Глава 1 1–3. Известие о состоянии Иерусалима и народа иудейского, полученное Неемией от Ханани. 4–11. Скорбь Неемии и его молитвы. Неем.1:1 .  Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. «Слова Неемии, сына Ахалиина». Еврейское debarim слова в надписании произведений исторических, имеет смысл широкий, ср. ( 1Пар. 29:29 ) dibrej David; ( 3Цар. 11:41 ; 2Пар. 9:29 ), означает слова и дела, т.е. историю вообще. Слова Неемии – история Неемии. Имя Неемии было у иудеев употребительным. В послепленное время лица, носящие это имя, упоминаются еще ( 1Ездр. 2:2 ; Неем. 7:7, 3:16 ). Происхождение Неемии точно неизвестно. Сообщение Евсевия и блаж. Иеронима, что Неемия принадлежал к колену Иудину, может считаться весьма вероятным, так как большинство возвратившихся из плена иудеев принадлежало к этому колену. Но нет никаких оснований считать Неемию потомком Давида, потому только, что он занимал в Иудее положение, аналогичное с положением происходившего из рода Давидова Зоровавеля. Ошибочно также наименование Неемии иереем в тексте Вульгаты ( 2Мак. 1:2 ). Отец Неемии Ахалия упоминается еще ( Неем. 10:1 ) (Гахалия). «В месяце Кислеве». По еврейскому счислению кислев – девятый месяц, соответствующий нашему ноябрю-декабрю. Название месяца заимствовано у вавилонян и вошло в употребление после возвращения из плена (ср. Schrader, Keilinschr. und А. Т. 2 Auf I. S, 379). «В двадцатом году». Из ( Неем. 2:1 ) той же книги видно, что в данном месте разумеется 20-й год царствования Артаксеркса и именно Артаксеркса Лонгимана (462–427), т.е. 445 г. до Р. X. «Я находился в Сузах, престольном городе». Сузы (евр. Schuschan и в клиноп. текстах Susaan) – город, служивший осенней резиденцией персидских царей ( Есф. 1:2 ; Дан. 8:2 ). Здесь Неемия находился, конечно, на должности царского виночерпия. Неем.1:2 .  И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–5. Просьба Неемии о разрешении отправиться в Иудею. 7–8. Царские письма, данные Неемии. 9–10. Прибытие Неемии в Иерусалим. 11–16. Осмотр Неемией разрушенных стен Иерусалима. 17–16. Решение о восстановлении стен. 19–20. Отношение врагов иудейского народа к предприятию Неемии. Неем.2:1 .  В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. Неем.2:2 .  Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался Неем.2:3 .  и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем! Неем.2:4 .  И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному Неем.2:5 .  и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. Неем.2:6 .  И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. Рассказываемое в ст. 1–6 событие произошло в том же году, но на месяц позднее того, о чем говорится в I гл. По церковному счислению кислев был девятым месяцем, а нисан первым; по гражданскому же – кислев был третий месяц, а нисан – седьмой. Очевидно, Неемия пользуется счислением гражданским. Из библейского рассказа не видно, почему, собственно, Неемия обратился с просьбой к царю только через четыре месяца после получения известия о печальном положении дел в Иерусалиме. Возможно, что обязанность виночерпия он исполнял не постоянно, а по очереди с другими, и потому должен был ждать времени, когда ему можно было увидеть царя. С просьбой к царю Неемия обратился во время пира ( " было перед ним вино»; LXX и Сир. читают: «было вино предо мною», νπιον μο), подавая царю чашу с вином. Разговор был начат самим царем, обратившим внимание на то, что Неемия, вопреки обычаям двора ( Есф. 4:2 ), имел печальный вид, хотя и старался скрыть свою печаль. У LXX вместо еврейского: «и, казалось, не был печален перед ним», κα υκ τεπος νπιον ατο, слав.: «и не бе ин пред ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 1–6. Народное собрание, созванное Ездрой. 