С. Девятова Скачать epub pdf Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937) Священномученик Арсений (Жадановский) , епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ) Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).) 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим). В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь , 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей. В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря . 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва . В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях» . А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ (см. Реформы в России в 60-80-х гг. XIX в. ). А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/114386.html

Одним из первых, кто попытался использовать импровизацию в церковной проповеди, стал архиепископ Амвросий (Ключарев , 1820–1901). Он отстаивал необходимость в живом проповедническом слове и сам произносил почти исключительно импровизированные проповеди. Свой проповеднический опыт он систематизировал в книге «Живое слово», которая посвящена теории проповеднической импровизации. Владыка Амвросий отмечает, что самое высшее проявление силы и торжества живого устного слова мы видим в первые времена христианской проповеди. Начало этому торжеству положил, конечно, Сам Господь Иисус Христос , из Его пречистых уст полились глаголы живота вечного. Следом за этой всемощной проповедью раздалось вслух всего мира слово апостолов; оно было принято и передаваемо всюду ближайшими учениками апостолов и затем служителями Церкви, ставшими прежде всего служителями слова. Благовествование «необходимая обязанность моя», говорит апостол Павел, и «горе мне, если не благовествую» ( 1Кор.9:16 ). Вместе с этим слово переходило в дело: устроились церкви, постановлялись законы, учреждались священнодействия, являлись подвижники добродетели и мученики за истину, и жизнь воплотила в себе и закрепила живое слово; и церковное предание, начатое живым словом, но записанное, так сказать, деяниями христиан и целых церквей, стало первоисточником христианской истины 5 . Однако этот порыв живого слова, призывающего к созерцанию высших истин, к духовной свободе любви и самоотвержению, умилению и радости, отречению от плотских привязанностей, со временем сменился сухой схоластической проповедью. Обязательная цензура произносимых проповедей в XIX веке и штрафы за произнесение проповедей, не прошедших цензуру, привели к тому, что часто священники предпочитали не произносить проповеди вообще или зачитывали чужие. Все это привело к упадку проповедничества. Преосвященный Амвросий пишет, что «в нашем отечестве, на- пример, более тридцати тысяч церквей, как готовых народных училищ, еще более того учителей, облеченных авторитетом проповедников Христовой истины и доверием народа; в их распоряжении и дни и часы народных собраний; они могут связать свое церковное слово со всякою беседой личной с народом – и дома, и в поле, и на пути; могут по заповеди апостола “обличать, запрещать, увещевать во время и не во время” ( 2Тим.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Именно поэтому он считал принципиально недопустимым пересмотр петровской синодальной системы, почти за двести лет своего существования ставшей вполне «традиционной». Стараясь держать православное духовенство подальше от «злых» вопросов современности, обер-прокурор тем самым содействовал понижению их интеллектуального уровня, отстраненности и отчуждения клира от мира. Вред такого подхода осознавали не только враги Победоносцева, но и его политические друзья. Чем дальше, тем больше современники понимали, что вопрос из теоретической плоскости неминуемо должен перейти в практическую. Ярким доказательством стала статья, появившаяся весной 1901 г. в богословско-философском журнале «Вера и разум», издававшемся в Харьковской епархии. Представлена она была в виде письма, адресованного архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Амвросию (Ключареву ; 1820–1901). Маститый иерарх, которому шел восьмой десяток, архиепископ Амвросий был известен консервативными взглядами, в духе «Московских ведомостей» М. Н. Каткова. «Верой и разумом» он фактически руководил, помещая на страницах журнала те статьи, которые отвечали его религиозно-философским представлениям. Нельзя было и представить, чтобы журнал опубликовал какой-либо материал, не уведомив архиепископа, без его согласия и благословения. Тем удивительнее кажется опубликованное в «Вере и разуме» письмо некоего почетного гражданина из «бывших духовных», Иеронима Преображенского, который совершенно открыто заявлял о ненормальности церковно-государственных отношениях, сложившихся в России с петровских времен. Преображенский писал, что после неудачи патриарха Никона в XVII в. Церковь навсегда подчинилась власти государей, и по существу всегда играла роль «чего изволите», согласуясь «духу времени». Не избежал критических нападок и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев . Пророчески звучали слова автора письма, когда он, резюмируя, задался вопросом, окажется ли он несправедливым предположение, «что все наше духовенство, в лице своих представителей, при изменившемся сверху режиме, также будет славословить государя конституционного, как славит оно теперь самодержавного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. Афанасий (Телятев , 10 марта 1821 - 5 авг. 1824); еп. Кирилл (Богословский-Платонов , 26 окт. 1824 - 26 марта 1827); еп. Иннокентий (Сельнокринов, 23 мая 1827 - 28 марта 1831); еп. Николай (Соколов, 8 мая 1831 - 2 окт. 1834); еп. Исидор (Никольский , 11 нояб. 1834 - 5 июня 1837); еп. Виталий (Щепетов, 27 июня 1837 - 14 нояб. 1842); еп. Иосиф (Богословский , 27 дек. 1842 - 20 нояб. 1849); еп. св. Филофей (Успенский , 18 дек. 1849 - 19 авг. 1853); еп. Алексий (Ржаницын , 20 сент. 1853 - 20 июля 1857); еп. Евгений (Сахаров-Платонов , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Порфирий (Соколовский , 21 нояб. 1858 - 21 марта 1859); еп. Леонид (Краснопевков, 26 апр. 1859 - 15 мая 1876); еп. Никодим (Белокуров , 17 июня 1876 - 14 окт. 1877); еп. Игнатий (Рождественский , 17 дек. 1877 - 11 февр. 1878); еп. Амвросий (Ключарёв, 6 апр. 1878 - 22 сент. 1882); еп. Алексий (Лавров-Платонов , 22 янв. 1883 - 9 марта 1885); еп. Мисаил (Крылов, 4 мая 1885 - 3 июня 1889); еп. Виссарион (Нечаев , 30 июля 1889 - 14 дек. 1891); еп. Александр (Светлаков , 11 янв. 1892 - 29 янв. 1894); еп. Нестор (Метаниев, 29 янв. 1894 - 8 июня 1901); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

