Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 6. Подвиг старчества Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни знаменит своими преподобными старцами. Череда этих духоносных мужей протянулась от первого из них – иеросхимонаха Льва (Наголкина) – на сто лет вперед. Ими направлялась вся жизнь Оптиной и Скита, и не только духовная. К ним обращались с откровением помыслов и со всяким вопросом не только рядовые монахи, но и начальствующие, в том числе и настоятели. За редкими исключениями старцы жили в Скиту. Ради них в это тихое место устремлялись жаждущие духовного исцеления люди со всех концов Святой Руси. Старцы основывали монастыри, и иногда один скитский старец был духовным отцом и наставником нескольких окружных обителей, в особенности женских. Скитские старцы не только давали разумные советы – они чаще всего определяли для человека весь его будущий жизненный путь, непременно долженствовавший совпасть с путем вечного спасения. Мало того, они имели и сверхъестественные дары от Господа, дары апостольские: прозрение будущего, исцеление душевных и даже телесных недугов. Нередко они, не спрашивая о том наперед, называли незнакомого человека по имени, напоминали забытые ими грехи, иногда относящиеся к далеким временам детства… Люди чувствовали их внутреннее смирение, их самоотверженность при великой любви к ближним, кто бы это ни был – крестьянин, купец, сановник, простая работница или барыня. У людей после общения с Оптинскими старцами возникали часто неведомые им до того чувства – любви к Богу, к молитве, к храму, к ближнему, ненависть ко греху… Так и хочется сказать, что не было на земле должности важнее старческой. Старчество возникло вместе с христианством. «Этот, основанный на евангельском, апостольском и святоотеческом учении образ монашеского жития, – писал один из насельников Скита, иеромонах Климент (Зедергольм), в Житии старца Леонида, – в наше время пришел в такое забвение, что считаем не лишним сказать здесь о нем несколько слов». Так как в наше время в России старчество весьма редкое явление, то прислушаемся к объяснениям отца Климента.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году Архимандрит Исаакий, настоятель Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь 7 мая 1887 года получил из Петербурга письмо от генерала Павла Егоровича Кеппена, управляющего Двором Великой Княгини Александры Иосифовны, матери Константина Константиновича Романова, Великого Князя, поэта, печатавшего стихи с подписью «К. Р.» (Константин Романов). «Глубокочтимый отец, честнейший архимандрит Исаакий! – значилось там. – Имею честь предуведомить Ваше Высокопреподобие, что в пятницу, 8 числа, государь Великий Князь Константин Константинович, если Господь благословит благополучный путь, изволит прибыть к вам в Св. обитель. Его Императорское Высочество желал бы пробыть под святою сенью обители до воскресенья утра и предполагает прибыть на лошадях со станции Чернь, а возвратиться через Калугу. Влекомый в обитель чувствами душевной потребности, государь Великий Князь желал бы совершить это посещение скромно и сколько возможно избежать обычных встреч и приемов. Сопровождая государя Великого Князя, буду иметь счастье помолиться в Св. обители и принять благословение Вашего Высокопреподобия. Поручая себя молитвам Вашим, прошу принять уверение в моем глубоком почтении и преданности». Вот и К. Р., Великий Князь и русский лирический духовный поэт, просто человек, имевший очень значительные внутренние проблемы, постоянно боровшие его, – собрался, наконец, поехать к старцу Амвросию. Грешный, как и все люди, К. Р. в борьбе с бесовскими приражениями приобрел монашескую привычку следить за своими помыслами, за действием «потаенного сердца человека», сокрушаться о своем духовном несовершенстве, считать себя недостойным всех тех благ и талантов, которые дал ему Господь. Окончательное решение ехать в Оптину К. Р. принял после прочтения книги Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни», вышедшей вторым изданием в Москве в 1882 году. Леонтьев, один из известнейших писателей своего времени, был духовным чадом старца Амвросия и подолгу жил в Оптиной, а в конце жизни принял от старца и монашеский постриг. Леонтьев в своей книге живо и с теплым чувством описал Оптину и Скит ее, много и умно, с глубоким пониманием рассказал о монашестве и особенно о старчестве – что это за явление.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вступление Задача настоящего труда «Если хотите узнать основательно дух христианства, — говорил И. В. Киреевский, — то необходимо познакомиться с монашеством; а в этом случае лучше Оптиной пустыни (где введено старчество) трудно найти» ( Леонтьев К. Н. , О. Климент Зедергольм , Москва, 1882, стр. 4). Это замечание светского писателя о сущности христианского подвижничества, обстоятельно развитое, художественно и правдиво выраженное Ф. М. Достоевским (в романе «Братья Карамазовы»), вполне справедливо. Монашество есть лучший цвет христианства, «идеализм христианства», отображение Евангельской жизни. «Свет монахам, — говорит преподобный Иоанн Лествичник , — Ангелы, а свет для мирских — монашеское житие» (26 сл. и 31). Но цвет самого цвета христианства, лучшее выражение монашества — это старчество. Что такое старчество, в чем его сущность — эти вопросы возобновились в нашей духовной литературе лишь в последнее время. Всероссийское значение и молва об оптинских старцах: Леониде, Макарии и Амвросии — способствовали ознакомлению русского общества с этим особым устроением монашеской жизни. Жаждущий духовного совета русский народ издалека, в большом количестве, самого разнообразного общественного положения и умственного развития, начиная с мужика, мещанина и кончая столичным чиновником, сановником, устремлялись к старцам в Козельскую Оптину пустынь. Письма с духовными запросами и с ответными словами одобрения, совета и утешения во множестве приносились и разносились оттуда. У старцев в Оптиной пустыни побывали и известные наши писатели; Я. В. Гоголь, И. В. Киреевский (там и похоронен в 1856 г.), Ф. М. Достоевский, под впечатлением продолжительных бесед со старцем Амвросием в 1877 году и написавший свой роман «Братья Карамазовы», К. Леонтьев и ныне здравствующие Л. Н. Толстой и Вл. С. Соловьев (Душеполезное чтение, 1898 г., кн. 1 и др.). Зная хорошо свой народ и его духовные потребности, один из этих писателей, Ф. М. Достоевский писал между прочим следующее: «Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему». Народу без этой веры было бы тяжело жить.

