Усвоив астрономические знания шумеров и вавилонян, евреи создали свой лунно-солнечный календарь. Ниже перечислены названия месяцев лунно-солнечного календаря палестинских евреев послепленного периода (VI – V вв. до Р. Х.) с их соответствием юлианскому календарю: 1. (март-апрель) – Нисан 2. (апрель-май) – Ияр 3. (май-июнь) – Сиван 4. (июнь-июль)– Таммуз 5. (июль-август) – Ав 6. (август-сентябрь) – Элул 7. (сентябрь-октябрь) – Тишрей 8. (октябрь-ноябрь) – Мархешван 9. (ноябрь-декабрь) – Кислев 10. (декабрь-январь) – Тевет 11. (январь-февраль) – Шват 12. (февраль-март) – Адар Заимствуя календарную систему вавилонян, древние иудеи обратили внимание на то, что названия многих месяцев восходили к языческим культам. Понимая это на раннем этапе использования ассиро-вавилонского календаря, еврейские законоучители пытались «гебраизировать» чужеземные названия месяцев, устанавливая лексическое и фонетическое подобие между названиями месяцев и ивритскими выражениями. 1. Нисан – . В Священном Писании название месяца Нисан встречается дважды: «В первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса» ( Есф. 3:7 ); " В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса» ( Неем. 2:1 ). Название «нисан» в аккадском языке означает месяц «мужей войска». Слово «нисан» фонетически созвучно с древнееврейским словом (nitsan) – «бутон», «нераскрывшийся цветок». В книге Песнь Песней есть место, где на языке оригинала употреблено именно слово во множественном числе, для характеристики наступления сезона весны: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы ()показались на земле» (Песнь Песней 2:11−12). Именно в этот месяц, после чудесного вмешательства и заступления Бога, под водительством пророка Моисея, евреи покинули Египет, страну их порабощения. Памятуя, что в этот месяц совершается празднование Пасхи (Песах), еврейские мудрецы и лексикографы, после адаптации вавилонского календаря в еврейской общине, начали возводить аккадское слово «нисан» к древнееврейскому корню (nes) – «чудо», «знамение».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Праздновалось освобождение Таммуза из области мертвых. Празднование распадалось на два момента противоположного характера: скорбный по случаю гибели Таммуза, жрицы Истар участвовали в нем в качестве плакальщиц (см. Иез.8:14 , Зах.12:1011 ), и радостный по случаю возвращения Таммуза. Клинообразные тексты сообщают о существовании еще целого ряда торжественных праздников. Так в двенадцатый день месяца Ияра (апрельмай) совершались торжественные празднества в Ассирии в честь богини исцелений Гулы. Во весь этот месяц совершались религиозные путешествия в Вавилонию. В Калахе ежегодно устраивались торжественные праздники в честь Ниниба в Элуле (августсентябрь) и Шабате (январьфевраль), 25-ый день Сивана (майиюнь) был посвящен со времени Асурбанипала вавилонской Белит. В Сиппаре Набубалиддин в девятом столетии пожертвовал в храм Шамаса богатые одежды для ношения в шесть дней года: 7-ое Нисана, 10-ое Ияра, 3-ье Элула, 7-ое Тисри (сентябрьоктябрь), 15-ое Аракшамна и 15-ое Адара (февральмарт). Полагают, что это были там дни праздников в честь Шамаса, и что в эти дни в пожертвованных одеждах статуи Шамаса и других божеств носили в процессиях в лодках. Всё это были празднества солнечного характера. О празднованиях в честь луны известно очень мало. Месяцы в вавилонском календаре посвящались божествам в следующем порядке: 1) Нисан – Ану и Белу, 2) Ияр – Еа, господину человечества, 3) Сиван – Син, 4) Таммуз – Нинибу, 5) Аб-Нин – Гициде, 6) Элул – Истар 7) Тисри – —603— Шамасу, 8) Аракшамна – Мардуку, 9) Кислев – Нергал, 10) Тебет – Папсукал (вероятно эпитет Небо) 11) Шабат – Рамману, 12) Адар управлялся семью злыми духами. Несомненно под ассирийским влиянием (вставлявшийся от времени до времени для уравнения лунного года с солнечным) Веадар