Тридцать первый день. Поучение 2-ое. Святые чудотв. и бессребренники Кир и Иоанн. (Жалующимся на трудность спасения). I. Воспоминаемый ныне церковью святой Кир родился и получил воспитание в египетском городе Александрии. Он был знаменитым врачом и лечил бесплатно; любя ближних всем сердцем, он никогда ничего не брал за свои труды. Посещая больных, он в тоже время давал им советы нравственности и убеждал беречься грехов, говоря, что душевный недуг гораздо опаснее телеснаго. Нередко язычники, слушая наставления Кира, оставляли свои заблуждения и обращались ко Христу. В то время царствовал Диоклитиан, жестокий гонитель истинной веры. Когда Александрийскому наместнику донесли, что Кир распространяет христианство между язычниками, его велено было схватить. Узнав об этом, Кир удалился в Аравию и там продолжал врачевать душевные и телесные недуги. Здесь присоединился к нему один молодой воин, Иоанн, родом из Эдессы; он начал учиться у Кира и подражать его святой жизни. Они вместе помогали больным и проповедывали слово Божие. В то время были взяты на мучение Афанасия и три дочери ея: Феоктиста, Феодотия и Евдоксия; они были приведены в город Каноп (в нижнем Египте). Кир и Иоанн отправились туда же, нашли Афанасию и дочерей ее в темнице и убеждали мужественно исповедывать Христа и встретить за Него, если будет нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику Сириану донесли, что двое неизвестных людей научают христианок упорствовать и не поклоняться идолам, Сириан велел их схватить и привести к себе и грозно требовал, чтобы они отказались от своей веры и принесли жертвы богам, обещая им за это награды и почести; видя безуспешность своих попыток, он приказал лишить святых жизни (в 311 году). II. Братие! часто приходится слышать, как некоторые, рассуждая о пути к царствию Божию, находят его столь трудным, что готовы сказать: «кто может спасен быти?» (Лук. XVIII, 26). «Трудно», говорят, «спастись; в мире спастись невозможно». Свв. Кир и Иоанн служат сильными обличителями таких мудрователей. Кто были они? Врачи, т. е. люди мирские и близко соприкасавшиеся с миром, однако крепкой верою в Бога и любовию к ближним достигли вечного блаженства на небесах. Разберем наши жалобы на трудность спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Память 28 июня Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января в царствование Диоклетиана 4191 , в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их страдальческой кончины христиане тайно взяли их святые тела и похоронили их с честью. Целебные мощи сих святых мучеников были обретены по прошествии уже многого времени (со дня их мученической кончины); они были обретены именно тогда, когда правоверные христиане, победив идолослужителей эллинов, начали всюду созидать храмы без страха. В особенности без страха начали строить храмы христиане со времени императора Феодосия Великого. Император Феодосий Великий 4192 , победивший западного царя Максима 4193 со всеми его войсками по молитвам святых отцов, подвизавшихся в египетских пустынях, отправил к сим отцам нарочитых людей с просьбой о помощи. Из числа святых отцов, подвизавшихся в Египте, следует упомянуть об одном, по имени Сенуфий, прославившемся чудесами и пребывавшем в скиту. Относительно сего отца царь писал Феофилу, александрийскому патриарху, прося послать Сенуфия к нему в Константинополь, дабы подкрепиться его благословением и молитвами в борьбе с противниками. Феофил, исполняя царское желание, отправился сам в скит к преподобному тому отцу Сенуфию и умолял его отправиться в Константинополь к царю Феодосию. Однако Сенуфий ни в каком случае не желал выйти из своей келии. Наконец, после усиленных просьб патриарха, Сенуфий взял свою хламиду и жезл, поднял их кверху, обратившись к востоку; затем подняв очи свои к небу, сказал: – Господи Боже сил! Со смирением молюсь Тебе, дай хламиде сей и жезлу сему ту силу, которую Ты по милосердию Своему дал бы мне, если бы я пошел туда. Помолившись в таких словах, Сенуфий отдал хламиду и жезл патриарху, сказав: – Пошли это к царю вместо меня и напиши ему, чтобы во время битвы он оделся в хламиду, взял жезл в руку и с дерзновением пошел бы вперед своего полка на врагов; и увидит он силу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

