Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КИТАЙСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК» офиц. издание правосл. Русской духовной миссии (РДМ) в Китае, выходившее в 1904-1954 гг. Изначально назывался «Известия Братства Православной Церкви в Китае» 1 был опубл. 25 марта 1904), печатался в Харбине в 1-й частной типографии братьев Скоблиных. Братство правосл. Церкви в Китае было учреждено в 1904 г. по инициативе еп. Иннокентия (Фигуровского) в связи с Русско-японской войной (1904-1905); при братстве работал Комитет «для попечения о больных и раненых и нуждающихся воинах и их семьях». В 1907 г. журнал был переименован в «К. б.» и стал издаваться в Успенском монастыре РДМ в Пекине, где существовала одна из старейших русских типографий в Китае. Эти изменения произошли в связи с переходом православных церквей, расположенных в Сев. Маньчжурии (до линии Куэчаньнцзы-Пограничная), в подчинение Владивостокской епархии РПЦ. Журнал издавался ежемесячно или каждые 2 месяца, пока существовала РДМ в Китае, предположительно до 1954 г., когда миссия была закрыта. Редакторами были: в 1907-1913 гг.- архим. Авраамий (Часовников), в 1915 г.- архим. Симон (Виноградов) (выпуски 1-6), с вып. 7 (1915) по вып. 3 (1917) - вновь архим. Авраамий (Часовников). Выпуски 4-12 (1917) выходили с пометкой: «За редактора епископ Иннокентий». Позже в качестве редактора вновь упомянут архим. Авраамий (Часовников). Основные рубрики в журнале: «Корреспонденция» (письма из различных отделений миссии), «Официальный раздел», «Хроника церковной жизни» (позднее «Из жизни Миссии»). Периодически печатались статьи по истории инославных миссий в Китае, путевые записи миссионеров, заметки о праздновании правосл. праздников в станах миссии. Вып. 1/2 от 15 янв. 1914 г. начинался с «Воззвания», в к-ром говорилось о важности миссионерского служения в Китае и предполагаемой закладке собора в Пекине в память 300-летия Дома Романовых; читателей призывали жертвовать средства на его постройку. В том же выпуске опубликован указ имп. Николая II Александровича о разрешении сбора средств на строительство собора.

