«Не в силе Бог, а в правде» Московские храмы в честь св. блгв. князя Александра Невского Московский Благовещенский собор с приделом Александра Невского Москва встретила святого Александра Невского много веков спустя после его смерти. Только его родной брат Михаил Хоробрит недолго княжил в Москве и по одной из версий ученых, оставил ей кремлевский Архангельский собор, освященный по его именинам. А сын Невского, первый великий князь Москвы св. Даниил Александрович добился самостоятельности удельного московского княжества и основал в Москве первый православный монастырь. И в Москве же был канонизирован князь Александр Ярославич. Его особенно почитал Иван Грозный, тогда еще Иоанн Васильевич, и в 1547 году, в великий для России год венчания на престол первого русского царя, на Московском соборе Александр Невский был причислен к лику святых. По преданию, и первый Романов, царь Михаил Федорович, венчался на русский престол с его посохом – и именно при этом государе в Кремле был освящен первый русский храм во имя св. Александра Невского. Самого Александра Невского Москва чествовала при Петре I, когда тот, истово почитавший святого князя своим покровителем и, желая иметь его патроном новой северной столицы, приказал перенести его честные мощи из Владимира в Петербург. Для священного шествия император велел соорудить огромный ковчег, обитый бархатом, с высоким балдахином: его размеры были столь велики, что во Владимире пришлось разбирать часть монастырской стены обители Рождества Богородицы, где был погребен святой князь. 18 (30) августа 1723 года Москву облетел колокольный звон: встречали святые мощи великого князя, на пути в северную столицу. Крестный ход, отправившись из Кремля, встретил торжественную процессию у церкви Василия Кесарийского на Тверской. Под звон всех городских колоколов шествие направилось к Кремлю, но из-за высокого балдахина не стали вносить ковчег в ворота и поклонялись князю подле московских стен. На следующий день Москва проводила его на север. Эра московских храмов во имя святого князя была впереди.

http://pravoslavie.ru/327.html

Небесный заступник России 04.12.2018 17:22:48 Роман Илющенко Небесный заступник России Мы принадлежим к уникальной цивилизации, рекордсмену по многим показателям. Один из них: у нас едва ли не больше всех святых! А это очень важный, недооценённый нашими врагами духовный, а значит решающий фактор. Критерий святости К сожалению, недооценённый не только ими. Что мы сами знаем о наших ходятаях и заступниках перед Богом? Хотелось бы задать этот вопрос, прежде всего, нашим защитникам - людям, носящим погоны. Скорее всего, даже верующие среди них назовут лишь благоверных князей Александра Невского да Дмитрия Донского; может быть, подумав, вспомнят праведного воина Фёдора Ушакова. А дальше, скорее всего, повиснет неловкая пауза. Между тем, среди святых, канонизированных Православной Церковью, немало людей, связанных с воинской, государевой службой, обличённых большой властью. И многие из них прославили себя в ратных делах, добились успехов на дипломатическом поприще, активно и много строили. Но, как известно, для церковного прославления эти заслуги перед земным Отечеством не являются определяющими. По-другому смотрит на них Вседержитель, не только сотворивший весь мир от преизбытка любви к своему главному творению, созданному по Своему образу и подобию, но и пославшего к людям Сына. Как последнюю попытку вывести их из мрака греховного заблуждения. Что произошло дальше известно из Евангелия. Святая жертвенность со смирением, понесённая за Веру, за послушание Богу, «за други своя» – пожалуй, главный критерий канонизации. Одним из таких святых стал князь Михаил Ярославович Тверской, совершивший свой подвиг ровно 700 лет назад. Он считается первым русским мучеником и воином, сложившем голову на Северном Кавказе. Его сложная судьба, честная жизнь и славная кончина удивительным образом перекликаются с недавно пережитыми событиями. В борьбе за ярлык Родился сын Великого князя Ярослава Ярославовича, владевшим после смерти брата Александра (Невского) Тверским и Владимирским княжествами, в 1272 году. В живых Михаил отца уже не застал. Детство сироты всегда горькое, тем более в те смутные, тревожные и тяжкие годы, когда Русь, раздираемая междоусобицами, томилась под властью Орды. Как часто случалось тогда, уже в 13 лет юный князь принял своё первое участие в сражении против беспокойных соседей язычников - литовцев.

