476-477 КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян 477-479 479-480 480-486 486-488 488-489 489-491 КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви 491-492 492-493 КАЛИСА (Каллия), мц. Коринфская (пам. 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КАЛИШЕВСКИЙ Яков Степанович (1856-1923), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений 494-497 КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами 497-499 499-501 501-504 504-505 505-506 506-507 507-508 508-509 509-510 512-513 510-511 511-512 513-514 КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 514-515 515-516 517-518 518-519 КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 519-520 КАЛЛИСТ (Дорофеевич-Риторайский; † 1662 или 1663), еп. Полоцкий и Витебский Западнорусской митрополии 520-521 521-523 528-535 523-527 535-542 542-543 543-545 527-528 КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские 556-557 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» 545-554 554-555 555-556 557-558 558-563 563-564 КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в. - 1795), один из вождей старообрядцев-беглопоповцев 564-565 565-571 571-572 572-575 КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии УПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

Конечно, Евсевий не предлагает какого-либо целостного описания христианской мысли первых трех веков нашей эры. Рассказы о христианских писателях рассыпаны по всему сочинению. Но в постоянном возвращении автора к этой теме обнаруживаются свой порядок и ритм. В основе организации «литературного материала» лежит хронологический принцип: кто из христианских писателей жил и творил в период правления того или иного римского императора. Тем самым Евсевий стремится доказать, что во все времена, после апостольских, существовали благочестивые церковные авторы: Игнатий Антиохийский , Климент Римский и Папий Иерапольский при Траяне; Кодрат, Аристид и Егезипп при Адриане; Юстин Мученик и Поликарп Смирнский при Антонине Пии; Дионисий Коринфский, Феофил Антиохийский , Филипп Гортинский, Мелитон Сардийский , Аполлинарий Иерапольский, Музан, Тациан, Вардесан, Тертуллиан и Иреней при Марке Аврелии и Луции Вере; Пантен, Родон, Мильтиад, Аполлоний , Серапион Антиохийский и многие другие при Коммоде; Иуда, Климент Александрийский , Александр Иерусалимский и Ипполит при Северах; Ориген и Африкан при Гордиане и Филиппе Арабе; Дионисий Александрийский при Деции, Галле, Валериане и Галлиене. В то же время между христианскими писателями прослеживаются связи, которые образуют непрерывную традицию от Христа и апостолов до современников Евсевия. Речь идет о настоящих интеллектуальных преемствах, через которые, как и через официальные преемства епископов, осуществляется передача божественной истины. Евсевий часто указывает, чьим учеником был тот или иной церковный автор и от кого он получил истинное знание. Евсевий приводит свидетельство Иренея о его учителе Поликарпе Смирнском , принявшем христианскую доктрину от самих апостолов и ими же поставленном епископом, который всегда учил только тому, что узнал непосредственно от учеников Христа, о чем свидетельствуют все его преемники (IV. 14:3–5). Автор цитирует знаменитого Климента Александрийского , который утверждал, что его учители, «сохраняя истинное предание Божественного учения как сын от отца... приняли его прямо от святых апостолов Петра и Иакова, Иоанна и Павла» (V. 11:5). От самого же Евсевия мы узнаем, что Климент был учеником Пантена, связанного через индийскую традицию с апостолом Варфоломеем (V. 10). Нас информируют также, что преемниками Климента на посту ректора теологической школы в Александрии последовательно становились Ориген и его ученики Иракл и Дионисий Александрийский (VI. 3:2–3; 15; 26; 29. 4). Так одна за другой выстраиваются цепочки сменяющих друг друга носителей христианского знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, если мы хотим выяснить себе необычайно сильное впечатление, произведенное Спасителем на Своих современников, то неотразимое влияние, которым пользуется Он еще и в наши дни, Его вдохновенные речи, наконец, внутреннюю связь целой жизни Его с наиболее выдающимися в ней моментами, то должны признать истинность следующего утверждения: действительно, Он исцелял от болезней, а равно творил и другие великие дела, носившие подлинную печать не только чего-то чрезвычайного, но воистину чудесного, и в очевидцах производившие твердое убеждение, что галилейский Пророк