Помимо пилястр, разделяющих его стены на три прясла, фасады церкви Архангела Гавриила имеют профилированный цоколь и широкий трехчастный карниз. Особенно интересно была решена верхняя часть церкви – над карнизом, там, где обычно помещались закомары, возвели стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона увенчивался целой короной небольших кокошников. В северо-западном углу яруса установили часы. Вверху церковь завершалась двумя главами – большой в центре и малой – над приделом Константина и Елены. В 1638 году на месте яруса звона устроили ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. Более всего пострадал памятник в XVIII и особенно в начале XIX века. Тогда сломали оба барабана, уничтожили южный портал, вместо него и над ним сделали новые большие окна, уничтожили второй ярус кокошников. Западный фасад церкви еще раньше оказался почти полностью закрытым построенной вплотную к нему каменной колокольней. Из трех перспективных порталов до настоящего времени дошел только северный. Из предметов храмового убранства в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника сохранились только отдельные произведения. Реставрационные работы на памятнике на протяжении последних десятилетий проводились несколько раз. В 1950–х годах памятник был исследован и обмерен специалистами ВПНРК. Архитектором С.С. Подъяпольским была выполнена графическая реконструкция его первоначального вида. В 1960-1970 годах проведены работы по консервации и фрагментарной рестав­рации памятника: установка дополнительных железных связей в пролетах арок между подкупольными столпами храма; частичное сня­тие для улучшения отвода вод грунта у восточного фасада и вос­становление первоначального цоколя на этом участке. Был несколь­ко поднят закрывавший жерло барабана поздний потолок. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05132

В начале 60-х годов, по проекту П.Д. Барановского, удалены наслоения XVIII–XIX веков, кровля устроена в формах XVII века – из-за неполноты данных точное восстановление форм XII века невозможно. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1978–1989 годах проведена реставрация фасадов. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов в Пскове Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца – кончанский храм Городецкого района (конца), стоит в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову. Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города; к ней стекались все дороги: Великая (ул. Советская), Трупеховка (Октябрьский проспект), Петровская (Новгородская, ныне – К. Маркса), Званница (Леона Поземского) с Запсковья, Изборская (Рижский проспект) – от Завеличья. Рядом был знаменитый псковский Торг. Это один из древнейших храмов города. Он был построен в XIV веке, предположительно, в 1339 году. При ее постройке псковские мастера применили новый, заимствованный из практики церковного строительства южных княжеств Руси прием употребления подкупольных подпружных арок. При церкви было два придела. Ранее в приделах находились архивы, казна, трапезная. В настоящее время из двух приделов остался один – в северо-западной части храма. Храм стал соборным в 1429 году. Закрепленная внутри главного помещения на южной стене памятная плита содержит сведения о ремонтах и последующих освящениях церкви в 1613 и 1696 годах. Ремонты и переделки изменили первоначальный вид церкви: приделы и галереи «убавили» ей стройность, прямоскатные покрытия четверика и пристроек опростили внешнюю форму. В XVIII веке была построена шатровая колокольня с корпусами. В XIX веке корпуса использовались под богадельню при архиерейском доме. В начале XX века размещалась полковая церковь Енисейского пехотного полка. В 20–30-е годы XX века церковь являлась кафедральным собором Пскова, так как Троицкий собор был передан «обновленцам». В 1936 году храм закрыли. Во время немецкой оккупации 1941–44 годов церковь была открыта. После Великой Отечественной войны Архангельскую церковь вновь закрыли. В 1948 году здесь проводились реставрационные работы под руководством Ю.П. Спегальского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В советское время в Ферапонтовом монастыре долгое время существовал филиал Кирилловского музея Из книги: Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. «Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастырь». - Издательство «Теза», Москва, 1994 Община верующих в Ферапонтове возникла более 30 лет назад. Тогда же, в 1989 году, был зарегистрирован Богоявленский приход, которому для богослужений в 1990 году передали надвратную церковь монастырского ансамбля с двумя приделами (Богоявленским и Ферапонтовским). Архирейское подворье в Богородице-Рождественском Ферапонтовом монастыре по указу митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия открылось 8 августа 2014 года. В его штате состояли три человека: игумен монастыря - Иоасаф (Вишняков), ещё один иеромонах и иеродиакон. Зимой регулярные богослужения (по воскресным и праздничным дням Литургии, по субботам панихиды, ежедневно молебны) совершаются в надвратной церкви, а на лето музей-заповедник выделяет Мартиниановскую церковь, примыкающую к соборному храму с юга. Как правило, последнее в годичном кругу богослужение, которое совершается в монастыре, выпадает на престольный праздник Рождества Богородицы. Впрочем, раз на раз не приходится: это зависит от погоды. Возведённый как холодный, Мартиниановский храм сейчас оборудован отопительной системой (электрической, как и весь монастырский ансамбль). Но на полноценный зимний обогрев она не рассчитана, и с приближением заморозков по технологическим условиям её отключают. Температурно-влажностый режим комплекса центральных монастырских храмов предусматривает, что в соборе должно быть обязательно теплее, чем в смежных помещениях и примыкающих пристроенных зданиях. Поэтому фактически свыше полугода - с сентября и, как правило, до Пасхи священники вынуждены служить в маленькой надвратной церкви. Всех желающих помолиться она не вмещает. В селе постоянно зарегистрировано около трёх сотен человек. В праздничный день на Литургии в холодное время года бывает до 25 человек, а тёплое - до сотни. Из журнала: " Журнал Московской Патриархии " , сентябрь (9), 2019 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2010 году в России была выпущен почтовый блок , посвященный Ферапонтову монастырю. На блоке изображены ансамбль Ферапонтова монастыря и икона «Святитель Николай Мирликийский» из музея Дионисия. Прекрасный сайт о Ферапонтовом монастыре и музее фресок Рождественского собора - http://www.dionisy.com/rus/monastery/ Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00501