http://radonezh.ru/2018/12/04/nebesnyy-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Анна 4 мин., 24.06.2016 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Значение имени Анна: Имя Анна —древнееврейское имя. Переводится как «милость», «благоволение». Дата: 25 июня — обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) святой благоверной княгини Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1280–1368) К н ягиня Анна была женой тверского князя Михаила, убитого в Орде по доносу московского князя Юрия. Ее старший сын, наследник Михаила, князь Дмитрий Грозные Очи, зарубил Юрия Московского в Орде и был убит. Другой ее сын, Александр, и внук Федор также погибли в Орде, защищая тверичей от гнева хана после того, как в Твери был убит ханский посланник. Михаил Тверской отправляется в Орду Анна долгое время помогала сыновьям в делах управления княжеством. Под конец жизни приняла монашеский постриг, а перед самой кончиной — схиму. Последний год жизни провела в городе Кашине, в устроенном специально для нее Успенском монастыре. В 1549 году был причислен к лику святых муж Анны, тверской князь Михаил. А через 100 лет, по рассмотрении чудес и освидетельствовании мощей, собор, устроенный патриархом Никоном, причислил Анну Кашинскую к лику святых. В 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была вычеркнута из святцев, поскольку старообрядцы указывали на благословляющий жест, в котором были сложены руки святой, как на подтверждение большей древности двоеперстия. Но почитание Анны Кашинской не прекратилось. Продолжали вестись записи исцелений от ее гроба, совершались крестные ходы до реки Нерль, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. И в 1818 году, спустя некоторое время после учреждения единоверия, Святейший Синод вернул имя Анны в святцы. Повторная канонизация состоялась в 1909 году. Решающую роль в ней сыграл император Николай II. В Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь — храм подворья Введено-Оятского монастыря. Сегодня в этом храме каждый может приложиться к мощам святой благоверной княгини Анны Кашинской. Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской:

http://foma.ru/imya-anna.html

Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя. Святитель Пётр Московский. Художник: Д. Костылев      Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам. За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом. Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери. Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

http://pravoslavie.ru/73397.html

В Твери прошли торжества по случаю 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря 2018 г. 19:53 1-5 декабря 2018 года в Твери состоялись праздничные мероприятия в честь 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летия преставления его супруги княгини Анны Кашинской. 1 декабря на базе физкультурно-оздоровительного комплекса им. Султана Ахмерова прошел IV Фестиваль боевых искусств на кубок святого благоверного князя Михаила Тверского среди православных патриотических клубов и других патриотических организаций, в котором приняли участие 153 спортсмена из 12 команд. В этом году соревнования были посвящены 700-летию преставления святого. На церемонию открытия были доставлены мощи св. блгв. кн. Михаила Тверского. Иерей Кирилл Алексеев совершил молебен об успехе всякого благого дела, после чего все участники могли приложиться к святыне. 2 декабря в библиотеке им. А. Герцена областной столицы прошли «Михайловские чтения». С докладом «Святой князь Михаил Тверской, как идеал русской святости» выступил председатель миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Александр Шабанов. Доклад «Тверские князья-страстотерпцы Михаил, Дмитрий, Федор и Александр» представил настоятель храма св. вмч. Никиты Готфского протоиерей Георгий Белодуров. Собравшиеся приняли активное участие в обсуждении вопросов почитания святых тверских князей и их места в историческом и агиографическом наследии Русской Православной Церкви. 5 декабря, в день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, Божественную литургию в восстанавливаемом Спасо-Преображенском соборе возглавил митрополит Тверской и Кашинский Савва в сослужении епископа Ржевского и Торопецкого Адриана , епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета , епископа Щигровского и Мантуровского Паисия , духовенства Тверской митрополии . Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Михаилом Ярославичем и первым тверским епископом Симеоном. Мощи небесного покровителя Тверской земли покоились в храме долгое время, пока в 1930-е годы он не был разрушен.

http://patriarchia.ru/db/text/5318255.ht...

