Апостола, то в таком случае, не обманывают ли они не только самих себя, но и всех нас, слушающих их? Затем, вникнем, бр., в ст. 9: «Если исповедуем грехи наши, то и Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Не подтверждает ли и здесь слово Божие ту истину, что и верующие не чужды грехов. И, действительно, припомним слова богоизбранного сосуда благодати Божией, – первоверховного апостола Павла, который в борьбе с удобопреклонностью ко злу своего облагодатствованного духа и сердца взывает: «Не то доброе творю, которое хочу, но то злое содеваю, которого ненавижу ( Рим.7:14 ), потому что не я то делаю, а живущий во мне грех» (17 ст.). Св. Павел имел грех, а мы – пашковцы не имеем греха. Значит мы выше уже апостолов? Завидное наше положение, неправда ли, но только жалкое ослепление! Обрати внимание на слово ап. Иоанна: «будучи верен», не указывает ли здесь он на слова Иисуса Христа, сказавшего (См. Евангелие от Марка, Мк.11:25 ), «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших» (26 ст.). Здесь мы находим свидетельство Самого Христа, что верующие в Него не могут быть чужды от греха. На то и покаяние установлено в Церкви Христовой, которого, впрочем, наши проповедники не признают. Нет, бр. Василий, ко кресту Христос пригвоздил не все наши грехи, а один лишь грех Адамов, через который мы были лишены жизни, и никогда не могли зреть лица Господа даже и те, которые были праведны: души всех должны были находиться в аду до тех пор, покуда Христос не пригвоздил этот грех вечной смерти ко кресту и, сошедши духом во ад, не вывел души праведников оттуда в день Своего славного воскресения. Следовательно, вера в то, что мы искуплены будто бы от всех грехов, о которой криво толкуют наши проповедники, неосновательна, и здравомыслящий человек никогда не может согласиться с таким грубым заблуждением. Пойми и ты это, мы искуплены навсегда только от одного греха, – от греха проклятия и смерти, царствующей над вами за непослушание Адама, а не от тех грехов, которые мы совершаем каждодневно, так и сам Апостол о сём свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Неплюевым в своём имении в Черниговской губернии. Названные статьи и опыт трудового братства Н.Н. Неплюева достойны внимания вообще, особенно же для интересов миссии, так-как они имеют характер также миссионерствующий и ставят себе цель, по-видимому, общую с задачей Христовой Церкви, в которой, по слову ап. Павла, «Господь поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинной любовью все возращали в Того, Который есть Глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:11–16 ). Вследствие этого, весьма нелишне ознакомиться со статьями и с опытом Трудового Братства Н. Н. Неплюева и рассмотреть, отражалась ли в них и в какой мере вечная истина Евангелия, возвещаемая и осуществляемая на земле Христовой Церковью, ибо, несомненно, есть только одна истинно-христианская жизнь любви и святости, осуществлённая в Христовой Церкви, носительнице благодати и истины Божией, и всякая иная жизнь лишь постольку и причастна любви и святости, поскольку и в ней вмещается и отражается дух Церкви Христовой. Первая глава статьи «к лучшему будущему», напечатанная в янв. книжке «Недели», носит заглавие «Заря царства любви». Автор обращается «не к какой-либо партии, не к какому-либо народу, не к какой-либо церкви, вообще – не к какой-либо фракции человечества, а ко всем братьям по земному бытию, ко всему мыслящему и страждущему человечеству» и прежде всего излагает свою точку зрения на смысл и ход всемирной истории. Не радостна эта точка зрения. Позади себя, в минувшей жизни человечества, автор видит лишь хаос ожесточённой борьбы за наслаждение жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Неправильно толкуете! Слово Божие есть закон Бога, устав, правило, законоположение; оно выше всяких книг и изменить, перетолковать слова Божии по-своему это значит идти против Христа и учить по-своему, по-человечески. Писание отцов Церкви только подтверждает Божественное Писание, объясняет его в тех местах, которые не всякому понятны. Вот тебе пример: Христос установил таинство св. причащения и повелел его исполнять во спасение верующих. Апостол Павел то же самое говорит об этом, но говорит уже, не как установитель этого божественного таинства, а как исполнитель его. – «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, говорит он: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу»... ( 1Кор.12:23 ). Также учил и св. Златоуст о св. причащении, говоря: если кто и чисто живёт, и кается во грехах своих, а св. тайн не принимает, спастись не может (Златоустник нед. 5 поста). Видим, какое согласие в учении о св. причащении! Христос установил, а св. ап. Павел и Златоуст подтверждают его учение. В этом смысле они и названы: уста Христа – уста Павла и Златоуста. Но иное дело Христос, а иное дело Павел и Златоуст и