Леонтий I, архиеп. Кипрский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (В миру Антониос Леонтиу; 9.03.1896, Лимасол, Кипр - 26.07.1947, Никосия), архиеп. Кипрский (20 июня - 26 июля 1947). Отец Антониоса, кузнец Саввас Леонтиу, происходил из с. Айос-Димитрианос (совр. округ Пафос), но после женитьбы на жительнице Лимасола переселился в этот город. В Лимасоле Антониос закончил начальную школу и затем поступил в Греческую гимназию. В 1910 г. он познакомился с приехавшими на Кипр с Афона иконописцами мон. Кириллом и его братом иером. Нифонтом, к-рые жили в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в местности Хавуза (ныне в черте Лимасола). Мать Антониоса пыталась воспрепятствовать сыну посещать мон-рь. В 1913 г. юноша оставил обучение в гимназии и стал послушником в св. Георгия Аламана монастыре близ Лимасола, куда переселились его духовные наставники. В эти годы он научился у них иконописанию. В 1918 г. мон-рь был закрыт, Антониос вернулся в Лимасол и окончил последний класс гимназии. 16 июня 1919 г. он принял монашеский постриг с именем Леонтий и был рукоположен во диакона. В нояб. 1919 г. Китийский митр. Никодим (Милонас) отправил Л. на обучение в Грецию. По окончании богословского фак-та Афинского ун-та в 1923 г. Л. вернулся на Кипр и был назначен преподавателем Всекипрского церковного уч-ща в Ларнаке, а в 1926 г.- иерокириксом (проповедником) Пафосской митрополии и одновременно учителем гимназии в Пафосе. В 1928 г. по ходатайству Г. С. Аливизатоса Греческое гос-во предоставило Л. стипендию на обучение в Богословской семинарии Нью-Йорка, где он получил степень бакалавра, а затем магистра богословия. Кроме того, Л. посещал занятия в Колумбийском ун-те. После смерти Пафосского митр. Иакова (Андзулатоса) Л. был единогласно избран на Пафосскую кафедру 22 апр. 1930 г. 31 июля он вернулся на Кипр, 3 авг. был рукоположен во иерея, а 6 авг. состоялась его архиерейская хиротония. Л. занимался улучшением системы образования в своей епархии, по его инициативе был открыт детский сад в Ктиме. По политическим взглядам Л. относился к числу непримиримых по отношению к брит. властям сторонников энозиса (присоединения Кипра к Греции).

http://pravenc.ru/text/2463537.html

В ходе пребывания на Кипре состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Д. Христофиасом. Святейший Патриарх Кирилл посетил Киккский ставропигиальный монастырь, а также митрополии Тамасоса, Фамагусты, Лимассола и Ларнаки, где встретился с правящими архиереями, духовенством и верующими этих епархий. В Лимассоле Предстоятель Русской Православной Церкви освятил место возведения русского храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и встретился с соотечественниками. В Ларнаке состоялась передача в дар Русской Православной Церкви частицы мощей святого праведного Лазаря Четверодневного. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Воздать хвалу Богу за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II. 2. Выразить благодарность Блаженнейшему Архиепископу Хризостому, Преосвященным митрополитам: Китийскому Хризостому, Лемесосскому Афанасию, Константийскому Василию, Киккскому и Тилирийскому Никифору, Тамасосскому и Оринийскому Исаии за гостеприимство, оказанное делегации Московского Патриархата. 3. Отметить важное значение состоявшихся бесед Предстоятелей Русской и Кипрской Православных Церквей для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества и укрепления православного единства. 4. Считать полезной состоявшуюся в ходе визита встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Республики Кипр.   ЖУРНАЛ 58 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о встрече Его Святейшества с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором. Справка: В ходе неофициальной поездки в Россию Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор посетил Патриарший и Синодальный духовно-административный и культурный центр на Юге России, где 24-25 июля 2012 года состоялась встреча Его Блаженства со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. ПОСТАНОВИЛИ: Выразить удовлетворение в связи с состоявшейся братской встречей Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/2367549.