Ложь Ложь запрещается: Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга ( Лев.19:11 ). [Посему], отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу ( Еф.4:25 ). Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). Бог ненавидит ложь: Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему ( Притч.12:22 ). Диавол есть отец лжи: [Ибо] нет в нем [в диаволе] истины; когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи ( Ин.7:44 ). Наказание за ложь: И не войдет в него [в небо] ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр.21:27 ). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою ( Откр.21:8 ). Увещания избегать лжи: а) Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она всегда ( Сир.20:24 ); б) Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою ( Рим.1:18 ); в) [Итак] хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу ( Прем.1:11 ); г) [Так и] язык – небольшой член, но много делает. Посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Иак.3:5–6 ); д) поведение лживого человека – бесчестно, и позор его всегда с ним. ( Сир.20:26 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ряд судей заключил собою Самуил, пророк от юности, помазавший Евреям в царя сначала Саула, а потом Давида. Из его жизни поучительно особенно его прощание с народом, при сложении с себя звания судии. «Отвещайте намя , – говорил он при сем всему народу, – еда у кого телца взях, или осля, или кого от вас насилствовах, или кого утесних, или от руку некоего приях мзду... извещайте на мя, и возвраъцу вам. И реша к Самуилу , – свидетельствует святой историк, – вси людие: не обидел еси нас, Ниже насилствовал еси нам, ниже утеснил еси нас, ниже взял еси от руки чиея что» ( 1Цар. 12:3–4 ). Сами чувствуете, братие, как бы хорошо в мире было, если бы каждый судия и правитель мог оканчивать свое поприще так, как окончил оное «возлюбленный Господом своим Самуил!» ( Сир. 46:16 ). Из благочестивых царей Израилевых вместо всех один – Давид. Но я не знаю, как изобразить вам его кратко. В Давиде целый рай добродетелей. Вы сами непрестанно слышите в церкви красные песни сего прекраснейшего из царей: скажите, какой чистой и возвышенной мысли, какого благого чувства, каких побуждений к терпению, каких утешений нет в этих песнях? Судите же после сего, какое богатство духовное было в самом сердце Давида? Но и в сем раю появлялось иногда терние! Ужасно было падение Давида: но праведник, «аще падет, не разбиется» ( Пс.36:24 ) . Давид восстал выше, нежели каким пал. Диавол и теперь, думаю, каждый раз содрогается, когда слышит покаянную молитву Давидову: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!» ( Пс.50 ) Часто повторяет сию молитву Церковь , но еще чаще должны повторять ее те из нас, кои имеют нужду в покаянии Давидовом. После Давида, братие, вы, вероятно, желали бы слышать что-либо о Соломоне. И я хотел бы с радостью вспомянуть перед питомцами мудрости о мудрейшем из царей, песням, паремиям, притчам и сказаниям ( Сир. 47:19 ) коего удивлялись целые страны и народы. Но, увы, мудрость не соблюла того, кто не был " верен ей до смерти!» ( Откр. 2:10 ). Знавший все, «от кедра... до иссопа» ( 3Цар. 4:33 ), забыл Бога отцов своих! Да ведаем, как сильна в падшем человеке наклонность к чувственности, когда не берут против нее мер вовремя, и не сражаются с нею до крови; и как слаб бедный разум наш, когда выйдет из пределов веры и страха Божия и начнет мудрствовать «по стихиям мира» ( Кол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Мф. 22 : 29 . Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. 2 Пет. 1: 19 . И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Кол. 4:16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. 1 Фес. 5:27 . Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям. При чтении св. текста, для избежания ошибок, должно обязательно проверять свое понимание объяснениями люда поставленных: 1 Кор. 8:2 . Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. 1Кор. 10 : 12 . Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Если же чего-нибудь из Писания человек не разумеет, «пусть не разумеет» ( 1Кор. 14:37–38 ). Ибо он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения: Сир. 3:21–24 . Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того но испытывай. Сир. 38:24 . Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. 25. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичем, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах. III. Для миссионерской полемики с сектантами о чтении священного Писания Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Иак. 1:5 . Если же у кого из вас недостанет мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков: и дастся ему. Примеч . Этим текстом сектанты отвергают руководство церкви при чтении св. Писания. Здесь говорится о той мудрости, которая есть разумение свящ. Писания, а так как не всем свойственно разумение, то слово Божие говорит: 1Кор. 14:38 . Сир. 3:21 – 24:2 . Пет. 3:16; необходимая же мудрость для каждого христианина должна быть та, которая есть доброе поведение, скромность: Иак.3:13 . Иисус Христос, изобразивши неверие современных иудеев в божественное посланничество Его, как Сына Божия, говорит: и оправдана премудрость чадами ея ( Мф. 11:19 ); из этого видно, что своим неверием иудеи ясно показали, какою ложною мудростью они владеют; и сектантам надо помнить, что есть ложная мудрость, ничтожная пред Богом: 1Кор. 1:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф. 22:29 . «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.» 2Пет. 1:19 . «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.» Кол. 4:16 . «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.» 1Фес. 5:27 . «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.» При чтении св. текста, для избежания ошибок, необходимо проверять свое понимание объяснениями людей, от Господа поставленных: 1Кор. 8:2 . «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.» 1Кор. 10:12 . «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.» Если же чего-нибудь из Писания человек не разумеет, «пусть не разумеет» ( 1Кор. 14:37–38 ). Ибо он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения: Сир. 3:21–24 . «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай.» Сир. 38:24 . «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость.» Сир. 38:25 . «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? » 7. О толковании Священного Писания Изложенное в Свящ. Писании дело нашего спасения, составляя собою тайну даже для ангелов, для самих апостолов и тем более для нас, представляет много неудобовразумительного: 1Пет. 1:12 . «Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.» 1Тим. 3:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В настоящее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направлен не на зло, но на добро. Цитаты о труде «Лучше тот, кто трудится и имеет во всем достаток, нежели кто праздно ходит и хвалится, но нуждается в хлебе». Сир.10:30 «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена]. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». Прит.6:6-11 «Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Кол.3:23-24 «Без занятий или дел, телом совершаемых, нельзя пробыть. Только надобно обращать их во славу Божию. Мысленная сторона занята чтением, сердце – сочувствием читаемому и молитвою… а деятельная чем? Оставьте ее ни при чем – будет пустота, разленение и расслабление первых двух». свт. Феофан Затворник «Кто-то, может быть, скажет: кто же в состоянии все время мыслить о Боге и вечном блаженстве, когда всем людям приходится заботиться и о пропитании, и об одежде, и о домашнем устроении? Но Бог и не повелевает отринуть попечение о нынешней жизни, заповедав через апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес.3:10 ); да и тот же апостол говорит о самом себе: занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас ( 2Фес.3:8 ). И вот если к этому попечению, которое особо заповедал Господь, не присоединится ни скупость, ни жадность (обычные прислужницы сластолюбия), то любые труды, любые заботы должны поистине считаться праведными. Лишь бы только эти занятия не вырастали до того, что у нас не останется времени для благочестия».

