145 Дело в том, что духовно-цензурный комитет имеет обыкновение представляемые в цензуру сочинения пересылать на предварительный просмотр в Наблюдательный совет Синодального училища и свое «дозволяется» дает по соображению с теми отзывами, какие делает этот совет. В этом смысле здесь и говорится о «цензорстве» С. Н. Кругликова. – Примеч. А. В. Никольского . 147 Программы музыкальных предметов и истории искусств Московского Синодального училища церковного пения. (в объеме курса высшего музыкально-учебного заведения.) М., 1910. 148 Письмо А. Д. Кастальского к И. В. Липаеву от 12 февраля 1913 года. РГАЛИ, ф. 795, оп. 1, 16, л. 2–2 об. 150 Иванов В. (Держановский В. В.) Преобразование Синодального училища//Музыка, 1914, 182, с. 373–376. 151 Сравнительная таблица общеобразовательных и музыкальных предметов по специальности теории музыки консерваторий и Московского Синодального училища//Музыка, 182, с. 384–385. 155 Записка А. Д. Кастальского от 25 августа 1926 года по поводу доклада Н. Я. Брюсовой о реорганизации хорового подотдела МГК. ГЦММК, ф. 12, 268, л. 2–2 об. 157 Родословная А. Д. Кастальского очень интересна и достойна отдельного изучения. Отец композитора – известный в Москве протоиерей Д. И. Кастальский – родился в 1820 году в семье И. Е. Даниловского. Первоначально церковнослужитель храма подмосковного села Кусково, в начале XIX столетия Даниловский был поставлен в дьяконы Введенской церкви в Дмитрове. По свидетельству Д. И. Кастальского, его отец получил дьяконство благодаря иконописному искусству. Большой знаток древнерусской иконописи, Иван Егорович, очевидно, обладал незаурядным дарованием; образ его письма находился даже в Успенском соборе Кремля. Димитрий Иванович унаследовал от отца способности к живописи. Однако делом его жизни стало пастырское служение и богословие. По окончании Дмитровского духовного училища, Вифанской духовной семинарии и Московской духовной академии (1844 год) Кастальский четыре года служил профессором Казанской духовной академии, завершив в это время магистерскую диссертацию по патрологии. В 1848 году Димитрий Иванович возвратился в Москву, поступив на службу в Московскую духовную семинарию, где преподавал патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. По переезде в Москву он начал печататься в церковных журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На рубеже XIX–XX вв., появились издания (партитура и голоса) целых сборников хорового церковного пения. Самым серьезным изданием этого рода явился «Церковно-певческий сборник», изданный Училищем советом при Святейшем Синоде, в пяти томах. Очень верно это издание охарактеризовано в предисловии к первому тому сборника (с.111): «...первый опыт церковно-певческой хрестоматии, которая заключала бы в себя подлинно-церковный, правильно-музыкальный и художественный материал для хорового мения». Действительно, это издание можно считать хоровой церковно-певческой хрестоматией, в которой подводятся итоги композиторской и гармонизаторской работы, характерной для третьего периода второй эпохи в истории русского богослужебного пения. И в то же время издание это имело в виду прежде всего практические цели. А потому в томах «Церковно-певческого сборника» были партитуры и для смешанного хора, и для однородного хора, и даже для трехголосных составов. Издание это было напечатано в Санкт-Петербургской Синодальной типографии, с одним только разрешением Духовно-цензурного комитета, минуя цензурное разрешение капеллы. Издание это имело большой успех; некоторые выпуски выдержали по три издания уже в первом десятилетии XX в. Подготовка издания продолжалась очень долго: начавшись в 1887 г., она довела издание до печати лишь на рубеже XIX–XIX вв. По-видимому, стилистические требования тогда еще не вполне выкристаллизовались. Ведь это было только самым началом нового направления, начавшего себя проявлять после ухода Бахметева. И поэтому в этом издании отражаются и воззрения, и вкус лиц, воспитывавшихся в богослужебно-певческой области всецело в рамках стиля, озменовавшего собой самый расцвет петербургской школы, когда еще не могло быть речи о каком-либо отклонении от того стиля, который был установлен А.Ф. Львовым и зафиксирован Бахметевым. Московский музыкальный издатель П.И. Юргенсон писал 24 апреля 1887 г. П.