Г. И. Беневич Прп. Максим Исповедник и богословие VII века Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) 182 Хотя православная триадология сформировалась в IV в., а весь период с V по VII в. традиционно считается периодом христологической полемики, отдельные аспекты учения о Троице, разработанного в IV в. главным образом Каппадокийцами, стали снова предметом обсуждения в VI и VII в. в контексте споров, возникших в связи с появлением в монофизитской среде (о происходящем в ней были осведомлены и халкидониты) тритеизма 183 . Появление тритеизма датируется примерно 557 г. и связывается с учением сирийца-яковита 184 уроженца Апомеи, Иоанна Аскуцангиса (или Аскоснагиса). Про него известно, что он учился в Константинополе у некоего Самуила или Петра, а после его смерти выступил с оригинальным учением о том, что во Святой Троице не одна сущность, а три. Это позволяло примирить учение об одной природе Бога-Слова воплощенной с учением о Троице так, чтобы исключить воплощение всех Трех Лиц, т. е., таким образом, как будто решалась проблема теопасхизма, поскольку, по тритеитам, воплощение Бога-Сына не влекло воплощения Отца и Духа из-за того, что у них иная «частная» Божественность. Вскоре у Иоанна появились ученики, однако тритеизм почти сразу получил отпор в своей же монофизитской среде. С трактатом против этого учения выступил Феодосий Александрийский (тогдашний лидер монофизитов), находившийся в это время в почетной ссылке, точнее, под царским присмотром в Константинополе. Вплоть до смерти Феодосия в 566 г. о тритеизме больше ничего не было слышно, однако вскоре тритеитами себя признали два монофизитских епископа, получивших хиротонию от Иакова Варадая – Конон Тарсийский и Евгений, епископ Селевкии Исаврийской. В 567 и 568 г. тритеизм был осужден на собраниях монахов в Сирии. Примерно в это же время тритеизм получил подкрепление в лице выдающегося философа и ученого Иоанна Филопона 185 , написавшего во второй половине 567 г. в поддержку этого учения трактат «О Троице» 186 . Отныне тритеизм связывается по большей части с его именем. Между тем, большинством монофизитов это учение не было принято.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

661 Именно Икелия принесла из Рима в Палестину обычай праздновать Сретенье (Feast of Presentation) со свечами. 662 После ее смерти Феодосии был назначен экономом монастыря. Когда умер настоятель, Феодосия хотели сделать его преемником, однако он бежал в пустыню 663 и стал учиться пустынному жительству у двух давних учеников Евфимия, живших к северовостоку от Вифлеема, 664 после чего в 479 году поселился на вершине холма, где и поныне находится его обитель. 665 В 4567 гг. еще один каппадокиец Савва, которому в ту пору было восемнадцать лет, пришел в Иерусалим из киновии, находившейся в двух милях от его дома у подножья горы Аргей (Argaeus), куда он бежал в семь лет после того, как стал свидетелем ссоры двух своих дядьев, приставлен ных к нему на время отсутствия отца, который был военачальником и находился на царской службе. 666 Он оказался в обители Елпидия, незадолго до этого примирившегося с Ювеналием. Здесь его опекал другой каппадокийский старец. 667 В очень скором времени с благословения Елпидия он отправился к Евфимию, который, будучи верным своему принципу не допускать в обитель безбородых [юношей], направил его в киновию к Феоктисту. 668 В течение долгого времени он присматривал за монастырскими лошаками. 669 Както раз, когда один из братьев отправился в Александрию, чтобы устроить некие семейные дела, ему позволили взять с собою Савву. Там, в Александрии, Савву неожиданно признали его родители, не видевшие его много лет. Его отец Иоанн Конон, который командовал numerus Isaurorum («Исаврийским полком»), хотел, чтобы Савва оставил обитель и стал presbyterus (πρεσβτερος – «священник»? или же «старейшина» – senator воинское звание?) этого numerus. 670 Осенью 466 года на Сион в обитель Евсторгия – пришел еще один семнадцатилетний юноша. 671 Кириак доводился племянником епископу Коринфскому и был чтецом в тамошней церкви. Услышав воскресное Евангелие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», он, не говоря никому ни слова, вышел из церкви, добрался до Кенхреи и поплыл на корабле в Палестину. 672 Зиму он провел в Иерусалиме, после чего Евсторгий отослал его в лавру к Евфимию, где подвизались двое знакомых ему еще по Коринфу братьев, один из которых был пресвитером. Он получил постриг от самого Евфимия, однако по причине своей молодости, конечно же, не мог оставаться в его обители. Феоктист умер в сентябре предыдущего года, и потому Евфимий послал молодого монаха в киновию Герасима, находившуюся в Иорданской долине, где Кириак заготавливал дрова, таскал воду и готовил еду. 673

