Аланы-осетины не стали исключением. В дохристианский период у алан, возможно, существовал определенный образ небожителя, созвучный святому Георгию, особо почитаемый воинами. Создатели собственной блестящей воинской культуры увидели в святом Георгии образ идеального воина. Отсюда и проистекает своего рода специализированное почитание Уастырджи: его покровительства искали аланские воины, образом жизни которых был балц (поход). Схожая ситуация наблюдалась в рыцарской среде средневековой Европы. Другими словами, Уастырджи (святой Георгий) воплотил в себе культурно-исторические особенности аланского восприятия. По авторитетному мнению видного осетинского этнолога Вилена Уарзиати, почитание святого Георгия – Уастырджи/Уасгерги (дигорский диалект) восходит к временам проповеди равноапостольной Нины (IV в.). Проповедуя учение Христа среди иберов и алан, святая Нина упоминала и своего родственника – великомученика Георгия и ввела обычай отмечать дни памяти колесования святого в 20-х числах ноября. В Грузии праздник Горгоба (груз.) отмечается с IV века. Позже этот праздник получил распростарнение и среди ближайших соседей – иберов, алан – под названием Джеоргоба/Георгоба. В данном случае имеет место чисто кавказский христианский праздник. В Греческой и Русской Церквах отмечается не день колесования, а день усекновения главы святого Георгия – 23 апреля по старому стилю. Всенародное почитание святого Георгия усилилось в период массового обращения алан в Православие в начале Х века, когда аланские цари провозгласили христианство государственной религией. В это время была создана Аланская митрополия в составе Константинопольского патриархата и крупные религиозные центры, о значительности которых говорят древние аланские храмы в Нижнем Архызе (нынешняя территория Карачаево-Черкессии). Гибель Аланского государства под натиском татаро-монгол в XIII веке, истребление большей части населения, разорение городских центров вынудило алан отступить в горные ущелья. В течение последующих четырех веков остатки алан были вынуждены выживать в тяжелейших условиях изоляции, по мере сил сохраняя наследие предков. В то время в народе, лишенном национального священства и церковного окормления, укореняются религиозные верования, представляющий собой сплав христианских догматов и традиций и древних и новых народных обрядов. Естественно, в ходе этого процесса менялись образы многих христианских святых и укоренившиеся в период христианизации Алании традиции и представления. Стал искажаться и образ святого Георгия. Именно тогда Уастырджи – святой Георгий стал почитаться в образе седобородого старца (олицетворение мудрости и многоопытности, без которых трудно выжить в условиях горных ущелий).

http://pravoslavie.ru/43361.html

– Почему люди так тянутся к преподобному Гавриилу? – Для нас это образ человека, который и в советское время открыто исповедовал Христа. И еще – святого, близкого к народу. К нему любой мог подойти – хотя, конечно, можно было от него и «получить»: он мог обличить, очень не любил, когда его хвалили, начинал ругаться. – А для вас что главное в преподобном Гаврииле? – Смирение, с которым он сумел принять благословение Божие на то, чтобы навсегда прослыть сумасшедшим ради того, чтобы говорить о вере. Это очень непросто. И конечно, любовь, которая всегда жила в его сердце. – У вас на приходе бывали случаи чудесной помощи преподобного Гавриила? – Отец Гавриил – великий предстатель. Например, сейчас, во время СВО, одна женщина рассказала, что она молится преподобному Гавриилу о своем сыне, который находится на фронте, – и много раз ему приходила помощь, причем, что интересно, через грузин. Преподобный посылал ему на помощь своих соотечественников. – У Грузинской Православной Церкви есть свои, очень интересные праздники. Расскажите о них вкратце, пожалуйста. – Многие знают, что в Грузии по-особому почитают великомученика Георгия Победоносца – потому что он приходится родственником равноапостольной Нине. Она и принесла его почитание в Грузию. И вот, в Грузии есть праздник 23 ноября – в честь начала страданий святого Георгия, его колесования. Это была самая страшная мука. После этого его еще длительное время держали в темнице и казнили только 6 мая – в день, когда память этого великомученика чтят во всем православном мире. Месяц ноябрь на старогрузинском даже так и называется – «Месяц святого Георгия». 1 июня грузины празднуют день входа в их страну равноапостольной Нины . 12 мая отмечают день входа в Грузию апостола Андрея Первозванного. 22 мая у нас день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, а у них празднуется еще и память преподобных Шио Мгвимского и Иоанна Зеданзийского – отцов, которые пришли в Грузию из Сирии в VI веке и укрепили страну в вере. Монастырь Преподобного Шио находится недалеко от Мцхеты – на горе напротив нее, эта гора так и называется – Зедазени. Я там бывал. На горе очень тихо. Внизу шумит шоссе, а там – словно и нет суетного мира. И там, на горе, есть колодец. В обычное время вода в нем находится далеко внизу, а 22 мая она чудесным образом поднимается почти до краев.

