В Палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 6 марта отмечена память Конона без к.-л. указаний. Ж. Гаритт предположил, что речь может идти либо о К. Г., либо о Кононе, исповеднике Исаврийском , либо об одном из Кононов, пострадавших в Иконии (см. ст. Конон, преподобномученик Иконийский ), чьи дни памяти отмечены под этим же числом в различных источниках ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173). Несмотря на хронологические несоответствия, нек-рые совр. исследователи считают возможным отождествление К. Г. с Кононом Исаврийским (BiblSS. Vol. 4. Col. 152-154). В XIV в., при переводе юж. славянами стишного Синаксаря, память К. Г. и посвященное ему двустишие были внесены в слав. стишные Прологи под 5 марта ( Петков. 2000. С. 359), а оттуда попали в ВМЧ, где имя наместника иногда передается как Поплий (ВМЧ. Март, дни 1-11. С. 88, 90-91). В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Цезаря Барония под 6 марта упоминается мч. Конон, пострадавший на Кипре при имп. Деции. По мнению И. Делеэ, речь идет о К. Г., ошибочно названном кипрским на основе греч. рукописи, в которой слово «градарь» (κηπουρς) написано как «киприот» (κπριος) (MartRom. Comment. P. 87). Свидетельств почитания К. Г. в Памфилии не сохранилось, однако святой с таким именем был известен в различных областях: в Киликии в г. Корик найдены 3 надписи с упоминанием св. Конона: πτωχεον το γου Κνωνος (хижина св. Конона); на Кипре были построены богадельня и акведук, носящие имя св. Конона ( Procop. De aedificiis. V 9), в Сирии многие мон-ри и церкви были освящены в его честь; в Риме на Аппиевых воротах (Порта-Аппия) сохранилась запись с упоминанием св. Конона ( Delehaye. 1933. P. 163, 168, 209, 241). Ист.: BHG, N 361; MartRom. P. 86; PG. 117. Col. 339-340; SynCP. Col. 505, 511-513; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 34; ЖСв. Март. С. 128; The Acts of Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 186-193; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 260-261; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. C. 63-64.

http://pravenc.ru/text/1841974.html

Существует гипотеза, отождествляющая К. и мч. Конона Градаря , к-рая основана на совпадении имен и дней памяти святых. Исследователи, поддерживающие эту т. зр., считают, что Нестор, отец К., и одноименный мученик, пострадавший, согласно Синаксарю К-польской ц. (пам. 28 февр.), при имп. Деции (249-251) и наместнике Пуплии в памфилийском г. Перга (SynCP. Col. 495), т. е. в то же время и в том же регионе, что и Конон Градарь,- одно и то же лицо. Но в редакции сказания о К., изданной Алькеном, присутствует разграничение 3 мучеников: в предисловии рассказывается о Кононе Градаре и еще об одном Кононе Исаврийском, пострадавшем при имп. Аврелиане (270-275). Ист.: BHG, N 2077-2079e; MenolGraec//PG. 117. Col. 339-340; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 203-208; Trautmann R., Klostermann R. Drei griechische Texte zum Codex Suprasliensis II: Das Martyrium von Konon dem Isaurier//ZSP. 1934. Bd. 11. S. 299-324; SynCP. Col. 119, 509-516, 659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 31-34; ЖСв. Март. С. 117-127; Супралъски или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 23-54; Vie de S. Conon d " Isaurie/Ed., transl. F. Halkin//AnBoll. 1985. Vol. 103. P. 5-21 [text]; P. 21-34 [transl.]; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. C. 60-62. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64; Т. 3. С. 93-94; Delehaye. Origines. P. 163, 168-169; Halkin F. S. Conon l " Isaurien//AnBoll. 1935. Vol. 53. P. 369-374; Van Doren R. Conon//DHGE. T. 13. Col. 460-461; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173; Sauget J.-M. Conone l " Ortolano//BiblSS. Vol. 4. Col. 152-154; Κνων//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 800; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 256; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 260; Wood P. J. The Invention of History in the Later Roman World: The Conversion of Isauria in «The Life Conon»//AnatSt. 2009. Vol. 59. P. 129-138; Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния пролог: Текстове, лексикален индекс. Пловдив, 2012. Т. 7: Март. С. 18-20.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

