15 мая 1157 года великий князь киевский Юрий Долгорукий умер и святой благоверный князь Андрей был избран и утвержден на Ростово-Суздальский княжеский стол, «зане бе любим всеми за премногую его добродетель, иже имяше прежде к Богу и ко всем сущим под Ним». Деятельность святого Андрея Боголюбского, как самостоятельного князя Ростово-Суздальской земли, весьма важна в историческом отношении: здесь он является начинателем нового государственного порядка, стоит у истоков русского централизованного государства. Но избранник старших городов Ростова и Суздаля святой Андрей не жил ни в том, ни в другом, потому что здесь княжеская власть ослаблялась значением веча и бояр. И стольным городом по внушению Пречистой Богородицы он избрал пригород — Владимир на Клязьме. Князь Андрей желал не только возвысить Владимир над старыми городами своего княжества, но и создать из него второй Киев. Были насыпаны валы, расширен город и устроены стены, и новая столица засияла богатством и благолепием. С западной стороны были построены по примеру Киева и Константинополя Золотые ворота, с восточной — Серебряные, с северной — Медные, с южной — Волжские. И в 1153 году в похвалу и честь Пресвятаго имени Богородицы был заложен во Владимире Успенский собор по образу чудесного Киевского храма. Благоверный князь решил построить такой храм, «каких никогда не было на Руси и никогда не будет», чтобы все были поражены этим величественным селением славы Бога христианского и Его Пречистой Матери. Камень для стен храма привозили водным путем из Волжской Болгарии и выгружали на берегу реки Нерли, при впадении ее в реку Клязьму, при этом десятую часть камня оставляли для построения впоследствии знаменитого Покровского храма. Со всех земель Руси «приводе Бог мастеры», чтобы построить «свят храм Свой и дивен в правде». И через два года великолепно украшенный храм был сооружен и освящен.22 Успенский собор горел и блистал золотом. Верха — в золоте, двери церковные — в золоте, паникадила — золотые, серебро, жемчуг; он представлял из себя «светлость некую зрети». Он был живой проповедью о величии и славе Истинного в Троице славимого Бога. В этом великолепном храме благоверный князь Андрей поставил и главную святыню свою, ставшую отныне святыней всей Северной Руси, — чудотворную икону Божией Матери, и стала она называться Владимирской. А на месте встречи при перенесении иконы из Боголюбова на берегу реки была построена церковь во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Рубрики Коллекции Боголюбская икона Божией Матери 3 мин., 30.06.2015 Поделиться История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского. В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю. С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой. Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой. После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло. Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю). Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.

http://foma.ru/bogolyubskaya-ikona-bozhi...

Рубрики Коллекции Церковь чтит память Боголюбской иконы Божией Матери 2 мин., 01.07.2022 Поделиться 1 июля Православная Церковь чтит память древней Боголюбской иконы Божией Матери. История этой иконы связана с жизнью одного из известнейших русских князей XII века – святого благоверного князя Андрея Боголюбского . В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю. С собой в дорогу он взял чудотворный образ Божией Матери, по преданию написанный святым евангелистом Лукой. Когда князь уже подъезжал к Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как не пытались их тронуть с места ничего не получалось, их как будто удерживала некая невидимая сила. Тоже самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам стал молиться и дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой. После молебна князь Андрей перешел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. Исполняя волю Пречистой, князь Андрей заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, князь призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера исполнили повеление князя. После того как был возведен и освящен храм, Андрею Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и Владимирскую – и установил празднование для нового образа – 18 июня (1 июля по н. ст.). По молитвам к Боголюбской иконе происходили разные чудеса и исцеления. Так, например, в XVIII веке по молитве к образу от чумы спаслись жители Владимира. По преданию икона помогала и при эпидемиях холеры. Читайте также: Боголюбская икона Божией Матери. Иконография Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-bogo...

3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 г. 00:00 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V века икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине XII века прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в Девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие святую икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святым образом, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве перед этой святой иконой князь Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил города Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/117478.htm...