http://azbyka.ru/starchestvo

Сведения о тех событиях в истории раскола, которые я намерен изложить, доставлены мне присно памятным для меня священноиноком Оптиной пустыни о. Климентом. До пострижения в иночество о. Климент, – тогда Константин Карлович Зедергольм, – служил некоторое время (1858–1862 гг.) чиновником особых поручений при оберпрокуроре Святейшего Синода графе Александре Петровиче Толстом, вместе с своим другом и товарищем по Университету Тертием Ивановичем Филипповым. Он пользовался особым расположением графа, который дорого ценил в нем не только его блестящие способности и замечательную ученость, но и особенно его непритворную религиозность, его всецелую преданность православной церкви, – те именно качества души, которые привели его потом в ограду Оптинского скита, под руководство незабвенного старца о. Амвросия. Когда скончался граф А. П. Толстой, супруга его, графиня Анна Георгиевна, пригласила о. Климента из Оптиной пустыни в Москву разобрать и привести в порядок оставшиеся после мужа бумаги. В числе бумаг этих оказалось несколько таких, которые имеют ближайшее отношение к расколу и его истории. Отец Климент, с которым я не был дотоле и знаком лично, нашел, что их следует показать мне, не найду ли я в них чего любопытного и важного для моих исследований о расколе. С этой целью он посетил меня 28 сентября 1877 года, – день особенно памятный для меня именно этим первым и, к сожалению, последним свиданием с отцом Климентом: в апреле 1878 г., ровно через полгода после этого нашего свидания, он скончался 1 ... Так как и посещение о. Климента и особенно цель этого посещения были для меня неожиданностью, хотя весьма лестною и приятною, то в самом же начале нашей продолжительной тогда беседы я не удержался, после благодарности за внимание, высказать ему и недоумение, почему бумаги графа, касающиеся раскола, он предпочел сообщить мне, а не своему близкому другу Т. И. Филиппову, тоже весьма интересующемуся расколом. Отец Климент, с свойственною ему горячностью, ответил, что у него порваны все сношения с Тертием Ивановичем после того, как он выступил с своими известными публичными чтениями о нуждах Единоверия в Петербургском отделе общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

