Кесарий в Дамаске, 1 нояб. Кесарий , брат Григориа Богослова 9 марта. Кесарь от 70 ап. 8 дек. и 30 кар. Кикилия (Цецилия, слеповатая, близорукая, слепая змея, медяница, лат.), 22 ноября. Киндей (опасный, подвижный, греч. κινω), из 10 мучч., постр. в Пергии памф., 1 авг. Киндей , пресв. из Сиды памф., муч. 11 июля. Киприлла или Кирилла (барышня, греч.), мученица киривейская, 4 июля. Киприан (с о. Кипра, кипрский), муч. коринфский, 10 марта. Киприан , еписк. карфагенский, 31 авг. Киприан , епис. муч. никомидийский, 2 окт. Киприан , муч. никомидийский, с Стратоном и др. 17 авг. Киприан , муч. италийский, 10 мая. Киприан , митрополит киевский и московский, 16 сент. и 27 мая. Кира (госпожа, греч.), преподобная сирийская, 28 февр. Кирик (вестник, греч.), муч. римский, 6 июля. Кирик , муч. в Тарсе, 15 июля. Кирилла , муч., 5 июля. Кирилл (барчук, греч. Κρος или солнце, персид. малый Кир), еписк. катанский, 21 мар. Кирилл , еписк. гортинский, муч., 9 июля. Кирилле , муч. с Анастасиею римлянынею, 29 окт. Кирилл , еп. гортинский, муч. 6 сент. Кирилл , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Кирилл диакон, муч. илиопольский, 29 марта. Кирилл , архиен. александрийский, 9 июня и 18 янв. Кирилл -Константин, еписк. моравский, 14 февр. и 11 мая. Кирилл 28 апр., 9 июня и 4 февр. Кирин , (quuris дротиконосец; божество сабицское – Квирин, холм в Риме, лат.) муч. римский, 6 июля. Кирин , муч. римский, 7 июня. Кириака 20 мая с Филетером. Кириакия (господская, греч. неделка, русск.), муч. римская с сестрою Фотиною самарянынею, 20 марта. Кириакой , мученица никомидийская, 7 июня. Кириак (господский, греч.), муч. атталйский, 2 мая. Кириак , муч. александрийский, 6 сент. Кириак , из 10 мучч. в Пергии памф., 1 авг. Кириак , муч. с Орентием и др., 24 июня. Кириак диакон, муч. римский, 7 июня. Кириак священном., 28 окт. Кириан , отшельнике палестинский, 29 сент. Кириена (господствующая, греч.), муч. киллкийская, 1 нояб. Кирион (жрец, герольд, депутат, дат. curio), из 40 мучч. севастийских, 9 мар. Кир (солнце, евр. или господин, греч.) и Иоанн, безмездные врачи, мучч. александрийские, 31 янв. и 28 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

33 . Преподобный Иоанн Калевит 34 . Пресвитер-целитель Мокий 35 . Пресвитер-целитель Сампсон 36 . Чин преподобных отцов Северная ветвь подкупольного креста 1 . Западный склон свода. «Распятие Господне» 2 . Восточный склон свода. «Сошествие во ад» 3 . Северный люнет. «Оплакивание» 4 . Северная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Северная подпружная арка, западный склон. Пророк Елисей 6 . Северная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 7 . «Предательство Иуды» 8 . «Отречение Петра» 9 . «Суд Синедриона» 10 . «Суд Пилата» 11 . «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 12 . «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам» 13 . Неизвестный столпник 14 . «Воскрешение сына вдовы в Наине» 15 . «Исцеление бесноватых» 16 . «Исцеление больного водянкой» 17 . «Беседа Христа с самаритянкой» 18 . Христос из неизвестной композиции 19 . «Исцеление кровоточивой жены» (фрагмент) 20 . «Христос в доме Симона фарисея» 21 . «Успение Богоматери» 22 . Архангел Гавриил из композиции «Благовещение» 23 . Богоматерь Параклесис (Просительница) 24 . Целитель Иоанн 25 . Целитель Кир 26 . Мученик Сергий 27 . Мученик Вакх 28 . Целитель Пантелеймон (?) 29 . Неизвестный святой 30 . Мученик Евгений 31 . Мученик Мардарий 32 . Мученик Орест 33 . Мученик Авксентий 34 . Мученик Евстратий 35 . Мученик Агафон (?) 36 . Неизвестный мученик 37 . Неизвестный мученик 38 . Чин преподобных отцов Западная ветвь подкупольного креста 1 . Южный склон свода. «Вход Господень в Иерусалим» 2 . Северный склон свода. «Омовение ног» 3 . Западный люнет. «Тайная вечеря» 4 . Западная подпружная арка. Медальон с Богоматерью 5 . Западная подпружная арка, южный склон. Неизвестный пророк 6 . Западная подпружная арка, северный склон. Неизвестный пророк 7 . Неизвестный мученик 8 . Неизвестный мученик 9 . Неизвестный столпник 10 . Столпник Давид Солунский 11 . Преподобный Никон Метаноит 12 . Преподобный Евфросин 13 . «Сошествие Св. Духа на апостолов» 14 . Чин святых мучеников 15 . Целители Косма и Дамиан 16 . Неизвестные св. воины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

