Многие имена даются с особенным значением, как мы часто говорили вам. " Она была " , говорит (писа­тель), " исполнена добрых дел и творила много милостынь " . Великая похвала для жены, если те и другие она творила так, что была " исполнена " тех и других; и наперед, как видно, она прилагала попе­чение о первых, а потом о последних. " Какие делала Серна " , гово­рит, " живя с ними " . Великое смиренномудрие! Не так, как мы; но они были все вместе, прилагая великое попечение о милостыне. " Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села " (ст. 40). Для чего он всех вы­сылает вон? Для того, чтобы не смутиться слезами и не поте­рять спокойствия. " И, преклонив колени, помолился " . Это – знак напря­женной молитвы. " Подав " , говорит, " ей руку " . Раздельно показы­вает здесь, как возвращаема была, жизнь и потом сила, та чрез слово, а эта чрез руку. " Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою "   (ст. 41),  одним в утешение, так как они снова получили сестру и увидели чудо, а другим в помощь. " Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника " (ст. 42, 43). 3. Посмотри на смирение и кротость Петра: он имеет пре­бывание не у ней (Тавифы) и не у кого-либо другого из знат­ных, но у кожевника, всеми (действиями своими) внушая сми­ренномудрие, и не попуская ни бедным стыдиться, ни великим превозноситься; он потому и решил обойти (церкви), что ве­ровавшие имели нужду в его наставлении. Но обратимся к вышесказанному. " И старался " (Павел), говорит (писатель), " пристать к ученикам " . Не с гордостью пришел, но смиренно. Учениками же называет и тех, которые не были в числе двенадцати, потому что тогда все назывались учениками по ве­ликой добродетели, которая была явным отличием учеников. " Но все " , говорит, " боялись его " . Смотри, как они избегали опасно­стей, и как еще был силен страх.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Около девятого часа дня " , когда он был свободен от забот и не был за­нят делами, и между тем (предавался) молитвам и сокру­шению. " Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал " (ст. 4). Смо­три: ангел не тотчас говорит то, что он сказал, но сна­чала рассевает страх и возносит горе мысли Корнилия. Ви­дение произвело (в нем) страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным. Потом слова (ангела) рас­сеяли этот страх, или лучше – заключающаяся в них похвала смягчила неприятное (чувство) страха. Послушай же и сами слова. " Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром " (ст. 4, 5). Чтобы они не пришли к другому, для того указывает не только прозвание, но и местопребывание этого мужа. " Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море " (ст. 6). Видел ли, как апостолы, любя уеди­нение и тишину, искали отдаленных мест в городах? Но что, если бы случилось быть и другому Симону и также кожев­нику? Для того дан был еще иной признак – жительство близ моря; трем же (признакам) вместе невозможно было совпасть. Не сказал (ангел), для чего (послать), чтобы не сму­тить Корнилия, но, возбудив в нем стремление и желание слышать (Петра), так оставил его. " Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию " (ст. 7, 8). Видишь ли, что не напрасно (писатель) говорит это, но чтобы показать, что и служившие при Корнилие были таковы же, (как он)? " И, рассказав им все " . Смотри, как он не горд. Он не сказал: призовите ко мне Петра; но рассказал все, чтобы убедить: так он был благоразумен! Он не хотел своею властью призвать его; потому и рассказывает: так этот муж был кроток, хотя он не мог представить себе ничего высо­кого о человеке, жившем у кожевника!   " На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Около девятого часа дня " , когда он был свободен от забот и не был занят делами, и между тем (предавался) молитвам и сокрушению. " Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал " (ст. 4). Смотри: ангел не тотчас говорит то, что он сказал, но сначала рассевает страх и возносит горе мысли Корнилия. Видение произвело (в нем) страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным. Потом слова (ангела) рассеяли этот страх, или лучше заключающаяся в них похвала смягчила неприятное (чувство) страха. Послушай же и сами слова. " Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром " (ст. 4, 5). Чтобы они не пришли к другому, для того указывает не только прозвание, но и местопребывание этого мужа. " Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море " (ст. 6). Видел ли, как апостолы, любя уединение и тишину, искали отдаленных мест в городах? Но что, если бы случилось быть и другому Симону и также кожевнику? Для того дан был еще иной признак жительство близ моря; трем же (признакам) вместе невозможно было совпасть. Не сказал (ангел), для чего (послать), чтобы не смутить Корнилия, но, возбудив в нем стремление и желание слышать (Петра), так оставил его. " Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию " (ст. 7, 8). Видишь ли, что не напрасно (писатель) говорит это, но чтобы показать, что и служившие при Корнилие были таковы же, (как он)? " И, рассказав им все " . Смотри, как он не горд. Он не сказал: призовите ко мне Петра; но рассказал все, чтобы убедить: так он был благоразумен! Он не хотел своею властью призвать его; потому и рассказывает: так этот муж был кроток, хотя он не мог представить себе ничего высокого о человеке, жившем у кожевника! " На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1678...