Современник говорил, что благочестивый князь «церкви украси, монастыри многа созда, кормитель бе чернецов и черницам и убогим» 320 . Этот отзыв даёт право положить, что кроме двух обителей (Боголюбской и Покровской) св. князем Андреем построены были Владимирский Вознесенский монастырь, известный по летописи с 1187 г., Владимирский Спасский у золотых ворот, устроенных князем Андреем 321 , Владимирский Успенский девичий, от коего Княгинин 1200 г. отличается именем нового 322 . Козмодемьянский, коего игумен у Арсений решился внести тело убиенного князя в храм 323 . В управлении своей страной благоверный князь старался наблюдать строгую правду. Если он заставлял родных князей удалиться из Суздальской страны в Грецию 324 , то и отец я его не давал даже сыновьям своим уделов в Суздальском княжестве; князь Андрей не хотел видеть раздробленную и оттого слабую власть княжескую в земле Суздальской; он желал быть в состоянии делать добро другим столько, сколько хотелось ему по влечению сердца христианского. Сам проводя жизнь трезвую, чистую, деятельную, он награждал добрых, но преследовал пороки в других строгостью закона. По летописи, в народе говорили: «где закон, там и обид много». Это значило, что своеволию не нравится то, что полагает ему границы, ему «свой суд короче». Благоверный князь был сострадателен к несчастным до того, что иногда сам ухаживал за больными; а для бедных и заключённых в темницах развозили, по его приказанию, пищу и мёд 325 . Боголюбивый любил христианское просвещение и прилежно читал книги; особенно много заботился он о просвещении христианской верой магометан-Болгаров, язычников Черемис и Мордвы, Иудеев – жителей каждого торгового города; много заботился он и о присоединении папистов к св. православию. При дворе его много жило обращённых к св. вере 326 . «Вам дано о Христе не только веровать в Него, но и пострадать за Него» ( Флп.1:29 ), писал Апостол некоторым из учеников своих. Тот же дар дан и блаженному князю Андрею. За живую, пламенную любовь свою к Господу он удостоен страдальческой кончины. Это было на 63 году жизни его 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По милости Божией, Успенский собор не пострадал. В феврале 1238 года на Владимир обрушилось страшное бедствие: монголо-татарские полчища, предводимые Батыем, штурмом взяли город. Многие, в том числе епископ Митрофан и княжеская семья, укрылись за крепкими стенами Успенского собора. Кочевники, разорив город, устремились к соборному храму; выломав двери, ворвались в него и учинили побоище, а затем подожгли храм. Всё внутреннее убранство собора сгорело. В пожаре епископ Митрофан и вся княжеская семья погибли. Перед мученической кончиной Преосвященный Митрофан обрёк в схиму великую княгиню Агафию, её дочерей и внучат и других женщин и напутствовал их Святыми Дарами. Чудотворный Владимирский образ Богоматери сохранился невредим, хотя украшения его были расхищены. И снова от Успенского собора остались только стены, опалённые пламенем и почерневшие от дыма. В марте того же 1238 года в битве с Батыем на реке Сити погиб великий князь Владимирский Георгий. Ярлык на великое княжение получил от татар Ярослав Всеволодович. Великий князь Ярослав обновил Успенский собор и украсил чудотворную икону Владимирской Богоматери. В 1239 году из Ростова во владимирский собор было перенесено тело князя Георгия. Много потрудился для Русской земли князь Ярослав Всеволодович. 30 сентября 1246 года, возвращаясь во Владимир из Китая, он скончался и был погребён в Успенском соборе. В 1252 году Митрополит Кирилл с великой торжественностью в Успенском соборе возвёл на великокняжеский престол Александра Ярославича (Невского). Все силы и старания приложил Александр Ярославич для защиты Русской Церкви и народа от жестоких поработителей. В подвигах и трудах на благо Церкви и Отечества прошла его жизнь. " В лето 6771 (1263), сообщает летописец, - прииде князь Александр от татар вельми не здравя, в осенине, и приде на Городець и пострижеся в 14 месяца ноября, на память святаго апостола Филиппа, той же ночи и преставися, и везоша его в Владимерь " . После торжественного отпевания в Успенском соборе, гроб с телом князя Александра, в схиме Алексия, был перенесён во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь и предан земле в соборной церкви обители. В 1274 году в Успенском соборе под председательством Всероссийского Митрополита Кирилла состоялся церковный Собор, принявший 12 правил, которые впоследствии вошли в Кормчую и другие сборники под названием " Правило Кирилла Митрополита " . Митрополит Кирилл неоднократно посещал Владимир. По его благословению в 1280 году был совершён ремонт Успенского собора. Преемник его, Киевский Митрополит Максим, в 1299 году перенёс первосвятительскую кафедру во Владимир после видения Божией Матери, которая благословила его. В память этого видения был написан образ Максимовской Божией Матери (день празднования 18 апреля). Митрополит Максим, 22 года управлявший Русской Церковью, погребён в Успенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 12 сентября, 2021 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.   Содержание статьи Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе. Его житие, иконы и молитвы — в статье! Александр Невский 5 апреля 1242 года Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. День памяти Александра Невского Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). В честь памяти Святого Александра Невского по всей России построено множество храмов, где в эти дни проводятся молебны. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Удивительно, что и в советские годы чтилась память Александра Невского: 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского. Александр Невский: только факты