И как могли мы не сетовать, слыша, что допущены такие (вещи) в ниспровержение канонов, и чрез искажение церковных определений, и чрез уклонение от дисциплины, чрез убийство священников и осквернение священных мест, (сколько это касается его присвоений). Ибо хотя священные места свободны от всякой скверны, тем не менее, по слову апостола, стремление людей дерзких и совесть их нечисты ( Тит. 1, 15 ). Итак, вот какой приговор мы произносим об его присвоении; так как не может быть, чтобы ваше благоверное миролюбие сочло нужным признать его достойным (сана). Ибо кто посмеялся над божественными вещами, а тем более кто явил в них такое самовластие, кто, посеяв семена такого зла, подал и потомкам полный повод к соблазнам, и произвел последователей своего нечестия, того никак мы не согласны называть священником или признать его невинным в его преступлениях. Итак, сообразно с тем, что мы узнали, мы лишаем этого человека всякого прощения. Ваше христолюбивейшее величество позаботитесь об улучшении положения этого города, так как вы, милостивейший государь, можете исполнить все, что хотите. Ибо все возможно для благочестивого начальника, и для него нет ничего такого, чего не могло бы исполнить его благочестие. Господь всяческих, правящий империею, силою своей власти повелел успокоиться волнующемуся морю, и как вам – правителю мира, так и вашим подданным, по своей власти, даровал залоги мира. Иоанн епископ: молимся, чтобы ваше благочестие, почтеннейший, благочестивейший и христолюбивейший император, сохранилось невредимым на многие лета для Божиих церквей и римской империи. Ураний, епископ емесский, тоже. Петр, епископ илиопольский, тоже. Иоанн, епископ авильский, тоже. Иоанн, епископ алмирский, тоже. Фома, епископ еварийский, тоже. Дада, епископ комоарский, тоже. Евсевий, епископ авидский, тоже. Феодор, епископ кастриданавский, тоже. Авраамий, епископ корадский, тоже. Евстафий, епископ сарацинский, тоже. XXXV. Послание епископов области Исаврийской к императору Льву Благочестивейшему и христолюбивейшему императору нашему августу, и Богом достойно превознесенному государю, Льву, епископы Исаврийской области Василий, Иоанн, Юлиан, Нунехий, Епифаний, Аммоний, Павел, Конон, Евфроний, Савватий, Афанасий, Гермофил, Юлиан, Феон, Дакиан, Павел, Орентион.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Когда мученики Павел и Иулиания, скованные по рукам и ногам цепями, имея тяжести на шее, лежали на острых, искусственно сделанных волчцах или гвоздях, тогда ангел Божий явился к ним, разрешил их от уз, предложил два мягкие одра и стол с разнообразными яствами; они покоились на тех одрах и вкушали пищу, которой и прочие узники приобщились. Мученики послабления в муках не любили Стратоник, прельщенный красотою тела, удерживался от строгания тела мученицы Иулиании; но она толкнула его ногою и сказала: «исполняй приказанное тебе и не щади меня». Угроза с неба мучителю Когда мученики Павел и Иулиания брошены были в яму, наполненную огнем, который ангел потушил, и когда Аврелиан хотел засыпать эту яму камнями, – глас с неба возвестил ему: «Аврелиане! ты пойдешь в геенну огненную, тебе и отцу твоему диаволу уготованную». Преподобный Иаков, постник Мудрое предостережение от блудодеяния По наущению диавола, одна блудница пришла к преподобному Иакову, и, под видом болезни, просила исцеления; но он одну руку положил в огонь, а другою потирал больное место этой жены – и избег искушения. При гордости на старость лет и высота жизни не спасает от падения Преподобный Иаков творил чудеса при жизни, изгонял бесов, отличался полным бескорыстием, и был великим постником и подвижником; но однажды, изгнав беса из одной девицы молитвою, от которой земля потряслась, он, будучи 60-ти лет, не только пал с этою девицею, но и убил ее, бросив тело в реку; причиною падения было его высокое мнение о своей святости и Богоугодной жизни, которым диявол, воспользовавшись, погубил его и поверг даже в отчаяние; но последующие десятилетние великие подвиги в одном гробе возвратили ему и утраченную им благодать Божию и все дары Божии. 5. Св. мученик Конон Исаврийский Идол ходил по повелению мученика Святый мученик Конон именем Иисуса Христа повелел каменному идолу выйти из пещеры, и он как живой, затрепетал, упал с места своего, прикатился по земле к святому, потом поднялся и стал прямо пред святым Кононом. Исповедания каменного идола о Божестве Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

