Откровение и истолкование (Впервые: Revelation and Interpretation II Biblical Authority for Today I Ed. by Alan Richardson and Wolfgang Schweitzer. London-Philadelphia, 1951, рр. 163–180. Русский перевод Н. Холмогоровой впервые в: Альфа и Омега. 8 (1996), сс. 5–19. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works I, рр. 17–36. Мы публикуем новую редакцию этого перевода). Что бо, аще не вероваша нецыи? Еда неверствие их веру Божию упразднит? ( Рим.3:3 ) Весть и свидетельство Так что же такое Библия ? Книга в ряду других книг, доступная и понятная любому случайному читателю? Нет, это, прежде всего, священная книга, предназначенная для верующих. Конечно, и священную книгу как «литературное произведение» может читать любой. Сейчас речь не об этом. Мы говорим не о тексте, а о заключенной в нем Вести. Свт. Иларий Пиктавийский выразил это различие особенно ярко: «Писание не в чтении, а в понимании» – Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo 12 . Есть ли в Библии , если рассматривать ее в целом, как единую книгу, какая-то Весть? И кому она адресована – если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек в одиночку постичь и истолковать смысл Книги? Или это дело общины – а отдельных людей лишь постольку, поскольку они принадлежат к этой общине? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в Библию, очевидно, что Книга, в целом, создана общиной – сначала Ветхим Израилем, затем Христианской Церковью . Библия – это не полное собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированное и засвидетельствованное использованием (прежде всего, литургическим) в общине, а затем и формально – авторитетом Церкви. Книги Библии отбирались и объединялись в целое со вполне определенной целью. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:30–31 ). Эти слова в большей или меньшей степени относятся и ко всей Библии. Несколько документов были отобраны, отредактированы, собраны в одной книге и даны верующим, народу, как верная запись Божественной Вести. Весть Божественна; она исходит от Бога; это Слово Божие. Но принимает изреченное Слово и свидетельствует о Его истинности община верующих. Вера удостоверяет, что Библия священна. Библия, как книга, составлена в общине и предназначена прежде всего для наставления общины. Книга и Церковь неразделимы. Библия – то же, что Завет, а Завет заключается с людьми. До Рождества Христова Слово Божие было вверено Народу Завета (см. Рим.3:2 ), теперь Весть о Царстве хранит Церковь Воплотившегося Слова. Библия – истинное Слово Божие, но оно стоит на свидетельстве Церкви. Ведь, несомненно, что библейский канон определен и утвержден Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Откровение и истолкование Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Рим 3:3 Весть и свидетельство Так что же такое Библия? Книга в ряду других книг, доступная и понятная любому случайному читателю? Нет, это прежде всего священная книга, предназначенная для верующих. Конечно, и священную книгу как “литературное произведение” может читать любой. Сейчас речь не об этом. Мы говорим не о тексте, а о заключенной в нем Вести. У свт. Илария есть многозначительные слова: “Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo” [Писание не в чтении, а в понимании]. Есть ли в Библии, если взять ее в целом, какая-то Весть? И кому она адресована — если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек в одиночку постичь и истолковать смысл Книги? Или это дело общины — а отдельных людей лишь постольку, поскольку они принадлежат к этой общине? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в Библию, очевидно, что Книга в целом создана общиной — сначала Ветхим Израилем, затем Христианской Церковью. Библия — не собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированное и засвидетельствованное использованием (прежде всего литургическим) в общине, а затем и формально — авторитетом Церкви. Книги Библии отбирались и соединялись в целое со вполне определенной целью. “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин 20:30–31). Эти слова в какой-то степени относятся ко всей Библии. Несколько документов были отобраны, отредактированы, собраны в одной книге и даны верующим, народу, как верная запись Божественной Вести. Весть Божественна; она исходит от Бога; это Слово Божие. Но принимает Слово и свидетельствует о Его истинности община верующих. Вера удостоверяет, что Библия священна. Библия как книга составлена в общине и предназначена прежде всего для наставления общины. Книга и Церковь неразделимы. Библия — то же, что Завет, а Завет заключается с людьми. До Рождества Христова Слово Божие было доверено Народу Завета (см. Рим 3:2), теперь Весть о Царстве хранит Церковь Воплотившегося Слова. Библия — истинное Слово Божие, но оно стоит на свидетельстве Церкви. Ведь несомненно, что библейский канон установлен и утвержден Церковью.