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II свт. (без дня памяти), архиеп. Кипрский (упом. в 783 и 787). К. был сторонником почитания св. икон и принимал активное участие в обсуждениях на Вселенском VII Соборе . Биографических сведений о нем не сохранилось. Соборные документы содержат не только реплики К. на заседаниях Собора, но и 3 его рассказа о Божием наказании хулителей икон. Первый случай произошел с жителем Констанции, который, проходя с упряжкой волов мимо церкви, зашел в нее помолиться. Увидев нарисованное на стене изображение Пресв. Богородицы, он воскликнул: «Что оно тут делает?» - и выколол остроконечной палкой око Божией Матери. Выйдя из храма, нечестивец ударил этой же палкой волов, но она обломилась, и осколок попал ему в глаз, из-за чего он потерял зрение. Второй рассказ посвящен жителю Кития, решившему на праздник Успения Пресв. Богородицы украсить церковь завесами. Для этого он вбил в стены гвозди, причем один из них - в лоб изображенному на фреске ап. Петру. В тот же час он почувствовал сильную боль во лбу и 2 дня пролежал в муках, пока об этом не узнал Китийский епископ и не велел вынуть гвоздь из фрески. Третий случай К. рассказали 32 жителя Кития, отправившиеся в сир. г. Габалу. Там они стали свидетелями того, как один араб выколол копьем око у мозаичной иконы и после этого сам ослеп на правый глаз и впал в горячку (ДВС. Т. 7. С. 146-147). Эти истории приведены К. в доказательство того, что иконы не только честны, но и чудотворны. К. также подчеркивал, что священные изображения пробуждают умиление у верующих (Там же. С. 118). Свт. Никифор, патриарх К-польский, в «Защитительном слове по поводу честных икон» называл К. «мужем мудрым и прославленным» ( Niceph. Const. Apol. 4//PG. 100. Col. 837). Исследователи отмечали, что К. упомянут в соборных документах не среди предстоятелей автокефальных Церквей, а в числе архиереев К-польского Патриархата (Там же. С. 33, 80, 106, 172, 279, 286), после митрополитов Кесарийского и Эфесского (см. подробнее в ст. Кипрская Православная Церковь , разд. «Кипрская Православная Церковь в византийский период: Статус и взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом»). При этом он, как правило, брал слово сразу после К-польского патриарха Тарасия , т. к. вместо папы Римского и вост. патриархов на Соборе присутствовали их представители.

http://pravenc.ru/text/2057032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Παναγας Αμασγος; Богоматери Дамасской], в юж. части гор Троодос, близ дер. Монагри (Кипр), примерно в 20 км к северу от Лимасола ( Лимасольская митрополия ). Основан как муж. в нач. XII в. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в кон. XII в.), др. древние постройки мон-ря не сохранились. Из сигиллия (грамоты) 1700 г. Патриарха К-польского Каллиника II известно, что ок. 1630 г. Леонтий, митр. Немесский и Курийский, подарил мон-рь Патриарху Александрийскому Герасиму I , к-рый дар не принял. В 1698 г. свои права на мон-рь заявил один из его преемников, Патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче мон-ря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I, он отказался от своих притязаний. С тех пор мон-рь действовал как приходской храм. В XVIII в. он пришел в запустение и был приписан к мон-рю арх. Михаила. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. В кон. XX в. мон-рь был открыт как жен., на 2000 г. в нем было 5 насельниц - 4 монахини и игумения Епифания. В интерьере базилики сохранились росписи неск. периодов. 1-й - стилистически идентичен фрескам ц. Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым ок. 1105-1106 гг. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко 2-му периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-вост. углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди к-рых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы к-польского искусства кон. XII в. с элементами местного колорита. фрески 3-го периода, 1-й пол. XIV в., плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете сев.-вост. ниши - композиция «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». К 4-му периоду относится роспись 1564 г. в алтаре и нишах: в центральной юж. (Введение во храм Богородицы), центральной сев. (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный) и сев.-зап. (вмч. Георгий, мч. Мамант). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизант. искусства. Базилика была реставрирована в 1960 г., реставрация фресок проводилась в 1969-1972 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://pravenc.ru/text/114294.html

Кроме храма прав. Лазаря важнейшими памятниками архитектуры и монументальной живописи К. м. являются церкви Панагии Ангелоктисты в Кити и прп. Антония Великого в Келье. Апсида ц. Панагии Ангелоктисты датируется V в., она украшена уникальной мозаикой VI в. В XI (XII ?) в. апсида была включена в здание типа вписанного креста на 4 столбах (удлинение храма по продольной оси является следствием его перестройки из ранневизант. базилики); сохранились фрагменты фресок сер. XIII в. С сев.-вост. стороны в XII в. была пристроена погребальная часовня св. бессребреников Космы и Дамиана (в ней сохр. фрагменты росписей XIII, 2-й пол. XIV и XV-XVI вв.), с юж. стороны в кон. XIII - нач. XIV в.- лат. капелла (в ней выставлено собрание поствизант. икон). Церковь прп. Антония Великого в Келье также относится к храмам типа вписанного креста на 4 столбах. Она была создана в IX-X вв. и перестроена в XI в. Вместо купола, разрушенного в 1426 г., в ходе ремонтных работ в кон. XV или в нач. XVI в. был сооружен свод, тогда же 3 апсиды заменены одной, реконструирована сев. часть церкви. Нартекс и аркада пристроены в XVIII в. Среди настенных росписей можно проследить по меньшей мере 4 слоя живописи: IX или Х в., 1-й пол.- сер. XI в., нач. XII в. и XIII в. Часть фресок снята и в наст. время находится в Музее Киккского мон-ря. К XII в. относится однонефная сводчатая ц. свт. Василия Великого в Ксилотимву с фрагментами фресок XII (?) в., к 1-й пол. XIII в.- разрушенная ц. св. Неофита близ с. Трули, к XIV в.- ц. мч. Маманта в Аламиносе типа купольного зала, к XV в.- однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца «тис Ангонас» близ Ормидии (с нартексом нач. XVI в.; впосл. зап. стена наоса была разобрана и оба помещения объединены), к XVI в.- церкви мч. Леонтия в Периволии, вмц. Марины в Псематисменосе, Пресв. Богородицы в Кивисили, вмч. Георгия Победоносца в Ксилофагу, вмц. Марины в монастыре вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ Ксилотимву, вмц. Варвары на одноименном подворье монастыря Ставровуни, прп. Андроника близ Терсефану, храм, превращенный в мечеть, в Клавдье ( Παπαγεωργου. 1987. Σ. 253-254). Церковь вмч. Георгия Победоносца Макриса, расположенную к северо-западу от Ларнаки, исследователи датируют по-разному: XII, XIV или XVI вв. Храм был назван «Макрис» (т. е. «дальний») для отличия от мон-ря вмч. Георгия Победоносца, который именовался «Кондос» («ближний»). В средние века храм вмч. Георгия Победоносца Макриса являлся приходской церковью сел. Агрину, разрушенного мамлюками в 1426 г. Впосл. здесь возник мон-рь, действовавший до кон. XVIII в. Церковь была перестроена в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