http://pravoslavie.ru/157605.html

Наряду с Патриархом Павлом епископ Артемий оставил самые глубокие следы в жизни многострадальных краёв Рашской области и отторгнутых от Сербии Косова и Метохии. Самозабвенным святительским трудом он возродил уже было угасшую монашескую жизнь в обителях этих краёв. В самые тяжелые для сербского народа Косова и Метохии дни он оставался тем якорем, который спасал сербскую ладью от смертоносных штормов, принесённых северо-западным ветром. Епископ Артемий был не только духовным чадом святого Иустина, но и духовным отцом святого Харитона. Но умер, увы, в расколе... Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Он промыслительно преставился 21 ноября --на великий Михайлов день, а похоронен 23 ноября -- на Память мученического колесования Великомученика и Победоносца Георгия Скончался епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич), отлученный Сербской патриархией Известный сербский патролог, отлученный от Сербской патриархии епископ Рашко-Призренский в изгнании Артемий (Радославлевич) скончался 21 ноября, в день Собора небесных сил бесплотных, на 86-м году жизни в монастыре Новая Никея в Леличе, городское поселение Валево, в Сербии, сообщает корреспондент Портала " Credo.Press " . Официальная причина смерти пока не установлена. Его погребение состоится в монастыре Новая Никея 23 ноября. Епископ Артемий отделился от Сербского патриархата в 2010 году, причем одной из основных причин своего решения назвал " отпадение патриархата в ересь экуменизма " . В одном из своих интервью епископ Артемий говорил: «Экуменизм – это одна из серьёзных причин моего несогласия, расхождения или, скажу, «моего непослушания» Синоду, потому что я никогда не воспринимал дух экуменизма. Экуменизм, по словам св. о. Иустина, есть всеересь. То есть все предшествующие ереси воплощены в экуменизме. Контакты с экуменистами… - это тайное предательство Православия и святосаввской традиции.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/ne...

