Праздник обновления (Огней, или Ханука) Восьмидневное празднество в девятом месяце (Кислеве) в память об очищении храма от осквернения, содеянного сирийцами, и его освящении. Пурим (Жребий) Праздник, отмечавшийся в 14-й и 15-й дни двенадцатого месяца (Адар). Название праздника происходит от вавилонского пур – «жребий». Числа Расположение колен израильтян в лагере ( Числ.2:2 ) У евреев было два календаря: Гражданский календарь – официальный календарь для царских указов, торговых договоров и дат рождения. Священный календарь – календарь для вычисления времени праздников. Название месяца Соответствие Кол. дней Месяц в гражданском календаре Месяц в священном календаре сентябрь-октябрь Хешван октябрь-ноябрь 29 или 30 Кислев ноябрь-декабрь 29 или 30 декабрь-январь январь-февраль февраль-март 29 или 30 март-апрель апрель-май май-июнь Таммуз июнь-июль июль-август август-сентябрь в еврейском календаре имели продолжительность 30 или 29 дней. Еврейский год короче нашего, включал 354 дня. Поэтому каждые три года (семь раз за девятнадцать лет) после Адара (перед Нисаном) добавлялся дополнительный 29-дневный месяц «Адар батраах». Обстановка и судьи Количество лет Израиль служит Хусарсафему (3:7:8) Мирный период после освобождения, принесенного Гофониилом (3:7–11) Израиль под гнетом Моава (3:12) Мирный период после освобождения, принесенного Аодом (3:12–30) Самегар освобождает Израиль от филистимлян (3:31) Израиль под гнетом хананеев (4:1–3) Мирный период после освобождения, принесенного Деворой и Вараком (4:1–5:31) Израиль под гнетом мадианитян (6:1–6) Мирный период после освобождения, принесенного Гедеоном (6:1–8:35) Авимелех, царь Сихема (9:1–57) Судья Фола (10:1:2) Судья Иаир (10:3–5) Израиль под гнетом аммонитян и филистимлян (10:6–10) Судья Иеффай (10:6–12:7) Судья Есевон (12:8–10) Судья Елон (12:11:12) Судья Авдон (12:13–15) Израиль под гнетом филистимлян (13:1) Судья Самсон (13:1–16:31) Книга Руфи Царская родословная линия Христа ( Руф.4:22 ) Первая книга царств Упадок и конец царствования Саула ( 1Цар.31:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По мнению Винера (R. W. I, стр. 531), «перенесение новолетия на 7-й месяц предпринято было в воспоминание того, что в этом месяце возвратившиеся из плена в отечество иудеи приступили к первым по возвращении делам благочестия на родной земле ( 1Ездр.3 и д.; Неем.7:73; 8:1 и.д.). И впоследствии такое счисление оказалось сообразным с эрою селевкидов, которая начиналась в октябре месяце». Но между тем и в тех священных книгах, которые написаны после плена, месяцы считаются в том же порядке, как и прежде. Так Нисан называется первым месяцем ( Эсф.3:7 ), Сиван третьим (8:9), Кислев–девятым ( Зах.7:1 ; 1Мак.4:52 ), Тебет–десятым ( Эсф.2:16 ), Шебат–одиннадцатым ( Зах.1:7 ; 1Мак.16:14 ) и Адар–двенадцатым Эсф.3:13; 9:1 ), но нигде не·говорится о празднике новолетия. Таким образом введение гражданского года с новолетием 1-го числа месяца Тисри не могло иметь никакой внутренней связи с устройством жертвенника по возвращении иудеев из плена и последовало только после того, как иудеи приняли в свое счисление селевкидскую эру. В книгах Маккавейских мы встречаем счисление времени уже по этой эре. Но и здесь месяцы считаются в древнееврейском порядке, начиная с Нисана; это должно·сказать не только, о первой книге Макк. (наприм. 10:21), но и о второй (наприм. 15:36); в последней упоминается о двенадцатом месяце, с замечанием, что этот месяц по сирски называется Адар. Это последнее замечание опровергает предположение Идлера (I, стр. 533), что во 2 кн. Макк. годы селевкидской эры считаются от месяца Тисри, не отличаясь от счисления, господствовавшего в Сирийском царстве. Вместе с этим падает и предположение Бенфея (а. а О. стр. 222), будто новый порядок в счислении месяцев вошел в употребление не ранее 130 года до Р. Хр. Когда именно последовало изменение в счислении месяцев, этого нельзя определить, потому что из свидетельства Иосифа (Antiq. I, 3, 3), которому в этом случае мы должны вполне довериться, как самому древнему свидетелю об этом предмете, видно только то, что в его время в государственных операциях год начинался месяцем Тисри, что сам Иосиф считает древним порядком, установленным Моисеем, но из этого свидетельства вовсе не следует, что гражданский год открывался праздником новолетия в седьмом месяце.