Владимир Русак Скачать epub pdf Монастыри и подвижники Война со Швецией, длившаяся 21 год, принесла стране множество раненых и изувеченных. Петр I указал монастырям открыть у себя госпитали. Указом предписывалось: “Иноки должны принимать в монастыри больных солдат или уволенных от службы и неспособных к работе, а равно и других бедных; для них должны быть выстроены больницы”. Коллегия Экономии следила за выполнением этого указа. В 1721 году было издано распоряжение при приходских церквах завести богадельни. В 1723 году предписано было в храмах собирать подаяние в два кошелька, один – в пользу именно богаделен. Особенно строго это требование соблюдалось при Анне Иоанновне. Ревностью пастырей богадельни просуществовали довольно долго. При Елисавете кошельковые и свечные деньги должны были идти на бедных и училища. При Петре I усилились меры по уменьшению монастырей и монахов. Монастырскими штатами при нем число монашествующих было сильно ограничено. Пострижение было допущено только на свободные (вакантные) места, и не иначе, как после трехлетнего искуса. Мужчин дозволено постригать не ранее 30, а женщин – 50–60 лет. Новые монастыри разрешалось строить только с разрешения Синода и самого государя. Малые монастыри велено было сводить вместе, а церкви их обращать в приходские. Многие монастыри упразднялись и сами вследствие недостатка средств после отобрания их имений в ведомство Монастырского Приказа. Для улучшения внутренней жизни монастырей при Петре монашествующим был закрыт свободный выход из обителей, запрещено странствование, в монастырях ввели строгий общежительный устав с лишением всех монашествующих прав частной собственности и права делать завещания: имущество после их смерти поступало в монастырь, а имущество монастырского начальства – в Синод. В 1724 году вышел длинный Указ царя о монашестве под названием “Объявление”, в котором подробно был выяснен его взгляд на сам институт монашества и его желание сделать его полезным для общества. Простых, неученых монахов предполагалось занять на монастырских землях и разными ремеслами, монахинь – рукоделиями. Других, избранных монахов готовить к высшим церковным должностям посредством ученых занятий, для чего завести в обителях школы и ученые братства. Настоятели обязаны были давать присягу не держать в монастырях затворников и “ханжей” и не распложать “суеверий”. На места настоятелей назначать только людей, известных правительству, преимущественно из Александро-Невского монастыря в Петербурге, который должен был стать образцом для всех других монастырей. Петр обогатил и благоустроил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горка. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1690. Год утраты:приблизительно 1942 (между 1942 и 1943) Адрес: Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, д.Горка Координаты: 60.648431, 33.20151 Проезд:От Александро-Свирского монастыря (п. Старая Слобода) идёт грунтовка в южном направлении - до д.Горка 19 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До 1917 года Горский Никольский погост с прилегающей деревней Горка и другими приходскими деревнями находились в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии на правом берегу реки Свирь, близ впадения её в Ладожское озеро. Еще с дохристианских времён на западном краю д. Горка, рядом с большим Ильинским камнем (валун сохранился до нашего времени), лежащем на правом берегу реки Свирь, было священое, культовое место - языческое капище у древних жителей этого края. Согласно местной легенде, Илья-пророк, взявший на себя роль могучего славянского языческого бога Перуна, переправлялся в этом месте на камне через Свирь. В 1556 году на месте языческого капища был основан Ильинский Свирский Великорецкий мужской монастырь. Этот монастырь помимо Ильинской церкви включал в себя шатровую трехъярусную колокольню (позже перестроенную) с кладовым амбаром, монашеские келии с чуланами, амбары, конный двор, ригу с гумном и монастырский скотный двор с сараем. Самая первая церковь на этом месте, освящённая в честь Илии пророка была построена из дерева на позже середины XVI века. Из писцовой книги Обонежской пятины 1563 года: " В том же погосте Ильенские пустынки монастырь, а в нем церковь Илия пророк, а другая церковь теплая Никола Великорецкие, а в монастыре свещенник Матфей да 22 старца " . В 1690 году взамен старой в монастыре была построена новая деревянная тёплая церковь с тем же освящением и одним престолом. В 1739 году монастырь значился уже приписанным к Александро-Свирскому монастырю, а в 1764 году, после выхода Манифеста о секуляризации монастырских земель, который подписала Императрица Екатерина II, монастырь был упразнён. Его постройки и другое имущество были переданы Государственной Коллегии экономии, а фактически отданы крестьянской общине деревень Горка и Ковкиницы (сейчас она называется Ковкеницы). Ильинский монастырский храм приписывают Горскому погосту, расположенного в 400 м к востоку от стен Ильинского монастыря. В приходском Ильинском храме богослужения проходили только во время зимы, начиная от Димитриевской субботы и до дня Св. Пасхи, т.к летним храмом на погосте была Никольская церковь. В 1848 году Ильинская церковь прошла обновление - были заменены подгнившие брёвна, а сам храм " оделся " новым тёсом.