7–9. Речь Ездры. 10–17. Назначение лиц для расследования смешанных браков. 18–36. Список лиц, заключивших смешанные браки. 37–55. Чтение закона. 2Езд.9:1 И, встав, Ездра от притвора храма пошел в жилище Ионана, сына Елиасивова, 1 . Ст. 1–36 представляют изложение 1Езд Х:6–44 . 2Езд.9:2 и, пребывая там, не ел хлеба и не пил воды, скорбя о великих беззакониях народа. 2Езд.9:3 И было воззвание по всей Иудее и Иерусалиму ко всем, возвратившимся из плена, чтобы собрались в Иерусалим; 2Езд.9:4 а которые не явятся в течение двух или трех дней, у тех по суду председательствующих старейшин отнято будет имение, и сами они отчуждены будут от сонма бывших в плену. 2Езд.9:5 И в три дня собрались в Иерусалим все бывшие от колена Иудина и Вениаминова,– это было в девятый месяц, в двадцатый день сего месяца. 5 . Это было в девятый месяц, т. е. в месяц кислев, соответствующий нашему декабрю. 2Езд.9:6 И сидел весь народ во дворе храма, дрожа от наставшей зимы. 2Езд.9:7 Ездра, встав, сказал им: вы сделали беззаконие и живете с иноплеменными женами, прилагая грехи Израилю. 2Езд.9:8 Итак, воздайте теперь исповедание и славу Господу, Богу отцов наших, 2Езд.9:9 и сотворите волю Его, и отделитесь от народов земли и от жен иноплеменных! 2Езд.9:10 И возгласил весь сонм, и сказали громким голосом: как ты сказал, так мы и сделаем. 2Езд.9:11 Но сонм многочислен, и время зимнее, и мы не в силах стоять под открытым небом, а дело это для нас не одного дня и не двух дней, ибо весьма много мы согрешили в этом: 2Езд.9:12 посему пусть поставлены будут начальники над сонмом, и все те, которые из селений наших имеют иноплеменных жен, пусть в свое время приходят к ним 12 . Собрание предлагает, чтобы в Иерусалиме остались только начальники, которым и должно быть поручено расследование смешанных браков. – В свое время : греч. λαβντες χρνον, «выбрав время», а также (ст. 13) «взяв старейшин и судей каждого места». 2Езд.9:13 со старейшинами и судьями каждого места, доколе не отвратится от нас гнев Божий за это дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. Мархешван – Наименование этого месяца происходит от аккадского «Арахсамин». Это не одно слово, а два: «арах» означает месяц (и на иврите (yerah) – «месяц», что выглядит фонетически созвучным), а «самни» – «восьмой», , shmone– «восемь», причем нужно помнить, что «м» и «в» часто чередуются. То есть, просто «восьмой месяц». Лексикографы и грамматисты делят название Мархешван на два слова: «мар» и «хешван». Значение первого слова (таг) – «горький». В некоторых общинах было не принято устраивать в этот месяц свадьбы. В этом месяце нет ни одного праздника, и иногда его даже называли (heshvan mar) – «горький Хешван». Название месяца ассоциировалось с неудачей. По преданию, именно в Мархешван Господь взыскал грех с поколения Потопа, и обрушил воды на всех живущих, сохранив жизнь только праведному Ною и его семье. 15-го Мархешвана Иеровоам устроил праздник, придуманный им самим по собственной прихоти, и тем вызвал гнев Божий. В этом месяце вавилоняне, по приказу Навуходоносора, убили пятерых сыновей на глазах у отца, царя Иудеи Седекии (Цадока). 9. Кислев – В Священном Писании название этого месяца появляется дважды: «Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве,в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе» ( Неем. 1:1 ). «В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева» ( Зах. 7:1 ). Перевод названия этого месяца связывали со словом, имеющим те же корневые буквы: (khisla) – «упование», «надежда». 24-го Кислева в 164 г. до Р. Х., иудеями была одержана победа над греко-ассирийской армией Антиоха, и установлен праздник Хануки. А главные добродетели в истории Хануки, по мнению еврейских мудрецов, это «надежда и упование на Бога». 