Автор «Российских вестей» Игорь Хохлов в материале «Русское православие прирастает западом» рассказывает о тех трудностях и неожиданностях, которые возникали в ходе переговоров, отмечая в конце материала: «Очевидно, на пути интеграции мы увидим еще немало препон, организованных теми, кого не устраивает усиление единой Русской Православной Церкви, а вместе с ней – России». «Воссоединение Зарубежной церкви с Московским патриархатом может произойти в близком будущем» , - сообщает со ссылкой на  слова главы отдела внешних связей Московского патриархата митрополита Кирилла «Интерфакс». Другой темой прошлой недели, обсуждаемой в СМИ, стала ситуация в Грузии, а  также визит в Россию Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. На сайте «Русской православной Церкви» опубликовано обращение Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Илии II , сделанное им в связи с ситуацией в республике. Он призвал людей ни в коем случае не применять оружие: «Надо помнить, что люди, которые применят оружие против наших братьев и сестер, в ответе перед Господом и народом». Обращение Предстоятеля Грузинской Православной Церкви прозвучало накануне одного из наиболее почитаемых праздников Грузии - Гиоргобы - воспоминания колесования святого великомученика Георгия Победоносца. Во время своего визита в Россию Католикос-Патриарх Илия II говорил о том, что он уверен в  «неразрывности духовно-исторического единства России и Грузии». «Верующие обеих стран остаются и будут пребывать в неразрывном духовно-историческом единстве как чада Вселенского Православия, которых связывают многовековая дружба и общая вера», - сказал патриарх Илия Второй. По мнению автора газеты «Время новостей» Кирилла Василенко, высказанного им в материале «С Божьей помощью» , «выстраивать отношения с новым руководством Грузии Кремль собирается, используя, в том числе и братство по вере, объединяющее Русскую и Грузинскую православные церкви». Также автор отмечает, что «в итоговом коммюнике вчерашнего совещания особо подчеркивается готовность патриархов христианских церквей и главы мусульман Азербайджана и в дальнейшем использовать свое влияние для решения конфликтных ситуаций, ради того, чтобы «направить развитие народов в мирное русло».

http://pravoslavie.ru/4865.html

Убранство храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах На Светлой седмице, во вторник, одновременно с праздником в честь Иверской иконы Божией Матери , совершается память 6000 гареджийских монахов, пострадавших от персов. А в праздник Покрова, 14 октября, в Грузии чтут память Хитона Господня и Столпа Животворящего. Мы знаем, что Хитон Господень был скрыт в земле. Иудейский священник Элиоз выкупил его у распявших Господа воинов и привез в Грузию. Сестра Элиоза, святая Сидония, взяла хитон, прижала его к груди – и сердце ее не выдержало рассказа о страданиях Христа, она скончалась. По Промыслу Божию руки ее так и не смогли разжать, и Сидонию похоронили вместе с хитоном. На этом месте вырос кедр, он стал мироточить, начали происходить исцеления, и из него сделали колонну храма Двенадцати апостолов, который построили на этом месте во времена святой Нины. Сейчас можно увидеть, что колонна эта не доходит до свода храма – потому что древний храм был значительно меньше, чем существующий ныне. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии, праздник в честь него – один из наиболее почитаемых в грузинском церковном календаре. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии – Убранство вашего храма несет на себе черты грузинского национального искусства? – Конечно. В частности, росписи, которые начали делать еще в 1996-м году, а закончили в 2000-м. Расписывал молодой художник Лаша Кинцурашвили, выпускник Тбилисской Художественной Академии. Это был очень большой труд: он старался объединить историю русской и грузинской святости. Поэтому в центральной части храма у нас написаны традиционные сюжеты, в частности, вселенские святители – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, святитель Николай. В задней части, возле клиросов, изображены по три наиболее почитаемых русских и грузинских преподобных подвижника: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский и Иоанн Зеданзийский, Давид Гареджийский и Шио Мгвимский. Фрески в западной части нашего храма посвящены святым Грузии. На правом столпе – благоверные грузинские Цари Давид Строитель, Вахтанг Горгосал, на левом – благоверные грузинские Царицы: святая Тамара, великомученицы Кетеван и Шушаник. С левой стороны столпа, наверху, мы видим колесование великомученика Георгия и сцены из его жития. Всего не описать. Приходите в наш храм и смотрите, будем рады!