И. Чайковскому 818 : «В среду собирался у меня музыкальный комитет по поводу сборника церковных песнопений – семь томов!! Из всей массы сочинений русских авторов признаны только возможными к печати одна вещь Галлупи и одна вещь Сарти, хотя пользы (от них) никому не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Традиционные конфессии России поддерживают идею контроля нравственности в СМИ Москва, 26 марта 2007 г. Традиционные конфессии России поддерживают инициативу Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) о создании общественного механизма, ограничивающего безнравственность в СМИ, но пока не имеют единого мнения о его форме. Как сообщили РИА Новости в понедельник в РПСЦ, глава Церкви митрополит Корнилий предложил министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову создать «общественный цензурно-надзорный комитет по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и массмедиа». «Недостаточно создать тот или иной совет. Важно, чтобы он мог реально поменять информационную ситуацию в стране. Сделать это очень просто - нужна только воля. Смогли же проявить ее в отношении игорного бизнеса», - сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя инициативу старообрядческого митрополита. По его словам, сегодня многие согласятся, что в СМИ «слишком много пропаганды безнравственности, вседозволенности, «красивой жизни», модных вещей, безответственности в отношениях между мужчиной и женщиной, добычи денег любой ценой, вражды, насилия и даже криминала». Сами журналисты признают, что это отравляет жизнь и духовно калечит молодежь, однако «Васька слушает, да ест», добавил Чаплин. «В молодежных программах буквально вдалбливают в головы, что легкие деньги, легкие отношения и легкое пиво - это и есть подлинное счастье. А на самом деле людям нужно сказать правду: тот, кто живет только ради денег, удовольствий и развлечений, всегда оказывается несчастен», - убежден собеседник агентства. Глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, в свою очередь, заявил, что «на самом деле, нужен Наблюдательный совет по СМИ». «Он есть практически во всех странах мира. Недавно, например, в Литве оштрафован телеканал, показавший оскорбительный мультфильм о Папе Римском. Это не предварительная цензура, а последующая», - отметил Вигилянский.

http://pravoslavie.ru/21500.html

В 1857 году вышел труд профессора богословия И. Чистовича «История Санкт-Петербургской духовной академии». Спустя 30 лет, в 1887 году, И. А. Чистович издает продолжение своего труда — летописи " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 – 1888 годы», показывающее те изменения и значение, которые имели место быть в академии во время правление Александра II и Александра III. Оглавление I. Академия—при действии Устава 1814 года 1. Важнейшие события в жизни академии и перемены в составе начальствующих лиц с 1858 до 1869 г. 2. Учебная часть. Общие распоряжения Перемены в составе академических кафедр и в личном составе преподавателей Особые ученые труды наставников. — Перевод книг Свящ. писания на русский язык Перевод Византийских историков Издание журнала— «Христианское Чтение» 3. Студенты. Прием в академию. Порядок занятий. Экзамены. Утверждение в ученых степенях. Назначения на места 4. Управление академиею. Внутреннее и Внешнее Правления. Конференция 5. Цензурный комитет 6. Академическая библиотека 7. Экономия академии. Оклады содержания наставников и прочих должностных лиц Вспомогательный и премиальный капиталы академии II. Преобразование духовно-учебных заведений в 1867—1869 гг. Преобразование духовных академий в 1869 г. Устав духовных академий 1869 г. 1. Перемены в составе начальствующих и должностных лиц с 1869 до 1884 г. 2. Состав академических кафедр и распределение предметов академического образования на общеобязательные и специальные по отделениям Общеобязательные предметы Специальные предметы богословского отделения Специальные предметы церковно-исторического отделения Специальные предметы церковно-практического отделения Особые ученые труды наставников академии Участие в трудах С.-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения Издание «Христианского Чтения» и «Церковного Вестника» Перевод древних Литургий, восточных и западных, на русский язык Издание журнала «Странник» 3. Студенты. Прием в академию. Способы содержания. Казеннокоштные и своекоштные студенты. Стипендии. Общество вспомоществования недостаточным студентам. Учебные занятия. Удостоение ученых степеней. Назначения на места