http://pravenc.ru/text/1841147.html

М.Н. Боголюбов Шаталов О. В. К вопросу о развитии отечественной миссиологии Сразу хочется оговориться, что тема, вынесенная в заголовок данной статьи, носит в какой-то мере искусственный характер, хотя бы только потому, что миссиологии как специальной научной дисциплины, изучающей сам ход, особенности, методы, структуру организации миссионерского движения, не существует в нашей стране вовсе. Вместе с тем она не более искусственна, чем то большое количество самых разнообразных: научных, научно-популярных и даже нисколько не научных и уж совсем не популярных работ, которые посвящены доказательству ставшего особенно излюбленным в нашей историографии тезиса о том, что проповедническая деятельность христианских миссий на Востоке, впрочем не только там, почти всегда с неизбежностью предшествовала военно-политической и торгово-экономической экспансии. Результаты такого рода отношения к предмету изучения нам хорошо известны. Не став одним из самостоятельных и плодотворных направлений исследовательской работы наших ученых, большая научная проблема быстро выродилась в скалярный набор самых хрестоматийных и никого не впечатляющих сведений насчет того, что в деятельности той или иной миссии было хорошего или плохого. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Послание Иакова 3: 17–18 ). Так сказано в Священном Писании . И в справедливости этого мы убеждаемся всякий раз, когда видим, насколько полнее и всестороннее она изучалась в России в XIX – начале XX вв. и продолжает изучаться сейчас в западных странах. Миссионерская тематика была существенным направлением издательской деятельности таких журналов, как «Китайский Благовестник», «Миссионер», «Миссионерское обозрение», «Православный Благовестник», «Православный собеседник» и других. Капитальные же труды иеромонаха Николая (Адоратского), С. А. Архангелова, митрополита Московского Макария (Булгакова) , иеромонаха Алексия (Виноградова) , А. Можаровского и многих других авторов, печатавшихся в этих изданиях, стали заметной вехой в изучении истории миссионерского движения России на Востоке, в том числе и в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.Прозорова Скачать epub pdf Епископ Павел (Ивановский) – в миру Николай Иванович – родился в 1894 году в с. Сергиевском Крапивенского уезда Тульской губернии. Отец его, служивший протоиереем в храмах Тульской епархии, был для него образцом служения Богу и людям. Мать учила его страху Божию: учила ходить перед Богом и никогда не забывать Его присутствия. Дороги были юному Николаю и от многого зла всю жизнь охраняли его добрые материнские советы. Будучи от природы тихого и кроткого нрава, он еще более усовершенствовал эти драгоценные качества сначала под родительским кровом, а потом в Тульской духовной семинарии. Двадцати лет (после окончания семинарии) он стал работать в народной школе учителем. Однако искреннее благочестие, постоянная скромность и молчаливость, любовь к уединенной жизни обнаруживали в молодом преподавателе наклонность к монашескому бытию. Душа его стремилась не к земному, а к высшему, горнему богатству. И в 1896 году, согласно прошению, молодой человек был пострижен в монашество с наречением ему имени Павел. И всю свою дальнейшую жизнь о. Павел мог служить образцом монашеского жития. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и назначен миссионером-священником в Иргенский стан Забайкальской епархии. Здесь, среди полудиких монгольских племен начал благовестник Христов свою просветительскую деятельность. В 1900 г. его переводят на служение во Владивостокский архиерейский дом Владивостокско-Камчатской епархии. Одновременно он был зачислен студентом в Восточный Институт на китайско-корейское отделение и стал первым епархиальным стипендиатом. По окончании Восточного института в 1904 году о. Павел был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской духовной Миссии в Сеуле. Отцу Павлу удалось продолжить дело своего предшественника архимандрита Хрисанфа – перевод ряда богослужебных книг на корейский язык. Вместе с корейским переводчиком И. Каном они проделали большую работу, переведя молитвослов, часослов, паримийник, служебник, требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового Завета, Катехизис, последование ко Святому Причащению и чин панихиды. Многие переведенные книги были вскоре отпечатаны в типографии, часть переводов так и осталась в рукописях. По благословению отца Павла рясофорный послушник Феодор Перевалов с помощью М.Г. Кима положил на ноты многие песнопения на корейском языке, сохранив при этом основы русских церковных мелодий. За 6 лет своего пребывания в Корее архимандрит Павел широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, а также ряд молитвенных домов. С великою мудростию умел он убедить в истине Православия и немало язычников привел к Таинству Святого Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники Скачать epub pdf Казахстан Необозрима и прекрасна Казахстанская земля! Она простирается от Алтайских гор до Кызыл-Кумских песков, от прикаспийских степей Мангышлака до великих вершин Тянь-Шаня, где над грядами заснеженных гор возвышается почти на 7 тыс. метров над уровнем моря Царь-Гора – Хан-Тенгри. На самом севере Казахстана – лесостепь, центральную часть страны занимает казахстанский мелкосопочник Сарыарка, переходящий на юге в одну из наиболее безводных пустынь Бетпак-Дала. К востоку от нее расположена обширная область Семиречья (по названию семи рек, впадающих с юга в озеро Балхаш). Город Алматы или Алма-Ата (первоначальное название – Верный), бывший в течение многих лет столицей обширнейшего края  1 , расположен в живописных предгорьях Тянь-Шаня, на равнине, слегка наклоненной к северу. Между Каспийским и Аральским морями находится плато Устюрт, где в древности пересекались караванные пути. Богатства этой земли неисчерпаемы: неоглядные пастбища, плодородные пашни, уголь, руда, золото. До XVIII века ее населяли казахские кочевые племена, а затем сюда стали переселяться русские казаки и крестьяне, основывавшие станицы и города, возводившие православные храмы и монастыри. Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану. По свидетельству А.Р. Бируни  2 , христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

