1, 13). Таковы-то были предания, оставленные народу старцами, и таковы последние делатели на жатве ветхозаветной церкви. Иисус Христос, по свидетельству Евангелиста Матфея, с жалостью смотрел на ходившие за ним толпы народа, „что они были изнурены и разсеяны, как овцы, не имеющия пастыря» (9,16). Для новых овец, покорных гласу верховного Пастыря, нужны были новые наставники, просвещенные чистым божественным учением, одаренные новыми духовными силами и послушные велениям Мессии, избравшего их из простых, бедных людей, не зараженных лжеучениями человеческими, как Он и сказал им: „Аз избрах вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет“ ( Иоан. 15, 16 ). Ясно, что жатва многа была указываема Господом не только в настоящем времени, но особенно в будущем, и делатели нужны были не только для народа еврейского, но для всего мира. II. Самое ясное указание на то, что рассматриваемое нами изречение Иисуса Христа относилось главным образом к церкви новозаветной мы находим в словах Спасителя, сказанным им у колодца Иаковлева, после беседы с Самарянкою. Когда по приглашению Самарянки, сказавшей жителям Самарии: „придите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?“ ( Иоан. 4, 29 ), народ из города устремился к Иисусу Христу, Он, указывая ученикам на толпы народа, сказал им: „возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве“ (35). Здесь Он называет жатву нивою и указывает связь между временем посева и временем жатвы, между сеятелями и жнецами: „жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их“ (36–38). Кто эти другие? Очевидно, ветхозаветные патриархи и пророки, подвижники добродетели и праведники, потом Св. Иоанн Предтеча, уготовавший путь Господу в сердцах народа Божия, и Сам Иисус Христос своею проповедью и чудесами оживотворивший и возбудивший души народа к такому решительному движению в новооткрывающееся Царствие Божие. Видите эти нивы, говорил Господь, готовые к жатве? Я послал вас жать то, чего вы не сеяли, чтобы и вы собрали плод в жизнь вечную, как собрали его сеятели, трудившиеся прежде вас, чтобы и они и вы вместе радовались в жизни вечной. Как же началась эта жатва и где нашлось число жителей, достаточное для необозримой нивы не только народа еврейского, но и всего мира языческого, угнетенного и исстрадавшегося под тяжестью заблуждений и страстей плотских и вместе с народом избранным ожидавшего избавления и Избавителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

29 . Но что мне сказать о тех евнухах? Они должны быть для прочих евнухов примером того, что их положение непрочно и не­значительно: в царской воле вся их надежда, легкая оплошность оборачивается величайшей опасностью, а счастье их – в жалком прислуживании. Один хвалился, что был распорядителем вина, другой – что был начальником пекарей. И тот и другой допус­тили оплошность и были брошены в темницу и вверены свято­му Иосифу самим ключарем темницы. Пробыли они там много дней и увидели сны, когда Иосиф снова зашел к ним, то застал их опечаленными и смятенными духом, так как они были взволно­ваны снами, для которых не находили толкователя. «Разве не от Бога, – сказал он, – истолкование сна? Расскажите мне!» И рас­сказал главный виночерпий свой сон: «Была виноградная лоза предо мною, на лозе три ветви; и она цвела, произрастила зрелые виног­радные грозди, и чаша фараонова была в моей руке. И я взял гроздь и выжал ее в чашу, и подал чашу в руки фараону». И сказал ему Иосиф: «Три ветви – это три дня. Еще три дня, и вспомнит фараон о тво­ем управлении и вновь поставит тебя на твое прежнее служение, и ты подашь чашу в руки фараону. Но вспомни и ты сам, когда хорошо тебе будет, и ты окажешь мне милость, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этой темницы, ибо обманом я был украден из земли еврейской и здесь ничего плохого не сделал, но меня бросили в ров этой темницы» ( Быт. 40. 8–15 ). 30 . О сне другого не хочется говорить. Вы, конечно, помни­те мои слова; даже тогда я уклонился истолковать этот сон, что­бы не упоминать того человека, о чьей кончине я избегаю го­ворить и чьей смерти ужасаюсь 80 . Давайте лучше скажем о том, кто казался счастливым только потому, что был распорядите­лем вина и считал высочайшей вершиной всякой власти пода­вать чашу царю. Такова его слава, таково величие в этом мире: будучи обманут этой славой, он скорбел, будучи возвращен к ней, радовался. Но это сон, и всякая мирская власть – сон, а не правда 81 . Наконец, во сне он увидел, что ему возвращается его почетная должность. И Исаия говорит, что люди, которые в этом мире наслаждаются благоденствием, подобны тем, кото­рые во сне едят и пьют, и пока спят, им кажется, что они вновь и вновь наполняются пищей или питием, но после пробужде­ния начинают испытывать еще больший голод 82 и тогда понима­ют, как призрачны были те пища и питие. Так и тот, кто спит в этом мире и не открывает глаз для Божественных тайн, пока отягощается сном тела, думает, что эта мирская власть имеет значение, – он видит ее как будто во сне; когда же проснется, замечает, как призрачно наслаждение этого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

