Богочеловека и совершенное воссоединение Его с Отцом в Божественной славе Его разумеется в первосвященнической молитве Его, когда Он обращается ко Отцу: «Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя... и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир небысть» (17:1, 5); и потому то слова сей молитвы Господа, о которой – «дерзновенно и говорит языком человеческим» 40 , и которая приводит нас к неизмеримым глубинам вопроса об отношениях вечной славы Сына Божия к славе Его по вознесении, – не могут считаться параллельными настоящим словам Его. Если Сын Человеческий прославил Бога в Себе (ν ατ), – если в Его подвиге слава Божия существенно и неотделимо соединилась с Его собственною славой и достигнута была одновременно с нею и в одном и том же, – то и прославление Сына Человеческого Богом совершается в Нём Самом («и Бог прославит Его в Себе» – ν ατ 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Господь сказал фарисеям: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть: «дар Богу») то " , чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк. 7:9-13). Чем лучше мы, когда отменяем основную заповедь ради «миссии»? О. Сергий (Рыбко) фактически легализует музыкальный фанатизм: «Слепотствующий мир... почти всегда обвиняет святых в фанатизме. Подобно тому, как обвиняют в фанатизме, например, фанатов Алисы, но ведь фанаты- не фанатики, скорее фанатики, в своей ограниченности, - это обвинители». На одной «проповеди» диакон Андрей Кураев обещал рокерам : «Если вы будете любить друг друга, то однажды вы сможете поговорить с Виктором Цоем. Лет через сто, сидя на облаке и свесив ножки, вы сможете друг друга называть по имени. Вы тогда вдоволь поговорите и с Юрием Шевчуком. И с Константином Кинчевым. И с Вячеславом Бутусовым». Комментарии, как говорится, излишни. Неужели Христианская проповедь любви к ближнему нуждается в том обосновании, что рок-фанат встретится в загробной жизни со своим кумиром? В виду означенной проблемы нашей целью является незавзятая критика «Алисы», а анализ различных аспектов творческой деятельности группы, чтобы выяснить насколько она соответствует Православному христианству. Для удобства исследования творчества Константина Кинчева условно выделим сначала его «внешнюю» сторону (концерты, логотип, прочее), а затем «внутреннюю»(идеология). «Чёрно-красный мой цвет, но он выбран, увы, немной» (песня «Воздух»). Встречает нас «АлисА» кроваво-тёмными тонами, в которых выполнены логотип и официальный сайт группы. Первая и последняя буквы «А» в названии коллектива рисуются в виде пентаграмм. Перейдём к такому важному действу как рок-концерты. Здесь даже многие благосклонные к «Алисе» люди покачивают головами. Для описания происходящего там, расскажу о своей встрече с Кинчевым и его группой, ярко запечатлевшейся в моей памяти. Тогда я только начинал воцерковляться и ещё с удовольствием слушал рок-музыку.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/10/a...