В 1833 г. митр. Леонтий и франц. консул выступили посредниками между восставшими жителями Ларнаки и тур. наместником города. Леонтий II покровительствовал учебным заведениям: в 1822 г. в Ларнаке была открыта «Греческая школа», а в 1824 г.- «Гимназия греческого образования» (в 1826 переведена в Никосию), в 1830 г. и между 1830 и 1837 гг.- школы взаимного обучения в Скале и Ларнаке. В 1830 г. он пожертвовал крупную сумму для «Греческой школы» в Никосии. В 1833-1834 гг. по инициативе Леонтия II была отстроена церковь пригородного мон-ря вмч. Георгия Победоносца Кондоса (в последние десятилетия XVIII в. мон-рь остался без насельников и храм стал приходским). После смерти митр. Леонтия Китийскую кафедру в 1837-1846 гг. занимал бывш. Кипрский архиеп. Дамаскин , также заботившийся о развитии образования. Посетившая Кипр в 1840 г. рус. мон. Варвара (Катаева) впосл. осуществила сбор пожертвований в России и передала мон-рю Ставровуни 50 тыс. грошей. При Китийском митр. Мелетии III (Модиносе; 1846-1864) при храме прав. Лазаря была открыта начальная школа с бесплатным обучением, учреждены жен. гимназии в Скале и в Ларнаке. На содержание этих школ и др. учебных заведений Ларнаки и Скалы Мелетий III передал доходы мон-ря вмч. Георгия Победоносца Кондоса, а для финансирования школ Лимасола - доходы мон-ря свт. Николая Чудотворца «Кошачьего». Из личных средств он выплачивал стипендии учащимся. Для организации семинарии «Евангельская школа» в Ставровуни или в Ларнаке Мелетий III обращался с просьбами о материальной помощи к семье российского императора и Синоду РПЦ. Точная сумма, полученная в 1851-1852 гг. из России, неизвестна: по одним сведениям, она составила 55 тыс. грошей, по другим - 12,5 тыс. грошей. Эти деньги были использованы на ремонт мон-ря Ставровуни. После своего низложения Мелетий III устроил начальную школу в с. Монагри для детей греков-криптохристиан (он и его преемник Варфоломей (1864-1866) были вынуждены оставить кафедру из-за конфликта с жителями Ларнаки и Скалы, что было связано с усилением роли мирян в управлении экономическими делами митрополии).

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Храм святого Лазаря (Ларнака) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Лазаря — это православный храм в городе Ларнака Республики Кипр. Церковь основана в IX веке, сегодня является действующим храмом, в котором хранится ценная реликвия — гробница с частицами мощей святого Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом. Пышный и величественный храм выполнен в раннехристианском стиле и представляет довольно редкий архитектурный стиль. Находится в ведении Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Церковь построена на месте гробницы Святого Лазаря, который был первым епископом Китийским. Его также называют другом Христовым за дружбу Иисуса с семьей Лазаря, проживавшей в Вифании — городе возле Иерусалима. Однажды сестры Лазаря сообщили Христу о смертельной болезни брата. Иисус добрался до Вифании спустя четыре дня после похорон Лазаря и воскресил его. Приблизительно в 33 году н. э. Лазарь был вынужден уехать из родного города, так как после чуда воскрешения многие последовали за Христом, что не нравилось иудеям. После гонения Лазарь прибыл в Китион (древний город Ларнаки) на Кипр. Апостолы Павел и Варнава, проповедавшие христианство на острове, произвели его в сан епископа Китийского. Здесь он творил добрые дела, а после его смерти на месте могилы возвели византийский храм. В 890 году мощи Святого Лазаря были впервые обнаружены в могиле, находившейся в церкви Ларнаки. Реликвию доставили в Константинополь, а империя выделили деньги на возведение нового храма на этом месте. Позднее крестоносцы вывезли мощи из города в Европу. Во времена франкского периода (1191—1571 гг.) из церкви сделали римско-католический монастырь. В 1589 году храм передан православной церкви, за то пришлось заплатить 3000 серебром. В 1750 году проведены реставрационные работы и возведена сохранившаяся до наших дней аркада на южной стороне храма. В 1857 году в храме построили колокольню. Во время реставрации храма в 1972 году здесь были найдены частицы мощей Святого Лазаря, к которым теперь может приложиться любой желающий — они размещены возле алтаря.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Л...

