А.А. Федоров-Давыдов Глава десятая. Третий Крестовый поход I. Настроение на Западе Еще король Амальрих, а затем Балдуин IV видели, насколько серьезная опасность растет в среде мусульман против христиан Востока, и посылали посольства на Запад просить о помощи средствами и людьми. Общее настроение в западных европейских государствах не оставляло желать ничего лучшего; везде посольства встречали полное участие, но крупной помощи в виде большого ополчения или крупных вкладов для нужд Востока не находилось. Как мы уже говорили выше, силы западных народов были заняты своими делами. Германские императоры враждовали с папами, короли Франции не ладили с английскими королями. Но теперь дело приняло иной оборот: известия о победах Саладина, о падении христианского могущества на Востоке возбудили во всех глубокое горе и яростную ненависть против мусульман. Папа Григорий VIII, несмотря на то, что рознь духовенства с императором Фридрихом I привела к решению отлучить последнего от церкви, оставил все политические соображения, решив направить все свои силы на устройство дел в Святой Земле. Полетели во все концы послания к государям и ко всем христианам, призывающие к единодушному восстанию против могущественного роста азиатских народов в ущерб народам Запада. Для возбуждения духа в народе власти прибегали вновь и к влиянию религиозного чувства народа, и к обещанию за готовность идти в новый крестовый поход улучшить материальное положение народа, выхлопотать прощение долгов, повинностей, принять на себя заботу о семьях. Духовенству предписывалось отрешиться от блестящей, богатой жизни, вести строгий образ жизни, отдавая свои доходы на военные издержки, и тем показывать пример мирянам. На семь лет был объявлен всеобщий мир. Папа Григорий VIII, начав это дело, вскоре умер, но дело его проповеди продолжал с той же энергией его приемник, папа Климент III. Развиваясь постепенно, единодушное восстание приняло огромные размеры, напоминая собою ополчения первого крестового похода. В Италии государи и города тоже оставили всякие междоусобия и деятельно готовились к походу, так что несколько эскадр вскоре вышли к сирийским берегам. Воодушевились на священный поход многие тысячи и на севере Европы, в Дании и Швеции. В то же время три самые могущественные государства деятельно готовились к вооружению крестового ополчения – Германия, Франция и Англия, и впереди всех вышло ополчение немецкое. II. Немецкое ополчение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрит Еммануил (Каливас) Глава III. Осуждение папства церковной историей 1. Осуждение папства словом Божиим, Святым Писанием 1) потому что папство не признает авторитета Писания Папство нарушает слово Божие и Святое Писание и поэтому несет на себе вечное осуждение. Христос сказал: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» 348 . Папство принимает и проповедует только то, что ему подходит. Оно отвергает учение Христа и несет на себе вечное осуждение . Католики, «всегда вводящие новшества» суть «восставшие против Евангельского учения» 349 , – как говорит Константинопольский Собор в 1722 г. Патриарх Константинопольский, Григорий VI рассматривает «принципы папства (­догматы)... всегда противоборствующими духу Евангелия и учению святых Отцов и Вселенских Соборов» 350 . Папа поднимает себя выше Святого Предания . 24 января 1647 г. папа Иннокентий X постановлением Sancti Officii предал анафеме «как еретика каждого христианина, который дерзнет уверовать в учение Апостола Павла относительно авторитета его апостольского сана» 351 . Тремя веками раньше, папа Иоанн XXII в 1327 г. и папа Климент VI в 1351 г. предали анафеме «каждого человека... который дерзнет отрицать, что Апостол Павел находился в бесконтрольном распоряжении абсолютной власти первого папы, Апостола Петра» 352 . Так. Папский произвол достиг того, что он более не признает авторитета Святого Писания и, более того, запрещает его чтение , к тому же отвергает Святое Писание как вредную и мрачную книгу . Духовный отец говорит P.B. Convalier " y: «...оставьте Библию , чтобы не продолжалось опасное воздействие ее на души ваши. Она как огонь, который, когда не освящает, жжет и обугливает... и богословы наши подтверждают, что Писание являет собой мрачное облако, занавес, там, где эти самые безбожники еще не могут укрепиться» 353 . Непризнание папством Писания, Христа, Апостолов составляет осуждение папства сегодня и навсегда. 2) потому что папство искажает и портит Святое Писание