http://sobory.ru/article/?object=57767

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 лет Брянскому землячеству в Санкт-Петербурге На Благовещение прошла торжественная встреча уроженцев Брянщины в северной столице 09.04.2024 11 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены организаторами 7 апреля в Санкт-Петербурге прошла торжественная встреча уроженцев Брянщины, посвящённая 10-летию организации Брянского землячества в Санкт-Петербурге и Ленобласти «Пересвет». Открыл и вёл встречу певец, актер, Лауреат международных конкурсов Олег Усенко. Он предоставил слово члену правления землячества Александру Цыбульскому, коммерческому директору АО «Невмашэнерго», который рассказал о деятельности землячества за прошедшие 10 лет и оближайших планах на 2024 год. Александр Павлович рассказал о делах землячества, об участии уроженцев Брянщины в популяризации имён славных земляков: великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, над установкой бюста которого работает землячество, поэта Николая Мельникова, юного исполнителя Максима Трошина, учёного-экономиста Михаила Лемешева. Наиболее значимым событием стала установка в Синявино памятного знака в честь воинов-брянцев павших при обороне и прорыве блокады Ленинграда. В адрес землячества поступили поздравления, с выражением благодарности за труды от Губернатора Брянской области А.В. Богомаза, от коллег из Брянского землячества в Москве, от директора музея-усадьбы Ф.И. Тютчева в Овстуге О.М. Шейкиной, от депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Н. Ржененкова, от патриотических общественных организаций г.Клинцы Брянской области, которые были зачитаны перед собравшимися. Главный специалист отдела межнациональных отношений Санкт-Петербургского дома национальностей, с которым землячество активно сотрудничает, Анастасия Бойкова огласила приветствие директора Дома А.Н. Карлова. Затем А.П. Цыбульский и член правления землячества, заслуженный инженер РФ профессор Алексей Могильный вручили благодарственные письма членам землячества. Перед собравшимися выступил протоиерей Аркадий Петровцев, настоятель храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша, который долгие годы служил на Брянщине, а сейчас духовно окормляет землячество. Отец Аркадий поздравил собравшихся с двойным православным праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы и Крестопоклонной неделей. Он призвал не забывать наших братьев на Брянщине, которые подвергаются обстрелам от укронацистов, гибнет под бомбами и предложил к празднику Пасхи собрать подарки от земляков для прихожан храма в Суземке, который пострадал от недавнего обстрела.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/10...

Закрыть itemscope itemtype="" > Антицифровой прорыв: вице-спикер ГосДумы выступил против законопроекта о цифровых профилях 22.05.2019 1168 Время на чтение 6 минут Призывы патриотов и священноначалия Русской православной Церкви, предупреждавших об опасности строящейся на нашей глазах тотальной электронно-цифровой системы, наконец услышаны. Вчера спикер ГосДумы Вячеслав Володин объявил о создании депутатской рабочей группы по защите персональных данных россиян, а вице-спикер Петр Толстой публично разгромил идею нависшего над Россией законопроекта О цифровом профиле гражданина и всей системы сквозной идентификации граждан. Значение этого события трудно переоценить: власть впервые на таком уровне открыто прислушалась к нашим аргументам в вопросе внедрения «цифры», причем это произошло на фоне подковерной борьбы в стане самих цифровизаторов и зафиксированного на совещании у Президента по нацпроектам фактического провала проекта «Цифровая экономика». Свое выступление вице-спикер Думы начал с информирования коллег о том, что на днях в интернет были выложены и находятся в открытом доступе личные данные нескольких миллионов человек, включая членов Правительства РФ, вице-спикера ГД Александра Жукова и др. Это сведения из восьми государственных информационных систем (реестры Минфина, Минюста, Минтруда, электронные торговые площадки и др.). По мнению вице-спикера, это говорит об отсутствии защиты этих данных от иностранных спецслужб, мошенников всех мастей, и т.п. (Петр Толстой вспомнил недавнюю историю с похищением у пенсионера квартиры с помощью подделки его электронно цифровой подписи). Далее вице-спикер открыто заявил что сбор всей информации о человеке в одном файле противоречит ст. 5 Закона О персональных данных и является «крайне опасной идеей», так как «непонятно как будут решаться вопросы безопасности персональных данных, неприкосновенности частной жизни и т.п.» По мнению Петра Толстого, «любое обращение к персональным данным гражданина России может производится только с согласия самого человека, и человек не должен лишаться каких-то благ в случае если он не дает такого согласия. Мы как законодатели не имеем права давать в руки мошенников эти новые высокотехнологичные орудия преступления».