97 Это был праздник суккот (кущей). Вначале он был праздником урожайного цикла, праздновался семь дней после уборки урожая. Затем иудейское жречество придало ему иное символическое значение. Праздник был связан с преданиями об исходе евреев из Египта, по которым странствовавшие по пустыне евреи жили в шатрах. В последний день праздника совершается торжественное богослужение (этот день называется «радость Торы»). 102 Рафия – приморский город на юго-западе; Газа – древний филистимский город, часто упоминаемый в Библии; Анфедон – приморский город к северу от Газы. (Перев.) 103 По «Иудейским древностям» (XIII, 13, 5), восстание началось в праздник суккот, когда Александр Яннай в Иерусалимском храме был забросан лимонами возмущенным народом. Очевидно, причиной этого восстания (как и последующего) послужил все увеличивавшийся налоговый гнет, связанный с широкой завоевательной политикой этого иудейского царя. Неудачи в ней привели в дальнейшем к еще более мощному народному восстанию. 106 Антиох XII Дионис (87–84 гг. до н.э.) вовсе не был последним из Селевкидов. После него правил еще Антиох XIII Азиатский. 64 год до н.э. был датой окончательного покорения Селевкидского государства римлянами. 108 Птолемей, сын Менная, был тираном Халкиды (области в Келесирии), Арета был правителем набатеев, обитавших к востоку от Иордана. 112 По Страбону (География, XVI, 749), Тигран II увез с собой в качестве пленницы Клеопатру, дочь Птолемея Фискона, и затем казнил ее. Клеопатра была замужем за несколькими из последних селевкидских царей. Римский полководец Лукулл вторгся в Армению после разгрома им Митридата Понтийского, которому Тигран II предоставил убежище. 114 Идумея находилась к югу от Иудеи. В результате завоеваний Иоханана Гиркана идумеяне (эдомиты) были иудаизированы, им были навязаны еврейские религиозные законы. 116 Гней Помпеи (106–48 гг. до н.э.) к этому времени приобрел в Риме репутацию выдающегося полководца. Он подавил восстание Сертория в Испании, участвовал в подавлении восстания Спартака, всего за 40 дней очистил Средиземное море от пиратов, разгромил понтийского царя Митридата VI Евпатора, подчинил Риму правителя Армении Тиграна II. В результате его завоеваний на востоке в римские провинции были превращены Понт, Вифиния и Сирия, а Армения признала вассальную зависимость от Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 По-видимому, в горах находились крестьянские повстанцы, выступившие против богатых землевладельцев. Это вполне могли быть остатки повстанческих отрядов, разгромленных Антиохом IV в 168 г. до н.э. Выступление же Маттафии относится к 167 г. до н.э., в целом же Маккавейская война охватывает период с 167 до 142 г. до н.э. 57 Первый политический союз Иудеи с Римом был заключен в 161 г. до н.э., незадолго до гибели Иуды Маккавея. Договор не предусматривал прямой военной помощи каждой из договаривавшихся сторон в случае нападения на одну из них. Его условия оговаривали, главным образом, отказ от всякой помощи (продовольствием, деньгами, оружием, кораблями) тому, кто будет вести войну с Иудеей либо с Римом. Непосредственный практический эффект договора был невелик, чего нельзя сказать о его политическом значении – ведь само заключение такого договора означало признание Иудеи независимой от Селевкидов. Гораздо более существенную роль в победе Маккавеев сыграло другое важное обстоятельство – распад Селевкидского государства, по существу начавшийся после смерти Антиоха IV. 58 Антиох IV сам не участвовал в этом походе. Армию возглавили полководцы Лисий и Горгий, а Антиох IV двинулся в поход на восток, во время которого и скончался. 59 Это произошло в декабре 165 г. до н.э. В честь очищения храма и его торжественного освящения Иудой Маккавеем появился праздник «ханукка» – обновление. 60 Антиох V Евпатор стал царем в 9-летнем возрасте. Время его правления – 163–162 гг. до н.э. Малолетний царь был убит своим двоюродным братом Деметрием, который правил в Селевкидском государстве со 162 по 150 г. до н.э. 61 В [Первой] Маккавейской книге показаны другие цифры, а именно: 100000 пехоты, 20000 всадников и 32 слона. (Перев.) 