http://pravoslavie.ru/157605.html

Скачать epub pdf Содержание От издательства Глава 1 Что такое вера Изгнание Адама из рая О молитве Тайна приближения к Богу Сокровище, которое всегда при нас Вращение духовных сфер Пост и его значение Монашество: искание Божественной красоты О грехе блуда Демоны и человеческая гордыня О прелести Можно ли верить снам? Особенности религиозного мышления Востока и Запада Ответы на вопросы Глава 2 Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) Вознесение Господне Пятидесятница Преображение (6/19 августа) Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) Колесование святого великомученика Георгия Каппадокийского Победоносца (10/23 ноября) Икона «Слава Грузинской Католикосской Церкви» Глава 3 О секуляризации церкви Христианство и современная культура О храме Венеры на Голгофе Христианство и национальность Церковь – единый народ Религия и национальное самосознание О фанатизме Психология раскола Что такое икона Откровение в красках Окно в вечность Об иконе и абстрактном искусстве Христианство и модернизм О церковном языке Церковь и наука О дарвинизме Об эволюции и кумранском календаре Календарный вопрос Икона времени Включение космоса в вечность Жажда реформ Глава 4 Оккультная агрессия Антропософия (штайнеризм): кушанье из отбросов Астрология и Православие О грехе проклятия Об иных цивилизациях и о «летающих тарелках»     От издательства «Мы живем в сложное время», – говорит автор этой книги архимандрит Рафаил. И с этим трудно не согласиться. Сложное – потому, что мир, окружающий нас, переживает стремительные перемены; мы слышим о «новом порядке» и всеобщем благоденствии, которые должны вот-вот воцариться в нем, но видим вопиющую несправедливость, льющуюся кровь и страдания невинных людей. Сложное – потому, что в этом мире очень трудно стало жить православному христианину, да и не только христианину, но и любому человеку, обладающему определенными нравственными ценностями и желающему их сохранить. Соблазны вокруг нас умножились и умножаются, превращаясь в общий и, пожалуй, преобладающий фон нашей жизни. Их стало так много, что порой кажется, будто вся современная действительность из них одних и состоит. Примеров же благочестия и праведности – напротив, все меньше и меньше; по крайней мере, они настолько сокровенны от глаз людских, что в мире, в общественной жизни их, можно сказать, попросту нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Церкви очолив з нагоди свята в московському великомученика 24 листопада 2020 р. 15:47 23 ноября Православная Церковь воспоминает колесование святого великомученика Георгия Победоносца. В Грузии этот праздник — «Гиоргоба» — отмечается особенно торжественно. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла праздничную Божественную литургию в московском храме святого великомученика Георгия в Грузинах, где духовно окормляется грузинская православная диаспора, возглавил митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай. Архипастырю сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма святой великомученицы Екатерины на Всполье  г. Москвы протоиерей Даниил Андреюк , настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, клирики Первопрестольного града. В этот день московская грузинская община отметила 270-ю годовщину освящения первоначального Георгиевского храма в Грузинской слободе, основанной царем Вахтангом VI. На Литургии звучали молитвословия на церковнославянском и грузинском языках. По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма. Затем митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай обратился к присутствующим со словом проповеди, в которой призвал верующих быть активными слушателями Священного Писания и житий святых. Он предложил задаться вопросом, в чем причина особого почитания святого великомученика Георгия в Грузинской и Русской Православных Церквях. «Главное здесь — свидетельство, — отметил владыка. — Великомученик Георгий неустанно свидетельствовал о Христе, любой ценой, и это свидетельство побеждало смерть и несло в себе силу воскресения».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5724718...