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/22/antic...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Гуманитарные науки переживают методологический кризис» Доклад президента ПАНИ Алексея Воронцова на конференции «Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук» 27.03.2019 1606 Время на чтение 9 минут Как сообщалось , 22-23 марта состоялась организованная Петровской академией наук и искусств совместно с Санкт-Петербургской академией СК РФ (в помещениях которой прошли пленарное заседание и часть секций) и РГПУ им. А.И.Герцена международная научно-практическая конференция «Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук». Глубокоуважаемый Александр Иванович, глубокоуважаемые члены президиума, дорогие друзья и коллеги! Примите искренние поздравления с началом работы нашей конференции от Петровской академии и искусств, насчитывающей около 6 тысяч ученых из Санкт-Петербурга, Москвы и многих других регионов страны, а также ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии, Казахстана, Армении, Украины , Китая и Сирии. Академия объединяет ученых, представителей различных сфер науки, представителей культуры и искусства, общественных и государственных деятелей, труд которых направлен на развитие фундаментальной и прикладной науки, сохранение и улучшение качества жизни народа, обеспечение свободного творчества на благо людей, духовное возрождение и развитие России. Хочу особо отметить, что ПАНИ – общественная научная организация непартийная, но стоящая на твердых государственно-патриотических позициях. Часто можно слышать, что в России нет господствующей идеологии, и что она не нужна. По мнению ученых ПАНИ, это не так. Есть такая идеология. Это – либеральная идеология, которая пронизывает экономическую сферу, культуру и иные сферы общественной жизни. Одновременно с этим существует и идеология, основанная на православных ценностях. В свое время внимание пользователей Интернета привлекло обращение ПАНИ к верующим и неверующим в защиту канонической Православной Церкви на Украине. Вообще Православная Церковь является важным фактором развития и укрепления русского мира и русского языка.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/27/gu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный социализм как русская идея Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», 20.03.21 23.03.2021 4713 Время на чтение 8 минут I . Мои коллеги уже достаточно подробно охарактеризовали тот объект, которому посвящена наша конференция. Если быть кратким, то это – социальный строй, экономическая составляющая которого основана на идеях социализма, а идеология в основном базируется на православных ценностях. Основная цель этого строя – сохранить Россию, вытащить ее из той чудовищной ямы, в которую ее загнал навязанный нам капитализм. Предыдущие докладчики называли этот строй христианским социализмом или русским христианским социализмом. Я предпочитаю термин «православный социализм». На самом деле, конечно, речь идет об одном и том же. Просто разные названия отражают немного различный взгляд на объект. Я построю свой доклад на обсуждении смысла термина «православный социализм». Отметим, что само слово «Православие» вовсе не связано с обрядовостью или с клерикализмом, как можно было бы подумать. Православие – это старейшая ветвь христианства, та самая, которая уже более тысячи лет охраняет душу России и ведет ее народ ко Христу. И поскольку именно русский народ является государствообразующим для России – огромной, великой Империи, то название его религии – «ПРАВОСЛАВИЕ» – и отражено в нашем термине. И все последнее время окормлением русского народа занимается самая большая из Православных Церквей – Русская Православная Церковь, и я, будучи ее членом, уверен, что только через взаимодействие с РПЦ возможно созидание православного социализма. Но сегодня просто верности христианству мало. Силы зла начали последнюю яростную атаку на Россию, и поэтому каждый русский человек, кроме исповедания Православия, должен делать все возможное для того, чтобы Россия не только вылезла из чудовищной ямы, но и преобразилась настолько, чтобы стать светочем для всего мира. А для этого необходимо взглянуть на мир духовными очами. И мы сразу увидим страшный общественный грех – грех мамонизма, захвативший весь мир и в особенности нынешнюю Россию. Мамонизм означает, что денежно-рыночные отношения стали главным содержанием жизни человечества. Буквально все продается и все покупается. Эти отношения носят не только антихристианский характер, но и вообще характер богоборческий, ибо человечество вместо Бога поклоняется мамоне. Противостоять этому и призван православный социализм. И противостоять не только духовно, но и экономически.