Второе Житие И. В. вместе со службой святому было написано на греч. языке в 1689 г. Космой, игум. мон-ря св. Иоанна (впосл. митрополит Китийский), по заказу жителя Эльбасана Папа-Иоанна и было издано в Венеции (1690). Вероятно, оно было создано на основе несохранившегося слав. Жития позднего происхождения, опирающегося в большей степени на устные болг. предания. Так, в Болгарии не позднее кон. XVI в. И. В. стали смешивать с его убийцей Иоанном Владиславом, что отражено в т. н. Дриновском списке Борила царя синодика (София. НБКМ. 432), возможно связанном с Зографским монастырем на Афоне. Эта контаминация перешла в болг. исторические труды 2-й пол. XVIII в.- «Историю славяно-болгарскую» архим. Паисия Хиландарского (1762), «Зографскую историю» (1785) и др. В них св. князь представлен племянником Самуила, призванного к власти болгарами, убийство И. В. приписывается его жене-гречанке и ее брату, впавшим в ересь. Во включенных в труды списках болг. святых И. В. назван «царем болгарским»; эти списки имели и самостоятельное хождение (напр., в афонском сборнике кон. 10-х гг. XIX в.: Ath. Pantel. Собр. скита Ксилургу. 14. Л. 11). В венецианском издании Жития и службы в состав последней включено очень краткое проложное Житие, к-рое вряд ли было написано игум. Космой. В историческом отношении оба греческих Жития малодостоверны (противоположную т. зр. см. в изданиях: Снегаров. 1924. С. 27-28, 31; Он же. 1932. С. 524) и не во всем согласуются друг с другом. В пространном Житии сообщается, что оно было создано более чем через 700 лет после положения мощей И. В. в мон-ре, а в кратком - о его написании через 780 лет после кончины святого. В 1-м святому приписываются военные действия против Византии, инициатором его убийства выступает визант. имп. Василий II, подкупивший Иоанна Владислава, но упомянутый здесь факт причастности к заговору Охридского архиепископа Давида , гарантировавшего И. В. неприкосновенность, подтверждается др. источниками (Historia Królestwa Sowian. 1988. S. 182). Во 2-м святой представлен как сын серб. жупана Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ), а его воспитателем назван Охридский архиеп. Николай, не упоминаемый не только в др. ранних достоверных источниках, но и в пространном Житии.

http://pravenc.ru/text/469846.html

Во 2-й пол. XVIII в. Патриаршей академией в К-поле заведовали киприоты Герасим (1767-1769), Илия (1774-1777 и 1779-1786) и логофет Фотий (1797-1798), в 1-й пол. XIX в. Самуил (1820-1830 или 1836, впосл. митрополит Месемврийский).Бывш. схоларх Герасим, занявший в 1794-1797 гг. К-польскую кафедру как Герасим III, канонизировал в 1794 г. Пафосского митр. Панарета (1767-1790), прославившегося строгой аскетической жизнью и прижизненными чудесами. Кесарий Дапонте называл свт. Панарета «живой добродетелью» ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 362). Племянники Герасима III Анфим (1791-1813) и Афанасий (Кассивертис; 1794-1822) занимали соответственно Патриарший престол Антиохийского Патриархата и кафедру Димитриадской митрополии. Парекклисион во имя вмч. Георгия Победоносца близ Махерасского мон-ря. Кон. XX в. Парекклисион во имя вмч. Георгия Победоносца близ Махерасского мон-ря. Кон. XX в. По сравнению с др. частями Османской империи на Кипре не получило распространения новомученичество. За весь период тур. владычества известно всего 2 киприота-новомученика, и те пострадали за пределами острова: нмч. Георгий - в Акке (1752), нмч. Полидор - в Нов. Эфесе (1794). В старости Хрисанф назначил себе помощниками племянника Хрисанфа (c 1791 епископ Тамасский, с 1797 - митрополит Китийский) и Спиридона, еп. Тримифунтского (с 1802). Пафосскую кафедру занимал др. племянник архиепископа, к-рый также именовался Хрисанфом. Распределение церковных постов и гос. должностей среди родственников (в т. ч. драгоман Хаджигеоргакис Корнесиос был женат на племяннице Хрисанфа Марудии Павлиди) породило недовольство части духовенства и прокритов. Они возлагали надежды на деятельного