— В нашем городе явились какие-то новые и никому неизвестные люди: один в иноческой одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых ныне дев не покланяться нашим богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а равно не повиноваться царским повелениям. Они убеждают их почитать одного лишь некоего Иисуса и Ему воздавать Божественные почести, пренебрегая смертью. Услышав об этом, Сириан исполнился ярости и повелел тотчас схватить обоих мужей и привести к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены нечестивому судье Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил: — Подлинно ли вы, окаянные враги наших богов, стараетесь обольстить девиц и всякими ухищрениями увеличить число христиан для уничижения царя нашего? Если вы доселе были безумны, то, по крайней мере, теперь оставьте вашу ложную веру, исполненную всякого волхвования, и постарайтесь умилостивить богов молитвами и жертвами, чтобы не только избавиться мук, приготовленных для вас, но и удостоиться от нас почестей. Если же не сделаете этого, то узнаете ярость и неумолимый гнев не только Сириана, или Диоклетиана, но и самих богов, которых вы хулите, — узнаете богов, хотя бы они были самыми милосердыми карателями своего бесчестия. На это святые Кир и Иоанн отвечали: — Мы не имеем обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустых ваших почестей никогда не захотим, ни Христа не отвергаемся, хотя бы нам пришлось и пострадать за Него. Тогда Сириан воспламенился еще большею яростью, заскрежетал зубами и сказал: — Вам, нечестивым, следовало бы быть благодарными судье за человеколюбие. Если в вас есть сколько-нибудь разума, откажитесь от своего заблуждения, чтобы избавиться грозного наказания. Но так как я не вижу у вас ничего другого, кроме гордости, непокорства и суетного высокоумия, то нечего тратить много слов; нужно скорее взяться за дело. Тогда вы получите и желательную вам награду, и царскому повелению, хотя бы и против воли, покоритесь. Сказав это, он велел привести девиц с матерью и начал различными способами мучить пред ними святых мучеников Кира и Иоанна: бил их бичами, сокрушал кости толстыми палками, опалял свечами, а обожженные члены поливал уксусом и посыпал солью, после чего обтирал их острыми рубцами власяницы, — ноги же обливал кипящею смолою.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

несторианство и монофизитство. На эти ереси, впрочем, св. Софроний обращал особенное внимание и потому, что в его время они были еще довольно сильны и распространены и следовательно угрожали немалой опасностью чистоте православной веры. Несторианство во время св. Софрония господствовало главным образом в Персии, а евтихианство возмущало не только восток, но и запад. В виду еще значительной силы этих ересей в седьмом веке св. Софроний опровергает их не только в своем соборном послании, но также в каждом из своих слов, обнаруживая этим необыкновенную любовь к православной вере и заботу об охранении этой веры чистой и неповрежденной. После высказанных общих замечаний о св. Софронии, как богослове, приступим к самому изложению богословского учения св. Софрония, извлекая его из разных творений святого отца. I. Свойства Божии О свойствах Божиих в творениях св. Софрония не только не находим полного и обстоятельного учения, но даже о некоторых свойствах Божиих и не упоминается. Это объясняется тем, что св. Софроний, как уже сказано, оставил после себя весьма немного творений чисто богословского характера и содержания; а вопроса и свойствах Божиих он специально не касался; лишь только случайно он касается некоторых из них и не входит в подробное рассуждение о них. Приведем из творений св. Софрония те места, в которых заключается указание на то или другое свойство Божие. Всеведение. О всеведении Божием св. Сорфоний говорит в похвальном слове свв. Киру и Иоанну. Рассуждая о том, что Кир и Иоанн, не смотря на различие своих званий (Кир был монах, а Иоанн – воин), хранили между собой полное единодушие и не уступали друг другу в благочестии, св. Софроний прибавляет, что «поэтому Господь и Владыка всего, знающий все прежде, чем оно совершилось, испытующий сердца людей и видящий не дремлющими очами тайныя помышления их, удостоил мучеников одной и той же славы» 112 . В том же похвальном слове мученикам Киру и Иоанну св. Софроний, указывая на невозможность исчислить все совершенные мучениками чудеса, так как их было очень много, говорит, что «эти чудеса доведомы одному Богу, Который знает число звезд и дает им имена, Который измеряет воды горстью, небо ладонью и всю землю пядью, Которому известно число дождевых каплей и песку морскаго» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Семейное чтение: Наталья Харпалёва . Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей? (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Ксении Вязовой//Фома. - — февраль 2022. - С.82-91. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение») . Строфы: Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир». Александр Непомнящий (1968-2007) . Солнце встаёт. Подборка стихотворений (Оскольская/«Победили навсегда холода...»/; Свидригайловская банька/«Ах, неспетая моя песенка...»/; Посевная/«Падал ниже земли. Что ж вы, кони мои?..»/; «На развалинах геометрии...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Марии Заикиной//Фома. - – февраль 2022. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Вопросы о церковном искусстве : Почему на одной иконе изображают нескольких святых? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Собор Московских святителей. Икона//Фома. - – февраль 2022. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). На иконе святые Кир и Иоанн держат в руках какие-то ларцы. Что это? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Святые мученики Кир и Иоанн (врачи-бессребреники). Иконография//Фома. - – февраль 2022. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает литературовед , писатель Вадим Полонский . Фото Владимира Ештокина//Фома. - — февраль 2022. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Я бы выделил статью Марины Борисовой о Евгении Шварце (с.74). Ее плюс в том, что здесь портрет писателя-христианина написан без елейного глянца и благочестивых упрощений, свойственных стереотипным текстам на подобные темы. В статье показан глубинный «оптимистический пессимизм» миросозерцания Шварца - добродушного человека и грустного сказочника, творца «несчастливых» финалов. «Пессимизм», приобщающий к трезвой библейской мудрости и подлинно христианской оптике...

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-226-...

В чем должно состоять наше поминовение? Чем именно можем и должны мы помогать умершим во грехах избавиться от их мучений? Своими усердными молитвами, милостынями, за них подаваемыми, особливо же совершением за них заупокойной литургии; ибо все это установлено свитыми людьми, по внушению Божия Духа, для нашей пользы. И все это ясно и вразумительно подтверждается примерами из жизни святых. Вот пример на то, как благодетельна молитва живых за умерших. Св. Иоанн Дамаскин говорит, „Один из богоносных отцов имел ученика, жившего в беспечности. Когда сей ученик в таком состоянии умер, то Господь, после молитв, принесенных старцем со слезами, показал ему ученика его, объятого огнем до шеи. Когда же старец еще много подвизался и молился: то Господь показал ему юношу, стоящего в огне по пояс. Потом, когда святой старец к трудам своим приложил новые труды, то Господь в видении явил ему юношу совершенно избавленным от огня“ (О пом. усопш. Моск. 1845 г. стр. 57). Молясь за умерших, мы должны еще творить за упокой их милостыню. В Божием писании написано; милостыня от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех ( Тов.12:9 ). А как милостыня спасительна для умерших, мы укажем пример. У блаженного Кир-Луки был родной брать, который, и по вступлении в монашеский сан, мало заботился о душе своей. В такой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя особенно о том, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открыт ему участь. Однажды видит старец душу брата во власти злых духов, и после сего видения послал осмотреть келлию его. Посланные нашли там деньги и вещи, из чего старец уразумел, что брат его страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденное Старец отдал нищим. После сего, во время молитвы, старцу открылось в видении судилище, на котором ангелы света спорят с духами злобы о душе, усопшего брата. Старец слышит вопль злых духов: „душа наша, — она творила дела наши“. Но ангелы говорят им, что она избавляется от их власти милостынею, розданною за нее. На сие духи злобы возразили: „разве усопший роздал милостыню? — Не этот ли старец? – указывая на Кир-Луку. Блаженный подвижник отвечал: „Да, — я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу“. Поруганные духи рассеялись, старец перестал скорбеть об участи брата (Пролог. 14 авгус.). Вот какая милость, по благодати Господней, подается душам, умершим во грехах, ради молитв и милостыни живых! Наши молитвы и милостыни изводят их из огня геенского, отгоняют от них демонов.