Церковь Никольская сооружена во второй половине XIX в. по проекту Дмитриева, на средства И.М. и К.Г. Мошкиных и братьев Гордеевых. Сложенная из кирпича с включением белого камня, она строилась с 1850 по 1886 г. путем постепенной замены частей прежнего кирпичного храма конца XVIII в. Перестройка началась с теплой трапезной, завершенной к 1853 г. В 1862 г. был заложен и к 1883 г. вчерне окончен холодный храм, отделанный к 1886 г.; в 1877 г. возведена колокольня в четыре яруса. Грандиозное здание с яркой художественной индивидуальностью отдельных компонентов — характерный образец эклектики с чертами псевдорусского стиля. Наиболее полно особенности " тоновской " архитектуры и ориентация на соборный тип воплотились в облике пятиглавой холодной церкви, получившей традиционные формы четырех-столпного крестово-купольного храма. Ее компактный, лишенный апсид центрический объем опоясан в верхней части крупной, включающей окна аркатурой, завершен поверх карниза ярусом ложных закомар, отвечающих делению фасадов. Мотив аркатуры повторен на барабанах, увенчанных луковичными главами. Монументальности постройки противоречат измельченные в духе XVII в. формы крылец и часовни у восточной стены, пристроенных в 1880-х гг. Хорошо освещенный верхним светом интерьер храма поражает грандиозностью пространства. Его объем увеличивает западный притвор с хорами над боковыми пониженными ячейками. Четырехстолпная трапезная обладает оригинальной объемно-пространственной структурой. Необычна поперечная ориентация перекрытого цилиндрическим сводом среднего нефа, шириной и высотой превышающего соседние компартименты с крестовыми вспарушенными сводами. Характер интерьера нашел отражение в композиции фасадов, завершенных полукруглым тимпаном. Над кровлей трапезной поднимается массивный глухой деревянный барабан с главой. Некогда пышное внутреннее убранство памятника, иконостасы работы Г.А. Лебедева и настенная живопись, исполненная П.Н. Щепетовым в 1880-х гг., утрачены. Источник: Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 1. Под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. Москва. Стройиздат. 1999 .