ДЕЯНИЕ ШЕСТОЕ (ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА) В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в восьмой день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана, постоянного августа, сошелся в святейшей церкви святой и добропобедной мученицы Евфимии святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в городе Халкидоне, а именно: Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и Бонифаций, почтеннейший пресвитер, занимающие место святейшего и боголюбезнейшего архиепископа древнего Рима Льва, и Анатолий, святейший архиепископ великоименитого Константинополя (нового Рима), и прочие святейшие и почтеннейшие епископы, а именно: Максим антиохийский, в Сирии, Ювеналий иерусалимский, Квинтилл ираклийский, в Македонии, занимающий место Анастасия, епископа фессаллоникского, Фалассий кесарийский, в Каппадокии, Стефан ефесский, Лукиан бизский, занимающий место Кириака, епископа Ираклии фракийской, Евсевий анкирский, в Галатии, Диоген кизический, Петр коринфский, Флоренций сардийский, (Евномий никомидийский 63 ), Анастасий никейский, Елевферий халкидонский, Юлиан косский, занимающий также место апостольского престола древнего Рима Льва, Василий селевкийский , в Исаврии, Мелетий ларисский, занимающий место Домна, епископа Апамеи сирской, Амфилохий сидский, Феодор тарсский, Кир аназарвский, Константин бострский, Фотий тирский, Феодор дамаскский, Стефан иерапольский, Нонн едесский, Симеон амидский, Епифаний, епископ пергский, занимающий место Олимпия, епископа константийского, Иоанн севастийский, Селевк амасийский, Константин мелитинский, Патрикий тианский, Петр гангрский, Апрагмоний тийский, занимающий место Калогера, епископа клавдиопольского, Атарвий трапезунтский, занимающий место Дорофея, епископа неокесарийского, Фотин архидиакон, занимающий место Феоктиста, епископа писсинунтского, Роман мирский, Критониан афродисиадский, в Кесарии, Нунехий лаодикийский, во Фригии, Мариниан синнадский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Египетские врачи – поединок с тлением Что же делали врачи в этой странной «цивилизации смерти»? Неужели в их мыслях на первом месте было искусство бальзамировать умерших, а не исцеление живых? 13 февраля, 2013 Что же делали врачи в этой странной «цивилизации смерти»? Неужели в их мыслях на первом месте было искусство бальзамировать умерших, а не исцеление живых? Дважды в год мы празднуем память двух друзей-мучеников – египетского врача Кира и его друга воина Иоанна. Житие их широко известно – попробуем посмотреть внимательнее на мир, в котором они жили, на панораму, которую разворачивает пред нами история. Святые Кир и Иоанн …Когда говорят о Древнем Египте, то перед взором нашего воображения встают гробницы-пирамиды с телами тщательно забальзамированных фараонов и вельмож. Что же делали врачи в этой странной «цивилизации смерти»? Что думали они, леча больных? Неужели в их мыслях на первом месте было искусство бальзамировать умерших, а не исцеление живых? Тем удивительнее открывающаяся, благодаря успехам науки египтологии в XX веке, перед нами панорама египетской медицины. Египтяне были самым жизнелюбивым народом из когда-либо живших на земле. «О вы, любящие жизнь и ненавидящие смерть!» — обращается к своим соотечественникам древний египетский автор. Именно так – смерть ненавистна, а жизнь возлюблена. Да, египтяне любили жизнь более всех, и поэтому ужас смерти, ее неизбывная боль переживалась ими крайне остро. Смерть для древнего египтянина была, поистине, «последним врагом», на битву с которым тратились все силы духа и тела. Ради веры в воскресение в божественном мире, «среди звезд негибнущих», где правил воскрешенный своим сыном Гором царь-Осирис египтяне твердо придерживались справедливости или правды – «маат». Именно от исполнения правды, «маат», по отношению к людям и богам, зависела посмертная участь человека. Пред Осирисом надо было держать ответ – жил ли ты по совести или отнимал молоко от уст детей и удерживал плату наемника. Древние египтяне верили, что правый и чистый сердцем будет жить – недаром слова «чистый» и «бог» звучали сходно – «нечер».

http://pravmir.ru/egipetskie-vrachi-poed...