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков. Святая благоверная Анна Кашинская Из рода княжеского Точная дата рождения княгини Анны неизвестна, но приблизительно исследователи называют годом появления святой на свет промежуток между 1278–1279 годами. Происходила Анна из рода ростовских князей. Отцом княгини был Дмитрий Борисович Ростовский, а дедом – известный Борис Василькович, «печальник земли Русской», почти всю жизнь проживший в Орде. Борис Василькович выступал послом доброй воли и заступником перед ханами за родную землю, силой убеждения останавливая жестоких ордынцев от набегов, грабежей, разорений и казней. Ростовские князья отличались глубокой верой и добрым нравом. Борис Василькович дружил с ордынским царевичем Петром, принявшим Крещение и переехавшим в Ростов. Они даже стали побратимами, а дружба их потомков продолжилась и после смерти товарищей. Происходившей из знатной, а к тому же благочестивой семьи девушке требовался жених не просто одного звания, но и духа. После смерти отца Анна выходит замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела. Возможно, брак благочестивой четы пребывал бы в мирном христианском спокойствии, если бы не ряд испытаний, выпавших на долю Михаила и Анны. Многи скорби праведным Иначе, как известными словами из псалма, нельзя озаглавить череду испытаний, выпавших на долю святой Анны Кашинской. Уже через полгода после заключения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным пожаром, охватившим Тверь, а спустя три года и княжий терем сгорел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. Пожары охватили всю тверскую землю, пожарам сопутствовала засуха и гибель скота. Тяжело заболел князь Михаил. А в 1299-м году в младенчестве умерла дочь четы Феодора, первенец семьи.

http://pravoslavie.ru/133054.html

«Без веры подвига не бывает» Беседа с полковником Сергеем Поляковым – вице-президентом Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Елена Хомулло Московская школа 1392 в Ватутинках названа в честь Дмитрия Рябинкина – героя, погибшего при освобождении заложников в городе Буденновске. Террористы во главе с Шамилем Басаевым 14 июня 1995 года захватили административные здания УВД и городскую больницу. Среди заложников было много детей, стариков, рожениц. Прошло уже 20 лет со дня трагедии. Мы чтим память героев, погибших за родину, за мирное небо над головой. На таких личностей равняются, их помнят, любят, о них скорбят. В честь доблестного подвига Дмитрия Рябинкина в школе торжественно открылся марафон среди учащихся. Дети возлагали цветы к мемориалу, внимательно слушали специально приглашенного гостя – одного из участников той операции полковника Сергея Андреевича Полякова – вице-президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», человека, прошедшего через многие испытания и не только не утратившего веру в Бога, но и укрепившего ее. О непростых подвигах простых ребят, о молодом поколении, нелегком процессе воспитания, конфликте отцов и детей – беседа с полковником. Штурм больницы в Буденновске. 1995 г.      – Сергей Андреевич, я не смогла сдержать слез, слушая ваш рассказ о том, что пришлось пережить бойцам и заложникам в этой операции. У ребят в зале горели глаза, и даже самые непоседливые стали вести себя тише: им хотелось больше узнать о такой нелегкой, но благородной профессии – Родину защищать. Чему необходимо поучиться современному молодому поколению у Димы Рябинкина и его коллег? – Пример Димы говорит о том, как должен молодой человек защищать свое Отечество. Дмитрий мужественно взял огонь бандитов на себя, прикрыл своих товарищей, спас не только их жизни, но и захваченных людей. Вместе с ним в ходе операции погибли Дмитрий Бурдяев и Владимир Соловов. Было освобождено около 2 тысяч заложников. Ничто не происходит без помощи Божией и Его святых. Нет сомнений в том, что святой благоверный князь Михаил Тверской своим ходатайством перед Господом помог спасти людей.

