Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Житие Н. С. было написано Евфимием в 1813 г., т. е. через 4 года после кончины преподобного. Это сравнительно небольшое Житие содержит важнейшие свидетельства о вехах биографии Н. С. и обстоятельствах издания его основных трудов. Сохранилось также краткое Житие, составленное мон. Онуфрием Ивиритом (Кондуроглу; новейшее изд. см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 28-33). Оно было впервые издано в составе подготовленных Н. С. книг «Толкование 14 посланий апостола Павла» и «Синаксарист» (изданы в Венеции в 1819). Значительная часть Жития, написанного мон. Онуфрием, посвящена перечислению основных изданий, над к-рыми работал Н. С. По случаю канонизации Н. С. в 1955 г. знаменитым гимнографом мон. Герасимом (Микрагианнанитом) составлены служба святому и его жизнеописание, причем в последнем были широко использованы данные Жития, написанного иером. Евфимием, дополненные сведениями, почерпнутыми из др. источников ( Γερσιμος Μικραγιανναντης. 2004. Σ. 102-127; ср.: Citterio. 2002. P. 907). Довольно многочисленные архивные документы, содержащие сведения о жизни и деятельности Н. С. и его ближайших соратников, хранящиеся в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и до сих пор не каталогизированные, остаются недоступными (Ibid.; ср.: Stiernon. 1981. Col. 234; см., однако, публикации С. Пасхалидиса, напр.: Πασχαλδης. 2007, где широко используются ранее неизвестные источники). До недавнего времени рус. читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов Н. С.: Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865. СПб., 1998. В Греции в связи с торжествами, посвященными причислению Н. С. к лику святых (1955), афонским писателем мон. Феоклитом Дионисиатским была составлена биография Н. С., написанная на основе Житий иером. Евфимия и мон. Онуфрия и др. материалов, получившая широкое распространение (см.: Θεκλητος Διονυσιτης. 1959 (многократно переизд.); рус. пер.: Феоклит Дионисиатский. 2005). В этом труде встречаются многочисленные неточности, в т. ч. при цитировании источников, в частности Житий (их должен был частично компенсировать аппарат примечаний, являющийся особенностью рус. издания), значительное место занимают пространные рассуждения автора (подчас в ущерб информативности). Но следует учитывать, что именно книга мон. Феоклита представляет собой наиболее распространенное в греч. мире жизнеописание Н. С., из к-рого на протяжении десятилетий черпают сведения о нем др. исследователи его творчества (транслируя подчас и ошибки мон. Феоклита). Информацию о жизни и издательской деятельности Н. С. рус. читатель может также почерпнуть из кн.: Зоитакис. 2008 (см.: С. 16-24, 96-118). Из др. значимых описаний жизни и творений Н. С. наиболее важны: Καρασαρδης. 1998. Σ. 33-231; Citterio. 2002. P. 905-978; Marnellos. 2002. Жизнь

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Раздел II. К. 12. Ед. хр. 71; РГИА. Ф. 797. Оп. 28. Отд. 1. Ст. 1. Д. 44, 204; ЦГИАМ. Ф. 418. Оп. 25. Д. 311. Соч.: Катон Старший//РВ. 1857. Т. 12. 11. Кн. 2. С. 205-256; 12. Кн. 1. С. 445-492; То же, изм. загл.: О жизни и сочинениях Катона Старшего: Рассуждение, по греч. и лат. источникам. М., 1857; О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865; Из воспоминаний о поездке на Восток в 1860 г.//ДЧ. 1867. Ч. 3. Кн. 12. С. 174-184; Описание богосл. уч-щ на Востоке: Халкинского, Иерусалимского, Афинских//Там же. 1868. Ч. 3. Кн. 9. С. 1-17; Кн. 10. С. 66-71; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; О Лютеровом переводе Библии//ДЧ. 1871. Ч. 2. Кн. 8. С. 130-141; Заметка о соч. г. Алоизия Пихлера «История разделения Церквей»//ЧОЛДП. 1873. Отд. 2. 8. С. 436-442; Иеродиак. Палладий//ДЧ. 1875. Ч. 3. Кн. 10. С. 178-186; Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Поездка за границу//ДЧ. 1877. Ч. 2. Кн. 7. С. 339-365; О пустынножительстве в Рославльских лесах// Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882. С. 233-250; [Письмо к брату]//Братское слово. 1885. Т. 1. 7. С. 437-459; Письма к отцу//ДЧ. 1902. Ч. 3. 10. С. 226-252; 11. С. 386-392; 1903. Ч. 1. 1. С. 68-70; 4. С. 589-593; Ч. 2. 5. С. 33-38; Elder Leonid of Optina. Platina (Calif.), 1990; Elder Anthony of Optina. Platina (Calif.), 1994; [Письма к отцу, избр. соч.]//Правосл. немец: Иером. Климент (Зедергольм): [Сб.]. Козельск, 2002. С. 173-205, 215-381; Из переписки, 1856-1878//Рос. архив. М., 2005. Т. 14. С. 249-268; Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013. Ист.: Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1. С. 280-283, 486, 528, 574, 694-698; Т. 2. С. 81, 83-93, 198. Лит.: Леонтьев К. Н. Правосл. немец: Оптинский иером. о. Климент (Зедергольм).