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Структура года в совр. раввинистическом К. едина для всего земного шара: формально все иудеи следуют календарным расчетам, соответствующим местоположению Иерусалима. Однако как напоминание о тех временах, когда провозглашенные в Иерусалиме новомесячия объявлялись народу специально посылаемыми гонцами, в фиксированном К. сохранилось различие между празднованием на Св. земле и в диаспоре: в тех местах, куда гонцы не посылались, поскольку не успели бы прибыть до праздника (практически это означает за пределами земли Израиля), по сей день соблюдаются 2 праздничных дня подряд. В древности так поступали за неимением точных сведений о провозглашении новомесячия, празднуя 2 дня в соответствии с 2 возможностями для 1-го числа месяца. Этот обычай сохранился и впосл., несмотря на фиксацию К., при к-рой даты уже не вызывали сомнений. Новомесячия в совр. К. также могут отмечаться 2 дня подряд (это относится и к земле Израиля): если месяц содержит 30 дней, то его последний день считается 1-м днем новомесячия следующего месяца, следующее же за ним 1-е число будет 2-м днем новомесячия (если же предыдущий месяц был неполным, то 1-е число представляет собой единственный день новомесячия). Это установление в основном имеет значение для особых молитв и благословений, относимых к новомесячию. Месяцы совр. К. носят названия, унаследованные от позднебиблейской эпохи. Осенними месяцами считаются тишри или тишрей, мархешван (в наст. время распространено укороченное название «хешван») и кислев, зимними - тевет, шеват и адар, весенними - нисан, ийяр и сиван, летними - таммуз, ав и элул. В эмболизмическом году после 1-го адара можно говорить о вставке 2-го адара (исторически это именно так), но при фиксированном К. иногда употребляют и обратную терминологию: 2-й адар считают исконным, а о 1-м говорят как о добавочном. Это связано с тем, что 2-й адар, подобно адару простого года, содержит 29 дней (в 1-м адаре их 30), а также именно во 2-м отмечают главный праздник адара Пурим. Кроме того, в эмболизмическом году возникает вопрос наступления годовщины, важный прежде всего для определения даты религ. совершеннолетия: тот, кто родился в адаре простого года, а совершеннолетия достиг в эмболизмическом году, считается совершеннолетним с соответствующего числа именно 2-го адара.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Полагают, что это были там дни праздников в честь Шамаса, и что в эти дни в пожертвованных одеждах статуи Шамаса и других божеств носили в процессиях в лодках. Все это были празднества солнечного характера. О празднованиях в честь луны известно очень мало. Месяцы в вавилонском календаре посвящались божествам в следующем порядке: 1) нисан Ану и Белу, 2) ияр Еа, господину человечества, 3) сиван Сину, 4) таммуз Нинибу, 5) аб-нин Гициде, 6) элул Истар 7) тисри Шамасу, 8) аракшамна Мардуку, 9) кислев Нергалю, 10) тебет Папсукалу (вероятно, эпитет Неба) 11) шабат Рамману, 12) адар управлялся семью злыми духами. Несомненно, под ассирийским влиянием (вставлявшийся от времени до времени для уравнения лунного года с солнечным) веадар был посвящен Асуру. Вставлявшийся иногда вместо веадара второй элул был посвящен, как и нисан, Ану и Белу. В Ассирии месяцем Асура был собственно элул, а Истар представляли месяц аб. Некоторые (Menant, Iastrow) исследователи настаивают на том, что кроме почитания божеств и духов у вавилонян существовало почитание священных деревьев. На вавилонских цилиндрах часто встречаются изображения тычины или условные изображения дерева, около иных нарисованы лица в позах, выражающих поклонение божеству. Полагают, что это остаток существовавшего в глубокой древности культа деревьев, аналогичного поклонению ашерам в Финикии. Говорят, что в народе до позднейшего времени сохранился этот культ и что эти рисунки служат выражением народных верований. Но ведь, несомненно, что рисовал их не народ, и если в ту эпоху, когда их рисовали, почитание деревьев существовало только в низших классах, то тогда эти рисунки должны выражать собой какую-то иную мысль и какие-то иные представления, чем просто факт дендролатрии. Какие эти мысли и какие представления, мы не знаем. Культ всегда состоит из жертвы и молитвы. Жертва выражает в действиях то, что молитва выражает в словах. От ассиро-вавилонян сохранилось много гимнов, в которых восхваляются боги (некоторые, наприм. гимн Сину, нами приведены), просительных молитв и покаянных псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Всё это как нельзя более соответствует выставленным выше предметам откровения о седминах, и