10 м, высота до верха главы ок. 27 м). Разделка фасадов лопатками на 3 вертикальных прясла (среднее более широкое) с закомарами наверху, кокошники с небольшими килевидными завершениями в гранях 8-гранного столпа под шатром - эти черты при всей упрощенности и неразвитости форм восходят к архитектуре ц. Вознесения в подмосковном царском с. Коломенском. Успенский собор в Перемышле. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Успенский собор в Перемышле. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Собор Успения в Перемышле является, по-видимому, одним из последних соборов, возведенных удельным князем в эпоху Иоанна IV. Большой городской собор (с запада устроены хоры, перекрытые сводами) со своеобразной структурой - 4-столпный 5-главый (позднее 4 малые главы сняли для облегчения сводов) 3-апсидный - в укрепленном остроге должен был выполнять функции обороны и хранилища. Здание имело подвалы и мощный сводчатый подклет, основной объем с 3 сторон (на уровне подклета и главного этажа) окружали 2-этажные арочные галереи (разобраны в 20-х гг. XIX в.; варианты реконструкции см.: Преображенский. 1891. С. 35-37. Табл. 1; Николаев. 1970. С. 112 (реконструкция Е. Н. Подъяпольской)). В 70-х гг. XX в. обрушились его своды, столпы, вост. стена, алтарь, уцелели трапезная (XIX в.) и колокольня (2-я пол. XVIII в.). Собор Св. Троицы Троицкого Лютикова мон-ря. Аксонометрический разрез, план и рис. фасада по М. Т. Преображенскому Собор Св. Троицы Троицкого Лютикова мон-ря. Аксонометрический разрез, план и рис. фасада по М. Т. Преображенскому Одним из незаурядных комплексов на территории К. и Б. е. являлся Троицкий Лютиков мон-рь, в 6 км от Перемышля, близ с. Корекозева. Судить об архитектуре его основных сооружений можно по описаниям и чертежам кон. XIX в. мелкого масштаба ( Преображенский. 1891. С. 57-60. Табл. 7; Извеков. 1902). По преданию, мон-рь основан в нач. XVI в. В. И. Воротынским († 1533), по др. версии - в XV в. Воротынские были его основными вкладчиками и строителями. Собор Св. Троицы был 4-столпным одноглавым, по ширине почти равным собору в Перемышле. Три ряда полукруглых кокошников в основании центрального барабана собора, узкие, высокие окна близки к московской архитектуре. Шатровая ц. Благовещения (разрушена во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) имела подклет, крытую зап. галерею (разрушена в XIX в.), трапезную с сев. стороны. К кон. XIX в. вертикальное пространство храма изменилось: нижнюю часть перекрыли сомкнутым сводом, наверху устроили колокольню, для к-рой растесали окна восьмерика. Композиционная структура ц. Благовещения во многом повторяла ц. Вознесения в Коломенском (о датировке и первоначальном облике см.: Седов Вл. В. Троицкий собор Лютикова мон-ря//Вопросы археологии и истории В. Поочья: Тезисы докладов. Калуга, 1987. С. 42-43; Баталов. 1996. С. 306-308).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Муз. 3841. Л. 277). Сводчатый потолок палаты площадью 260 кв. м опирается на центральный, выложенный из кирпича столп. С вост. стороны к трапезной примыкают 2 помещения, выполненные в одном объеме с ней. Одно из них - храм Рождества Христова, заложенный в 1521 г.: «Той же день в четверток игумен Пафнутие и зосиминскими пустынники з братею заложил храм теплой… а церковь полутреи сажен» (Там же). Однопрестольный храм отделялся от трапезной глухой стеной с проходной дверью. В 1-й пол. XVII в. усердием кн. Б. М. Лыкова храм был расписан. С юга к храму примыкает келарская палата, в которой в 1776 г. был устроен придел во имя прп. Онуфрия (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 2. Д. 3561. Л. 4), просуществовавший до 1812 г. С восстановлением мон-ря после разорения 1812 г. в келарской палате разместилась монастырская ризница ( Антипов. 