    Свв. мучч. Павел и Иулиания. В Деяниях св. (Aug. 446) после исторического исследования о святых помещено житие ив Сурия (17 августа), приписываемое Алляцием Метафрасту. В римск. мартирологе вместо Авредиана стоят не верно Валериан. Болландисты не решают: какая Птолемаида была местом страдания святых: финикийская или египетская или исаврийская; последняя означена в актах у Сурия: когда он (император) пришел в Исаврию, отправился в Птолемаиду; в славянском; прошед Ассирию вместо Исаврии; вероятно, в подлиннике стояло: Сирию; ибо нет Птолемаиды в Исаврии. Метафрастово сказание на слав. языке находится в супрасльской минее XI в., но в ней день кончины святых показан 4 марта, а у Сурия 17 августа и трудно решит которое число истинное; ибо другие календарные древние памятники также расходятся в показании памяти их. Замечательно в актах мучеников свидетельство о знамения креста: они перекрестились пред царем; и так во 2 веке уже христиане имели обычай креститься.     Пр. Иаков. В Деяниях св. (Ian II. 869) относит его в 6 веку и житие его, находящееся у Метафраста, относят к читателю, жившему недолго после его кончины, мощи его честно погребены епископом с клиром и народом, что потом у его пещеры построена церковь и мощи его туда были перенесены, где совершаются от них чудеса до сего дня и что ежегодно весь народ и вся область совершает в честь его празднование, что нейдет к Метафрасту, когда уже сарацыны овладели страною и распространили свою веру; а овладели они Финикиею в 7 веке. Порфирион городе в Финикий около Камила (см. Географию Целлярия). Он собственно был посад или большое село – по-гречески комополь (κωμοπλισ, потому в рукописных слав. прологе синод. библиотеки 1425 года под 28 янв. сказано: Иакова постника в Комополи багряном (т. е: Πορφυριωνη) подвизавшегося. Греческий текст сего жития в полном курсе патрологии (Т. 114, стр. 1214). Славянский древнейший перевод в Супрасльской минее XI в. 5     Св. Конон исаврийский. В слав. печ. минее житие его из великие Четьи-Макарьевский. Самый древний славянский список, содержащий сие житие, есть супрасльская минея XI в. Болландиста издали акты его в VII томе мая (стр. 5. числа 29. Сн. и Mart. I. 360). Селевкия митрополия исаврийская числа 22 епископии, в числе коих был город Бида (18 стадий от города Исаврии). Епископ его Конон подписался к 6 Деяние халкидонского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исавряне гнались за ним, но не могли догнать его. Найдя святого мученика Конона связанным и покрытого ранами по всему телу и окровавленного, они развязали его и плакали о нем. Отирая его кровь, они мазали ею свои тела, желая получить освящение от крови святого, и с умилением лобызали язвы, принятые им за Христа. Святой мученик сильно скорбел и болел душою, что ему не дали пострадать до конца, ибо он желал умереть в мучениях за своего Христа. После сего верующие отвели святого в его отеческий дом, в селе Вифании, и приложили все заботы, чтобы излечить его раны. Через два года после страданий, святой Конон преставился к Богу. Жители всей Исаврийской страны собрались и плакали о святом. Его погребли вместе с блаженными родителями и со святою его невестою, до конца жизни сохранившею непорочное свое девство. После погребения святого Конона Исавряне задумали обратить дом мученика в церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то нашли в земле тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон заключил бесов. He зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, произвели страшный вихрь. Все люди пришли в ужас, - некоторые попадали от страха, а некоторые бежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении пришли в сильный ужас, так что никто не осмеливался после солнечного заката выходить из своего дома, ибо ночью являлись многие бесовские страшилища и пугали людей и животных, - что на время было допущено Богом в наказание сребролюбивым людям, ожидавшим найти в сосудах сокровище. По молитвам святого Конона, были прогнаны бесовские привидения. Прочие двадцать девять сосудов, заключавшие в себе бесов, были зарыты под церковью святого Конона. Его святыми молитвами да пребудем и мы всегда невредимы от бесов, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, во веки.

