Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. ЖМП 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00 Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре.  PDF-bepcuя. Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага. В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

http://e-vestnik.ru/culture/obraz_aleksa...

Св. Благоверный Князь Михаил был внук, прославившегося благодеяниями и самоотверженной любовью к бедствующему Отечеству, Великого Князя Ярослава II Всеволодовича. Отец Михаила Великий Князь Ярослав III Ярославич рано лишился первой супруги, – она была убита Татарами в Переславле в 1252 году 12 . Вторая супруга В. Князя Ярослава III была Ксения Юрьевна, о которой и сказания летписцев и предания народные говорят, как о жене, прекрасной лицом, отличавшейся светлым умом, и особенно сиявшей христианскими добродетелями: – кротостью, смирением, любовью к отечеству, милосердием к бедным. Есть сказание, что она была, особенным промыслом Божиим, из простого и самого бедного состояния возведена в достоинство великой княгини; будто бы она была дочь бедного причетника села Эдимонова (в 40 верст. от Твери), и уже обручена была отроку великокняжескому Григорию (или Георгию), но, по особому указанию перста Божия, невеста, уже приготовлявшаяся к венчанию, красотой и мудростью своей, привлекла взоры В. Князя, (который с соколиной охоты зашел в село посмотреть невесту своего любимого отрока). Григорий волею-неволею, с болезнью в сердце и со слезами, должен был уступить свою невесту своему державцу. И Ксения, провидя о себе избрание и изволение Божие, не усомнилась согласиться на брак с новым высокородным женихом. В тот же день они обвенчаны были, в том же селе, в церкви св. Великомученика Димитрия Солунского (1264 г.); а отрок Григорий нашел себе пристанище в лесу невдалеке от дворца великокняжеского, по другую сторону Волги, при впадении в нее реки Тверцы, и, приняв иноческий образ, сделался основателем обители, названной по нем – Отрочем 13 . Не можем ручаться за достоверность этого сказания; потому что в летописях она называется дочерью некоего Новгородца (или прямо дочерью посадника Новгородского) Юрия Михайловича 14 ; но то несомненно, что в этой повести народ выразил свое благоговение к матери св. Михаила, как жене удостоившейся особенного избрания Божия, и веру в это избрание; и, кажется, хотел сблизить ее в своем представлении с богомудрой Ольгой, которая также была избрана, за красоту и разум, в супруги В. Князем Игорем из простых поселянок Пскова или Плескова 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года Со смертью Андрея Александровича не кончились те новые несчастья, какие навлек он на Россию: его примеру последовали многие другие князья, и с тех пор их клевета друг на друга в Орде постоянно причиняла новые беды в их областях. Но самым усердным подражателем Андрея был его племянник, Георгий Даниилович, Московский князь. Как Андрей спорил о великокняжеском престоле со своим старшим братом Дмитрием, так же и Георгий не хотел уступить этого престола законному наследнику Андрея, своему дяде, Михаилу Ярославичу, Тверскому князю и сыну Ярослава III. Они должны были для решения своего спора ехать в Золотую Орду, где уже царствовал хан Тохта, победитель сильного Ногая, найденного убитым на поле сражения. Тохта, к досаде Георгия, приказал быть великим князем Михаилу. Несколько лет он княжил спокойно и жил по большей части в Твери, которая с того времени стала одним из главных Русских городов. Между тем Георгий не терял надежды быть со временем великим князем и для того часто ездил в Орду и дружил с Татарами. Привыкнув видеть, с каким удовольствием он всегда приезжал к ним, привыкнув слышать, как он хвалил их нравы, обычаи, даже кушанье и кумыс, Татары полюбили Георгия. Молодые Татарки скучали на тех пирах, где не было миловидного русского князя, приветливое обращение и веселые разговоры которого так не походили на угрюмые лица и повелительные речи их отцов и братьев. Но больше всех им любовалась прекрасная Кончака, дочь хана Тохты и любимая сестра молодого Узбека, наследника Татарского престола. Георгий заметил это и еще больше начал стараться заслужить ее благосклонность, не потому, что он любил ее, а потому, что надеялся через нее достичь великокняжеского престола, тем более что в это самое время Тохта умер и ханом Золотой Орды стал его сын, Узбек, брат Кончаки. Счастье милой сестры было для молодого Татарского царя дороже всего на свете: видя, что ей нравится Георгий, и думая, что и он любит ее, Узбек согласился, чтобы его сестра приняла христианскую веру и вышла за Русского князя. Кончаку назвали в крещении Агафьей.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый московский святой 21 декабря/3 января - память Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326). 02.01.2019 815 Время на чтение 5 минут Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение. Он нашел " пустыню " по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем. Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и Всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери " Петровская " . В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе. Где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: " Церковь овдовела " . Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Следовательно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру. В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

Иван Крамской. Портрет Александра III. 1886 В правом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу надпись: «Икона сия сооружена старанием прихожан и молитвенников Свято-Троицкой церкви в память чудесного спасения государя Александра III и его августейшей семьи от угрожающей им опасности 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи — благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще мученики безсребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху — икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведённую в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 г. в районе станции Борки, в 49 верстах от Харькова, произошла одна из самых серьёзных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельс царский поезд, в котором Александр III с семьёй возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другим пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашённые к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделались лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами. Вагон-ресторан был сброшен на левую сторону насыпи и полулежал на насыпи без колёс, с разрушенными стенами; крыша его частично лежала на нижней раме.