всё это поэтому приводит нас к тому, чтобы упоминаемое в откровении восстановление и обстроение Иерусалима относит к временам Неемии и под выходом слова о восстановлении и обстроении Иерусалима разумеет в месяц Кислев (3-й мес. Граждан. года), в 20-й г. артарксерксова царствования вышедшее, по молитве Неемии о восстановлении Иерусалима, Божие о том определение, результатом которого было благосклонное внимание царя Артарксеркса к просьбе Неемии и данный царём Неемии указ, дозволявший и уполномочивавший восстановление города. Полагая исходным пунктом для седмин 20-й год Артарксеркса, а этот год, по вычислениям хронологов (см. Генгст. Christol. III, 167–171), падает на 455 г. до Р.Х., конечный пункт для первого периода в 7 седмин должно отнести к 406 г. до Р.Х., ко времени царствования Дария II, преемника артарксерксова, и именно за два года до окончания этого царствования, продолжавшегося 19 лет. Но тут дело не обходится без затруднений. Затруднения состоят в невозможности исторически утвердить, что восстановление города окончилось не ранее и не позднее, как именно в год окончания 7 седмин. Эта невозможность зависит от совершенного недостатка исторических известий относительно предсказанного в откровении периода в 7 седмин. Даже Иосиф Флавий, иудейский историк, проходит молчанием этот период. Как вполне определённое относительно исполнения предметов откровения в данный период можно сказать только то, что город в течение этого периода был действительно восстановлен и восстановлен среди тесного времени. Что город действительно был восстановлен, свидетельство об этом представляет Геродот, который, по соображениям Генгстенберга (Christ. III, 160), составил свою историю не ранее и не позднее 408 г. до Р.Х. и потому всё то, что он говорит о величии Иерусалима, может быть с полным правом отнесено ко времени конца периода в 7 седмин. А он говорит, что город Кадитис, под которым и разумеется город Иерусалим (Генгст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Могила царя Кира сохранилась до настоящего времени. Она находится в Южном Иране, около Персополиса. Это скромное небольшое каменное строение. Шесть квадратных плит, образуя ступени, ведут к небольшой комнате, над входом в которую когда-то еще можно было прочитать следующую надпись: «О человек! Кто бы ты ни был и когда бы ты ни пришел, — потому что я знаю, что ты придешь, я — Кир который дал персам империю. Не позавидуй мне, не позавидуй этому клочку земли, который покрывает мое тело».  Приложение 4  Счет месяцев: Названия месяцев — ДРЕВНИЕ И АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ, число дней в месяце, особые дни Соответствует месяцам современного календаря в священном году в гражданском году I II III IV V VI VII VIII IX Х XI XII XIII 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 АВИВ, НИСАН 30 дней 14. Пасха 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя. ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую. СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли. ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима. АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского. ЭЛУЛ 29 дней АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15–22. Праздник кущей. БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления. ТЕБЕФ 29 дней ШЕВАТ 30 дней АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14–15. Праздник Пурим. ВЕАДАР (Вставной) март — апрель апрель — май май — июнь июнь — июль июль — август август — сентябрь сентябрь — октябрь октябрь — ноябрь ноябрь — декабрь декабрь — январь январь — февраль февраль — март март В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Так рассказывается об этом в Первой книге Маккавеев (гл.4): «И (вайиахнку) освятили они жертвенник в тот же самый день, когда осквернили его идолопоклонники… И праздновали (ханукат) освящение жертвенника восемь дней». Историк Иосиф Флавий называл Хануку «праздником света» (хаг орим), поскольку спасение пришло народу Израиля как внезапно воссиявший свет. Мы вспоминаем Йегуду Макаби, его храбрых братьев и их прославленного отца, мудрого и отважного Матитъяту Хасмонея. Более двух тысяч лет назад Александр Македонский захватил многие земли и страны, в том числе и земли Израиля. После его смерти Палестина оказалась под властью Антиоха IV Епифана («великолепный»). В своей жестокости он раз и навсегда решил покончить с еврейской религией. Он велел установить в Иерусалимском Храме статую Зевса и приказал