Долженствует Он произойти ( Ис. 6:13 ) от уцелевшего корня, как бы скрытого от взоров народа. Род Давидов имел после плена краткий блеск в лице наместника царского в Палестине Зоровавеля, но потом он снова исчезает в безвестности и пребывает по всей вероятности в бедности. Но вот-является в Вифлееме,– родине Иессеевой,-Св. Младенец от Девы из рода Давидова, обрученный мужу из того же рода. В неизвестности, в Галилее, где подобало воссиять свету великому, возрастает Отрок 634 , на Котором Дух Господень 635 . В отличие от всех людей и величайших из пророков, которые временами чувствовали себя бессильными, Дух Божий постоянно соприсущ Ему, ибо Он Сам сказал: „Аз и Отец едино есма“ 636 . Страдания земные Он испытывает в человеческом теле Своем, потому что Он так восхотел, это-Его добровольная жертва за нас 637 ; страданиями этими Он освящает храм тела человеческого, в котором должен обитать Дух святый 638 . 3 . и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Этот стих указывает отсутствие в ожидаемом Судии слабостей человеческих. Господь Судия видит сердца, а не внешние признаки. 4 . Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. 5 . И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Выше в стихе 2-м действие Духа Господня, почивающего на Ожидаемом, изображается тремя выражениями, из которых каждое заключает в себе два понятия. 1 . Дух премудрости и разума. 2 . Дух совета и крепости. 3 . Дух ведения и благочестия. В стихе 3-м присовокупляется, что Он (как человек) „страхом Господним исполнится“. Все эти действия Духа Господня воспринимаются Богочеловеком, чтобы передать их „братиям своим“ 639 , и таким образом создается „новый человек“. Мессия передает человеку и страх Господень, как драгоценный дар, ибо он есть начало премудрости 640 . Главным действием Мессии изображается в пророчестве 4 и 5 стихов настоящей главы восстановление на земле правды, восстановление прав слабейших братий, попранных сильнейшими. Оружие Мессии есть „Дух уст Его, Слово Его; это тот меч, исходящий из уст Сына Человеческого, который видел начертатель Откровения ( Откр. 1:18 ). В IV т. Св. Летописи, говоря о Мессианских псалмах, мы останавливались на Псалме 44 641 . И в этом Мессианском псалме Мессия изображается препоясанным мечем и восходящим на колесницу ради истины и кротости и правды. В читаемом нами месте Исаии пророка в ст. 5 повторяется та же мысль: „и будет препоясанием чресл Его правда.... и истина“. Бог нисходит на землю и воспринимает на себя плоть человеческую – этот прах, – для того, чтобы уничтожить ложь и лишить силы отца лжи, пригвоздив плоть ко кресту и очистив ее, осветить ее великим светом вечной правды. Струя крови Его омыла человечество от греха,-то человечество только, которое сознало свой грех и возопияло в Нему о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Другое афонское предание, опубликованное Иоанном Комниным в 1701 г., гласит, что не Архангел научил безмолвника петь перед иконою Богоматери «Достойно есть…», а сама икона возгласила: «Пусть поют “Достойно есть…”». Надо заметить, что в «Истории Афона» еп. Порфирий указывает: песня «Достойно есть» была известна в IX b. и употреблялась во время церковных служб в Константинополе «На колокольне были размещены 20 колоколов, самый большой из которых (333 пуда и 33 фунта) был преподнесён в дар обители императрицей Марией Александровной. Колокол был отлит в г. Слободском Вятской губ. — в том самом городе, где впервые явила чудотворения главная скитская икона Божией Матери. По убеждению многих, равного этому колоколу по чистоте и силе звука не было на всей Святой Горе. Андреевский колокол был пожертвован обители в 1888 г., а уже в 1894 г. на Афон в русский Пантелеймонов монастырь прибыл святогорский Царь-колокол в 818 пудов» (из книги П. Троицкого «Свято-Андреевский скит и русские келии на Афоне») Автор не совсем прав. Собор, построенный по проекту акад. архитектуры М.А. Шурупова, вмещает 5 тыс. человек и является самым большим на Афоне и втором по величине в Греции (после собора в Патрах). Правильный текст в поэме С. Есенина «Чёрный человек»: Я один у окошка. Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой извёсткой, И деревья, как всадники. Съехались в нашем саду. Кацея — кадило в виде открытой или закрытой продолговатой чашки, укреплённой на деревянной рукоятке. Видимо, автор отсылает читателя к Евангелию от Матфея (12: 43–45). «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит: тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришел, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Действительно, избавившись от духа коммунизма, мы впустили в себя духов куда более злейших. Отец (греч.).