2007. С. 46). С сев. и юж. сторон к трапезной примыкают паперти. Прототипом сев. паперти стала паперть Преображенского собора московского Новоспасского мон-ря ( Подъяпольский. 1994. С. 204-205). В XVII в. с юж. стороны трапезной были пристроены зимние настоятельские покои. Колокольня Пафнутиева Боровского мон-ря. 1687–1690 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Колокольня Пафнутиева Боровского мон-ря. 1687–1690 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Над сев. входом в подклет трапезной находится древнейшая сохранившаяся в П. Б. м. фреска с изображением Нерукотворного образа Спасителя, написанная мастерами школы Дионисия в 1-й четв. XVI в. Уникальным памятником древнерусской монументальной живописи 40-х гг. XVI в. являются росписи паперти трапезной. Фрески сохранились в полном объеме и покрывают все плоскости стен, сводов и опор, относящихся к первоначальному периоду строительства. Росписи были полностью переписаны в XVIII в. с сохранением первоначальной иконографии и рисунка. Будучи объединенными общим пространством, росписи паперти состоят из 2 тематических блоков, обособленных друг от друга. Основной блок преимущественно посвящен прообразовательным и ветхозаветным сюжетам, тогда как дополнительный отведен под изображение прп.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В 1970-е г.г. при реставрации по проектам С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой с фасадов снята поздняя штукатурка, в нижних частях восстановлены полуколонны и профилировка проемов. К зданию примыкали галерея и два небольших придела у восточных углов. Галерею возвели, видимо, сразу же по завершении строительства основного здания и использовали как усыпальницу. Одноглавая четырехстолпная церковь с тремя полукруглыми апсидами, общий облик которой был очень близок храму Петра и Павла. Фасады первоначально завершались полукружиями закомар. На внешних угловых лопатках сохранились декоративные кресты из плинфы. В кладке встречаются лекальные кирпичи, в сводах – кувшины-голосники. Завершение 18 века – световой восьмерик под лотковым куполом с изломом граней и фигурное основание главки – оштукатурено. Над арочными окнами восьмерика – нишки, разделенные замковым камнем. Внутри храм был расписан фресками. Нынешний пол почти на 2 метра выше древнего. По материалам: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область». - Москва, «Наука», 2001 г. Памятником архитектуры XII в., с некоторыми изменениями, дошедшим да нашего времени, является Иванобогословская церковь, сооруженная великим князем Романом Ростиславичем в 1173-1176 г.г. Церковь " на овражке " - так именовалась в старину Иванобогословская церковь, являясь контролирующим пунктом проходящих через Смоленск торговых путей. Расположение церкви на склоне к Днепру между городом и княжеским подворьем обеспечивало паломничество к ней всех проезжавших мимо людей. Это давало князю возможность полностью собирать торгово-таможенные пошлины. В русской истории Иванобогословская церковь сыграла роль крупного центра просвещения. Князь Роман был широко образованным человеком. Все свое состояние он отдал на просвещение, ничего не оставив себе. Когда он умер, похоронить его пришлось на народные сборы. При Иванобогословской церкви князь создал училище. Из стен этого первого церковного училища распространялась русская письменность. Здесь же составлялись летописи Смоленской земли.