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Затем начались истязания Иоанна, побои, заключение в темницу, принуждения отречься от Христа. «Не отрекусь я от сладчайшего моего Иисуса Христа, – возражал непоколебимо мученик, – в Него верую, Ему поклоняюсь и исповедую Его совершенным Богом и совершенным человеком...» Шесть месяцев протомился Иоанн на каторжных работах, потом опять терпел истязания в темнице, наконец, приговорен к смертной казни. Его обезглавили на торговой площади в Ергат-Базаре, близ Безе- стани, 26-го февраля 1575 года. Мученичество святого Иоанна Калфы с историческою достовер­ностью описано отцом Андреем, великим экономом, который служил тогда в Вланкоме, при храме преподобных Феодора и Феофана песнописцев, и приобщал мученика Святых Таин в темнице. День двадцать седьмой. Память преподобных Асклипия и Иакова «К обществу Боголюбцев, – повествует блаженный епископ Кирский Феодорит, – принадлежит и дивный Асклипий, отшельник и подвижник Сирийский. Говорят, что, еще живя с людьми в селении, Асклипий проводил жизнь подвижническую и воздержную и не по­терпел никакого вреда от сообщения с многими». «Добродетелям его подражали многие другие, и его любомудрием исполнены не только ваш город, но и соседние города и селения. Одним из таковых подражателей его был блаженный Иаков, заключившийся в небольшом домике близ селения, называемого Нимузами: до конца своей 90-летней жизни подвижник оставался заключенным один, давая ответы вопрошавшим его через небольшое отверстие, просверленное наискось, никем невидимый, никогда не употреблял огня и не пользо­вался светом светильника». Отличительными свойствами обоих подвижников были: кротость, страннолюбие, простота, любовь к величайшей бедности. Им доступно было большую часть жизни проводить в собеседовании с Богом. Оба мирно кончили жизнь в V веке. День двадцать восьмой. Память святой новомученицы Кир 380 -Анны (мудрейшей) Родившаяся в Ависсоке, Фессалоникской епархии, от благоче­стивых родителей, молодая Кир-Анна, прекрасная душой, прекрасная и по наружности, имела несчастие обратить на себя внимание одного янычара, сборщика податей. Не успев достигнуть сближения с нею, озлобленный варвар с помощью подговоренных им сообщников по­хитил молодую девушку из родительского дома и представил ее судье с жалобою, что она противится исполнить – как будто – данное ею слово выйти за него замуж и принять магометанскую веру...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подобным образом и Божественный Иероним текст сей толкует: «нуждаемся, глаголет, вся духовно «принимати, яко елича, кипарис, певг и кедр, высокие овогда Ливановы древа, прославиша храм Божий, и «место ног его, и преславна сотвориша. И да не «долготой слов разум протяжу: святой муж, и красноглаголивый мученик Киприан, и нашего времени исповедник Иларий, не мнятся ли тебе, яко возвышенные некогда древа, воздвигшие церковь Божию» 173 . Сочинения других святых отцов, (кои и в нашей небольшой библиотеке имеются) «Варнавы, Климента, Ермы, Игнатия и Поликарпа» (сии отцы Апостольскими называются) « Дионисия Ареопагита , Иринея Лугдунского, Иустина философа и мученика, Киприана Карфагенского , Ипполита, Афанасия, Евстафия Антиохийского , Василия Кесарийского , Василия Селевкийского , Григориев: Неокесарийского, Назианзина, Нисского и Двоеслова, Кирилла Александрийского и Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоустог о, Дамаскина, Амвросия, Епифания, Максима, Астерия Амасийского , Исидора, Ефрема, Нила, Макария, Исаака Сирина , Анастасия Синаита , Феодорита, Иеронима, Августина, также и сочинения Тертуллиана , Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского » сколько могли мы, прочли с прилежанием, исправные оных оглавления рассматривая; но ни текста предложенного, приспособленного ко Кресту, ни же что-либо о составленном из двух древ Кресте сыскать могли. Из чего видно, что из древних, то есть, самых избранных, так сказать, отцов никто о трёх оных древах Креста ничего не сказал. Такожде святый Иоанн Дамаскин о нём хвалится и вопиет: О треблаженное древо, на нём же распятся Христос Царь и Господь! Сии слова, взятые из ирмоса пятой песни канона, кои в церкви на воздвижение Креста в 14 день Сентября поётся, не святого Иоанна Дамаскина , но кир Космы, реченного канона сочинителя. Сие же известно из самой надписи канона, которая в подлинной Греческой Минее есть следующая: κανν, ς τνδε τν κροστιχδα φρει· σταυρ πεπσιϑς, μνσν ξερυγσμαι. Ποημα τ κυρ Κσμ. Таковая же находится и в Российской Минее: «Канон Креста, егоже краегранесие: Кресту надеявся, пение отрыгаю». Творение Кир Космы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Следует сказать, однако, что террор начался после серьезной попытки примирения, о которой монофизитские источники не упоминают в основном потому, что по большей части она имела успех. 