др. Христос – Бог и установитель закона, а Павел и Златоуст – люди и исполнители его закона. Это надо различать, а вы этого не делаете и всё смешиваете вместе. У вас на ряду с Христом, Златоустом и другое учение какого-нибудь старца почитается за Божественное Писание, и даже выше. Вот это-то и не годится, братцы! Тут-то и «заблуждаетесь вы не ведуще писаний, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Вы должны знать, что православная вера наша утверждена на Христе, Сыне Божием, воскресшем из мёртвых. – «Аще Христос не восста, всуе вера наша» ( 1Кор.15:14 ), учит св. Павел. Выходит, что законом веры нашей служить Слово Божие – Евангелие, а не старопечатные книги, как вы утверждаете. Посему-то Евангелие и украшается такими ценными украшениями, как вы видите, что оно есть слова Бога; потому-то и лежит оно на св. престоле и хранится на «месте святе», в отличие от других книг; потому-то и читается оно на всех службах, что оно есть основание нашей веры и жизни во Христе Исусе, Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Подумай, брат, теперь, разве это не грубое извращение со стороны наших проповедников Св. Писания, если они слова Божественного Учителя «будьте святы» истолковывают так: «верьте в Меня, в Моё искупление вас» и будете святы. Но ведь здесь Христос говорит – «будьте святы» не по вере только, а и по поступкам – по нравственному поведению. «Научитесь от Меня, в другом месте учил Спаситель наш, ибо Я кроток и смирен духом»; не сказал Он, что научитесь верить в Моё искупление вас, но научитесь кротости, смирению, т. е. научитесь добродетелям, подвигам, достойным христиан... Пашковский лжеучитель Василий порывался возражать, но Иван сказал, что он его слушал молча, а потому и Василий не должен его перебивать, и попросил приискать слова Господа Иисуса Христа, которые сказаны Им исцелённому: «вот ты теперь здоров, смотри же не греши больше, чтобы не случилось с тобой хуже». Когда Василий нашёл этот стих, Иван спросил, почему Христос не сказал исцелённому так: «вот ты здоров теперь, только верь в то, что я исцелил тебя, и будешь ограждён от всего худого»? Нет. Спаситель говорит: «смотри не греши больше, чтобы не случилось с тобой ещё худшего». Ведь исцелённый несомненно верил, что Христос его Исцелитель и Спаситель, и веру эту Сердцеведец Господь, конечно, знал, однако находил её недостаточной для спасения и внушает исцелённому: «смотри не греши» чтобы не случилось худшего. Подумай, не указывает ли, брат, этими словами Христос опять на дела, а, следовательно, не ясно ли, что одна вера, которую ведь и бесы имеют, не может спасти человека, но вера спасающая должна быть споспешествуема делами любви и подвигами добродетелей христианских»? Далее Иван попросил Василия приискать и прочесть 1Ин.1:8 : «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас». – Кому, скажи, пишет это Апостол? – спросил Иван. Василий отвечал, что к незнающим Господа. – Ошибаешься, бр.: Апостол пишет эти слова уже принявшим Господа, это ясно из всех последующих стихов, прочитай-ка их и подумай, брат, хорошенько: если наши проповедники говорят, что мы дети Божии, что не имеем греха, вопреки слову св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прочитай 10 стих, где ясно говорится: «если говорим, что мы не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». Да, возлюбленный, я убедился, что в наших проповедниках не Его слова, а слова Его врага, который сказал Еве: «Бог за то запретил вам вкушать плоды с этого древа, что, как только вы вкусите его, будете сами как боги и будете знать добро и зло». Припомни, как слова змея понравились праматери нашей Еве: она сейчас же послушалась льстивого совета змея и сорвала плод с запрещённого дерева, вкусила его и подала Адаму. Не подобны ли сему искусителю и наши проповедники, указывающие нам на плод одной только личной веры, через которую так легко достигнуть пребывания со Христом и мнимого спасения, так что многие прельщаются лёгким, чисто фантастическим, путём спасения, – уверяя себя, что они привяли Господа, а в сущности они только отступили от православия и вступили в секту пашковцев. Не таже ли и здесь повторяется с нами, по действию диавола, необдуманность, как и в Эдеме с праматерью Евой! Брат Василий потерял всякое терпение, слушая доводы Ивана, опровергавшего мудрования пашковских учителей, которым первый верил безотчётно и безусловно. Василий недоумевал, откуда дадеся такая премудрость Ивану, всегда на собраниях и на частных беседах молчавшему и вздыхавшему. Не имея что возразить, Василий просто начал сердиться и браниться, назвав Ивана «валаамовой ослицей». Отвечая на оскорбления, Иван напомнил собеседнику слова Апостола: «гневаясь не согрешайте». – Гневаться, брат, можешь, как и сказал Апостол, но оскорблять другого грешно; «солнце да не зайдёт во гневе вашем», сказал Апостол, а оно уже начинает восходить, посмотри