http://sobory.ru/article/?object=00077

Церковь во имя прп. Кирилла. 1585 г. Фотография. 2012 г Церковь во имя прп. Кирилла. 1585 г. Фотография. 2012 г Каменные храмы 30-40-х гг. XVI в. на территории «большого» и «малого» К. Б. м. служили наглядным воплощением возросшего благополучия и статуса обители, учитывая, что в Москве при малолетнем вел. кн. Иоанне Васильевиче каменное строительство было прекращено. Анализ сохранившихся памятников заволжских и ростовских мон-рей дал Подъяпольскому возможность предположить, что каменные церкви К. Б. м. 30-40-х гг. XVI в. были возведены ростовскими мастерами ( Он же. 2006. С. 189-192). Именно использованием одной архитектурной традиции может объясняться стилистическое единство сооружений кон. XV-XVI в. на территории К. Б. м. В XVI в. строились в камне службы и иные сооружения. В 1532 г. были поставлены каменные св. ворота и Казенная палата (или келья для казнохранилища), примыкающая к воротам. Ворота имеют 2 арочных проезда, перекрытые коробовыми сводами, укрепленными подпружными арками. Внутри большого проезда - опоры в виде низких массивных полуколонн с профилированными базами и 2 жгутообразными поясками вместо капителей. В малом проезде прямоугольные выступы стен декорированы нишами. Юж. фасад ворот украшают 3/4-ной круглый столб, пологие архивольты проездных арок с килевидными завершениями и характерные для XVI в. плоские ниши, остроугольные и килевидные ( Бочаров, Выголов. 1968. С. 163). Церкви, построенные во 2-й пол. XVI в., большей частью являются приделами, пристроенными к собору, или надвратными храмами. Мемориальная ц. во имя св. кн. Владимира, соборный сев. придел и усыпальница кн. Владимира Ивановича Воротынского (1554), была построена на вклад вдовы кн. Воротынского. В послании 1573 г. царь Иоанн IV Васильевич упрекал игумена за ее строительство, поскольку над погребением прп. Кирилла церкви на тот момент еще не было (Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 173). Церковь Преображения Господня. 1595 г. Фотография. 2001 г. Церковь Преображения Господня. 1595 г. Фотография. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ВЗЫСКАНСКИЙ ХРАМ НА ЗАЦЕПЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Церковь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " на Зацепе. 4 марта 2017 Храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " на Зацепе, на Щипке , домовый храм Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Храм был заложен как домовая церковь при женском коммерческом училище Московского общества распространения коммерческого образования. Строительство начато в 1904 году по проекту архитектора Н. Л. Шевякова (совместно с С.У. Соловьевым, А.В. Щусевым, П.А. Заруцким). Освящен 9 июня 1905 года. В 1910 - 1911 годах для подготовительных классов училища по Большому Строченовскому переулку к храму пристроен двухэтажный корпус по проекту архитектора А.У. Зеленко. Перед революцией церковь являлась домовым храмом Московского коммерческого института. После 1918 года церковь стала приходской (для этого она была отделена от учебного здания) В 1926 году храм был окончательно закрыт, а с 1929 года стал использоваться для хозяйственных целей. Убранство церкви было сильно повреждено при возведении внутренних перегородок, однако не было уничтожено. В 2002 году был образован и юридически зарегистрирован приход храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Настоятелем храма в 2005 году назначен протоиерей Алексий Муравейник , который начиная с 2002 года совершал богослужения на улице у стен не действовавшей тогда церкви. С 2005 года службы проходили в помещении храма. В 2011 году администрация РЭУ предоставила приходу для совершения ежемесячных богослужений помещение, в котором когда-то располагалась алтарная часть церкви. Реставрация храма во имя иконы Божией Матери и исторического IV корпуса в течение полутора лет, с января 2015 по сентябрь 2016 года, велась московской реставрационно-строительной компанией «Архитектурное наследие». Руководил масштабными работами главный архитектор проекта Д.С. Подъяпольский. Часть архитектурных деталей реставраторам удалось восстановить, Так, сохранились мраморные столбы ограждения парадной лестницы, декоративное оформление лестничного вестибюля, деревянные двери, уникальные ворота, разделяющие храм и рекреационный зал, мозаичный пол церкви и т.д. На фасадах и в интерьерах церкви были проведены колоссальные восстановительные работы, создан новый уникальный иконостас из коелгинского мрамора, который использовался также при воссоздании парадной лестницы. Это же материал использовался при восстановлении престола и жертвенника. В 2015 г. Попечительский совет университета преподнес в дар вузу колокольный набор, состоящий из шести колоколов.

