Тверь. Собор Спаса Преображения (утраченный). Спас Златоверхий /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли. Собор находился в сердце города - центре Тверского кремля, где после пожара 1763 года был возведен Путевой императорский дворец. История собора делится на два периода: древнего храма и собора возведенного в конце XVII века. Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Святым Благоверным Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси (Ростов Великий, Новгород и т.д.). В 1344-59 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году Великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как " Святой Спас Златоверхий " . С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык. В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран, а на его месте был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор. Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689-1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский Собор московского кремля.

http://sobory.ru/article/?object=21415

II. Святые мощи, праздники и посты К оглавлению Вместе с святыми иконами приносимы были к нам из Греции мощи угодников Божиих и другая святыня. В 1347 г. греческий император Иоанн Кантакузин прислал нашему великому князю Симеону Иоанновичу наперсный крест из Животворящего Древа с мощами святых мучеников: Феодора Стратилата, Прокопия, Кирика и Иоанна Калокимита. Дионисий Суздальский, возвращаясь в 1382 г. из Константинополя в сане архиепископа, принес с собою оттуда, по выражению летописей, Страсти Господни, именно: часть Крови Спасителя, часть от Гроба Его, терновый венец и подобное. Эти Страсти он приобрел там с великим трудом и за весьма высокую цену, и для помещения их великий князь нижегородский и суздальский Димитрий Константинович устроил (1383) крестообразный серебряный кивот с черневыми изображениями. Но неизвестно кем и почему — может быть, самим же Дионисием по случаю нового отъезда его в Константинополь, вскоре последовавшего,— кивот был сокрыт в каменной стене суздальского собора и совершенно заделан. Уже весной 1401 г. обретена была эта святыня и торжественно перенесена в Москву, где встретили ее весь город и все московское духовенство. Ныне она хранится в московском Благовещенском соборе. В 1397 г. греческий император Мануил Палеолог и патриарх в благодарность за полученную ими из России милостыню прислали русским князьям иконы и мощи святых. Чрез два года точно так же удостоился получить из Царьграда за свою милостыню икону с мощами святых Михаил Александрович, князь тверской . Но между тем как из Греции приносимы были к нам только частицы мощей, и притом угодников, давно живших и просиявших вне России, в самой Церкви Русской совершались открытия целых мощей новых угодников Божиих из среды ее собственных членов. В XIV в. открыты были мощи двух великих поборников земли Русской: святителя Петра, первого митрополита Московского, и благоверного князя Александра Невского. Прославление первого началось почти с самой его кончины. Еще когда несли его на одре в Успенский собор для погребения в приготовленном им для себя гробе, один иноверец, находившийся в толпе и сомневавшийся в его святости, внезапно поражен был видением, будто святитель восседит на одре живой и на обе стороны благословляет народ, его сопровождавший.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. 3 января, ПРАВМИР. Сегодня, 3 января, Русская Церковь отмечает память святителя Петра, митрополита Московского. Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы. Храмы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Лекция 8 Следующим после Максима Предстоятелем Русской Церкви стал святитель Петр, митрополит Киевский, Московский чудотворец. С личностью этого святого Первоиерарха нашей Церкви связен очень важный этап в ее истории - начало Московского периода. Святитель Петр был выходцем из Галицко-Волынской земли, как и митрополит Кирилл II. Очень рано он принимает монашество в одном из монастырей на Волыни. Позже основывает собственную обитель на реке Рать (на границе нынешних Львовской и Волынской областей Украины). От сюда и прозвание Петра - Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины). Известно, что святой Петр был замечательным иконописцем. Во время поездки митрополита Максима в Константинополь, Предстоятель Русской Церкви посетил Волынь, где игумен Петр, по преданию, подарил ему написанную им икону Божий Матери, позже прославившуюся своими чудесами под именем " Петровской " . Она дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров. Поставление Петра на митрополию произошло при весьма примечательных обстоятельствах. Собственно в Константинополь он прибыл в качестве кандидата в митрополиты Галицкие, на место умершего Нифонта. Его прислал в Византию в 1305 г. Галицко-Волынский князь Юрий Львович. В это же время скончался митрополит Киевский Максим, который, как уже отмечалось, свою резиденцию перенес во Владимир. Великий князь Владимирский Михаил Ярославич Тверской, также как и Юрий Галицкий, отправил в Царьград своего кандидата в митрополиты - игумена Геронтия. Однако, в Константинополе, по-видимому, решили исправить ошибку, допущенную с учреждением Галицкой митрополии, независимой от Киевской. Те же самые император Андроник II Палеолог и патриарх Афанасий, которые учредили Галицкую митрополию, решили упразднить ее. Поэтому в Царьграде был поставлен лишь один митрополит для единой Русской Церкви. Более достойным сочли Петра. Кроме того, это могло компенсировать Галицкому князю утрату собственной митрополии. Однако, вновь, как и в случае с Кириллом II, мы видим поразительный пример того, как уроженец Галиции становится союзником князей Северо-Восточной Руси. В отличие от Галицких князей, озабоченных лишь интересами их княжества, в угоду которым они готовы поступиться даже Православием, митрополиты-галичане Кирилли Петр выступают в качестве ревностных поборников единства Руси и Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Преподобный Максим Грек (+ 1556) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 янв. в день преставления, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых Прп. Максим Грек родился в знатной семье в Эпире, в Греции. В миру его звали Михаил Тиволис. Он получил высшее образование в Венеции и Флоренции, где был близок ко многим выдающимся людям своего времени, — между прочим, к флорентийскому проповеднику Савонароле, борцу за чистоту нравов, и присутствовал при его мученической кончине. По возвращении на родину он поступил в монастырь Ватопед на горе Афонской и принял там постриг. В 1518 г. вел. князь Василий III Иоаннович просил афонских старцев прислать ему ученого инока для приведения в порядок его библиотеки и для ученых трудов. Выбор старцев пал на Максима. Приехав в Москву, он нашел великокняжескую библиотеку в большом беспорядке, но был поражен ее богатством. Он окружил себя молодыми переводчиками, и работа началась: были переведены Толковая Псалтирь, Деяния святых апостолов, Властарь (собрание церковных постановлений) и некоторые творения Иоанна Златоустого; было начато исправление богослужебных книг; кроме того, прп. Максим писал и полемические сочинения. Он создал себе много друзей, но еще более врагов: во-первых, тем, что примкнул к сторонникам покойного Нила Сорского (+ 7 мая 1503), бывшего противником монастырского землевладения; во-вторых, тем, что обличил порчу нравов русского народа и высшего, главным образом придворного, общества, и, наконец, тем, что вместе с Восточными Патриархами и лучшими русскими людьми осудил развод вел. князя с его кроткой, богобоязненной супругой вел. княгиней Соломонией из рода Сабуровых (в иночестве Софией; память ее 16 дек). Вел. князь «встречи», то есть возражения себе, не терпел. Нашли ошибки, допущенные прп. Максимом при исправлении богослужебных книг (по недостаточному знанию им русского языка), и осудили его как еретика.

