Статичное уравновешенное пространство храма со временем было кардинально изменено. Исполненная в академической манере настенная клеевая живопись 1866 г. частично забелена. Пол в храме из чугунных орнаментальных плит, в окнах - металлические ампирные решетки. Памятники архитектуры Подмосковья, под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской, 1999г. На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) блаженный схимонах Филипп основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»). В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита. Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам, богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен. К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.

http://sobory.ru/article/?object=06580

В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды. По материалам сайта Иосифо-Волоцкого монастыря . Святые ворота с Петропавловской надвратной церковью сооружены зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. - нач. 18 в.) в 1679 году. Кирпичное двухъярусное здание в основании прорезано различными по величине проемами проездных ворот и калитки. Второй ярус занимает маленькая бесстолпная церковь, завершённая ярусами кокошников и пятью кирпичными главами, стоящими на сомкнутом своде. Храм с трёх сторон окружён сводчатой галереей на фигурных столбах. Внутрь помещения ведут резные белокаменные порталы. Сохранился пол из керамических плит. Замечательно декоративное убранство. Наряду с кирпичными богато профилированными карнизами и оконными наличниками в нём широко использована поливная керамика. Полихромные изразцы заполняют фризы и сплошь покрывают полуколонны, обрамляющие проездные арки ворот и калитки. На фасадах и порталах церкви имеются остатки многоцветной раскраски. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Сразу же по возведению Петропавловская церковь была окружена с трёх сторон сводчатой галереей на фигурных столбах. Впоследствии проёмы заложили, оставив в них окна и исказив, таким образом, первоначальный замысел зодчего, подрядчика, каменщика из крепостных Трофима Игнатьева, выстроившего этот храм по собственному проекту в 1679 году. Сейчас галерея восстановлена в первоначальном виде (исключая то обстоятельство, что арки теперь застеклены (стеклопакеты - и это в храме XVII века!). Надвратная церковь служила последним пристанищем настоятелям обители - от кончины их до погребения - и местом пострига братии. Стоит сказать, что когда на территории монастыря располагался Детский дом, то в подклете Петропавловской церкви находился склад горюче-смазочных материалов для автомашин и тракторов, которые стояли на месте некогда существовавшего монастырского некрополя.

http://sobory.ru/article/?object=14090

мастера Иван Михеев «с товарищи», Егор Зиновьев и Иван Масеков реставрировали местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. По документам XVIII в. (РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 31818 (опись архит. И. Мичурина, 1740)), размеры иконостаса составляли 8,53×14,93 м, в 3 ярусах было 55 икон. С 1745 г. иконы неоднократно передавали в ведомство Дворцовой канцелярии (по описи 1750, иконостас высотой ок. 9 м имел 5 ярусов, не считая местного ряда - 73 иконы) и поновляли (особенно большие работы произвели в 50-80-х гг. XVIII в.). В 1878 г. мастером Н. Ахапкиным был сделан новый 5-ярусный иконостас в русско-визант. стиле на средства статского советника С. П. Страхова и купца А. В. Пуллинова; освящен 28 авг. еп. Можайским Алексием. Поновленный в 1913 г. тем же мастером иконостас был разобран (без фотофиксации) в 1926 г., тогда же были обнаружены следы древних врубок в стены и одно старое (XVII в.?) тябло. Из др. икон собрания ГМЗК был смонтирован «музейный» 4-ярусный иконостас (разобран в 60-х гг. XX в.). В храме были особые деревянные, обитые тканью места для царской семьи. Документы XVII в. упоминают фрески в интерьере, утраченные к XVIII в.; в XIX в. стены покрывала роспись с архитектурными мотивами (не сохр.). На вост. паперти, рядом с «троном», на стене было фресковое изображение Собора Вселенских святых и московских чудотворцев (не сохр.). Нетрадиц. архитектурное решение В. ц., вероятно, обусловило постройку храма вне Кремля и города. Личность архитектора (архитекторов?) остается предметом дискуссий: И. Е. Забелин считал, что это был рус. мастер, по мнению Подключникова и Ю. П. Спегальского, вероятнее из Пскова, чем из Москвы, др. исследователи, отмечавшие черты итал. Ренессанса (К. К. Романов, Н. Н. Воронин , В. А. Булкин, С. С. Подъяпольский), полагали, что он был приглашен из Европы и состоял на рус. службе. Участие в работах мастеров из Зап. Европы подкрепляется датой от Рождества Христова, вырезанной араб. цифрами на одном из верхних камней пилястр: «(1)533».

http://pravenc.ru/text/Вознесения ...

