4. Принадлежащие к экзархату местные организации: а) епархии: Литовская, Латвийская, Эстляндская с Нарвским викариатством; б) монастыри: в Литве: мужской Свято-Духовский в Вильне, женский Мариинский в Вильне; в Латвии: женский Свято-Троице-Сергиевский в Риге с Преображенской пустынью в Валгундском округе, женский Богородице-Рождественский в Илуксте; в Эстонии: мужской Успенский в Печорах, женский Успенский в Пюхтице (Куремяги). II. Пояснения. 1. Экзарху подчинены все архиереи в экзархате, а именно. Литовская епархия: архиепископ Феодосий, на покое по старости лет; епископ Даниил Ковенский, викарий епархиального архиерея Литовской епархии. Латвийская епархия: митрополит Августин, по причине неповиновения церковному начальству экзарх уволил его на покой, привлек к архиерейскому суду Церкви-Матери и впредь до решения сего суда запретил в священнослужении; архиепископ Иаков Мигавский, викарий епархиального архиерея Латвийской епархии, по старости лет в бессрочном отпуске. Эстляндская епархия: митрополит Александр Ревельский, вследствие неповиновения церковному начальству подлежал бы увольнению на покой, привлечению к архиерейскому суду Церкви-Матери и впредь до решения сего суда запрещению в священнослужении; экзарх пока воздерживается от этих мероприятий, ибо все еще сохраняется надежда на то, что митрополит Александр раскается и подчинится церковному начальству. В случае утраты этой надежды упомянутые меры будут приняты (не позже, чем во время следующего архиерейского совещания, которое предположено созвать в октябре с. г.). В случае подчинения церковной власти митрополит Александр мог бы вновь в качестве епархиального архиерея принять в управление Эстляндскую епархию. В настоящее время он управляет этой епархией лишь фактически и захватнически, посему его распоряжения не обязательны для верующих, канонически недействительны. Архиепископ Николай – на покое по старости лет. Епископ Павел Нарвский, викарий епархиального архиерея Эстляндской епархии; он не соучаствовал в неповиновении, которое оказал церковному начальству митрополит Александр, и порвал с последним отношения; он подчинен непосредственно экзарху впредь до восстановления канонически правильного порядка в Эстляндской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

571 Ядринцев, Н. Мих., известный сибирский публицист, путешественник, археолог и обществ. деятель. Род. в 1842 г. В 1865 г. арестован был в Томске по обвинению в сибирском сепаратизме. С 1882 г. он редактировал в Петербурге «Восточное Обозрение», переведенное в 1888 г. в Иркутск. С 1891 г. Ядринцев сделался редактором этой газеты. 573 Агафангел (Преображенский), бывший с 1886 г. инспектором, 28 фев. 1888 г. назначен ректором Иркутской семинарии. В настоящее время – архиепископ. Литовский. 575 Архим. Григорий 3 февр. 1891 г., т.-е. за полтора года до кончины м. Исидора хиротонисан был в епископы Ковенские. 576 Возвращение м. Михаила в Сербию состоялось лишь 29 мая 1889 г., после отречения короля Милана от престола. Хотя регенты и министерство боялись еще Австрии, но пригласили Михаила на митрополичью кафедру под давлением народных желаний. А насколько жива была в народе память о Михаиле и коль неканоничным казалось его свержение, видно из того, что после его отъезда из Сербии некоторые совсем не обращались к духовенству с требами. Так Белимаркович (после отречения Милана бывший регентом) не крестил своих четырех детей и не звал попа в дом (из письма м. Михаила от 11 марта 1889 г.). 577 Николай (Адоратский), до назначения ректором Ставропольской семинарии (окт. 1887 г.) был смотрителем Херсонского училища, потом (1890 г.) епископом Новомиргородским. Сконч. В 1896 г. на Оренбургской кафедре. 578 Питирим (Окнов) из учителей Киевской семинарии был инспектором в Ставрополе с июня 1887 г. по март 1890 г., когда сделался ректором. Ныне Владикавказский архиепископ. 579 Моздокское викариатство Кавказской епархии было учреждено 21 дек. 1870 г. и закрыто было в 1881 г. с переводом викария Исаакия (Положенского) в Красноярск. 580 Речь идет о св. Александро-афонском Зеленчукском монастыре в Зеленчукском ущельи, где над развалинами древних храмов при содействии еп. Владимира насаждена была иноческая жизнь (1889 г.). См. брошюру: «Древне-христианские храмы и св. Александро-афонский Зеленчукский монастырь, в Зеленчукском ущельи кавказскаго хребта, Кубанской области, Баталпашинского уезда (с рисунками древних храмов)» М. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно этого события и воспитанниц училища Владыка Иосиф писал: «Надеюсь, что они (выпускницы училища) будут хорошими жёнами и матерями, которые так необходимы в здешнем крае для православных священников. Очень жаль, что мои усилия в этом направлении не увенчались успехом, по крайней мере, лет десять тому назад». Помимо училищ Духовного ведомства при архиепископе Иосифе стали открываться приходские духовные училища как мужские, так и женские. В 1860 г. их было более 200, а к концу жизни митрополита Иосифа – около 500. В сан митрополита владыка Иосиф был возведён в 1852 г. – «в уважение особенных заслуг». На начало 60-ых годов XIX ст. в Литовской епархии имелось 450 приходов и в 250 из них – церковные школы. Делу просвещения предназначено было послужить и учреждение еженедельника «Литовские Епархиальные Ведомости», который стал выходить с 1863 г. и выходил вплоть до 1917 года. Ещё в 1845 г., ради более успешного управ­ления епархией, APXIEPEЙCKAЯ КАФЕДРА из Жировиц ПЕРЕНЕСЕНА была в город ВИЛЬНУ и открыто Ковенское (Ковна – ны­нешний Каунас) викариатство. Первым еписко­пом Ковенским стал архимандрит Свято-Духова монастыря Платон (Городецкий) . В 1851 г. забо­тами и финансовой помощью владыки Иосифа преобразована была в криптовый храм пещера под главным алтарём Свято-Духовской церкви, где хранились мощи свв. Литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В бытность его главой епархии были подняты из руин Свято-Николаевеская Пренесенская, Параскевы Пят­ницы (Пятницкая) и Успенская (Пречистенс­кая) церкви в г. Вильнюсе. Перестроен, освящён во имя св. Николая и сделан кафедральным бывший католический костёл св. Казимира, реставрированы и приведены в православный облик церкви, которыми во времена Унии завладели униаты. Восстановлено и получило новый устав Виленское Свято-Духовское братст­во. Виленское Свято-Духовское братство, в силу сложившихся обстоятельств, к концу XVIII в. фактически прекратило своё существование. Вызванное к бытию особыми, неблагоприят­ными для Православия обстоятельствами церковно-религиозной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тому времени в Литовской епархии имелись два викарных епископа – Ковенский и Брестский (с резиденцией в Гродно). Несмотря на то, что викариатство Брестское, а фактически Гродненское, ибо состояло из Гродненской губернии, по всем параметрам превосходило Ковенское, тем не менее, первым заместителем правящего архиерея Литовской епархии был, как правило, епископ Ковенский. Но большим минусом при этом было то, что Ковенские епископы (равно как и брестские) слишком часто сменялись. Данные свидетельствуют, что за полвека (с 1843 по 1893 г.г.) на этой кафедре побывало 14 епис­копов. В бытность архиепископа Макария ковенскими викариями были в начале еп. Иосиф (Дроздов), затем с февраля 1875 г. еп. Евгений (Шершило) и с мая 1877 еп. Владимир (Ни­кольский). Частая смена епископов не позволяла им, как следует вникнуть в проблемы собствен­ного викариатства, а тем более в дела всей епархии. И хотя по положению епархия во время отсутствия архиепископа управлялась ковенским викарием, фактическое управление и власть были сосредоточены в руках Виленской консис­тории (Епархиальное управление, канцелярия) и этой властью она распоряжалась не всегда должным образом. И всё же, даже будучи «гостем» в своей епархии, Высокопреосвя­щенный Макарий сделал для неё немало по­лезного. Вскоре после вступления на Литовскую кафедру он попытался возродить выборное или соборное начало, имевшее здесь место ещё со времён первых князей Великого княжества Литовского и сведённое на нет во времена Речи Посполитой, благословив «самому духовенству... выбирать из своей среды благочинных, и учредил благочиннические съезды и советы для гласного обсуждения дел, касающихся приходов и церковного благочиния» (21). В древности, как можно было видеть из ранее сказанного, выборное начало, с участием общественности, имело место и при избрании высшей иерархии. Нынешнее же «нововведение» способствовало активизации низшего духовенства, вовлечению в общецерковные дела. Правда, позднее, в 1881 г., Священный