Владыка Зосима также совершил литию по последнему осетинскому монарху Багатару, который, по мнению историков, погребен в Нузальском храме. Багатар прилагал огромные усилия для сплочения народа и возрождения аланской государственности после монголо-татарского нашествия и погиб в 1306 году. «Печально, что этот исторический храм находится в таком неухоженном виде. Это же усыпальница осетинских царей, которая должна стать местом поклонения жителей Осетии. Эту святыню должны посещать паломники, о ней должны рассказывать и в России, и за ее пределами. Вот здесь-то и была бы бесценна помощь меценатов, готовых не на словах, а на деле подтвердить свою обеспокоенность судьбой национальной культуры, проблемой сохранения для будущих поколений Осетии неповторимых памятников истории и искусства», — заявил архиепископ Зосима. 20 ноября в зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова прошли пленарное заседание и два круглых стола. Участие в форуме приняли государственные и общественные деятели, священнослужители, представители творческой и научной интеллигенции Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Дагестан. Открывая Свято-Георгиевские чтения, архиепископ Зосима поздравил присутствующих с национальным религиозным праздником Джеоргуыба — воспоминанием Колесования святого великомученика Георгия Победоносца, которое совершается на этой неделе. Архипастырь призвал участников форума поговорить о месте христианства в жизни народов Северного Кавказа, о влиянии Православия на их культуру и традиции, о настоящем и будущем веры Христовой в этом регионе России. «Свидетельством многовекового присутствия христианства в Северо-Кавказском регионе являются древние православные храмы Осетии, Ингушетии, Дагестана. Сохранение этих храмов, других замечательных памятников духовной и материальной культуры народов Кавказа — вопрос национальной безопасности, и Церковь готова активно сотрудничать в этой сфере с государством и обществом», — подчеркнул владыка Зосима.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2615935...

Во Владикавказе состоялись II Свято-Георгиевские чтения «Православие. Этнос. Культура» 24 ноября 2013 г. 14:10 19 ноября 2013 года в зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова прошли II Свято-Георгиевские епархиальные чтения «Православие. Этнос. Культура». Форум состоялся по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы в рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании. Накануне участники Чтений посетили средневековый храм в селении Нузал, где владыка Зосима возглавил молебен. Участие в пленарном заседании приняли государственные и общественные деятели, священнослужители, представители творческой и научной интеллигенции Республики Северная Осетия-Алания, Республики Южная Осетия и регионов России. Почетным гостем форума стал хранитель ключей Храма Гроба Господня в Иерусалиме шейх Ваджих Нусейбе, посетивший Северную Осетию с миротворческим визитом. Основными темами конференции в этом году стали жизнь и деятельность подвижников благочестия в Алании и на Руси и вопросы перевода Священного Писания и богослужебных книг на осетинский язык. Открывая Чтения, архиепископ Зосима поздравил присутствующих с национальным праздником Джеоргуыба — воспоминанием Колесования святого великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым на этой неделе. С приветственными словами выступили первый заместитель председателя Парламента РСО-А С.М. Кесаев и министр по вопросам национальных отношений РСО-А С.М. Фраев, а также генеральный директор ООО «Московское агентство недвижимости» С.С. Жидаев, при поддержке которого были организованы Чтения. Выступление основных докладчиков предварил премьерный показ документального фильма о культуре осетинского народа «Фыдлты фндаг» («Путь предков») . Картина (автор — Михаил Мамиев, режиссер — Зита Хаутова, оператор и монтажер — Игорь Кусов) была создана при поддержке Владикавказской епархии по благословению архиепископа Зосимы и посвящена предстоящему юбилею — 1100-летию Крещения Алании. Темой доклада старшего научного сотрудника Института истории и археологии РСО-А Т.К. Салбиева стал «Традиционный осетинский календарь и космологические представления осетин».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Через страдания к победе Архимандрит Рафаил (Карелин) о почитании святого Георгия Победоносца в Грузии 10/23 ноября Грузинская Православная Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца , вспоминая его колесование. Отношение к святому Георгию в Грузии особое. О том, почему именно этого святого Грузия избрала своим Небесным покровителем, как хранят здесь память его, как почитание святого Георгия повлияло на менталитет и мировоззрение грузинского народа, мы беседуем с архимандритом Рафаилом (Карелиным) . Великомученик Георгий – По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий стал покровителем этой страны? – Согласно древнему преданию, святой великомученик Георгий был двоюродным братом святой равноапостольной Нины , и она первой учредила почитание своего брата в новопросвещенной стране (начало IV столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия – одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени – Нина и Георгий – в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию Святой Георгий издавна считается Небесным покровителем Грузии . Его имя – самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа, и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников. Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу.

http://pravoslavie.ru/87984.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010