http://pravenc.ru/text/1841359.html

В апр. 1878 г. заболел воспалением легких и скончался. После отпевания, к-рое 2 мая того же года возглавил скитоначальник прп. Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , К. был погребен на скитском кладбище Оптиной пуст. Книжное собрание К., включавшее неск. сот книг, в т. ч. большое количество греческих, вошло в состав скитской б-ки. Нек-рые документы из его архива, в т. ч. переписка с Толстым, со свт. Феофаном Затворником (Говоровым) , с игум. Антонием (Бочковым), оптинскими старцами, родственниками и др., находятся в ОР РГБ (Ф. 107). Близким другом и собеседником К. был К. Н. Леонтьев , к-рый с 1874 г. регулярно приезжал в Оптину пуст. и к-рого передал под духовную опеку К. старец Амвросий. Леонтьев называл К. «катехизатором», признавался, что, узнав о его внезапной смерти, испытал скорее негодование, чем истинную скорбь. Леонтьев стал разбирать бумаги К. и вскоре написал кн. «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни», текст к-рой он обсуждал со старцем Амвросием. Автор подробно рассказал о встречах, беседах и спорах с К., разобрал его произведения, письма, записки, обратил внимание на стиль сочинений друга. Леонтьев писал: «Какою бы исполинскою силой могло обладать духовенство наше, если бы в среде его было больше людей, подобных Клименту, светски образованных и по-мирски ученых, но по воле и убеждению склонившихся пред строгим императивом церковного учения». Эта книга еще более привлекла внимание образованного светского общества к Оптиной пуст. Труд Леонтьева неск. раз переиздавался, в т. ч. в 2005 г. на франц. языке. В 1891 г. Леонтьев принял тайный постриг с именем Климент, избранным в память о друге. С бумагами К. также работал Н. И. Субботин , к-рый подготовил на их основе ряд публикаций. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Ед. хр. 852. Л. 61 об.- 62; ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1967; ГЛМ ОР. Ф. 196. Оп. 1. Д. 337; РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Д. 73, 233; РГБ ОР. Ф. 107; Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 1231 об.- 1232; Ф. 214. Опт.-58, Опт.-131, Опт.-555, Опт.-661-2; Ф. 231.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Через несколько месяцев после получения письма митрополит Филарет пригласил старца Макария в Москву, чтобы лично побеседовать с ним. Поездка в Москву для встречи с митрополитом Филаретом состоялась в мае-июне 1852 года. В «Летописи скита Оптиной пустыни» за 31 декабря 1852 год отмечено: «…есть предположение о напечатании славянского, исправленного перевода Лествицы» . Достоинства перевода монахов Оптиной пустыни были отмечены К.Н. Леонтьевым Достоинства перевода монахов Оптиной пустыни были отмечены К. Н. Леонтьевым в небольшом очерке «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни», посвященном его близкому другу: «Я по опыту знаю, до чего велика разница в степени действия старославянских переводов этой книги и новейшего перевода оптинского, в котором участвовал отец Климент. Хотя я понимаю церковнославянский язык порядочно, но все-таки, читая в первый раз Иоанна Лествичника в новом переводе, я почувствовал, что прежде от меня ускользало множество замечательных тонкостей и самых верных и глубоких психологических оттенков в этих поучениях. Самая византийская риторика вступлений и заключений св. Иоанна передана так хорошо, что она в литературном даже смысле нравится и поражает» . Своим духовным чадам преподобный Макарий неоднократно советовал обращаться к творению преподобного Иоанна Лествичника: «По времени паки советую повторять Лествицу; не то нужно, что только прочитать, но читать и возбуждаться к деланию при помощи Божией» .  Лествица, возводящая на небо. М., 1862.   Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы,  Лествица, в русском переводе с алфавитным указателем и примечаниями. М., 1862.  Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995. С. 171–172.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам: В 3 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. II. С. 45.  Варсонофий, в миру Василий Федорович Светозаров (1816–?), из духовного звания. По окончании Тамбовской семинарии в 1843 г. поступил в Оптину пустынь. В число братства определен 15 мая 1843 г. Пострижен в рясофор 28 августа 1843 г. Нес послушание скитского пономаря. В монашество пострижен 5 декабря 1848 г. с именем Варсонофий. 11 декабря 1849 г. рукоположен в иеродиакона, 29 октября 1850 г. – во иеромонаха. В 1851 г. перемещен по прошению в Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь, где был духовником. Перед кончиной принял схиму с именем Варнава.

