Но вот св. Тихон и другие отцы собора 18 года явно думали иначе. о. Алексей Шляпин точно знает, что они отступили от традиции в угоду духу времени. Они сами, вероятно, думали иначе, они полагали (и они думали над этим м.б. немного дольше, чем о. Алексей), что они традиции следуют, что они ее понимают правильно. В итоге у меня есть две интерпретации традиции: св. Тихона и отцов собора 18 года и о. Алексея и мне нужно выбирать. Пока я не вижу достаточных оснований для того, чтобы предпочесть вторую, зато я вижу, что она есть отнюдь не " точное знание " о том, " как должно быть " , а всего лишь возможная интерпретация. В заключение, еще раз подчеркну, что говорю только об условиях решения вопроса и проблемах, с ним связанных, которые считаю насущными, а не о самом решении. Михаил Голубев 02 марта 2011г. 14:32 Хорошо сказал Константин. Хоть последующие поместные соборы и будут иметь равные права с Собором 1917-1918гг., но никогда не сравнятся по духу. Пытаться менять постановления этого Собора, суть высказывать неуважение к отцам, нашему церковному наследию и культуре. протоиерей Вячеслав Завьялов 05 апреля 2011г. 14:14 Дорогой о. Алексей! Думается все же, что Ваш тезис " духовенство – это и есть представители от мирян " не совсем верен. На самом деле, духовенство является исполнителем воли епископа, его помощниками, его " руками " на конкретном месте (приходе). Я не отрицаю знание духовенством нужд прихожан, однако вектор выставлен Вами неверно.  свящ. Алексей Шляпин 08 апреля 2011г. 00:01 О понятии " представитель " (на комментарий прот. Вячеслава Завьялова) Уважаемый о. Вячеслав. Если высказать иначе Вашу мысль, Вы указываете на то, что духовенство является представителем епископа. Это так. Это положение, в котором младший по чину является представителем старшего по чину,- ситуация стандартная для церковной жизни.   Но, дело в том, что указанный Вами вектор применения понятия «представитель» не отрицает сказанного мною, поскольку понятие «представитель» имеет и обратный вектор применения. Старший может быть представителем младшего. Например, опекун. И такое направление применения данного понятия также стандартно для церковной жизни. Это даже отражено в Уставе РПЦ. Согласно Уставу РПЦ в обязанности настоятеля прихода входит «представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления».

http://bogoslov.ru/article/1456917

Швеция высылает трех российских дипломатов. Эдуард Басурин сообщил о возгорании и сильном задымлении на турецком судне «Азбург» под доминиканским флагом у Мариуполя. СПЧ направил адресатам за рубежом новые свидетельства преступлений ВСУ и нацбатальонов против мирных жителей, а также разоблачения фейков о мнимой бомбардировке роддома в Мариуполе и якобы имевшем место расстреле мирных жителей города Бучи. Вооруженные силы Украины выпустили 15 снарядов из РСЗО «Град» по селу Михайловка в ДНР, сообщило представительство республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Глава ДНР Денис Пушилин сообщил, что в ДНР за сутки при обстрелах со стороны ВСУ были ранены 47 гражданских. Имущество украинских политиков и олигархов в Крыму, которое могут национализировать, оценивается в миллиарды рублей, сообщил глава Госсовета Крыма Владимир Константинов. Почти 516 тыс. человек пересекли границу России в Ростовской области с начала эвакуации населения ДНР и ЛНР, сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев. Володин заявил, что США будут противостоять России «на Украине до последнего украинца». Государственный пограничный комитет Белоруссии опроверг информацию о якобы гибели белорусских пограничников в Гомельской области республики вблизи границы с Украиной. Ранее в Telegram-kahaлax появилась информация о том, что автомобиль белорусских пограничников подорвался на мине недалеко от Чернобыльской АЭС. В ЛНР заявили, что эвакуация людей из Рубежного практически невозможна из-за усилившихся обстрелов. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что обвинения в адрес РФ по ситуации в Буче - это «срежиссированное трагическое шоу». По его словам, Россия системно излагает свою позицию по ситуации в Буче, но коллективный Запад «закрыл глаза и уши шорами» и не хочет слушать. Володин предложил направить в национальные парламенты в том числе недружественных государств доклад главы думского комитета по обороне Андрея Картаполова о фейках в Буче Киевской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/05/os...