Перенесение мощей святых бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна Память 28 июня/11 июля Святые мученики Кир и Иоанн После славного мученичества святых бессребреников Кира и Иоанна (память 31 января) благочестивые христиане спрятали их тела в церкви святого Марка из страха, что язычники осквернят их. Через много лет, около 412 года, в правление Феодосия Младшего, святитель Кирилл Александрийский (память 9 июня) со слезами молил Господа открыть ему путь для борьбы с остатками язычества, в особенности с почитанием Исиды Целительницы в Менуфисе близ Канопа . Тогда ему явился ангел, велел перенести туда мощи святых мучеников Кира и Иоанна и положить их в церкви святых евангелистов, построенной неподалеку от языческого капища. Святитель тотчас собрал клир и народ, рассказал о видении и сам возглавил торжественную процессию, к которой присоединились почти все жители Александрии. Когда христиане вошли в церковь святого Марка и открыли забытую гробницу святых мучеников, они обрели их мощи нетленными и сияющими благодатью Святого Духа. Их возложили на колесницу и с торжественными песнопениями, свечами и каждением понесли в Менуфис. Сразу же от святых мощей стали происходить чудеса: больные исцелялись, из одержимых исходили бесы, слепые обретали зрение, расслабленные вставали на ноги, подобно тому как это было во времена земной жизни Спасителя. Когда мощи были положены в церкви святых евангелистов, бес, обитавший в капище Исиды, устрашился и бежал, а языческие жрецы, видя эти чудеса, пали в ноги архиепископу и просили крестить их. Со временем заброшенное капище было занесено песком, а церковь святых бессребреников привлекала все больше паломников, приходивших со всех концов империи молить святых о помощи. Вокруг церкви для них были построены многочисленные гостиницы, но больные обычно проводили ночь у гробницы святых, к которой прикладывались. Они также помазывались маслом из горевшей над ней лампады и пили воду из источника, протекавшего снаружи. Бесчисленные чудеса произошли здесь благодаря заступничеству святых бессребреников , которые нередко являлись больным во сне или наяву и открывали средство, которое исцелит их.

