Пол. Собр. 3. Р. И. XXV, 18348), Староконстантинове, Кременце и Дубне – всюду по 110 руб., кроме брацлавского и дубенского соборов, которым положено по 245 р., всем 1345 руб. из Подольской Казенной Палаты. 5. Житомирской епархии – в г. Остроге, Новгород Волынске, Заславле, Ровне, Житомире, Овруче, Луцке, Ковне по 110 руб. и Владимире Волынском – 245 руб., всего 1480 руб. из Волынской Казенной Палаты, только ковенскому собору оклад положен из Литовской Казенной Палаты. 6. Новороссийской епархии, в городах, присоединенных от Порты – Тирасполе, Одессе, Дубоссарах, Овидиополе и Очакове по 110 руб. 7. Феодосийской епархии (викариатства) – в Еникале, Карасубазаре, Бахчисарае – по 110 руб., всего 8 церквам 880 руб. из Новороссийской Казенной Палаты, всего на все соборы и церкви 5735 руб. Подробнее об учреждении соборов см. Пол. Собр. Зак. Р. Имп. XXV, 19070. 1161 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIV, 18116. Указ 29 авг. 1797 г., об устроении Воронежской губернии и разграничении ее с соседними губерниями – Слободско-Украинской и Курской и об отчислении от нее некоторых сел. 1162 Арх. Св. Син. д. 1798 г., 120, лл. 1–4. Невнимательность Губернских Правлений к требованиям Духовных Консисторий доходила до того, что по некоторым делам Консистории писали в Губернские Правления в продолжение нескольких лет раз по семи и более, но без всякого удовлетворительного дейстния. Св. Синод жаловался Сенату на невнимательность Губернских Правлений. Сенат особым указом 13 сентября 1798 г., под угрозой наказания, требовал от светских учреждений отвечать на запросы духовных мест с возможной поспешностью (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXV, 18665). 1167 Вот некоторые справки: Саратов от Астрахани – 720 вер., Пенза от Астрахани – 800 вер., от Тамбова – 340 вер., от Саратова – 234 вер.; города Саратовской губ. от Саратова: Камышин – 174 вер., Вольск – 110 вер., Хвалынск – 180 вер., Петровск – 105 вер., Сердобск – 175 вер., Кузнецк – 180 вер., Новохоперск (не показано), Царицын – 355 вер., Пензенской губ: Аткарск – 79 вер., Мокшан и Городище не показано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

выми, хотя и законными требованиями православного епископа и стал отказывать ему в этих его требованиях. Преданный святой православной церкви епископ Филарет не перенес такого поведения князя, горько жаловался на него и сам был удален из Риги. Место его занял преосвященный Платон, дотоле бывший епископ Ковенский, викарий Литовский. Вскоре после своего прибытия в Ригу, он был вызван в Петербург и там, конечно, получил инструкции для своего управления Рижским викариатством. Очень ласковый и обходительный не только с русскими-православными, но и с иноверцами, он заслужил полную похвалу особенно от последних, с которыми преосвященный Филарет мало имел и знакомства. Светлейший генерал-губернатор, озлобленный противодействием и горькими жалобами на него прежнего епископа Рижского, продолжал свои действия не в пользу православия и при преосвященном Платоне. Трудно было иногда последнему убедить князя сделать полезное для православия: умерить например притеснения православных хозяев от помещиков-лютеран, уступить помещения для православной церкви и причта, заставить отвести удобное место под постройку церкви и под кладбище и тому подобное. Преосвященный не хотел слишком много беспокоить князя своими настоятельными просьбами, не хотел и жаловаться на него. Все это, по его мнению, не могло привести к выгодным для православия последствиям и как он сам выражался, – он вынужден был лавировать пред князем и только таким способом иногда удавалось ему выпросить у князя что-нибудь в пользу православия. Особенно неприятны были для генерал-губернатора князя Суворова бесчисленные жалобы, приносимые православными крестьянами обычно через священников на притеснения их от лютеран помещиков судейских и полицейских чиновников. Жалобы эти, обследованные обычно лютеранскими чиновниками, оказывались по лютеранскому суду не только не справедливыми, но даже лживыми; самых священников обычно представляли подстрекателями своих прихожан к жалобам на лютеран и светское лютеранское начальство иногда требовало самих священников подвергнуть строгому взысканию за ложное донесение. Ко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