был посвящен Асуру. Вставлявшийся иногда вместо Веадара второй Элул был посвящен, как и Нисан, Ану и Белу. В Ассирии месяцем Асура был собственно Элул, а Истар представляли месяц Аб. Некоторые (Menant, Iastrow) исследователи настаивают на том, что кроме почитания божеств и духов у вавилонян существовало почитание священных деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем Иуда приказал известному числу беспорочных и ревностных священнослужителей очистить святыню и убрать все оскверненные камни. Сомнение возникло лишь относительно оскверненного жертвенного алтаря. Наконец, было постановлено совершенно снести его, но сохранить его камни в определенном месте до тех пор, пока будущий пророк не выскажет по поводу них окончательного решения, и воздвигнуть новый чистый алтарь. Точно также заменили украденные и разграбленные священные сосуды новыми; преддверие храма было опять по-прежнему украшено светильниками, кадильным алтарем, столом для хлеба предложения и занавесами перед дверьми. Наконец, 25 декабря (кислев), в тот самый день, в который три года тому назад по приказанию Антиоха в первый раз была принесена пред этим храмом жертва Зевсу, – теперь на новом алтаре, впервые, было опять совершено жертвоприношение в точном соответствии с еврейским ритуалом. Восемь дней праздновали это великое торжество, и было решено возвести его в постоянный, ежегодно повторяющийся праздник. Затем принялись за постройку вокруг храмовой горы высоких стен и крепких башен, был здесь поставлен гарнизон и равным образом был укреплен Бет-Цур, как оплот против Идумеи. На первых порах после описанных событий сирийское правительство нисколько не противодействовало Иуде. Он укрепил свое положение тем, что вместе со своим братом Ионафаном пришел за Иордан на помощь евреям в Галааде, поддерживать же своих единоверцев в Галилее предоставил своему брату Симону. В обеих областях евреи были жестоко теснимы своими языческими соседями. Несомненно, это было следствием восстания в Иудее: со стороны сирийского правительства евреи не пользовались больше покровительством; наоборот, скорее думали, что вне Иудеи легче, чем внутри страны, привести в исполнение замысел царя – уничтожить еврейскую религию. Иуда же не мог рассчитывать на то, чтобы уже теперь поддерживать свое влияние в этих отдаленных областях даже в свое отсутствие. Вот почему он и решил переселить в Иудею из Галилеи и лежащего по левую сторону Иордана Гилеада тех, верных Закону евреев, для которых это переселение было бы желательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 тишрей – Шмини-Ацерет – 8-й день праздника Сукот. Иногда считается отдельным праздником. Этот день назывался «святым и великим» ( Ин.7:37 ). Так как в этот день совершалось священное собрание, то он получил и другое название – «день собрания» ( Лев.23:36 . Числ.29:35–38 ). В Шмини-Ацерет произносят поминальные молитвы и молитву о дожде не только в Израиле, но и в странах диаспоры, так как праздник падает на начало сезона дождей. Сукот завершается праздником Симхат-Тора. 23 тишрей – Симхат-Тора – праздник Торы (пятикнижие Моисеево), когда завершается годичный цикл чтения Торы (вся Тора разделена на 54 недельных отрывков, по числу недель в году. Таким образом установлен годичный цикл публичного чтения Торы). В синагоге в этот торжественный день раскрывается Арон акодеш (ивр. «святой киот» или шкаф), в котором хранятся свитки Торы и каждый из присутствующих может прикоснуться к ним. В это время община поёт «От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис.2:3 ). Симхат- Тора – послеталмудический праздник. Он основан на рассказе о царе Соломоне, который устроил праздник, когда закончил читать Тору. Поэтому читается последняя часть Торы, Второзаконие 33:1–34:12, а для того чтобы цикл не прерывался, за ней следует первая часть Торы, Бытие 