http://azbyka.ru/trud-trudolyubie

Кто любит жизнь, и желает видеть благополучные дни, тот удерживай язык свой от зла, и уста свои от лукавых речей. ( 1Пет.3:10 ) Не слови шепотник, и языком твоим не уловляй; на тати бо студ есть, и зазор лукав над двоязычным. Сир.5:16–17 . В долготерпении благополучие царем: язык же мякок сокрушает кости. Притч.25:15 . На друга и на врага не поведай, и аще не будет тебе греха, не открывай: слышал ли еси слово, да умрет с тобою. Сир.19:8 и 10. Удаляйся от свара, и умалиши грехи: человек бо яр разжизает свар, и муж грешник возмятеть други, и посреди мирных вложит клевету. Сир.28:10 . 17. Истинный мудрец душой чист, со всеми в мире, во всем кроток, кому должно послушлив, ко всем милосерд, беспристрастен и нелицемерен (сл. Иак.11:1 ). 18. Кто любит наслаждаться внутренним Божиим миром, тот всякую добродетель совершает с любовию ( Кол.3:14, 15 ). Премудр сердцем приимет заповеди: непокровенный же устнама остроптевая запнется. Притч.10:8 . Гл. 4. Ст. 1. Чтобы не иметь раздоров и распрей, поступайте по духу, и похотей плотских не исполняйте ( Гал.5:16 ). Каждый заботься не о себе только, но и о пользе других. ( Флп.2:4 ) 3. Если мы не получаем от Бога, чего просим; то это значит, что не на добро просим, а на то, чтобы удовлетворить вожделениям нашим ( Мф.20:21, 22 сл.). 4. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет Божией любви ( 1Ин.2:15 ). Дружба с миром есть духовное прелюбодеяние и вражда против Бога, ревнующего о славе Своей. 4–5. Живущий в нас Дух Божий, обручив нас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор.11:2 ), ревнует о нас ревностью; и так кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5–6. Живущий в нас Дух Божий до ревности любит Бога ( Рим.8:16 ); Бог же чем более кто Его любит в себе самом, тем большую дает тому благодать. ( Рим. 8:14 ). Не гордый, а смиренный любит Бога; почему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Рим.8:14 сл.). 8. Бог не принимает нашей молитвы, если у нас и руки и сердце нечисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды.Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Прит. 29: 17 ). Учение сына Сирахова более строго. Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их ( Сир. 7:25 ). Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его ( Сир. 30:13 ). В особенности с горьким словом обращается он к тем родителям, которые любят забавлять своих детей и забавляться ими, а не учить их. Дают им излишнюю свободу и легкомысленно смотрят на порывы их легкомыслия:Лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя ( Сир. 30:9 ). Наконец, Евангелие, которое вообще, вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Святой апостол Павел пишет: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). И в другом послании: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ( Кол. 3:21 ). Таково учение священных книг о воспитании. Оно просто и немногосложно, потому что назначено не только для мудрых, но для простых. Впрочем и мудрые не унизят себя, если окажут внимание учеников сим простым урокам, потому что их преподали люди, водимые Духом Божиим. Самое простое воспитание по правилам истинного благочестия и чистой нравственности может образовать доброго гражданина царству земному, способного и к небесному гражданству. Воспитание же любомудрое, бесспорно может сделать более и совершеннее приспособить воспитываемого к достижению разных общеполезных целей. Но без сих правил самое ученое воспитание есть построение благовидного здания без прочного основания. По сим правилам просто воспитан был отрок Давид, чтобы пасти овец, но в нем открылся муж, способный пасти народ Божий, победоносный воин, царь, пророк. По сим правилам, вероятно, уже более учительно, воспитан сын царев Соломон, и явился царем премудрым, царем пророком, царем необыкновенно счастливым.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1. Втор. 5, 13 ; Лев. 18, 19 : Почитай отца твоего и матерь твою, люби ближнего твоего, как самого себя. 2. Кол. 3, 20 : Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 3. Сир. 3, 12–15 : Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 4. Сир. 7, 29 : Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? 5. Свт. Василий Великий : Благоразумные дети великую похвалу отцам воздают. 6. Свт. Григорий Богослов : Сделаешь добро, если будешь по-доброму повиноваться отцу, и даже если тебе не будет от этого никакой выгоды, награда уже в том, что ты порадовал отца. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Как раб трудись для родивших тебя, ибо что воздашь им за то, что они сделали тебе? Ведь родить снова сам себя не сможешь. 