Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Грановский Александр Андреевич; 21.11.1865, с. Хоришки Кобелякского у. Полтавской губ.- 14.01.1927, Москва), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). Род. в семье диакона, окончил Полтавскую ДС, в 1891 г.- КДА со степенью канд. богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнеевр., древнеараб.). 22 февр. 1890 г. принял монашеский постриг, 17 июня 1890 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии 16 авг. 1890 г. был оставлен при ней помощником инспектора. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1893 г.- Киево-Подольского ДУ, в 1895 г.- инспектором Тульской ДС, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской ДС. В 1899 г., согласно собственному прошению, переведен на должность старшего члена в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет. Причину частых должностных перемещений биографы А. объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность А. ректором ДС в г. Благовещенске и с гражданским начальством. Перевод в С.-Петербург связан с покровительством А. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) , ценившего его дарования и ученость. 18 февр. 1902 г. советом КДА А. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Книга пророка Варуха: Репродукция» (СПб., 1902). Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами нем. гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха , опираясь на греч. и сир. переводы ( Септуагинту и Пешито ). 2 марта 1903 г. А. был хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария С.-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Принимал участие в проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. Религиозно-философских собраниях , где сблизился с В. В. Розановым . В 1905 г. состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати. 8 февр. 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения А. явилось вызвавшее недовольство имп. двора непроизнесение А. на богослужениях при поминовении государя титула «самодержавнейший» в связи, как объяснял А., с установлением в России после манифеста 17 окт. 1905 г. «конституционного строя». Поводом к увольнению явились также публикации в газ. «Новое время» статей А., в к-рых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в гос-ве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

http://pravenc.ru/text/116144.html

Содержание Акафистов Религиозное чувство христианина, достигнув особой высоты и глубины, испытывает потребность высказаться, оно стремится излиться в слове. В христианской душе с поэтическими наклонностями оно изольется в священной песни. Современный верующий православный русский христианин-песнописец может излить свое молитвенное чувство в песнопении, стоящем вне круга тех церковных песнопений, которые положены на все дни года по Церковному уставу. Таким песнопением может быть акафист. И мы видели, что эта литературная форма молитвенно-поэтического творчества особенно усиленно разрабатывается верующими православными русскими песнопевцами. В нашем исследовании приведены выдержки из писем, посланных в цензурные комитеты авторами акафистов. Из этих выдержек можно видеть, что составление акафистов вызывалось глубокой потребностью христианской души выразить благоговейные чувства и благодарность Господу, Пресвятой Богородице или святым за полученные от них милости. Приведем еще несколько примеров. Представляя в духовно-цензурный комитет акафист свт. Феодосию Углицкому, автор объясняет причину составления его таким образом: «Около года тому назад мной сделана была попытка написать акафист свт. Феодосию, по обещанию, за избавление меня грешного от угрожавшей мне опасности». Другой составитель акафиста, тоже святителю Феодосию Углицкому, пишет: «Я сильно болел брюшным тифом, но предстательством (верую и исповедую) святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, у мощей которого в период моей болезни возносились молитвы о моем здоровье, я остался жив и в настоящее время чувствую себя здоровым. Питая великое благоговение к угоднику Божию, я возымел горячее желание написать похвалы в честь святителя Феодосия Углицкого». В письме при акафисте заупокойном, представленном в цензуру, автор его, священник Н. Т., указав со своей точки зрения возможность и смысл подобного акафиста, между прочим пишет: «Вем, воистинну вем, яко неудобно есть моему скудоумию пети и ткати песни, спротяженно стройно сложенные, и удобее бы любити молчание, яко безбедное страхом, но, взирая на св. апостола Павла, во устах коего не вязалось слово Божие и во узах, обретаюсь в благодушии, что и мой долг славить Бога не связуется моим состоянием и убогое скудное слово во славу Божию, аще и от неключимого раба, не поставится во грех . Взирая на отца верующих Авраама, после шестеричного вопрошения ко Господу Богу о многомилостивом помиловании грешников умолчавшего, и я по возвращении мне акафиста имею честь умолкнуть». [Далее он] прибавляет, что не принадлежит «к разряду тех, кои ищут явить имя свое мирови, а дерзнул побеседовать о Господе, во славу Богу, во спасение нуждающихся во спасении».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Издательская деятельность православного духовенства в Прибалтийском крае при архиепископе Платоне Архиепископ Платон уделял много внимания работе обновленного комитета (с 22 июля 1850 г.) по переводу на эстонский и латышский языки православных церковных книг, изданию и распространению этих книг, потому что ощущалась острая необходимость ознакомить новоприсоединенных с истинами православия. Еще в 1847 г. преосвященный Филарет изложил обер-прокурору Святейшего Синода свое мнение о том, что «статьи и сочинения для православных лифляндских крестьян следовало бы издавать в виде журнала и что для издания такого журнала необходимо учредить особый комитет из лиц, знающих духовную литературу и способных не только выбирать готовые статьи из русских изданий, но и составлять свои» . Но вскоре преосвященный Филарет был переведен из Риги на Харьковскую кафедру, и издание журнала так и не осуществилось. В сентябре 1851 г. преосвященный Платон возобновил деятельность по подготовке и изданию журнала. Указом от 28 марта 1852 г. Святейший Синод разрешил издавать журнал, утвердив основные положения: «1) журнал назвать «Училищем благочестия», печатать на каждом языке в количестве 1000 экземпляров и издавать чрез каждые три месяца отдельными книжками; 2) издание журнала предоставить Рижской семинарии с назначением главным редактором ректора семинарии, помощником ему — инспектора, сотрудниками — наставников семинарии и ученых священников по избранию местного епископа и собственному желанию; 3) в состав журнала помещать на первый раз статьи одного духовно-нравственного и исторического содержания, заимствуя их из книг, издаваемых на отечественном языке и отсылая в оригинале и переводе на предварительное рассмотрение в Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет; 4) предполагаемому журналу назначить самую крайнюю соразмерно стоимости его цену, дабы и беднейшие из крестьян могли бы без затруднения приобретать его покупкою» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430298/