Иисус, совершенно особым образом, выделялся из всех в смысле Носителя сверхчеловеческих, божественных «сил» и беспримерного Чудотворца. Кроме того, не только из книги Деяний Апостольских, но также и из общепризнаваемых Павловыми посланий, как, например, к Галатам, к Римлянам и Коринфянам, ясно видно, что в первенствующей Церкви продолжались подобные же упомянутым в Евангелии чудеса. Они совершались во имя Господа Иисуса, в Его духе и силе, тем самым доказывая себя в смысле продолжения совершавшихся Самим Господом, во все время земной Его жизни, чудес. Так, например, апостол Павел говорит о себе, что Христос действует в нем посредством слова и дела, «в силе знамений и чудес, силою Духа Божия» ( Рим. 15:18, 19 ); тот же апостол напоминает коринфянам о том, что «признаки апостола» обнаружились среди них «всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» ( 2Кор. 12:12 ), или он же упоминает о действующем в коринфской церкви, между другими дарами, дар исцеления от недугов и чудотворения ( 1Кор. 12:9 ). Знатные иудеи с язычниками слышали и читали известия о чудесах Иисуса, благодаря которым и обращались в христианство . Святой Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Кодрат, Аристид и другие достоверные церковные писатели древнейших времен твердо свидетельствуют о действительности чудес Иисуса. У Евсевия 15 говорится о сохранившейся до его времени апологии Кодрата (жившего в Царствование императора Марка Аврелия, 161–180), причем приводится следующая из нее выдержка: «исцеленные Им (Господом) и воскрешенные из мертвых были видимы не только, когда исцелились и воскресли, но и всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Блж. Иероним Стридонский впервые соотнес апологета К. с епископом Афинским. В письме ритору Магну он называет К. «учеником апостолов и предстоятелем Афинской Церкви» (apostolorum discipulos et Atheniensis ecclesiae pontifex), который написал для имп. Адриана сочинение в защиту христ. религии в то время, когда правитель был посвящен в элевсинские мистерии; Адриан был настолько впечатлен прочитанным, что прекратил гонения на христиан ( Hieron. Ep. 70. 4). В трактате «О знаменитых мужах» блж. Иероним приводит те же сведения более подробно. После мученичества Публия, еп. Афинского, К., ученик апостолов, был поставлен на его место и своей верой и деятельностью собрал рассеявшуюся в великом страхе Церковь. Когда Адриан, проводя зиму в Афинах, был посвящен в элевсинские мистерии и почти во все языческие таинства Греции и подал этим повод ненавистникам христиан преследовать верующих даже без повеления императора, К. «представил ему книгу, составленную в защиту нашей религии, весьма полезную, исполненную разума и веры и достойную апостольского учения». «В ней, показывая свою глубокую старость, он говорит, что видел весьма многих, которые при жизни Господа, страдая в Иудее от различных болезней, получили исцеление и которые воскресли из мертвых» ( Idem. De vir. illustr. 19). Сведения блж. Иеронима восходят к данным Евсевия и представляют собой, по мнению мн. исследователей, весьма произвольную их комбинацию (см.: Pratscher. 2010. P. 183). Соотнесение апологета К., к-рому были известны еще представители 1-го христ. поколения, с Афинским епископом, поставленным во времена сщмч. Дионисия Коринфского, жившего, согласно Евсевию, в правление имп. Марка Аврелия (161-180), невозможно по хронологическим причинам. Более вероятным представляется отождествление апологета К. с одноименным пророком, о к-ром пишет Евсевий. Это предположение основано на относительной близости их упоминания в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. III 37. 1; IV 3. 1-3) и на принадлежности к апостольской традиции. Важным фактором является также то, что Евсевий относит прор. Кодрата к тем преемникам апостолов, сочинения к-рых сохранились («предание апостольского учения посредством письменных памятников» - Ibid. III 37. 4). Упоминание прор. Кодрата в числе малоазийских епископов может указывать на его связь с малоазийской традицией, что делает еще более вероятным его соотнесение с апологетом К., поскольку свидетельство К. о воскрешенных Спасителем из мертвых, которые жили вплоть до времени имп. Адриана, подтверждено также еп. Папием Иерапольским ( Boor C., de. Neue Fragmente des Papias, Hegesippus und Pierius in Bisher Untbekannten Excerpen aus der Kirchengeschichte der Philippus Sidetes. Lpz., 1888. S. 170. (TU; 5/2); ПМА. 2003. С. 450 [фрагм. «Церковной истории» Филиппа Сидского]).

