И вот сектанты мистического толка – это жалкие люди, которые свою уже больную психику принимают за действия Духа Божия. Граница стёрта, и вы их не убедите, что они больные, что их эта секта искалечила, эти слезы – это есть надрыв нервный, и никакой не дар от Духа Свята. Они не будут вас и слушать, скажут: это дары Духа], сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному , то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых [вот откуда такое дерзновение? Это же не дерзость – страха ради иудейского бежал, а тут в лицо всему Синедриону говорит: Которого вы распяли. Да попробуйте Ивану Грозному в лицо сказать что-нибудь! Так. Вы распяли, так вот]. Им поставлен он пред вами здрав . [И дальше он опять сразу же ссылается на псалом 117-й:] Он есть Камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения [а вот это 12-й стих], ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Вот это мы должны все и усвоить: нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Ну вот, видите, вот такое исповедание было. Итак, мы с вами подошли к теме Его Воскресения. И вот тут на днях была передача, знаете, о копье Лонгина, которым он пронзил рёбра и с древка капли крови попали на его глаза, и он прозрел, и стал христианином и мучеником. И вот какова это история, где это копьё, и какова его история, если вы видели, какие исследования происходили? Считают, что это копьё от седьмого века, а не от времён Христа, и его выдал за такое Карл Великий, который считал себя преемником Константина Великого  и основателем Римской Империи. Дальше его также переносили, пошли подделки, и  человек спекулирует на всём, в том числе и на святыне, за большие деньги стали множить, тиражировать и копья, и всё что угодно. Когда Спиридон пришёл в Святую Землю, и увидел, какие корзины с флаконами якобы от мра от Святителя Николая стоят, и какая идёт беззастенчивая торговля ложной святыней, и опустошают карманы этих доверчивых простых наших паломников и выуживают у них деньги – это на него произвело тяжелейшее впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И опять, что говорить Бог Иеремии , менее страдавшему вследствие повелений Божиих, но гораздо более от нечестия иудеев? " Не видишь ли, что они делают " (Иер.7: 17)? Правда, говорить пророк, они творят; но Ты сделай ради меня. На это Бог говорить ему: " хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил " . Моисей – первый законодатель, много раз избавлявший их от опасно­стей, сказавший: " прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал " . (Исх. 32:32), – если бы даже он был теперь и говорил это, то и он не успел бы, равно как и Самуил, также избавлявший их и с самых малых лет заслужив­ший у них великое уважение. О первом Я сказал, что беседовал с ним, как друг с другом, а не в притчах, а о последнем, что Я в отрочестве его явился ему и, преклонившись на просьбу его, отверз заключенный дар пророчества: " Слово Господне " , – сказано, – " было редко в те дни, видения [были] не часты " (1Цар.3:1). Итак, если бы оба они предстали, не имели бы никакого успеха. Равным образом говорится и о Ное: " Ной был человек праведный и непорочный в роде своем " (Быт.6:9) , – и об Иове, что он " был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла " (Иов1: 1). Но если бы и они предстали, и Даниил, которого халдеи почитали даже как Бога, то не могли бы, говорит Бог, избавить сынов и дщерей их. Итак, зная это, не будем ни пренебрегать молитвами святых, ни полагаться на них всецело. Соблюдем последнее для того, чтобы не облениться и не проводить жизни в праздности, а первое для того, чтобы не лишиться великой пользы. Напротив, будем и их просить, чтобы они молились о нас и помогали нам, и сами – пребывать в добродетели, чтобы быть в состоянии достигнуть благ, обещанных любящими Бога, благодати и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Эти беседы произнесены святителем в  Константинополе в  399 г. Следовало сказать " к Филиппийцам " , судя по приводимым ниже местам из послания к Филиппийцам .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