http://sobory.ru/article/?object=00504

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Итак, его первая и несомненная заслуга – публикация материала о памятниках, никогда до этого не освещавшихся в научной литературе. Не будучи ни архитектором, ни рисовальщиком, он обратился к имевшемуся графическому наследию – ранее не издававшимся рисункам и чертежам монастырских сооружений, выполненным в начале столетия [И. А.] (?) Ивановым, сопровождавшим К. М. Бороздина в его поездке по Северу России 9 , а позднее художником Н. Мартыновым. Дополненные фотографиями, эти материалы составили очень важную иллюстративную часть книги, но все же далеко не главную. Роль основного источника сведений о памятниках принадлежит обильно привлекаемым архивным документам. Их наиболее заметную часть составляют описи монастырского имущества, самая ранняя из которых датируется 1601 годом. Используя эти описи, Н. К. Никольский скрупулезно сопоставил тексты, выявил имеющиеся в них разночтения, внимательно проследил изменения в характеристике зданий и их внутреннего убранства, то есть подошел к ним как историк-источниковед. Такой метод характеризует всю работу автора, выгодно отличая ее от других близких по жанру произведений того времени. Описания отдельных сооружений у Н. К. Никольского довольно скупы, но он неизменно умеет обратить внимание на главное. Конечно, многое из того, что выявлено уже теперь реставрационными исследованиями, ему не могло быть известно, и все же приходится удивляться точности его описаний. Пожалуй, главная допущенная им ошибка – датировка XVI веком существующего здания колокольни, в действительности заново перестроенного в середине XVIII столетия. Самое непосредственное отношение к нашей теме имеет заключительный раздел книги, где автор предпринимает попытку общей характеристики кирилловского строительства конца XV – начала XVII века 10 . По всей вероятности, именно при написании этого раздела Н. К. Никольский пользовался консультациями Н. В. Султанова, которому и выразил благодарность во введении к своему труду». Раздел составлен очень четко. Прежде всего характеризуется планировочная система монастыря, вытекающая из его функций. Как главный Успенский монастырь, так и меньший Ивановский состояли из «неправильных концентрических поясов», распределение зданий в которых сообразовывалось с их разнородным значением в иноческой жизни. Середину монастыря занимали церкви, их окружали кельи и кухонные постройки, непосредственно связанные с повседневным бытом братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Церковь Иоанна Богослова была построена в 1160-е годы. Своды, глава и внутренние подкупольные столбы переложены в 18 веке. Церковь представляет собой крестово-купольную одноглавую постройку (типичную для русских храмов 12-18 веков). Фасад церкви разделен на три части, в каждой из которых находятся окна. С восточной стороны фасада находится портал. Венчает здание глава шлемовидной формы с массивным восьмигранным барабаном. Вверху находится маленькая главка луковичной формы.  В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941-1943 годах – полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. В последние десятилетия перед возвращением храма епархии в нем размещался склад строительных материалов Смоленских реставрационных мастерских. Реставрация храма в разное время проводилась под руководством С.Е.Подъяпольского, Т.Е.Каменевой и Н.Б.Горевой.  Храм передан епархии в мае 1993 года. Приход зарегистрирован в 1994 году. В 1994-1995 годах проведены реставрационные работы в интерьере храма, установлен иконостас. Учитывая историко-культурное значение храма, основную часть реставрационных работ оплатил областной департамент культуры, также как и храмов Петра и Павла, Архангела Михаила, великомученицы Варвары. Освящение храма и первое Богослужение совершены 21 мая 1995 года. В 1997 году расчищен и подготовлен фундамент для восстановления колокольни. Ведутся реставрационные работы. Добавила Козерожик, материалы взяты с сайта Администрации Смоленской области Ближе к городу под горою, называемой Богословскою, стоит старинная, во имя Иоанна Богослова, церковь. Она построена между 1171 – 80 гг. В летописях, при описании погребения Романа Ростиславича, описано: «князь Роман… страха Божия исполнен, нищая милуя, монастыри набдя, и созда церковь камену и иконы златом и финифтом украшены». В старину эта церковь имела большое значение, когда именем ее названы не только улица, гора, у которой она построена, но и самая башня крепостная, обращенная к стороне ее. Старанием преосвященного Парфения эта церковь оправлена и сделан на ней новый купол с 8 окнами. Еще позднее доброхотными пожертвованиями устроен придел у северных дверей, во имя св. князя Андрея Смоленского, и колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00077

Источник: Подъяпольская Н.Н. " Памятники архитектуры Московской области " , 1975. Церковь Николая Чудотворца в Полтево — самый древний в Балашихинском благочинии храм. Белокаменный ярусный Никольский храм «иже под звоны», построенный в 1706 году, является памятником архитектуры и представляет исключительный историко-архитектурный интерес. Богатая история села Полтево началась еще в XVI веке. Село в разное время находилось во владении разных именитых деятелей. Ранее село называлось как Сущево, Агафоново, Никольское. Никольская церковь, заложенная при графе Ф.М. Апраксине, при последующих владельцах постепенно ветшала и периодически восстанавливалась. В советское время храм был закрыт и использовался в качестве хранилища зерна. Второй домовой деревянный Рождественский храм, построенный в селе Полтево в 1722 году, не сохранился. В 1990 году в аварийном состоянии Никольский храм был передан православной церковной общине и начались восстановительные работы. 7 июля 1994 года состоялось освящение храма иерейским чином. Чин великого освящения храма 11 ноября 2012 года возглавил Епископ Балашихинский Николай. http://poltevo-hram.ru/ Церковь Николая чудотворца построена вновь деревянная в селе Никольском около 1660 г. Первое сведение о существовании сей церкви находим в книге Патриаршего приказа за 1677 г.: «прибыла вновь церковь Николая чудотворца, по челобитью думного дворянина Федора Алексеевича Полтева, в подмосковной его вотчине, в селе Никольском; а по сказке человека его Фильки Минина, положено дани с попова, с дьячкова, с вотчинникова, с 8 крестьянских и 10 дворов бобыльских, по указной статье, 7 алтын 2 деньги, заезда гривна. Марта в 26 день те деньги за нынешний и прошлый 1677 и 1676 года всего дани и заезда 21 алтын 2 деньги взято». В дозорных книгах казенного приказа 1680 г. говорится: «в Каменном стану Московского уезда, в вотчине стольника Василия Федорова сына Полтева, в селе Никольском церковь во имя Николая чудотворца деревянная, у церкви во дворе поп Аверкий Федотов, да дьячок Евсютка Аверкиев, и поп Аверкий сказал, что построена та церковь тому ныне лет с 20, а земли де церковной пашни и сенных покосов нет».