http://pravoslavie.ru/159657.html

В 1857 г. в Дионисиате возник конфликт в связи с тем, что в просфорне жил просфорник, содержавший котов. И. Г. обвинил настоятеля мон-ря Евлогия в небрежении к святому и посоветовал выстроить для просфорни более просторное помещение - «хотя бы в половину» новой кельи настоятеля. Разгневанный игумен заставил старца покинуть мон-рь, и И. Г. перебрался в группу калив Малой св. Анны, находившуюся близ пещеры, где он раньше подвизался. Некий купец приобрел для него принадлежавшую скиту кафизму прп. Онуфрия, в к-рой И. Г. прожил 5 лет. Алтарь келлии нуждался в значительном ремонте, но в скиту средств для этого не имелось. Деньги появились чудесным образом: один монах из Великой Лавры, занятый сбором средств для своей обители, встретил в Валахии некую женщину, которая вручила ему 20 червонцев и просила передать И. Г. Как выяснилось позже, старец не знал, кто она, и, решив, что деньги не для него, велел раздать нищим. Однако совет Лавры определил использовать эти средства на перестройку церкви в келлии старца: по пожеланию И. Г. новый храм был освящен в честь Воскресения Христова. В 1859 г. старца посетили приехавшие для разрешения духовных и церковных вопросов управляющий канцелярией Святейшего Синода РПЦ П. И. Саломон и чиновник особых поручений К. К. Зедергольм (впосл. иером. Оптиной пуст. Климент): сохранились письмо Саломона старцу от 1862 г. и ответ И. Г., датированный 4 февр. 1863 г. В том же 1859 г. произошло ставшее известным за пределами Афона событие. Иером. Григорий из скита прав. Анны (Большая св. Анна) и игумен мон-ря Кутлумуш «приняли английское подданство и паспорт». И. Г. наложил на иером. Григория епитимию - отлучил от литургисания на 40 дней. Однако игумен Кутлумуша, заявив, что иером. Григорий «слушает человека, дальше своей дикой пустыни ничего не понимающего», велел служить и поминать на проскомидии имя англ. посланника-протестанта. Узнав об этом, духовник иером. Григория отлучил его от литургисания на 3 года, тогда иером. Григорий пришел к И. Г., который заявил, что иеромонах теперь всю жизнь не должен совершать богослужения. Игумен, узнав об этом, поносил обоих старцев и вынудил иеромонаха отвергнуть епитимии. После литургии у иером. Григория пошла из носа кровь, которую не могли остановить, и он скончался.