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский путь глазами практика Выступление на Шестых Калязинских чтениях 26.02.2019 800 Время на чтение 11 минут 20 – 21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: « Ой, не время нынче спать, православные ». Первым на мероприятии выступил руководитель Калязинского района Тверской области, член ЦС МОО «Русское Собрание» Константин Геннадьевич Ильин. Предлагаем вниманию его доклад в тезисном виде. Дорогие честные отцы, коллеги, единомышленники! Я рад приветствовать всех вас на Калязинской земле на шестой выездной конференции Русского Собрания. Благодарю Анатолия Дмитриевича Степанова за оказанное доверие проводить эти мероприятия именно в Калязине. Сотрудничество, которое мы начали шесть лет назад, принесло немало положительных плодов и знакомств. Эти встречи стали доброй традицией для нашего района, что мы, конечно же, почитаем за честь. Благодарю также всех, кто приезжает к нам из разных городов, высказывает свою позицию, делится опытом. Это и есть символ единства, когда мы собираемся, чтобы поговорить на общие важные темы. Наша общая задача - вносить свой вклад в дело единения, сплочения многонационального народа Святой Руси, без чего нам невозможно противостоять вызовам и угрозам современности и мировым силам зла, стремящимся уничтожить Россию. Каждый год в своих выступлениях я останавливаюсь на тех проблемных и острых моментах в нашей действительности. Это проблемы в экономике и жизнеустройстве, местном самоуправлении, развитии сельских территорий, воспитании молодого поколения. Сегодняшнее своё выступление я снова хочу посвятить некоторым вопросам практического взгляда на Русский путь нашей Отчизны. 1. Россия идет своим путем. Будет ли осуществляться русский путь, « Москва – Третий Рим»? А не либеральный путь на задворках так называемой «мировой цивилизации» с их «правами человека», погружающих мир все глубже в катастрофу. Политически это зависит от федеральных органов власти, а также - от силы выражения мнения общественности по всей стране. На всех предыдущих пяти Калязинских чтениях мы, по большому счету, только об этом и говорили. То, что происходит сегодня в мире, России и с нами - это промысел Божий. Несмотря на века грехопадения, огромное зло, которое есть, Бог ещё терпит нас, испытывает. По замыслу сил зла, Россия должна была погибнуть во времена Смуты, нашествия Наполеона, после революции 1917 года и гражданской войны, после Великой Отечественной войны, после либеральных преобразований 90-х годов ХХ века. Но благодаря милости Божией и заступничеству Пресвятой Богородицы и сонма святых, земля Русская живёт.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/26/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ученый и священник На 81 году жизни скончался заслуженный деятель науки России, профессор протоиерей Александр Половинкин 29.01.2018 928 Время на чтение 4 минуты В воскресенье, 28 января, в 10:00 утра на 81 году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался заслуженный деятель науки России, доктор технических наук, профессор протоиерей Александр Иванович Половинкин . Редакция «Русской народной линии» выражает соболезнования родным, близким, соратникам новопреставленного пастыря. Да упокоит Господь душу раба Своего в селениях праведных. Прощание состоится 31 января в 15:00 в высотном корпусе Волгоградского государственного технического университета, а 1 февраля в 12:00 пройдет панихида в Казанском кафедральном соборе Волгограда, сообщает сайт вуза . Настоятель Казанского кафедрального собора города Волгограда протоиерей Вячеслав Жебелев в интервью «В1.ру» сказал: «Я всегда восхищался отцом Александром. Ученый, профессор и любимый горожанами священник, который основал приход храма Рождества Христова. У него был научный склад ума и удивительное видение Православия сквозь призму своей прошлой работы». По словам волгоградских священников, отец Александр, как никто другой, умел говорить о религии с опытными преподавателями и заядлыми скептиками. «В том, что ученый стал священником, нет ничего удивительного, — убежден отец Вячеслав Жебелев. — Вера и знания — две сестры, которые тянутся к единению. Соприкоснувшись с православием, отец Александр развеял все свои сомнения, которые одолевали его как ученого. И потом он помогал развеять эти же сомнения своим прежним коллегами из технического университета. Кстати, он продолжил преподавать в ВолгГТУ. Только вместо технических предметов он говорил со студентами об основах православной культуры. И, знаете, его хотелось слушать и слышать». Давний соратник покойного, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН, кандидат технических наук, доцент Леонтий Михайлович Миронов в связи с 80-летием отца Александра отмечал : «Пример отца Александра показывает, что нет никого противоречия между наукой и религией. Православным человеком может быть высокообразованный ученый. Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что наука и религия " в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет " . Протоиерей Александр Половинкин подтвердил высказывание М.В.Ломоносова.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/29/uc...