10. Тевет – . Название этого месяца встречается в Библии только один раз: «И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его, в десятом месяце, то есть в месяце Тебефе, в седьмой год его царствования» ( Есф. 2:16 ). Толкование названия месяца также связано с именем царицы Есфирь, которая в судьбе Израиля рассматривалась как «величайшее благо»: на иврите «благо» – (tov).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Общий очерк содержания книги Неемии Книга Неемии видимым образом разделяется на две части, из коих – в первой повествуется о воссоздании трудами Неемии города Иерусалима и стен его (гл. 1–7); во второй же описываются подвиги Неемии вместе с Ездрой, относительно нравственного благоустройства народа еврейского (гл. 8–13). Глава 1. Любовь Неемии к отечеству а) Известие, полученное Неемией о печальном состоянии города Иерусалима и скорбь Неемии (ст. 1–4). б) Молитва Неемии о грехах сынов Израилевых (ст. 5–11). Ст. 1. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе… Месяц Кислев был 9-м в священном году и третьим в году гражданском. Он соответствовал второй половине нашего ноября и первой половине декабря. Двадцатый год здесь берется по отношению к летам царствования Артаксеркса Долгорукого. Город Сузы был зимней резиденцией царей персидских. Двадцатый год царя Артаксеркса замечателен тем, что, по общему мнению толковников, с него должны начинать счет семьдесят седьмин Данииловых 906 . Ст. 3. …И сказали мне пришедшие из Иудеи: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем… Из этих слов можно приметить, что при Зоровавеле и Иисусе не только был воздвигнут храм, но и обстроен несколько самый Иерусалим с его стенами. Все это было снова разрушено, вероятно, по ненависти и проискам Самарян. Крайняя же нищета и разорение иудеев, возвратившихся довольно достаточными из плена, произошло, конечно, от смутных обстоятельств того времени. После времен Кира, Палестина оделась театром постоянных войн между Персами и Египтянами, – и это гибельно отзывалось на благоденствии страны. Ст. 4. …Услышав эти слова я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным.... Достойны примечания возвышенные патриотические чувства Неемии. Слух о бедственном положении соотечественников в Иерусалиме заставляет его забыть все удовольствия придворной жизни, которыми он пользовался при Артаксерксе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Также искренно был предан ему и брат их Лазарь, что так ясно выразилось в несчастии, постигшем эту семью. Когда тяжко заболел Лазарь, тогда сестры обратились к Господу Иисусу – не как просто к чудотворцу, как все обращались, а как к лицу, с которым находились в самых близких отношениях: «вот, кого Ты любишь – болен», и ни просьбы, ни молений при этом; сам Иисус сказал затем: «Лазарь – друг наш» и пр. Значит, между Господом Иисусом и вифанской семьей была самая искренняя, дружеская связь. Не напрасно же у евангелиста замечено: «Иисус любил Марфу и сестру ее, и Лазаря» ( Ин.11:5 ), ни о какой семье больше, даже в самой Галилее, не сделано такого замечания. Значит, только здесь Он находил ту полноту и чистоту преданности, чуждой всего, что отзывается расчетом, соображениями, ожиданиями, какой Он желал и искал от людей. В эту-то семью и мог чаще всего, за время этого пребывания своего в Иерусалиме, удаляться на ночь Господь Иисус; как и в последнее время Своей жизни – дни проводил Он в храме, а на ночь удалялся в Вифанию ( Мф.21:17 ; Лк.19:47 ; Мк.14:3 ). Здесь же было и еще лицо, преданное Господу Иисусу –Симон прокаженный (страдавший прежде проказой), находившийся также в близких отношениях и к Лазареву семейству, но в каких именно – нигде не означено. Среди этих-то преданных