66 Лисий обладал огромным превосходством в силах над иудейским войском. Но воспользоваться плодами победы при Бет-Цуре ему помешала осложнившаяся борьба за власть в державе Селевкидов. Опекуном малолетнего Антиоха V стал Филипп, хотя Лисий сам претендовал на регентство. Обеспокоенный тем, что Филипп стал стягивать верные ему войска к Антиохии, Лисий поспешил заключить с иудейскими повстанцами мир, который даровал им свободу в религиозных делах, и двинулся в Антиохию. Однако борьба за власть закончилась победой Деметрия Сотера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

916 Мыс Криу Метопон (по-греч. букв. «Бараний Лоб») отождествляется с совр. мысом Ай-Тодор на южном побережье Крыма. 919 Имеется в виду один из крупнейших греческих городов Северного Причерноморья Херсонес Таврический, расположенный на окраине совр. Севастополя. 920 Легенда об основании Херсонеса Дианой (Артемидой) имеет своим истоком миф о перенесении Артемидой в страну тавров Ифигении, дочери царя Агамемнона, – миф, ставший особенно известным по драме Еврипида «Ифигения в Тавриде». 922 Римская миля равна около 1,5 км, таким образом пять миль составляют около 7,5 км. Действительная ширина Перекопского перешейка в его самом узком месте равна ок. 7 км, что близко указанной Мелой величине. 923 Название Тафры происходит от греческого слова τρος («ров») и представляет собой отзвук рассказанной Геродотом легенды о рве, вырытом на Перекопском перешейке рабами скифов, ушедших в поход в Малую Азию (см.: Her. IV, 1–4). 924 Каркинитский (или Керкинитский) залив в Северо-Западном Крыму сохранил свое название до наших дней. 925 Каркина часто отождествляется с упоминаемыми здесь же городами Каркинитида и Керкинитида и локализуется в районе совр. г. Евпатория. 926 Отождествление рек Герр, Гипакарес и Пантикап, упомянутых еще Геродотом (IV, 54–56), вызывает большие трудности (подробнее о попытках их идентификации см.: Доватур и др. 1982. С. 285–292). 927 Название басилиды отражает Геродотов эпитет одного из скифских племен – «царских скифов» (IV, 20). 928 Так же без перевода Мела передает геродотову характеристику других скифских племен – скифов-кочевников (IV, 19: νομδες Σκθαι). 929 Имеется в виду Гилея (букв. «Полесье») – по Геродоту (IV, 9; 19; 54; 55; 76), лесистая местность вдоль побережья Черного моря к востоку от Борисфена-Днепра. 931 Имеется в виду современная Тендровская коса в северной части Керкинитского залива, в настоящее время ставшая островом (см. о Тендровской косе новейшее исследование: Der Achilleus-Kult 2006. S. 89–109; 209–215 и passim). 932 Борисфеном в античности называли совр. реку Днепр. Описание Мелы довольно точно соответствует описанию Борисфена у Геродота (IV, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но особенно ревностно соблюдаются жидовствующими субботний день, этот важнейший пункт их религиозного почитании, в котором они видят чуть ли не главное средство к достижению спасения и который, без сомнения, служит одною из важнейших причин упорного пребывания их в жидовстве и отрицательного отношения к христианству, даже при ясном сознании неизмеримого превосходства учения Христа, сравнительно с законодательством Моисея. Насколько ревностны жидовствующие, особенно караимы, к сохранению субботнего покоя, показывают хотя бы такие, наблюдавшиеся мною в Ставропольской епархии, факты: если жидовствующего застигает в пути в пятницу заход солнца, он распрягает лошадей и ночует, даже в холодную погоду, в степи, хотя бы до села или станицы оставалось проехать меньше версты. Весь, можно сказать, смысл религии и культа жидовствующих заключается в почитании ими субботы, вместе со всеми относящимися к ней обрядами и предписаниями Пятикнижия. Жидовствующие обоих толков на косяках дверей пишут слова Втор.6:4–10 и Втор.11:13–22 . Во время молитвы жидовствующие-талмудисты, подобно евреям, надевают на левую руку «тефелин» – филактерий, в виде ременного футлярчика и «талес» – длинную накидку; у талмудистов «талес» шерстяной, белый, с черными