Петр должен был понять, что это в корне неверно, прежде чем крестить сотника Корнилия. Следует отметить, что апостол Петр уже был более лояльным и милосердным, отступил от жестоких норм иудейского образа мышления, в которых он когда-то был воспитан. Об этом свидетельствует тот факт, что апостол остановился в доме Симона кожевника, который по роду своей деятельности работал со шкурами забитых животных. Ни один правоверный иудей не захотел бы пребывать в его доме, так как считал и дом этот и самого хозяина, занимающегося столь грязной работой, нечистыми. Из-за этого кожевник был вынужден жить на самой окраине города у моря. Не вызывает сомнения тот факт, что Симон кожевник был христианином, человеком добрым, гостеприимным и порядочным. Апостол Петр остановился у него, как у своего брата во Христе, совершенно не обращая внимания на мелочные запреты и несправедливые иудейские законы. Он помнил о том, как Господь в земной Своей жизни с любовью относился ко всем людям, призывая к Себе не только праведников, но и грешников через покаяние и исповедование истинной веры. И вот мы слышали о том, как апостол Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. Наверное, эти слова требуют некоторого пояснения. Дело в том, что в те времена дома были очень небольшими и оттого переполненными людьми. Молитва требовала сосредоточения и уединения. Быть может, в доме Симона кожевника даже не было для этой цели свободной комнаты. Но крыши домов делались плоскими, на них можно было находиться без риска падения. Скорее всего, Петр возжелал уединиться, чтобы вознести молитву Господу, поэтому поднялся на крышу. Внезапно апостол почувствовал голод, и ему открылось потрясающее воображение явление: …видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. А затем Петр услышал очень странное приказание Божие: Встань, Петр, заколи и ешь. Апостол воспринял этот глас с недоумением, стал возражать Богу, говорил, что никогда не ел ничего скверного или нечистого.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Так здесь исполняется сказанное: " милостыня от смерти избавляет " (Тов.12:9). " И все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними " (ст. 39). Приводят Петра, туда, где лежала, умершая, может быть, думая представить ему (случай) к какому-либо назиданию. Видел ли ты, какое сделано прибавление (к имени этой жены)? Не без цели упоминается и имя ее, но чтобы мы узнали, что она соответствовала этому имени, была так внимательна и деятельна, как серна. Многие имена даются с особенным значением, как мы часто говорили вам. " Она была " , говорит (писатель), " исполнена добрых дел и творила много милостынь " . Великая похвала для жены, если те и другие она творила так, что была " исполнена " тех и других; и наперед, как видно, она прилагала попечение о первых, а потом о последних. " Какие делала Серна " , говорит, " живя с ними " . Великое смиренномудрие! Не так, как мы; но они были все вместе, прилагая великое попечение о милостыне. " Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села " (ст. 40). Для чего он всех высылает вон? Для того, чтобы не смутиться слезами и не потерять спокойствия. " И, преклонив колени, помолился " . Это знак напряженной молитвы. " Подав " , говорит, " ей руку " . Раздельно показывает здесь, как возвращаема была, жизнь и потом сила, та чрез слово, а эта чрез руку. " Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою " (ст. 41), одним в утешение, так как они снова получили сестру и увидели чудо, а другим в помощь. " Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника " (ст. 42, 43). 3. Посмотри на смирение и кротость Петра: он имеет пребывание не у ней (Тавифы) и не у кого-либо другого из знатных, но у кожевника, всеми (действиями своими) внушая смиренномудрие, и не попуская ни бедным стыдиться, ни великим превозноситься; он потому и решил обойти (церкви), что веровавшие имели нужду в его наставлении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1677...