М.Н. Боголюбов Подворье Пекинской Духовной Миссии в Санкт-Петербурге (По страницам журнала «Китайский благовестник») Архимандрит Августин (Никитин) В С. –Петербурге, Москве, Киеве и некоторых других городах России издавна имелись подворья – храмы и монастыри, обладавшие особым статусом. Это были церковные представительства иногородних или зарубежных монастырей. При подворье находился храм, а при нем – церковно- и священнослужители из монахов, числящихся в штате такого монастыря. Главной целью подворья был сбор средств в пользу отдаленной обители, не имевшей особых доходов и нуждающейся в пожертвованиях. Эта традиция своими корнями уходит в раннехристианскую эпоху. Вот что говорится об этом в книге Деяний апостольских: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла» ( Деян. 11:27–30 ). Апостол Павел пересылал в иерусалимскую общину добровольные пожертвования, собранные среди христиан, живших в Малой Азии. «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских, – обращается апостол Павел к коринфским христианам. – В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим» ( 1Кор. 16:13 ). В течение нескольких столетий Россия была единственным православным государством, свободным от иноземного гнета. Исполняя апостольскую заповедь, Русская Православная Церковь оказывала щедрую помощь ближневосточным христианам, помогая им выстоять в иноверном окружении. Большие средства требовались также и на миссионерскую деятельность, которая к началу XX в. приобрела широкие масштабы. «У себя дома Россия питала и питает (миссионерскую деятельность. – Авт.) подаянием трудовой копейки, подаянием восковой свечи и поддержанием монастырских подворий, – отмечалось в те годы в отечественной печати. – Ни один православный человек в России не задумается (не откажется. – Авт.) дать посильную лепту на дело благовестия в чужих землях. Он видит в этом долг свой по отношению к исповедуемому им Православию» 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Отделение 1-е: Евреи в Китае, Персии, Индии – их священные книги В. Завета, прочие MSS и памятники А. § I. Предварительные замечания В самых древних философских рассуждениях, доселе существующих в Китае, замечателен факт преобладающего монотеистического элемента, неразрывно связанного с упадком традиционной и патриархальной религий. Истина религии, сохранившаяся в человечестве, несомненно принадлежит израильскому народу, свято сохранившему у себя и священные письмена – в которых фиксирована и развита по возможности форма вероучения и Богопочтения. Рассеиваясь по всему миру, израильтяне являлись передовыми миссионерами и благовестниками Богооткровения в разных странах мира даже до Рождества Христова. Являясь в Китай в разные времена и разными путями до разрушения Иерусалима и после, они утверждаются в некоторых пунктах, устрояют свои общины и синагоги, имеют для того не только книги Ветхого Завета, но и прочие Богослужебные. Соприкасаясь с разнородными языческими элементами Израиль не мог не передавать, в силу простого взаимодействия сил, своих верований, проникших потом в умы лучших китайских мыслителей. Сходство многих воззрений этих мыслителей с Библейскими понятиями, приводило не раз многих европейских ученых к желанию проследить духовную жизнь и её формацию у китайцев в связи и под непосредственным влиянием еврейства, а потом христианской и даже мусульманской проповеди , также как критериумом высших идей у браминов и буддистов избирать и почитать Библейское Богооткровение. Премар, Будэ, Уайлье, Cibot, и другие ученые известны специальными сочинениями в сем роде, положившими начало сравнительному изучению религиозных систем и частных верований у разных народов, относительно коренных воззрений и понятий о Боге, мироздании, рае, древе жизни, первообетовании о Мессии, рождении Его от Приснодевы. 1 Несмотря на случайное сопоставление этих верований, их мнимое тожество или сходство, на самом деле замечается субъективная и намеренная концепция исследователей, не всегда выдерживающая критику.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути юго-востока в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах. Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану. По свидетельству А.Р. Бируни 2, христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной. Но с V века в Средней Азии стало распространяться несторианское учение о Христе 3. А с XIII века христианство в этих краях стало постепенно вытесняться исламом. С XIV века о христианах Центральной и Средней Азии нигде более не упоминается. Однако сохранились свидетельства, что на берегу Иссык-Куля в XIV веке стоял армянский христианский монастырь, в котором, по преданию, находились мощи святого апостола Матфея. Таким образом, христианство в Средней Азии и Казахстане среди тюрков получило распространение с самых первых веков, намного раньше, чем в Киевской Руси среди славян, и просуществовало более тысячи лет. Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова. «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники

