«Москва, Западная железная дорога, станция Жаворонки, Ликинский сельсовет, деревня Новобрехово, Дельцов Александр Николаевич». Сестра его Тоня ответила мне: «Шурик погиб смертью храбрых». Я у нее, у Тони-то, фотокарточку его попросил» а она пишет: у нас единственная фотокарточка... – Шурка Дельцов, Мишка Соутин, – перечисляет батюшка, – Гекзария был, Кодрат Федорович, грузин – начальство Грузии и баню в лагере топил. Еще был большой человек – Ахмет Уржукович Дударов. Тот уж не знаю, выше Сталина. А в лагере – как это называется, где барахло выдают – кастеляншей был. У меня две лагерные фотографии есть, только групповые, что-то я их не найду! «Начальство Грузии» Кодрат Федорович Гекзария был ответственным за баню, воду накачивал в баню из насосной башни. Еще была пожилая женщина – грузинка, Машоччи Гиквиладзе. Павлуша ей то картошечки принесет, то еще чего – от смерти спасал. Она звала его «сын». Как-то раз Кодрат Федорович Гекзария предложил Павлу Груздеву жить там у него, в насосной – все-таки не в бараке. – На втором этаже среди насосов я и спал, – рассказывал батюшка. – Комнатка там была такая, кроватка, каждый день в бане помоюсь, сполоснусь после работы… Однажды удалось Павлу Груздеву тяпнуть целый ящик мыла – разгружали мыло с машины, и он, Павлуха, тут и подвернулся. Ему ящик мыла подали, а он пошел, пошел и куда-то за угол ушел. Кто видел – та же Машоччи Гиквиладзе, люди старой закалки – все смолчали. А ящик этот Павел Груздев спрятал, и потом все так потихоньку и мылись: с мыльцем-то совсем другое дело. Тяпнул ящик – и тоже ведь для людей. «Если зеку из песка веревки не вить, то никак ему не прожить», – гласит лагерная мудрость. Простым работягам из народа – от сохи, с крестьянской хитрецой и хваткой – было в лагере легче выжить, чем людям интеллигентным и образованным. Работягу выручало его ремесло – будь он печник или автомеханик, а что делать генетику, философу, языковеду? Хорошо, если удается пристроиться при бане, или «кастеляншей», или учетчиком... А если нет? Остается– лесоповал, «сухой расстрел», или катать тачку с глиной, или кирпичи таскать, или просто кирка и лопата – то, что называется «общие работы», на которых «дашь дубаря» через две недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Вот и все, что мы знаем из Евсевия о древнейших апологетах; правда, в своей «Церковной истории» Евсевий упоминает еще о двух Кодратах, живших во II в., но отождествлять их с Кодратом-апологетом нет оснований. Блаж. Иероним упоминает о двух древнейших апологетах, Кодрате и Аристиде, в своих сочинениях три раза. Так, он упоминает о них в своей «Хронике», передавая здесь соответствующее место из «Хроники» Евсевия безо всяких добавлений со своей стороны. Далее, упоминает о них в трактате «О знаменитых мужах», проявляя при этом свой необыкновенный дар комбинаций (Гарнак говорит о даре комбинаций Иеронима в ироническом смысле). Здесь: 1) являются отождествленными два лица – Кодрат, епископ Афинский, и Кодрат-апологет; 2) сообщается, что Адриан своим пребыванием в Афинах и посвящением в мистерии дает повод ненавистникам христианства притеснять верующих; 3) называет сочинение Кодрата очень полезным; 4) об Аристиде извещает, что он был «красноречивейший философ» и «под прежней одеждой – ученик Христов», а о сочинении Аристида говорит, что оно, «по мнению ученых (apud philologos), исполнено ума». Но все эти известия Иеронима совершенно малоценны и представляют размалёвку известий Евсевия. Что Иероним в данном случае не имел в своем распоряжении других источников, кроме Евсевия, это видно из сравнения известий Иеронима с Евсевиевыми. Легкомысленнее всего Иероним воспроизводит цитату из апологии Кодрата, находящуюся в «Церковной истории» Евсевия. Иероним пишет: «Кодрат между прочим говорит, что он видел очень многих из тех, которые во время земной жизни Господа, будучи удручены в Иудее различными болезнями, получали исцеление, и которые воскресали из мертвых». Это есть решительное извращение Евсевия; ибо у Евсевия в приводимом им отрывке из апологии Кодрата говорится только, что некоторые из тех, кого исцелил Иисус, дожили до времени, когда жил писатель. Наконец, в послании к Магну Иероним о Кодрате, «ученике апостолов и первосвященнике церкви Афинской», говорится: «Он был всем на удивление, так что блестящий ум автора укротил самое жестокое гонение», и вслед за тем сочинение Аристида, этого «философа и мужа красноречивейшего, которому впоследствии