http://pravoslavie.ru/54756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИР И ИОАНН [греч. Κρος (ββ Κρος, Αββακρος) κα Ιωννης; лат. Cyrus (Abbacyrus) et Ioannes; араб.    ; груз. , ] († 311), мученики-бессребреники вместе с мученицами Феодотией (Феодотой), Феоктистой, Евдоксией и Афанасией (пам. 31 янв.; 28 июня - перенесение мощей К. и И.). Основные сведения о К. и И. сохранились на греч., лат., араб. и груз. языках. Греческая традиция Мученичество Кира и Иоана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 360) Мученичество Кира и Иоана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 360) В рукописи Vat. gr. 1607, датируемой ее первым издателем А. Маи XIII в. (Spicilegium Romanum. 1840. T. 3. P. VII), а др. исследователями - X в. ( Duffy. 1984. P. 77; Gascou. Les origines. P. 5), содержится свод текстов, практически полностью посвященный К. и И. В него входят 2 анонимных Жития, 3 кратких Слова (Oratiunculae) под именем свт. Кирилла Александрийского (412-444) (BHG, N 472-474) и корпус мон. Софрония (впосл. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I ), включающий Вступление, Панегирик и Чудеса (BHG, N 475-479; CPG, N 7645-7646). Первое греч. Житие (BHG, N 470; CPG, N 7674), сохранившееся в рукописи Vat. gr. 1607, не имеет начала, полный текст содержится в рукописях Ath. Kutlum. 37, Ath. Laur. 327 и Ambros. gr. 144. Исследователь Ж. Гаску считает, что Житие было составлено в последние десятилетия VI в. или в нач. VII в., поскольку в рукописи Ath. Kutlum. 37 (X в.) к нему примыкает описание 5 чудес К. и И. (BHG, N 479b), датируемое 24-м годом правления имп. Ираклия (т. е. 634/35). Второе греч. Житие (BHG, N 469; CPG, N 7673) в рукописи Vat. gr. 1607 имеет лакуны; целиком текст содержится в рукописи ГИМ. Син. греч. 162 (380), 1022 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 572) и в Минологии X/XI в. (Glasgow. Gen. 1112). Оба Жития были изданы Ж. П. Минем под именем свт. Софрония I, однако, по всей видимости, ему не принадлежат. Существуют также редакция Жития К. и И., составленная в X в. Симеоном Метафрастом (BHG, N 471) и переведенная на лат. язык в XVI в. Лаврентием Сурием, и еще одна более поздняя редакция в Минологии XII в. (Berolin. SB. gr. 220), начало которой было опубликовано Т. Ниссеном, отметившим имеющиеся в ней заимствования из Метафрастовой редакции ( Nissen. 1939. P. 68-71). Ниссен установил, что лат. перевод данной версии был выполнен в 1643 г. болландистом Отто ван Зейлом по рукописи Berolin. SB. gr. 220 или по ее копии. Кроме того, ван Зейл перевел 15 описаний чудес из корпуса мон. Софрония (BHG, N 479а; ActaSS. Ian. T. 2. P. 1084-1095).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТОТВОРЕНИЕ [греч. Αδελφοποια, Αδελφοποησις, лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих - как самых близких родственников (Ин 3. 3-5; Мф 12. 48-49; Мк 3. 34; Лк 8. 21). Евангельские основания Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР) Св. бессребренники Косма и Дамиан. Икона. XV в. (ЦМиАР) На первый взгляд, чин Б. кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф 23. 8-9; 1 Петр 2. 17; Рим 8. 11-17, 19). Сам Христос, по словам ап. Павла, «первородный между многими братьями» (Рим 8. 29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр 2. 11-12; ср. Мф 12. 47-49; 23. 8; Ин 20. 17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения» ( Ioan. Cassian. Collat. 16. 28). Любовь (γπη) необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф 5. 44), но сердечное расположение (διθεσις) возможно лишь к немногим. Поэтому в правосл. аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Б. имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл 4. 9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр 1. 22; Рим 12. 10; Евр 13. 1): прежде всего сами апостолы, к-рые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк 6. 7; Лк 10. 1), а затем прославляемые Церковью двоицы мучеников ( Сергий и Вакх , Кир и Иоанн , Косма и Дамиан ) (по мнению блж. Иеронима, потому что «любовь не пребывает с одним» ( Hieron. In Mark. 2); подробнее см.: Флоренский ).

http://pravenc.ru/text/153343.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На иконе святые Кир и Иоанн держат в руках какие-то ларцы. Что это? 1 мин., 13.02.2022 Иконография святых мучеников Кира и Иоанна, чью память Церковь чтит 13 февраля, традиционна для изображения вообще всех святых врачей-бессребреников. В одной руке они держат ларец с лекарством, а в другой — ложку. Точно так же обычно изображают и святого великомученика Пантелеимона, и святых бессребреников Косьму и Дамиана. Однако есть и отличия, по которым икону святых Кира и Иоанна можно безошибочно опознать. Святые Кир и Иоанн. Монастырь Дионисиат, Афон, XVI век Дело в том, что изначально врачом был только Кир. Он жил в Александрии Египетской и был известен тем, что за свою помощь больным не брал никакой платы. Он лечил всех, кто к нему обращался, и проповедовал Христа — Целителя душ и телес. Во время гонений императора Диоклетиана Кир стал монахом и удалился в пустыню, где продолжал исцелять приходящих к нему людей. Тут врача-монаха и разыс­кал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтобы поддержать заключенных христиан. Там они были схвачены, замучены и казнены. Чаще всего на иконах мученика Кира изображают в монашеском го­лов­ном уборе — куколе. А святой мученик и бывший воин Иоанн стоит с непокрытой головой. Святых Кира и Иоанна, как и других святых врачей-бессребреников, вспоминают на каждой литургии за проскомидией. Обращаются к ним и на каждом молебне о «недугующих», и во время таинства Елеосвящения (которое традиционно совершается у нас во время Великого поста) священник просит у Христа заступничества у «святых и исцелителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты». Читайте также: Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств Почему на одних иконах святые с закрытой книгой, а на других — с открытой? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/na-ikone-svjatye-kir-i-io...

Иоанн Александрийский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иоанн Александрийский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Иоанн Александрийский, мч. В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна (+ 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен (сведения помещены 28 ию Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иоанн Александрийский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2448

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010