людей, среди этой благочестивой дружбы мог успокоиваться Господь Иисус и от козней фарисейских, и от враждебных порывов, не раз угрожавших Его жизни, иудейского народа. Праздник «Обновления», события после него Так прошло время до месяца кислев (соответствующего нашему декабрю), в который евреи совершают праздник «Обновления» 32 . И в этот праздник Господь Иисус был в Иерусалиме, «ходил в храме, в притворе Соломоновом» ( Ин.10:22 и дал.). Но враги Его не теряли времени, и подыскивали теперь случай обвинить Его в богохульстве. С этой целью они требовали от Него объявить прямо и открыто: «Мессия ли Он», Иисус напомнил им, что уже не раз объявлял им о том ( Ин.3:16 и далее; Ин.4:26 ; Ин.5:17 и далее, и т. п.); но их неверие – единственная причина, по которой они не хотят признать правды Его слова. И не было надобности заявлять каждый раз, что он Христос, Сын Бога живаго: дела, которые творил Он, во имя Отца Своего, больше, чем достаточно свидетельствовали о том, кто Он. Но, – прибавил Господь Иисус, – если вы и делам Моим не верите, то это доказываешь лишь то, что вы не из Моих овец. Мои овцы признают Меня мессией, и следуют за Мной. За то Я и даю им жизнь вечную. И никто не отторгнет их от Моей любви: дал Мне их Отец мой, который больше всех; а Я и Отец – едино.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

833 А. П. Новосельцев считал «неожиданным» переход к описанию столицы Хазарии в устье Волги, Иосиф опустил описание северной границы. Славяне как подданные каганата упомянуты в начале перечисления подвластных Иосифу племен; впрочем, ситуация с Русью накануне войны со Святославом, очевидно, оставалась неясной (по Кембриджскому документу Русь признала зависимость от Хазарии в 940-е годы). «Три города», составляющие столицу Итиль (Атил) в описании Иосифа, соответствуют трем частям столицы в описании ал-Мас’уди (см.: I.8.1.5) и Ибн Са‘ида (см.: Коновалова 2008б); у ал-Идриси – два процветающих города (см.: Коновалова 2006а. С. 110, 144). Там же перечислены религиозные общины, населяющие столицу. 834 П. К. Коковцов считает вероятной догадку А. Я. Гаркави о том, что речь идет о матери царствующего Иосифа (имевшего гарем). 835 Представления о реальных размерах и топографии столицы могут уточнить раскопки. Исследования хазарского города на о-ве Самоделка в дельте Волги показали, что в период зимовки в город могли стекаться массы населения, строившие временные жилища из подручных материалов (камыша и глины). Ал-Идриси свидетельствует о том, что большая часть построек состояла из войлочных шалашей, но длина города достигала всего 3 миль (одного фарсаха) (см.: Коновалова 2006а. С. 110–111). 836 В краткой редакции – В-р-шан, что позволило А. Я. Гаркави сблизить название реки с городом Варсан (Варачан/Баланджар в Дагестане?). Предположительно р. Кума на Северном Кавказе. Точная идентификация затруднительна. 837 Ханукка – праздник «освящения (обновления)» Храма, установленный при Маккавеях в память освобождения еврейского народа от гнета греческих царей (Селевкидов) и освящения иерусалимского храма; празднуется в течение восьми дней, начиная с 25 числа осеннего месяца Кислев. 838 «Кружение» царя по стране в сопровождении слуг и «всех князей» (глав – сарим) напоминает архаическое полюдье Руси, описанное Константином Багрянородным: в зимний период князь выходит из столицы Киева с «архонтами» и «всеми росами», отправляясь по кружному маршруту, осью которого является Днепр. Правитель Хазарии отправляется в «кружение» в летний период (Нисан – Кислев иудейского календаря), соблюдая традиции кочевого быта. С. А. Плетнева считает, что маршрут Иосифа очерчивает границы домена царя Хазарии между Волгой (главной – «нашей» рекой в описании Иосифа) и Доном («Бузан»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до н. э.). 