все воссоединенные церкви губерний Киевской, Волынской и Подольской подчинены были местным древлеправославным архиереям. 426 Но чтобы смягчить и облегчить для воссоединенного духовенства, сколько возможно, переход под управление наших архиереев, синод дал архиереям киевскому, волынскому и подольскому особенные правила для управления воссоединенным духовенством. В этих правилах предписывалась снисходительность и внимательность к воссоединенному духовенству. Так, велено было избрать в члены консисторий, духовных правлений и попечительств о бедных духовного звания по одному человеку из воссоединенного духовенства, благочинных из воссоединенного духовенства приказано оставить при их должностях, даже экзаменаторов определено было избирать из воссоединенного духовенства. Запрещено было также требовать и поощрять, чтобы воссоединенные священники изменяли одежду, растили бороду и волосы, и ежели бы кто из них и сам того пожелал, то приказывалось сноситься об этом архиереям предварительно с обер-прокурором св. синода. Велено было также не обращать внимания на несоблюдение воссоединенным духовенством постов и употреблять, в случае упущения и проступков с его стороны, меры сколь возможно снисходительные и негласные. 427 По-видимому, теперь прочно устроены были западные епархии и пределы их определены надолго; но с образованием в 1843 году новой Ковенской губернии, в состав которой вошли северные уезды Виленской губернии: Тельшевский, Шавельский, Россиенский, Унитский, Новоалександровский, Вилькомирский и часть Ковенского, 428 необходимо было вновь разграничить епархии литовскую и минскую, потому что некоторые уезды Минской губернии отошли к Гродненской, которая составляла часть литовской епархии, а от литовской перешел уезд Новогрудский в минскую епархию. Но важнейшим результатом образования новой губернии было восстановление второго литовского викариатства, закрытого с 1840 г., но только не в Пинске, а в гор. Ковно, который по новому учреждению возведен был на степень губернского города Ковенской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо от того в среде последователей сект раскольнических толков сильна мысль, что запись в метрики и вообще во всякие документы представляется преданием себя во власть антихриста и наложением его печати. Для раскольнического воображения, и без того сильно занятого мыслью об антихристе, последнем мучителе правоверных, слух о переписи, таким образом, естественно мог показаться подтверждением страшных опасений и ещё более обострить эти страхи. К тому же некоторые раскольнические грамотеи, по словам Томского преосвященного, не гнушающиеся светских газет, почерпнули из них известие о комете, которая появится в 1899 году и будто бы столкнётся с землёй. Эти известия ещё более укрепили раскольников в мысли о близости кончины мира и тем ещё более усилили тревогу. Но особенно сильное возбуждение замечалось среди последователей страннической секты, которая с самого начала своего существования определилась, как секта противообщественная, отрицающая не только церковный, но и весь существующий общественно-государственный строй, выходя из крайне фанатического учения об антихристе, воцарившемся в мире в преемственном ряде носителей Верховной Власти. Одна странническая семья, проживающая в Мариинско-Чулымской тайге, страшась печати антихриста, собиралась было, по словам преосвященного Томского, предать себя даже сожжению, и только убеждения более благомыслящих соседей не дали осуществиться этому фанатическому замыслу. Странники, живущие в пределах Сарапульского викариатства Вятской епархии, в год переписи устроили несколько собраний, предметом рассуждений коих была всеобщая перепись. Они постановили уклоняться от переписи, что и исполнили на самом деле. По словам отчёта преосвященного Вятского, переписчиков в дома свои они не пускали, или, если те входили, то имён своих не сказывали. Некоторые из деятелей по переписи – счётчиков и наведывавших участками свидетельствуют, что многие из принадлежащих к секте странников и бегунов в Тверской, Ярославской и Костромской губерниях ускользнули от переписи, скрытые в разных тайниках, подпольях и других притонах, устраиваемых в домах менее совершенных последователей страннической секты, так – называемых «жилых» бегунов, «странноприимцев» или «пристанодержателей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) составил формальное освидетельствование того дома в отношении его прочности и надёжности постройки; 2) составил опись мебели, которую граф Мостовский намерен продать вместе с домом; 3) составил самый план дома в нынешнем оного положении, если таковое после сделанных переделок слишком несходно против прежних планов, которые вам при сём возвращаются. Святейшему Правительствующему Синоду, от 4 мая за 710, с мнением касательно учреждения в г. Ковне второго викариатства Литовской епархии Указом, от 28 истекшего апреля за 4964, Святейший Синод предписал мне представить свои соображения и заключение по предмету учреждения в городе Ковне второго викариатства Литовской епархии. По точному смыслу Высочайшего повеления, в указе прописанного, пребывание викария должно быть в Ковне; потому я и полагаю для его местожительства назначить Пожайский Успенский первоклассный монастырь, в нескольких только верстах от Ковно состоящий, с тем, чтобы он, Ковенский викарий, был вместе и настоятелем сего монастыря. Поскольку, однако же, по Ковенской губернии, имеющей весьма ограниченное число Православных церквей, не