Мы вызываем автомобиль, допиваем кофе и добрыми европейцами, любуясь прекрасным днем, дружно и весело катим в Лунево. Вечер, — я не буду подробнее напоминать Вам его, он не сыграл в истории нашей любви никакой роли — проходит в тех же оживленных тонах радостной дружеской встречи. Совсем иным было следующее утро. Проснувшись рано я вышел на балкон. Стояло скромное, русское, майское утро. Взяв было со стола     свежий номер «Русских Ведомостей», я не распечатав положил его обратно и сошел в сад. Выйдя за калитку я сел на скамейку. Внизу в долине ласково голубела туманная излучина реки. На том берегу нежно зеленели молодые овсы, лиловела свежая пашня. У меня за спиной послышались легкие шаги. Я обернулся и поднялся Вам навстречу. Тихая и ясная, как пробудившее Вас весеннее утро, Вы медленно приближались ко мне. «Здравствуйте, Николай Федорович, ну как Вы спали»? ласково прозвучало Ваше приветствие. «Спасибо, прекрасно». — «Самовар уже подан, но, я думаю, мы минутку подождем Алешу» предложили Вы, опускаясь на скамейку и набрасывая на плечи легкий шелковый шарф. Мы сидим рядом, Вы что-то рассказываете мне. Временами Вы подымаете на меня Ваши глаза: все те-же изумительно правдивые глаза всех Ваших милых детских фотографий. Я рассеянно слушаю, что Вы говорите, но напряженно прислушиваюсь к подымающемуся в душе новому таинственному ощущению Вас: — к ощущению еще не растраченной, еще колышущейся под синим шарфом ночной теплоты Вашего тела, и свежести речной воды на Вашем бледном, утреннем лице, к ощущению хрупкости и чистоты Вашей бессонной ночи, проведенной под одною кровлею со мною и настороженной быстроты Вашего раннего, девичьего вставания. Наталья Константиновна, вспоминая всею, воть     сейчас заново хлынувшей в душу тоской по Вас, как мы сидели с Вами тогда на скамейке, я недоумеваю, как я мог уехать заграницу не зная, не чувствуя, что неизбежно полюблю Вас. Ведь Вы были так близки мне, так бесконечно близки, как каждую Божью весну бывают заново милы душе: прогревающаяся земля и первые ландыши невинные и тревожные...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

(Между 3–м и 4–м действием проходит 1 месяц и 20 дней). Явление 1-е Заседание Совета Академии 5 ноября 1905 года. Читаются два указа св. Синода на имя Высокопреосвященного митрополита Киевского. Указ первый гласит, что Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего преосвященства от 23 сентября сего года за по ходатайству Совета Киевской духовной Академии об утверждении экстраординарного профессора сей Академии протоиерея Феодора Титова в степени доктора церковной истории. Приказали: …утвердить, и проч. Содержание второго указа: Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 25 сентября сего года за по ходатайству Вашего Преосвященства о назначении экстраординарного профессора Киевской духовной Академии Феодора Титова ординарным профессором сверх штата с присвоенным этой должности окладом жалованья. Приказали: ...удостоить, и проч. Примечание к сему явлению Нашу бюрократию обвиняли в медлительности, затяжке дел и т. п., в частности в очень долгом задерживании диссертаций на ученые степени. Сколь несправедливое обвинение! Представление Киевского митрополита об удостоении проф. Титова докторской степени и ординатуры помечено 23-м сентября, могло прибыть в Петербург не ранее 25 сентября, и в тот же день, т. е. 25 сентября, получает уже достодолжное движение! Положим, в данном случае мы имеем дело с диссертацией ученого, выражаясь его словами, «преисполненного глубочайшей сыновней и молитвенной благодарности к св. Синоду и г. Обер-Прокурору его К. П. Победоносцеву », – положим, имеем дело с диссертацией, инициатива составления которой «всецело принадлежит его высокопревосходительству обер-прокурору, св. Синода, статс-секретарю, действительному тайному советнику Константину Петровичу Победоносцеву , которому в день 25 летнего его беспримерного в истории служения церкви, Отечеству и просвещению русского народа», автор и посвятил свой труд, – положим все это так, но тем не менее знаменательно: в мгновение ока. – Нет, что ни говорите, а нападки на нашу бюрократию несправедливы. Явление 2-е