До недавнего времени русскому читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов преподобного Никодима Святогорца : Климент (Зедергольм) , иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. СПб., 1998. Позднее была переведена на русский язык пространная биография, написанная известным писателем-афонитом: Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец . Житие и труды/Пер. с греч. и примеч. О.А. Родионова. М., 2005. К сожалению, в этом труде содержатся многочисленные неточности (их был призван частично компенсировать аппарат примечаний, отличающий русское издание), а кроме того, большое место занимают рассуждения автора – подчас в ущерб информативности. Тем не менее это наиболее широко распространенное в греческом мире жизнеописание святого, откуда на протяжении десятилетий черпают сведения о нем другие исследователи его творчества. Информацию о жизни и издательской деятельности святого Никодима русский читатель может также почерпнуть из книги: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец . М., 2008 (см., особенно, с. 16–24, 96–118). Житие преподобного Никодима, составленное его собратом – иеромонахом Евфимием Ставрудасом, доселе не издано в русском переводе (греч. издание текста этого Жития, а также Краткого жития, написанного сподвижником преподобного Никодима монахом Онуфрием Ивиритом: Νικοδημο πιλαλη (εκδ.). О πоωτοτνπο Вιο τον Αγοειτον (1749–1809). O ποωτοτνποι Bιoι τον Aγιου, ητοι Ενθνμον «Στανονδα» και οναχον Oνουφιον Ιβηιτου/Кιτικο κεμενo, εισαγωγη, σχολια, σημειωσει. Αγιον Оос – Αθηνα, 2007). Из других значимых описаний жизни и творений преподобного Никодима заслуживают упоминания следующие: Citterio Е. Nicodemo Agiorita//La theologie byzantine et sa tradition (XIII–XIXs.). Turnhout, 2002. P. 907–978; Georges Marnellos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite (1749–1809) maitre et pedagogue de la Nation Grecque et de l " Eglise Orthodoxe. Θεσαλονικη, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_4.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Письма Старцу Письма Старца Письмо управляющего канцелярией Св. Синода П. И. Соломона к о. Илариону:Преподобнейшему и достоуважаемому в иеромонахах и духовных отцах Господину Илариону грузину, на Святую Гору Афонскую, в скит Малой Святой Анны.Честнейший и любезнейший мне Господине Иларионе! Достоуважаемый архимандрит священного монастыря Костамонита, господин Симеон, доставил мне вожделенное письмо Вашего преподобия, и я с великою радостью поцеловал подпись десницы Вашей и весьма обрадовался, что здравствуете. От всего сердца благодарю Ваше Преподобие, что не забыли меня, недостойного Вашего воспоминания. Да будет известно Вам, что всякое слово Ваше есть приказание мне, и я с удовольствием сделаю все, чем могу помочь господину Симеону. Пользуюсь этим обстоятельством, дабы уведомить любовь Вашу, что в 1860 году, Вашими святыми молитвами, я поклонился Святому Гробу, и в различных обстоятельствах удивительно преуспевал, заступлением и милостию Божиею, и счастливо возвратился в Россию. Здесь же поразила меня безмерная и невыразимая печаль: в мое отсутствие скончался знаменитый духов ник и старец мой - преподобный Макарий (Оптинский). Но не оставил нас Господь до конца: почивший оставил достойного наследника духовнических дарований своих - отца Амвросия, который есть духовный руководитель меня грешного. Должен признать, святый отче, слабость свою, что хотя я и не забываю мудрых советов и наставлений Вашего преподобия, однако, по лености моей, часто их преступаю. Прошу Ваше Преподобие простить меня и помолиться за меня и за супругу мою, которая нездорова, и своею болезнью причиняет мне великую печаль и беспокойство. Еще прошу Вашего Преподобия не прерывать молитв Ваших за Государя нашего и за Россию. По несчастию, в наше отечество проникают идеи Запада и протестантов, которые покоряют некоторую часть - не знаю насколь великую - православных соотечественников моих. Какие же будут плоды сих идей для Церкви и государства, не ведает ни один христианин. Спутник мой, Константин (будущий Оптинский иеромонах Климент Зедергольм), вошел в прекрасную пристань: за шесть месяцев до сего удалился в монастырь, и теперь проводит жизнь свою у ног отца Амвросия.