евреям поклоняться ей, а также публично объявил себя богом. В то время в маленьком селении Модиин жил старый священник по имени Матитьягу Хасмоней. У него было пятеро сыновей, которых звали: Йоханан, Шимон, Йегуда, Элиазар и Йонатан. Однажды в их селение пришли солдаты императора и поставили статую Антиоха, приказав всем жителям селения поклоняться ему как Богу. Но Матитьягу и его сыновья не подчинились приказу, и все население этого поселка ушло в горы. Так началось восстание против Антиоха. Скоро горстка непокорных храбрецов превратилась в настоящее народное войско. Через год после начала восстания старый Матитьягу умер, и предводителем повстанцев стал его сын Йегуда, которого народ прозвал Макаби — Молот. Через 3 года Йегуда Макаби полностью разгромил греческих оккупантов около Иерусалима и открыл дорогу к столице. В 25–й день зимнего месяца Кислев 164 года до н. э. Йегуда вступил в освобожденный Иерусалим. Евреи пришли в Храм, где вместо алтаря стояла статуя Зевса, ч увидели, что все вокруг было разбито. Евреи выкинули идола из Храма и принялись за очистку и ремонт. Когда все было готово, в Храм внесли свитки Торы и другие священные предметы, необходимые для службы. Оставалось только зажечь храмовый светильник — менору, но в Храме не оказалось масла для меноры. Евреи нашли запечатанный священником кувшин, в котором масла хватило бы, но в Храме не оказалось масла для меноры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Халдейское имя Неемии было «Тиршаф», т. е. правитель, вождь ( Неем.8: 9 cp. 1Езд.2:63 ). Цель написания книги – показать пути промысла Божия, которыми устроен был народ Божий, при всей неустроенности после плена Вавилонского веры и национальности иудейской. Отношение ее к первой кн. Ездры. Деятельность Неемии была продолжением деятельности Ездры на пользу веры и национальности Еврейской. Поэтому и кн. Неемии есть продолжение кн. Ездры. В последней повествуется о начале устройства народа Божия, а первая содержит подробное изложение устройства гражданского народа Божия на началах религиозных. Краткое обозрение содержания книги. Вся книга делится на две части. В первой повествуется о сооружении Неемией города Иерусалима и стен его. Во второй повествуется о деяниях Неемии с Ездрой в области нравственного благоустройства Еврейского народа. Глава 1-я. Любовь Неемии к отечеству. 1–3 ст. Месяц Кислев соответствовал концу нашего ноября и началу декабря. Двадцатый год разумеется по отношению к царствованию Артаксеркса Лонгимана. К Неемии пришли иудеи и возвестили ему, что, по ненависти врагов, начатые постройки в Иерусалиме разрушаются, a вышедшие из плена терпят крайнюю бедность. 4 ст. Услышав это, Неемия, будучи движим любовью к своему отечеству, садится и плачет, но слезы его не были слезами отчаяния, потому что прежде всего он обращается с пламенной молитвой к Господу о помощи. Ради своей страны он забывает удовольствия придворной жизни, какими пользовался у Артаксеркса, и добровольно решается удалиться на продолжительное время от почетной должности при дворе, рискуя навсегда, по проискам врагов, потерять ее и принимает трудное путешествие, с целью помочь бедствующим соотечественникам. Ничто не могло остановить ревности его о своей вере и нации. В молитве к Богу, исповедуя праведность Суда Его над Евреями, умоляет Господа помочь в предприятиях. Глава 8-я. Чтение пред народом книги закона. Когда наступил месяц Тисри, седьмой в священном и первый в гражданском году весь народ единодушно устремился к столице, чтобы поучаться там закону Божию. Дни Тисри назначены были для изучения закона Ездрой. Народ собрался на площади у восточных ворот и от утра до вечера слушал чтение закона. Ездрой, обнаруживши искреннее желание научиться закону. Старец Ездра стоял на возвышенной кафедре, a по сторонам ее, как бы в качестве свидетелей, стояли знатнейшие учителя и книжники. Чтение закона носило молитвенный характер. Помощниками Ездры в деле объяснения закона явились левиты, сами предварительно выслушавшие его. Народ приведен был в такое сильное чувство скорби, что сам Ездра, Неемия и левиты принуждены были успокаивать его скорбь, чтобы не омрачить светлый праздник новолетия. В виду наступающего праздника Кущей, Ездра объяснил народу его значение, и народ устремился к приготовлениям для празднования его по всем правилам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