1:1–2;3 . Этот праздник – выражение ликования по поводу того, что Бог явил еврейскому народу Тору, по которой этот народ будет жить. Праздник сопровождается веселием и песнями, а на следующую субботу начинается новый годичный цикл чтения Торы. Мархешван или Бул Восьмой месяц еврейского календаря ( 3Цар.6:38 ). Отличительной чертой является отсутствие праздников. Дождливый месяц. Время сева ячменя и пшеницы. Созревали зимние сорта смокв. В Северной Галилее – время сбора урожая олив. Кислев или Хаслев Девятый месяц еврейского календаря ( Неем.1:1 . Зах.7:1 ). Начало зимы. Дожди и снег в горах. С 25 кислева по 2 тевета – праздник Ханука или праздник Обновления – очищение храма ( Ин.10:22 ). Хотя по еврейским законам Ханука менее важна, нежели суббота, Рош- Ашана, Сукот или Шавуот, тем не менее это один из самых весёлых и любимых праздников. Ханука – праздник радости, торжества и света. Иосиф Флавий называл его «праздником светильников».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Много лет триста клинописных табличек, найденных во дворце Навуходоносора, ждали расшифровки. Это смог сделать после 1933 года ассириолог Е.Ф. Вайднер. Он доказал, что эти таблички содержали сотни расписок в получении масла, которое выдавалось различным пленникам и изгнанникам в Вавилоне. В табличках сообщается имя, профессия и национальность пленного. Имя Иоахима, царя Иудеи, обнаружено на трех табличках. В одной из них названы еще и пять сыновей Иоахима. В этих табличках написано: «...Иаукину (то есть Иоахиму. – Н. В), царю... – 10 мер (“сила») масла, Иакину (то есть Иоахиму. – Н. В.), царю Ие...– 2½ меры масла, сыновьям царя Иудеи Иаахуду (то есть Иоахима. – Н. В.)... 1½ меры (масла. – Н. В.) трем плотникам из Арвада, по половине меры каждому; 11½ мер восьми плотникам из Библа, по одной мере каждому... 3½ меры семи плотникам–грекам, по ½ меры каждому; полмеры Набуэтиру, плотнику; 10 (мер. – Н. В.) Иакуукину (то есть Иоахиму. – Н. В.), сыну царя Иакуду (то есть Иуды. – Н. В.) 2½ меры пяти сыновьям царя Иакуду (Иуды. – Н. В.) через его (работника. – Н. В.) Кана’а ...». 384 Очень трогательно держать в руках свидетельства дневного рациона свергнутого царя Иудеи, который был описан более 2500 лет назад!.. Эти расписки датируются примерно 592 г. до Р. X. и говорят о присутствии Иоахима и его семьи в Вавилоне через несколько лет после его пленения. 385 3. В 1955 г. Д. 3. Вайзман, который занялся переводом табличек с «Хроникой халдейских царей», прочел следующее: «В седьмой год, в месяц кислев (соответствует нашему декабрю) царь Аккада (то есть Вавилона) собрал свои войска, выступил против страны Хатти (то есть Сирии), стал лагерем напротив города иудеев и на второй день месяца адара (март 597 г. до Р. X.) взял город и захватил в плен царя (Иоахима). Вместо него он возвел на трон царя по своему желанию (Седекию), назначил очень тяжелую дань и выслал их (Иоахима и его семью) в Вавилон». 386 Эта запись царского писца из Вавилона является первой не библейской информацией, которой мы располагаем, о первом нападении Навуходоносора на Иерусалим (597 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Кроме того, 19-летний цикл обладает интересной особенностью. Он не содержит одинакового числа дней, а в определенной последовательности в нём бывает 6939, 6940 и 6941 день. Это вызвано тем, что по традиции иудаизма началом нового года не могут быть воскресенье, среда и пятница. Поэтому, если новый год приходится на один из указанных дней недели, его переносят на следующий день, а в некоторых случаях, даже и на два. Эти переносы приводят к тому, что в еврейском календаре как простые, так и високосные годы бывают трех родов: 1. Краткие или недостаточные 2. Правильные или нормальные 3. Полные или избыточные. Простые годы состоят из 353, 354 и 355 дней, а високосные из 383,384 или 385 дней. До