Блаж. пастырь скончался 31 января 1108 года, «а на весну, – говорит древняя летопись, – почата писати (расписывать стены) св. Софью, стяжанием святого владыки», – по его завещанию 385 . Уже во время Поликарпа, в начале XIII в., чтили память преп. Никиты в числе святых. Но мощи святителя открыты были только в 1553 году 386 . Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул навеки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте; его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофные, кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевой опушкой 387 . Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего всё сверхъестественное – и благодать Божию и все чудеса христианства. По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до 10 больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него 388 . Св. чудотворцев и безмездных врачей Кира и Иоанна Св. Кир и Иоанн Кир родился в Александрии. В этом же городе, славившемся образованием, Кир получил воспитание и изучил врачебное искусство. Своим врачевством он оказывал помощь ближним и притом безвозмездно. Подавая больному врачевство против телесной болезни, он об имени Иисуса Христа увещевал больных избегать грехов, как частых причин телесных недугов. Обращая внимание на психические причины телесных болезней, и стараясь с помощью Божией исцелять душевные болезни, св. Кир так прославился врачебным искусством, что затмил славу других врачей. Язычники обращались к нему за врачевством и, получая наставления в вере в Иисуса Христа, подающего вечное здравие человеку, обращались в христианство. Врачебное искусство, при помощи Божией, исцеляло больных, внимавших проповеди св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во главе его возлежал мученик Феодор, ибо и он был весьма чтим страждущим; подле него возлежал дивный Кир, имея по правую сторону брата Иоанна и находясь в средине между двумя подвижниками благочестия; они были не в иных одеждах и виде, а в таких, в каких изображаются. С ними возлежало и все собрание больных братий, и всем служил Софроний. Иоанн же, учитель его в соседней келлии приготовлял яства. Когда обед кончился и три святые встали, Феодор сказал Софронию: «иди, позови своего учителя, чтобы святый Кир отдал ему, что должен». Побежав, он исполнил приказание. Мученик Феодор сказал пришедшему Иоанну (это было имя учителя): «что тебе должен св. Кир, чтобы отдать сейчас долг?» Он же, падши на лице, сказал, что мученик нисколько ему не должен. Мученик Феодор сказал: «говори же», и опять отец дал первый ответ и когда он сделал то много раз и увидел, что святый не отстает, но принуждает сказать все, он сказал: «ничего он мне не должен; но заклинаю, и прошу, и от всей души умоляю мученика придти в смиреную келлию нашу и нас там посещать чаще, и благословить здоровых и одержимых болезнями исцелить». Услышав это, Кир тотчас отвечал: «непременно иду, непременно иду, непременно иду!» троекратным речением уверяя в своем пришествии, что и действительно исполнил и исполняет, многократно приходя. Иоанн учитель утешился этими словами, получив клятвенное обещание касательно просимого. Ученик же его Софроний, видя святых дателей веселыми и потому еще остающимися при столе, по окончании обеда подошедши к мученику Феодору, падши на землю и приклонив колена и голову, просил его ходатайства пред св. Киром. Феодор Стратилат, принявши просьбу, обратился с ходатайством к Киру, говоря: «ради Господа помолись и за этого раба твоего». Он же отвечал: «да!» и приказав встать лежащему, трижды осенил его знамением креста, творя кресты на малом пространстве воздуха указательным пальцем правой руки, и при каждом знаменовании говорил: «благословен Господь!» Это были знаки обетования скорого исцеления, а не самого еще уврачевания; поэтому и перст мученика был близок, но еще не касался очей страждущего; и произносимое: «благословен Господь», означало близкое и последующее выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На иконе святые Кир и Иоанн держат в руках какие-то ларцы. Что это? 1 мин., 13.02.2022 Иконография святых мучеников Кира и Иоанна, чью память Церковь чтит 13 февраля, традиционна для изображения вообще всех святых врачей-бессребреников. В одной руке они держат ларец с лекарством, а в другой — ложку. Точно так же обычно изображают и святого великомученика Пантелеимона, и святых бессребреников Косьму и Дамиана. Однако есть и отличия, по которым икону святых Кира и Иоанна можно безошибочно опознать. Святые Кир и Иоанн. Монастырь Дионисиат, Афон, XVI век Дело в том, что изначально врачом был только Кир. Он жил в Александрии Египетской и был известен тем, что за свою помощь больным не брал никакой платы. Он лечил всех, кто к нему обращался, и