10:16,17. Результаты исследования. При исследовании браков установили, что у 110 человек жены действительно были иноплеменными. Несомненно, возникли сложности, касающиеся вопросов происхождения и народов, подразумевающихся в новых установлениях закона. Среди тех, кто подвергся исследованию, были священники, левиты, певцы, привратники и лица, не относящиеся к персоналу храма. Поскольку среди них было немало людей влиятельных, можно предположить, что комиссии пришлось проявить немалую долю дипломатии при решении этих вопросов. С каждым нужно было тщательно разобраться, чтобы решить вопрос о детях, родившихся в смешанном браке, поскольку это было связано с правом наследования внутри израильского общества. Затем каждый должен был дать клятву (см.: 1Пар. 29:24 ), что отпустит свою жену и лишит рожденных ею детей права наследства. В дополнение ко всему требовалось вынести решение о том, какой должна быть соответствующая жертва за грех (см.: Лев. 5:14–26 ). Книга Неемии 1:1–11 Молитва Неемии о своей миссии 1:1. Неемия. Неемия занимал важный пост виночерпия при дворе персидского царя в середине V в. до н. э., в период правления Артаксеркса I (465–424 гг. до н. э.). В 460 г. до н. э. в Египте произошло восстание, последствия которого ощущались в течение последующих пяти лет. В 448 г. до н. э. к северу от Месопотамии поднял восстание Мегабиз, сатрап царя. Таким образом, это был бурный период в политической истории империи. Это привело к тому, что персы стремились для удержания своего владычества вступить в союз с малыми группировками внутри империи, например с иудеями. Обстановка благоприятствовала тому, что ряд иудеев, и среди них Неемия, смогли достичь высокого положения в империи в середине V в. до н. э. 1:1. Кислев. Кислев был месяцем еврейского календаря, получившим свое название после возвращения евреев из вавилонского плена, он соответствует по современному календарю середине ноября – середине декабря. Евреи, вероятно, после своей депортации в Вавилон в конце VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Что касается собственных имен месяцев, то древние евреи до вавилонского плена употребляли названия их или применительно к земледельческим работам, совершавшимся в эти месяцы, или же применительно к отдельным явлениям физической жизни, наиболее характерным для этих месяцев, например, авив (месяц колосьев), зив (месяц цветов), этаним (месяц неперемежающихся ручьев), бул (месяц дождей). Эти названия месяцев у евреев были общими с названиями, употреблявшимися у финикиян и хананеев. После вавилонского плена евреи стали употреблять названия месяцев, употреблявшиеся у вавилонян, а именно: тишри (1 м. – 30 дней), мархешван (2 м. – 29 д.), кислев (3 м. – в 30 д.), тебет (4 м. – 29 дн.), шебат (5 м. – 30 дн.), адар (6 м. – 29 дн.), нисан (7 м. – 30 дн.), ийар (8 м. – 29 дн.), сиван (9 м. – 30 дн.), таммуз (10 м. – 29 дн.), аб (11 м. – 30 дн.) и элул (12 м. – 29 дн.); а применительно к порядку церковного года: нисан, ийар, сиван, таммуз, аб, элул, тишри, мархешван, кислев, тебет, шебат, адар. Когда вставлялся 13 месяц, то он следовал после адара и назывался «веадар» и «адар шени» (второй адар). Во время земной жизни Христа Спасителя евреи иногда употребляли простое арифметическое обозначение месяцев, применительно к их общему счету по естественному земледельческому году (ср. Лк. 1:26 ). Если в основе определения дня, месяца и года, как отдельных единиц времени, лежали наблюдения за движением и положением на горизонте светил небесных и явлений физической природы, то в основе определения других единиц времясчисления у евреев лежали воспоминания о тех или иных религиозных или исторических