на небо и поспеши успокоиться, я же тебя прощаю за оскорбления твои. Напоминаю тебе, брат, по любви наставления апостола Павла к Колоссянам гл. 2, ст. 8: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и пустыми обольщениями, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу», а также и Петра во втором послании его гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Писание очень часто указывает на божественное происхождение христианства, как на самое главное основное доказательство его истинности. Сам Спаситель истину Своего учения основывал, прежде всего, на Своём божественном достоинстве и посланничестве, на авторитете Своего Лица, как Единородного Сына Божия. Так, находясь у сокровищницы храма, Иисус Христос стал говорить народу о Себе, как истинном свете жизни: «Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»... (Ев. Ин.8:12 ). Здесь, как везде и всегда, выступили против него фарисеи, говоря: «Ты сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно» ( Ин.8:13 ). Чтобы убедить одних и поразить других, Спасителю нужно было указать, вне всякого сомнения, на какое-нибудь особенно важное, неоспоримое доказательство истинности Своих слов. И Господь прямо и решительно говорит: «Вы судите по плоти, Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно ( Втор.19:15 ). Я сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Втор.19:15–18 ; ср. 7:16–18,28–29,8:25–30 и др.). Апостолы, больше всего и прежде всего, каждому и всякому старались доказать, «что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы (иудеи) распяли» ( Деян.2:36 ), и потом уже раскрывали ту или другую истину. Что касается, наконец, святоотеческих творений, то в них также главным основным доказательством истинности христианства считалось его божественное, сверхъестественное происхождение. Об этом со всей рельефностью говорит уже тот факт, что всё, более подходящее к истине, все лучшие религиозные понятия греков и других народов древности, апологеты первых веков христианства, начиная с Иустина мученика , ничем иным не объясняли и не могли объяснить, как заимствованием этих элементов из сокровищницы ветхозаветного богооткровенного учения 194 . На чём же утверждается, чем доказывается незыблемость того основного положения – о божественном достоинстве христианства, – на котором (положении) зиждется весь modus demonstrandi супранатуралистического метода? Главными доказательствами истинности упомянутого основного положения признаются в супранатуралистическом методе ветхозаветные пророчества, с точностью исполнившиеся на Лице Спасителя, и чудеса Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

80 Конечно, Мироновичу не оставалось ничего более, как воспользоваться предложенным ему с такой злою иронией со стороны консистории снисхождением, т.е. остаться при всех занимаемых им должностях, из опасения лишиться куска хлеба. Совсем иначе отнесся пр. Макарий к преемнику Мироновича по должности, как настоятеля Ковенского собора, так и благочинного, протоиерею Суханову, подавшему прошение в 1871 об увольнении его от должности благочинного, по слабости здоровья, написав на оном: «уволить почтенного протоиерея, согласно его просьбе от должности благочинного, которую он проходил столько лет (30 лет и 5 месяцев) и с постоянною ревностью», причем не нашел никаких препятствий к оставлению Суханова при одной должности настоятеля собора и к возложению обязанности благочинного на второго священника Ковенского собора В. Попова. И уже только после смерти протоиерея Суханова, снова соединились в одном лице протоиерея Попова обе должности, настоятеля Ковенского собора и благочинного Ковенского. Несравненно большею снисходительностью епархиального начальства при пр. Иосифе пользовались благочинные из воссоединенного духовенства. Это видно из того, например, что в 1844 благочинному Довилейскому – Окуличу, заподозренному неоднократно в лихоимстве и в несправедливом отношении к подведомому ему духовенству, пр. Иосиф только дал предостережение, что, в случае дальнейших проступков против должности, будет отрешен от оной. 81 И только в 1853, заметив, что но управлению Довилейским благочинием оказываются постоянные неисправности и запутанности в делах, и приписывая это пожилым летам Окулича и его образованию, пр. Иосиф уволил его от должности, объявив ему однако признательность за долговременную и усердную (!) службу и даже сделал представление в св. Синод об оставлении за Окуличем пособия, в виде пенсии, из получавшегося им доселе оклада в 50 руб. серебром по должности благочинного. Довилейское же благочиние переименовал в Молодечненское и на место Окулича благочинным назначил священника Молодечненской церкви И. Ивановск ого. 82 Другой пример: в 1848 Коссовский благочинный протоиерей Центковский за растрату 160 руб. 44 коп. из сумм, отпущенных на жалование причтам, был только отрешен от должности благочинного, 83 причем сам пр. Иосиф уплатил за него из своих сумм 100 руб. 44 коп., не пожелав подвергать его законному взысканию, во внимание к его долговременному служению и стеснительному семейному положению. 84