http://pravenc.ru/text/178617.html

вмц. Параскевы, именуемой Пятницы. Земли пахотной и сенокосной 65 дес. 1820 кв. саж., приносящей доходу причту 500 руб. в год. Прихожан муж. пола 302, жен. пола 345. Неприкосновенного капитала в пользу церкви 24 100 руб., в пользу причта 10 083 руб., от казны на ризницу и другие потребности отпускается 350 руб. в год и за наем 4-х лавок и погреба собор получает 2 930 руб. арендной платы в год. Причта по штату положено: кафедральный протоиерей, ключарь собора, три священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона и два псаломщика. Жалование причту 2 801 руб. 32 коп.; церковного помещения члены причта не имеют, но пользуются квартирным пособием, получаемым от отдачи в арендное содержание соборного причтового дома, приносящего валового дохода 20 200 руб. в год. Церковно-приходской школы при соборе нет, приходского попечительства тоже нет. Кафедральный протоиерей Стефан Любицкий, на настоящем месте с 1897 г.; ключарь собора священник Григорий Виноградов, на настоящем месте с 1896 г.; священник Иоанн Гончаревский, на настоящем месте с 1894 г.; священник Леонид Твердохлебов, на настоящем месте с 1898 г.; священник Василий Яновский, священником и на настоящем месте с 1902 г.; протодиакон Василий Вербицкий, диакон Андрей Мартьянов, на месте с 1893 г.; диакон Иосиф Олейников, на настоящем месте с 1899 г.; на иподиаконской вакансии диакон Михаил Фаворов, на месте с 1903 г.; на иподиаконской вакансии диакон Григорий Ворона, с 1903 г.; псаломщик в сане диакона Стефан Киенко, на настоящем месте с 1901 г. и рукоположен во диакона в 1901 г. Церковный староста потомственный почетный гражданин Константин Уткин с 1885 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом 1904 г. В 1685–1687 г.г. внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного, уже обветшалого тогда Успенского собора, который по надписям еще в 1659 г., построен каменный, крестообразный собор с 5 главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем с соборянами и освящен в 1688 г. митрополитом Аврамием. Так показывает опись харьковского Успенского собора 1724 г. В 1770 г. оказались в нем опасные трещины, почему он разобран, и на место его, по благословению преосвященного Самуила Миславского, в 14-й день мая 1771 г., заложен нынешний храм, по плану и фасаду московского храма Св. Климента, квадратный, о пяти главах и стольких же престолах. Попечительностью протоиерея Михаила Шванского и церковного старосты поручика Федора Анастасьевича Грекова вся постройка его окончена в 1778 г. В 1780 г. 27 сентября освящен главный престол Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Аггеем. При сем освящении присутствовал генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, прибыл в Харьков для открытия Харьковского наместничества и присутственных мест. Открытие присутственных мест последовало сентября 29 дня.