конца III в. до P. X. началом года считалось первое число Нисана, которое приходилось на время весеннего равноденствия (11 марта – 11 апреля). В период Второго Храма было установлено несколько дат, определяющих начало года и имеющих разные назначения: 1-е Нисана – для праздников и отсчета лет царствования; 1-е Элула – для первородного скота; 1-е Тишрея – для летоисчисления и 1-е Швата – для деревьев. Таким образом, начало календарного года было перенесено на первое число месяца Тишрей, седьмого месяца по счету, близкого к осеннему равноденствию (5 сентября− 5 октября).Следовательно, последовательность месяцев лунно-солнечного календарного года эпохи Второго Храма изменилась следующим образом: 1. – Тишрей (сентябрь-октябрь) 2. – Мархешван (октябрь-ноябрь) 3. – Кислев (ноябрь-декабрь) 4. – Тевет (декабрь-январь) 5. – Шват (январь-февраль) 6. – Адар (февраль-март) 7. – Нисан (март-апрель) 8. – Ияр (апрель-май) 9. – Сиван (май-июнь) 10. – Таммуз (июнь-июль) 11. – Ав (июль-август 12. – Элул (август-сентябрь). Однако солнечный календарь не был забыт. Солнечный календарь описан в апокрифических книгах Юбилеев и Еноха. Про самого Еноха в книге Бытия сказано, что всех дней Еноха было триста шестьдесят пять лет ( Быт. 5:23 ). В этом фрагменте можно усмотреть намек на его связь с традицией солнечного года. В эфиопском, наиболее полном сохранившемся варианте книги Еноха (главы 72−82), описан 364-дневный солнечный календарь, состоявший из 12 месяцев, сгруппированных по четырем сезонам из 91 дня. Удобство его в том, что начало года (и каждого сезона) всегда приходится на один и тот же день недели. Описывая ессейскую секту терапевтов, еврейско-эллинистический философ Филон Александрийский (25 г. до P. X.−50 г. по P. X.) отмечал святость пятидесятидневных циклов для них: 50=7 x 7 + 1=3 x 3 + 4 x 4 +5 x 5 (согласно пифагорейским представлениям терапевтов, мир был создан при посредстве прямоугольного треугольника со сторонами 3, 4 и 5, как бы задающими квадратичную метрику пространства).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит " пригтовление " (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому " день первый " (после субботы, см. Мф. 28, 1) соответствует нашему воскресенью, " день второй " - понедельнику и т.д. День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7, 19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54, 18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12, 38; Мф. 14, 25) и вошло в употребление понятие " час " - двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20, 1-8; Деян. 23, 23). Счет месяцев Названия месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце и особые дни Соответствует месяцам современного календаря в священном году в гражданском году I АВИВ , НИСАН, 30 дней 14. Пасха (Исх. гл. 12; Лев. 23, 5; Числ. 28, 16). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев. 23, 10-14). март-апрель ЗИФ , ИЯР, 29 дней 14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ. 9, 10-12). апрель-май СИВАН. 30 дней 6. Пятидесятница (Лев. 23, 16) или праздник седмиц (Втор. 16, 9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23, 15-21) и начатков всех плодов земли (Числ. 28, 26; Втор. 26, 2, 10). май-июнь ФАММУЗ. 29 дней 17. пост. Взятие Иерусалима (Зах. 8, 19). июнь-июль АВ. 30 дней 9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах. 8, 19). июль-август ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь АФАНИМ , ТИШРИ. 30 дней 1. Праздник труб (Числ. 29, 1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16, 29; 25, 9). 15-22. Праздник кущей (Лев. 23, 34-36; Чмсл. 29, 12-35). сентябрь-октябрь БУЛ , МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1 Мак. 4, 52_59. Ин. 10, 22). ноябрь-декабрь ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль АДАР. 29 дней 11. Пост Есфири (Есф. 4, 16).