8. Отцы, не заботящиеся о благонравии и целомудрии своих детей, становятся детоубийцами и даже хуже их – настолько, насколько хуже погибель и смерть души, [чем тела]. 9. Св. Кирилл : У христиан первая добродетель – благочестие, чтобы чтить родителей, воздавая трудами родившим их, и прилагать все силы для их покоя. Но даже если и большее им воздадим, в ответ родить их мы не в силах. 10. Необходимо, чтобы дети уступали отцам; но когда подвергается гонению слово истины, да почитается Бог, и пусть Его дело побеждает естественную силу семейной любви. 11. Филон : Бога никто не может чтить достойно, но только праведно; так же и родителям мы не можем воздать равную благодарность, ведь не можем родить их в ответ. 12. Аристотель : Сыну подобает быть рабом или слугой своему отцу, ибо он по природе раб отцу, а отец – раб закону. 13. Исократ : Заботься о своих родителях так, как ты хотел бы, чтобы о тебе заботились твои дети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   Уклонися от зла: не только делом не делай зла или греха, например хищения, убийства, блуда; но бегай и всяких случаев, ведущих к греху, удаляйся от мест, лиц, вещей и всего, что может возбудить страсть и вовлечь в грех. На пути падения не ходи, и не претыкайся о камение. Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная. Отврати очи твои от жены красныя, и не назирай чуждыя доброты. Не назирай девы, да не когда соблазнишися в красоте ея. К спевающей не примешайся, да не како увязнеши в начинаниях ея. Права течения твори ногами твоими и пути твоя исправляй. Не уклонися ни на десно, ни на шуе: отврати же ногу твою от пути зла: пути бо десныя весть Господь, развращени же суть иже ошуюю (Притч. 4:25-28; Сир. 9, 4-5, 8, 32:22).    Уклонися от зла: с осторожностью веди дела свои и сношения свои с другими так устрояй, чтоб не сделать шага, который может запутать тебя в неприятности, потери и даже разорение. Будь осторожен и внимателен, ибо ты ходишь об руку с падением. Не открывай всякому человеку сердца своего, да не воздаст ти благодати ложные. При чужом не делай тайного, ибо не можешь знать, что он вынесет от тебя. Не советуйся с неразумным, ибо он не может в тайне сохранить дела твоего. Не пускайся в путь с безрассудно-смелым, чтоб не погибнуть от буйства его. Не всякого человека вводи в дом свой; ибо много козней у коварного. Остерегайся злодея; ибо он строит зло. Не верь врагу; ибо седмь змей кроется в сердце его. Ведай, что как прикасающийся смоле замарается, так сдружающийся с гордым сделается подобен ему. Но кто пожалеет о заклинателе змей, если он ужален будет? Равно и о том, кто приближается к мужу грешному и приобщается грехам его? Блюди убо время и хранися от лукавого (Сир. 4, 23, 8:18, 20-22, 11:29, 33, 12:10, 13, 13:1, 16).    Сотвори благо. Всякому доброделанию прилежи, особенно же благотвори нуждающимся. Облекися, по Апостолу, во утробы щедрот, благость, стяжи любовь (Кол. 3:12, 14) и будь ко всем благ и милосерд (Еф. 4:32). Будь, по примеру Иова, око слепым, нога хромым, отец немощным (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Благодарность родителям состоит в том, чтобы «во всяких нуждах им помогать, в старости или в болезни питать, одевать, покоить их, немощи же их прикрывать или извинять» 641 . Повиновение христианским родителям должно быть полное – по убеждению, что в лице родителей Сам Бог требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей в доме родителей. В глубокой древности слышим голос Премудрого, обращающегося к детям: всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? ( Сир.7:29–30 ). Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его ( Сир.3:7 ). Чадо! «Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя» 642 . Имея в виду эти скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всем, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость ( 1Тим.5:4 ; Еф.6:1–2 ; Кол.3:20 ). Дети не только по естеству (по кровному родству), но и по внутреннему голосу совести, по страху Божию, ради благоугождения Господу должны питать чувства любви и почитания к родителям с покорностью и послушанием 643 . Повиновение родителям, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Кто из благоугождения Господу повинуется родителям и почитает их, того не отклоняют от этого повиновения даже несправедливые действия родителей к нему, ибо, повинуясь им, он старается не им угождать, а Господу, заповедавшему: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх.20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010