Кострома. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Главный соборный храм в честь Успения Божией Матери с приделом св. вмч. Федора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярослав. Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского собора стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год княжения Василия). В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем изнутри и извне, настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в., но не есть вид первоначального его состояния. В конце XVIII столетия, после пожара 18 мая 1773 г., Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из Государственной коллегии экономии 12000 руб. Это последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Федора Стратилата устроен в XVII в. по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 г., а ранее, по предположению, престол во имя Федора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 г. Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Древнее предание относит время построения каменного Успенского собора к XIII веку, когда удельный костромской князь Василий Ярославович (младший брат святого равноапостольного князя Александра Невского) стал великим князем владимирским. Как писал в начале XX века историк П.С.Троицкий, «к устроению нового каменного дорогого храма (каменные храмы были тогда очень редки) условия благоприятствовали князю как нельзя лучше.

http://sobory.ru/article/?object=23506

Лаппеенранта. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Суворовская Покровская церковь в Вильманстранде Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь в г. Лаппеенранта - самая старая православная церковь в Финляндии. Когда в 1741 г. русские войска взяли Вильманстранд (Лаппеенранта), расположенный на южном берегу Сайменского озера, гарнизоном в крепости был оставлен Владимирский пехотный полк. Выборгский губернатор кн. Ю. Репнин испросил у Императрицы Елизаветы Петровны разрешения переделать существовавшую в крепости шведскую кирку в православную церковь и выделить необходимые для это деньги. Дело, однако, затянулось, и Владимирский полк на свои средства решил построить в крепости небольшую деревянную церковь, освященную в 1744 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1775 г. архитектор Коллегии экономии Карл Паульсен подал смету на 6 823 руб. на постройку нового храма, но деньги снова выделены не были. К этому времени население крепости значительно увеличилось: в 1769 г. в ней значилось 302 человека в гарнизоне и 113 гражданских лиц. Здесь стояли две роты Фридрихсгамского гарнизонного полка, артиллерийская, инженерная и провиантская команды. 14 ноября 1747 г. в крепости, в семье гевальдигера (офицера военной полиции) родился будущий драматург Александр Петрович Сумароков. В 1805 г. в городе уже жило 1400 военных и 200 гражданских лиц. В 1780 г. Императрица Екатерина II утвердила план застройки в Вильманстрандской крепости, по которому намечалось и сооружение новой каменной церкви вместо обветшавшей деревянной. Ее заложили только в 1782 г. на юго-восточной стороне крепости. Кто автор проекта, установить не удалось. Строительство шло три года, и на храм было истрачено 4 тыс. руб. Его освящение состоялось 26 августа 1785 г., в день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. Чин освящения совершил о. Стефан Васильев. На торжестве освящения храма присутствовали генерал-поручик К.Х. Гюнцель, выборгский губернатор и местный комендант полковник Барбот де Марии. Храм был построен на казенные средства. Существует предание, будто его строителем был русский полководец граф А.В. Суворов-Рымникский, но это не соответствует действительности. Суворов посещал церковь во время пребывания в Финляндии в 1773, 1791-1792, 1795 гг. молился и читал Апостол. Согласно достоверному источнику, он изготовил своими руками аналой для церкви и пожертвовал икону двунадесятых праздников. Судьба этих вещей неизвестна. Здание возведено из кирпича на фундаменте, сделанном из неотесанного гранита. Постройка производилась под наблюдением командующего Старо-Финляндского инженерного округа генерал-майора Алексея Тучкова. Строительный материал подвозили по Сайменскому озеру. На колокольне висели пять колоколов, из которых самый большой был весом в 85 пудов (1,5 тонны).

http://sobory.ru/article/?object=07721

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010