эконома Архиепископии Киприана (архиеп. Кипрский в 1810-1821). Когда в марте 1804 г. на острове вспыхнуло восстание из-за повышения налогов и голода, только дипломатический талант Киприана спас архиепископскую резиденцию от разграбления. В последние годы жизни престарелого архиеп. Хрисанфа, к-рый из-за болезни не мог двигаться, Киприан фактически управлял церковными делами. Высказывалось мнение, что ссылка архиеп. Хрисанфа с митр. Хрисанфом Китийским в мае 1810 г. на Эвбею (где он умер через неск. месяцев) была инициирована экономом Киприаном. Однако совр. исследования не подтверждают этого предположения (Αρχιεπσκοπος Κπρου Κυπριανς: Ο Μρτυρας τς Πστεως κα τς Πατρδος. Μον Μαχαιρ, 2009. Τ. 2: Αρχεον κειμνων. Σ. 583-596). Султан назначил Киприана предстоятелем Кипрской Церкви, и 30 окт. 1810 г. он был хиротонисан прибывшим на Кипр Синайским архиеп. Констанцием II с одобрения К-польского патриарха.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Разрушенная ц. свт. Николая в дер. Трахони близ Китреи. Фотография. 2008 г. (?) Разрушенная ц. свт. Николая в дер. Трахони близ Китреи. Фотография. 2008 г. (?) Временный Свящ. Синод, состоящий из архиеп. Макария и 3 архиереев, присланных Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, избрал митрополитом Пафосским Констанцийского хорепископа Хризостома, к-рый во время церковного кризиса 1972-1973 гг. поддерживал Макария III. Позже тем же Синодом с участием митр. Хризостома Пафосского были хиротонисаны хорепископы Лидрский Хрисанф (Сарияннис) и Саламинский Варнава (Соломос). Т. о., был воссоздан Свящ. Синод КПЦ, к-рый мог действовать без помощи представителей др. правосл. Церквей. Этот Синод принял решение об образовании 2 новых митрополий (авг. 1973): из Китийской митрополии была выделена Лимасольская, из Киринийской - Морфская. После этого были проведены архиерейские выборы, в результате которых митрополитом Китийским стал Хризостом Махериот, митрополитом Морфским - Хрисанф (Сарияннис), митрополитом Лимасольским - Хрисанф (Хризостому), митрополитом Киринийским - Григорий (Киккотис). Утром 15 июля 1974 г. на Кипре начался подготовленный греч. хунтой военный переворот. Мятежники обстреляли и подожгли президентский дворец и объявили о смерти Макария III. Однако архиепископу удалось спастись, из Киккского монастыря он прибыл в Пафос, где обратился к народу по местной радиостанции. После этого митрополичья резиденция в Пафосе была обстреляна с канонерской лодки. Макарий III покинул остров с брит. военной базы Акротири и через Мальту и Лондон отправился в Нью-Йорк, где 19 июля выступил на заседании Совета Безопасности ООН. Хризостом Пафосский и другие митрополиты были арестованы мятежниками и заключены на подворье Айос-Прокопиос в Никосии. Во время переворота бывший митр. Геннадий привел к присяге ставленника мятежников Н. Сампсона. В результате тур. вторжения из сев. части острова были изгнаны правосл. митрополиты и 176 священников, разграблено ок. 550 храмов (нек-рые из них были разрушены), уничтожены или повреждены настенные росписи (напр., были вывезены мозаики ц. Пресв. Богородицы Канакарии (VI в.), фрески ц. прп. Евфимиана в с. Лиси (XIII в.) и ц. Христа Антифонита (XV в.) и др.). Церковные здания в лучшем случае использовались в качестве мечетей и музеев, в худшем случае - как казармы, склады, загоны для скота и т. п. Митрополит Морфский был вынужден перенести свою резиденцию из Морфу в с. Эвриху, митрополит Киринийский - в пригород Никосии Агландзию. В дек. 1974 г. архиеп. Макарий возвратился на Кипр и оставался главой КПЦ и на посту президента на свободной части острова. В 1974-1977 гг. КПЦ выделила помощь беженцам-киприотам в размере 700 тыс. кипрских фунтов. Поданный в июле 1977 г. на рассмотрение Свящ. Синода проект новой Уставной хартии КПЦ, выработанный комиссией под председательством митр. Хризостома Пафосского, не успел получить одобрения архиеп. Макария, к-рый скончался 3 авг. 1977 г.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010