http://pravoslavie.ru/36535.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Ссоры Московских князей, потомков Александра Невского, с Тверскими князьями, детьми его брата Ярослава Ярославича, напоминают нам старинные, более ста лет продолжавшиеся разногласия Олеговичей и Мономаховичей. Разница была в том, что прежде князья-враги явно ненавидели и часто истребляли друг друга в жестоких сражениях; теперь же они тайно клеветали в Орде и губили друг друга через Татарских царей! Так погибли Михаил и Дмитрий, то же угрожало и Александру Михайловичу! Ужасна была его судьба, когда после разорения его Тверского княжества он должен был бежать и напрасно просить пристанища и помощи у Русских князей! Никто не хотел принять его: все боялись гнева Узбека и его любимца, великого князя Иоанна Данииловича, которому было приказано от хана представить беглеца в Орду. В то время, когда всем Русским злые Татары казались такими ужасными, жители Псковской области показали редкий пример неустрашимости и великодушия: они осмелились стать защитниками бедного Александра Михайловича и не только приняли его к себе со всем семейством, но даже выбрали его своим князем и отделились от Новгорода. Никакие угрозы Узбека, великого князя и Новгородцев не могли заставить их выдать несчастного князя, тем более что ему покровительствовал и сильный Литовский князь Гедимин. Александр прожил во Пскове около десяти лет, между тем как Тверью управлял его брат Константин Михайлович. Но чужая сторона, несмотря на все свои выгоды, никогда не может быть для нас так же приятна, как родная, где мы в первый раз увидели свет, где выросли, где все места нам знакомы, где живут люди, которых мы привыкли любить с младенчества! Поэтому вы не удивитесь, милые мои читатели, когда я скажу вам, что Александр Михайлович все время, пока жил во Пскове, грустил по своей Родине — Твери и старался всеми силами возвратить себе эту наследственную область. Через десять лет он мог надеяться, что гнев Узбека уже утих, и решил ехать в Орду, чтобы полностью заслужить его милость. Он не обманулся: хану понравилась покорность и в то же время смелость, с которой князь сказал ему: «Царь верховный! Я заслужил твой гнев и отдаю тебе мою судьбу. Милуй или казни: если помилуешь, я прославлю Бога и тебя. Хочешь ли головы моей? Она перед тобой!» Узбек милостиво выслушал его и с улыбкой сказал своим вельможам: «Князь Александр кротостью и своим умом избавляет себя от казни!» И тогда же возвратил ему Тверское княжество.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Скачать epub pdf Глава IV Мировое положение России. – Восток и азиатские варвары. – Нашествие Батыя. – Состояние Русской земли после нашествия. – Деятельность Ярослава Всеволодовича и его кончина Смири Господь Бог русскую землю нахождением иноплеменник. (Тверская летопись, 365) Была пора: татарин злой шагнул Через рубеж хранительныя Волги. Погибло все: народ, терпя, согнул Главу под стыд мучительный и долгий! В.А. Жуковский. «Русская слава» Братие и сестры, счастливо наслаждающиеся драгоценною свободой, вспомните все беды, которые ваши деды перенесли из-за нее. (Из речи митрополита Михаила) Перейдем теперь к печальной повести о том ужасном потрясении, которое выпало на долю русского народа в XIII веке. Мы увидим, как мрачные тучи одновременно надвигаются с востока и с запада. Но среди мглы проглянет яркое солнце, среди невыразимо тяжких и смутных обстоятельств в лице Александра Ярославича явится пред нами истинный представитель своего века – великий государственный муж, спасающий будущность Русского народа, народный герой, добрый страдалец за землю Русскую. Преклоняясь пред неисповедимыми судьбами Промысла, посылающего испытания, с искренним чувством умиления и сердечной благодарности облобызаем Десницу, подающую в то же время и необходимую помощь и утешение. Взаимные несогласия и распри русских людей побудили их некогда призвать князя из-за моря владеть и княжить на Руси. Но княжеский род размножился, и кровавые распри начались между самими князьями-родственниками. Русь стала обширным воинским станом. Бурные страсти молодого народа разыгрывались на просторе, и сильный мог безнаказанно угнетать слабого. От усобиц княжьих – гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие! На далеком севере явился князь, сознавший всю гибельность таких порядков, и, собравшись с силами, потребовал от своей братьи – остальных князей – повиновения. Но другой, не менее знаменитый князь, не боявшийся никого, кроме Бога, прислал сказать ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Петр - первый московский святой 3 января - день кончины святителя Петра, митрополита Московского. Сегодня - рассказ о жизни первого московского святого, чьи мощи покоятся в успенском соборе Московского Кремля 02.01.2013 447 Время на чтение 5 минут Иконописец Петр ищет уединения Будущий митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). Совсем еще мальчиком, в 12 лет, ушел в монастырь и со временем стал священником. Священник Петр обладал даром художника и был прекрасным иконописцем, однако больше всего стремился к уединенной жизни. Он попросил разрешения поселиться в одиночестве и нашел себе «пустынь» (то есть место, где не было людей) на Волыни, в лесу у реки Рати. Но прожить в одиночестве священнику Петру не дали. Прослышав о благочестивом подвижнике: к нему стали приходить другие монахи. И на месте «пустыни» вырос целый монастырь, в котором отец Петр стал настоятелем. В 1301 году на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим. Священник Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил митрополиту икону Божией Матери, которую написал сам. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени автора она называется «Петровская», апразднование в ее честь совершается сегодня, 6 сентября, в день перенесения мощей ее создателя. Церковь-вдова, или кому быть митрополитом Митрополит Максим перевел митрополичью кафедру из Киева во Владимир, который тогда был столицей. В 1305 году он умер и был похоронен во владимирском Успенском соборе. Его мощи находятся там и сейчас. После смерти Максима в течение трех лет на Руси не была митрополита. Русская Церковь «овдовела». Ситуацией решили воспользоваться два великих князя - тверской и волынско-галицкий. Великий князь Михаил Тверской считал примерно так: раз митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен, то и следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010