Насколько же были использованы греческие рукописные книги, за которыми Арсений Суханов ездил на Афон? Изучив все книжные фонды, которые поступили в Москву с Афона, С. А. Белокуров установил, что из 498 рукописей, привезенных Арсением Сухановым , только три евхологиона, три типикона и один часослов могли быть используемы при исправлении богослужебных книг вообще. Все прочие рукописи не имели отношения к исправлению богослужебных книг. Это были главным образом книги для домашнего чтения, как, например, слова и беседы Иоанна Златоуста , беседы Макария Египетского , слова подвижнические Василия Великого , творения Григория Назианзина , Иоанна Лествичника , патерики, лавсаики, торжественники. Более того, наряду со святоотеческими творениями оказалось около 50 рукописей нецерковной письменности, например, книги эллинского философа Троя, философа Афилистрата, философа Фоклея Еллина, Аристотелева «Преестественная», Максима, епископа Кифирского, о животных морских, Стравона философа о землетрясении и т. п. 7  Короче говоря, работая над редактированием Служебника, справщики могли использовать только три евхологиона, но следов этого использования в самом Служебнике 1655 года мы не видим. Ни в афонских евхологионах, ни в русских печатных служебниках до Служебника 1655 года нет указания на пение гимна «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» (указывалось только «Достойно и праведно»), отсутствовала в литургии Василия Великого фраза «Преложив Духом Твоим Святым» и не было указания на пение «Видехом свет истинный». Очевидно, справщики внесли эти дополнения в Служебник 1655 года из какого-то другого источника или из каких-то других источников. Изучение источников никоновской справы продолжил проф. А. А. Дмитриевский . Он установил, что в основу Служебника 1655 года был положен Стрятинский служебник Львовского епископа Гедеона (Балабана), изданный в 1604 году, но с весьма значительными исправлениями по венецианскому греческому Евхологиону 1602 года (см. выше у Медведева: «у немец печатная греческая бессвидетельствованная книга»). В издании, датируемом 1656 годом, были использованы также: ответная грамота Константинопольского патриарха Паисия на вопросы о церковных потребах, о которых писал ему в 1654 году патриарх Никон ; Киевский служебник, изданный в 1620 году архимандритом Елисеем (Плетенецким); Служебник митрополита Петра (Могилы) , изданный в 1629 году 8 . Таковы были главные источники справы Служебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Собор Элладской Церкви: Никакой интерпретации решения по ПЦУ быть не может Афины, 16 октября 2019 г. Архиерейский Собор Элладской Церкви. Фото: romfea.gr      15 октября 2019 года Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви в комментарии по поводу заявления митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима сообщил, что никакие попытки интерпретации решений внеочередного заседания по «украинскому вопросу» не допускаются, так как они не соответствуют действительности. Об этом пишет «Romfea» . В комментарии отмечается, что высказанное в пресс-релизе и официальных протоколах заседания, и основанное на рекомендациях Предстоятеля Элладской Церкви и результатах обсуждении 33 архиереев, решение «приняло свою окончательную форму и являлось решением иерархии», передает " Союз православных журналистов " . «Любая другая попытка интерпретировать вопрос не соответствует действительности», – говорится в сообщении. Напомним, 12 октября митрополит Кифирский заявил, что раз не было на Архиерейском Соборе голосования, то нет и решения по признанию ПЦУ, а также призвал главу Церкви не служить с Епифанием. Иерарх выступил с заявлением, в котором подробно описал, как проходило заседание Архиерейского Собора Элладской Церкви, посвященное «украинскому вопросу», и выразил свою позицию по отношению к этим событиям. Он сообщил, что в ходе работы Собора не проводилось ни открытого, ни закрытого голосования по вопросу признания ПЦУ, прокомментировал уровень объективности двух синодальных комиссий, которые подготовили доклад по «украинской проблеме», выразил недоумение игнорированием с их стороны материалов, предоставленных Блаженнейшим Онуфрием, и призвал Блаженнейшего Иеронима не приступать к совместным архиерейским богослужениям с так называемым «предстоятелем» новой «автокефалии» до того, пока не состоится общеправославное обсуждение этой сложной и, можно сказать, взрывоопасной канонической и экклезиологической проблемы». 16 октября 2019 г. Рейтинг: 8 Голосов: 433 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/124731.html