Синод такую демократию признал нецелесообразной и отменил эту практику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как по духовно-учебному ведомству не может быть недостатка в кандидатах для замещения должностей инспектора и профессора по Литовской семинарии, – да при том и Кандидову не следует мешать в выгодном для него помещении, после долговременной отличной службы в Литовской семинарии: то и уведомил я ныне Илью Гавриловича, что с моей стороны нет препятствия к перемещению Кандидова, но с тем вместе предварил его, что, по существующим правилам, определение и увольнение учителей светского звания по семинариям зависит от синодального обер-прокурора, а потому я и отношусь о том к вашему сиятельству. Уведомляя о сём ваше сиятельство, покорнейше прошу вас, милостивый государь, в случае увольнения Кандидова от должности профессора по Литовской семинарии, назначить на его место другого надежного наставника, так как о назначении инспектора в Литовскую семинарию просил я уже ваше сиятельство, от 8 февраля сего года за 380. Литовской духовной консистории, от 1 апреля за 1049, о переведении священника Накрышской церкви Боровского к Люшневскому приходу, и на счёт оставления Накрышского прихода за сестрою его, Боровского На прошении священника Накрышской Церкви Боровского, от 20 марта, о предоставлении Накрышского прихода за его сестрою и перемещении самого просителя к Люшневской церкви, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Просителю уже известно, что я не предоставляю приходов женщинам; но охотно отдам священническое место при церкви Накрышской тому, кто пожелает жениться на сестре просителя. В противном случае место сие отдано будет другому. Консистория объявит о сём просителю и ныне же переведёт его на вакантное ныне место священническое при церкви Люшневской; священническое же место при Накрышской церкви засчитает вакантным. Святейшему Правительствующему Синоду, от 12 апреля за 1115, о сделанных распоряжениях на счёт передачи дел, сумм и имущества Пожайского монастыря и Ковенского викариатства, по случаю назначения викария Литовской епархии Евсевия епископом Подольским

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ковко, как видно из писем преосвященного Иосифа, 429 был центром оппозиции распространению православия в Западном крае; здесь польское дворянство ясно шло наперекор правительству. Во главе оппонентов стоял Огинский, человек влиятельный по своему общественному положению, богатству и связям при дворе. Нужно было обречь православию, по выражению Иосифа, ультра-католический город, внести в него православные элементы; нужно было избрать его средоточием и главным местом православного духовного управления, – и вот здесь учреждают второе литовское викариатство. Синод, получив повеление Государя об открытии в Ковно викариатства, по обычаю, заготовил доклад сначала о тех основаниях, на которых оно должно быть открыто, а потом другой – о кандидатах на открываемое викариатство. Ковенское викариатство предположено было устроить на следующих основаниях: 1) викарному называться епископом ковенским и иметь местопребывание в находящемся близ Ковно Пожайском Успенском первоклассном монастыре, которого и быть настоятелем; 2) на содержание ему и его штата выдавать каждогодно из государственного казначейства 2.000 р. сер., да на певческий хор 495 р. сер.; 3) вещи для архиерейской ризницы устроить на счет сумм Пожайского монастыря, а до того снабдить его ими из литовской архиерейской ризницы. Из трех кандидатов, представленных на ковенское викариатство – виленского Свято-Духова монастыря архимандрита Платона, ректора казанской духовной академии Иоанна и ректора с.-петербургской семинарии Феогноста, Государь утвердил 3-го июля 1843 г. Платона, как особенно рекомендованного Иосифом. 430 Платон, по происхождению чисто русский и древлеправославный, был первый, к которому приложено правило, чтобы викарные воссоединенных архиереев выбирались из чисто русских. 431 Впрочем, должно заметить, что с выбором Платона более, нежели с выбором кого-либо из архимандритов великорусских, могли мириться чувства воссоединенного духовенства: Платон был несколько времени архимандритом виленского Свято-Духова монастыря, уже как бы освоился с этим краем, сделался там своим, успел снискать особенное сочувствие к себе, а следовательно не представлялся страшным тамошнему духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