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богословие и богослужение Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию 1949–1950гг. Введение Введение в богословие – в этом курсе нужно сказать понемногу обо всем. Мы живем в иное время, чем то, когда Григорий Богослов не мог войти в баню или лавку за хлебом, не будучи схваченным кем-нибудь за рукав и не спрошенным: «Скажи, что правильнее – “омоусиос” или “омиусиос”?» Теперь так не богословствуют и к богословию относятся неприязненно или с недоверием. Богословие стало уделом одних богословов, специалистов, которые рассуждают о вопросах, никого больше не интересующих. Большинство христиан ограничивается простой верой и с подозрением смотрит на богословие, боясь, чего доброго, впасть посредством его в ересь. Это отношение способствовало превращению богословия в чистую науку, интеллектуальное занятие, цель которого – в самом себе и которое не имеет никакой связи с жизнью. Даже большая часть священников, при обязательности для них богословского образования, из знаний, полученных за пять лет своего обучения, используют лишь те, что касаются устава и некоторых практических моментов. Прочее же никак не увязывается у них с реальностью. Здесь встает вопрос о целях и задачах богословия. Я принадлежу к тем людям, которые верят, что богословие есть высшее призвание, что без него нет и не может быть христианства. И теперь, когда жизнь зовет к практическим делам, я скажу, что нужно богословское призвание, нужно искусство богословия, нужен возврат к прежнему богословию, что без этого не будет подлинного христианства, той веры, о которой говорится: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Богословие, или теология (греч.), есть учение о Божестве; оно существовало и до появления христианства. Теологами в древней античности называли тех поэтов, которые занимались происхождением мира (космогония) или богов (мифология), в отличие от философов, которые рассматривали вещи сами по себе. Даже в более поздние времена Платон богословием называл мифологию, как учение о богах и их происхождении. Только с появлением стоицизма, последнего цветка на древе греческой философии, понятие «богословие» получило тот смысл, который оно имеет и теперь: учение о природе и сущности Божества. В Римской империи глагол «богословствовать» означал «обожествлять императора, признавать его богом». В христианстве термин «богословие» появился не сразу. Вначале он имел для христиан слишком языческий, мифологический привкус. Они с трудом привыкали обращаться с остатками языческих культов, как, например, воскурение ладана – каждение. Еще в III в., то есть через двести лет после Рождества Христова, Климент Александрийский и Ориген по-прежнему называли богословами греческих поэтов. Однако у них уже появляется предчувствие, что подлинное богословие принадлежит христианству, что если у римлян оно есть культ императора, признание его богом, то у христиан оно должно означать провозглашение Богом Христа. Только в IV в. это слово вошло в христианский обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вопрос о епископате и епископе как носителе управления, учительства и священнодействия в Церкви является одним из важнейших. Отношение Православной Церкви к поставлению епископов, естественно связано с позицией Православия в более общем вопросе: является ли епископство особым богоустановленным служением в «царственном священстве» всех христиан (I Петр.2,9), получающим свое право и свое бытие только через преемственное рукоположение от апостолов или оно есть служебная функция христианского общества, которое сохраняет апостольское учение. Для прояснения вопроса логично будет обратиться к Священному Писанию, Преданию и текстам Святых Отцов. Книга Деяний Апостольских Книга Деяний дает для решения этого вопроса формально весьма немногое, так как пресвитеры, упоминаемые в ней , не могут в пределах ее текста быть точно идентифицированы с епископами или священниками. Однако та же книга Деяний с несомненностью показывает , что одним из важнейших, основополагающих признаков Церкви является преемственность жизни в ней. Как апостолы преподают подлинное учение Христово, так и их преемники оказываются своего рода гарантами той же истины в последующее время. Каждый епископ не только «преемник» апостолов, но и «свидетель» всей полноты церковного учения, того, как сохраняется оно в Церкви, и потому для нас особенно важны свидетельства древнейших отцов, живших непосредственно в послеапостольское время о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для епископства, о богоустановленности этого служения в Церкви. Св. Отцы I-III веков Приведем некоторые высказывания св. Отцов I-Ш веков: Св . Климент Римский : «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога… Проповедуя по различный странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих» . Он же: «И апостолы наши знали чрез Господа Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужьями, с согласия всей Церкви… И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства» .