проповедовал Христа — Целителя душ и телес. Во время гонений императора Диоклетиана Кир стал монахом и удалился в пустыню, где продолжал исцелять приходящих к нему людей. Тут врача-монаха и разыс­кал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтобы поддержать заключенных христиан. Там они были схвачены, замучены и казнены. Чаще всего на иконах мученика Кира изображают в монашеском го­лов­ном уборе — куколе. А святой мученик и бывший воин Иоанн стоит с непокрытой головой. Святых Кира и Иоанна, как и других святых врачей-бессребреников, вспоминают на каждой литургии за проскомидией. Обращаются к ним и на каждом молебне о «недугующих», и во время таинства Елеосвящения (которое традиционно совершается у нас во время Великого поста) священник просит у Христа заступничества у «святых и исцелителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты». Читайте также: Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств Почему на одних иконах святые с закрытой книгой, а на других — с открытой? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/na-ikone-svjatye-kir-i-io...

Соф. библ. 1152, л. 94 об.; Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 104 об.). 435 В киоте этом находились образа: 1) св. Георгия страстотерпца 2) св. Кирилла чудотворца, 3) св. Павла обнорского, 4) св. царя Константина и матери его Елены, 5) Пречистой Богородицы (Сергиево видение), 6) Воскресения Христова, 7) св. Георгия страстотерпца, 8) великомученика (Христова) Мины, 9) св. Александра свирского , 10) Распятия Господня, 11) Преображения Господня, 12) св·Варлаама хутынского (вверху во облаце образ Спасов), 13) св. Николая чудотворца, можайского, 14) св. Марии египетской, Еуфинья суздальского и Антипа епископа, на одной доске, 15) преподобного Саввы сторожевского, 16) св. Никиты переяславского, 17) св. Авраамия Богоявленского, ростовского чюдотворца, 18) Пречистой Богородицы (Одигитрии), 19) архистратига Гавриила, 20) Пречистой Богородицы Владимирской, 21) св. Иоанна Предтечи, апостола Фомы и мучеников Ермила и Стратоника («вверху во облаце образ Пречистые Богородицы Воплощение») и 22) св. Димитрия страстотерпца (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 55–58 об.). – К 1621 году иконы Павла обнорского 3) и «архангела Гавриила» 19) были заменены (в этом же киоте) образами: «Спаса Еммануила» и «архистратига Михаила» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 71–74 об.). 436 Иконы эти следующие: 1) Троица Живоначальная, 2) Умиление, 3) «Спас Вседержитель», 4) св. Иоанн Предтеча, 5) св. Петр митрополит да Максим юродивый, 6) св. Леонтий ростовский, 7) св. великий князь Владимир и Борис и Глеб, на одной доске, 8) «Спас Вседержитель», 9) св. Леонтий ростовский чюдотворец, 10) складни (на одной доске – образ Пречистой Богородицы, а на другой – Николая чудотворца) и 11) «Пречистая Богородица с ростовскими чюдотворцы, молебные» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 59–62). 437 Из числа их опись 1621 года перечисляет только 13 следующих икон 1) св. Петр митрополит, 2) Живоначальная Троица, 3–5) три образа «Умиление», 6) Живоначальная Троица, 7) «образ Спасов Вседержитель да Пречистые Богородицы да Иван на Предтечи», 8) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В это время жил в Едесе [ 2 ] Святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, — все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим угодником Божиим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни. В то же самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп [ 3 ], в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, — тем более что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было пятнадцать лет, второй — Феодотии — тринадцать, а младшей Евдоксии — одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасии, опасаясь, как бы она, ради дочерей, — чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасии с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В это время жил в Едесе 1073 Святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, – все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим угодником Божьим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни. В то же самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп 1074 , в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, – тем более что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было пятнадцать лет, второй – Феодотии тринадцать, а младшей Евдоксии – одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасии, опасаясь, как бы она, ради дочерей, – чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасии с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда император Диоклетиан начал преследовать христиан, Кир