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Узнайте больше об Антонии Печерском Свернуть 5. Преподобный Феодосий Печерский Когда жил: ок. 1008 (или ок. 1036) — 1074 Один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, он считается основателем общежительной монастырской традиции на Руси. Святой Феодосий сам носил воду, колол дрова, молол рожь и относил муку каждому иноку. А в жаркие ночи обнажал свое тело и, отдав его в пищу насекомым, пел псалмы. В своей обители он построил новую церковь и кельи и ввел строгий Студийский устав, списанный по его поручению в Константинополе. Под его руководством Киево-Печерский монастырь стал образцом для подражания и имел огромное значение для развития Русской Церкви. Из литературного наследия преподобного Феодосия до нас дошли шесть поучений, два послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Прочитайте поучения Феодосия Печерского Свернуть 6. Благоверный князь Ярослав Мудрый Когда жил: ок. 978 — 1054 В молодости князь Ярослав Владимирович участвовал в междоусобных войнах, пока не утвердился на киевском престоле. В памяти потомков он остался как устроитель дел Церкви и великий «книжник» — при нем в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников; огромные средства тратились на переписку и перевод книг; были созданы церковный устав и «Русская Правда» — свод государственных законов. При Ярославе началось систематическое русское летописание. При нем в Киеве был построен собор Святой Софии. Ярослав строил города, крепости и монастыри, оборонял Русь от степняков, наладил отношения с Европой и, заключая выгодные династические браки, породнился — через детей — с правителями многих европейских держав. В 1051 году, собрав епископов, князь сам назначил (впервые без участия Константинопольского Патриарха) митрополита славянского происхождения — Илариона. Узнайте больше о Ярославе Мудром Свернуть 7. Благоверный князь Андрей Боголюбский Когда жил: ок. 1111 — 1174 Сын великого князя Киевского Юрия Долгорукого, князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский, великий князь Владимирский, Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В то время Киев уже терял свое могущество: торговля по Днепру прекратилась из-за половцев, крестьяне бежали на северо-восток. Зато Владимиро-Суздальское княжество переживало подъем. Князь Андрей одержал победу над булгарами, открыв путь по Волге, и боролся с Новгородом, пролагая торговые пути на запад. При нем во Владимире был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри, под Владимиром выросла укрепленная княжеская резиденция Боголюбово, а на Нерли, у «речных ворот» Владимира, был построен храм Покрова. В окружении князя был создан ряд литературных памятников, прославляющих Богородицу.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