границей между Польшей и Литвой, сохранилась на территории Литвы, в пределах бывшего Ковенского викариатства. Правящие элиты Польши, Финляндии, Эстонии и Латвии не были удовлетворены автономным статусом православных Церквей своих стран и требовали полного разрыва отношений «национальных» Церквей с Матерью Церковью. Требование автокефалии выдвигалось правительствами Польши, Эстонии, Финляндии, под сильным давлением властей находилась и православная Церковь в Латвии. В такой ситуации судьба православного диоцеза зависела как от стойкости правящего архиерея в его верности церковным канонам и собственной архиерейской присяге, не допускающим изменения статуса местной Церкви без согласия Матери Церкви, так и от того, насколько далеко в реализации своих планов были готовы пойти власти той или иной страны. Факт давления со стороны правительства Эстонии позже подтвердил и митрополит Александр (Паулус): «...на грех раскола... пошли под давлением б[ывшего] эстонского правительства» 89 . Для Русской Православной Церкви 1922 год, предшествовавший поездке делегации эстонского духовенства во главе с архиепископом Александром (Паулусом) в Константинополь, был одним из самых тяжелых в XX в. Развязанный в начале года открытый государственный террор против Церкви привел к небывалым в истории жертвам: в 1922 г. общее число погибших священно- и церковнослужителей (убитых без суда и казненных по суду) составило более 8000 человек: 2691 представитель белого духовенства, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц 90 . Был арестован Святейший Патриарх Тихон. Власти готовились вынести ему смертный приговор, и только давление мирового общественного мнения заставило их отказаться от запланированной казни. Ослабленная небывалыми гонениями, насильственно изолированная от всего мира, Русская Церковь не могла в то тяжелое время защитить свои канонические права. Вот почему на сообщение post factum о совершенном антиканоническом деянии архиепископ Александр (Паулус) не дождался ответа, хотя и был уведомлен из Москвы, что письмо дошло до адресата 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дамиан (Касатос; 1848–1931), Патриарх Иерусалимской Церкви. Служил в России, был настоятелем Иерусалимского Александро-Невского монастыря в Таганроге, управлял имением Святогробского монастыря на Кавказе. С 1897 г. Патриарх Иерусалимский и всея Палестины. Даниил (Шерстенников Дмитрий Константинович; 1871–1932), епископ. С 1917 г. в сане протоиерея служил на Камчатке, был настоятелем Камчатского кафедрального собора и благочинным камчатских церквей. В сентябре 1922 г., когда была образована самостоятельная Камчатская епархия и при ней Охотское викариатство, хиротонисан во епископа Охотского, викария Камчатской епархии. Хиротонию совершали епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов) и епископ Камчатский и Петропавловский Нестор. В 1924 г. привлекался к ответственности «за укрытие церковных ценностей и денег». Выслан в г. Читу. Служил в различных городах Дальнего Востока. Управляющий Иркутской епархией. В 1927 г. арестован. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. С июля 1928 г. по 1932 г. епископ Охотский, викарий Владивостокской епархии. Даниил (Юзьвюк Николай Порфирьевич; 1880–1965), архиепископ. В 1939 г. секретарь митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского). В 1942 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской митрополии. После убийства Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) (25 апреля 1944 г.) вступил в управление Экзархатом в сане архиепископа. Во время ухода немецких войск насильно эвакуирован. В конце войны находился в лагере перемещенных лиц в Чехословакии. В октябре 1945 г. восстановил общение с Московской Патриархией, прерванное во время войны, вернулся в СССР. В 1946 г. назначен на кафедру Пинскую и Брестскую. В декабре 1948 г. переименован в архиепископа Пинского и Полесского. В 1949 г. арестован. В 1955 г. освобожден. В 1956 г. утратил зрение. По благословению Святейшего Патриарха Алексия пребывал на покое в Одесском Успенском монастыре. С конца 1956 г. постоянно проживал в Измаиле, в ноябре 1964 г. переехал в Св.