http://sobory.ru/article/?object=03885

Филарет Дроздов 1821–1867. Архп. до 1826. Иннокентий Вениаминов 1868–1879. Макарий Булгаков 1879–1882. Иоанникий Руднев 1882–1891. Леонтий Лебединский 1891–1893. Сергий Ляпидевский 1893–1898. Владимир Богоявленский 1898. Дмитровское викариатство, учр. в 1788 г. Епископы, (в Москве): Серапион Александрийский 1788–1799. Серафим Глаголевский 1799–1804. Августин Виноградский 1804–1818. Лаврентий Бакшевский 1819–1820. Афанасий Телятьев 1821–1824. Кирилл Богословский-Платонов 1824–1827. Иннокентий Сельнокринов 1827–1831. Николай Соколов 1831–1834. Исидор Никольский 1834–1837. Виталий Щепетев 1837–1842. Иосиф Богословский 1842–1849. Филофей Успенский 1849–1853. Алексий Ржаницын 1853–1857. Евгений Сахаров-Платонов 1857–1858. Порфирий Соколовский 1858–1859. Леонид Краснопевков 1859–1876. Никодим Белокуров 1876–1877. Игнатий Рождественский 1877–1878. Амвросий Ключарев 1878–1882. Алексий Лавров-Платонов 1883–1885. Мисаил Крылов 1885–1889. Виссарион Нечаев 1889–1891. Александр Светлаков 1892–1894. Нестор Метаниев 1894–1901. Трифон кн. Туркестанов 1901. Можайское викариатство 34 Епископы (в Москве): Савва Тихомиров 1862–1866. Игнатий Рождественский 1866–1877. Амвросий Ключарев 1878. Алексий Лавров-Платонов 1878–1883. Михаил Крылов 1883–1885, Александр Светлаков 1885–1892. Тихон Никандров 1892–1899. Парфений Левицкий 1899–1904. Серафим Голубятников 1904–1908. Василий Преображенский 1908. Серпуховское викариат., учр. в 1904 г. Епископы (в Москве): Никон Рождественский 1904–1906. Анастасий Грибановский 1906. Волоколамское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в Троице-Сергиевой Лавре): Христофор Смирнов 1887–1890. (C 13 дек. 1890 г. было вакантно). Арсений Стадницкий 1899–1903. Евдоким Пещерский 1903–1909. Феодор Поздеевский 1909. Нижегородская, учр. в 1672 г. Кафедра в Нижнем-Новгороде Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686. Павел 1686–1696. Трифилий Инихов 1697–1699. Исаия 1699–1708. Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719. Епископы Нижегородскге и Алатырские (до 1799 г.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