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею — то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор. 13:1-8 ).Я читаю эти божественные строки, сидя на обочине дороги, ведущей в Константиново. Движение редкое, безлюдно. От Рыбного пройдено чуть больше десяти километров, но размышления заставили остановиться. Может, я действительно не прав, и все дело в удобстве произносимости? Тогда почему самое красивое созвездие нашего звездного неба — Орион- в народе назвали Петров крест? Читаю, и, мне кажется, начинаю понимать. И Петр, и Павел приняли мученическую смерть за веру в Христа — и здесь они оказались равновеликими. Но Павел все-таки остался в большей степени учителем. Но всегда на расстоянии, он всегда выше тебя, как бы близко он к тебе ни приближался. А кто был Петр? Простой рыбак, бросивший дом, семью, и ушедший в неизвестность по первому слову проходившего мимо Странника. Бедный рыбак, деливший с Ним все тяготы Его земной жизни. Судя по Евангелию, — простодушный и немного наивный, весь, с ног до головы, земной. Такой же, как большинство из тех, кто жил, жив и будет жить на земле. С такими же слабостями. Поклявшийся не бросать Господа и трижды предавший его. Мне трудно без волнения читать вот это место из Евангелия от Луки: “Тогда Господь, обратившись, глянул на Петра; и Петр вспомнил слово Господа, как он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от меня трижды. И вышед вон, горько заплакал”. ( Лк. 22:61-62 ). И раскаялся Петр, искренно, чистосердечно, и прощен был Иисусом.

http://azbyka.ru/fiction/molites-za-meny...

Затем, между «некоторыми пророками и учителями» в антиохийской церкви упоминается и «Луций киринеянин» (а, может быть, и «Симон, так называемый Нигер» происходил также из Африки) ( Деян.13:1 ). Наконец, мы видим, что среди самарян, происшедших через смешение иудеев с язычниками, является «некоторый муж, именем Симон, который волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого, так что ему внимали все от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» ( Деян.8:911 ). Об этом Симоне известно, что он обучался философии в Александрии (Clem Hom. 2). По обращении ко Христу он не оставил своей прежней наклонности к волхованию: он «не отходил от Филиппа, видя совершавшиеся великие знамения и чудеса», и когда увидел, что через возложение рук апостолов подаются дары Св. Духа, то предлагал апостолам дать ему за деньги дар их ( Деян.8:13, 1819 ). В виду первых зачатков ферапевтизма среди верующих апостольской церкви могло произойти и то, что в Евангелии Матфея ( Мф.19:1012 ), приведены слова Господа о значении брака и безбрачия и что в повествовании об обстоятельствах рождества И. Христа упоминается о волхвах с востока и виденной ими звезде и в сказании об искушении Господа в пустыне указывается на служение Ему ангелов. Более же важным представляется то, что в церкви Коринфской происшедшее разделение между верующими было таково, что кроме партии, прикрывавшихся авторитетом Кифы и Павла, была еще партия, которая прикрывалась авторитетом Аполлоса ( 1Кор.1:12, 4:6, 3:5 ). Об Аполлосе же известно, что он был «иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писании» ( Деян.18:24 ). Очень возможно, что ставшие на его сторону христиане были из ферапевтов: разделяя вместе с саддукействующими христианами стремление к мудрости и красноречию, они тем не менее стали вне крайностей как христиан прикрывавшихся авторитетом Петра, так и христиан прикрывавшихся авторитетом Павла. Можно по крайней мере положительно сказать, что именно партией Аполлоса был возбужден между коринфскими христианами вопрос о безбрачии – вопрос существенно важный для ферапевтов ( 1Кор.7:140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Знамение, которое положено было на Каине, могла заключаться, по мнению м. Филарета, в самом искажении черт лица его: после жертвоприношения «поникло лицо его» ( Быт. 4:5 ). Действительно, первое проявление страсти, столь бешеной, что следствием её было убийство брата, должно было оставить неизгладимые следы на впечатлительной натуре первого сына Адама. Внутренний пламень, вырвавшись из груди его, должен был избороздить преждевременно морщинами лицо его. Быт. 4 И пошел Каин от лица Господня Англ. Комм-я