29 . Но что мне сказать о тех евнухах? Они должны быть для прочих евнухов примером того, что их положение непрочно и незначительно: в царской воле вся их надежда, легкая оплошность оборачивается величайшей опасностью, а счастье их — в жалком прислуживании. Один хвалился, что был распорядителем вина, другой — что был начальником пекарей. И тот и другой допустили оплошность и были брошены в темницу и вверены святому Иосифу самим ключарем темницы. Пробыли они там много дней и увидели сны, когда Иосиф снова зашел к ним, то застал их опечаленными и смятенными духом, так как они были взволнованы снами, для которых не находили толкователя. «Разве не от Бога, – сказал он, – истолкование сна? Расскажите мне!» И рассказал главный виночерпий свой сон: «Была виноградная лоза предо мною, на лозе три ветви; и она цвела, произрастила зрелые виноградные грозди, и чаша фараонова была в моей руке. И я взял гроздь и выжал ее в чашу, и подал чашу в руки фараону». И сказал ему Иосиф: «Три ветви — это три дня. Еще три дня, и вспомнит фараон о твоем управлении и вновь поставит тебя на твое прежнее служение, и ты подашь чашу в руки фараону. Но вспомни и ты сам, когда хорошо тебе будет, и ты окажешь мне милость, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этой темницы, ибо обманом я был украден из земли еврейской и здесь ничего плохого не сделал, но меня бросили в ров этой темницы» (Быт. 40. 8–15). 30 . О сне другого не хочется говорить. Вы, конечно, помните мои слова; даже тогда я уклонился истолковать этот сон, чтобы не упоминать того человека, о чьей кончине я избегаю говорить и чьей смерти ужасаюсь 1544 . Давайте лучше скажем о том, кто казался счастливым только потому, что был распорядителем вина и считал высочайшей вершиной всякой власти подавать чашу царю. Такова его слава, таково величие в этом мире: будучи обманут этой славой, он скорбел, будучи возвращен к ней, радовался. Но это сон, и всякая мирская власть — сон, а не правда 1545 . Наконец, во сне он увидел, что ему возвращается его почетная должность. И Исаия говорит, что люди, которые в этом мире наслаждаются благоденствием, подобны тем, которые во сне едят и пьют, и пока спят, им кажется, что они вновь и вновь наполняются пищей или питием, но после пробуждения начинают испытывать еще больший голод 1546 и тогда понимают, как призрачны были те пища и питие. Так и тот, кто спит в этом мире и не открывает глаз для Божественных тайн, пока отягощается сном тела, думает, что эта мирская власть имеет значение, — он видит ее как будто во сне; когда же проснется, замечает, как призрачно наслаждение этого мира.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

—318— курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ( Ис.1:11, 13 ). Но выполнение поста чисто внешнее не только безразлично в отношении благоугождения Богу, но и небезопасно в нравственном отношении. Иудеи заботливо осведомляются о том, можно ли отменить установленные ими посты; о заповедях, данных Богом, такой вопрос немыслим: исполнение заповедей всегда и при всяких условиях обязательно. Однако, они, не обращаясь к священникам и пророкам, отменяли их в своей жизни, относясь к ним без должного внимания. А выполнением постов отстранялась, до некоторой степени, самая мысль о заповедях: оно служило, таким образом, к усыплению их совести, способствовало их нравственному закоснению. Пост, как внешний подвиг, легко поддающийся учету, естественно ведет к фарисейскому превозношению пред людьми, не выполняющими его или выполняющими в меньшей мере, и дает как бы право считаться с Богом, требовать от Него соответствующей награды за подвиг и говорить: «почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» ( Ис.58:3 ). Таким образом, пр. Захария обращаясь к народу и священникам с вопросами: когда вы постились и плакали…, для Меня ли вы постились? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? ( Зах.7:5–6 ), выражает, очевидно, ту же мысль, какая определеннее формулирована и подробнее развита в новозаветном учении о посте ( Мф.15:11 ; 1Кор.8:8–13 ; Кол.2:20–23 ). Выполнение постов в память событий предпленной катастрофы было, следовательно, по пророку, самовольным служением (θελοθρησκεα – Кол.2:23 ), как назвал этот вид угождения Богу Ап. Павел, или «суемудренным воздержанием», как выразился один из толкователей его посланий (Еп. Никанор). IV Но не одно ли и то же праздники, что и посты? Не аналогичные ли это установления, имеющие одинаковый смысл и одинаковую обязательность? По-видимому, да: и праздники —319— и посты, как установления обрядовые, сами по себе, имеют одинаковое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Есть еще обширный отдел печати, известный под именем политической, но он не входит в область исследования имеющего характер слова церковного. Мы можем только напомнить вам нравственные уроки Церкви, обеспечивающие общественное благоустройство и спокойствие. Церковь чтит царей и законные власти, и призывает на них благословение и помощь Божию. Признавая, что „сердце Царя в руке Господа и куда хочет, Он направляет его“ ( Прит. 21, 1 ), Церковь в литургии Св. Василия Великого молится устами Священнослужащего о Царе: „возглаголи, Господи, в сердце Его благая о Церкви Твоей и всех людях Твоих“. Гражданам она говорит устами апостолов: „всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога... хочешь ли не бояться власти, делай добро, и получишь похвалу от нея ( Рим. 13, 1, 3 ). Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое (в том числе и на власть); а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь“ ( 1Петр. 4, 15, 16 ). Повторим и приведем к единству практические выводы, к которым мы приходили в разных местах нашего исследования. 1 . Мы должны иметь мужество и решимость сознаться и говорить открыто, что у нас свобода печати понимается неверно, и сама печать находится в рабстве у писателей и издателей преимущественно одной известной партии. Они, овладев большинством литературных органов, под знаменем свободы слова, заглушая своим шумом голоса честных и здравомыслящих писателей, тысячами лжей и хитросплетений подрывая их авторитет в глазах общества, обманывая неопытных, развращая невинных, похищая лучшие наши силы, запугивая людей власть имеющих и служителей Церкви именем гонителей просвещения, запутывая дело воспитания, сбивая с толку новые суды и разного рода самоуправления, возмущая в народ его верования и нравственное чувство, оправдывая и защищая убийц, – влекут всех и вся к явной и несомненной гибели. 2 . Пора нам убедиться, что при виде этого страшного зла нельзя сидеть сложа руки и ждать, что будет, утешаясь обещаниями прогресса и золотого века, с утратою всех начал здравомыслия и нравственности. Мы, как малолетки, все ждем, чтобы нам помогло правительство, но разве мы не знаем, что оно само вызывает нас к деятельности? Что же нам делать? – Прежде всего, отнят кормление у промышленников печати и врагов отечества, отказывая в подписке изданиям вредным и безнравственным. А кто их различит? скажут многие. Во-первых, собственный здравый и христианский смысл, которым не обделен ни один русский человек, во-вторых, лучшие русские люди, заслуживающие доверия по своим сведениям и убеждениям. Избирайте себе надежных руководителей с здравым христианским направлением, а не отдавайтесь всякому зло-художнику печатного слова, хотя бы и остроумному и потешающему вас шутками и карикатурами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

3 . Пашковцы, по примеру европейских сектантских общин новейшего направления, думают видеть в своих самочинных собраниях тоже церковь . Какую же? Говорят: апостольскую. Как в первое время по вознесении Христовом проповедниками веры были Апостолы и все уверовавшие во Христа, а всем были раздаваемы дары Святого Духа: так, говорят, должно быть и ныне, так и у них, у пашковцев. Об этом раздаянии дарований апостол Павел говорит: „каждому дается дарование Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дар исцелений тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков“ ( 1Кор. 12, 7, 10 ). На все эти дарования объявляют притязания и пашковцы. И у них есть заменяющие апостолов учители и толкователи Писания и пр., не слышно только, есть ли чудотворцы. Очевидно, что пашковцы, признавая свою церковь апостольскою, думают возвратить то время, когда Церковь , по их мнению, была совершенно свободною, но в сущности не была еще строго определенною и установленною, когда по свидетельству истории, апостолы только еще основывали и созидали вселенскую Церковь Христову, по Его обетованию: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мат. 16, 18). Из такого понятия пашковцев о Церкви апостольской следует заключение, что апостолы не успели исполнить повеления Христова об учреждении Церкви, что Церковь доселе еще не создана, что две тысячи лет ее не было, и теперь только, по примеру первых апостолов, она открывается новыми апостолами. Есть ли здесь смысл? Можно не признавать истинною ту или другую церковь , то или другое христианское исповедание, но заходить так далеко в борьбе с существующими исповеданиями и отрицать историческое бытие Церкви – значит утверждать, вопреки обетованию Христову, что врата адовы одолели Церковь . Явная