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Получилось, таким образом, в монофиситской догматике довольно крупное разногласие: её конец не сходился со своим началом. Для установления этой гармонии приходилось поправить или монофиситскую христологию, или учение о Троице. Но первая связана с самым бытием монофиситства; естественно было, следовательно, для монофиситов, удержав конец догматики, внести поправки в её начало. Но консервативные силы монофиситства восторжествовали над диалектическими потребностями. Масса монофиситов хотела лучше мириться с противоречиями, чем с нововведениями, и тритеиты (τριθεται) кончили тем, что выделились, как эфемерная секта, из массы севириан. Поводом к возникновению тритеитских споров  ) один православный полемист (Леонтий византийский) полагает такой случай. — В прении с православными монофиситы выдвинули свое излюбленное возражение: «Если во Христе два естества по соединении, то в Нем и два лица, две ипостаси». Ваше замечание, ответили им, было бы справедливо, если бы φσις было то же самое, что и πστασις. «Но эти слова и означают одно и то же». Но, возразили им, в Св. Троице три Лица, но нельзя сказать, что в Ней три естества, три существа. Следовательно, φσις не одно и то же, что πστασις. — В интересах самозащиты монофиситы вынуждены были допустить, что в известном смысле можно сказать, что в Боге и три естества и три существа. Епископы севириан, Конон, митрополит Тарса киликийского, и Евгений, митрополит Селевкии исаврийской, стали во главе этой партии и постарались подвести патристические основания для своей доктрины. Внук императрицы Феодоры Афанасий поддерживал ее материально щедрыми пособиями, а перешедший в секту даровитый александрийский грамматик Иоанн Филопон попытался обосновать это учение и философскими доводами. Севириане с Феодосием александрийским во главе мужественно боролись против этой новой партии. Феодосий в 549 г. издал речь (oratio) против тритеитов. В 566 или 567 году состоялось было в Константинополе соглашение (συνδοκτικν), уничтоженное потом протестациею (διαμαρτυραι); затем было издано приглашение, «προσφνησις».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В сем году, когда Диоген взял Клавдиополь, лежащий на равнине, между двумя горами, исавры не вытерпели, сошли с Тавра и до того осаждали Диогена, что чуть было он не потерял войска своего от меча и голода. Но Иоанн Кирт, проникши сквозь теснины Тавра, и схвативши сторожевой полк неожиданно напал на осаждающих, и, так как в тоже время и Диоген сделал вылазку, то при этом епископ Конон получил рану, от которой вскоре скончался. Это была вторая и величайшая победа римлян. В том же году Замасф, сын персидского царя Пероза, изгнал Кавада и правил Персидским царством четыре года. л. м. 5987, Р. Х. 487. Первый год епископства Мартирия в Иерусалиме. В сем году некто Лонгин, по прозванию Селинунций, живя в Антиохии Исаврийской, лежащей на высочайшей горе, при полуденном море, подвез исаврийцам на многих судах жизненные припасы; в этих неприступных местах жили магистр Лонгин и Афинодор. Император, соскучивши продолжительностью войны, открылся епископу Евфимию, что он желает мира, и приказал ему собрать пребывающих временно в столице епископов, будто бы они пришли умолять его за исавров. Евфимий передал эту тайну патрикию Иоанну, тестю Афинодора, начальника восстания; тот немедленно объявил это царю, что и возбудило в нем непримиримую вражду против Евфимия, которому он и без того приписывал уже все злоумышления исавров. Враги Евфимия поручили кому-то поразить его мечом в голову пред храмом Мартирия; но синдик церкви, Павел, бывший выше Евфимия целыми плечами, принял в голову удар, и тем отвратил от него опасность, а злодея заколол кинжалом. И в другой раз также пытались было убить Евфимия при спуске с одной горы, но он, переодевшись в простое платье, спасся бегством. Затем император Анастасий силою отнял у Евфимия свое письменное вероисповедание, данное ему. л. м. 5988, Р. Х. 488. Первый год правления персидского царя Кавада. В сем году Иоанн Скиф, после продолжительной осады, взял, наконец, Лонгина, бывшего магистра, Лонгина Селинунтского, Афинодора и прочих бунтовщиков, и, отрубивши им головы, отправил оные к императору Анастасию в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