http://pravoslavie.ru/87464.html

Венок славы Столетие со дня открытий русских медицинских миссий в Сербии отметили в Белграде 24 сентября, возложив цветы к памятной доске. Эта традиция была основана в прошлом году Сербским обществом врачей. В этом году возложить цветы прибыли архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил, временный поверенный в делах РФ в Сербии В.П. Уласевич, делегации Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, а так же членыСербского общества врачей. Сто лет назад начались Балканские войны. Тогда же, в октябре 1912 года, первые русские медмиссии прибыли на Первую балканскую войну. Госпиталь Иверской общины сестер милосердия, лазареты Московской Александринской, Киевской Мариинской, Тверской Серебряной общины имени Санкт-Петербурга, отряд Кауфманской общины и отряд имени Москвы, – всех, кто тогда поспешил на помощь братской Сербии, перечислил в своей приветственной речи президент Сербского общества врачей академик Радое Чолович. Тогда же под флаг Красного Креста был принят и лазарет княгини Елены Петровны, Сербской принцессы, супруги князя Императорской крови Иоанна Константиновича. Впереди у них обоих уже сверкал кровавым отсветом Алапаевск, где Иоанну Константиновичу предстояло разделить смерть с будущей преподобномученицей Елизаветой,   – это его голову умирающая княгиня перевяжет своим апостольником в антрацитовой тьме шахты, куда их сбросят большевики. Тем временем сербская принцесса, последовавшая за мужем в Екатеринбург, будет арестована и перевезена в Пермь, откуда вернется на родину, в Сербию. До всех этих событий остается каких-то шесть лет. А пока Иоанн Константинович необыкновенно гордится поступком жены, решившей в период тяжелых испытаний быть с своим родным народом. Великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Маврикиевна из личных средств жертвуют невестке 200 рублей – немалые по тем временем деньги, – на оборудование санитарного отряда, основу которого составляют сестры милосердия Елизаветинской общины. На их долю выпадет работа в прифронтовой зоне.

http://pravoslavie.ru/56461.html

Собор в селе Микулине Городище Этот древний, еще мало известный памятник церковного зодчества, сохранился от XIV века до нашего времени в селе Микулинском городище Старицкого уезда, в Тверской губернии. На левом берегу Шоши, он стоит среди земляного вала. Осыпь эта, вышиною в 3 сажени и простирающиеся на 280 сажен в окружности, доныне слывет детинцем и городом, потому что здесь, как увидим далее, некогда был город Микулинского княжения; в ней, по указанию описи 1602 года, было двое ворот: одни с Острокольской слободы двойные затворные, с полотенцами в косяк; на этих воротах, огороженных заметом пластинным в столбы, написан был Деисус; другие же вороты в посадской улице были тчаные (досчатые) в один затвор. Теперь это городище принадлежит просвещенному любителю отечественных древностей Подполковнику Николаю Гавриловичу Головину. Микулин, т.е. Николаев, соименный Галицкому Микулину, в древности, расположен был на обоих берегах Шоши, так что составлял два города и в летописях назывался двумя городами, чрез кои шел путь от Москвы в Новгород. (1) Микулин 1350 года достался в удел от Великого Князя Тверского Александра Михайловича сыну его Князю Михаилу. В 1370 и 1376 году этот город взят на щит Великим Князем Московским Дмитрием Иоанновичем; множество жителей его отведено было в плен (2). Совместник Донского Князь Михаил Александрович незадолго пред блаженною кончиной своей, 1398 году соорудил здесь каменный собор в честь тезоименитого себе Архангела Михаила, предназначив его в усыпальницу себе и своим потомкам, без сомнения, в подражание Московскому Архангельскому собору. О времени построения и о создателе этой церкви читаем на стене паперти следующую надпись: «В лето 6906 построен собор сей Архистратига Михаила Великим. Князем Тферским Михаилом Александровичем при владыке Орсенье.» Храм этот, освященный Св. Архиепископом Тверским Арсением, украшаем был вкладами Микулинских Князей, из которых последний в Микулине княжил Феодор Андреевич Телятевский; с его кончиною пресеклось мужеское колено Тверских Князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLVI Том XLVI МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ расположен в горных пещерах в долине р. Русенски-Лом в 3 км от с. Иванова, в 18 км южнее г. Русе (Болгария) МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018 - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры МИХАИЛ РОСТИСЛАВИЧ († 1279), князь Смоленский (1277-1279), блгв. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ХОНИАТ (ок. 1138 - 1222), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАЙ-ВОДЭ мон-рь во имя свт. Николая, еп. Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского мон-ря Симонопетра, резиденция господарей Валахии МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010