Предисловие Под этим наименованием мы разумеем 1 лиц, составлявших высшее управление духовными училищами и бывших руководящими деятелями духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Высшее управление духовными училищами сосредоточивалось в это время в особом духовно-правительственном учреждении, называвшемся Комиссиею Духовных Училищ. Поэтому задачу нашего очерка составляет выяснение тех начал, которые служили основанием управления духовными училищами, и изображение деятельности и характеристика членов Комиссии Духовных Училищ, как заправителей и руководителей духовного образования в России в рассматриваемое время. Комиссия Духовных Училищ образовалась из «Комитета об усовершении духовных училищ», давшего им новое устройство и преобразовавшего их из местных епархиально-архиерейских школ в учебные установления, имеющие одно общее управление, обеспеченные постоянными способами содержания и, наконец, признанные правительством в качестве государственных учреждений, наравне с учебными заведениями министерства народного просвещения и других ведомств. Комитет составил общий план и начертал общие правила постепенного преобразования духовных училищ и управления ими, а также изыскал и указал меры к поощрению духовной учёности и к возвышению духовного образования в России. Комиссия Духовных Училищ приводила этот план и эти предначертания в исполнение. Деятельность её была чрезвычайно многосторонняя. В ней сосредоточивалось высшее управление духовными училищами и составление для них уставов, – постепенное образование учебных округов, приискание и назначение профессоров в академии, начальников и преподавателей в семинарии и духовные училища, наблюдение за ходом и направлением учебной части в этих заведениях, составление программ, снабжение училищ учебными руководствами и пособиями и устройства библиотек, ревизии академии и семинарии и училищ, устройство училищных домов, изыскание способов для содержания бедных учеников, устройство ученических общежитий, ежегодный выбор и отправление воспитанников в С.-Петербургский педагогический институт, в С.-Петербургскую медико-хирургическую академию и в Московское отделение её и в медицинские факультеты университетов, образование и обороты училищных капиталов, отделение (в первое время) значительных сумм на постройки и возобновление церквей, наблюдение за действиями цензурных комитетов и составление правил в руководство духовной цензуры, составление положений о гражданских правах службы и о пенсиях наставников духовных училищ и проч. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1857 году вышел труд профессора богословия И. Чистовича «История Санкт-Петербургской духовной академии». Спустя 30 лет, в 1887 году, И. А. Чистович издает продолжение своего труда — летописи " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 – 1888 годы», показывающее те изменения и значение, которые имели место быть в академии во время правление Александра II и Александра III. Оглавление I. Академия—при действии Устава 1814 года 1. Важнейшие события в жизни академии и перемены в составе начальствующих лиц с 1858 до 1869 г. 2. Учебная часть. Общие распоряжения Перемены в составе академических кафедр и в личном составе преподавателей Особые ученые труды наставников. — Перевод книг Свящ. писания на русский язык Перевод Византийских историков Издание журнала— «Христианское Чтение» 3. Студенты. Прием в академию. Порядок занятий. Экзамены. Утверждение в ученых степенях. Назначения на места 4. Управление академиею. Внутреннее и Внешнее Правления. Конференция 5. Цензурный комитет 6. Академическая библиотека 7. Экономия академии. Оклады содержания наставников и прочих должностных лиц Вспомогательный и премиальный капиталы академии II. Преобразование духовно-учебных заведений в 1867—1869 гг. Преобразование духовных академий в 1869 г. Устав духовных академий 1869 г. 1. Перемены в составе начальствующих и должностных лиц с 1869 до 1884 г. 2. Состав академических кафедр и распределение предметов академического образования на общеобязательные и специальные по отделениям Общеобязательные предметы Специальные предметы богословского отделения Специальные предметы церковно-исторического отделения Специальные предметы церковно-практического отделения Особые ученые труды наставников академии Участие в трудах С.-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения Издание «Христианского Чтения» и «Церковного Вестника» Перевод древних Литургий, восточных и западных, на русский язык Издание журнала «Странник» 3. Студенты. Прием в академию. Способы содержания. Казеннокоштные и своекоштные студенты. Стипендии. Общество вспомоществования недостаточным студентам. Учебные занятия. Удостоение ученых степеней. Назначения на места