-Михайловский женский монастырь в с. Александровка под Одессой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Синоде, и особенно за последние 12–13 лет его жизни, когда он, за болезнью, мог только редко совершать богослужение и должен был сложить не малую часть бремени управления епархией на первого викария. Так было и при архиепископе Макарии, который, как уже мы говорили раньше, большую часть года проводил в Санкт-Петербурге, так было и при архиепископе Александре даже в то время, когда он еще мог сам совершать богослужение. Но со вступлением пр. Алексия на Литовскую кафедру, Ковенские преосвященные викарии стали уже почти безотлучно проживать в Ковне, за исключением того времени, когда архиепископ Алексий с 24 ноября 1888 по 18 мая 1889 года находился в Санкт-Петербурге для присутствия в св. Синоде, 16 а после того пр. викарий приезжал в Вильну лишь на несколько дней по неотложным делам. Что касается до степени пользы, которую приносили церкви своею деятельностью пр. викарии в Литовской епархии, то она обусловливалась, с одной стороны, личностью того или другого пр. викария, разумея большую или меньшую энергию его и способность ориентироваться среди разнообразных условий местной церковной жизни, а с другой – долговременностью служения в здешней епархии и обширностью того круга епархиальных дел, который предоставлялся им епархиальными преосвященными. Во всяком случае частая перемена викариев, при не долговременности служения после митрополита Иосифа и самих епархиальных преосвященных, Александра и Алексия и ежегодном продолжительном пребывании в Санкт-Петербурге пр. Макария, не могла не отзываться со вредом на церковной жизни в Литовской епархии. Со времени открытия Ковенского викариатства в 1843 и до 1893 переменилось 14 викариев, а в Брестском викариатстве с 1840 по 1893 – 10. Особенно частая перемена пр. викариев заметна в Ковенском викариатстве с 1885, когда в течение 10 лет – по 1895 переменилось их 6. Вред от такой частой перемены пр. викариев, состоит в том, что они не в состоянии надлежащим образом ознакомиться со всеми недостатками в церковной жизни епархии и настоять на устранении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

И такой порядок вещей соблюдался во все время управления пр. Макария Литовской епархией. Преемник его, архиепископ Александр, уезжая в 1880 для присутствия в св. Синоде, предоставил своему первому викарию такой же круг деятельности, как и пр. Макарий. Несравненно меньший круг дел по епархиальному управлению был предоставлен Ковенскому викарию, пр. Антонину, архиепископом Алексием, при его отъезде в Санкт-Петербург для присутствия в св. Синоде, в ноябре 1888. Архипастырь официально обратился тогда к пр. Антонину с просьбою только о том, чтобы он «по прежним примерам, во время его отсутствия, жил в Вильне, в настоятельских покоях Св. Духовского монастыря, и имел наблюдение по делам епархии, в частности: 1) рукополагал назначенных на священнические и диаконские места, рассматривал проповеди духовных лип и делал распоряжения о церковной службе в Вильне; 2) вскрывал все пакеты, адресованные на имя архиепископа, и давал содержащимся в них бумагам надлежащее течение, кроме тех, на которых написано: «секретно» и «в собственные руки», каковые препровождать ему в Санкт-Петербург нераспечатанными; 3) из поступающих по почте или другим образом бумаг и дел консистории – окончательно и непосредственно разрешал дела по просьбам о вступлении в брак в родстве и при не достижении узаконенного возраста, а также дела об утверждении церковных старост и удалении их от должности и все журнальные постановления консистории, исключая тех, которые признал бы нужным, по важности их, представить ему на разрешение». По в то время, как Ковенские преосвященные викарии по временам являлись заместителями епархиальных архиереев и должны были проживать в Вильне, преосвященные викарии Брестские безотлучно жили в Гродне, приезжая в Вильну только в редких случаях, для личной беседы с епархиальным преосвященным относительно положения церковных дел по Гродненской губернии. 19 В течении пятидесятилетнего периода времени, исполнившегося со дня воссоединения униатов с православною церковью, Брестское викариатство 20 занимали следующие епископы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010