http://zavet.ru/a/rss_1024743003.html

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13, 4; 12, 2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23, 10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) - 3 Цар. 6, 1, афаним (месяц бурных ветров) - 3 Цар. 8, 2, и бул (месяц произрастания) - 3 Цар. 6, 38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. 2, 1), ияр, сиван (Есф. 8, 9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. 6, 15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. 1, 1; Зах. 7, 1), тебеф (Есф. 2, 16), шеват (Зах. 1, 7) и адар (Есф. 3, 7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам. Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх. 23, 16; 34, 22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ. 10, 10; 28, 11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

http://zavet.ru/a/rss_1024743003.html

Скачать epub pdf Приложение 4. Библейский Календарь Счет месяцев в священном году Счет месяцев в гражданском году Названия месяцев – Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце, особые дни Соответствует месяцам современного календаря март-апрель ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха – для тех, кто не мог совершить первую. апрель-май СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли. май-июнь ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима. июнь-июль АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского. июль-август ЭЛУЛ 29 дней август-сентябрь АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15–22. Праздник кущей. сентябрь-октябрь БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней октябрь-ноябрь КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления. ноябрь-декабрь ТЕБЕФ 29 дней декабрь-январь ШЕВАТ 30 дней январь-февраль АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14–15. Праздник Пурим. февраль-март ВЕАДАР (Вставной) В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев. Гражданский год начинался и кончался осенью. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И будет, им же образом рече, и не услышаша его: еще возопиют, и не услышу их, глаголет Господь Вседержитель. И изжену Я во вся языки, иже не разумеша, и земля запустеет последи их от проходящаго и от возвращающагося: и учиниша землю избранную в запустение.    Сими словами удостоверил, что они не переставали восстановлять против себя самих Судию всяческих. Тогда как им следовало внимать словам святых пророков и, вообще всеми силами избегая сопротивления воле Законодателя, избрать жизнь достохвальную и законосообразную и ходить непорочною стезею, — они напротив сделались жестокими и ни во что поставили Воспитателя и имели сердце упорное и бесчувственное: ибо они никогда не переставали крайне пренебрежительно относиться к божественным словам и сильно и нечестиво порицать провозвестников их, исполнявших дело пророчества, хотя они говорили Духом Святым; они дошли до такой грубости и безумия, что не хотели покаяться, пока не исполнилось над ними предвозвещенное и не подверглись последствиям гнева божественного. Если же здесь Бог говорит: «и отвергу я во вся языки и запустеет земля от проходящаго и возвращающагося»; то мы будем разуметь, что это опять сказано в пророческом предведении; ибо они извергнуты были к Персам и Мидянам и уже испытали плен, и земля их была опустошена и лучшая из всех страна учинена была, как говорит слово (пророческое), в запустение и не имела проходящих или возвращающихся; ибо одни были истреблены войною, другие, обремененные игом рабства, ушли в плен. Посему как это, так и прочее, думаем, сказано в качестве предречения. А что неповиноваться божественным словам вредно и даже пагубно, это всякий может видеть из того, что случилось с древними; и для доказательства этого никто не нуждается во многих доводах; это ясно всякому, хотя однажды испытавшему на себе блага покорности.    Так и нек. но слав. хаселев, как: Ват. Син. и др. Евр. Кислев.    Αρσεβερ и нек. Слав. Αρβεσεερ, как Ват. Син. и др. В других пишется иначе. В Евр.: Регель-мелех. Но далее в толковании Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005