Тогда Петр попросил всех покинуть горницу, где лежала Тавифа, и, приклонив колени, начал молится. Получив ответ на свою молитву, апостол Петр обратился к усопшей: Тавифа! встань (Деян. 9, 40). Умершая женщина ожила – она открыла глаза, а затем села на кровати. Апостол помог ей подняться, призвал всех присутствующих в доме членов общины и передал им Тавифу. Вскоре этот случай стал известен всей Иоппии. Как и незадолго до этого в Лидде, здесь начались массовые обращения. Апостол Петр решил задержаться в этом городе, остановившись в доме кожевника Симона. Обращение Корнилия В то время как Петр был в Иоппии, одному человеку – сотнику Италийского полка, расквартированного в Кесарии, Корни-лию – было видение. Сам Корнилий был человек благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян. 10, 2). Однако при всем своем благочестии Корнилий оставался язычником. Однажды, когда он молился, ему явился Ангел Божий. Видение ошеломило и напугало Корнилия. Но Ангел сказал ему: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10, 4–6). Едва видение окончилось, Корнилий тут же призывает к себе двух слуг, а также некоего благочестивого воина из своего полка – вероятно, они разделяли воззрения своего господина и командира. Корнилий рассказал им о видении и просил их пойти в Иоппию и привести Петра. Когда на следующий день они подходили к Иоппии, апостолу Петру также было видение. Около шестого часа он отправился на крышу – помолиться в уединении. Внезапно он почувствовал сильный голод, а вслед за этим: видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь (Деян. 10, 11–13). Петр пришел в изумление – он, будучи религиозным человеком, старался никогда не нарушать иудейских дие-тарных правил. Поэтому он ответил так: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого (Деян. 10, 14). Но вновь слышит он Божий глас: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 15). Видение повторилось три раза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тот был «благочестивым и боящимся Бога со всем домом своим», и, поскольку он «творил много милостыни народу и всегда молился Богу», явился ему «в видении ясно около девятого часа дня ангел Божий, который вошел к нему и сказал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память о тебе пред Богом. Итак, пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром, он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море» 218 . Видишь, как хорошо говорил я, что нам требуется многое бдение и большое тщание, чтобы найти истинного ученика Христова? Смотри, чтó говорит Писание: «Корнилий, муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» 219 . Ведь он сделал боящимися Бога не только сам себя, но и всех домашних своих, а «это хорошо и угодно пред Богом» 220 , когда кто-то заботиться не о своей пользе, но и всех, кто с ним 221 . Он исполнял апостольские постановления еще до того, как был научен апостолами, ибо [Павел] говорит: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» 222 . Он творил много милостыни, молясь Богу днем и ночью, явно исполняя прежде, чем уверовал в Бога, сию заповедь Владыки нашего и Бога, гласящую: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» 223 , и: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» 224 . Видишь, как неверующий, язычник, никогда не слышавший слова Божьего, прилежно исполнял [заповеди] евангельские даже до того, как был научен другим [человеком]? Он просил посредством благочестия – и получил, требовал посредством милостыни – и обрел, стучал посредством поста и молитвы – и отверзлось ему. " Пошли, – говорит [ангел], – в Иоппию и пошли за Симоном, называемым Петром. – О, чудесный дар; о, необычайное благодеяние! – Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море» 225 . Видишь, что ангел поведал ему не только имя его, но и [имя] принявшего его, и место, куда он пришел? Ангел поступил так, чтобы Корнилий не обманулся и не позвал вместо Петра кого-то другого и не наткнулся на волка вместо пастыря 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Уверовавшие из иудеев вначале полагали, что в Церковь Христову можно принимать только обрезанных по закону Моисееву; но Господь открыл, что в нее должно принимать и язычников. В Кесарии жил один римский сотник, по имени Корнилий. Он был человек благочестивый и боящийся Бога, со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Однажды утром он ясно увидел Ангела Божия, который вошел к нему и сказал: «Корнилий Молитвы твои и милостыни пришли на память Богу. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, который прозывается Петром и живет в доме Симона кожевника, близ моря. От него услышишь слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Корнилий тотчас же послал в Иоппию двух слуг и одного воина, сказав им, что было при сем нужно. Между тем, как они приближались к городу, Петр, действительно проживавший в Иоппии в доме Симона кожевника, у которого он остановился на несколько дней во время путешествия своего с евангельской проповедью по Палестине, взошел на верх дома помолиться. Это было около полудня. Вдруг Петр почувствовал голод, пришел в исступление и видит отверстое небо и спускающийся к нему какой-то сосуд. Петр заглянул в сосуд и увидел в нем разных четвероногих животных, гадов и птиц. При этом послышался голос: «Петр, заколи и ешь». Петр отвечал: «нет, Господи, я никогда не ел ничего нечистого или скверного». Но голос сказал: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр размышлял, что бы значило это видение, внизу послышались голоса, спрашивавшие: «здесь ли живет Симон, называемый Петром»? Дух же сказал Петру: «вот три человека ищут тебя. Встань и иди с ними, ни мало не сомневаясь, ибо Я послал их». Петр сошел вниз и нашел посланных от Корнилия. Петр беспрекословно, по их приглашению, последовал за ними в Кесарию и возвестил Корнилию, что единственное средство спасения есть вера во Христа. Не кончил своей проповеди Петр, как Дух Святой сошел на всех слушавших слово. Верующие из иудеев, пришедшие с Петром, крайне изумились, что дар Св. Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих и славящих Бога на разных языках. Тогда Петр воскликнул: «кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Духа Святого»? Почему велел им креститься во имя Иисуса Христа и, по просьбе их, остался с ними еще несколько дней. Когда Петр возвратился в Иерусалим, то все верующие из иудеев стали упрекать его, что он крестил язычников. Петр рассказал о данном ему откровении и сошествии Св. Духа на Корнилия и его домашних до крещения и тогда все успокоились и прославили Бога, говоря: «видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

198. Однажды пришли старцы к авве Антонию; между ними был и монах Иосиф. Старец, желая искусить их, завел речь от Писания и стал спрашивать объяснение у каждого, начиная с младших. Каждый давал объяснение по своему разумению, а старец находил объяснение каждого неудовлетворительным; потом, обратясь к монаху Иосифу, сказал ему: «Ты как объяснишь это слово Писания?» Иосиф отвечал: «Я не знаю». Тогда авва Антоний сказал: «Однако монах Иосиф нашел тот путь, на котором говорят не знаю» [ 185 ]. Святые наставники иноков, желая, чтоб Священное Писание служило всецелым руководством в монашеском жительстве, вместе с тем желали, чтоб иноки, зная его по букве, наиболее изучали делами [ 186 ], особливо смирением. Это видно в житии преподобного Досифея [ 187 ], Иоанна Дамаскина [ 188 ] и других. 199. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, — и был к нему глас: «Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии». Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: «Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню». Кожевник отвечал: «Не знаю за собою, что б я сделал когда-либо и что-либо доброе; но этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем прежде, нежели лягу спать». Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир [ 189 ], сидя спокойно в доме твоем, стяжал Царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты, выражаешь словами твоими» [ 190 ]. Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2 .   Но, возможно, некоторые скажут, что не могут поститься из-за своего слабого желудка. Однако неужели и милостыню не позволяет давать слабый желудок? Дай милостыню и возмести пост! Усердствуй в молитве, очисти свой ум, и это зачтется тебе за пост. Но если ты не делаешь ничего из этого, как же ты думаешь освободиться от грехов? И как надеешься на то, что Господь похвалит тебя, если заповеди Господа не блюдешь? Корнилию было сказано ангелом: «Услышаны молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» 177 . Если мы желаем, чтобы наши молитвы были услышаны Господом, то должны украсить их добрыми делами и милостынями, как делал и святой Корнилий, который удостоился того, что Господь услышал его. А ведь святой Корнилий, когда усердствовал в молитвах, был еще язычником и еще не верил во Христа. Ясно, что Корнилий был поистине блаженным среди всех, ведь он исполнил заповеди Христовы до того, как уверовал во Христа! Таким и должен был быть тот, кто первым уверовал из язычников. 3 .  Однако на сего Корнилия Господь образно указывал Петру еще в Евангелии, там, где Он говорит ему: «Пойди на море, и брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у нее рот, найдешь статир» 178 . Мы ясно видим, что это исполнилось на Корнилии. Ведь он был первой рыбой, которая была выловлена из моря удой Петра, первый из язычников он уверовал по проповеди Петра. Удой обозначается проповедь божественного слова, которую Петр в соответствии с наставлением закинул в народ языческий, словно в море. И первым и удачным уловом из него был этот Корнилий. Ведь он, как я сказал, первым из язычников уверовал, оглашенный Петром. И у него во рту, до того как его выловил Петр, как оказалось, был статир, ведь он и до того, как уверовал, хранил праведность Божию по естественному закону, служа Богу постами, молитвами и милостынями. 4 . И вот, когда сей святой Корнилий с такой ревностностью верующего служил Богу, даже прежде познания веры, жил, сказано, Петр в Иоппии, у Симона кожевника. «И около шестого часа, – сказано, – он взошел на верх дома помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010