по краям полосами, а у караимов – такой же белый, но без полос. К жилету, называемому «рясны», жидовствующие, как и евреи, прикрепляют «цицис», т е. висящие шелковые шнуры. Должностные лица у жидовствующих следующие: Габай – староста церковный (выборный). Кантор (на жаловании), Шамош – служители и сторожа, которые зажигают огонь, подметают, Шехеды, или Шейххады – резники. У караимов, как мы уже говорили, их нет; каждый может сам резать животное или птицу. Канторы и наставники у караимов толкуют св. Писание, совершают требы и имеют те же права, что раввины у талмудистов. Меламеды – учителя у талмудистов, особенно по древнееврейскому языку. Жидовствующие караимы подчиняются в делах веры «гахаму», живущему в Евпатории, а талмудисты охотно приглашают к себе совершать богослужение и требы еврейских раввинов, так, напр., к шапошникам тамбовским ездит казенный раввин Иоффе, закавказских талмудистов посещает казенный раввин города баку и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

е. чуть ли не во всем мире. Их Базельский орган «Heroid der Wahrheit», а английский главный орган – «The Advent review and Sabbath Heroid!» В 90 гг. это общество стало издавать свои брошюры и на русском языке, число названий которых с каждым годом все увеличивается. В настоящее время им уже изданы: «Библейские чтения о настоящей истине», «Суббота Нового Завета», «Какой день ты празднуешь и почему», «Состояние мертвых», «Блаженное упование христианина», «Употребление табака при свете Библии», «Табак в свете науки», «Полная вера», «Страдания Христа для спасения человечества» Е.Г. Вейт, «Христианские воздержания» Э.И. Уайт, «Второе пришествие Христа», «Путь в святой град указанный Даниилом», «Библейский указатель важнейших учений о вере». Брошюры – «Библейское чтение о настоящей истине» и «Библейский указатель важнейших учений о вере» представляют собою адвентистский катехизис, причем первая брошюра по характеру изложения весьма напоминает «Православный Катехизис» митр. Филарета, будучи изложением учения адвентизма в форме вопросов и ответов на них словами св. Писания. Специально для читателей русских адвентисты издают журнал «Маслина». Весьма характерное также издание адвентистов – графическая таблица апокалипсических зверей, описанных в пр. Дан. гл. 2, 7, 8 и Откр. г. 12; 13:11–18; 13:1–10; 9:1–12; 9:13–21; 11:15– гл.14:20; 14:9–12. Брошюры обычно издаются в 1/16 листа, иногда на желтой бумаге, и распространяются в России отчасти бесплатно, отчасти за плату либо специальными агентами, либо через «Библейское Общество». В первый раз в России идеи адвентизма были брошены в среду наших сектантов в начале 90-х годов известным проповедником Иоаганом Перком, агентом Гамбурского общества, который еще не так давно разъезжал на юге России и целыми массами распространял листы и брошюры, пропитанные идеями новой секты. Самые ранние следы появления адвентизма в России мы находим в Таврической губернии и в частности в гор. Евпатории. Здесь адвентизм появился в 90 годах прошлого столетия; отсюда семена его учения рассеялись по немецким колониями и хуторам Евпаторийского и Перекопского уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Хотя блестящая победа над Никанором доставила земле покой, но только на короткое время. Все заставляло ждать и опасаться, что сирийский царь постарается отомстить за это поражение и снова направит на Иудею такое войско, которое подавит маленькую горсть сподвижников Иуды своею численностью, как это было в последний раз при Антиохе Евпаторе (VI гл.). – Ввиду этого Иуда поспешил воспользоваться коротеньким промежутком покоя для заключения союза с римлянами, чтобы, благодаря этому союзу, приобрести мощную защиту от угрожавшей со стороны Сирии опасности совершенного порабощения своего народа. К этому шагу побудил его со всех сторон доходивший слух о беспримерном мужестве римлян и об их несокрушимо-победоносной силе. – «Иуда услышал о славе Римлян…» – точнее слав.: «слыша Иуда имя Римлян…» ( κοειν τ νομα – как III:41). – За главным предложением настоящего стиха («Иуда услышал…») следуют 