Святой Андрей сам участвовал в литературном и литургическом творчестве (50). Он принимал участие в создании «Службы Покрову», в составлении Владимирского летописного свода 1177 г., завершенного после смерти князя его духовником, священником Николаем. Ко времени княжения святого Андрея Боголюбского относится и создание окончательной редакции «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшего в «Успенский сборник», древнейшую русскую Четью-Минею, принадлежавшую первоначально одному из храмов г. Владимира (51). Князь был глубоким почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса висел над его постелью В ночь на 30 июня 1174 г. святой князь Андрей Боголюбский погиб в Боголюбове от рук изменников. Младший любимый сын святого Андрея, святой благоверный князь Глеб, умер в 20-летнем возрасте незадолго до гибели отца. Старшие его сыновья, помощники и сподвижники, погибли в сражениях. Единственный сын, переживший отца, Юрий, женился (в 1180-х годах) на святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. В 1395 г. 26 августа была перенесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно избавившая столицу от нашествия Тамерлана. Москвичи встречали ее на Кучковом поле (там был затем построен Сретенский монастырь), где когда-то была усадьба боярина Степана Кучки, на дочери которого женился в 1139 г. князь Андрей. В 1475 г. Митрополит Московский Филипп I и великий князь Иоанн III начали строительство Успенского собора в Московском Кремле, «храм великий весьма в меру храма Пресвятой Богородицы, что во Владимире, которую создал благоверный князь Андрей Боголюбский Юрьевич, внук Мономахов». XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский Тринадцатое столетие было переломным в истории Европы и христианства. Произошли события, изменившие ход мировой истории, затронувшие все стороны духовной, социальной и государственной жизни народов. Западный мистик аббат Иоахим Флорский, или Фиорский (1202), провозгласил наступающий век «веком Иоанна», идущим на смену «веку Петра», ожидались великие изменения в отношениях Восточной и Западной Церквей, стран Востока и Запада (51 а). В те годы в Русской Церкви прозвучала огненная проповедь преподобного Авраамия Смоленского (1221), одного из наиболее ярких представителей русского эсхатологизма. Очевидец княжеских усобиц, современник покаянного «Слова о полку Игореве» преподобный Авраамий со всей силой своего пророческого дарования обращал к людям великий призыв: «Кайтесь, ибо время близко!»

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Князь-Владимирский храм чудом уцелел от уничтожения. В Астрахани бытует легенда: «Когда храм был закрыт, то местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом, в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. Татары отправляют делегацию в Москву к М.И. Калинину и у него на приёме добиваются решения о сохранении храма». Легенда это или быль, но она несомненно имеет под собою реальную основу. Все астраханцы, независимо от своего вероисповедания и национальной принадлежности, почитали Князь-Владимирский храм общегородским, общенациональным достоянием и радовались, глядя на его торжественную красоту. После закрытия Князь-Владимирский храм долго использовался под склад. Под его сводами хранились пиломатериалы, зерно, мука и т.п. Во время «хрущёвских гонений» на Церковь в начале 1960-х годов местные власти опять вынесли решение о сносе храма. Теперь его решили взорвать. К храму подогнали специальную технику, собрали военных «минёров», взрывников. Но верующие астраханцы возмутились этими замыслами. Одна из прежних прихожанок этого храма каким-то образом забралась на самый высокий купол и привязала себя к кресту. Взрыв на время отложили, но ненадолго. Новую попытку взорвать храм, как и в 1930-х годах, снова отбили жившие рядом татары. Они окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры. Встретив такой отпор, городские власти отступили. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании Князь-Владимирского храма под автовокзал. В связи с переоборудованием были закрашены все росписи внутри храма. Но удивительно, святые лики стали проступать сквозь краску, приводя в ужас местное партийное руководство. Тогда покрасили вновь. И опять роспись стала проступать сквозь краску. Не осознав безумия своих действий, местные руководители приказали выжечь роспись паяльными лампами, а под куполом храма на металлоконструкциях было установлено бетонное перекрытие. Завершающим этапом осквернения святыни стала установка туалетов на месте алтарей храма.

http://sobory.ru/article/?object=02861

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010