И отправился он в ссылку. Говаривал, бывало, Златоуст: «Никого я так не боюсь, как епископов». От этого закон потерял силу и суда праведного нет. В результате нечестивый одолевает праведного. Через много веков М. Ю. Лермонтов скажет о погибшем поэте слова, вполне приложимые и к Златоусту: Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!... к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар ……………………………………. Так было в Иудее аввакумовых времен. Так было в Константинополе времен златоустовых. Так было при Александре Сергеевиче Пушкине. Так было, так есть, так будет... От этого закон потерял силу. А где же Ты, Господи? «Все смешалось в доме Облонских». Растерянно и обреченно ищет взгляд человеческий во всем этом Бога. Св. Григорий Богослов приходит в великий страх, слыша пророков Осию, Давида, Михея, Аввакума о том, что суд подобный петле ожидает священников и начальников за те беззакония, которые ими же и внедряются в народе, пото­му что «сами собою, а не Богом» царствуют. «А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь? буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейства и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною и восстает вражда и поднимается раздор. От этого за­кон потерял силу и суда правильного нет» 19 . Беззакония в обществе побуж­дают обиженных взывать к Богу, ведь здесь у судей земных правды не найти. Понимают ли это судьи, куда уносятся жалобы на них? А пророк, так не просто жалуется, а прямо-таки «вопиет на Владыку Христа за неправду судей». Но пока судьи сидят на судейских креслах, они глухи, и вопли эти до них не доходят... Оправдывают беззаконных, садят невиновных, «сами собой, а не Богом царствуют». Блж. Иероним указывает три причины, почему вопли страждущих и обиженных бывают так долго не услышаны Богом. Обиженный вопро­шает: «Почему неправда одержала против него верх?» 20 . О таком вопрошающем блж. Иероним говорит: «Он говорит это в муках души, не зная, что золото очищается огнем и что три отрока вышли из печи огненной гораздо чище, чем они были прежде» 21 . Претерпеть неправ­ду этого мира необходимо человеку, и особенно праведному, для собственно­го же своего очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И сказал им: добро ли отметать заповедь Божию, лишь бы соблюсти предание ваше? Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою, и кто злословит отца или матерь, смертию да умрет ( Исх.20:12; 21:16 ); вы же говорите: когда скажет человек отцу или матери: корван (то есть дар Богу) чем бы ты пользовался от меня, то уже не оставляете его что сотворить отцу своему или матери своей, преступая слово Божие преданием вашим, что вы установили; и подобно многое такое творите. И, призвав весь народ, говорил им: послушайте Меня все и разумейте: ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его; но исходящее от него, то сквернит человека; кто имеет уши слышать, да слышит! И когда вошел Он в дом. от народа, вопрошали Его ученики Его о притче. И сказал им: или и вы неразумливы так? не разумеете ли, что все, извне входящее в человека, не может осквернить его? ибо не в сердце ему входит, но во чрево, и вон выходит, очищая всякую снедь. Говорил еще, что исходящее от человека, то сквернит человека, ибо извнутрь, от сердца человеческого, помышления злыя исходят, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукавое, хула, гордыня, безумство; все сие злое извнутрь исходит и сквернит человека. И, вышед оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, вошед в дом, не хотел, чтобы кто о Нем уведал, но не мог утаиться. Услышала о Нем жена, у коей дочь одержима была нечистым духом, и, вошедши, припала к ногам Его. Жена же та была язычница, Сирофиникиянка родом; и молила Его изгнать беса из дочери ее. Но Иисус сказал ей: оставь, пусть прежде насытятся чада; не добро отнять хлеб у детей и повергнуть псам. Она же в ответ сказала Ему: так, Господи; ведь и псы под трапезою едят от крупиц у детей. И сказал ей: за сие слово иди; вышел бес из дочери твоей. И пришедши в дом свой, нашла, что бес вышел, и дочь лежит на одре. И вышед Иисус из пределов Тирских и Сидонских, пришел снова к морю Галилейскому меж пределами Десятиградия. И привели к Нему глухого