http://sedmitza.ru/lib/text/436829/

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Сердце царя – в руке Господа… В боковом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу иконы – надпись: «В память чудесного избавления их Императорских Величеств Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Феодоровны, всей их Августейшей семьи при крушении царского поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи – благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой благоверный князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, святая блаженная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще: мученики бессребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху – икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведенную в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 года в районе станции Борки в 49 верстах от Харькова произошла одна из самых серьезных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельсов царский поезд, в котором император Александр III с семьей возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другие пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую

http://azbyka.ru/parkhomenko/serdce-cary...

свящ. Александр Соколов Заключение Суд Божий над убийцами Св. Михаила Суд Божий постиг беззаконных убийц Св. Благоверного В. Князя. Кавгадый, вскоре по убиении Св. Михаила, подвергся гневу ханскому. Злодеи обыкновенно бывают сколько наглы и самоуверенны при благоприятствующих обстоятельствах, столько робки и малодушны в несчастии. Гнев и немилость хана так подействовали на мелкую душу коварного злодея, что он, переходя от уныния к бешенству, умер с тоски и досады. «Смерть грешников люта, замечает летописец 68 ; еже бысть беззаконному и проклятому Кавгадыю, и не пробыв ни единого лета, и зле изверже окаянный животъ свой». Не купил себе счастья кровью невинного своего родича и Георгий Московский. Получив вскоре ярлык на великокняжение, он не видел мира и покоя, который думал найти, освободившись от совместника. Нечистый совестью, он, по справедливости, опасался мщения со стороны детей убиенного им Князя Михаила, и чтобы обезопасить себя, решился идти войной на Тверскую область. Сын Михаила Димитрий не боялся войны; но благоразумие требовало освободить прежде бывших заложниками во Владимире, привезенных Георгием из Орды – Князя Константина Михаиловича и бояр Тверских, на которых Георгий мог выместить свои неудачи в войне с Димитрием. Поэтому Князь Тверской 1321 г. послал Епископа Варсонофия в Переславль, для заключения мира с Георгием. Мир был заключен; Димитрий заплатил Георгию 2000 рублей, для подати ханской, и дал слово не спорить о великокняжении; но не имел духа искренно помириться с убийцей своего отца. Вскоре Димитрий отправился в Орду, и откровенно высказал пред ханом все низкие поступки Георгия, относительно убиения Михаила; и воспользовался случаем доказать хану, что обвинявший его отца в недоставлении дани ханской, сам удерживает эту дань, в том числе 2000 р. взятых с самого Димитрия, в пользу хана. Разгневанный Узбек отнял у Георгия великокняжение, и, дав ярлык Димитрию, прислал своего вельможу Севенчь-Буга возвести его на престол Владимирский (1322 г.). Георгий, мучимый бсспокойством и страхом, не знал, на что решиться. Наконец он отправился к хану (в 1324 г.), чтобы снискать его милость, и, низвергнув Димитрия, вновь утвердить за собой великокняжение. В следующем году отправился и Димитрий – «грозные очи». Там соперники встретились друг с другом, и пылкий Димитрий не мог удержать гнева, при виде убийцы своего отца и вонзил в него меч. Георгий испустил дух. Тело Георгия привезли в Москву, и здесь погребли его, в церкви Архангела Михаила, Митрополит Петр с четырьмя Епископами, в числе которых был и Варсонофий Тверской, свидетель несчастного спора между Князьями. Судьба семейства Св. Благоверного Князя Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Александр Соколов Прославление Христова мученика Св. Бл. Кн. Михаила Чудесные видения над телом Св. Михаила В ночь, по убиении Св. Михаила, Георгий, отрядил двух отроков своих стеречь честное тело мученика. Но страх и великий ужас обнял сердца приставленных стражей, так что они убежали в стан свой, и только рано поутру возвратились, чтобы посмотреть оставленное на доске тело. Но как велико было