http://pravmir.ru/otkrovenie-i-istolkova...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 20. Книга Руфи Мы приступаем к новой книге, которая называется Руфь. Это книга особая, одна из самых красивых и добрых книг Ветхого Завета. Она имеет значение для дальнейшего нашего изучения мессианских мест. Эта книга в еврейской Библии принадлежит к пяти книгам под названием «Магеллот», куда входят Песнь Песней, Руфи, Плач Иеремии, Экклезиаст и Есфирь. Книга Руфи читается на праздник жатвы. История, которая в ней описывается, происходила во времена судей Израиля, когда в стране царил голод. Она начинается так: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских». Если мы откроем книгу Судей ( Суд. 6:3–5 ), то прочтем: «Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне… и стоят у них шатрами… Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими». То есть народы эти постоянно общались друг с другом, хотя у них были разные религии и духовные ценности. Однако голод вынуждал их идти в землю Моавитскую. «Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне (потомки Ефрема; помните Ефрема и Манассию, которые жили на этом месте?) из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба (сына ее)… умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего». Это время – время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести. Составитель книги неизвестен. Время действия – это время судей ( Руфь 1,1 ), но написана она скорее всего уже во времена царей, т.к. здесь мы находим и имя Давида ( Руф.4:22 ). Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать ( Руф.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Закрыть itemscope itemtype="" > Маккавейские книги Ветхого Завета. Выводы для наших дней 1/14 августа - память семи мучеников Маккавеев 11.08.2016 2858 Время на чтение 18 минут «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» Иуда Маккавей. Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Божественного Домостроительства. Необходимо отметить, что рамки данной работы не позволяют более подробно останавливаться и развивать ряд очень значимых положений, вытекающих из рассматриваемых текстов. Практически каждая новая тема, открывающаяся при внимательном чтении Маккавейских книг, может стать самостоятельной и заслуживающей изучения. Это, например, и Божественное Домостроительство и Правосудие Божие, молитва за умерших и воскресение праведных для Царствия Небесного. Важная тема - это мученичество за веру, война за веру и ценностная шкала ее бойцов. Отдельной темой можно считать собственно военную составляющую истории иудеев изучаемого периода. Также интересно более подробно рассмотреть один из глобальных проектов «нового мирового порядка» времени книг Маккавейских - так называемый «эллинизм». Перечисленные темы ставят ряд новых вопросов, ответы на которые, с Божьей помощью мы надеемся получить в ходе дальнейшего изучения Священного Писания, трудов Святых Отцов и Учителей Церкви. А теперь перейдем собственно к Маккавейским книгам. 1.Первая книга Маккавейская Сразу отметим, что пересказ событий Маккавейских книг не входит в задачу этой работы, происходящее рассматривается в той мере, в какой это служит иллюстрацией ряда смыслов, в них заложенных. Уже говорилось о неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов, эта связь хорошо видна и при изучении Маккавейских книг и может выглядеть примерно так: «Книга пророка Даниила» - «Маккавейские книги» - «Новый Завет». Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос дважды ссылается на пророчества Даниила, в том числе в главе 24 Евангелия от Матфея и в 13 главе Евангелия от Марка. В свою очередь, в книге пророка Даниила, задолго до произошедшего, были предсказаны события, более подробный рассказ о которых представлен в Маккавейских книгах.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