http://pravenc.ru/text/1841660.html

В 1328-1341 гг. ( Leone. 1987/1989. Σ. 275-276) визант. писатель Никифор Григора создал обобщающий агиографический текст, прославляющий 3 дружины Коринфских мучеников, пострадавших во время гонений при императорах Деции и Валериане (BHG, N 358). В заглавии сочинения Григоры значится только имя К., его подвигу посвящена большая часть произведения, в то время как другие мученики, пострадавшие вместе с ним, по имени не названы. Григора попытался восстановить недостающие в раннем анонимном Мученичестве звенья жизнеописания К., сообщая, напр., что его родители были богатыми людьми благородного происхождения. Его мать, будучи беременной К., бежала от гонений в пустыню, где и скончалась через неск. дней после родов, оставив младенца в полном одиночестве. Григора опустил упоминание о занятиях мученика медициной, но подробнее описал пытки, к-рые претерпели он и его ученики (префект повелел подвесить их за ноги и терзать железными лезвиями и огнем, а затем приказал бросить диким зверям, однако те не тронули святых). На момент мученической кончины, согласно данному сочинению, К. был уже пожилым человеком. По словам Григоры, живоносный источник на месте гибели мучеников был известен и в его время ( Leone. 1987/1989. Σ. 290). Завершив рассказ о казни и захоронении мощей К. и др. мучеников, Григора переходит к повествованию о святых, претерпевших мучения «в те же годы», для к-рых К., по мнению визант. писателя, стал «учителем» и «примером». Это пострадавшие при анфипате Терции мученики Коринфские Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) (Ibid. Σ. 290-291) и Леонид , мч. Коринфский, и 7 праведных дев - Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Каллия, Галина и Феодора (пам. 16 апр., 10 марта), утопленные в море анфипатом Венустом (Ibid. Σ. 291-293). Почитание как одной, так и другой дружины фиксируется еще в позднеантичный период в сир. и в лат. традициях ( Halkin. 1953. . 217), а в Византии известно по крайней мере с X в. (SynCP. Col. 435-436, 609-610), однако Григора первым выстроил последовательное повествование с единой сюжетной линией и законченной композицией, отражающее историю утверждения христианства в Коринфе в III в., сделав К. главной фигурой этого процесса.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

На втором месте у ап. Павла стоят «пророки». Пророки – лица отделенные Богом на определенное служение – возвещать волю Божию. В связи с этим, подозреваю, что у кого-нибудь может возникнуть вопрос по поводу цитировавшегося выше Мураториева канона, в котором было сказано, что число пророков исполнено, а мы имеем точные свидетельства о пророках в Церкви до сер. второго столетия, и более того, как говорит анонимный автор писавший против секты Монтанистов (церковный писатель II-ro века, в котором некоторые видят Клавдия Аполлинария, еп. Иерапольского, другие Родона, третьи Астерия Урбана, а прот. Н. Афанасьев ошибочно приписывает Мильтиаду), отрывки из которой передает Евсевий Кесарийский в своей «Истории» 10 , этот неизвестный писатель, свидетельствует: «Апостол говорит, что дар пророчества должен быть во всей Церкви до последнего пришествия» 11 . Этот же самый писатель делит пророков на ветхозаветных и новозаветных, а из этого деления становится ясно, что Мураториев канон говорит, что исполнено число пророков ветхозаветных. Понимать это нужно именно так. Более того, это явствует из самого контекста. Из новозаветных пророков нам известны Агав, который был из Иерусалима, с ним были и какие-то другие пророки, которых дееписатель не называет по имени. В Антиохи в местной церкви так же были пророки, пророками были Иуда Варсавва и Сила, в коринфской церкви было несколько пророков, в Кесари жили пророчествующие четыре дочери диакона Филиппа ( Деян. 11:28; 13:1; 15:32 ; 1Кор.14:29 ; Деян.21 ). Из церковного предания нам еще известны, пророчица Амния из Филадельфии, пророк Кодрат, пророком называли и Мелитона Сардского 12 . Главное отличие ветхозаветного пророчества от новозаветного состоит в том, что первые говорили о том, чего не видел еще глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, пророчествовали о Славе еще не прославившегося, временах последних. Вторые действуют в последнее время (см. 1Ин.1:18 ), когда свет истинный уже светит ( 1Ин.1:8 ), когда Сам Господь сказал: «блаженны очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат, то, что многие пророки и праведные желали видеть, то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сведениям Игисиппа, в 50-60-х гг. II в. предстоятелем Коринфской Церкви был Прим (Ibid. IV 22). В 70-х гг. того же века крупным деятелем христ. Церкви был свт. Дионисий, еп. Коринфский (Ibid. IV 23). В его посланиях упоминаются имена др. предстоятелей греч. общин того времени; среди них - Филипп и Пинит, епископы критских городов Гортины и Кносса (Ibid. IV 23, 25). По посланию Дионисия известно также об образовании к этому времени общины в Лакедемоне (Спарте) на Пелопоннесе. В Коринфе одним из преемников Дионисия был еп. Вакхилл (ок. 196). Во время гонения имп. Деция (250-251) в Коринфе пострадали мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий и др. При имп. Валериане в 258 г. здесь же претерпели мученическую кончину многие христиане: Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. По данным эпиграфики можно судить о присутствии христиан на о-вах Родос и Тера (Фира) ок. 100 г. Из «Стромат» Климента Александрийского (III 2. 5) известно о неких христианах и гностиках на о-ве Кефалиния. Известны христ. катакомбы III-IV вв. на о-ве Милос. Адм. реформа имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. не внесла принципиальных изменений в систему рим. управления Г. Сохранилась в прежнем виде пров. Ахайя, из состава Македонии были выделены Фессалия (митрополия Ларисса) и Эпир (митрополия Никополь). Были преобразованы в самостоятельные провинции Крит (митрополия Гортина) и Киклады (митрополия Родос). Ранневизантийский период: IV-VI вв. После легализации христианства при имп. Константине I Великом в Г. начался бурный рост числа епископских кафедр. Церковная орг-ция диоцеза Иллирик, в к-рый входила большая часть Г., находилась в юрисдикции Римского престола. В то же время фракийские области и острова тяготели к Эфесу, а с кон. IV в.- к новой столице империи - К-полю. На I Вселенском Соборе в Никее (325) присутствовали 12 епископов из Г., среди них - Пист Афинский и Александр Фессалоникийский. В IV-V вв. епископские престолы появляются почти во всех значительных населенных пунктах. На III Вселенском Соборе в Эфесе (431) было 30 епископов из Г., на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) - 43 епископа.