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЧВЕННИЧЕСТВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В начале июля 1860 года Санкт-Петербургский цензурный комитет разрешил братьям Достоевским издавать ежемесячный журнал " Время " . В цензоры " Времени " определили И.А. Гончарова . Основная идея, которую, по замыслу братьев Достоевских, должен был проповедовать журнал, была идея необходимости выработки в сознании общества новых начал государственного развития. Санкт-Петербург. Дом на Малой Мещанской, в котором располагалась редакция журналов " Время " и " Эпоха " . Центральные положения почвенничества впервые звучат в цикле статей Ф.М. Достоевского " Ряд статей о русской литературе.Введение " , опубликованных в журнале " Время " в 1861 году . Этот цикл статей - главный ориентир и идейно-эстетическая доминанта журнала, допускающая отклонения и в сторону радикально-демократической, и в сторону славянофильской линии. Журналистикой 1960-х годов " Введение " было воспринято как манифест почвенничества . Сохранив общественно-исторический смыл слова " почва " , который вкладывали в него славянофилы и революционные демократы ( Белинский , Герцен , Добролюбов ), т.е. " народные начала жизни " , издатели " Времени " дают слову новое качество: " почва " - это тот духовно-нравственный пласт общественно-политической жизни, на основе которого только и возможна встреча и органическое соединение интеллигенции и народа, образованности и народной нравственности; культуры и народности. В отличие от славянофилов, почвенники отнюдь не считали необходимым для России вернуться к нравственным и духовным основам, нарушенным петровскими реформами, не настаивали на полном отрицании какого бы то ни было положительного восприятия общественно-исторического опыта Европы. Напротив, они предлагали исходить из реальной современной действительности, из тех форм жизни, которые сложились в результате преобразований Петра , именно с учетом европейского опыта развития. Они отрицали лишь возможность перенесения этого опыта, выработанного опять же на почве, но иной западной культуры, на русскую почву, ибо считали, что любая идея претендующая на жизнеспособность и плодотворность существования, должна быть не пересаживаемой, но естественно вырастающей из родной почвы.

http://drevo-info.ru/articles/16479.html

Он часто говорил и писал, что его недостаёт для необходимых текущих дел, – и однакож задержки в них не допускал. Сила трудолюбивого духа побеждала в нём физические немощи и болезни. «Чего здоровый долго не находил времени сделать, то сделал больной, именно правила для монастырей и записку о недвижимых имениях церковных», – уведомлял он своего наместника Антония (письмо 846). Среди напряжённых духовных занятий он забывал даже про свою болезнь. – Как член св. Синода, он принимал живейшее и влиятельнейшее участие в его делах даже тогда, когда перестал лично присутствовать в его заседаниях. Ни одного важного дела не проходило в Синоде без его суждения. Даже в преклонных летах он не отказывался от исполнения трудных по делам церковным поручений Синода. Голос его имел для всех решающее значение. – Он не ограничивался одним общим наблюдением над делами вверенного ему управления, общим направлением их. Как добрый хозяин, входящий во все подробности, даже мелочи своего хозяйства, Филарет неутомимо следил за всем, что происходило в его епархии, во всё вмешивался, всё подвергал строжайшему контролю. Так от его внимания не ускользала даже малейшая неправильность в ведении приказных дел подведомыми ему учреждениями. За направлением и состоянием учения в высшем, средних и низших духовных училищах он следил с таким вниманием, что иногда требовал себе на просмотр уроки, и иные из них исправлял и переделывал. Духовно-цензурный комитет он держал в такой зависимости от себя, что многие сочинения, уже рассмотренные цензорами, снова сам пересматривал, отменял одобрение к напечатанию, строго взыскивал с цензоров за недосмотры. Редакции повременных духовных изданий вели их со строжайшею ответственностью перед ним. Издатели ежемесячно являлись к нему с