событиях. Так, воспоминание о семи днях творения мира лежало в основе седмеричной системы времясчисления у евреев, а именно седмицы дней (шабуа), седмицы месяцев, седмицы лет (субботний год) и седмицы седмиц лет (юбилейный год). Что касается седмицы дней, иначе недели, то счисление седмицами этого рода у евреев восходит к самым начальным моментам их истории. Как показывают археологические исследования, счисление по седмицам дней было не у одних евреев, а также и у других семитов, в чем видно влияние древнего предания о семи днях творения. Особенное значение в ряду прочих дней седмицы имел последний седьмой день – суббота (шаббат), выделившийся из ряда прочих дней по соблюдению покоя. Две седмицы дней первого весеннего месяца определяли начало праздника Пасхи, за которым в течение одной седмицы праздновался праздник опресноков. Семь седмиц после принесения снопа первой жатвы в праздник Пасхи определяли начало праздника Пятидесятницы, называвшегося также «праздником седмиц».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

47:4. Отношения филистимлян с Тиром и Сидоном. Хотя между Филистией и Финикией существовали некоторые политические связи, в целом их отношения строились на основе торговли и взаимных экономических интересов. Из финикийских портов Тира и Сидона корабли посылались по всему Средиземному морю. Они развозили разные грузы: «искусные изделия», слитки металлов и амфоры с маслом и вином, которые приходили из греческих портов в Ионии и с Кипра. Филистимские города, особенно Аскалон и Азот, служили рынками сбыта этой продукции, а также посредниками в торговле с Египтом, Аравией и Палестиной. Египтяне также использовали финикийские морские порты (см. коммент. к Иер. 37:5–8 ), состязаясь за них с Навуходоносором. Эта конкуренция в итоге привела к тому, что Филистия осталась лежать в руинах, а Тир и Сидон оказались в руках вавилонян. 47:4. Острова Кафтора. Родину филистимлян чаше всего отождествляют с Критом. Название kftyw встречается в египетских, угаритских, греческих и аккадских текстах. Хотя были попытки приравнять его к Кипру, археологические и географические данные свидетельствуют в пользу Крита. 47:7. Повеление против Аскалона. В вавилонских хрониках утверждается, что войска Навуходоносора атаковали Аскалон в месяце кислеве (ноябрь-декабрь). Для военной кампании это необычное время, поскольку кислев – сезон дождей (ср.: 2Цар. 11:1 ). В хрониках говорится, что не только внешние городские стены были проломлены и город пал, но и что солдаты сожгли и сровняли с землей внутреннюю цитадель, превратив «город в груды руин». Современные раскопки обнаруживают следы повсеместного разрушения города. Среди предметов материальной культуры находят груды керамических черепков, останки людей со следами ранений и травм, обугленное зерно и обрушившиеся дома. 48:1–47 Пророчество о Моаве 48:1. Обстановка в Моаве в конце VII в. до н. э. Моав был вассальным ассирийским государством в течение VII в. до н. э. В ассирийских источниках упоминаются четыре моавитских царя, которые платили дань Ашшурбанипалу. Геродот сообщает, что трансиорданские царства Моав и Аммон пали под натиском вавилонян вскоре после разрушения Иерусалима. Это был следующий шаг Навуходоносора в его стремлении устранить политическое влияние Египта в Сирии-Палестине и установить свой контроль над важным караванным путем, проходящим через Трансиорданию. Египтяне имели длительную историю экономической и политической активности в Моаве, которая восходит ко времени царствования Тутмоса III (ок. 1479–1425 гг. до н. э.) и отражена на Шиханской (Shihan) стеле, изображающей бога Хамоса, который облачен в стилизованную египетскую юбочку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003    004    005