http://pravenc.ru/text/597843.html

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как уточняется в Иеронимовой латинской версии «Хроники» (см. Eusebi Chronicorum libri duo/Ed. A. Schoene, p. 167, где в параллельном столбце приводится эта версия). Такое уточнение относительно содержания послания Серения дается Иеронимом, и отсутствует у Евсевия. Евсевий. Церковная история, 4.9. В частности в рескрипте говорится, что «…Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует, в случае обвинения, произвести тебе расследование. Если кто может доказать свое обвинение, а именно: что они поступают противозаконно, тогда в соответствии с преступлением и установи наказание». Более того, многие исследователи отвергает подлинность рассматриваемого рескрипта, что впрочем довольно обосновано опровергает В. В. Болотов (В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. 2. М., 1994. С. 84-88). Евсевий. Церковная история, 4.23.3: «Вспоминает он (Дионисий Коринфский – П.Л. ) и Кодрата, бывшего их епископом после замученного Пуплия, и свидетельствует, что его рвением были они собраны и вновь загорелись верой». Комментарии ( 1): о. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 06 октября 2010г. 02:10 Спасибо за эту статью, которую буду цитировать в мою книгу о монтанизме. Кодрат был одним от родоначальников этого движения и, если верить хронике Михаила Сирийца, его мощи находились вместе с телами Монтана, Прискиллы и Максимилы в роскошном святилище в г. Пепуза (Фригия). Оно уничтожено Ефеским епископом Иоанном. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/1139253

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА († 50-е гг. III в.), мц. Коринфская (пам. 16 апр.; пам. визант. 16, 17 апр.). Сведения о мученичестве И. содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.). В Синаксаре краткое Житие И. приведено под 17 апр., в Минологии Василия II - под 16 апр. Согласно этим источникам, И. приняла мученическую кончину после мч. Леонида и пострадавших с ним дев (см. в ст. Кодрат , мч., и др. мученики Коринфские). И. была родом из Греции. В один из пасхальных дней она вместе с др. христианами находилась в молельном доме. Об этом донесли правителю области; все собравшиеся были схвачены и доставлены в г. Коринф. И. допросили и заключили в темницу, затем она вновь предстала перед судом и подверглась мучениям (святой урезали язык и вырвали зубы). После пыток И. была усечена мечом. Традиционно датой кончины И. считается 258 г., на основании того что святая пострадала вскоре после мч. Кодрата и его последователей. Однако такая датировка не вполне обоснована. В различных редакциях Мученичества св. Кодрата упоминается имп. Деций , который правил в 249-251 гг. В Мученичестве авторства Никифора Григоры (BHG, N 358) речь идет только о Деции, а ,в 2 других (BHG, N 357 и AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 448-468) говорится также о Валериане (253-260). Однако в действительности Деций и Валериан не были соправителями, и один даже не был преемником другого. Но известно, что и при Деции, и при Валериане были периоды гонения на христиан (указ Деция относится к 250, 1-й указ Валериана - к 257). В таком случае кончину Кодрата и его последователей (в т. ч. И.) можно примерно датировать 50-ми гг. III в. Согласно Минологию имп. Василия II, в период гонений имп. Деция пострадала мать Кодрата, а не он сам (она была вынуждена бежать в горы от преследователей), святой же принял мученическую смерть, уже будучи взрослым, т. е. гораздо позже 258 г. В связи с тем что в текстах Мученичества Кодрата содержатся сведения о мч. Леониде и пострадавших с ним девах (однако И. среди них ни в одной из редакций не упоминается), ученые предположили, что празднование памяти И. 16 апр.- результат смешения почитания Коринфских мучеников и мц. Ирины, пострадавшей в Фессалонике вместе с мученицами Агапией и Хионией (память которых также отмечается 16 апр.; см. в ст. Агапия, Хиония и Ирина , мученицы Солунские (Иллирийские)).

http://pravenc.ru/text/673941.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010