новыми месячными книжками, нередко подробно излагали перед ним содержание помещённых в них сочинений, выслушивали его замечания о прочитанных им статьях прежних книжек, обличения за допущение слабых сочинений, также не соответствующих характеру издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Сверх сего сим постановлением обер-прокурор Св. Синод, по-видимому, уполномочивается на такие права над дух. цензурою, каких он не имел. Духовно-цензурные комитеты всегда относились прямо в Св. Синод, и от него непосредственно получали указы и разрешения. Обер- же прокурор Св. Синода не имел основания для себя присвоять право быть судьей в делах дух. цензуры. Если были сообщаемы по делам цензуры обер-прокурору даже Высочайшие повеления, то только после объявления их Св. Синоду и обсуждения им, – составлялось определение Св. Синода, от имени которого же и составлялся Указ». 18-го ч. писал я в Москву ректору семинарии, архим. Игнатию: Благодарю вас за писание ваше, исполненное приятных и частью неприятных вестей. Светоч у нас не получается, и потому мы не можем произносить суд о нем; нельзя же выписывать и читать всякую современную журнальную дребедень. И для того, что нам отовсюду насылается взамен нашего журнала, решительно недостает времени, хотя здесь для чтения более свободного времени, нежели в Москве. Не мало и у вас ученой и пишущей братии: пусть они потщатся отражать злонамеренный нападения темного Светоча на православное духовенство. Не слышно ли в Москве чего-ниб. более решительного относительно монастырских капиталов? 21-го ч. писал мне из Москвы ректор семинарии, о. Игнатий 837 : «Вчера я узнал от святителя, как свежую приятную новость, что по ходатайству его все монастырские и церковные капиталы, доходы свечные, – не будут взяты в казну, а останутся в распоряжении Духовного начальства. Уже ходатайство сие удостоилось Высочайшего утверждения – спешу вам сообщить в ответ на предложенный вопрос. Известная статья в Светоче дерзко направлена против маститого автора 838 письма о прибавочном в сугубом прошении молении. Есть выражения нелепые и оскорбительные. Говорят, что даже Московский светский цензурный Комитет, по прочтении статьи в общем заседании, признал сочинителя дерзкой статьи достойным суда». 30-го ч. писал мне из Москвы высокопреосв. митрополит: «Отцу ректору и братии духовной мудрости мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Издательская деятельность православного духовенства в Прибалтийском крае при архиепископе Платоне Архиепископ Платон уделял много внимания работе обновленного комитета (с 22 июля 1850 г.) по переводу на эстонский и латышский языки православных церковных книг, изданию и распространению этих книг, потому что ощущалась острая необходимость ознакомить новоприсоединенных с истинами православия. Еще в 1847 г. преосвященный Филарет изложил обер-прокурору Святейшего Синода свое мнение о том, что «статьи и сочинения для православных лифляндских крестьян следовало бы издавать в виде журнала и что для издания такого журнала необходимо учредить особый комитет из лиц, знающих духовную литературу и способных не только выбирать готовые статьи из русских изданий, но и составлять свои» . Но вскоре преосвященный Филарет был переведен из Риги на Харьковскую кафедру, и издание журнала так и не осуществилось. В сентябре 1851 г. преосвященный Платон возобновил деятельность по подготовке и изданию журнала. Указом от 28 марта 1852 г. Святейший Синод разрешил издавать журнал, утвердив основные положения: «1) журнал назвать «Училищем благочестия», печатать на каждом языке в количестве 1000 экземпляров и издавать чрез каждые три месяца отдельными книжками; 2) издание журнала предоставить Рижской семинарии с назначением главным редактором ректора семинарии, помощником ему — инспектора, сотрудниками — наставников семинарии и ученых священников по избранию местного епископа и собственному желанию; 3) в состав журнала помещать на первый раз статьи одного духовно-нравственного и исторического содержания, заимствуя их из книг, издаваемых на отечественном языке и отсылая в оригинале и переводе на предварительное рассмотрение в Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет; 4) предполагаемому журналу назначить самую крайнюю соразмерно стоимости его цену, дабы и беднейшие из крестьян могли бы без затруднения приобретать его покупкою» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430298/