подражал Иустин», характеризует как такое, которое «было составлено из мнений философов». Подобное замечание, будучи сравнено с известием Евсевия, опять составляет полнейшее извращение слов этого последнего. Это должно сказать как относительно Кодрата, так и Аристида. Риторическое описание Иеронимом труда Аристида, очевидно, возникло из простого замечания Евсевия, что Аристид был «афинский философ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Впереди шел чудесно исцеленный Христом Кодрат, сияя свежестью сил и радостным выражением лица. С ужасом взирал игемон на исповедника; но, придя в себя, опять стал уговаривать его принести жертву богам. «Смотри, – говорил игемон, указывая на некоторых слабодушных, изменивших от страха вере. – Смотри, сколько христиан принесли жертву. Что же, ты считаешь себя лучше их всех?» «Да, – отвечал Кодрат, – я лучше всех, отступившихся от Господа и Создателя Своего». Вслед за тем мученик просил развязать его. Думая, что он, наконец, склонился к идолопоклонству, игемон разрешил, но мученик, оставшись свободным, устремился к идолам, свергнул их с пьедесталов и разбил. Разгневанный игемон приказал повесить мученика среди храма и строгать острым железом. В невыносимых угрызениях совести стояли отвергшиеся веры христиане, и среди мук Кодрат обличал их, грозил вечным осуждением и увещевал покаяться. Тогда от слов и от живого примера решимость возродилась в них, и, пав пред ним на колени, они молили его научить их. Великою радостию исполнился мученик, видя их слезы, и сказал им: «Дерзайте, братия! Милостив Христос Господь. Припадите к Нему, рыдая и каясь; станьте крепко во исповедании Христовом и кровью своею очистите грех свой!» Все они поверглись тогда на землю, в великой тоске жгучего раскаяния и, посыпав пеплом главу, били себя в грудь каменьями. Кодрата стали за то опалять горящими свечами по остроганным ребрам, а он молился, да благоприятно примет Бог вновь обратившихся к Нему. И в конце молитвы воззвал он: «Возьми душу мою за их души, но помилуй их!» В последний день страдания его игемон велел накалить железный одр и поставить среди лютого огня. Кодрата привезли привязанным к колеснице, потому что от него оставались только останки человеческие. Но, укрепившись Божиею силою, он сам вошел в огонь и, осенив себя крестным знамением, лег на разженном одре, как на мягкой постели. Огонь для него издавал только живительную теплоту, и когда слуги лили на него страшно трещавшую смолу, масло, он говорил игемону: «Как хорошо, что ты дал мне, уставшему в пути, успокоиться на мягком ложе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муж с удивлением открывает его и говорит: - Да в нём же ничего нет! Жена поднимает брови: - Конечно, ничего нет! Я думала, ты решил сделать мне подарок. Ты ведь сказал: " Чем меньше оставишь денег, тем лучше " . - Дорогая, я имел в виду совсем другое: " Чем меньше потратишь, тем лучше " . " Чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном " (Еф. 1:9). Чёрные очки Мальчик, проходя по улице к своему дому, никогда не приветствовал соседей. Соседи рассказали родителям, что их сын ведёт себя невежливо. Отец взялся журить сына. Тот слушал отца, опустив голову от стыда. Затем мальчик обратился к отцу: - Папа, купи мне, пожалуйста, чёрные очки! - Зачем, сынок? - спросил удивленно отец. - Потому, что теперь мне очень стыдно будет ходить по нашей улице - Эх, сынок! Ты лучше постарайся исправиться и тогда тебе не понадобятся чёрные очки! - улыбнулся отец. Что значит исповедовать веру В царствование римского императора Декия множество христиан томилось в тюрьмах. Особенно их было много в Никомидии. Для суда над узниками сюда однажды прибыл императорский чиновник Перенний. Он велел собрать всех граждан, чтобы те открыто объявили свою веру. - Пусть каждый скажет своё имя, отечество и звание! - потребовал судья-язычник. Один богатый римлянин, по имени Кодрат, втайне исповедовавший Христову веру, стоял позади всех собравшихся и казался посторонним зрителем. Никто не предполагал, что этот знатный римлянин - христианин. Заметив робость, охватившую некоторых из христиан, Кодрат решил подать им пример исповедничества, то есть показать, что значит исповедовать веру в Бога. Он вышел вперёд и громко заявил: - Наше имя - христиане, наше звание - рабы Христовы, а отечество у нас - Небо. Услыхав это, Перенний приказал оруженосцам взять незнакомца. Но блаженный Кодрат сам подошёл к судье и, перекрестившись, воскликнул: - Я от имени всех говорю тебе, что все здесь собравшиеся - воины Христовы, не боящиеся открыто заявить об этом. И действительно, никомидийские христиане решили лучше умереть за Христа, чем отречься от веры в него. Что труднее?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