http://pravoslavie.ru/36815.html

Второе Послание апостола Петра Подлинность Послания Второе Послание апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание ( 2Пет.3:1 ), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (H. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1). В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви александрийской. Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юношеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент александрийский , кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109). Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла иерусалимского (Catech. 4), Афанасия александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Богослова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным. Соборы лаодикийский (правило 60-е) и 3-й карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Церкви Сирийской; а очень ранние, хотя и не совсем ясные, ссылки на это Послание в Посланиях Климента римского (1 Сог. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость и философия Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя «мудрости человеческой» – «мудрости мира сего». Об этом много говорил апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: «Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог... юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн,.. для эллинов же безумие» ( 1Кор. 1:22–23 ). Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия – Климент и Ориген . Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки – математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец , оставивший в своей «Благодарственной речи Оригену » рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава V. Свод свидетельств 140–180 г. 468 . Κατσταοις το χλρου: «хорошо, если он (епископ) будет не женат, а если нет, то одной жены 469 . «Пресвитерам подобает некоторым образом воздерживаться от общения с женщинами 470 . Диаконы да будут единобрачны. 471 Конец II века. Апостольские правила: Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священнаго чина 472 . Пр. 18. Вземший в супружество вдову или отверженную от супружества или блудницу или рабыню или позорищную не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще священнаго чина 473 . Пр. 26. Повелевает, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы 474 . Ок. 195 г. 475 Климент Александрийский , Строматы, кн. III, гл. 12: Апостол, по снисходительности, в предупреждение разжений и впадения в невоздержность, допускает для некоторых второй брак. Однако муж, вступающий во второй брак и против Писания не погрешающий, так как закон ему не запрещает этого, уже не может в жизни достигнуть высшего совершенства, предлагаемого Евангелием. Славу на небе он может приобрести только тогда, когда будет оставаться сам с собою и сохранит чистыми те узы, какие разорвала смерть, и принимая с решительностью и благодарностью вдовство, все способности человека посвящающее на служение Господу 476 . Апостол относится особенно благосклонно к тому, кто только единыя жены муж, будет ли этим пресвитер, диакон или мирянин, лишь бы пользовался брачными отношениями благоприлично 477 . Гл. 18. Даже епископа, состоящего главою церкви, апостол не заповедует ли выбирать из таких, которые хорошо управляют своими семействами. А дом единыя жены муж не становится ли, по мнению апостола, домом Божиим? 478 207 г. 479 Тертуллиан в первой книге «Послания к жене», гл. 7: «Можно судить, какой вред второй брак приносит святости, когда обратить внимание на устав Церкви и на постановления Апостолов, которые избирали в епископа только мужа единыя жены (1 Т. 3:2), и допускали до священнослужения только бывших единому мужу вдовиц ( 1Тим. 5:9 ), дабы жертвенник Божий пребывал всегда чисть и безгрешен 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Глава девятая Святоотеческая экзегетика Новозаветное Предание, живое действие Духа Святого обретается в творениях святых отцов. Святоотеческие творения – основа православной