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

411 Златоуст (бес. XΙΙI к антиох. нар.), Седулий (Ер. XII) называют тело Христа одетым Св. Духом, т. е. голубем, который служил его символом. Амфилохий говорит о Василии вел., что он третью часть освещенного хлеба полагал в золотого голубя, который был повешен над престолом (op. Bolland. T. II iun. C. 2. N. 3). Павел иоланский Ep. XXXII. Mign. t. LXI. c. 337. 415 ibid. p. 165: peristerium et columbam argenteam ad repositorium. Ha основании этого места Мартиньи настойчиво доказывает, что περιστεριον и περιστερα – не одно и тоже, что перистерий есть то, что «окружает и как бы одевает голубя» – περιστερα, что она есть малый киворий. 418 Ibid. p. 165, Greg. Tour. De gioria martyr. c. 86. aocepfaque turre diaconus, in qua mysterium corporis habebatur. 419 Об обряде этом упоминается в древней галликанской литургии, изд. Мартеном Nov. Thes. anecdom. t. V. p. 95. 421 Очень ясное свидетельство о голубях над престолом, находится в актах поместного константинопольского собора, бывшего в 536 г. под председательством патриарха Мины, где антиохийские клирики обвиняют своего епископа Севера между прочим в том, что он обратил в свою пользу золотых и серебряных голубей, висевших над крещальными источниками и над престолом. В храме св. Софии над престолом также висел голубь. 422 Martigny. Dictionnaire, p. 164. fig. Reusen, Elements d’archeologie chretien. t. I. p. 222 fig. 425 Poem XIX in s. Fel. natal. carm. XI ver. 664. Mign. e. 548. Altaris faciem signo pietatis adornat. 426 Libellus de munific. Mign. VIII. 807: crucem auream super Iocum beati – Pauli apostoli posuit. 430 Евсевий, Церк. истор. кн. VII, гл. 15. Mign. XX, εισω τε προς αυτ στσας τ αγισματι... προςαγαγων υτ την ϑειων ιυαγγελωυ γραφην. 433 Tertullian, De pudic. c. 7. 10. См. Allard, Rome souterraine. Paris 1872. p. 369–371. Martigny, Dictionn. Art. Calice. 435 В кн. о пожертв. Константина перечисляются очень многие, между коими есть и назначенные для алтаря, наприм. в баз. Латеранской: pharum cantbarum ex auro purissimo ante altare col. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

4. Устройство древних церковных зданий было неодинаково. С первых времен христианства, и особенно с IV века, церкви строились или кораблеподобные 51 ; или круглые 52 , или осьмиугольные 53 или крестообразные 54 ; или четвероугольные 55 разделяемые на три, четыре, на пять частей и более. Этого образца держались в Греции и потом в России, принявшей веру Христову со всеми обрядами и постановлениями от Греков. А посему нет сомнения, что первоначальные в Новгороде церкви строены по образцу константинопольских церквей; но фасады или виды и основные расположения древних деревянных церквей неизвестны. Уцелевшие до наших времен церкви в новгородской области хотя и не принадлежат к глубокой древности, впрочем строены, как надобно полагать, в подражание древнейшим. Ибо предки наши не любили изменять обыкновение отцов своих, особенно в построении деревянных храмов, которые сравнительно с каменными находились под меньшим влиянием разных западных орденов в архитектуре. Если же так; то древние деревянные церкви были сооружаемы с тремя поперечными отделениями и открытою папертью или крыльцом от запада. Первое пространнейшее прочих отделение занималось притвором; второе среднее возвышающееся – самою церковию, где, обыкновенно, помещаются клироса, амвон и иконостас; а за преградою от сего третье – алтарем прямоугольным или полукруглым. Кровли на них делались на два ската, сверх которых на возвышающейся средине утверждалась на круглой шее глава с крестом 56 . Соответственности окон не в одной не было соблюдаемо. Каменные древние церкви в Новгороде, обыкновенно, строили равносторонние, квадратные, а иногда и столпообразные 57 , с разными карнизами под кровлею на верху стен, или с несколькими, именно с 8ю угловатыми возвышениями, по которым те церкви назывались шатровыми 58 . На них большею частию устрояли по одному куполу ; а в Юрьеве и Антониевом монастырях (XII века) устроено по три неравных, и на немногих по пяти, исключая Софийского собора, где шесть глав 59 . Крыты были гонтом из дерева или в чешую, а не редко и свинцом 60 , но с XV века свинец по местами начал заменяться на кровлях немецким железом 61 . Кресты на храмах были деревянные, обитые разного рода жестью, и железные с полумесяцем под ними и иногда с сидящим поверх креста металлическим голубем 62 . Первый символ под крестами, обыкновенно, изъясняется победою креста над луною, т. е. памятником свержения ига монголотатарского, также торжеством христианства над язычеством 63 . Второй символ выражает собою приосенение Духа Святого в виде голубя над св. храмами и над всеми молящимися в храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