может быть довольно дел для тамошнего викария: то следует предоставить епархиальному архиерею назначать по временам сему викарию пребывание и в Вильно, коль сего потребуют дела и местные обстоятельства. Для Ковенского викария, при его отдельном положении, необходимо: кроме штатной суммы для него и для свиты, в 2.000 руб. сер., назначить ещё и на певчий хор штатную сумму в 495 руб. серебром. Представляя таковое мнение моё насчёт постоянных мер для учреждения Ковенского викариатства, долгом поставляю присовокупить, что Пожайским монастырём управляет ныне заслуженный и деятельный архимандрит Парфений, на ответственности коего лежит некоторым образом производящаяся теперь перестройка зданий того монастыря на весьма важные суммы, отпущенные Святейшим Синодом, и потому, до окончания работ и открытия для архимандрита Парфения другого соответственного его заслугам места, необходимо оставить его настоятелем Пожайского монастыря, а до того времени назначить викарию из других источников соответственное вознаграждение. Слонимскому благочинному протоиерею Соловьевичу (секретно), от 13 июня за 835, о неделании вымогательства благочинными денег от священников при раздаче им штатного жалованья

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященные викарии Литовской епархии были ближайшими помощниками епархиальных преосвященных по управлению епархией, если далеко не всегда в действительности, то, по крайней мере, по идее. До времени открытия Ковенской губернии в 1843 был только один викарий Литовской кафедры, именовавшийся до 1840 епископом Пинским, а с 1843 и по настоящее время их два, из коих первым именуется епископ Ковенский, а вторым – Брестский. Впрочем, и по времени открытия Ковенского викариатства и по малому числу церквей, находящихся в Ковенской губернии, епископу Ковенскому следовало бы, по-видимому, именоваться вторым викарием, тогда как епископу Брестскому и по времени существования сего викариатства еще до воссоединения униатов, только под другим названием, и по числу церквей, находящихся в сем викариатстве, 15 превышающем число оных в Ковенской и Виленской губернии вместе взятых, надлежало бы иметь титул первого викария. Впрочем, для такого предпочтения Ковенского викариатства пред Гродненским некоторым основанием может служить отчасти то обстоятельство, что викарий Ковенский, и за малочисленностью церквей, находящихся в его ведении, и по близости большей к Вильне г. Ковны, в сравнении с г. Гродною, где проживает Брестский викарий, является иногда заместителем епархиального Литовского архиерея, во время ли его отсутствия, или за болезнью. Еще митрополиту Иосифу в 1843 году было разрешено св. Синодом вызывать в Вильну, по мере надобности, как для совершения богослужения, так и для участия в рассмотрении важнейших дел, того или другого викарии. С этого времени пр. викарии Ковенские сделались уже постоянными заместителями епархиальных преосвященных за отсутствием их из епархии или за болезнью, и проживали в Вильне в Свято-Духовском монастыре, в так называемых настоятельских покоях, тогда как в Ковне в зимнее время помещение они имеют в самом городе, в здании, где помещается причт Ковенского собора, а в летнее время, в 10 верстах от города, в Пожайском монастыре. Так было при митрополите Иосифе, когда он находился в Санкт-Петербурге для присутствия в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

2) отношения от 27 и 29 мая к графу Протасову, о положении Полоцкой епархии и о тамошних делах; 3) отношение к нему же, графу Протасову, от 12 июня, о положении Могилёвской и Минской епархий; 4) секретное донесение Святейшему Синоду от 12 июня, о состоянии четырёх осмотренных мною епархий. Кроме осмотра четырёх епархий можно ещё отметить за 1843 год следующие более замечательные факты. Первое. Учреждение в Гродно женского монастыря. Найдя невозможным устроить оный из бывших Униатских монахинь, я выписал их всех вместе с игуменьей из Могилёвской епархии. Но мера сия немного принесла пользы – кажется, женские великороссийские монастыри не в духе здешнего населения – и я не торопился учреждением в Литовской епархии другого женского монастыря, а впоследствии средства, для него предназначавшиеся, обратил на учреждение в Вильно училища для девиц духовного звания. Второе. Преобразование в собор Ковенской Александро-Невской церкви, и открытие Ковенской губернии, при котором я присутствовал и участвовал по Высочайшему повелению. Об открытии сем, в тетради, под есть два конфиденциальные мои письма к графу Протасову от 26 июня и 5 июля. В них, кроме описания самого происшествия, можно найти объяснение о пущенной якобы в меня стреле во время богослужения, и о бывшем маленьком столкновении между мной и некоторыми гражданскими начальствующими лицами. Третье. Учреждение в городе Ковно второго викариатства Литовской епархии. Викарию местопребывание назначено в Пожайском монастыре; и первым