http://pravenc.ru/text/389217.html

Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М.. 1882. С. 80: Климент (Зедерголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса. 1890. С. 19. 93 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов//Пер. с греч. [ Евсевия (Орлинского) ], из кн. ‹‹Ecclesiae Graecae Monumenta››, ed Lutetiae Parisiorum, a J. B. Cotelerio, 1677 ann., сост. при Моск. духов. акад. М.: Унив. тип.. 1845. С. 8. 100 Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий. Ксанфопулы. Наставление для безмолвствующих. Гл. 14–15. См.: Доброюлюбие. Ч. V. С. 312–351. 104 Схимонах Феодор был родом из г. Карачева; Житие его издано отдельной книжкой в Москве в 1839 г. и в 1847 г. [Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М.: [Изд. Оптиной Пустыни], 1839; 2 изд. М.: (Изд. Оптиной Пустыни). 1847. Феодор (Пользиков), схим. – ученик преп. Паисия Величковского , духовный наставник преп. Льва Оптинского . Работа над «Жизнеописанием схимонаха Феодора» по благословению о. Льва (Наголкина) была начата в Алсксандро-Свирском монастыре его учеником Димитрием Александровичем Брянчаниновым (впоследствии святителем Игнатием). Позже в Оптиной Пустыни эта работа закончена о. Порфирием (Григоровым)]. 105 [Схимонах Афанасий (Захаров) (†1825). Родом из дворян. Более семи лет жил при старце Паисии Величковском в Нямецкой обители, от него принял монашеский постриг; исполнял послушание писца. В 1777 г. ушёл в Россию, подвизался в Гороховецком Николаевском Троицком монастыре и Гороховецкой Флорищевой Успенской пустыни Владимирской губернии, в Белобережской Николаевской пустыни Орловской губернии в то время, когда там был строителем иеромонах Леонид (Наголкин), будущий преп. Оптинский старец. Бывая в Москве, посещал Новоспасского старца, иеромонаха Филарета (Пуляшкина), духовника И. В. и Н. П. Киреевских. В 1815 г. перешёл в Площанскую пустынь. У него хранились списки многих переводов, сделанных и исправленных преподобным Паисием Величковским . Выл духовным наставником преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

– Киевскую духовную академию со степенью магистра, был оставлен при ней бакалавром. В 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии. С 23 июля 1838 г.– инспектор Киевской духовной академии. 11 октября 1836 г. возведён в сан архимандрита. С 22 декабря 1838 г. – ректор Ярославской духовной семинарии. С 5 мая 1841 г. – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря. 9 декабря 1851 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых. При нем были открыты приходские школы и женское епархиальное училище. Содействовал изданию ‹‹Калужских епархиальных ведомостей», учредил братство святого Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками. Будучи сам строгим подвижником, архиепископ Григорий любил и ценил подвижничество. 20 апреля 1869 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 13 апреля 1881 г.. в день Святой Пасхи]. 82 А иногда и несколько, смотря по обстоятельствам и нужде. Так, напр., в Оптиной пустыни было одно время два старца оо. Леонид и Макарий. «Бывало. – рассказывала одна духовная дочь о. Леонида и о. Макария, – говиришь с о. Леонидом, входит о. Макарий; а о. Леонид говорит ему: ‹‹Батюшка! Поговори-ка с нею – ей нужно тебе кое-что объяснить››. Или сидят он, как ангелы Божии. рядом, а мы стоим пред ними на коленях и двум открываем души свои, как бы одному и никогда не разделяли их и не делали между ними никакого различия››. Климент (Зедергольм) , нерм. Жизнеописание Оитинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 34. 83 Определение старчества можно найти в след. книгах: Л. Кавелин (впоследствии архимандрит Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни: С приложениями. Изд. 3-е. М.. 1876. С. 114: Ювеналий (Половцев) , архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Кн. 2. С. 584). Разнообразные по содержанию и тональности, эти письма наряду с личными переживаниями новой жизни в Церкви или, как их характеризовал сам Л., возвращением к утраченной детской вере включали описания греч. и рус. мон-рей, греч. пения, типов монашеской жизни на Афоне, правил аскетики и, в качестве приложения, критику философии эвдемонизма - учения о счастье как главной цели земного человеческого бытия. Следующие 2 года Л. жил в К-поле и на о-ве Халки, где продолжил начатую на Афоне работу «Византизм и Славянство». «Афон,- писал Л.,- показал мне примеры высокого и даже страшного аскетизма;- старцы Руссика выучили меня послушанию, посту и молитве; заставили понимать жития Святых; раскрыли мне истинный дух Церкви.- Халкинские богословы познакомили меня с Канонами Церкви, с ее администрацией и с современным состоянием Церквей на Востоке» (Моя исповедь//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 232). В 1874 г. Л. вернулся в Россию. После непродолжительного времени, проведенного в Кудинове, в авг. 1874 г. Л. отправися в Оптину пуст., где познакомился со старцем Амвросием Оптинским и с иером. Климентом (Зедергольмом). В конце того же года был принят послушником в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские пища и обязанности подорвали здоровье Л. (см.: Избр. письма. 1993. С. 115); в мае 1875 г. по благословению настоятеля мон-ря архим. Пимена (Мясникова; 1810-1880) Л. оставил мон-рь. Существует и др. версия причины его отъезда из мон-ря - сложные отношения с архим. Пименом (Там же. С. 232-233). 16 июля 1875 г. Л. писал Страхову: «Долго без церкви и молитвы - я быть не могу, и на меня слишком часто в мирской обстановке находит нестерпимый ужас смерти и тоска» (Там же. С. 116). В авг. того же года Л. был в Оптиной пуст., в окт.- в Мещовском мон-ре вмч. Георгия. В 1879 г. Л. опубликовал в ж. «Русский вестник» ст. «Отец Климент Зедергольм». Воспоминания Л. об иером. Клименте переплетаются с размышлениями о первостепенной важности монашества и старчества для правосл. Церкви и с описаниями Оптиной пуст. В ст. «О всемирной любви: Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике» (1880) Л. подверг критике основные положения речи Достоевского 8(20) июня в Москве. Среди многочисленных упреков, сделанных в адрес Достоевского,- «космополитическое понимание любви», «вера в человека», «вера в мировую гармонию». Л. писал: «В христианстве между многими другими сторонами есть и гуманность или любовь к человечеству «о Христе», то есть не из нас прямо истекающая, а Христом даруемая и Христа за ближним провидящая, от Христа и для Христа. Гуманность же простая, «автономическая»... может вести к... самоуверенному утилитаризму» (ПССиП. Т. 9. C. 213). В 1882 г. Л. опубликовал ст. «Страх Божий и любовь к человечеству: По поводу статьи гр. Л. Н. Толстого: «Чем люди живы?»». Обе статьи, о Достоевском и Толстом, были изданы в 1882 г. в брошюре «Наши новые христиане».