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Традиционные конфессии России поддерживают идею контроля нравственности в СМИ Москва, 26 марта 2007 г. Традиционные конфессии России поддерживают инициативу Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) о создании общественного механизма, ограничивающего безнравственность в СМИ, но пока не имеют единого мнения о его форме. Как сообщили РИА Новости в понедельник в РПСЦ, глава Церкви митрополит Корнилий предложил министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову создать «общественный цензурно-надзорный комитет по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и массмедиа». «Недостаточно создать тот или иной совет. Важно, чтобы он мог реально поменять информационную ситуацию в стране. Сделать это очень просто - нужна только воля. Смогли же проявить ее в отношении игорного бизнеса», - сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя инициативу старообрядческого митрополита. По его словам, сегодня многие согласятся, что в СМИ «слишком много пропаганды безнравственности, вседозволенности, «красивой жизни», модных вещей, безответственности в отношениях между мужчиной и женщиной, добычи денег любой ценой, вражды, насилия и даже криминала». Сами журналисты признают, что это отравляет жизнь и духовно калечит молодежь, однако «Васька слушает, да ест», добавил Чаплин. «В молодежных программах буквально вдалбливают в головы, что легкие деньги, легкие отношения и легкое пиво - это и есть подлинное счастье. А на самом деле людям нужно сказать правду: тот, кто живет только ради денег, удовольствий и развлечений, всегда оказывается несчастен», - убежден собеседник агентства. Глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, в свою очередь, заявил, что «на самом деле, нужен Наблюдательный совет по СМИ». «Он есть практически во всех странах мира. Недавно, например, в Литве оштрафован телеканал, показавший оскорбительный мультфильм о Папе Римском. Это не предварительная цензура, а последующая», - отметил Вигилянский.