http://isihazm.ru/?id=1434

Содержание Предисловие Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782–1811 гг.) Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Молитва о пользе братии Глава 3. Пребывание в скиту при Оптиной пустыни (1821–1826 гг.) Глава 4. Настоятельство (1826–1862 гг.) Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым II. Из писем Архимандрита Александра Арзамасского, бывшего в Москве, в Новоспасском монастыре наместником, к братиям Тимофею и Ионе Путиловым Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 III. Три свидетельства, выданные Тимофею Путилову IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим Письмо 1 VI. Письмо к Е.Д. Таптыкиной VII. Письмо к О. Игумену Антонию VIII. Духовное завещание О. Архимандрита Моисея IX. Письмо игумена Антония к Архимандриту Геннадию X. Письмо О. Игумена Антония Бочкова XI. Надгробное Слово, произнесенное при погребении О. Архимандрита Моисея Ректором Калужской Семинарии Архимандритом Герасимом XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах     Предисловие Девятнадцать лет прошло с тех пор, как скончался О. Архимандрит Моисей , преобразователь, и можно сказать основатель Оптиной Пустыни, в ее духовном значении; муж, редкий по своим высоким качествам и добродетелям. Краткий некролог его, был напечатан в Калужских Епархиальных Ведомостях в 1862 году, 1 но полного, по возможности, жизнеописания его до сих пор не существовало. Посторонний наблюдатель может упрекнуть за это братство Оптиной Пустыни, в среде которого были и есть люди с хорошим образованием. Почему не занялись они этим делом ранее? Зачем медлили? – Нельзя сказать, чтобы не занимались. Несколько человек из братий давно уже собирали понемногу материалы для жизнеописания О. Архимандрита Моисея , но дело это все не приходило к желаемой полноте, а потому и к концу. Последним из таких собирателей был иеромонах Климент Зедергольм , три года тому назад скончавшийся. Все собранное им и другими монахами вошло в состав настоящего жизнеописания, с большими, однако, дополнениями и исправлением неточностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Состоялась презентация книги «Летопись скита Оптиной пустыни» 2 ноября 2022 г. 15:29 30 октября 2022 года во  Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь прошла презентация книги, подготовленной издательством обители, — «Летопись скита Оптиной пустыни». Встречу открыл наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф , отметивший, что новое издание представляет собой тщательно выверенный, прошедший многократную сверку с рукописными текстами источник, уникальное документальное свидетельство о жизни скитского братства. Эта книга, по словам владыки Иосифа, может послужить проводником в сокровенный мир монашеской традиции, в духовную сокровищницу, хранительницей которой является Православная Церковь. Встречу продолжил иеродиакон Нектарий, возглавляющий издательский отдел Оптиной пустыни. По его словам, одной из важнейших проблем современного русского общественного самосознания является разрыв с тысячелетней православной традицией, основой и корневой системой русской духовности. Русский человек не может всецело наполнить свою жизнь идеалами обогащения и потребления, являющимися приоритетными в западной цивилизации, он нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении своей истории и культуры, ее места в мировой истории с точки зрения православных ценностей. Вот почему в настоящее время особое значение приобретает прикосновение к монашеской культуре, драгоценному культурному пласту, и монастырские летописи — это те самые истоки, обращение к которым просто необходимо. Именно летопись, от лица одного из его членов описывающая внутреннюю жизнь братства день за днем, позволяет наиболее полно ощутить биение пульса этой жизни. Отец Нектарий передал слово научному редактору издательства Оптиной пустыни Н.А. Шибзуховой, которая рассказала присутствующим о Летописи скита и о работе над этим изданием. Н.А. Шибзухова назвала всех летописцев, в частности, самых известных, в числе которых старец Макарий (Иванов), архимандрит Леонид (Кавелин), иеромонах Климент (Зедергольм), старец Варсонофий (Плиханков). Были зачитаны цитаты из Летописи.

http://patriarchia.ru/db/text/5973272.ht...

иеромонах Климент (Зедергольм) (04.08.1830–13.05.1878) Жизнеописания Патрология Письма иеромонах Климент (Зедергольм) Переводчик, писатель, насельник Оптиной Пустыни. Биография В миру Константин Карлович Зедергольм, при рождении Карл Густав Адольф Зедергольм, heм. Karl Gustaf Adolf Sederholm. Его отец, Карл Альбертович Зедергольм (1789—1867) — евангелический пастор и доктор философии. Был уроженцем Финляндии, выпускником Абовского университета. В России пасторскую службу начал в южных районах, затем — в Харькове. С 1833 года — в Москве: был учителем Закона Божия в кадетском корпусе, преподавал в московской медико-хирургической академии, Лазаревском институте; заведовал лютеранскими обществами в Туле, Твери, Орле, Калуге, Москве. За вольнодумные проповеди, не совпадающие с протестантским учением, неоднократно отстранялся от должности с запретом проповедовать и преподавать в воспитательных учреждениях. Он — автор ряда сочинений: «Учебная книга латинского языка» (1834), «Карманная книга географии» (1835), «Практическая немецкая грамматика для русских и немцев» (1835), «Ксенофонт. Поход Кира-младшего» (1840), «История древней философии» (1841). В семье было несколько сыновей; кроме Константина Карловича известность получил старший — Альберт Карлович, ставший генералом. Младший брат, Максимилан (Максим) Карлович, перешёл в православие в 1858 году, в отличие от ещё одного, старшего брата, служившего в Тамбове инспектором врачебной управы. Константин был одним из лучших студентов историко-филологического факультета Московского университета. Во время учёбы дружил с Б. Н. Алмазовым и Т. И. Филипповым, которые много говорили ему о русском духе, о русской народности, о русской поэзии. Он был увлечён философией Шеллинга, которая много способствовала утверждению его перехода в Православие. Началом своего обращения он называл «Переписку с друзьями» Н. В. Гоголя. Некоторое время Зедергольм был домашним учителем у И. В. Киреевского, который и направил его в Оптину пустынь: «Если вы хотите узнать основательно дух христианства, то необходимо познакомиться с монашеством, а в этом отношении лучше Оптиной пустыни трудно найти».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010