3 июня 633г. Кир совершил торжественную литургию в Цезареуме, великом александрийском соборе. В докладе Сергию Константинопольскому он утверждает, что «все духовенство феодосиан» причастилось у него 674 . Под «феодосианами» он, конечно, имеет в виду основную, севирианскую часть монофизитов. В докладе содержатся двусмысленности и преувеличения, но, вероятно, большинство городского александрийского духовенства и по крайней мере два влиятельных «феодосианских» епископа- Виктор Фаюмский и Кир Никиуский-согласились на воссоединение. Основа соглашения была выражена в девяти главах ( κεφλαια) или анафематизмах, которые были торжественно прочтены патриархом с амвона. Они содержали обычные кирилло-халкидонские формулировки, представлявшие со времен царствования Юстиниана официальную христологию. Так, глава 6 утверждает кириллово выражение «единая воплощенная природа Бога Слова» ( μα φσις Θεο λγου σεσαρκωμνη) с разъяснением, что оно в действительности означает «единую Ипостась, состоящую из двух природ». Затем во избежание впечатления, что традиционная формула Диоскора и Севира («из двух природ») принята окончательно, седьмая глава вводит четкую халкидонскую терминологию, утверждая, что «Единый Господь Иисус Христос состоял в двух природах». Текст продолжается утверждением халкидонского понимания «теопасхизма»: Тот же Христос, Один из Святой Троицы, «человечески страдал во плоти как человек, но как Бог пребывал в мучениях бесстрастным». После этого седьмой анафематизм переходит к ключевому выражению: «Один и тот же Христос и Сын действовал божески и человечески единой богочеловеческой энергией ( μι θεανδρικ νεργε), как сказал божественный Дионисий» 675 . 8-я и 9-я главы содержат список еретиков, подлежащих анафематствованию, в основном тех, кто критиковал Кирилла, согласно постановлениям Пятого собора (553).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Это были, большей частью, упраздненные идольские капища. И вот св. Кирилл предпринимает разумные меры к разрушению суеверных представлений о подобных местах. Одно из таких пристанищ суеверия было недалеко от Александрии, в 14 стадиях от неё, в селении Менуфис. Здесь было заброшенное идольское капище, в котором, по суеверным рассказам народа, собирались нечистые духи. 589 Поэтому здесь нашли себе удобное место для жительства разные сновидцы и снотолкователи. К ним с разных сторон собирались суеверные люди и закоренелые язычники за предсказаниями, советами и помощью в болезнях, что и получали от имени богини Менуфис, имя которой носило и самое селение. Был здесь даже особый жрец Кассиан. Для борьбы с этим злом еще Феофил построил в этом селении храм в честь евангелистов, но суеверия и мнимые предсказания не прекратились. Поэтому св. Кирилл после усердной молитвы, по особому внушению Божию 590 , прибегает к новому средству: он переносит в построенный Феофилом храм евангелистов мощи св. мучеников Кира и Иоанна, пострадавших при Диоклитиане вместе с девицами Феоктистой, Феодотой и Евдоксией и матерью их – Афанасией. 591 Отрывки трех проповедей из произнесенных при этом св. Кириллом сохранились и до нашего времени. 592 И вот, по надписаниям и по содержанию этих проповедей можно восстановить картину этого выдающегося религиозного торжества, устроенного св. Кириллом. Перенесение мощей продолжалось целую неделю, так как первая из проповедей, произнесенных при этом св. Кириллом, надписана 2 Епифи, т. е. 26 июня, а последняя – 8 Епифи, т е. 2 июля. 593 Мощи взяты были, по всей вероятности, в Александрии, так как в одной из проповедей св. Кирилл говорит, что Кир и Иоанн ободряли при страданиях святых дев и „вместе с ними“ сами пострадали, а так как св. мученицы пострадали в Александрии и мощи их при Кирилле лежали в церкви св. Марка, то, очевидно, и Кир с Иоанном, пострадавши в Александрии, там же пребывали и мощами своими. Правда, иные исследователи затрудняются указать место упокоения Кира и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010