Библия замечает, что Каин, виновный в ужасном преступлении, по всей вероятности, не имел определённого намерения совершить убийство, но в минуту бешеной страсти нанёс удар, не сознавая всех его последствий. Поэтому-то Господь Бог запрещает предавать его смерти и только обрекает его на всегдашнее изгнание из земли. Калиш (Kalish) замечает: «Ранняя смерть Авеля не представляется наказанием, напротив, Авель пользовался особым благоволением Божиим, «ибо на дар его призрел Господь» ( Быт. 4:4 ). Поэтому мы находим в этом сказании великую и прекрасную мысль, что жизнь не есть ещё высшее благо, что благочестивый находит лучшее существование и великую награду в высшей и чистейшей сфере, но что преступление и грех суть величайшие несчастия для человека, что они наказываются долгою и утомительною жизнию, полною страха, и забот, и угрызений совести. (Speaker’s Bible in loco). и поселился в земле Нод, на восток от Едема. Земля Наид или, по более правильному произношению, Нод значит «земля изгнания». Некоторые читают это название Гинд или Индия. Быт. 4 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. Енох значит посвящённый или обученный. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. Племя Каина мало занимается земледелием: оно зиждет города и занимается, как увидим ниже, искусствами и ремёслами. Между тем племя Сифа (заступившего место Авеля) хранит память обетования, соединяясь по временам в молитве, которую начал произносить Енос ( Быт. 4:26 ). Племя Каина удаляется всё более и более от правды, любви и нравственной чистоты, но достигает замечательного технического развития, разрабатывая сырые материалы земли и изобретая новые искусства и ремёсла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Золото же и серебро, надо сказать им, они всегда носят в своей душе, как священный дар богов и поэтому не нуждаются в золоте и серебре людей». Такова почти христианская этика древнего мудреца язычества! 860 Но она осталась в идее, хотя Спарта в своем строе и может служить некоторым отображением подобной идеи и основой для «государства» Платона. Во время падения Греции и во времена Римских императоров, все люди, мыслящие и сочувствующие страждущим ближним, чувствовали потребность искать выхода из страшного разложения государственной жизни. Государство повсюду встречало всеобщее недоверие и равнодушие. Разложение общества достигло столь высокой степени, что ни от одного смертного, – будь он хоть самый могущественный из цезарей, – невозможно было ожидать, чтобы ему удалось вдохнуть в него новую жизнь. Воплощение Платоновской идеи могло быть разве игрушкой досужих людей, которые, – как высокопоставленные сановники императора Галлиена и императрицы, жены его, с неоплатоником Плотином во главе, основавших Platonopolis, – убивали ненужное им время. И вот на заре христианства возникают коммунистические идеи и коммунистическое общество. За 100 лет до Р. X. находим у Евреев тайное коммунистическое общество, – организацию ессеев. «Богатство они ни во что не вменяют», рассказывает о них Иосиф Флавий «и очень высоко ставят общность имуществ и между ними нет ни одного, который был бы беднее другого. У них есть закон, что все, желающие вступить в их общество, должны отдавать свои имущества для общего пользования, поэтому у них незаметно ни недостатка, ни избытка, все же у них общее, как у братьев»... Таким же образом были организованы и первые христианские коммунистические общины, с тем знаменательным различием, что ессеи держались иудейства, а христианство – всего человечества. И основы были у тех и других различны. «Если хочешь быть совершенным», говорит Христос 861 богатому юноше: «иди, продай имение твое и раздай нищим»; и еще: «будешь иметь сокровище на небесех». Первая Иерусалимская община описывается следующим образом: «и никто ничего из имения своего не называл своим; но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями и домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов, и каждому давалось все, в чем кто имел нужду» 862 . Но как всякая истина м. б. извращаема людьми грешными и всякое святое дело м. б. обращаемо страстями людскими во зло, так случалось и с этим выражением Христовой любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010