архиепископ Дмитрий (Вознесенский) Предисловие Издаваемая нами книга «Апокалипсис в перспективе XX века» является плодом многолетнего чтения Откровения св. Иоанна Богослова с известными в нашей русской литературе толкованиями на него; как, с другой стороны, и тех текущих, прямо злободневных, жизненных впечатлений от родной исторической действительности данного периода, которая настолько необычайна, прямо исключительна, что в ком только не вызывала мысли: «А действительно, вся эта длящаяся година испытаний – не есть ли она предреченные св. Иоанном «апокалиптические времена»?!» Под скрещивающимся влиянием такого двоякого рода «источников» и зародилось у нас намерение написать объяснение Апокалипсиса под приведенным заглавием. И вот, по милости Божией, при составлении этой книги в условиях настоящего – «беженского» – существования, в наших руках оказались все же пособия, до некоторой степени достаточные в качестве более или менее точных справок при протолковании текста Откровения, необходимость которых вызывалась прежде всего требованиями научной совести. Кроме того, без этих справок у читающих почти неизбежны были бы предположения: а может быть, в экзегетической литературе есть и другие объяснения, и мнения, гораздо более состоятельные, но только неизвестные автору? На помощь нам в этом случае пришли: 1) Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского (Изд. 4-е. М., 1901) – пособие, без которого не может обойтись ни один православный толкователь; 2) Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса инспектора Симбирской духовной семинарии М.В. Барсова (М., 1902): настольная книга, особенно для преподающих этот предмет в семинарии, заменяющая им длинный ряд собственных выписок из более ценных пособий по нему (в особенности – лекций известного профессора Московской духовной академии А.А. Жданова ); 3) Иванов A.B. «Руководство к изучению священных книг Нового Завета» – общеизвестный учебник по Священному Писанию Нового Завета в VI классе семинарий: книга, которую нельзя не назвать весьма дельной; 4) Толковая Библия/Комментарий на все книги Священного Писания под ред. А.П. Лопухина , том 11: Послания ап. Павла и Откровение св. ап. Иоанна Богослова (СПб., 1914). Здесь весь текст Откровения протолкован профессором духовной академии прот. Н. Орловым .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Вопросы священнику. Книга 5 Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику: Кн. 5. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. Издание содержит ответы на письма, которые приходят на сайт Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru . Пятая книга «Вопросы священнику» иеромонаха Иова (Гумерова), как и четыре предшествующих, посвящена духовным вопросам, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, желающего идти путем спасения. В приложении — житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, написанное тем же автором. Приводим отрывок из книги.   Рукописи Ветхого и Нового Завета   Вопрос: Сообщите, пожалуйста, какой возраст имеют самые старые экземпляры Нового и Ветхого Завета из существующих поныне и где они хранятся? С уважением, Константин Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) Ученые текстологи при составлении классификации библейских манускриптов, учитывают не только их содержание (ветхозаветные и новозаветные тексты), полноту (весь библейский корпус, отдельные книги и фрагменты), но также материал (папирус, пергамент) и форму (свиток, кодекс). Древние библейские рукописи дошли до нас на папирусе и пергаменте. Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы. Они  плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. Отдельные листы склеивали. Получалась полоса длинной около 10 метров. Хотя известен свиток (небиблейский),  достигающий  41 м., папирусы размером более десяти метров были весьма неудобны для употребления. Такие большие книги как Евангелие от Луки и Деяния св. Апостолов помещались в отдельные папирусные свитки длиной 9,5 - 9,8 м. Слева и справа свитка крепились валики. На один из них наматывался весь папирус: тексты на еврейском и других семитских языках на левый, а на греческом и римском языках – на правый стержень. При чтении свиток разгибался на величину страницы. По мере прочтения страницы папирус наматывался на другой валик. Для большего удобства большие свитки иногда разрезались на несколько частей. Когда Спаситель вошел в Назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии. Господь Иисус Христос раскрыл книгу и нашел место. В греческом тексте буквально: раскатав книгу (Лк.4:17) и скатав книгу (4:20).