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

4. Считать полезными состоявшиеся в ходе визита встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с государственными деятелями Болгарии.   ЖУРНАЛ 25 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима в пределы Русской Православной Церкви. Справка: С 23 по 30 мая 2012 года Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним совершил официальный визит в пределы Московского Патриархата. Его Блаженство сопровождала делегация в составе митрополитов Додонского Хризостома, Элассонского Василия, Керкирского и Паксосского Нектария, Глифадского Павла, Эдесского, Пеллского и Альмопийского Иоиля, Фирского, Аморгосского и Нисонского Епифания, Зихнийского и Неврокопийского Иерофея, Кифирского и Антикифирского Серафима, епископов Христианупольского Прокопия и Диавлийского Гавриила, архимандрита Спиридона (Катрамадоса) — секретаря Синодального отдела по паломничеству, архидиакона Епифания (Арванитиса), мирян-сотрудников учреждений Элладской Православной Церкви. 24 мая, в праздник Вознесения Господня и святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, после чего приняли участие в церемонии открытия Дней славянской письменности и культуры на Васильевском спуске. В тот же день состоялась встреча Предстоятелей Русской и Элладской Церквей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. 25 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялись переговоры Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Архиепископа Иеронима, на которых обсуждались вопросы расширения братского взаимодействия Русской и Элладской Православных Церквей в различных областях, а также темы общеправославного значения. Состоялось награждение Блаженнейшего Архиепископа Афиниского Иеронима орденом святого равноапостольного великого князя Владимира I степени. Члены делегации Элладской Церкви также были удостоены церковных наград.

http://patriarchia.ru/db/text/2269360.ht...

Поразительно, насколько быстрым оказалось Божье наказание великопостно-пасхальным коронавирусом греческих церквей (статус принадлежности которых к Вселенской Церкви ныне под большим вопросом)! Нет еще и года как они пошли на страшное преступление против Бога и Церкви и в угоду западным масонско-антихристианским элитам, собственным низменным побуждениям, малодушию и неверию (с отсутствием страха Божьего), еретической этнофилетистской (националистической) солидарности поддержали стамбульского масона и вероотступника Димитрия Архондониса (Варфоломея) и подло признали «церковью» раскольническо-самосвятскую секту ПЦУ, поддержав вместе с ней либерально-нацистский, откровенно сатанинский оккупационный режим на Украине. Важно отметить, что это падение случилось отнюдь не на ровном месте: после революции масонов-младотурок, в рухнувшей Османской империи на константинопольский престол был возведен (только не Церковью, а «Великими Ложами» США и Великобритании) масон-вероотступник Мелетий (Метаксакис), который со своими подельниками положил начало апостасии греческого Православия, – втянув Церковь в масонско-экуменические структуры, обновленческими реформами доведя дело до раскола, наконец, поддержав антицерковную троцкистскую секту «живоцерковцев» в СССР , а потом и нацистов. Преемником Метаксакиса через своего духовника Афинагора и является нынешний Варфоломей, духовно (и даже внешне) мало чем отличающийся от украинского раскольника-сексота Денисенко. Таким образом, и до масонско-ватиканской аферы с ПЦУ в греческих церквях апостасия зашла до предела, что было видно еще по их единодушной поддержке бесчинного Критского лжесобора. Лишь немногие архиереи и священники в них показали верность истине – Христу и Церкви! Они же, собственно (такие, как митрополит-исповедник Серафим Кифирский ), и выступили против покорного принятия своими Синодами антицерковной воли безбожных прозападных светских властей. Решительнее же всех высказался один из самых авторитетных греческих богословов и исповедников Православия современности, профессор, протоиерей Федор (Зисис) в огласительной статье «Закрытие храмов Священным Синодом – дело рук дьявола» : «Выражаем сожаление по поводу подобного решения наших политических мужей, которые, так же, как и мы, крещены в Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/02/pasha_...

«В Греции очень почитают святую Матрону», — Блаженнейший Архиепископ Иероним Москва, 29 мая 2012 г. 28 мая 2012 года в ходе визита в пределы Русской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним посетил Донской, Покровский монастыри российской столицы и Богоявленский Елоховский кафедральный собор. Предстоятеля Элладской Православной Церкви сопровождает делегация в составе митрополитов Додонского Хризостома, Элассонского Василия, Керкирского и Паксосского Нектария, Глифадского Павла, Эдесского, Пеллского и Альмопийского Иоиля, Фирского, Аморгосского и Нисонского Епифания, Зихнийского и Неврокопийского Иерофея, Кифирского и Антикифирского Серафима, епископов Диавлийского Гавриила и Христианупольского Прокопия, секретаря Синодального отдела по паломничеству архимандрита Спиридона (Катрамадоса), архидиакона Епифания Арванитиса и нескольких мирян — сотрудников учреждений Элладской Православной Церкви. Также в числе сопровождающих — председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон, сотрудник Службы протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Боданов, сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям В.В. Мамонов. У Большого собора Донского ставропигиального мужского монастыря Блаженнейшего Владыку встречали Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Греция в Российской Федерации Михаил Спинеллис, атташе Посольства Греции по культуре Д.А. Яламас, насельник обители иеромонах Макарий (Чусов). Блаженнейший Архиепископ Афинский Иероним поклонился Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона Московского. Члены греческой делегации пропели тропарь святителю. Затем Предстоятель Элладской Церкви проследовал в Малый собор монастыря, где находится гробница святителя Тихона и где в 1992 году были обретены его мощи. У надгробий представителей ряда греческих фамилий, которые нашли упокоение в некрополе Донского монастыря, Блаженнейший Владыка совершил литию.