http://sobory.ru/article/?object=06279

В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941—1943 годах — полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. В последние десятилетие перед возвращением храма епархии, в нем размещался склад строительных материалов Смоленских реставрационных мастерских. Реставрация храма в разное время проводилась под руководством С. Е. Подъяпольского, Т. Е. Каменевой и Н. Б. Горевой. Храм передан епархии в мае 1993 года. Приход зарегистрирован в 1994 году. Адрес: 210000, г. Смоленск, ул. Б. Краснофлотская, 15 а Телефон: +7 (4812) 38-89-80 Подробнее... Крестовоздвиженский храм (Смоленск) [ править править код ] Деревянная церковь на месте нынешнего храма впервые упоминается в перечнях городских церквей в 1739 году. В 1892 году на колокольне церкви висели шесть колоколов, самый большой из которых весил 115 пудов (1840 кг.). Каменный храм был построен в 1764-1767 гг. на средства полковника Ивана Лесли и купца Нашиванкина. В первой половине XIX века колокольню, до этого отдельно стоящую, соединили с трапезной. К церкви был приписан кладбищенский каменный храм, построенный в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Сегодня от него сохранилась только каменная колокольня на Знаменском кладбище. В советское время храм был закрыт. В 1992 году церковь был передана Русской Православной Церкви, а в 1995-1998 годах – отреставрирована силами Спасо-Окопного прихода. Проведены работы по реставрации фасадов и интерьера храма, кровельные работы, установка куполов и крестов на главах храма и колокольни. Адрес: 214001, Смоленск, ул. Ново-Московская, 33в Телефон: +7 (4812) 21-44-00 Подробнее... Нижне-Никольский храм (Смоленск) [ править править код ] Каменный двухэтажный Нижне-Никольский храм построен в 1745-1748 году на средства купца Федора Щедрина. Верхний храм – в честь святителя Николая чудотворца, внизу приделы – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и мученика Меркурия Смоленского. В 1812 году храм разорен французами. Для его восстановления в 1813 году из государственной казны выделено 5000 рублей и прислан из Санкт-Петербурга иконостас. На средства мещанки Рубцовой устроена трехъярусная колокольня. Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с 1925 года до закрытия в 1927 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленск_(храм...

Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 3. Под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. Москва. Стройиздат. 2001. Самый большой храм Дединова возвели в центре села в 1817 г. в честь Воскресения Христова. Он имел пять престолов. Справа от главного был придел, освященный во имя апостолов Петра и Павла, слева — в честь Рождества Иоанна Предтечи. В трапезной престолы освятили во имя апостола Иакова и святого праведного Василия. Жертвователем на храм стал крестьянин, а впоследствии купец Яков Васильевич Кривоносов. Церковь сооружена по подобию собора Николо-Радовицкого монастыря, построенного архитектором Руска в 1825 г. (разрушен в советское время). После революции храм был закрыт и лишился четырех глав. Ныне он находится в запущенном состоянии. Внутри сохранилась отделка искусственным мрамором, лепные карнизы и роспись 1860-х гг. Храмы Рождества Пресвятой Богородицы (Первый каменный храм в Дединове возвели в середине XVII в. и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами в трапезной — во имя Трех святителей и святых бессребреников Космы и Дамиана. В советское время после закрытия храм лишился глав, его исказили перестройки, и он до сего времени находится в запустении.) и Воскресенский, а также шатровая колокольня стояли в одной ограде. Ограду и колокольню сломали в 1960-х гг. По материалам http://golavl.narod.ru/story.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Воскресенский храм приписан к Богородецерождественскому приходу. 15 февраля 2014 года, указом 1039 митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналием, настоятелем Богородицерождественского прихода назначен иеромонах Макарий (Белов).23 февраля 2014 года состоится первая Литургия в храме. Похоже, за храм серьёзно и основательно взялись. Забор из сетки заменил забор из гофрожелеза, из-за которого уже ничего не видно. Но если приподняться и посмотреть, можно увидеть, что в храме идут во всю реставрационно-восстановительные работы. Дай Бог, у них получится... Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=06908