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Исчисленная таким путем сумма поземельного сбора была распределена по губерниям, входящим в состав Литовской епархии, так: по Виленской – 420 тыс. руб., Ковенской 50 тыс руб. и Гродненской – 820 тыс. руб. Самое взимание этой суммы сбора, в видах облегчения плательщиков, было разложено по Ковенской губернии на два года, а по остальным на 20 лет. 284 Таким образом, с 1889 года успех устройства причтовых помещений в западном крае будет всего более зависеть от доброй воли и распорядительности, как самого духовенства, так и особенно епархиальных начальств. 285 Другим пунктом Высочайше утвержденного 11 апреля 1872 года положения относительно обеспечения духовенства православного в западных губерниях указывалось на обязательность наделения оного во всех сельских приходах, в состав которых входили, как бывшие помещичьи, так и государственные крестьяне и бывшие военные поселяне, землею в том количестве, какое недоставало до 33 десятин на каждый наличный причт. В приходах же, состоявших исключительно, или частью, из бывших государственных крестьян или военных поселян, надел земли из свободных казенных земель, проводящийся чинами Министерства Финансов, независимо от 33 десятин на каждый причт, мог быть увеличен, где для сего оказывались свободные казенные земли, а равно и передача в постоянное пользование причтам, без права отчуждения и обременения долгами и иными обязательствами, казенных оброчных статей (мельниц, рыбных ловлей и прочих) в тех местностях, где, по незначительности этих статей и по другим условиям, таковая передача была бы признана Министерством Государственных Имуществ возможною. И духовенство Литовской епархии широко воспользовалось этим законом и, кроме нормального надела земли, получило по многим местам, особенно в Ковенской губернии, и значительную прибавку земельного надела и разного рода арендные статьи. 286 Не так благоприятно поставлено было дело относительно обеспечении православного духовенства отпуском дров на отопление из казенных дач. Так как в 1881 году Министерство Государственных Имуществ на ходатайство архиепископа Александра о безденежном отпуске леса духовенству Литовской епархии на домашние потребности, производившемся раньше наравне с казенными крестьянами западных губерний, ответило отказом, в виду отсутствия окончательного разрешения сего вопроса законодательным путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Поручаю вашему преосвященству посетить вверенный преимущественно вашему ведению Брестский уезд и осмотреть по возможности Церкви как сего уезда, так и все находящиеся по пути от города Гродно до пределов Брестского уезда. О состоянии сих церквей, а также о положении местных паств и духовенства, ваше преосвященство донесёте мне в своё время, соображаясь с правилами, предписанными для сего недавно Святейшим Синодом, которые препровождены к вам будут из консистории. По усмотрению надобности, ваше преосвященство не оставите принять лично местные меры к исправлению могущих открыться при осмотре недостатков и погрешностей. Консистория даст ныне же предписание по сему предмету означенному выше духовенству. Викарному епископу Платону, от 21 июня за 1983, с поручением ему осмотреть церкви Ковенской губернии Поручаю вашему преосвященству осмотреть церкви Ковенской губернии и о состоянии оных, а также положении местных паств и духовенства донести мне в своё время, соображаясь с правилами, предписанными для сего недавно Святейшим Синодом; по усмотрению же надобности, принять лично местные меры к исправлению могущих открыться при осмотре недостатков и погрешностей. консистория даст ныне же предписание по сему предмету духовенству Ковенской губернии. Ректору Литовской семинарии Евсевию (записка), от 25 июня за 2015, о совершении духовенством долга покаяния по случаю холеры Жизнь и смерть в руце Божией. Одна и другая равно дар Промыслителя всяческих. Да и христианам ли опасаться кончины, соединённой с надеждою вечной блаженной жизни? – Но чтобы надежда эта нас не обманула, нужно быть готовым каждому встретить смерть с совестью чистою, дабы предстать чистым по возможности на суд Всевышнего. По сему, при предстоящем бедствии, спасительно духовенству очистить благовременно совесть исповедью и святым причастием и внушить это же своей пастве. Исполнив сей долг и помолившись всеблагому Отцу, будем ожидать спокойно участи, которой угодно будет ему сподобить нас, детей своих. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 3 августа за 2336, о смерти члена консистории протопресвитера Антония Тупальского

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010