удалился в Аравию, где принял иноческий постриг. Но как был он знаменит в Александрии, так снискал известность и в Аравии, так что и там люди приходили к нему за помощью. Услышав о Кире, Иоанн, бывший тогда римским офицером в Едессе, пришел в Аравию, чтобы его увидеть. Увидев друг друга, они взаимно прониклись братской любовью и стали подвизаться вместе. В это время в городе Каноп мучители истязали некую христианку Афанасию с тремя ее дочерьми. Услышав об этом, Кир и Иоанн пришли в Каноп, чтобы поддержать мать и дочерей, дабы не отпали они от веры. И действительно, благодаря увещаниям этих святых, Афанасия претерпела все мучения и вместе с дочерьми приняла смерть за Христа. Дочерей Афанасии звали: Феоктиста (ей было 15 лет), Феодотия (13 лет) и Евдоксия (11 лет). После этого мучители схватили Кира и Иоанна, подвергли их пыткам, заключили в темницу и, наконец, в 311 году усекли мечом. Святые Кир и Иоанн совершили бесчисленные чудеса и в течение жизни, и по смерти. В правление императора Аркадия их мощи были перенесены в Рим. Их призывают на помощь особенно при бессоннице, при освящении воды и при елеосвящении. 2. Св. мученица Трифена . Добровольно и мужественно перенесла многие мучения за Христа. И потому как не захотела она отречься от веры, то на нее был выпущен бешеный вол, который пронзил ее рогами и умертвил. Произошло это в I веке. Ее призывают в помощь матери, не способные кормить грудью своих детей. 3. Преп. Никита Киево-Печерский . Будучи монахом, он, не послушав своего игумена, удалился из монастыря и затворился в келью. За непослушание Бог попустил ему великое искушение. Однажды, когда Никита стоял на молитве, явился ему бес в виде светлого Ангела и сказал: «Не молись больше, а читай книги. А молиться за тебя буду я!» Послушавшись его, Никита оставил молитву и [весь] ушел в чтение книг. Причем читал он только Ветхий Завет , а Новый Завет никак не мог даже открыть, потому что не позволяла ему того сила диавольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скончался пр. Зинон в начале V века. 31 . Г. † Свв. чудотворцев и бессребренников (по М.В.С., мучеников) Кра и по М.В.С. и Х.М., – и с ними свв. мучениц: и трех дщерей ее: и Св. Кир был родом из Александрии и в юности изучал врачебное искусство. Подавая бесплатно помощь больным, как обыкновенными средствами, так преимущественно силой веры и молитвы, он обращал ко Христу многих язычников. В гонение Диоклетиана св. Кир удалился в Аравию, принял там иночество и продолжал исцелять больных своими молитвами. Услышав о чудесах его, Иоанн, воин из Едессы, подвизавшийся в Иерусалиме, пришел в Аравию к св. Киру и стал у него учиться и подражать его святой жизни; они вместе помогали больным и распространяли христианское учение между язычниками. Узнав, что гонителями веры была взята на мучение св. Афанасия с тремя дочерьми, свв. целители, пренебрегая опасностями, решились идти в г. Канон (в Нижнем Египте), чтобы своей верой утвердить веру и терпение свв. мучениц. Прибыв в город, они исполнили свое намерение. Об этом донесли правителю, который приказал подвергнуть Кира и Иоанна тяжким мучениям пред лицом исповедниц. Святые оставались непоколебимыми в своей вере. Оставив их, мучитель начал истязать свв. исповедниц и, когда не мог побороть из твердости, повелел их обезглавить. Вслед за этим приняли тот же мученический венец и свв. бессребреники Кир и Иоанн. Это было в 311 году. Ом. 28 июня. Кондак, гл. 3. От Божественныя благодати дар чудесь приемше, святии, чудодействуете непрестанно, вся наша страсти рукодейством секуще невидимыми, Кире Богомудре со Иоанном славным: вы бо Божественнии врачеве есте. Ап. ( 1Кор.12:27–31, 13:1–3; 153 зач.; Ев. Мф.10:1, 5–8; 34 зач.). + Память во святых отца нашего епископа, Новгородского чудотворца. С юных лет он поступил в Киево-Печерскую обитель и вскоре решился сделаться затворником, не смотря на внушение игумена о преждевременности такого подвига для молодого инока. В затворе Никита подвергся разным искушениям: он перестал молиться Богу, весь предался чтению книг Ветхого Завета, изучил их на память и никто не мог сравниться с ним в знании этих книг; это стало известным, так что князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений; книг же Нового Завета он совсем не хотел читать и беседовать о них. От этого искушения он был избавлен молитвами иноков печерских. После этого Никита покинул затвор, стал проводить время в самом строгом посте и молитве, послушанием и смирением превзошел других иноков и был поставлен епископом в Новгород. Он «добре стадо упасл, евангельскими словесы людей своих сердца напоил и семя благочестия в них возрастил». За свою святую жизнь будучи награжден от Бога даром чудотворений, он сотворил много