викарием назначен архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря Платон, нынешний Рижский архиепископ. Посвящение совершено мною в Вильно, с подобающим торжеством – как описано в письмах моих к графу Протасову от 1 и 26 августа и 11 сентября, значащихся в той же тетради, под Вот уже посвящены мною в Вильно шесть моих викариев, мною же избранных из числа моих подчинённых, – и все они оправдали избрание их достойным доныне служением. Четвёртое. Закрытие Белорусско-Литовской духовной коллегии, так что воссоединённые церкви с их епархиями остались в непосредственном заведывании Святейшего Синода. По случаю закрытия коллегии удостоился я весьма лестного Высочайшего рескрипта от 14 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиепископ Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Имена Сведения Антоний (Зубко), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 01.03.1848 на покое; 15.02.1884 Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 01.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; 06.03.1881 Александр (Добрынин), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиепископ Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 06.04.1878 переименован епископ Минский и Туровский; 22.03.1897 Минская и Туровская С 6 апреля 1878 года Имена Сведения Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Минский и Бобруйский с 06.04.1878 по 26.07.1880 епископ Астраханский и Енотаевский; 22.03.1897 Варлаам (Чернявский), епископ бывший епископ Выборгский викарий Санкт-Петербургской епархии с 26.07.1880 21.05.1889 Симеон (Линьков), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 03.06.1889 31.08.1899 Викарии Минской епархии Житомирский епископ Викариатство учреждено в 1795 году Кафедра в Остроге Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ рукоположен с 03.06.1795 по 16.10.1799 епископ Волынский и Житомирский Могилёвская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилёве Мстиславская, Оршанская и Могилёвская Имена Сведения Иосиф (Бобрикович-Анхожский), епископ рукоположен в конце 1633 09.04.1635 рукоположен с 1635 по 25.02.1647 митрополит Киевский и Галицкий Игнатий (Оксенович-Старушич), епископ рукоположен с 12.07.1650 Иосиф (Кононович-Горбацкий), епископ рукоположен с 02.05.1650 25.02.1653 С сентября 1654 года кафедра перешла под управление Московского патриарха, однако епископ не был поставлен. Заведовал Могилёвской епархией сам патриарх Никон . С сентября 1655 года патриарх Никон поставил наместником Филофея, наместника Иверского Святоезерского монастыря (на Валдайском озере) и его брата Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3 авг. 1915 г. еп. Елевферий организовал эвакуацию Пожайского и Сурдегского мон-рей и вскоре выехал в Москву. 28 июня 1917 г. в связи с избранием 21 июня на Московскую кафедру Литовского архиеп. св. Тихона (Беллавина ; с нояб. 1917 патриарх Московский и всея России) еп. Елевферий был назначен временно управляющим Литовской епархией. В кон. 1917 г. епископ прибыл в Дисну (ныне на территории Белоруссии), единственную часть Литовской епархии, не занятую нем. войсками. В нояб. 1918 г. переехал в Вильну (Вильнюс). Позднее было учреждено Каунасское православное духовное правление. Постановлением патриарха Тихона и Синода от 28 июня 1921 г. еп. Елевферий был возведен в сан архиепископа и назначен на Виленскую кафедру правящим архиереем. С 14 окт. 1922 г. до нач. февр. 1923 г. архиеп. Елевферий находился под арестом по приказу польск. властей (Виленский край официально был присоединен к Польше в марте 1922). После освобождения архиерей был выслан из Польши, 6 февр. он прибыл в Каунас - временную столицу Литовской республики. В связи с тем что кафедральный Петропавловский собор в Каунасе еще в 1919 г. был отобран у верующих, кафедральным храмом стала кладбищенская Воскресенская ц. В 1932 г. был заложен каунасский кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1935). В окт. 1939 г. Виленский край был передан Литве, митр. Елевферий вернулся в Вильнюс. 26 апр. 1942 г. Виленский митр. Сергий (Воскресенский) возглавил хиротонию архим. Даниила (Юзвьюка) во епископа Ковенского (Каунасского), викария Литовской епархии. После убийства 23 апр. 1944 г. митр. Сергия еп. Даниил стал первым кандидатом на должность экзарха согласно завещанию покойного. 8 мая еп. Даниил объявил о вступлении в должность временно управляющего Виленской и Литовской епархией с правами заместителя Патриаршего экзарха Прибалтики, тогда же он был возведен в сан архиепископа Ковенского. В июле 1944 г. смещен с кафедры оккупационными властями и арестован, освобожден в мае 1945 г. Жил в Чехословакии, в кон. 1945 г. вернулся в СССР, в янв. 1946 г. (по др. данным, 30 дек. 1945) назначен на Пинскую и Брестскую кафедру. К. в. впосл. не замещалось. Епископы

http://pravenc.ru/text/1841610.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010