http://pravoslavie.ru/21500.html

Традиционные конфессии России прокомментировали предложение о введении контроля за нравственностью в СМИ 26 марта 2007 г. 17:19 Традиционные конфессии России поддерживают инициативу Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) о создании общественного механизма, ограничивающего безнравственность в СМИ, но пока не имеют единого мнения о его форме. Как уже сообщалось, Предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий предложил министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову создать «общественный цензурно-надзорный комитет по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и массмедиа». «Недостаточно создать тот или иной совет. Важно, чтобы он мог реально поменять информационную ситуацию в стране. Сделать это очень просто — нужна только воля. Смогли же проявить ее в отношении игорного бизнеса», — сказал РИА «Новости» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин , комментируя инициативу старообрядческого митрополита. По его словам, сегодня многие согласятся, что в СМИ «слишком много пропаганды безнравственности, вседозволенности, «красивой жизни», модных вещей, безответственности в отношениях между мужчиной и женщиной, добычи денег любой ценой, вражды, насилия и даже криминала». Сами журналисты признают, что это отравляет жизнь и духовно калечит молодежь, однако «Васька слушает, да ест», добавил Чаплин. «В молодежных программах буквально вдалбливают в головы, что легкие деньги, легкие отношения и легкое пиво — это и есть подлинное счастье. А на самом деле людям нужно сказать правду: тот, кто живет только ради денег, удовольствий и развлечений, всегда оказывается несчастен», — убежден собеседник агентства. Глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, в свою очередь, заявил, что «на самом деле нужен Наблюдательный совет по СМИ». «Он есть практически во всех странах мира. Недавно, например, в Литве оштрафован телеканал, показавший оскорбительный мультфильм о Папе Римском. Это не предварительная цензура, а последующая», — отметил отец Владимир.

http://patriarchia.ru/db/text/220283.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Иоанн (Кочуров), Протоиерей (+ 1917) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 31 окт. в день мученической гибелии в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором святых новомучеников и исповедников Российских С именем русского православного пастыря, протоиерея Иоанна (Кочурова), связана новая страница в истории русской святости — святости новомучеников XX в. О. Иоанн (Кочуров) родился 13 июля 1871 г. в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. Его отец, иерей Александр (Кочуров), ярко запечатлел в сознании своих сыновей, и в особенности наиболее духовно чуткого из них Иоанна, образ исполненного глубокого смирения и вместе с тем высокого вдохновения приходского пастыря. Учился св. Иоанн сначала в Данковском Духовном училище, затем в Рязанской Духовной семинарии, по окончании которой поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию (1891). В период обучения в академии определилась его склонность к пастырско-приходскому служению, которое он связывал с возможностью миссионерской деятельности. В 1895 г. о. Иоанн был направлен на служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Приезд в протестантскую Америку привел о. Иоанна в соприкосновение с жизнью, во многом не схожей с жизнью в православной России. Если в местах компактного проживания православных христиан, как в Калифорнии или на Аляске, где приходы существовали уже 100 лет, приходская жизнь была налажена, то открытие приходов в других штатах предполагало миссионерскую работу. О. Иоанн был определен правящим архиереем в Чикаго, в церковь Св. Владимира. Паства прихода была малочисленной и многонациональной, от настоятеля требовалось умелое сочетание пастырско-литургического и миссионерско-просветительского делания. О. Иоанн, опираясь на лучшие традиции североамериканской православной епархии, организовал приходские братства, вошедшие в «Православное общество взаимопомощи», которое вскоре он сам возглавил по прибытии в епархию святителя Тихона (память его 25 марта). На средства, собранные на родине, о. Иоанн построил новый приходский храм в Чикаго; много времени уделял он выполнению епархиальных поручений, в течение 10 лет возглавляя Цензурный комитет. В 1906 г. указом Священного Синода за подвижнические труды в Алеутской и Североамериканской епархиях священник Иоанн был возведен в сан протоиерея.