П. Рыбинский (10), М. Н. Скабалланович (1), о. Ф. И. Титов (50+1 н/о) – то есть более трети профессоров и доцентов. Добровольным помощником Глубоковского, заботящимся о том, чтобы «киевляне» не забывали «о своей обязанности» 1157 , стал Д. И. Богдашевский (в 1913 г. принявший монашество с именем Василия, с 1914 г. ректор КДА). «Всем напоминаю о скорейшем доставлении Вам статей: Мухину Η. Ф., Кудрявцеву Π. П., Покровскому Ф. Я. и др., – сообщал он в феврале 1906 г. – Биографию преосв. Димитрия [Ковальницкого] К. Д. Попов заканчивает, и я просил его, чтобы она была по возможности короче, хотя от панегирика, должно быть, будет несвободна. «Неаккуратный» Π. П. Кудрявцев напишет о Канте и просит Вас принять в Энциклопедию его статью о монтанизме (не знаю, почему он тут является специалистом). Почтенный о. И. Н. Корольков затрудняется, писать ли ему об о. И. Левицком, и ожидает Ваших указаний» 1158 . Отговаривая Глубоковского сложить с себя редакторство (о чем тот подумывал уже после выхода VI тома), тот же Богдашевский писал: «Много неприятностей причиняет Вам, дорогой Николай Никанорович, эта Энциклопедия, а все-таки от редакторства не отказывайтесь, ибо заменить Вас нет кому [sic!]. Лучше пусть замедлит с выходом в свет какой-нибудь том Энциклопедии. О неаккуратности наших академических скорблю и прилагаю все меры к ее устранению. Прежде всего, имеем collegium с К. Д. Поповым . Оказывается, что он пишет чуть ли не целую диссертацию о преосв. Димирии, не забывая упомянуть и о его любви к пасеке (!)... Во всяком случае, обещал «диссертацию» в скором времени представить. На С. Т. Голубева , считающего «легкомыслие великим даром Божиим», надеяться никогда и ни в каких случаях не следует. Обещал он пред Вами извиниться. О. Анатолий [Грисюк] – это какая-то странная фигура. Статья о Константинопольских соборах как будто у него готова, но нужен ему то Vacant, то какой-то сирский епископ. Если статья написана, я ее у него «вырву» и пришлю Вам. Ничего другого не остается сделать» 1159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