их изумление, когда они увидели, что телега стоит пустая с привязанной к ней доской; тело же мученика лежало на особом месте, раной к земле. Из язвы его истекало много крови; правая рука страдальца была под лицом его, а левая у язвы; одежда его была цела, как и прежде и ничем не повреждена. Изумились такому чуду все видевшие его, и поняли, что Господь прославляет верного раба своего Михаила. Дивились и тому, что, несмотря на великое множество диких зверей в том месте, целую ночь лежало тело его на земле, и ни один зверь не коснулся праведника, и вспомнили слова Пророка-Царя: «хранит Господь вся кости праведных и ни едина от них сокрушится 59 ». В ту же ночь многие из верных и из неверных видели еще славнее и изумительнее чудо: два светлых облака, в продолжение целой ночи, осеняли тело Святого, – то расступались они, то опять соединялись вместе, и сияли светом солнечным. Собравшиеся поутру рассказывали виденное, и все, как верные, так и татары, невольно убеждались и замечали во всеуслышание, что князь этот свят, и что он убиен неповинно; и явление света верные объясняли явлением Ангелов, которых Господь послал стражами св. тела, отогнавши приставников Георгиевых. Древнему списателю повести о страданиях Св. Михаила рассказывали об этих чудесах очевидцы и рассказывали со слезами и многими клятвами, что все это действительно так было, все это – сущая правда 60 . Смутился и Георгий, при вести о чудесах над телом убиенного им мученика. Эта кровь, напояющая землю, не напоминала ли ему кровь Авелеву, вопиющую от земли к Богу? и во всех этих происшествиях не мог он не слышать голоса Самого Бога: «где брат твой?» – Чтобы удалить возмущающие душу его видения, и успокоить пробудившуюся мятущуюся совесть, Георгий приказал своим боярам, чтобы они отвезли тело Михаила в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Небольшая горстка православных Перми идёт к месту Царской Голгофы» Впечатления от Крестного хода в память о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове 17.06.2022 3759 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Знакомство с новым для тебя городом – это всегда волнение и радость. Готовиться к поездке в Пермь я стала загодя. Неведомая сила подсказывала, что там 12 июня 2022 года надо обязательно быть. Священник переживал, что едем на Троицу, могут быть большие искушения перед таким Праздником. На этот раз совпали: Праздник Троицы и день убийства Великого Князя Михаила Александровича Романова – младшего брата Царя Николая Второго. В Нижнем Новгороде, где я живу, накануне были тёплые дни, и мы даже не ожидали, что Пермь встретит нас таким холодом: + 12 градусов по Цельсию и постоянный дождь. Он моросил с самого утра 12 июня. После Божественной Литургии в Свято-Троицком Стефановом монастыре начался Покаянный Крестный ход к часовне святого благоверного князя Михаила Тверского (небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича), на место предполагаемого убийства Великого князя. Крестоходцев собралось немного. Под звон колоколов из храма вынесли иконы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, посещавшей эти места, и Великого князя Михаила Александровича Романова. Великий князь Михаил был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в ноябре 1981 года в Нью-Йорке Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом. И организаторы Крестного хода дерзнули взять на Крестный ход этот образ. Небольшие бумажные иконы Великого князя можно было купить в церковной лавке. На лицах православных была радость. Всё же Праздник Великий – Троица! Многие захватили с собой зонтики, которые пришлись как нельзя кстати. Дождь моросил, не переставая, а при подходе к часовне стал ещё более усиливаться. Местность на нашем пути была гористая. Идти было тяжеловато. Трудно было дышать. Сердцебиение всё более усиливалось. У меня было ощущение, что идёшь на Голгофу. А ведь это, действительно, наша Русская Голгофа, причём первая. Потому что расстрел Великого князя Михаила положил начало политическим убийствам Дома Романовых. Михаил Александрович был первым в списке. И он был в тот момент не просто Великим князем, а Последним Некоронованным Императором Михаилом Вторым. Государь Николай Второй передал Ему Свою власть, и Он Его от неё не освобождал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/17/pe...