– Я уже сказал тебе, что мы – христиане; это – и имя, и звание и достоинство наше, – отвечал Кодрат. Узнав однако же от жителей, что Кодрат – один из знатнейших граждан Никомидийских, Перенний, успевший уже отдать приказ, чтобы пытали дерзкого христианина за сопротивление его совершить жертвоприношение, – встревожился и начал склонять его мягкими мерами отречься от Христа. – Многие христиане, – говорил он между прочим Кодрату, – согласились принести жертву богам; разве ты считаешь себя лучше их? – Конечно, я лучше тех, которые отступили от Бога, если я останусь верен Ему, – отвечал Кодрат, – но где же те, о ком ты говоришь? К сожалению, слова судьи оказались справедливыми... Действительно, многие из христиан согласились совершить языческое жертвоприношение; иные же из них за деньги приобретали письменные свидетельства участия их в жертвоприношениях... Между тем, судья, видя, что никакими убеждениями нельзя поколебать твёрдость Кодрата, возобновил приказ предать его истязаниям, и в то же время послал за отрёкшимися христианами. Когда, в надежде, что они убедят мученика сохранить свою жизнь подобно им – ценой отречения от Христа, их привели к тому месту, где мучили Кодрата, то, увидев их, он с ужасом и сокрушением сердца за них воскликнул: – Несчастные! Что вы сделали! Разве вы не верите в воскресение мёртвых и в жизнь вечную, что отдали Царство Небесное за кратковременную земную жизнь? «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ... ( Мф.10:18 .) И, забыв собственные страдания, мученик всей душой обратился к несчастным отступникам, умолял, убеждал их и успел пробудить в них раскаяние. – Не отчаявайтесь, братия, – утешал он их тогда, – Бог милостив, молитесь Ему со слезами покаяния, твёрдо исповедуйте святое имя Его, омойте кровью ваш грех и приблизитесь к Нему!.. Христиане отозвались исповеднику слезами и пламенной молитвой к Богу. Узнав о случившемся, судья велел усилить мучения Кодрата, огнём опалять раны его... Но эта боль была ничто в сравнении с блаженством души, возлюбившей Бога и ближнего более, чем себя...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А. Царевский . «Уроки по Закону Божию» Что значит исповедовать веру В царствование римского императора Декия множество христиан томилось в тюрьмах. Особенно их было много в Никомидии. Для суда над узниками сюда однажды прибыл императорский чиновник Перенний. Он велел собрать всех граждан, чтобы те открыто объявили свою веру. – Пусть каждый скажет свое имя, отечество и звание! – потребовал судья-язычник. Один богатый римлянин, по имени Кодрат, втайне исповедовавший Христову веру, стоял позади всех собравшихся и казался посторонним зрителем. Никто не предполагал, что этот знатный римлянин – христианин. Заметив робость, охватившую некоторых из христиан, Кодрат решил подать им пример исповедничества, то есть показать, что значит исповедовать веру в Бога. Он вышел вперед и громко заявил: – Наше имя – христиане, наше звание – рабы Христовы, а отечество у нас – Небо. Услыхав это, Перенний приказал оруженосцам взять незнакомца. Но блаженный Кодрат сам подошел к судье и, перекрестившись, воскликнул: – Я от имени всех говорю тебе, что все здесь собравшиеся – воины Христовы, не боящиеся открыто заявить об этом. И действительно, никомидийские христиане решили лучше умереть за Христа, чем отречься от веры в Него. Современное отступничество Может показаться, что в наше время нет ни места, ни случая открыто исповедовать Христа Бога. Исповедники были тогда, когда объявить себя учеником Христа было опасно: это влекло за собой муку и смерть. Однако отступничество и теперь встречается не реже, чем когда-либо. Разве не исповедание, например, обычай креститься, проходя мимо храма? Там, где это вполне обычно, в соблюдении этого обычая нет исповедания. Но очень часто исполнение этой обязанности преследуется и вышучивается как ханжество. Очевидно, исполнение этой обязанности при таких условиях будет уже в известной мере «мученическим» исповеданием веры. Один человек, отправляясь купаться, всегда снимал крест, стыдясь приятелей. Приходя домой, он немедленно надевал крест снова. Это – несомненное отступничество от