  Программа 10-го Елисаветинского крестного хода: 08.00 – отъезд автобусов с паломниками от ст.Павшино и м.Молодежная (выход из 1 вагона от центра) в с.Усово. 9.00 – встреча епископа Одинцовского и Красногорского Фомы у храма Спаса Нерукотворного Образа с. Усово. 09.30 – Божественная литургия в храме Спаса Нерукотворного Образа с. Усово. 10.00 – Божественная литургия в Ильинском храме с. Ильинское.     11.30 - Переезд на автобусах от храма Спаса Нерукотворного Образа в с.Усово к Ильинскому в с.Ильинское 12.00 – построение Крестного хода у Ильинского храма в с.Ильинское. 12.30 – начало движения Крестного хода от Ильинского храма в с. Ильинское. 13.30 – переправа Крестного хода через Москву-реку по понтонному мосту и на плотах. Чтение акафиста святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне. 14.30 – остановка для чтения Святого Евангелия у школы, основанной Императрицей Марией Александровной в с. Усово 15.00 – прибытие, молебен в храме Спаса Нерукотворного Образа в с. Усово святым преподобномученицам Великой Княгине Елисавете Феодоровне и крестовой сестре Варваре. 15.30 - торжественное открытие благотворительной акции «Белый цветок». 16.00 - трапеза (полевая кухня), выступление военного духового оркестра, экскурсионная программа в Музее Православного просветительского центра «Усово-Спасское». 16.45 – камерный концерт музыкального салона «Классика рядом с домом» в театре Православного Просветительского центра «Усово-Спасское». Исполнители - творческое объединение «Вместе с квартетом» под руководством заслуженного артиста России Владимира Бальшина. 18.00 - всенощное бдение в Спасском храме с.Усово в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 18.00 и 19.30 – отъезд автобусов с паломниками в Москву от Спасского храма с.Усово Аккредитация СМИ: 8-903-140-63-77 – Мария Подъяпольская, пресс-служба Фонда ЕСПО [email protected] Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:      

http://radonezh.ru/2021/09/21/10-y-elisa...

Внутреннее убранство церкви отличалось богатством. Центральное место в церковном зале занимал двухъярусный иконостас, выполненный из белого итальянского мрамора известным московским мастером В.П. Акимовым. Пол помещения церкви был выложен мозаикой, а стены до уровня плеч покрывала декоративная керамическая плитка. Для освещения в тёмное время суток служили два кованых бронзовых паникадила, которые, как и другая утварь, были изготовлены в мастерской Д.А. Соколова. 29 сентября 1903 г. Павел Григорьевич Котов вместе со средствами на строительство пожертвовал Обществу изумительную икону Божией Матери «Взыскание погибших» в серебряной ризе с бриллиантами. 9 июня 1905 г. домовая церковь при Женском коммерческом училище была торжественно освящена в честь этой иконы. В 1914 году, согласно воле председателя Московского общества распространения коммерческого образования А.С. Вишнякова, под алтарной частью церкви был устроен склеп для будущего захоронения Алексея Семёновича и его супруги. Однако воле основателя университета не суждено было сбыться: Алексей Семенович скончался в 1919 году, когда о захоронении под церковью не могло быть и речи. Церковь являлась домовым храмом М.К.И. до принятия Советом народных комиссаров Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в начале 1918 г. Но как приходская продолжала функционировать до 1926 г., когда была окончательно закрыта. Убранство церкви было сильно повреждено при возведении внутренних перегородок, однако не было уничтожено. Реставрация храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и исторического IV корпуса, с января 2015 г. по сентябрь 2016 г., велась московской Реставрационно-строительной компанией " Архитектурное наследие " . Реконструкция вернула архитектурному ансамблю его первоначальный облик. Руководил масштабными работами Главный архитектор Проекта Дмитрий Сергеевич Подъяпольский. Главным архитектором самого проекта реставрации была Татьяна Львовна Кац. Самое непосредственное участие в этой творческой работе принял и отец Леонид (Л. Калинин) – настоятель храма Климента на Пятницкой, член Комиссии по художественному убранству и руководитель Координационной группы специалистов по художественному убранству храма Христа Спасителя, член Союза художников России (Его имя выбито в галерее Славы на стене храма Христа Спасителя). Многие архитектурные детали реставраторам удалось восстановить, другие и вовсе оказались не подвластны времени. Так, сохранились мраморные столбы ограждения парадной лестницы, декоративное оформление лестничного вестибюля, деревянные двери, уникальные ворота, разделяющие храм и рекреационный зал, мозаичный пол церкви, вентиляционные решётки и мозаичный фриз в подклете храма, на двух гранях башенки-шатра колокольни частично сохранилась зелёная керамическая плитка.