26 Гора святого Антония, или «внутренняя гора», находилась недалеко от Клисмы, к югу, близ Красного моря. Место пещеры преподобного Павла Препростого сохранилось доселе к западу от монастыря Антония Великого . – Прим. ред. 27 Особый вид подвижничества – воздержание в брачной жизни. Этот обычай мы встречаем с первых веков христианства. Подобно святому Аммону, такую же жизнь вели: святая Магна Анкирская, благочестивый Малх, Анастасий и Феогния, Пелагий Лаодикийский, Юлиан и Василисса (285 г.), Конон Исаврийский и Мария (во II веке), Цецилия и Валериан, римский аристократ (230 г.), Захария башмачник и Мария (VIII). О трудностях этого подвига говорится у святителя Григория Двоеслова : один священник, дожив со своей супругой в непорочности до глубокой старости, уже умирал. К нему подошла супруга-сестра и дунула на его лицо. Собравшись с силами, старец сказал ей: «Отойди от меня, жена; огонь еще жив – отодвинь солому». Преподобный Аммон прожил со своей супругой в таком воздержании 18 лет. 28 Ему нужно было переправиться через проток Нила, Ликон, для встречи с Антонием Великим , который его пригласил. «Ликон есть не что иное, как глубокий рукав огромного Нила, и мне даже в лодке страшно было переправляться чрез него» (Палладий, гл. 8). 29 Когда таким чудесным образом святой Аммон переправился через реку, Антоний Великий первым обратился к нему: «Бог мне многое открыл о тебе и возвестил о твоей смерти. По необходимости я тебя призвал, чтобы мы получили взаимную пользу, помолившись друг о друге». Поселив его в отдаленном месте, преподобный Антоний благословил подвижника пребывать в уединении до самой кончины. Прим. ред. 30 Вероятно, это было богатое частное судно, и святой, по смирению, отказался плыть на нем. – Прим. ред. 31 Пифос – глиняный сосуд для хранения разных продуктов. Часто пифосы зарывали в пол. – Прим. ред. 32 Имеется в виду византийский вельможа, по просьбе которого Палладий составил свою книгу и в честь которого она получила название «Лавсаик». – Прим. ред. 38 «Макарий вернулся в населенные места и, показывая плоды монахам, убеждал их пойти в сад. Многие отцы собрались у него и сказали: “Может, на погибель наших душ появился тот сад? Если теперь вкусим его сладости, мы получим наше добро на земле. Какую плату даст нам Господь, когда мы придем к Нему, или какую добродетель вознаградит?» И они убедили Макария больше не возвращаться в то место» (История египетских монахов. М., 2001. С. 76–77). – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Сочинение Ласкариса Канана завершалось данными о расстоянии в милях от Бергена до Слёйса во Фландрии, а оттуда до Португалии. Лев III Исавр (подлинное имя Конон, годы правления 717741) – выходец из провинциального сирийского города Германикии, византийский император, основатель Исаврийской династии, пришедший к власти в ходе мятежа и опиравшийся на военную знать и фемное войско. Талантливый воин и опытный дипломат, он отразил нападение арабского флота, вошедшего в Босфор в составе 1800 кораблей, на Константинополь (717 г.) и одержал блестящую победу над арабами при Акроине (740 г.). В 729 г. Лев III отправил посольство к берегам Волги и заключил союз с хазарами, женив своего сына Константина на дочери хазарского кагана (732 г.). Император издал эдикт о переходе Сицилии, Калабрии и стран Балканского полуострова (Македонии, Иллирии, Эпира, Фессалии, Дакии) под юрисдикцию константинопольского патриарха, аннулировал льготы, которые имели папские владения в этих областях, и передал все доходы византийской казне. В своей политике внутри страны Лев III стремился создать сильную государственную власть, отвечавшую интересам фемной знати, и подчинить себе церковь , объединив все оппозиционные церкви и монашеству силы: часть епископов, недовольных политикой высшего духовенства, провинциальную военную знать, войско стратиотов, жителей Константинополя. В 726 г. император поддержал малоазийское духовенство, выступившее против почитания икон. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший антропоморфные изображения, которые рассматривались как идолопоклонство. Лев III сместил иконопочитателя патриарха Германа, назначив на его место иконоборца Анастасия. Иконоборческая политика императора ускорила создание союза римского папы и франкского короля. С целью укрепления центральной власти Лев III начал реформы в области права, издав краткий законодательный сборник «Эклога» (726 г.). Красной нитью в нем проходила идея национальной солидарности и государственно-религиозного патриотизма: рабы, боровшиеся с врагом, становились свободными, воинам-победителям гарантировалась доля добычи, расхитители имущества крестьян-ополченцев сурово наказывались, отрекшиеся в плену от христианства передавались церкви, перебежчики к врагу и те, кто выступал против императора, предавались казни. «Эклога» была направлена на защиту частной собственности, рабовладения, малой семьи и долгосрочной аренды. В ней утверждались справедливость и равенство перед судом как богатых, так и бедных. Это способствовало росту популярности императора среди населения (см. эклога ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В своем бранном воодушевлении исавры не ждали врага, и вышли из своей земли раньше, чем собралась имперская армия. 1258 Во Фригии на равнине близ города Коттиея произошла встреча враждебных сил в конце 492 года. Привычные сражаться в родных горах, исавры оказались слабее противников и потерпели жестокое поражение. В бегстве пал их вождь Лингинин. Ограбление убитых на войне было тогда обычным явлением, и после решительной победы начался грабеж. Если бы победители настойчиво продолжали преследование, то, по замечанию Иоанна Антиохийского, никому из исавров не удалось бы спастись в охватившей их панике. Близилась уже зима, и войска, дойдя до Тавра, встали на зимовку. С весною началась в Исаврии горная война, которая затянулась на шесть лет. Во второй год войны один из командиров, Диоген, осадил крепость Клавдиополь, лежавшую в долине между двумя хребтами Тавра. Попрятавшиеся в своих неприступных ущельях исавры спустились в большом числе на выручку крепости и поставили Диогена в очень трудное положение, отрезав ему все пути сообщения. Его выручил Иоанн Кирт, подоспевший вовремя, чтобы ударить на врага с тыла. Произошла упорная битва, окончившаяся победой имперских войск. Епископ Конон был смертельно ранен во время сражения и вскоре умер. 1259 То была вторая значительная победа римского оружия, ослабившая силу сопротивления. На третий год войны военные действия сосредоточились в южной Исаврии. Природа места и дикий характер населения представляли труднопреодолимые преграды для борьбы с врагом, и Лонгин Селинунтский, имевший свой центр в Антиохии Исаврийской, сумел организовать доставку провианта своим соплеменникам морем, с которым были хорошо знакомы исавры, имевшие давнюю репутацию умелых пиратов. Лонгин из Кардал и Афинодор руководили сопротивлением в этих местностях. Война шла с большим ожесточением, и дело покорения Исаврии подвигалось медленно. Только в 497 году Иоанну Скифу удалось захватить главных организаторов сопротивления. Лонгин и Афинодор были казнены, и головы их были отосланы в Константинополь. В столице торжественно отпраздновали победу над исаврами. Анастасий назначил ристания в честь победы. Головы казненных вождей восстания и присланные из Исаврии пленники радовали взоры толпы на ипподроме. Головы были потом выставлены на шестах в предместии Сиках, а пленные поселены во Фракии. 1260 Война, однако, не была еще окончена и продолжалась в диких горных ущельях Исаврии. Только в 498 году комит Приск взял в плен Лонгина Селинунтского. В цепях привезли его в Константинополь, показывали народу на ипподроме, затем казнили в Никее. 