http://pravoslavie.ru/53838.html

Одним из самых жестких противников «Исповедания» Кирилла Лукариса был Мелетий Сириг (1585–1663), автор трактата «Опровержение кальвинистских глав и вопросов Кирилла Лукариса» (Κατ τν καλβινικν κεφαλαων κα ρωτσεων Κυρλλου το Λουκρεως ντρρησις; Бухарест, 1690). В центре его внимания отвержение чисто типологического понимания Евхаристии, что он делает с привлечением сочинений отцов Церкви, а также таких новых богословов, как патриарх Иеремия II и митрополит Кифирский Максим Маргуний. Он признает, что термин «пресуществление» отсутствует у отцов Церкви, поскольку этот догматический вопрос не обсуждался в их время, но ныне, как он считает, употребление этого термина является правильным ответом на новые вызовы эпохи. Помимо «пресуществления», по его словам, можно также использовать термины «превращение» (μεταβλη) и «изменение элементов» (μεταστοιχεωσις). В данном случае, если учитывать и «Исповедание» патриарха Досифея, можно говорить о новом, не опирающемся на схоластику направлении в православном богословии. Греческим богословом, получившим католическое образование, но также проявлявшим понимание и глубокую симпатию к своим соотечественникам, был Лев Алляций (1588–1669). В полемическом опровержении истории Флорентийского Собора, написанной Сильвестром Сиропулом (Рим, 1665), Алляций обращает внимание на античную и средневековую традицию употребления термина «пресуществление» и отвергает исключительно символическое понимание, отстаиваемое Захарией Герганосом (под лютеранским влиянием) и Кириллом Лукарисом. Митрофан Критопулос (1589–1639) в своем «Исповедании» не вдается в детали учения о Евхаристии, лишь отвергая опресноки, тогда как митр. Петр Могила (1596–1646) в «Православном исповедании» (1640/1642) отстаивает католическое понимание пресуществления в Евхаристии, подчеркивая ее жертвенный характер. Наиболее горячим приверженцем Кирилла Лукариса был Иоанн Кариофилл (ок. 1601–после 1693; его не следует путать с Иоанном Матфеем Кариофиллом). Согласно (не поддающемуся проверке) свидетельству патриарха Досифея, он происходил из Карии во Фракии – местности, находившейся под влиянием ереси афинган (мелхиседекиан), отвергавших Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Неупоминание на Всеправославном соборе об этих событиях, по словам митрополита Иерофея, станет проявлением «отпадения от православной традиции». Проблему владыка Иерофейвидит в том, что «предпринимается отход от учения наших обоженных святых: Фотия Великого, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы, Марка Эфесского и отцов Добротолюбия». Митрополит Месогейский и Лавреоткийский Николай подчеркивает, что «глас Церкви должен быть " на водах многих " (Пс. XXVIII 3), " во гласе хлябий " (Пс. ΧLΙ 8), должен потрясать мир, воскрешать умертвленные жизни. Если для чего-то такого мы не готовы, тогда лучше подождать, тогда лучше хоть и в последний момент, но перенести Собор на более поздний срок. Сфотографируются на Крите 400 епископов вместе, с дежурными улыбками, перед этим перелив из пустого в порожнее или подписав документы без крови истины и воды жизни, без меча духовного слова, с непонятными богословскими формулировками стохастического подтекста, с расположенностью сокрытия правды и приукрашения действительности, всё это не только перечеркнет всю суть Собора, но и понизит авторитет Православного свидетельствования раз и навсегда (…). Мы не хотим услышать человеческое слово современных епископов или узнать как думают умнейшие и образованнейшие из них. Мы хотим услышать глас Божий из уст епископов наших и тем более в воззвании нашего Собора. Если мы, сегодняшние христиане, не утешимся, не укрепимся и не просветимся, если грядущие века не будут обращаться к этому Собору как источнику неложной истины, тогда какой смысл в его созыве? Слово Церкви не может быть ни затасканным, ни половинчатым, ни малым». Обсуждение Всеправославного Собора на конференциях В преддверии Собора в Греции прошел целый ряд приуроченных к нему крупных международных конференций. С наибольшим размахом прошла научно-богословская конференция в Пире, организованная Гортинской, Кифирской, Глифадской и Пирейской митрополиями. Мероприятие прошло 23 марта на территории спортивного центра «Мира и Дружбы» при большом стечении народа. Среди докладчиков были иерархи, известные церковные историки и богословы.

