Строительством К. Б. м. до 2-й пол. XVI в. руководили ростовские мастера. Архитектурный ансамбль монастыря отличается стилистическим единством: 8 из 11 храмов возведены в кон. XV-XVI в. В 1496 (?) г. Успенская ц. сгорела, и в том же или в 1497 г. за 5 месяцев была возведена каменная церковь. Однокупольная 4-столпная в плане церковь была намного больше, чем прежние здания. Эту самую крупную монастырскую церковь на Руси того времени строили 20 каменщиков во главе с зодчим Прохором из Ростова; стоимость работ составила 250 р. 8 сент. 1497 г. собор был освящен. Как показал С. С. Подъяпольский, основываясь на записях прп. Гурия (Тушина), каменное здание Успенского собора соотношением ширины зап. стены и длины до алтаря повторяло пропорции Троицкого соборного храма Троице-Сергиева мон-ря ( Подъяпольский. 1989). Массивный и приземистый, с 3 широкими полукруглыми апсидами собор, возведенный в московской строительной традиции рубежа XIV и XV вв., имеет компактный кубический объем здания без подклета. Узкие лопатки, над к-рыми выведен карниз, разделяют фасады здания на 3 прясла, каждое завершено большой килевидной закомарой и напоминает более раннее здание собора мон-ря в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтове (1490): глава со шлемовидным покрытием (совр. глава XVIII в.) венчала «горку» кокошников, ступенчато поднимавшихся над фасадами ( Он же. 2006. С. 127-129). Она смещена к вост. стороне куба: барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Вост. пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, что предвозвещало появление 2-столпных храмов. В результате внешние деления лопатками боковых фасадов не соответствуют внутренним пространственным членениям интерьера столбами. Такая декоративность форм продолжает нововведения раннемосковского зодчества. Здание украшено широкими узорчатыми поясами, размещенными в верхней части стен (под закомарами), апсид и барабана главы. Они включают керамические балясины в крестообразных нишках, поребрик, прямоугольные впадины, дополненные на апсидах и барабане бегунцом, терракотовые плиты с оригинальным рельефным растительным орнаментом в виде кринов (лилий).

http://pravenc.ru/text/Кириллов ...

Святые ворота. Надвратная церковь св. Иоанна Лествичника. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Святые ворота. Надвратная церковь св. Иоанна Лествичника. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Одновременно с Иоанновской ц. рядом с Успенским храмом при поддержке Василия III была построена ц. во имя арх. Гавриила с приделом святых Константина и Елены - небесной покровительницы вел. кнг. Елены Глинской. Возможно, храмы возведены одним зодчим, Григорием Борисовым (подробнее см.: Подъяпольский. 2006. С. 132-134, 138, 180-181). Все 4 престола церквей прор. Иоанна Предтечи и арх. Гавриила были освящены в дек. 1534 г. Пермским и Вологодским еп. Алексием, сведения о чем вошли в монастырский синодик (РНБ. Кир.-Бел. 752/1009. Л. 11). Год возведения ц. арх. Гавриила упомянут на резном кресте 1638 г. (КБМЗ), созданном по случаю освящения храма после его поновления ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 247). Высокая кубическая церковь с 3-частным делением фасадов лопатками и с 3 низкими полукруглыми апсидами, с арочными окнами без обрамлений и с кирпичными перспективными порталами (сохр. северный) внешне выглядит традиционно. Аркатура на апсидах близка к декору ряда московских церквей нач. XVI в. Однако в декоре отразилось влияние ордерной архитектуры итал. Ренессанса, как и в оформлении ц. прп. Иоанна Лествичника: пара 4-гранных вост. столбов, почти слившихся с межапсидными стенками, профилированные импосты под пятами арок, коробовые своды с крестовым перекрытием над зап. частью среднего нефа, зальный принцип построения внутреннего пространства, на фасадах - лопатки с базами и раскреповками в завершении, широкий 3-частный антаблемент над ними, профилированный цоколь. Оригинальное завершение здания было обусловлено назначением церкви - «иже под колоколы» (Там же. С. 101); ярус звона с 3 арками на каждом фасаде был огражден стенкой, окружающей четверик, и декорирован 2 ярусами килевидных кокошников. Завершали строение 2 главы - над церковью и приделом. Появление рядом с собором 2-го каменного здания (звонницы), близкого к нему по размерам, также сближало К. Б. м. и Троице-Сергиев монастырь, где подобным образом соотнесены Троицкий собор и Духовская ц. Последняя вместе с Гаврииловской представляет собой одну из 2 известных 4-столпных церквей, завершенных звонницей ( Подъяпольский. 1989. С. 314). Аналогом ц. арх. Гавриила является ц. в честь Благовещения в Ферапонтовом мон-ре, сооруженная, возможно, также Григорием Борисовым.

http://pravenc.ru/text/Кириллов ...