несообразность. Пашковские учители заменяют апостолов! Но если они знают Евангелие и Деяния Апостольские, то должны знать, что апостолы – и двенадцать, и семьдесят были избраны и призваны Самим Иисусом Христом, что они были самовидцами Его ( Лук. 1, 2 ), что они были предназначены быть свидетелями Его ( Лук. 24, 48 ) пред всем миром, что они получили непосредственно от Него власть вязать и решать ( Матф. 16, 19 ): знают ли все эти права за собою пашковские апостолы? Знают ли они из Деяний Апостольских, как были наказаны сыновья первосвященника Скевы за присвоение апостольской власти, когда, по примеру апостола Павла, осмелились изгонять злых духов „именем Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. Злой дух, читаем в Деяниях, сказал им в ответ: Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто? и бросился на них человек, в котором был злой дух, и одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома“ ( Деян. 19, 13–16 ). Об этом факте надо подумать пашковским апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

„В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и луночки, серьги и ожерелья и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные... И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка... вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне” ( Ис. 3. 18–24 ). Кроме этих общих средств, которыми премудрость Божия предупреждает навсегда все человечество от опасности подвергнуться суду правды Божией, ею употребляются особые, согласные с потребностями времени, предупредительные меры для вразумления грешников. Таковы пророческие предостережения. Сам Иисус Христос указал на пророчество Ионы, сказанное Ниневитянам: „еще три дня и Ниневия разорится”. Ниневитяне покаялись, но знаменательно наставление, данное по этому поводу не веровавшим в него Иудеям: „они покаялись от проповеди Иониной, но вот здесь больше Ионы (Мат. 12, 4и). Этот Больший Ионы, – Спаситель наш с вами; Он дал обетование, что в церкви Его не будет недостатка в пророках, способных предупредить грешников при угрожающих им опасностях: „на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян, 2, 18). Нужно только „сынам века сего” не чуждаться современных им истинных рабов Божиих, трудящихся в деле своего спасения; и между ними всегда найдутся истолкователи истинного значения современных явлений жизни и попечительных советников относительно угрожающей опасности кары Божией. К предостерегающим действиям любви Божией относятся также посылаемые в разные времена общественные бедствия, каковы: моровые поветрия, голод, страшные землетрясения, нашествия врагов, как свидетельствует история. Ныне все это объясняется естественными причинами. Эти объяснения верны в том отношении, что бичами в руке Божией вразумляющими грешников являются силы природы и естественные действия людей, как например, завоевателей; но эти самые силы вообще действуют спокойно и направляются не на гибель людей, а служат ко благу исполнителей воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

„Тайна сокровенная от веков и родов, говорит Апостол Павел, ныне открыта святым Его” ( Кол. 2, 26 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровью креста Его и земное и небесное” (20). Итак, не только прежде падения человека, но и прежде создания его, в тайне Пресвятой Троицы предназначено было средство для его спасения. Эту тайну открыл нам и Сам Иисус Христос, когда он как Богочеловек, пред своими страданиями молился Отцу своему за верующих в Него: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” ( Иоан. 17, 27 ). Творцу угодно было по образу и подобию Своему создать разумно-свободные существа и предназначить их к вечной жизни и блаженству в общении с Ним, Творцом своим. Но по самой природе, как твари, ограниченные в своих силах, при данной им свободе они не безопасны были от падения. Поэтому, как дает нам понять слово Божие, искупительная жертва Сына Божия входила в самый план сотворения видимого мира и человека. В бесконечной любви Сына Божия готово было средство спасения могущего пасть создания под условием возврата его к Богу не прямым путем исполнения закона, а уже путем покаяния и возрождения для вечной жизни. Пред ходатаем Бога и человеков (И Тим. 2, 5), воплощенным и пострадавшим за грехи всего мира единородным Сыном Божиим, меч подъятый на грешников в деснице правды Божией опускается и поклоняются Ему небесные ревнители правды, вси Ангели Божии ( Евр. 1, 6 ). Правда Божия дает мир искупленному человечеству и Ангелы Божии радуются на небесах о каждом грешнике кающемся ( Лук. 15, 7 ). В применении к жизни этих начал и оснований промышления Божия о спасении человечества действует премудрость Божия. Нам нет надобности подробно раскрывать здесь дела премудрости Божией, явленные в общем домостроительстве нашего спасения; в сохранении истинного богопознания в растленном грехом мире; в постепенном сообщении богооткровенного учения Его проповедниками в течение тысячелетий с пророчествами, чудесами и знамениями, единодушно и единомысленно, без колебаний, уклонений и противоречий, свойственных разуму человеческому; в устроении церкви и ее законов; в сохранении богоизбранной отрасли народа Божия, в которой уготовано было человеческое естество для Сына Божия; преимущественно же в земной жизни и делах Богочеловека, в чудесном распространении Евангелия во всем мире и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