http://azbyka.ru/palomnik/Казахстан

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ХРИСТОС, ВЕЧНОЕ ДАО 23 мин., 01.01.2008 Имя отца Серафима (Роуза) (1934 -1982) для многих из нас стало символом эпохи, символом возвращения дерзкого, самонадеянного, блудного XX века в дом Отца Небесного. Американский интеллектуал, серьезно и глубоко изучавший восточные религиозные традиции, ученый, подававший большие надежды, Евгений Роуз оставил мир науки и стал православным монахом-миссионером, подвизавшимся с единомышленниками в монастыре в горах Северной Калифорнии. Можно много было бы говорить о написанных отцом Серафимом трудах, среди которых самыми известными являются книги " Душа после смерти " и Православие и религия будущего " . Тема эта весьма благодатна, но требует отдельного и обстоятельного разговора. Сейчас хотелось бы сказать о другом. Делом не менее важным, чем печатные труды братства Преп. Германа Аляскинского, в котором трудился отец Серафим, было пастырство. Сотни американцев пришли к вере благодаря встрече с отцом Серафимом и его сподвижниками. Иеромонах Дамаскин (Христенсен) - один из таких обращенных. Его путь во многом близок пути отца Серафима, может быть поэтому, именно он стал автором замечательной книги " Не от мира сего. Жизнь и учение отца Серафима (Роуза) " . На сегодняшний день эта книга выдержала уже несколько изданий и неплохо известна российскому читателю. Мы же предлагаем вам гораздо менее известный текст отца Дамаскина, посвященный христианству и китайской философии. На русском языке эта работа впервые была опубликована в журнале " Китайский благовестник " 1999), а нами публикуется с любезного разрешения редакции. ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ ПРОВОЗВЕСТНИКИ ХРИСТА В современной Америке множество людей заняты духовным поиском. Они исследуют все суфизм, буддизм, даосизм, индуизм, - и что-то находят. Тем не менее, в их душах остается нечто, заставляющее продолжать поиск, ибо Истина так и не найдена. Зачастую эти искатели - люди, воспитанные в христианских семьях и отошедшие от христианской веры, потому что увидели лицемерие, мирской дух, вражду и пристрастие, господствующие в церковной среде. Кратко говоря, в церкви они ощутили дух, ничем не отличающийся от мира, пределы которого эти духовные искатели решили переступить. А посему они шли другими тропами, и, к своему удивлению, вновь пришли ко Христу.