http://pravicon.com/info-2702

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - под 5 марта сообщает, что св. Конона изображают старцем (Ерминия ДР. Ч. 3. §22. С. 208), не уточняя, К. Г. или исп. Конона Исаврийского. В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о К. Г. Возрастная характеристика та же, что и в Ерминии: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвеном жесте («молебна, персты вверх») (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). Т. о., наиболее характерным атрибутом К. Г., определяющим его иконографию, можно считать цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Форма бороды К. Г. может различаться. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей» ( Фартусов. Руководстве к писанию икон. С. 201). С длинной заостренной раздвоенной бородой К. Г. представлен в минее на март (нач. XVII в., ЦАК МДА). На гравюре из Святцев работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. Г. имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображен на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображен на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, 812; 5 марта), созданной для кнг. М. П. Волконской под руководством и при участии академика живописи проф. Ф. Г. Солнцева художниками Н. И. Похвисневым, Л. Кикиным, Л. Львовым, М. А. Межаковым и П. В. Басиным. На иконе «Мч. Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; посл. треть XVIII в., Центр. Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под к-рой видны подвернутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещенному в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков.

http://pravenc.ru/text/1841974.html

Пилат был учеником светской мудрости. А светская мудрость не дает сил, но вселяет страх. Светская мудрость поддерживает не душу, а тело. Светская мудрость вселяет страх не за душу, а за плоть и за всё плотское. Вот и в Пилате [наблюдаем мы] ясный и несчастный пример того, каких людей – минуя Бога и наперекор Христу – воспитывает светская мудрость. Впрочем, слабохарактерная и шаткая душа Пилата – это показательный тип не только язычников, но и неутвержденных христиан. Некоторые христиане изо дня в день неощутимо, а подчас и бессознательно, то порываются освободить Христа от мрачного и преступного иудейского инстинкта в себе, то, опять, повинуясь этому инстинкту, равнодушно отправляют Его на распятие. Это, как правило, бывает в том случае, когда тот или иной христианин нарушит какую-либо Христову заповедь во имя исполнения некой своей телесной прихоти. То свет этой заповеди озарит сердце слабовольного христианина, то плотская тьма настолько над ним сгустится, что он полностью ей уступает. Господи долготерпеливый, не отврати света лица Твоего от нас ни на мгновение ока – дабы не одолела нас тьма. Господи, помоги нам пребыть чадами света до конца. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 5 марта 1. Св. мученик Конон Исаврийский . Наставлен был в Христовой вере и крещен во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы самим Архангелом Михаилом. Этот Божий Архистратиг незримо сопровождал его до самой смерти. Был [святой Конон] просвещаем и укрепляем благодатью Святого Духа, так что сердце его не тянулось ни к чему а только к духовному и небесному. Когда родители насильно его женили, он в первый же вечер взял свечу, поставил ее под сосуд и спросил свою невесту: «Что лучше: свет или тьма?» Та ответила: «Свет». Тогда начал он говорить ей о вере Христовой и о духовной жизни как лучшей и прекраснейшей, чем жизнь плотская. Так удалось ему и ее, а потом и своих родителей привести к вере Христовой. И жили он и жена его, как брат и сестра. Вскоре умерли и родители его, и жена – и он вовсе оставил светскую жизнь, предавшись молитве, посту и богомыслию. Совершил великие чудеса, которыми многих обратил в христианство. Помимо прочего, заставил служить себе бесов. Когда настало гонение на христиан, он был схвачен, мучим и весь исколот ножами. Его кровью помазывались больные и исцелялись. После этого он прожил еще два года в своем городе и преставился ко Господу. Сей дивный светильник жил и пострадал во II столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Унаследовав по его смерти школу, Иоанн начал развивать особое учение о лицах св. Троицы, которое впоследствии получило название тритеизма. 