л. 338. Царство антиохийское. Нач. По Александре же царствова Селевкый, иже и Никонор нарицашеся. Тут же и о Маккавеях. л. 340 об. О царстве римском, без надписи. Нач. Быста два брата в западных странах Ром и Рим. л. 345 об. Царство римьское. Нач. Правиша римьския скипетры ипати лет 964 и бысть у них царь Иулий нероженый. История римского царства и история Церкви идут в связи, равно и далее. л. 367 об. (Для заглавия оставлено порожнее место). Нач. По Максентии же царствова Костянтин Великый. Потом о преемниках его и вселенских Соборах (перемешано). Оканчивается, после показания царствования 49 царей греческих, описанием похода Игоря и Олега на Константинополь и принятием земли русьскыя св. крещения в лето 6496 от сотворения миру. На обор. л. 37 внизу: Господи помилуй мя грешнаго и недостойнаго и неключимаго раба своего Игнатья. 729. (1902.) Палея с прибавлениями, полууст., XV века, в четверть, 217 листов. л. 1–155. Палея сокращенная, без надписи. Сказание о 6 днях творения, о Адаме, Каине и Авеле полное, то же, что под 38. Непосредственно за тем с обор. л. 110 следует 1-я книга Царств с тем же заглавием и содержанием, какие показаны там же л. 184; с л. 120 выписки из 2-й книги Царств: Се есть царство Давидово 2-я книги десятыя (пророчества Давидовы опущены); с л. 133 царство 3-е Соломоне. После пророчеств Соломона с обор. л. 140 приложены заветы Патриархов: Данов, Нефталимль, Гадов, Аспров и Веньяминов. См. 731 л. 65–79. л. 155 об.–182. Небольшие статьи из естественной истории с нравоучениями: О лве Фисилог глаголеть сия. О ящерици илиакийстей. О харадри. О неясыти. О нощнем вране. О орле. О финиксе. О епопе птице. О дивнем осле. О ехидне. О змии. О мравии. О сиринах и о инокентаврех. О ежю. О лисици. О животе Панфирове. О аспеде хелоне. О ряби. О егнипи. О мравольве. О ласици. О инорозе. О бобру. О животу нудри. О ихнеюмоне. О вране. О горлици. О жабе. О елени. О саломонидрьстей ящерици. О камени адаманитьстем. О дубе перидексийстем. О голубех. О уподроносе животнем. О огниве. О магните камени. О ките нарицаемой пила. О чапли. О серне. О камени адамантине. О слоне животнем. О ахате и бисере. О дивнем осле. О камени индикийсте. О птице ардане. О сукамне.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Еще: «Я пришел радоваться вашим добродетелям; я слышал, как вы боролись с еретиками и укоряли их в неправильном совершении крещения. Напрасно ли я говорил, что чистая жена в отсутствии мужа отвергает прелюбодеев, овцы в отсутствии пастыря прогоняют волков, что без кормчего пловцы спасли корабль, без вождя воины одержали победу, без учителя ученики сделали успехи, без отца сыновья укрепились?» 58 . Свидетельство Василия Великого : «Умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовию к Богу и день от дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь, пришедши, найдет на земле. И если епископы изгнаны из Церквей, сие да не приводит вас в колебание; если в самом причте нашлись предатели, сие да не ослабляет упования вашего на Бога, ибо не имена спасают нас, но произволение и истинная любовь к Сотворшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, и книжники, и старцы, а искренно приявшими учение оказались немногие из народа. Рассудите, что в числе спасаемых не множество, а избранные Божии. Посему да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море, ветрами, ибо если кто и один спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит праведников своих» 59 . Василий Великий ясно говорит, что если епископы изгнаны из Церквей, чрез это мы не должны приходить в смущение, в колебание, в сомнение: нас спасают не имена епископов, а добрая воля и истинная любовь к Творцу. Значит, нам есть полная возможность спастись и без священства, как Лоту в Содоме. Не нужно священство для спасения людей, их Сам Господь пасет», – закончил Шаров. Миссионер: «Буквальный смысл приведенного Шаровым текста из творений святого Златоустого обвиняет самого же Шарова, но ни в каком случае не оправдывает его. Мысль текста такова; хитрому, коварному диаволу думалось расхитить церковную паству по истреблении в ней пастырей. Но этого диавол сделать не мог, потому что Сам Бог управляет Церковью по естеству непосредственно и посредственно управляет Церковью чрез пастырей ее по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Миссионер: «Если можно, то жалуйте. Независимо от прихода нашего собеседника, беседа всетаки завтра должна быть». Беседа на следующий день действительно была, состоявшая в продолжении рассмотрения предмета о клятвах Собора, без господина Перетрухина. 2 Шаров человек молодой, лет в двадцать семь, принадлежит к понетовскому толку, имеет хорошее состояние, любознателен, любит читать, учиться, а потому у него имеется собственная довольно полная библиотека, окончил курс в сельской земской школе и поˆотзыву учителя той школы, ныне священника П. И. Волконского, учился очень хорошо. 3 Озерский А. И. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам для достижения спасения. 3-е изд. М., 1883. Ч. 1. С. 10. 4 Катихисис (в дальнейшем: Большой Катехизис). Гродно, 1787. Гл. 25. Л. Л. 118 об.119; Гл.72. Л. Л. 353–360 об. 9 Озерский А.И. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покорятся ее уставам для достижения спасения. 3е изд. М., Ч. 1. С. 63. 13 Книга о вере единой истинной православной и о Святей Церкви Восточной, и о изряднейших правоверных сложениях, от Божественного Писания вкратце избрана (в дальнейшем: Книга о вере). Μ., 1648. Гл. 2. Л. 22. 40 Беседа Преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского о том, есть ли что еретическое в Латинской Церкви//Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. 20 августа. 34. С. 922. 41 История Христианской Церкви: Курс III и IV классов Духовных Семинарий/Сост. Е. Смирнов . 4-е изд., испр. и доп. СПб., 1886. С. 469–472; История Христианской Церкви: Курс V класса Духовных Семинарий/Сост. Е. Смирнов . 4-е изд., испр. и доп. СПб., 1886. С. 185–187; Беседа Преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского о том, есть ли что еретическое в Латинской Церкви//Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. 11 июня. 24. С. 635646; 23 июля. 30. С. 797808; 20 августа. С. 913923; 27 августа. 35. С. 943–949; 10 сентября. 37. С. 1004–1014; 17 сентября. 38. С. 1033–1045.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010