чудес. Так, однажды молитвой низвел с неба дождь; в другой раз по его молитве прекратился в города пожар. После 13-летнего святительства св. Никита мирно скончался 30 янв. 1108 г. См. 30 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Наиболее известными святыми бессребрениками являются братья Косма и Дамиан Ассийские (память 1 ноября ст. ст.), жившие в Малой Азии не позднее IV века. Об их нестяжательности свидетельствует такой случай. Исцеленная святыми братьями женщина тайком уговорила Дамиана, заклиная его Богом, взять в награду три яйца во имя Святой Троицы. Святой Косма, узнав об этом, завещал не погребать его вместе с Дамианом. Но когда оба брата почили в мире, Бог чудесным образом известил похоронить их вместе, потому что Дамиан взял дар не как награду, но ради имени Божия. Церковь почитает еще две пары святых братьев бессребреников с такими же именами: Косму и Дамиана Римских (память 1 июля ст. ст.) и Косму и Дамиана Аравийских (Киликийских) (память 17 октября ст. ст.). Косма и Дамиан Римские жили в III веке. Они прославлены как мученики, хотя их кончина была кончиной страстотерпцев. Святые братья исповедали верность Христу во время гонений при допросе у имп. Карина (283–285), были отпущены с честью после исцеления императора от внезапной болезни и вскоре убиты из зависти своим учителем – врачом (он позвал их в горы собирать лечебные травы и побил камнями сначала одного, потом другого). О Косме и Дамиане Аравийских известно совсем немного: что они родом из Аравии, что были искусными врачами, но исцеляли не столько своим умением, сколько силою Христовой и прославились всюду своим учением и чудесами. Братья были казнены за исповедание христианства в конце III века при Диоклетиане и Максимиане и прославлены Церковью как мученики и безмездные врачи. Еще одна пара святых врачей – бессребреников – это Кир и Иоанн (память 31 января ст. ст.). Святой Кир был знаменитым врачом в Александрии. Во время гонения Диоклитиана (284–305) он удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал там лечить людей своей молитвой. Воин Иоанн , услышав о святом Кире, пришел в Аравию и стал его верным последователем. В Египте, в городе Канопе, была схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми 15 лет, 13 лет и 11 лет. Святые Кир и Иоанн, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа, посетили исповедниц в темнице, чтобы укрепить их перед предстоявшим подвигом. Правитель города схватил святых Кира и Иоанна и предал их пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна †311).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Секретарская должность при патриаршем престоле.     Василий Великий. Беседа 23. На святого мученика Маманта/Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 370.    Из дневников святого Иоанна Кронштадтского/Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М., 2006. С. 64 (с отсылкой на: ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 3. Л. 132, 86 об.).    Как пишут отцы, монаху подобает «всячески чести и славы мирскаго прелыцения отбегати» и воспринимать «себе, яко ниже суща быти. Сей бо ниже весть бытие свое», так что «таковый и есть во здешнем житии и несть, и во оном пребывает несовершенно» (Диадох. Главизны, 13—14/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 304).     Лавсаик. С. 154.     Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 1. VIII/Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения: Источник знания. М., 2002. С. 165—166.    Там же. С. 166.    Там же. С. 166—169.     Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 1, VIII. С.169—171.     Трифон (Туркестанов), митрополит. Слово в день праздника Рождества Христова (1908)/Трифон (Туркестанов), митрополит. Храм Божий — это земное Небо. С. 171.     Августин. О граде Божьем. 22, 30 (Т. 4. С. 401).    Там же. 22, 30 (Т. 4. С. 402—403).     Фаст Г., прот. На Апок. 21:2—4.     Фаст Г., прот. На Апок. 21:2—4.     Феофилакт Болгарский на 1 Кор. 15:28.    «И вообще церковь (χχλησα), то есть собрание всех верующих, есть храм Божий, и в частности — каждый человек» (Феофилакт Болгарский на Еф. 2:21).     Трифон (Туркестанов), митрополит. Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника/Трифон (Туркестанов), митрополит. Храм Божий — это земное Небо. С. 223—224.    Там же. С. 223.     Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. С. 26.    В субботу акафиста на утрени канон Богородице кир Иосифа, глас 4, на 7-й песни тропарь 3-й.    В субботу акафиста на утрени канон Богородице кир Иосифа, глас 4, на 8-й песни тропарь 4-й.    В субботу акафиста на утрени канон Богородице кир Иосифа, глас 4, на 8-й песни тропарь 5-й.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010