http://pravoslavie.ru/6115.html

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Исторические книги По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфири. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1 , четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского , Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфи и Царств 2 . Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов , – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая – Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский , – божественных писаний Ветхого Завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Эти двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса, сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Л. И. Бриллиантов Книги Царств Название книг Царств указывает на их содержание; ибо в них излагается история ветхозаветной церкви Божией в народе еврейском в период управления царей. В древнем еврейском составе священных книг четыре книги Царств составляли только две книги. Первая книга, соответствующая двум первым книгам Царств, называлась «Книгою Самуила», потому что главным действующим лицом в повествовании их является пророк Самуил. Вторая книга, совпадающая с третьей и четвертой книгами Царств, называлась «Книгою Царей», ибо в ней излагается история царей иудейских и израильских. В нашей же славянской Библии, переведенной с греческой Библии, всем книгам Царств дано общее название: «Книги Царств первая, вторая, третья и четвертая», так как все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Впрочем, счисление сих книг Православная Церковь удержала еврейское, из уважения к священной древности еврейского канона, соединивши их в одну книгу первую и вторую, а также, третью и четвертую книгу. Содержание первой книги Царств Первая книга Царств повествует о времени правления первосвященника Илия в качестве судьи народа, о рождении Самуила, отрочестве и призвании его к пророческому служению, о нападении филистимлян на евреев и пленении ими ковчега завета, о смерти самого Илия и сыновей его. Это первая часть книги. Во второй ее части описывается время деятельности Самуила, как пророка и судьи, затем говорится о перемене правления в народе еврейском, избрании Саула в цари, прощальной речи Самуила к народу, в которой он заявляет о сложении с себя звания судьи и увещевает народ быть верными Богу и при перемене своего правления, царь же должен быть проводником Его власти и послушным орудием в руках Божиих. В третьей части излагается история царствования Саула, сперва послушного Богу и потому благоуспешного в своих войнах с врагами Израиля, а потом пренебрегшего велениями воли Божией и потому оставленного Богом и несчастного. Затем повествуется о помазании Давида на царство, описываются обстоятельства отроческой жизни Давида и враждебные отношения к нему царя Саула, которые принуждали Давида спасаться бегством от преследований его и вообще делали жизнь избранного Богом юного царя крайне бедственной. Изложение содержания второй книги Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Презентация издания " Книга пророка Осии " . Фото Алексея Реутского 4 сентября 2019 г. 11:06 Игумен Арсений (Соколов): Книги мудрых Израиля - это земля, а книги пророков- это Небо В Центральном Доме литераторов состоялась презентация новой книги Издательского дома «Познание» «Книга пророка Осии. Комментарий». Автор представленного издания, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов) в своем интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, в чем особенность библейского повествования об этом пророке Северного царства, почему за обыденными фактами скрываются глубоко символичные отношения Бога с израильским народом, и какой метод позволяет сделать комментарии не сухим научным исследованием, а живыми и увлекательными для каждого читателя, интересующегося церковной историей. — Ваше преподобие, вы автор уже нескольких книг: о Иисусе Навине, Сборника статей и докладов по библеистике, «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» и только вышедшего труда комментариев на книгу пророка Осии (подробнее о пророке Осии см. ЖМП 2019), которую вы писали пять лет. Немалое место в вашем научном творчестве занимают именно ветхозаветые пророки. Чем обусловлен ваш интерес именно к ним? — Меня привлекает эта тема по нескольким причинам. Во-первых, сегодня написано уже очень много толкований и комментариев на Новый Завет, в том числе на русском языке. В то же время есть книги Ветхого завета, на которые широкой аудиторией читателей обращается незаслуженно мало внимания, даже среди церковных людей. Несмотря на то, что эти книги Библии постоянно находятся в центре внимания исследователей-библеистов. Вторая причина — пророки всегда актуальны. Потому что они не столько, может быть, говорят о будущем, сколько интерпретируют наше настоящее. И чтобы понять смысл происходящих сегодня событий — и в мире, и в нашей стране, нужно более внимательно прочитать пророческие тексты. И третье — мы не можем понять многого из того, что совершает в Евангелии Господь, если не знать  книг древнееврейских пророков. Например, Он воскрешает сына Наинской вдовы, а народ почему-то восклицает: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7,16). Или почему так важен для израильского народа тот факт из Нового завета, где Христос накормил пять тысяч голодных. Это становится понятным, когда узнаешь, что точно много веков назад воскрешали сыновей вдовы пророки Илия и Елисей. Или когда они точно также  накормили множество голодных. То есть Господь преднамеренно делал это, чтобы люди поняли, Он есть Мессия, что к ним приблизилось Царство Небесное. Таким образом, многое становится объяснимым в поступках Христа, если знаком с пророческими текстами.

http://e-vestnik.ru/history/kniga_prorok...

Священное Писание как источник права Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Канон Священных книг. Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании. В 85-м Апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33 (24)-м правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании св. Афанасия, в канонах св. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Завета. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м Апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: 3 книги Маккавеев, книга Иисуса сына Сирахова, а между новозаветными книгами - два послания Климента Римского и 8 книг Апостольских Постановлений, но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалипсисе и в 60-м правиле Лаодикийского Собора, в стихотворном каталоге Священных книг св. Григория Богослова. Афанасий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а многие называют неподлинным.» В перечне канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он, наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением Апостольским,» причисляет к книгам, «назначенным Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия.» В 33 (24)-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг «Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги; Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре. Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина. Апокалипсис Иоанна книга едина.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432350/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010