869 Феодосий, на суждение которого было представлено это учение, усмотрел в нем ересь. Но оно нашло себе почву и встретило ревностных приверженцев в лице Конона и Евгения, епископов Тарса и Селевкии исаврийской, первых по времени ставленников Якова Барадея. Афанасий, внук Феодоры, переслал весь литературный материал по этому вопросу известному александрийскому философу и ученому Иоанну Филопону, как прозвали его за трудолюбие. 870 Занявшись этим вопросом и внеся в богословские рассуждения принципы логики Аристотеля и Платона, Филопон составил большой трактат, в котором развил новое учение в целую систему. Свой труд он прислал Афанасию, который стал его верным последователем. Монофизитская церковь разделилась на два враждебные лагеря: одни принимали учение тритеитов, другие обличали его как ересь. Участие в этом споре Афанасия, имевшего придворные связи и большое состояние, усилило это движение. Ожесточенные споры монофизитских епископов привели их к мысли перенести дело на суждение императора, а тот предоставил рассмотрение дела патриарху Иоанну. Вызвав к себе представителей обоих направлений, Иоанн устроил собеседование. 871 За тритеизм стояли Конон и Евгений, его противниками были Павел Антиохийский, Иоанн Эфесский, Лонгин и Стефан. Длившиеся несколько дней прения не привели к соглашению, и учение тритеитов было признано ересью с высоты престола. Конон и Евгений были сосланы в Палестину и заточены в монастыри. Их увез туда Фотий, сын Антонины, пасынок Велизария, имевший тогда особую миссию в Палестине. Некогда человек военный, Фотий принял монашество и, ввиду волнений самаритян в Палестине, получил от Юстина поручение блюсти интересы православия в этой стране и укрощать самаритян. По словам Иоанна Эфесского, Фотий, имевший под своей командой военную силу, действовал очень круто и, пользуясь своим положением, облагал епископов разными поборами, а доходами делился с императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Не надобно и унывать, если мы одержимы нечистыми помыслами и движениями плоти, ибо не за то нас накажут, что нас обуревает блудная страсть, а за то, что сознательно услаждаемся ею, питаем ее, разжигаем себя. А кто борется с нею и не соизволяет ей, то хотя бы и кипела, как в котле, кровь его, брань эта ходатайствует ему венцы нетленные 605 В силу всех вышеуказанных обстоятельств, обращаться с изображением креста надо осторожно, чтобы не подпасть за некоторые вещи церковному отлучению 606 III. Воздеяиие рук Оно известно еще с ветхозаветных времен. Достаточно здесь напомнить о всем известных словах Псалмопевца, в которых он молит Господа, да будет Ему угодно воздеяние его рук, как угодна жертва вечерняя ( Пс. 140, 2 ) В Новом Завете апостол Павел одобряет воздеяние рук при молитве (но – спода, да будет Ему угодно воздеяние его рук, как угодна жертва вечерняя ( Пс. 140, 2 ). преподобными: 1Тим. 2, 8 ). Воздеяние рук до пришествия Христа было прообразом крестной Его Смерти, сокрушившей силу диавола ( Исх. 17, 11–12 ). Первые христиане совершали его уже с определенной мыслью – изобразить страдания Спасителя, Его положение на Кресте и самый Крест. Св. Астерий, епископ Амайский, говорит: «Руки воздевать горе значит изображать Крест распятого Христа» 607 Минуций Феликс говорит: «Поклонение Богу чистым сердцем, с воздеянием рук, есть знамение Креста» 608 Очень часто, если не преимущественно, молились с воздетыми руками святые отцы-пустынники, мученики, преподобные как древних, так и новых веков. Таковы: Арсений Великий 609 Василий Великий 610 Мария Египетская 611 Виссарион Чудотворец 612 Макарий Египетский 613 Сисой Великий 614 Лука Елладский 615 муч. Конон Исаврийский 616 Венедикт Нурсийский 617 Емилиан монах 618 Серафим Саровский 619 и множество других. Молились так и рядовые христиане. Но древние пастыри всячески старались, чтобы телодвижения их чад были чинны и благоговейны. Да и сами пасомые об этом заботились. «Молясь скромно и смиренно, – писал в начале III века Тертуллиан 620 – мы делаем благоприятнейшими пред Богом наши молитвы, когда и самые руки воздеваем не слишком высоко, но умеренно и благочестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010