экзегетики. Из времен апостольских истолкование Писания имеется в Послании апостола Варнавы . Никем точно не доказано, что это Послание не принадлежит самому ап. Варнаве. Но, даже, если и так, это Послание ценно, как свидетельство апостольского века. Как свидетельство раннехристианского понимания Св. Писания, важны творения отцов и учителей церкви вв. – мужей апостольских и апологетов. Особенно богатый материал по толкованию Писания имеется у св. Иустина, мученика и философа (ум. 166 г.) и св. Иринея Лионского (ум. 202 г.). Св. Иустина не без основания можно считать первым христианским экзегетом, толкователем Писания. Обычно, считается, что у раннехристианских отцов и учителей богословская терминология и само учение не вполне развиты, и этим они уступают отцам Золотого века (IV в.) и позднейшим. В некоторой степени, это так. Но видится и другое – приобретая нечто, иное теряем. Позднейшие отцы преимуществуют в утонченности и углубленности разумения Писания и учения церкви в эллинско-латинской традиции. Учение Писания они выразили на языке и в мышлении Платона-Цицерона. Ранние отцы от этого еще почти свободны, просты, ближе к апостольскому языку и мышлению, непосредственно знают апостолов или их учеников. И то, что считается слабостью или неточностью ранних отцов, как бы не оказалось их силой и правдой. Далее идет великий Ориген (ум. 254 г.). Его труды положили начало, собственно, христианской экзегетике. Он первый цельно толкует книги Св. Писания. Именно через Оригена простое изложение учения и в проповеди , и в письменных трактатах, сменяется истолкованием Писания, т.е. экзегетикой. Он положил, также, начало научной библеистике, библейской текстологии. Из учителей и отцов III в. особенно важны в экзегетике св. Ипполит Римский , Тертуллиан , св. Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , св. Дионисий Александрийский , св. Мефодий Патарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава четвертая. Мелитон, епископ сардийский Мелитон в ряду апологетов христианства II в. замечателен как наиболее плодовитый писатель. Но церковное предание дает нам очень скудный известия об этом апологете. Имя Мелитона не упоминается ни в одном из сохранившихся до нашего времени литературных памятников II и III вв., так что с до-евсевианским преданием о Мелитоне мы знакомимся только чрез Евсевия, бл. Иеронима и бл. Феодорита. От этих писателей мы узнаем, что Мелитона между 190 и 230 гг. читали и почитали в Малой Азии, Александры, Риме и Карфагене. Так Поликрат, епископ Ефесский, в цитированном Евсевием письме к римскому папе Виктору (†190 г.) между прочими светилами малоазийской церкви упоминает „евнуха» 169 . Мелитона, который во всю свою жизнь был полон Святого Духа и почивает в Сардах, ожидая посещения небесного, в которое он воскреснет из мертвых” 170 . По словам Евсевия 171 , Климент Александрийский написал, по поводу 172 двух книг Мелитона „О Пасхе» свое сочинение о том же предмете. От того же Евсевия мы узнаем, что с сочинениями Мелитона был хорошо знаком автор „Малого Лабиринта» (†230 г.) 173 . Опровергая утверждение артемонитов, будто их христология была господствующей до конца II в., автор „Малого Лабиринта» ссылается на св. писание и продолжает: „у некоторых братий есть сочинения, которые простираются до времени Виктора, и которые написаны к защите истины против язычников и тогдашних еретиков, – именно сочинения Иустина, Мильтиада, Татиана и некоторых других, в которых всех утверждается Божество Христа. Кто не знает сочинений Иринея, Мелитона и других, которые возвещали Христа как Бога и человека?» („Ц. И.» V, 28). Бл. Иероним в „Книге о знаменитых мужах” свидетельствует, что Тертуллиан в семи книгах „Об экстазе» 174 , написанных против церкви, в защиту Монтана, осмеивает 175 искусный и риторический талант Мелитона, прибавляя, что он у многих из наших 176 почитался пророком”. Вот – все, что Евсевий и бл. Иероним сохранили нам из до-евсевианской литературы о Мелитоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010