http://sobory.ru/article/?object=04766

Архитекторы: 1904-1905 гг. - Щусев А.В.; 1904-1906 гг. - Зеленко А.У.; 1904-1905 гг. - Шевяков Н.Л.; 2015-2016 гг. - Подъяпольский Д.С., Аввакумов Н.М., Калинин Л.Д., Кац Т.Л., Афонский С.А. http://www.patriarchia.ru/db/text/4638182.html Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» была построена в 1904-1905 гг. в составе корпуса Женского коммерческого училища Московского общества распространения коммерческого образования. Строительство корпуса и церкви было осуществлено благодаря первоначальному взносу купца П.Г. Котова, пожертвовавшего 150 000 рублей (из них 90 000 – исключительно на возведение домовой церкви), и взносам других членов М.О.Р.К.О. (общая стоимость здания в итоге составила 252 тыс. руб.). История создания IV корпуса Университета домового храма началась в 1903 г., когда у Московского общества распространения коммерческого образования возникла идея основания Женского коммерческого училища. Выбор архитектора по предложению П.Г. Котова пал на Николая Львовича Шевякова, приверженца модерна и псевдорусского стиля. Основным архитектурным стилем училища Шевяков выбрал свой любимый северный модерн, основательно «разбив» его при этом элементами псевдорусского стиля. Архитектурный комплекс, в особенности церковь, нёс характерные элементы ярославского и московского узорочья XVII века, а в блоке церкви – также владимиро-суздальской храмовой архитектуры (декор барабана). Новое здание не подавляло своими габаритами, а напротив, создавало у наблюдателя ощущение радостной лёгкости. В немалой степени этому способствовала бело-кремовая цветовая гамма фасадов. Церковь была богато декорирована резьбой по камню, цветной майоликой и керамической плиткой, купола были вызолочены. Все это придавало зданию очень нарядный и праздничный облик. Размеры церковного помещения позволяли вместить около 300 человек. Но в случае необходимости открывалась раздвижная железная перегородка, рекреационный зал соединялся с храмом, и количество молящихся могло увеличиться до 800-900.

http://sobory.ru/article/?object=04766

На основании пространной редакции жития прп. Никона Радонежского 40-х гг. XV в. нек-рые исследователи говорят об участии в росписи и прп. Даниила, что не подтверждается более ранними источниками. Хронологические границы возведения собора устанавливаются между 1410-1427 гг. (П. Н. Максимов , на основе представлений о времени игуменства Александра) или 1425-1427 гг. (Н. Н. Воронин , согласно гипотезе о времени пребывания в мон-ре прп. Андрея Рублёва). Мнение, относящее постройку собора к кон. XIV в. (В. Г. Брюсова , Б. Л. Альтшуллер ), не получило поддержки у большинства исследователей. Первоначальный вид собора изменился после пожара 1812 г., когда обрушился его верх. Новое завершение собора с 8-гранным барабаном было возведено в 1813 г. под руководством архит. И. д. Жукова. После перестройки храма в 1848-1850 гг. по проекту архит. г. ф. Герасимова на барабане 1813 г. появился шатер. В 40-50-х гг. XIX в. к Спасскому собору были пристроены 2 боковых придела: правый - в честь Успения Богородицы, левый - во имя прп. Андроника. Этот облик собора сохранялся до реставрации в сер. XX в. Принадлежность храма кругу раннемосковской архитектуры была установлена при натурных исследованиях 1933 г. (Максимов, А. Р. Егорова, Е. Б. Шереметева), выявивших характерные особенности техники кладки, декора и первоначальной композиции. Благодаря исследованиям собора в нач. 50-х гг. XX в. (Г. Ф. Сенатов при консультации Д. П. Сухова ) были открыты фрагменты фресок с растительным и геометрическим орнаментом (XV в.), сохранившиеся под поздними закладками на откосах боковых окон средней апсиды. В 1959-1961 гг. была проведена реставрация первоначального вида собора и восстановлено утраченное при пожаре 1812 г. его завершение (архитекторы Л. А. Давид, Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович; археологи М. Х. Алешковский, В. Б. Гиршберг, Ф. М. Гольдштейн). Во время этих работ были найдены детали декора (напр., блоки кокошников), фрагменты белокаменных рельефов (возможно, темплона), открыто основание алтарной преграды, установлен древний уровень полов (однако были сделаны ошибочные выводы о структуре наслоений).