149 Попов Петр Игнатьевич, окончивший Одесскую духовную семинарию в 1895 году, был назначен на должность псаломщика к соборной церкви в честь Василия Великого в Сан-Франциско [см. определение Свят. Синода от 20–21 сентября 1895 г. за 2826, о назначении Петра Попова псаломщиком к С.-Францисской церкви (РГИА, ф. 796. оп. 209, год 1895, д. 2014. л. 69–69об.)]. 150 Иером. Иоанн (Шамиэ), ключарь кафедрального собора. Фамилию о. Иоанна святитель Тихон писал в русифицированной форме (Шамие), хотя и сам Иоанн подписывался [см.. напр.. прошение иеромонаха Соловецкого монастыря Иоанна (Шамиэ) митрополиту С.-Петербургскому Антонию (Вадковскому) от 27 августа 1908 г. (РГИА, ф. 796. оп. 187, год 1906, д. 699, л. 35)], и в официальных документах Ведомства православного исповедания писали Шамиэ [см.: Определения Святейшего Синода//ЦВ, 1903, 49, с. 389–390]. 154 Преосвящ. Иоанникия (Казанского) назначили епископом Архангельским и Холмогорским 7 февраля 1901 г.: уволенный на покой по болезни епископ Иоанникий (Надеждин) скончался 29 апреля 1901 г. 156 Член Петербургского духовного цензурного комитета архим. Арсений (Тимофеев); в июле 1902 года хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. 157 Кстати: согласно просьбе Чикагских прихожан я хлопотал о том, чтобы для ускорения дела постройки церкви в Чикаго была отпущена сумма единовременно за 25 лет. Это составляет 15 ООО руб. зол., и, пожалуй, может значительно ослабить капитал Америк, церквей; да и благодаря Бога и добрых людей, дело сбора на Чикаг. церковь в России О. Кочуров ведёт успешно, и будет с чем начать постройку. 158 См. отчет о состоянии Алеутской епархии за 1900 й год (РГИА, ф. 796. оп. 442. гол 1900. д. 1820. л. 2об.). 159 Рапортом Святейшему Синоду от 17 ноября 1900 г. за 61 преосвящ. Алеутский ходатайствовал об определении на службу в Алеутскую епархию псаломщика Льва Ремизовского, также об изменении порядка выдачи прогонных денег назначаемым в Америку одиноким псаломщикам. 160 Письмо настоятеля Вилкесбаррского прихода прот. Алексия Товта преосвящ. Тихону не публикуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2582 Гиляров составил по этому вопросу подробную справку. Опубл. под назв.: Мнение одного из членов Комитета относительно должности надзирателя в приюте//Там же. С. 44–47, паг. 1-я. 2583 Протоиерей Алексей Осипович (Иосифович) Ключарев (в монашестве, с 1877 г., Амвросий; 1820–1901) – проповедник, миссионер, издатель; московский протоиерей (с 1864 г.), архимандрит (1877), еп. Можайский, викарий Московской епархии (в 1878 г.), еп. Дмитровский, викарий той же епархии (с 1878 г.), еп. Харьковский и Ахтырский (с 1882 г.; архиеп. с 1886 г.). В Дневнике Победоносцева записано: " 1865 г. 5 мая. Открыт Комитет для вспомож восп Дух училищ. Образование Братства Св. Николая. Знакомство с А. И. Ключаревым» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 1. Л. 8). 2587 Подробнее об этом Гиляров писал в Отчете: «Отец-причетник высказывает, что недостаточность лишает его средств содержать сына в училище. Сколько, однако, стоит содержание? «Я плачу, – отвечает он, – по двугривенному в неделю; хозяин дает за это квартиру и стол» (т. е. прихлебку, – хлеб доставляется самими родителями). Двугривенный в неделю! За вычетом вакационных недель это составляет всего 10 рублей в год, и этими 10 рублями обеспечивается для мальчика возможность образования! Факт поразительный, показывающий, на сколь скудные средства можно еще обеспечивать духовным ученикам возможность учиться, и показывающий с тем вместе, насколько недостаточны многие из духовенства, что не в состоянии вносить и этой скудной платы, считаемой притом не по годам (10 рублей все бы еще составляло что-то), но по неделям и равняющейся 20 копейкам! Разумеется, пособие было оказано…» (Годичный отчет. 1866. С. 20, паг. 1-я). Двугривенный – разговорное название русской монеты номиналом 20 копеек; выпускалась в России из серебра с 1764 г. 2589 Речь идет о Донском ДУ, помещавшемся в Донском монастыре в 1835–1917 гг. в том здании, где с 1799 по 1827 г. находился Духовно-цензурный комитет, впоследствии переведенный в Троице-Сергиеву лавру. 2593 9 мая 1867 г. исполнялось два года с момента избрания четырех членов Московского комитета по вспоможению беднейшим ученикам духовного звания, в том числе Гилярова с Победоносцевым, однако их полномочия впоследствии были продлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

6 Архиепископ Амвросий (Ключарев, 1820 †3.9.1901), Харьковский и Ахтырский – сын священника Владимирской епархии. По окончании Московской духовной академии назначен профессором философии Вифанской духовной семинарии. Рукоположен во иереи (1848) в храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве, приступил к изданию журнала «Душеполезное чтение» (1860). Возведен в сан протоиерея (1864), принял монашество (1877), хиротонисан во епископа Можайского (1878), епископ Харьковский и Ахтырский (1882, с 1886 – архиепископ). Учредив при архиерейском хоре безплатную школу для псаломщиков, ввел в Харьковской епархии единообразный церковный напев. Благословил несколько крестных ходов с чудотворными иконами. Преобразовал местные епархиальные ведомости в философско-богословский журнал «Вера и разум». Его проповеди, затрагивающие многие злободневные темы, были изданы в отдельных томах. Погребен под полом устроенного им в Харьковском епархиальном доме (см. прим. 2) двухъярусного храма. Особо следует сказать о сохранении владыкой памяти о чудесном спасении Царской Семьи во время крушения Императорского поезда 17 октября 1888 г. у ст. Борки (Змиевского у. Харьковской губ.). Во время крушения поезда погиб 21 человек прислуги, а 37 получили ранение. Однако вся Царская Семья и вообще все находившиеся в царском вагоне, несмотря на почти полное его разрушение, остались невредимы. В память этого события вл. Амвросий устроил на деньги, собранные духовенством епархии, серебряный колокол на колокольне кафедрального собора, а также основал (1889) Спасов скит при Святогорской пустыни (с 1906 – самостоятельный монастырь). Архитектура скита была выдержана в древнерусском стиле. Небольшой деревянный храм Нерукотворного образа Спаса был срублен в Москве из круглого соснового леса; стены по образцу старинных русских церквей выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены. Рядом со Скитом, на том самом месте, где во время крушения находился царский вагон, была врезана прямо в железнодорожную насыпь сводчатая пещерная часовня. К западу от часовни был сооружен каменный храм во Имя Христа Спасителя, при котором находилась школа и колония для инвалидов железнодорожной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010