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря ; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик. Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_пустынь

Наставления же он преподавал не от своего мудрования и рассуждения, хотя и богат был духовным разумом. Если же он и учил духовно, то в чине учащегося, и предлагал не свои советы, а непременно учение святых Отцов». Если же отец Марк жаловался отцу Амвросию на кого-либо обидевшего его, старец, бывало, скажет плачевным тоном: «Брате, брате! Я человек умирающий». Или: «Я сегодня завтра умру. Что я сделаю с этим братом? Ведь я не настоятель. Надобно укорять себя, смиряться пред братом, – и успокоишься». Кроме монахов отец Макарий старался сблизить отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами. Видя его беседующего с ними, старец Макарий шутливо промолвит: «Посмотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает». Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника. Когда же старец Макарий преставился (7 сентября 1860 года), то постепенно обстоятельства складывались так, что отец Амвросий стал на его место. Через 40 дней после кончины старца Макария отец Амвросий перешел на жительство в другой корпус, вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни. На западной стороне этого корпуса была сделана пристройка, называемая «хибаркой», для приема женщин, поскольку в скит женщинам вход был запрещен. Тридцать лет, вплоть до отъезда в Шамордино, прожил здесь отец Амвросий. При нем было два келейника: отец Михаил и отец Иосиф, будущий старец. Главным письмоводителем был отец Климент (Зедергольм) 555 , сын протестантского пастора, перешедший в православие, магистр греческой словесности. Для слушания утреннего правила старец вставал часа в 4 утра, звонил в звонок, на который являлись к нему келейники и прочитывали утренние молитвы: 12 избранных псалмов и первый час 556 , после чего он наедине пребывал в умной молитве. Затем, после краткого отдыха, старец слушал часы: третий, шестой с изобразительными и 557 , смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери, каковые акафисты он выслушивал стоя. После молитвы и легкого завтрака начинался трудовой день, с небольшим перерывом в обеденную пору. Пища съедалась старцем в таком количестве, какое дается трехлетнему ребенку. За едой келейники продолжали задавать ему вопросы по поручению посетителей. После некоторого отдыха напряженный труд возобновлялся, и так до глубокого вечера. Несмотря на крайнюю болезненность старца и усталость, день всегда заканчивался вечерним молитвенным правилом, состоящим из малого повечерия 558 , канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв. От каждодневных докладов келейники, то и дело приводившие к старцу и выводившие посетителей, едва держались на ногах. Сам старец временами лежал почти без чувств. После правила старец испрашивал прощение – «елика согрешил делом, словом, помышлением». Келейники принимали благословение и направлялись к выходу. Зазвонят часы. «Сколько это?» – спросит старец слабым голосом. Ему отвечают: «Двенадцать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010