http://pravenc.ru/text/115428.html

Храм в честь Св. Великомученика Георгия Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений. Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» — жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города — один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине. Использованные при подготовке материала и рекомендуемые источники и литература: 1. А. Антонов. Фотографии храмов в честь Св. Великомученицы Варвары и в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия в Зарядье . 2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005. 3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003. 4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

http://pravmir.ru/varvara-nevesta-xris/

Совсем недавно воздвигнута взорванная колокольня, на которой благодаря жертвователям появились новые колокола, созывая на службы немногочисленных прихожан. Церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольском - шестистолпный одноглавый храм выстроенный в стиле раннего барокко с массивным высоким, сдвинутым к востоку световым барабаном. Никольская церковь была отстроена в формах сложившихся под воздействием петербургской архитектурной школы 1720-1730-х гг. Это определило тип храма, организацию его внутреннего пространства, отсутствие трапезной, общий характер масс, систему и форму убранства. Присущий архитектуре памятника отпечаток профессионализма свидетельствует о руке опытного мастера. Внутренняя структура с повышенными коробовыми сводами центрального креста нашла чёткое выражение на фасадах в устройстве боковых пилястровых портиков с крутыми фронтонами и фигурных тимпанов над парапетами восточной и западной стен. В сдержанной плоскостной декорации основную роль играют пилястры, отвечающие положению столбов, и строгие оконные обрамления с " ушками " и трёхчастным замком. Глухая верхняя плоскость стен заполнена неглубокими квадратными нишами. Значительно тоньше и наряднее разработан интерьер здания, проникнутый ордерным началом. Его выразительность основана на подчинении периферии повышенному центру. Архитектонику зрительно выявляют карнизы, опоясывающие главный и поперечный нефы в уровне пят подпружных арок. Убранство составляют лепные филёнки, картуши и роспись " под мрамор " , видная на столбах и пилястрах. Своды покрывала уцелевшая фрагментарно масляная живопись, выполненная Я. Е. Епанечниковым в 1884 году. Напротив алтаря, в основании барабана, находится деревянный балкон, куда вёл ход через чердак по винтовым лестницам в толще стены смежной с церковью, утраченной и позже восстановленной трёхъярусной колокольни. Окна заполняют кованые крестчатые решётки. Иконостас и утварь после закрытия храма в 1937 году исчезли. С сайта: www.Klin-nikolskiy.cerkov.ru и из книги: Подъяпольская Е., Выголов В., Разумовский Ф. " Памятники архитектуры Московской области " . Выпуск Часть 4. - Москва, Издательство " " Стройиздат " , 1999 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Придел Ахтырский освящен в 1839 г, Александра Невского - в 1872 г. Колокольня взорвана в 1950-х. 26 мая 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=01034

В XII-XIV вв. в архитектуре удельных княжеств применялось ступенчатое расположение сводов и закомар, наделявшие храмы большой стройностью и динамичностью. В архитектуре Москвы XIV - первой XV вв. новые архитектурные формы выразились в еще более сложной композиции верха, чем в зданиях предыдущего периода. Кроме подпружных арок здесь появились пьедесталы под барабанами, дополнительные сводики, кокошники. В 1950-е гг. он считался слишком архаичным для зодчества 1540-х гг. П.Н. Максимов искал этому объяснение в ориентации его создателей на архитектуру предшествующего собора 1379-1405 гг. Облик собора Симонова монастыря не оказывается единичным, намеренно ретроспективным явлением в архитектуре конца 1540-х гг., представляет одно из направлений в архитектуре эпохи, связанное с традиционным московским зодчеством и менее подверженное проникновению итальянизирующих мотивов в наружный декор. Ведь сооружения первой трети XVI в. обнаруживают большую близость к собору Симонова монастыря, нежели памятники раннемосковского зодчества. Характерная черта этого времени состоит в следующем. В московском зодчестве 1540 - первой половины 1550-х гг. сокращается состав итальянизирующих мотивов в декоре. Но при традиционности декорации фасадов сохраняется классичность в проработке профилей. Так, Л.А. Давид отмечал сходство капителей собора Симонова монастыря и церкви Антипия с ордером церкви Вознесения в Коломенском, а С.С. Подъяпольский предполагал влияние на них форм церкви Воскресения в Московском Кремле, оконченной до 1543 г. Петроком Малым. Его квадратный план имеет внутри четыре крещатых столба, несущих верхние своды и главы. Внутри крестчатые столбы, поддерживающие подпружные арки, завершались трехчастными капителями. В пятах (верхний камень, или ряд камней, опоры, на котором покоится арка или свод) подпружных арок на стенах четверика им соответствовали идентичные по профилировке импосты (архитектурная деталь над столбом, лопаткой, капителью колонны, служащая опорой для пяты арки). Не исключено, что это мог быть и пояс, проходивший по периметру стен.

http://sobory.ru/article/?object=39881

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010