Христа! Или, представьте себе, в каком-нибудь доме начинается нечестивый и соблазнительный разговор о Боге и христианской вере. Возможно, что кто-нибудь, осуждая в душе этот разговор, не станет открыто порицать богохульников или не заступится за то, что он как христианин признает святой истиной. Это будет также прямым отступничеством от веры. Сколько раз приходилось, наверное, всем наблюдать такой случай. Человек сомнительной веры заговаривает в обществе о посте, зрелищах и других подобных вопросах. Кто-нибудь из его православных собеседников старается наперед определить, каких взглядов по этому вопросу держится говорящий. Уловив убеждения собеседника, он сейчас же начинает приспосабливаться к ним. «И я так думаю», – говорит он. Разве это не отступничество?!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ночью, прочитав обычные молитвы, он уснул. Вдруг в сонном видении представилось ему, что вместе с братией, он стоит в пространном поле, которое заросло густым и колючим тернием; а какой-то юноша, подобный Ангелу, понуждет старцев, чтоб пожинали оное. Потом подходит к нему и говорит: «Жни тёрны!» Когда же затворник начал отговариваться, то юноша грозно воскликнул: «Не имеешь причины стоять праздно! Ибо вчера вместе с братией ты нанялся и притом взял златницу, между тем как прочие получили только по сребренику. Как больше взявший, ты больше других должен и трудиться. Эти тёрны суть дела того, кто вчера подал тебе милостыню... Трудись в поте лица твоего». С этим словом затворник проснулся. Он размыслил о своём сновидении и сердечно ужаснулся, что, при столь непроходимом тернии грехов своих, должен исторгать тёрны чужих прегрешений. О, вы, которые питаетесь милостыней! Познайте обязанность вашу из этого видения, которого Небесный Судья удостоил праведного мужа: молитесь о прощении грехов благодетелей ваших. А вы, которые даёте пищу и одежду страждущему нищетой или недугами человечеству, усугубьте щедроты свои; ибо милостыней и верой очищаются грехи. Ревность по Христе блаженного Кодрата 21 В царствование Деция, когда христиане, в необъятном числе содержась в темницах, были томимы голодом и муками, праведный Кодрат, будучи знатен и богат, покупал вход у стражей к христианским узникам, приносил им пищу и увещевал, чтобы по любви к Богу они дерзали на все ужасы смерти. В то время некто Перенний, чиновник царский, прибыл в Никомидию и потребовал списка богоотступников (так поклонник идольский называл христиан). Видя их столь великое множество, тиран поклялся – даже память их истребить из среды живых. В общем собрании народа представлены были на суд христиане. Судья воскликнул грозно: «Пусть скажет всяк своё имя, звание и отечество». Блаженный Кодрат, как втайне исповедующий веру Христову, был посторонним зрителем и стоял позади всех. Видя робость страдальцев, он устрашился, чтобы кто-нибудь из них, от угроз или мучений, не отрёкся от Христа Спасителя, – и решился подать пример страдальчества до смерти: он воззвал велегласно 22 из-за народа: «Мы называемся христиане, чином рабы Христовы; а отечество наше есть Небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

P.281). В своем просопографическом сочинении «О знаменитых мужах» Иероним, уже говорит, что Кодрат подал свою Апологию Адриану в Афинах, когда тот проводил там зиму, а Аристид в то же время преподнес и свою (О знам. муж. 19, 20). Имел ли Иероним какие-либо другие источники помимо Евсевия, подтверждающие его слова – неизвестно. Остается только верить сказанному Иеронимом, хотя Евсевий ничего подобного нам не сообщает. Но если мы принимаем точку зрения Иеронима, и будем танцевать, так сказать, от его печки, то приходим к анахронизму. Так, если Кодрат был приемником Публия, а это должно было произойти, по некоторым данным, ок. 170 года, то он уже не может отождествляться к Кодратом пророком из Малой Азии, который, согласно сообщению анонимного автора, писавшего против монтанистов, умер незадолго до выступления Монтана и его пророчиц, т.е. до 157 г. Остаются Кодрат Афинский и Кодрат, автор Апологии, но и они не могут отождествляться, по тем же хронологическим соображениям, т.к. во фрагменте из Апологии, приводимом у Евсевия есть указания о воскрешенных Господом людей в иудее и исцеленных им, которых Кодрат видел лично. Если, Кодрат в момент подачи Апологии, т.