75 к. в год. (5 Февраля 1855 г. П. С. 3. 29020.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 23 Декабря 1857 г. определению Святейшего Синода, производившееся членам С.-Петербургского Комитета содержание, увеличено в следующем размере: членам Комитета до тысячи рублей, секретарю до трехсот и двум письмоводителям до ста рублей серебром каждому. (23 Декабря 1857 г. П. С. 3. 32527. Указ. 15 Января 1858 г.) По определению Святейшего Синода от 16 Февраля 1862 г. на отопление С.-Петербургского Цензурного Комитета назначено 204 р., которые и отпускаются на счет суммы, назначенной по смете ведомства Святейшего Синода на экстраординарные надобности этого ведомства. (Опред. 14 – 23 Августа 1863 г.) Секретари Цензурных Комитетов могут быть из профессоров и доцентов академии, а письмоводители из воспитанников духовно-учебных заведений. (Ст. 197 и 198 Т. 14 Уст. Ценз.) Существующие при Киевской и Казанской Духовных Академиях Цензурные Комитеты состоят из двух членов, которые избираются советами академий на каждое место по два кандидата и утверждаются Святейшим Синодом по представлению Епархиальных Преосвященных; избрание этих членов возобновляется через каждые три года, (Ст. 188, 690 Т. 14 Уст. Ценз.Св. Зак. 1857 г.) Примечание. Письмоводителем и суммою на канцелярские расходы эти Комитеты заимствуются от местной академии. (Ст. 185 там.) В Духовных Цензурных Комитетах – С.-Петербургском и Московском – рассматриваются все духовные сочинения на русском языке и переводы на этот язык, кем бы они ни были составлены, а из сочинений и переводов на иностранных языках те, которые издаются по ведомству православного исповедания. (Ст. 184 там.) Киевскому Духовному Цензурному Комитету, в отношении к объему и содержанию рассматриваемых сочинений, предоставлены те самые права, которыми пользуются Комитеты С.-Петербургский и Московский, с таким однако ограничением, что Комитет принимает на рассмотрение и одобряет к печатанию сочинения, представляемые только лицами, подведомственными Киевской духовной академии. (5 Января 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Из сказанного сейчас следует, что всякий цензор должен был отличаться качествами внимательного, гуманного и аккуратного в исполнении своих обязанностей человека. Но все эти качества, как мы знаем, составляли отличительные черты характера архим. Макария. Поэтому, архим. Макарий был самым желательным цензором, как для начальства, которое знало и считало его за человека серьёзного и точного в своих действиях, так и для всех тех лиц, которые представляли свои рукописи в С.-Петербургский духовно-цензурный Комитет и для которых Макарий был интересен, как человек аккуратный, благородный, гуманный. Благодаря всем этим качествам, архим. Макарий скоро сделался самым популярным представителем духовной цензуры. Мало того, что он серьёзно и внимательно прочитывал все поручавшиеся ему сочинения и снисходительно относился к авторским недосмотрам или несколько оригинальным мыслям их, он, при своей любви быть точным и аккуратным во всем, никогда не задерживал поступавших к нему рукописей и разрешал их к печати без замедления. Вот почему все, сколько-нибудь знавшие, или просто только слышавшие о Макарии, обращались к нему с просьбами быть их заступниками в цензурном Комитете, при чем все они получали просимое и были потом глубоко благодарны архим. Макарию. С подобными просьбами к арх. Макарию обращались даже такие замечательные в тогдашнем литературном мире лица, как преосв. Иннокентий Борисов , а также преосв. Анатолий Мартыновский , Бодянский, бывший учитель Макария по Киевской духовной Академии профессор Я.К. Амфитеатров и многие другие. Из писем всех этих лиц к архим. Макарию по делам цензуры видно, что Макарий был очень влиятельным членом цензурного Комитета и за свое добросовестное и гуманное отношение к делу у всех пользовался глубоким уважением. Так, 22 октября 1846 г. архиепископ Иннокентий писал архим. Макарию: «доброго здоровья и успеха в ученых и общеполезных трудах, достопочтеннейшему о. Макарию. Если есть между ними минута свободы, то благоволите уделить ее вам и выслушать нашу просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010