А. 4, 13). Затем удалив их и снова призвав, они «приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4, 18–20). Замечательно заканчивается этот рассказ о первом чуде, первом испытании и первом дерзновении пред владыками мира сего, которое было явлено двоицей первоапостолов. Когда они рассказали обо всем происшедшем своим (πρς τος ιδους), последние вознесли единодушно молитву о том, чтобы Бог укрепил рабов Своих пред лицом угрожающего гонения, «и, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили Слово Божие с дерзновением». (Д. А. 4, 31). То был значительный момент нового самоосознания и самоопределения воинствующей церкви, и во главе ее при этом стоит двоица первоапостольская, как высшее воплощение церковного самосознания. Этого факта нисколько не умаляет в его значении то обстоятельство, что непосредственно выступает целителем и проповедником ап. Петр, однако, в нераздельности от Иоанна, как это подтверждается разными деталями повествования. Это соответствует и чину ап. Петра, ибо ему принадлежит первенство старейшинства, представительства, внешнего авторитета, тогда как Иоанну сила влияния, авторитет внутренний. Поэтому представителем апостольской цepkbu ad ехтга неизменно и выступает ап. Петр в обладании первоапостолскаго жезла, «ключарь» Христов: при избрании апостола вместо Иуды (Д. A. 1, 15–22); в проповеди после сошествия Св. Духа (2, 14–16) и принятии Иудеев (2, 37–40); в первой проповеди во храме (3, 12–26); в произнесении приговора против Анании и Сапфиры (5, 1–11), в принятии в церковь язычников (10), в формулировании мнения апостольского собора (15, 7–11) 27 . Но это свойство старшинства Петрова отнюдь не делает его единственным полномочным главою апостольства, как это и вытекает из только что рассмотренного рассказа, где, как мы видели, Иоанну принадлежит не пассивная роль только спутника Петра, разделявшего с ним последствия его поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А как Он возлюбил нас, и как повелел нам любить друг друга? На это мы находим ответ в следующем Его изречении, сказанном, как и новая заповедь, в последней Его беседе с учениками: „Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» ( Иоан. 16, 26, 27 ). Бесконечная любовь Бога Отца, даровавшего Своего Единородного Сына для спасения нашего, и послушание Отцу от Сына, совершившего наше спасение, есть глубочайшее основание для нашей взаимной любви. Если Сам Отец любит нас, если Сын Его для Него возлюбил нас: то и мы должны любить друг друга прежде всего для Бога, т. е. в удовлетворение любви Божией к роду человеческому. Мы должны привлекать друг друга к Богу, как дети на громкий призыв отца, обращенный ко всем им, зовут и ведут к нему друг друга. Отсюда открывается обширное поле для подвигов любви к ближним – духовной. Сюда относятся все учреждения для просвещения наших ближних истинным богопознанием и полезными науками, для охранения их от заблуждений, для обращения ко Христу неверующих, для общественных молитв, для улучшения народной нравственности, для исправления преступников и т. п. Во всех этих видах любви не только заключаются верные средства для благоустроения нашей внутренней и внешней жизни, частной и общественной, но и открывается не иссякающий источник для удовлетворения материальных нужд наших ближних; так как любовь к Богу и сердечное желание послужить ближним во славу Его питает в душах наших любовь чистую, бескорыстную, наполняющую и услаждающую наше собственное сердце. Отсюда получают истинно нравственный характер, одухотворяются и все жертвы и учреждения для облегчения физических нужд и страданий наших ближних, каковы: больницы, богадельни, общества для попечения о раненых, слепых, прокаженных и т. под. В чем же состоит их одухотворение? В обращении призреваемых к вере в Бога и к благодарности Промыслителю, посылающему, в лице благотворителей, благовестников и служителей Его любви к человекам. Здесь невольно вспоминается древний христианский обычай просящих помощи и благотворителей обмениваться выражениями веры во Христа: „подай Христа ради! прими Христа ради»!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010