е. на 126 г. Был уже не молод, то он действительно мог видеть воскрешенных Господом людей в годах так 90-х, или 120-х, как сам он говорит, что некоторые дожили до времен Адриана (117 – 138 гг.). Опираясь на эти предположения, большинство ученых признает, что автором Апологии был пророк и миссионер-проповедник Кодрат, действующий в Малой Азии, который вообще не был ни епископом, ни пастырем. Кодрат же, который был епископом Афин, а затем и Магнезии – другое, отличное от Кодрата пророка и автора Апологии, лицо. Так поступает и А. Сидоров , который вопреки Филарету (Черниговскому) считавшему всех Кодратов за одно лицо, опираясь на выводы Сергия (Спасского) 106 и вопреки Киприану (Керну) , допускавшему, что Кодрат Афинский и Кодрат Апологет мог быть одним лицом 107 , и вопреки К. Скурату , но, следуя за Н. Сагардой , говорит, что Кодрат подал свою Апологию Адриану в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой апостол от 70-ти Кодрат Святой апостол от 70-ти Кодрат проповедовал Слово Божие в Афинах и в Магнезии (восточный полуостров Фессалии) и был епископом Афинским. Многих язычников он обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом, апостол Кодрат остался жив, его бросили в темницу, где он скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии. Апостол Кодрат написал в 126 году апологию в защиту христианства. Представленная им императору Адриану (117-138) апология так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Эта апология была известна в IV веке историку Евсевию. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная Евсевием: " Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени " . Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Константинополь. 985. Ап. Кодрат. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Грачаница. Ок. 1318. Мч. Мелетий и ап. Кодрат. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Афон. XV. Ап. Кодрат. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1547. Мучение ап. Кодрата. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Москва. 1970-е. Ап. Кодрат. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.8 х 12.8. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Москва. 1957 - 1980. Ап. Кодрат. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 26 х 11.5. Таблетка - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913825.htm...

В списке 72 апостолов Кодрат назван епископом Афин и Магнезии. Болландисты в своих знаменитых Деяниях святых, под 26 числом Мая (память Кодрата в Католической традиции) помещают житие ап. Кодрата, с кратким историко-критическим исследованием. Они полагают, что Кодрат Афинский и Кодрат Магнезийский разные лица. Опираясь на Месяцеслов Василия 103 , Болландисты утверждают, что Кодрат Магнезийский был при императорах Деки и Валериане. Но, архиеп. Сергий (Спасский) , считает, что здесь путаница в самом месяцеслове Василия, т.к. Кодрат Магнезийский смешивается с муч. Кодратом, пострадавшим с дружиной в селении около речки Риндак, при Деки и Валериане (память 10 марта). Есть свидетельство (в каноне Иосифа), что мощи ап. Кодрата почивали в Магнезии еще в IX в., источая чудеса. В каноне Иосифа сказано, что этот Кодрат был епископ Магнезии и есть намек на его афинское епископство 104 . Но действительно ли все эти три Кодрата есть одно лицо? На этот вопрос есть и другие ответы. Так Н. Сагарда , а за ним и А. Сидоров признают двух Кодратов. Считая, что путаница Кодрата, епископа Афинского и затем Мегнезийского с Кодратом пророком и автором апологии, началась уже с Иеронима, который, основываясь на данных Евсевия, произвольно отождествил обоих Кодратов. Проф. Н. Сагарда считает, что автором Апологии поданной Адриану был Кодрат пророк, действующий в Малой Азии и почивший до 157 г., т.е. до выступления Монтана. Далее, нам следует выяснить, где подал Кодрат свою Апологию Адриану. Иероним считает, что в Афинах, в одно время с Аристидом 105 . Но зачем было обоим этим мужам писать разные Апологии и подавать их отдельно, каждый особо, если они находились в одной христианской общине, в одно время? Евсевий не упоминает о том, что Кодрат свою Апологию подал в Афинах, но вслед за Кодратом упоминает и об Апологии Аристида, который «подобно Кодрату, поднес Адриану Апологию» (IV, 3:3). В «Хронике» Аристид назван афинским философом. Иероним же в переложении «Хроники» Евсевия, представляет нам всю картину уже в таком ракурсе: «Кодрат, апостольский ученик и Аристид Афинский философ, составили книги в защиту христианской религии и подали их Адриану» (Chron.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010