3 других, излагающих содержание слухов о римлянах тематически, причем эта тема развивается потом подробнее указанием на соответствующие события (3–16 ст.). – Это, во-первых, слух, что римляне «могущественны и сильны» – δυνατο σχυ, ср. II:42: во-вторых, что «благосклонно принимают всех, обращающихся к ним» ; в-третьих, что «кто ни приходил к ним, со всеми заключали они дружбу». – Приступая к указанию соответствующих фактов на первую тему, писатель повторяет ее еще раз для ясности: «а что они могущественны и сильны, – (в подтверждение этого) рассказывали ему…». «Рассказывали» – διηγσαντο – дает предполагать, что – перед тем как решиться искать союза с римлянами – Иуда наводил тщательные справки о римлянах. Из их «мужественных подвигов» – прежде всего упоминается покорение Галатов. Под этими галатами некоторые разумели Малоазийских галатов или кельтов, которые Атталом, царем Пергамским, были сплочены в особый округ Малой Азии, под названием Γαλατα или Graecogallia, и в 189 г. до Р. Х. были покорены консулом Cn. Manl. Vulso (Liv. XXXVIII, 12, 20 ss. 37 ss.). Напротив, другие находят, что здесь речь идет о cis – альпийских (по ту сторону Альпов) или Италийских Галлах, города которых, войны с Римом и совершенное истребление описывает Поливий (II, 14–34). Это мнение имеет за себя три основания: 1) только эти, а не Малоазийские галлы были сделаны данниками римлян; 2) эти галлы поименованы ранее испанцев, между тем – малоазийские должны бы были быть упомянуты позднее, и 3) войны Рима с этими именно Италийскими галлами составляли события, которые ранее всего могли разгласиться по Востоку. К этим основаниям надо прибавить и то, что Рим на завоевание Италийской Галлии употребил гораздо более сил и времени, чем на овладение Малоазийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А что действительно нужно было сделать в первую очередь, так это закрыть границы ещё в конце января с Китаем, и всех (без исключений) российских граждан, въезжающих из этой страны помещать на 2-3 недельный карантин. Затем, по мере поступления информации о новых случаях заражения коронавирусом в других странах – закрывать границу и с ними. Главной целью должно было стать недопущение попадания вируса в нашу страну. Гораздо дешевле продержать месяц в карантине на границе РФ несколько тысяч туристов, чем потом героически бороться с вирусом внутри страны, подвергая опасности миллионы россиян и затратив на порядок больше бюджетных средств, поставив экономику России на колени. Мне абсолютно непонятно, почему наши чиновники из Минздрава и других ведомств, в компетенцию которых входят такие задачи, не приняли необходимых мер по защите нашего населения от проникновения заразы из её очагов. Хотя могу предположить, что многие из них просто не захотели ограничивать себя в возможности выезда за рубеж, как, например, главный врач-инфекционист Ставропольского края, которая съездила в Испанию и привезла оттуда вирус домой. Или «хитроногий» евпаториец, съездивший по украинскому биометрическому «аусвайсу» во Францию и заодно привезший вирус в Крым. Но пёс бы с ними (дураков или «шибко умных» на Руси всегда хватало), если бы работала система предупреждения таких ситуаций, которую нельзя было обойти никому, включая первых лиц государства. Но в современной России такая система не работает. Зато в СССР такая ситуация была бы попросту невозможна. И не потому что, существовал «железный занавес» - наши люди активно ездили по миру, причём, не только в страны соцлагеря. А потому, что существовала высокоэффективная система ГО, которая позволяла купировать возникавшие угрозы на самом начальном этапе, причём, большинство граждан при этом продолжали жить своей обыденной жизнью, не забивая голову негативной информацией. Поэтому и паники никогда не было. Кроме того, каждый советский школьник (в отличие от современных российских чиновников) знал, какие мероприятия необходимо проводить в случае заражения территории оружием массового поражения (в том числе биологическим).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/25/ci...