http://foma.ru/xristos-vechnoe-dao.html

Несмотря на небольшую численность, влияние среды, а также смешанные браки, потомкам албазинцев удалось сохранить православную веру. В XVIII веке в Китае была утверждена епископская кафедра. А митрополиту Филофею, управлявшему тогда Сибирской епархией, пришла мысль отправить в Китай архиерея. Он написал князю Гагарину о необходимости прославления имени Божия среди китайцев, для чего незамедлительно нужен добрый и мудрый человек. Так первым православным епископом в Китае был назначен святитель Иннокентий (Кульчицкий) , однако на саму китайскую землю он так и не ступил… Православие в те годы было не единственной христианской деноминацией на китайских землях. Немало было иезуитов, доминиканцев и францисканцев. К 1860 году в Китае насчитывалось только около 200 православных. В 1864 году с открытием Русского Посольства в Пекине Русская духовная миссия больше не должна была исполнять никаких дипломатических функций, и ее члены занялись переводами на китайский язык богослужебной литературы. Начало XX века стало периодом расцвета Пекинской миссии. Было возведено 37 храмов, существовало не менее 40 проповеднических точек, действовало пять епархий; были открыты православная семинария, два десятка мужских и женских религиозных школ, библиотека, на трех языках (русском, китайском и английском) выпускался журнал «Китайский благовестник», велась благотворительная деятельность. Но благоприятное время длилось недолго… Так называемое боксерское восстание 1899–1901 годов принесло огромные потери: к этому времени в Китае насчитывалась тысяча православных, и потеряно из них было триста. Кто-то отрекся, но двести двадцать два православных христианина стали мучениками и исповедниками за веру. «Боксерское восстание» 1900 год — трагический в истории Китая, год жесточайшего выступления ихэтуаней — по своей сути религиозного движения, которое в Европе по неудачному переводу англичан более известно как «боксерское восстание». Оно было направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. Идеологией этого восстания было антихристианство. Чудом спасшийся сын убитого ихэтуанями китайца-священномученика Митрофания Цзичуня (первый священник-китаец, рукоположенный в Японии святителем Николаем Японским ) протоиерей Сергий Чан спустя время написал: «Это была своеобразная община, которая прельщала народ своим учением о сверхъестественных силах для возвышения Китая и истребления иностранцев, которых называли бесами, а принявших Крещение китайцев — их исчадиями; некрещеных, но общавшихся с иностранцами — вторыми исчадиями; а боксеры считались небесным воинством».

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

епископ Хрисанф (Щетковский) Предисловие Настоящая брошюра составлена из тех «писем корейского миссионера», которые писались по требованию сердца, под живым впечатлением с искренним желанием поделиться своими мыслями и чувствами. Таков именно характер этих писем, что они написаны от сердца к сердцу. Не смотря на свой сравнительно малый объем, «письма миссионера» весьма разносторонни и содержательны: читая эти письма, то путешествуешь вместе с автором по корейским горам, долинам и весям, знакомясь попутно с разнохарактерной природой страны, с бытом корейцев и отшельников–монахов, то проникаешь в миссионерские станы Южно-Уссурийского края, то переживаешь исторические моменты, предшествующие и последующие Чемульпосской битве. Вместе с автором переезжаешь на китайскую территорию в Шанхай, в Пекин, в Манчжурию и знакомишься с постановкою дела в китайской духовной миссии. Автор постоянно делится с читателем всем пережитым, своими треволнениями, надеждами и радостями, высказывая вместе с тем весьма ценные замечания и суждения относительно благовестнического дела. Настоящие письма издаются с непоколебимою верою в то, что православная миссия в Корее должна и будет существовать, доколе не выполнит своей задачи не взирая ни на какие политические перевороты в Корее, ибо миссия эта есть истинное чадо православной церкви, которая может временами терпеть всяческие испытания, но не может быть ни кем побеждена. Дело начато, семя посеяно, крест водружен. Отступать до поры – до времени еще можно, аще угодно Господу, но нельзя нам нисколько озираться вспять. Считаем своим непременным долгом благодарить Преосвященнейшего автора за издание его писем в пользу Корейской дух. миссии, каковые письма, надеемся, возбудят желательный интерес и сочувствие в читателях к деятельности корейских миссионеров. Помоги, Господи! Начальник Российской Духовной Миссии в Корее, Архимандрит Павел. Православная миссия в Корее (Из письма начальника миссии архимандрита Хрисанфа) I часть Путешествие свое по Корее на днях я окончил и теперь снова посиживаю в своей хате. Немного более двух месяцев пришлось провести в дороге и пройти расстояние около 1.300 верст. Цель моего путешествия была, главным образом, познакомиться с деревенским народом и познакомить народ с «русскою» верою.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/iz-pis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010