В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы. Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам. Статья из " Памятники архитектуры Московской области " . -  Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.

http://sobory.ru/article/?object=00515

Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Название Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове напоминает о древнем Троицком монастыре, а также и о Тихвинском храме, располагавшимися в XV-XVII вв. в этой местности. Ранее на этом месте, где сейчас вознёс свои позолоченные купола к небу каменный храм, в незапамятные времена находилась деревянная церковь, являющаяся центром бывшей Спасской слободы Дмитрова. Смена главного придела ныне существующей церкви, вероятно, было связано с закрытием в XVII в. Троицкого монастыря, располагавшийся неподалёку, на речке Березовец, и перенесением Троицкого придела в новую каменную церковь, которая была заложена 1 мая 1795 года на " бывшем церковном месте " . Троицкая церковь - это редкий пример храма " двойника " : её намеренно строили по подобию Никитского храма города Владимира. Храмоздателями выступили местные дмитровские благотворители Г. И. Ложкин и А. С. Фуфаев. В 1801 году церковь была окончена строительством и освящена как Троицкая (холодная) с Никольским (тёплым) приделом. В 1818 году был устроен ещё и Тихвинский придел (на хорах 3-го этажа). Нижняя Никольская церковь была великолепно расписана. Троицкая церковь является интересным примером архитектуры провинциального барокко с элементами классицизма, в облике которой заметно подражание знаменитым постройкам архитектора Расстрелли. Однако, эта церковь не уникальна и, более того, имеет прототип, формы которого повторяет почти буквально Никитскую церковь в городе Владимире. Последняя была возведена в 1760 году, то есть примерно за сорок лет до её дмитровской " сестры " . Оба храма имеют и некоторые сходные обстоятельства постройки: церкви возводились на купеческие деньги и на месте исчезнувших древних монастырей. Постройка храма по идентичному проекту часто была обусловлена особой смысловою связью, которую хотел подчеркнуть заказчик или зодчий. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноимённого Успенского собора в Москве второй половины XV века. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства, набиравшего силу в его правление, от древней Владимирской Руси. В свою очередь, Успенский собор Московского Кремля стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря в XVI столетии. Если не считать формы куполов, храм подмосковной обители является почти точной копией московского прототипа. Пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе и в Дмитрове.

http://sobory.ru/article/?object=00401

Церковь была закрыта в 1928 г. и использовалась в хозяйственных целях, затем передана Загорскому историко-художественному музею. В результате восстановительных работ, начатых в 1968 г. В.И. Балдиным и продолженных В.В.Кавельмахером, объекту культурного наследия возвращена часть его древних форм, поздняя паперть разобрана. С 1991 г. храм возвращен верующим и передана Троице-Сергиевой лавре. Здесь организовано ее Пятницкое подворье. В прошлом четырехстолпный двусветный одноглавый храм четвериком, с тремя апсидами равной высоты, поднят еа высокий подклет. Стены разделены пучковыми лопатками на три прясла и увенчаны ярусом закомар с поясом килевидных ниш в основании. Апсиды украшают жгуты, объединенные гирлядндой с фигурными навершиями, и фриз из керамических плит с зоомормным и растительным орнаментом. Из двух перспективных порталов у западного, в пятах килевидного архивольта, видны следы срубленных белокаменных " стрел " . Три верхних окна, в том числе освещавшее южный придел свв. Константина и Елены в дьяконнике, изначально были, возможно, круглыми, с каменной наружной розеткой. Позакомарное покрытие храма с диагональными кокошниками относится к 1960-м гг. Четыре внутренних столба остались лишь в подклете, перкрытом крестовыми сводами; в храме уцелели два восточных с алтарной преградой в центральном и северном нефах. На чердаке, над восточной подпружной аркой, сохранился фрагмент основания барабана XVII в. Интерьер церкви украшала живопись 1850 г. с позднейшими вставками, сохранившаяся преимущественно на своде. Белокаменный пол был устроен поверх предшествующего керамического. Исторический иконостас утрачен. Источник: " Памятники архитектуры Московской области " . Иллюстрированный научный каталог под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. Выпуск 2. М., Стройиздат, 1999 г. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы " на Подоле " по адресу: г.Сергиев Посад, просп. Красной Армии, 127, является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176).

http://sobory.ru/article/?object=03959

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010