косноязычного, и молили Его возложить на него руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:3-9). Апостолы с удивительным бесстрашием проповедовали, что Человек, потерпевший по мирским меркам полное поражение, отвергнутый и казненный, есть Воскресший Спаситель, Судия, даже Бог. Есть ли этому правдоподобное объяснение? Да. И состоит оно в том, что Он действительно воскрес. Бог вмешался в ход истории и изменил его навсегда. Из этого следуют совершенно определенные выводы для меня и для вас, читающих сейчас эту статью, — Евангелие оказывается не древней книгой, повествующей о давно минувших событиях и давно умерших людях, а посланием, обращенным к нам здесь и сейчас, щедрым предложением спасения и вечной жизни, которое мы можем принять или отвергнуть: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16). Хитон Спасителя Хитон Господень — одежда, упомянутая в Евангелии. Грузинская Православная Церковь чтит эту святыню, принесенную из Иерусалима в Мцхету и пребывающую по сей день под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели. При этом в хрониках города Трира (Германия) упоминается, что римская царица Елена привезла из Иерусалима часть Хитона Спасителя. Первохристианская община бережно хранила святыню и зашила ее, как в футляр, в другую ткань. В более поздние времена ей придали вид одежды, которую носили в Палестине в I веке. В 1978 году этот Хитон исследовала швейцарская группа специалистов. Было научно подтверждено, что размер оригинальной части святого Хитона, привезенной царицей Еленой из Иерусалима, — 30Х30 см. Другие части Хитона находятся в Грузии и, видимо, во Франции — в городе Аржантее под Парижем. Терновый Венец Спасителя Согласно Церковному преданию, святая царица Елена получила Терновый Венец в дар от иерусалимской общины во время своего паломничества на Святую Землю, после чего святыня хранилась в Константинополе.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

( Ис. 14:16, 26 ), и обещание это иснолнено в день 50-цы ( Деян. 2:1–4 ). Таинств этих семь (см. Притч. 9: 1–6 ): крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение; все они установлены Богом, но в каждом из них подается верующим особенный, определенный дар благодати, и потому в истинной Церкви должны быть все семь таинств. Инрархия в крестной Христовой Церкви ведет свое начало от Самого Христа, Который поставил в ней «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ) и имеют тесную, неразрывную связь с посланничеством Своего Основателя, полученную Им от Бога Отца. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, –сказал Спаситель апосголам, по воскресению Своему... Примите Духа Святого» ( Ин. 20: 21, 22 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я послал вам; и се, Я с вами во все дни до стончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Апостолы, следуя примеру своего Учителя и Господа, также избирали и посылали на дело служения Церкви достойнейших из своих учеников, сообщая им чрез рукоположение благодатные дары Св. Духа, необходимые–одним для служения епископского, другим–для священнического и третьим о – для диаконского, причем предоставили епископам право рукополагать других, учить и совершать таинства( 2Тим. 1:6; 2:2 ; 1Тим. 3:2; 5:22; 4:14 ; Деян. 20:28 и др.; Еф. 4:11–12 и др.). Поэтому, где нет законно рукоположенной, преемственной от апостолов, иерархии, там нет истинных учителей, совершителей таинств Божиих ( 1Кор. 4:1 ) и руководителей, нет благодати Св. Духа, а с нею спасения, нет и Церкви Христовой. А так как Православная Церковь имеет и законнорукоположенную, преемственную иарархию, полноту таинств и истинное течение веры, то она есть истинная Церковь Христова, в которой только и можно спастись. Вопреки такому учению, сектанты утверждают, что можно спастись и вне православной Церкви, причем в доказательство этого ссылаются на следующие места Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