27-й после 691-го будет 718-й, между тем как консулят М. Агриппы и К. Галла, как мы знаем, падает на 717-й год и между обоими датами получается только 26, а не 27 лет. Если чтение «27» считать правильным, то разность в показаниях Иосифа легко объясняется своеобразным счислением исторических годов у иудейских писателей. Датою для этого у них служить не время совершения события, по 1-е Нисана, с которого они ведут летосчисление круглыми цифрами, принимая за целые годы остатки до и после 1-го Нисана. Такой способ летосчисления мы находим уже в 1 Макк. книге. В талмуде говорится: «поп numerant in regibus nisi a Nisano... Nisan initium anni regibus, ac dies quidem unus in anni fine pro anno numeratura» 31 . Этому правилу следует и Иосиф. Так от смерти Антигона до разрушения храма Титом он считает 107 лет, хотя от 10-го Тисри 717-го года до 10-го Ава 823-го года, по обыкновенному счету, получается только 106 лет 32 . Если же руководиться талмудическим правилом, получим 107 лет: от 10 Тисри 717-го года до 1 Нисана 718-го (5 1 / 2 месяцев) будет год; от 1 Нисана 718-го года до 1-го Нисана 823-го – полных 105 лет; наконец от 1-го Нисана 823-го года до 10-го Ава того же года – еще один год. Таким образом 106 лет обыкновенного летосчисления равняются 107 годам иудейского. Следуя этому правилу, мы получим 27 лет между завоеванием Иерусалима Помпеем и взятием города Иродом: от 10-го Тисри 691-го года до 1-го Нисана 692-го будет один год; от 1-го Нисана 692 до 1 Нисана 717 – 25 лет; и от 1-го Нисана 717 до 10-го Тисри того же года-еще один год 33 . Эти даты подтверждаются и другими хронологическими указаниями Иосифа из жизни Ирода Великого. Таковы: а) Когда Ирод, по окончании зимы, начал первую блокаду Иерусалима, тогда, замечает Иосиф, шел третий год царствования Ирода 34 . Если Ирод получил в Риме царский титул зимою 714-го года (Мархешван-Кислев), то второй год его царствования оканчивался зимою 716-го года и в конце Нисана 717-го года шел уже 5-й или 6-й месяц третьего года. б) Пред известием о падении первой стены Иерусалимской Иосиф делает замечание, что осажденные терпели крайний недостаток в продовольствии, ибо к умножению их несчастий случился еще тогда год субботний 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

е. полноты либо неполноты месяцев мархешван и кислев. Ключевую роль здесь играет величина среднего месяца и понятие среднего новолуния (  ; молад): каждое такое новолуние отстоит от предыдущего ровно на 29 дней 12 часов и 793 доли. Величина новолуния традиционно обозначается днем недели, на к-рый оно приходится, и числом часов и долей, прошедших с начала суток (т. е. с наступления ночи). Так, условное новолуние месяца тишри 1-го года от сотворения мира известно как 2-5-204 (  ), т. е. 2-й день недели (понедельник) 5 часов 204 доли; от него же можно отсчитать любое новолуние, прибавляя на каждый прошедший месяц величину 1-12-793 (целые недели отбрасываются). Если число месяцев в году известно, то величина среднего новолуния месяца тишри позволяет однозначно определить длину этого года, т. е. установить, будет ли он недостаточным, регулярным или избыточным. Однако день, на к-рый приходится среднее новолуние, не обязательно совпадает с 1-м числом календарного месяца. Уже в талмудические времена при определении новолетия были введены т. н. сдвиги (  ; дехиот): 4 правила (2 из них существенны, 2 представляют собой необходимые следствия первых), в особых случаях передвигающие дату 1 тишри на день или 2 вперед. По 1-му правилу новолетие не должно приходиться на воскресенье, среду или пятницу: если новолуние выпадает на один из этих дней недели, 1 тишри переносится на следующий день. Второе правило запрещает т. н. позднее новолуние (букв. «старое» -    ; молад закен): если новолуние выпадает на 18 часов (полдень) или позже, новолетие также переносится на следующий день; если же следующим будет воскресенье, среда или пятница, то переносится еще и по 1-му правилу, т. е. уже на 3-й день от новолуния. Смысл 2-го правила не вполне ясен, возможно, здесь отражена традиция отсчета суток от полудня, раввинистические же авторы обычно связывали позднее новолуние с невозможностью увидеть новую Луну в тот же день (до наступления темноты). Первое же правило не позволяет Дню искупления выпадать на пятницу или воскресенье, что привело бы к 2-дневному запрету на любую работу, и не позволяет последнему полупраздничному дню кущей выпадать на субботу, что помешало бы ритуалу ивовых ветвей этого дня.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

   001    002   003     004    005