http://sedmitza.ru/lib/text/437834/

Московського будинку 17 червня 2017 р. 18:55 До октябрьского переворота 1917 года Московский епархиальный дом был центром народного просвещения, культуры, духовного образования, борьбы с сектантством, миссионерской деятельности и социального служения Русской Православной Церкви начала ХХ века. Дом был построен по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901-1902 годах по проекту известного зодчего П.А. Виноградова (1858-1910). Здание включало учебные и административные помещения и Князь-Владимирский домовый храм. Роспись и убранство храма были поручены выдающемуся иконописцу и реставратору Василию Гурьянову (1867-1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи. Строительство дома началось в 1901 году, домовый Князь-Владимирский храм был освящен 30 декабря 1902 года. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. В храме совершалось ежедневное богослужение. Воскресные и праздничные Литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством С.А. Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после нее проводились беседы религиозно-нравственного содержания. В здании располагалась обширная епархиальная библиотека, при ней находилась читальня для всех желающих. В Епархиальном доме размещались также редакции духовных журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы». Здесь трудились многочисленные братства и общества, в том числе Братство святителя Петра, Кирилло-Мефодиевское братство, Миссионерское общество, известное всей России своей апостольской деятельностью среди инородцев Сибири, Японии, Китая, Америки. В доме также располагались епархиальный училищный совет и отдел распространения духовно-нравственных книг, попечительство о бедных духовного звания, занимавшееся богадельнями и приютами. Работал духовно-цензурный комитет, церковно-археологический музей с уникальными собраниями предметов церковной старины, комитет по собиранию предметов церковной утвари для рассылки в бедные храмы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4946283...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805, с. Нуча Ардатовского у. Нижегородской губ.- 28.05. 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских). Основным источником сведений о Е. является жизнеописание, составленное по воспоминаниям ее брата М. В. Мантурова († 7 июля 1858), послушниц и келейниц К. В. Путковой (в монашестве Капитолина, † 1896), А. П. Волоковой (в монашестве Агния, † 1863), Е. М. Пучинской († после 1881), А. Г. Гариной († 18 февр. 1891), Н. А. Мотовилова , духовника прот. Василия Садовского († 14 июня 1884) и др. современников. Жизнеописание Е. хранилось в архиве в списке рукописей Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря в тетради 11. К 2008 г. местонахождение рукописи неизвестно. Основным сохранившимся источником является «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная митр. сщмч. Серафимом (Чичаговым) на основе архива Дивеевского мон-ря. Сохранилось также цензурное дело о «Летописном сказании Серафимо-Дивеевского монастыря» (РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 2484, 1889 г.), поданное в 1889 г. в Московский духовно-цензурный комитет, в к-ром в 1-й гл. разд. «Д» посвящен Е. «Летописное сказание...» не было допущено цензурой к напечатанию и использовалось при составлении «Летописи...» митр. Серафимом. К 2008 г. выявлен ряд архивных документов, позволяющих уточнить и дополнить жизнеописание Е. 7 сюжетов из Жития прп. Елены Дивеевской. Икона. 20-е гг. XX в. (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь) 7 сюжетов из Жития прп. Елены Дивеевской. Икона. 20-е гг. XX в. (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь) Род. в семье титулярного советника В. Ф. Мантурова. Рано осиротела, жила со старшим братом Михаилом. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», ок. 1822 г. Мантурова пережила сильное духовное потрясение. Возвращаясь с похорон деда, она была напугана видением огромного черного змея, стремившегося ее поглотить. Только призывание Матери Божией и обещание уйти в мон-рь заставили чудовище исчезнуть. С этого времени Мантурова начала обращаться за советами и руководством к прп. Серафиму Саровскому , к-рый подготовил ее к монашеской жизни и в 1825 г. благословил поступить в небольшую (30 чел.) жен. общину при приходской Казанской ц. с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой)

http://pravenc.ru/text/189741.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010