http://pravoslavie.ru/94309.html

Мнение митрополита Навпактского разделяют многие другие иерархи. «Иных христианских Церквей, кроме Единой Церкви Христовой, нет», подчеркивает митрополит Кифирский Серафим. «Я категорически настаиваю на том, что другие конфессии нельзя называть «Церквями», говорит митрополит Флоринский Феоклит. «О какой Церкви мы будем говорить на Соборе? О Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви Христовой или многих Церквях сестрах?», спрашивает митрополит Калавритский Амвросий. По мнению митрополита Керкирского Нектария, Вселенская церковь тем и отличается от «международной», что во главу угла ставит чистоту веры, а не увеличение сторонников как самоцель. В своих публикациях митрополит Иерофей останавливается на двусмысленной трактовке в тексте церковного единства: «Правильным является положение документа, относящееся к единству Святой, Соборной и Апостольской церкви, в соответствии с которым «Единство церкви» (необходимо уточнить, что речь идет именно о Православной церкви) «не может быть нарушено» (п. 6), в связи с тем (как опять же точно подмечено) «Ответственность Православной церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами», которые «особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах» (п. 3). Однако в документе встречаются и другие выражения, в которых подразумевается, что единство Церкви утрачено и совершаются попытки его восстановить. Подобные утверждения следует исправить. Утверждение, согласно которому Православная церковь участвует в богословских диалогах «с целью поиска утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских соборов» (п. 5), подразумевает, что не соответствует действительности встречающееся в другом месте утверждение, что единство Церкви «не может быть нарушено» (п. 6). Следовательно, это выражение необходимо исправить, чтобы не создавать впечатления, что в решениях Всеправославного собора содержится двусмысленность, оставляющая простор для разнообразных трактовок. Следует написать: «Православная церковь участвует в диалоге с христианами, принадлежащими к разным христианским конфессиям, чтобы вернуть их к вере, преданию и своей жизни».

http://pravoslavie.ru/94309.html

Разделяют мнение, что регламент голосования на Соборе «противоречит Преданию» митропололит Глифадский Павел, Флоринский Феоклит, Калавритский Амвросий и Кифирский Серафим. Последний выразил мнение, что подобная практика «восходит к западным образцам, а не к соборной системе Православного Востока. Святая Церковь Христова не принимает и никогда не примет монархии и олигархии, а особенно Папу на Востоке». 2. Критика и предложения по внесению исправлений в документы По мнению митрополита Навпактского Иерофея, документы Всеправославного Собора были составлены «без публичной дискуссии и богословского рассмотрения и справедливо вызвали протесты». Проект документа «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром» Неоднократно с критикой этого документа выступал митрополит Навпактский Иерофей. По мнению владыки, в нем наблюдается «терминологическая путаница» (митрополит Амвросий Калавритский также называет язык документа лукавым, а митрополит Новой Смирны Симеонполагает, что его формулировки допускают разное истолкование). В связи с этим «необходимо внести в него изменения, чтобы избежать богословской и экклезиологической двусмысленности, которая неуместна в соборных документах». Заголовок документа «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром» правилен по своему содержанию, так как справедливо делает различие между «Православной церковью» и остальным «христианским миром». В том же духе выдержаны и многие положения документа, например: «Православная церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской церковью, в глубоком церковном самосознании» (п. 1), «с отделенными от нее, ближними и дальними» (п. 4), «тем, кто находится вне ее» (п. 6). Однако другие встречающиеся в тексте выражения, в соответствии с которыми «Православная церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» (п. 6) должны быть адаптированы к заголовку, чтобы избежать двуязычия и двусмысленности. Более точным по сути, по мнению владыки Иерофея, станет выражение «Православная церковь знает о существовании иных христианских конфессий, которые отделились от нее и не находятся с ней в общении».

http://pravoslavie.ru/94309.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010