Твердо засвидетельствован факт, что организатором или основателем Понтийского царства в собственном смысле быль Митридат (Митрадат) I, сын князя Митридата Киосского, в Пропонтиде, получивший поэтому имя Κτστης – Основатель. Он воспользовался замешательствами, вызванными войнами диадохов, и пришел в Понт только с шестью всадниками; но его могущество возрастало так быстро, что он скоро сделался обладателем пафлагонских и каппадокийских областей на обоих берегах Галиса и в 296 году до Р. Хр. уже мог принять титул царя. Этот год был началом понтийской эры. Митридат I умер в 266 году. За ним следовали: его сын Ариобарзаи (266–250 гг.), Митридат II (ум. ок. 210 г.), Митридат III (ум ок. 190 г), Фарнак (ум в 170 г.), Митридат IV (ум. ок. 150 г.), Митридат У Евергет (ум. в 120 г.) и Митридат VI Евпатор или Великий (121–63 гг.). Все эти понтийские цари отличались большой энергией и сильно развитой жаждой власти. Внешняя политика Митридатов заключалась в простом правиле: хранить то, что имеют, и брать то, чего не имеют. Для достижения единой поставленной ими себе цели – территориального увеличения владений – они считали хорошими всякие средства: правильную войну, неожиданное нападение во время мира, покупку, присвоение, брак и т.п. Зародившись на берегах Галиса, Понтийское царство постепенно расширялось преимущественно на восток по берегу Черного моря, хотя и невозможно определить, как далеко простирались завоевания Понтийских царей в область племен Понтийских гор. Наибольших размеров и высшей степени могущества Понтийское царство достигло при Митридате VI, самом энергичном, настойчивом и честолюбивом из всех Понтийских царей. Он включил в состав своего царства Малую Армению и Колхиду и таким образом объединил под своею властью все малоазийские области, которые составляли Понт в самом широком значении этого термина 53 . Кроме того, он овладел почти всем северным побережьем Черного моря до Дуная. Увеличивши более чем вдвое свое царство и свои доходы и приготовивши достаточное количество войска, Митридат решил повести дальнейшие завоевания в западной части Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

22 Страбон, XII, 3. 16. Cm. Farbiger Alb., Handb. d. alt. Geographie, 11, S. 419–420; Meyer Ed., Gesch. d. Königr. Pontos, S. 4–6 31 Письмо 14: Migne, PGr, t. 32, col. 276–277; русск. пер. Московск. Дух. Академии, Сергиев. Посад 1892 г., ч. VI, стр. 47–49 32 Письмо 3 (7): Migne, PGr, t. 37, col. 25–28. Русский перевод Московской Духовной Академии. Москва. 1848 г, ч. VI, стр. 99–100 34 Ed. Meyer, Geschichte des Alterthums, В. I. Stuttgart 1884, S. 293. Ed. Alb. Fertiger, Handb. d. Alt. Geographie, В. II. S. 409–412 35 Ed. Meyer, Gesch. d. Alterthums, В. I, S. 293. Ed. Meyer, Gesch. d. Königr Pontos, s. 10-ii. Iw. Miller, Geographie und politische Geschichte des Klassischen Altertums. Nördlingen. 1889, S. 248 43 Reinach Th., Mithridate Eupator, roi de Pont, p. 16–17. Vit. Cuinet (La Turquie d’Asie. Géographie administrative, statistique, descriptive et raisonnée de chaque province de l’Asie Mineure. Paris 1892, p. 100–101) считает весьма вероятным, что левко-сирийцы были в действительности настоящими сирийцами, пришедшими в эту область с Сезострисом, когда он покорил всю Азию до Евксинского Понта и наложил подать на эту страну. 