К лучшим местам в сочинении преподобного Нестора о святых мучениках Борисе и Глебе можно отнести следующие — о начале христианства в России и о характере святых братьев: «Между тем как повсюду умножались христиане и требища идольские были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что она не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к ним (русским) апостолы, и никто не проповедал им слова Божия... Но когда соблаговолил небесный Владыка, то в последние дни помиловал их и не дал им до конца погибнуть в прелести идольской. Был в то время обладателем всей земли Русской князь Владимир, муж правдивый, милостивый к нищим, сиротам и вдовицам, но по вере язычник... Этому Владимиру было явление от Бога, что он будет христианином, что и исполнилось. И наречено было ему имя Василий. Потом он повелел всем вельможам своим и всем людям креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушайте о чуде, исполненном благодати,— как вчера он (Владимир) заповедал приносить требы идолам, а ныне повелевает креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа; вчера не ведал, кто есть Иисус Христос, а ныне проповедником Его явился; вчера назывался язычник Владимир, а ныне зовется христианин Василий! Он явился на Руси вторым Константином. Но вот еще что чудно: когда дана была заповедь креститься, все пошли к крещению и ни один не сопротивлялся, как будто издавна были научены, и с радостию текли на крещение. Радовался и князь Владимир, видя их теплую веру в Господа нашего Иисуса Христа... Много было сынов у Владимира, но между ними, как две светлые звезды посреди ночи, сияли Борис и Глеб. Благоверный князь отпустил всех своих сынов — каждого в его удел, но святых Бориса и Глеба удержал при себе, потому что они были еще юны, особенно Глеб. Блаженный Борис, будучи уже в разуме и исполненный благодати Божией, брал книги и читал, он был научен грамоте. Читал жития и мучения святых и, молясь со слезами, говорил: «Владыко мой, Иисусе Христе! Сподоби меня, как одного из сих святых, и даруй мне по стопам их ходить; Господи Боже мой, да не вознесется мысль моя суетою мира сего; но просвети сердце мое на уразумение Твоих заповедей и даруй мне дар, какой даровал Ты от века угодникам Твоим...» Когда он молился таким образом непрестанно, святой Глеб слушал его, сидя, и не отлучался от блаженного Бориса, но с ним пребывал день и ночь, слушая его. Был же Глеб, как я прежде сказал, юн телом, но стар умом, много подавал милостыни нищим, вдовицам и сиротам... И любил их отец, видя на них благодать Божию».

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

как написано: «расточи, даде убогим, правда его пребывает во веки» ( Пс.111 ). Дающий же семя сеющему и хлеб в снедь – подаст обилие семени вашему и умножит плоды правды вашей. И вы всем богаты будете на всякую щедроту, а от нее, чрез нас, многое истечет благодарение Богу. Ибо дело сего служения не только восполняет скудость святых, но и порождает обильно многие благодарения Богу. Ибо, видя в сем оправдание служения нашего, они станут прославлять Бога за нашу верность в нашем исповедании Евангелия Христова и за простоту в общении с ними и со всеми, и будут молиться о вас, от сердечного к вам желания, за премногую благодать Божию, явленную в вас. Благодарение Богу за неизреченный дар Его! Глава 10. Власть и похвала апостольства Сам я Павел, смиренный, когда лицем к лицу с вами, дерзновенный, когда в отсутствии обращаюсь к вам, молю вас кротостию и тихостию Христовой, – смотрите, когда приду к вам, чтоб не пришлось мне употребить дерзновение на иных, помышляющих об нас, что мы плотским обычаем действуем. Нет, мы по плоти живем, но не по плоти воинствуем. Оружия нашего воинствования не плотские, но в силе Божией, на разрушение твердынь. Ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякий разум в послушание Христу; и готовы наказанием воздать за всякую непокорность вашу, когда придет в полноту ваше послушание. Или судите вы только по наружности? Кто в себе уверен, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. А я, если бы и излишне в чем-либо похвалился властью нашею, ее же дал нам Господь на созидание, а не расстройство ваше (веры вашей), то не остался бы в стыде. Не думайте, однако, что я хочу устрашать вас посланиями. Говорят: «послания его строгия и внушительныя, а когда он на лицо, слаб и речь его незначительна». Но кто так говорит, пусть знает, что, каковы на словах заочно в посланиях, таковы и лично на деле. Мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, что сами себя выставляют: они сами собой себя мерят и сравнивают себя с собою неразумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Когда день начинается, я предстою перед Господом и спрашиваю себя: чего Господь хотел бы от меня в этот день? Я прошу Бога, чтобы Он дал мне силы исполнить миссию, которую возложил на меня, а то, на что не хватит человеческих сил, сделал Сам. Вновь и вновь я убеждаюсь, что Господь через нас осуществляет дело, которое хочет осуществить на земле, – дело спасения людей. Мы только орудия в Его руках, и даже если бы мы не захотели исполнять Его послушание, Он все равно от нас этого добивается. Так, в книге пророка Ионы мы читаем о том, что Господь послал его в Ниневию: пророк не захотел идти, оказался на корабле, попал во чрево кита, прошел через трудные испытания, кит его выбросил на сушу. И чем все закончилось? Тем, что Господь сказал: «А теперь иди и делай то, что Я тебе сказал с самого начала». Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете. И то дополнительное служение, связанное с богословием и духовным образованием, о котором Вы сегодня сказали, я стараюсь нести так, чтобы от этого была польза Святой Церкви в тех областях богословской науки, которые требуют своего развития, которые требуют, чтобы мы истины Божии говорили людям на современном языке. Ваше Святейшество, я счастлив быть не только Вашим помощником, но и Вашим учеником. И соприкасаясь с Вами в этом ежедневном труде на благо Церкви, я вижу, как Вы отдаете ей свои силы, не щадя живота, не щадя здоровья; вижу, как Вы преданно несете службу Божию. Я восхищаюсь Вами и по мере своих сил стараюсь брать с Вас пример».  В дар Святейшему Патриарху Кириллу митрополит Иларион преподнес изготовленный по древним образцам Первосвятительский посох. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Когда фарисеи и книжники злословили Господа как человека, то они доказывали только дурное сердце и отсутствие всякого чувства правды и добра, но когда они хулили дела, совершаемые Духом Святым, то они становились противниками Богу 1084 и погибель их делалась несомненною. Ин.10:26 . Но вы не веруете, несте бо от овец моих, якоже Рех вам: Ин.10:27 . Овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут: Вы не веруете и не можете следовать за Мною, говорит Господь Иудеям, – не потому, что Я не пастырь, но оттого, что вы не мои овцы. Так толкует это место Златоуст в бес. 61 на Иоанна 1085 . Он же замечает, что и в продолжение сего поучения Господь не оставляет привлекать их, да последуют примеру овец Господних и да идут за Ним, чтобы Он и их исцелил. Но они были «от мира сего» и потому не могли понять Того, Который был «не от мира сего» 1086 , и потому они не уверовали и «умирали в грехах своих» 1087 . Господь с другой стороны указует на своих овец и упоминает о том признаке, по которому они узнаются: «оне глас Господень слушают и Господь знает их и оне грядут по Господе». Выражение Аз знаю их весьма важно и встречается уже в ветхом Завете, как напр. Исх. 33:12, 17 , Исайи 43и др. Выражение: «Господь знает по имени» равносильно выражению: Я призвал тебя потому, что душа твоя достойна ко Мне приблизиться. Это сказано об избранных в Ветхом Завете орудиях Божиих, но в Новом Завете Господь зовет всякую душу человеческую приблизиться к Себе, а достойна стала всякая душа человеческая приблизиться к Господу лишь после того, как она искуплена и очищена Милосердием Божиим. Посему необходимо, сопоставить слова Господа «Аз знаю их» с пророчеством Исайя (l. cit.). «Ныне же так говорит Господь (спасенному Израилю): не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой». Естественно, как мы говорили выше неоднократно, – по зову Господа идут лишь те души, кои злою волею не противятся гласу, зовущему их; эти только суть овцы Господни не только по призванию, но и по собственному человеческому произволению, ибо драгоценный дар Божий – воля человеческая – никогда не отъемлется от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010