1261 Полководцы, сумевшие довести до конца эту трудную войну, были щедро вознаграждены за свои заслуги и удостоены консульства – Иоанн Скиф на 498 год, а Иоанн Кирт на 499-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Но как-то я не задумывался, а ведь раз Господь (что догматизируется и многократно напоминается христианством) безсеменно родился, то есть по Своему Промыслу решил не рождаться, так сказать, семенно, то не значит ли это, что семенный путь не получил того же освящения, что и всё остальное? Заметим, что по Преданию именно при зачатии передаётся Первородный грех со времён праотцев Адама и Евы и так происходит до сих пор. Господь родился безсеменно, чтобы разорвать цепь Первороодного греха (более грамотные люди пусть меня поправят). Неужели потому, что Господь не благоволил прямо освятить семенный путь, то это, по сути, значит, что монашеский путь, равноангельное житие, совершеннее семейного пути? Господь освятил брак в Кане Галилейской, но при этом нигде в Евангелии и Апостоле нет повеления кому-то жениться (только у Апостола Павла это звучит, но как снисхождение к немощным). Правильно ли я понимаю, что девственный путь совершеннее семейного? И даже муж и жена, будучи в законном и благословлённом браке, достигнут совершенства, когда будут жить как брат и сестра в духе, а не по повелению плоти, как показал в 19-м веке пример святой праведный Иоанн Кронштадтский, живший с супругой в пожизненном воздержании [вспомним и других святых: княгиня Елисавета Фёдоровна, Конон Исаврийский, Феофан Исповедник, Аммун Египетский]. Здесь скрывается что-то фундаментальное, что-то «топологическое», что устроил Господь Домостроитель и о чём я раньше не задумывался. Не знаю, прав ли я в своём рассуждении. 9 июня 2023, г. Тюмень, 22:01-22:51, ясно, воскресенье. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «изречение [Божье] : раститеся и множитеся не обозначает непременно умножения через брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь [о древе познания] до конца неповреждённою». Святитель Григорий Палама пишет: «... плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, – хотя у целомудренных, путём силы воли, и держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения, – как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называемо так, и рождает, конечно, для истления, и является страстным движением человека, не сознающего чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Клавдий Византийский , мч. (3/16 июня) Клеоник Амасийский , мч. (3/16 марта) Климент Анкирский , Многострадальный, еп., сщмч. (23 января/5 февраля; 17/30 июня) Климент , ап. от 70-ти, папа Римский, сщмч., сподвижник ап. Павла (4/17 января ап.]; 22 апреля/5 мая; 10/23 сентября; 25 ноября/8 декабря) Климент Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая) Климент Охридский , Величский (Болгарский), равноап., архиеп., просветитель Словенский (27 июля/9 августа; 25 ноября/9 декабря) Кодрат Коринфский , врач, мч. (10/23 марта) Кодрат , ап. от 70-ти, еп. Афинский и Магнезийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 21 сентября/4 октября) Конон Исаврийский , мч., исповедник (5/18 марта) Константин (Ярослав Святославич) Муромский , блгв. князь (21 мая/3 июня) Константин Великий , равноап., имп. (21 мая/3 июня) Константин Всеволодович Ярославский , блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 8/21 июня; 3/16 июля) Константин Киевский и всея России, митр., блж. (5/18 июня) Константин Косинский , Старорусский, прп. (29 июля/11 августа) Константин Ярославский , блгв. князь, чудотворец (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября) Корнилий Комельский , прп., чудотворец (19 мая/1 июня) Корнилий Палеостровский , Олонецкий, прп., игумен (19 мая/1 июня; 21 августа/3 сентября) Корнилий Переяславский , прп. (22 июля/4 августа) Корнилий Псково-Печерский , игумен, сщмч. (20 февраля/5 марта) Корнилий сотник , еп. Кесарии Палестинской, сщмч. (13/26 сентября) Косма Асийский , бессребреник, чудотворец (1/14 ноября) Косма Косинский , Старорусский, прп. (29 июля/11 августа) Косма Римский , бессребреник, мч. (1/14 июля) Косма Святоградец , Маиумский, еп., творец канонов (12/25 октября) Косма Яхромский , прп., чудотворец (память ему совершается 18 февраля/3 марта и 14/27 октября, в день празднования Божией Матери ради Ее иконы Яхромской) Крискент , ап. от 70-ти, еп. Галатийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Ксения (в миру Евсевия) Миласская , диакониса (24 января/6 февраля) Ксения Петербургская , Христа ради юродивая (24 января/6 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010