По смерти Андрея Александровича, по прежнему обычаю, старшинство принадлежало Михаилу Ярославичу тверскому, потому что он был внуком Ярослава Всеволодовича, а Юрий Данилович московский – правнуком, и отец его Даниил не держал старшинства. Но мы уже видели, что место родовых споров между князьями заступило теперь соперничество по праву силы: Юрий московский был также силен, если еще не сильнее Михаила тверского, и потому считал себя вправе быть ему соперником. Когда Михаил отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий поехал туда же. Когда он был во Владимире, митрополит Максим уговаривал его не ходить в Орду, не спорить с Михаилом, ставил себя и тверскую княгиню, мать Михаилову, поруками, что Михаил даст ему волости, какие только он захочет. Юрий отвечал: «Я иду в Орду так, по своим делам, а вовсе не искать великого княжения». Он оставил в Москве брата своего Ивана, а другого, Бориса, отправил в Кострому; но здесь Борис был схвачен тверскими боярами, которые хотели перехватить и самого Юрия на дороге, но тот пробрался другим путем. Опасность грозила Переяславлю, и князь Иван Данилович переехал из Москвы сюда оборонять отцовское приобретение от тверичей. Ему дали тайно весть из Твери, что хотят оттуда прийти внезапно под Переяславль с войском; и действительно, под городом скоро появились тверские полки под начальством боярина Акинфа. Этот Акинф был прежде боярином великого князя Андрея Александровича городецкого, по смерти которого вместе с другими боярами перешел в Москву; но туда же пришел тогда на службу знаменитый киевский боярин Родион Несторович с сыном и привел собственный двор, состоявший из 1700 человек; московские князья обрадовались такому слуге и дали ему первое место между своими боярами. На этом оскорбился Акинф, отъехал к Михаилу тверскому и теперь спешил отомстить Даниловичам московским за свое бесчестье. Он три дня держал Ивана в осаде; но на четвертый день явился на выручку Родион из Москвы, зашел тверичам в тыл; Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел совершенное поражение; Родион собственноручно убил Акинфа, взоткнул голову его на копье и поднес князю Ивану с такими словами: «Вот, господин, твоего изменника, а моего местника голова!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010