53 Страбон (XII, 3. и) говорит, что Митридат Евпатор владел страною, границей которой служил Галис до Тиваринов и Армян, а также местностями по сю сторону Галиса до Амастриды и некоторых частей Пафлагонии; он присоединил с западной стороны морской берег до Ираклии, а с противоположной стороны – местности до Колхиды и Малой Армении, соединивши и их с Понтийским царством. 54 Веп. Niese, Grundriss des römischen Geschichte nebst Quellenkunde. 3 Aufl. München 1906, S. 172 ff., 193 ff. Русск. перевод с 4-го немецкого издания, под редакцией М. И. Ростовцева: Б. Низе, Очерк римской истории и источниковедения. Спб. 1910, стр. 255 сл., 284 сл. Подробный обзор расширения владений Митридата и войн его с Римом см. у ReinachTh, Mithridate Eupator, roi de Pont, p. 301–413. 55 S. Marquardt, Römische Staatsverwaltung, r ß. 2 Leipzig 1881 (в I Handbuch der römischen Altertümer von J. Marquardt und I h. Mommsen. B. IV), S. 349–355

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Уже в 1774 году в Гезлёве (старое название Евпатории) существовал небольшой храм Святителя Николая, построенный греками, проживающими в городе. Церковь во имя Святителя Николая была построена анатолийскими и другими греками еще в конце XVIII в. В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А.В. Суворова жителям города. Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Суворов посещал церковь Святителя Николая в Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре. В 2004 году рядом с собором Св. Николая установлен памятник Александру Васильевичу Суворову на стилизованном редуте. В 1805 году была построена новая церковь Св. Николая, но она сильно пострадал во время оккупации Евпатории в годы Крымской войны 1853-1856 г.г., обветшала и невольно проигрывала в глазах жителей перед ханской и другими мечетями города. К началу 90-х годов XIX века православные русские и греки составляли почти половину населения города и возникла необходимость в строительстве нового храма. Преосвященный Иннокентий писал в отчете Святейшему Синоду, что в Крыму немало магометан, предки которых были христианами. В 1859 году в ответ на доклад Святейшего Синода с ходатайством об открытии епархии Русской Православной Церкви на полуострове Александр II написал: «Быть по сему». Свято-Николаевский соборный храм в Евпатории был заложен 11 июля 1893 года (ст. ст.) в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск Преосвященным Мартинианом, епископом Симферопольским и Таврическим совместно с настоятелем собора и священником Федором Туровским в присутствии благочинного приходов Евпаторийского уезда протоиерея Иакова Чепурина. Настоятелем собора стал священник Федор Туровский. 16 февраля 1899 года Свято-Николаевский соборный храм был торжественно освящен епископом Вольским Никоном. Свято-Николаевский собор - удивительный памятник храмового зодчества. Он считается подобием Святой Софии в Константинополе. Огромный купол собора, прорезанный в основании оконными проемами, боковые куполки, примыкающие к основному зданию, придают ему некоторое сходство с храмом, воздвигнутым в столице древней Византии.

http://sobory.ru/article/?object=07479

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010