http://drevo-info.ru/articles/13675479.h...

Москва. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Добавить фотографии Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово.Могилы настоятелей церкви:Иллариона Удодова(1933-1951г),Петра Удодова(1951-1968г)и Владимира Жаворонкова(1952-2004г)у алтаря храма. Александр Момент 14 ноября 2010 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Владимирская церковь была построена в 1772-1777 гг. Это кирпичное, оштукатуренное здание с белокаменным декором. Авторство храма приписывают титанам русского классицизма Казакову или Баженову, несомненно, одно - по мнению искусствоведа Е.Н. Подъяпольской в основе проекта лежит переработка одного из увражей Жана-Франсуа Нефоржа. Нефорж был «кабинетным» архитектором и не воплощал в жизнь свои проекты, этим занимались зодчие-практики, по-своему интерпретируя чертежи бывшего ученика Блонделя. Среди работ Нефоржа есть храм Войны – возможно послуживший прототипом для церкви Владимирской иконы Божией матери. Ступенчатая композиция постройки складывается из двусветных: треугольного основания с закруглёнными углами и купольной ротонды с небольшой главкой на стройном трибуне. Наружные элементы декора сообщают архитектуре церкви необычайную пластическую выразительность и нарядность. В интерьере храма сохранился великолепный голубой с обильной позолотой иконостас в стиле Людовика XVI. Храм отремонтирован и действует. Усадьба Виноградово (ныне в черте г. Москвы) на Долгом пруде, в XVII в. принадлежавшая Пушкиным, создана как архитектурный ансамбль в 1760-1770-х г.г., когда ею владел поселившийся здесь А.И. Глебов. По его заказу на левом берегу пруда, близ каменной церкви XVII в., был выстроен деревянный одноэтажный дом и разбит регулярный плодовый сад. Напротив дома, справа от пруда и Дмитровской дороги сооружен новый церковный комплекс, объединенный с усадьбой общей композиционной осью. В 1790 г. усадьба перешла в род Бенкендорфов, которым принадлежала до середины 1880-х гг. В начале XIX в. она представляла развитое хозяйство, включавшее недавно перестроенные дом с флигелями, оранжереи, парники и теплицы, каретник, скотный двор, погреба и амбары. Здесь бывали и подолгу гостили Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов. Последний посвятил дочери хозяев басни " Дуб и трость " и " Разборчивая невеста " .

http://sobory.ru/article/?object=03372

Дмитров. Борисоглебский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г. Закрыта в 1920-х гг., занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х гг. возвращена верующим. Надвратная Никольская церковь - бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с трапезной - входит составной частью в состав разновременных сооружений, включённых в линию южной монастырской стены. Церковь, выстроенная из кирпича в 1685-1687 годах, завершила здание главных, Святых ворот и прилегающих к ним келейных корпусов, возведённых в 1672 году. В 1834 году был выстроен северный придел; в 1852 году в результате объединения обеих церквей северная и западная стены Никольского храма были заменены арками. Храм получил завершение плоским куполом и новый барабан с главой. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Комплекс Святых ворот, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев монастырь, сложился в XVII-XIX в.в. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685 - 1687 гг. завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 г. к зданию примкнул с севера равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами. В результате две стены древнего храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. Никольская церковь поверх лоткового свода получила завершение ложным куполом и новый барабан с главой. Несмотря на многочисленные переделки здания, на его фасадах видны остатки декора XVII в.: ряд мелких венчающих кокошников и килевидные оконные очелья. Внутреннее убранство утрачено. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Придел пристроен на средства клинского купца Г.Г. Анземирова. К.В. Аминов 23 августа 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09507

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010