Ок. 1544 г. с сев. стороны к собору был пристроен теплый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, прямоугольный в плане, на подклете, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом с распалубками. Сев. фасад завершается необычными кокошниками, обведенными широкими арками (первоначально профилированными архивольтами), вынесенными от плоскости стены на 30 см. Под пятами кокошников помещен орнаментальный пояс. По реконструкции С. С. Подъяпольского, зап. стена завершалась такими же кокошниками, как и северная, вост. стена - 2 щипцами; храм увенчивала глава на барабане с 11 треугольными кокошниками в основании. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. В 40-х гг. XVI в. была сооружена трапезная Смоленской ц., закрывшая ее фасад и сев. и центральное прясла Вознесенского собора. Тогда же воздвигли «паперти малые», под к-рыми подразумевают сев. паперть при трапезной палате (Куликов). В 1611 г. на месте трапезной на средства инокини Марфы (царицы Марии Феодоровны Нагой) возведена пристройка с 2 приделами (во имя вмц. Екатерины и во имя св. царевича Димитрия), разделенными деревянной перегородкой между алтарями, а также шатровая колокольня в сев.-зап. части (согласно сведениям 1569, в мон-ре существовали ц. вмц. Екатерины и колокольня, местоположение к-рых неизвестно). Пристройка повторяла план и формы Смоленского храма, но вост. стена, прямая на уровне подклета, скруглена у каждого из 2 прясел. По мнению Подъяпольского, пристройка имела 2 главы. В 1658 г. с ее сев. стороны каменщиком И. Шабаном было построено крыльцо, увенчанное шатром, а также 2 крыльца с юж. стороны - в трапезную и в ц. Воскресения. В кон. XVIII в. вместо колокольни (сохр. фрагменты) у приделов вмц. Екатерины и св. Димитрия в формах провинциального барокко была возведена над трапезной палатой др. колокольня. В 1-й пол. XIX в. с именем игум. Маврикии было связано строительство придела в честь Смоленской иконы Божией Матери на месте теплой Смоленской ц., каменного здания ризницы с юж. стороны собора, паперти с каменным крыльцом с сев. стороны. В кон. XIX в. в подклете Воскресенского собора существовал придел во имя прп. Кирилла Новоезерского. К 2006 г. Воскресенский храм находится в ведении КБМЗ.

http://pravenc.ru/text/166215.html

С. 250); этой даты придерживался и Подъяпольский ( Подъяпольский. 1969. С. 223. Примеч. 2). Никольский считал, что церковь была построена в царствование Феодора Иоанновича или Бориса Годунова ( Никольский. 1897. Вып. 1. С. 36). Образцом для планировки и декоративного оформления ц. Преображения послужила ц. прп. Иоанна Лествичника на св. воротах. Невысокий четверик с пониженными прямоугольными пристройками с 2 сторон (алтарем и папертью) первоначально имел открытые арочные проемы (в XVII в. превращены в окна). Архитектура церкви отражает сближение форм 2- и 4-столпного храмов. Почти в центре храма стоят 2 круглых, увенчанных капителями столба, с к-рых на стены переброшены арки. Они поддерживают 3 коробовых свода, перекрывавшие храм по продольной оси. Более мощная подпружная арка между столбами служит опорой главному световому барабану, поставленному на средний из коробовых сводов с помощью дополнительной системы ступенчатых арочек. Бочаров и Выголов отметили оригинальность такой 2-столпной конструкции. Несоответствие между 2-столпной внутренней конструкцией (барабан и своды церкви опираются не на 4 столба, как у др. кирилловских храмов, а на 2) и характерной для 4-столпных зданий декорацией сев. и юж. фасадов в виде 3 прясел (украшенных нишками с остроугольными верхами) было замаскировано на юж. стене с помощью «сдвига» портала ближе к востоку, между средним и вост. пряслами, из-за чего лопатка над килем его архивольта оказалась оборвана ( Бочаров, Выголов. 1968. С. 202; Баталов. 1996. С. 162-163). Нижний ярус самых крупных кокошников с круглым проемом в среднем из них «отрезан» от прясел стен карнизом с ширинками. Трехглавие над горкой килевидных кокошников (большая глава - в центре, 2 малые - над вост. углами постройки) вносит симметрию в облик небольшого сооружения. Центральный барабан смещен к востоку, 2 малых барабана располагались над юго-вост. и сев.-вост. углами храма, соответственно над приделами святых Николая и Ирины. Декоративное заполнение закомар, кокошников и верхних ярусов глав демонстрирует устойчивое повторение форм соборного храма; как и в ц.

http://pravenc.ru/text/Кириллов ...

Дмитров. Борисоглебский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г. Закрыта в 1920-х гг., занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х гг. возвращена верующим. Надвратная Никольская церковь - бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с трапезной - входит составной частью в состав разновременных сооружений, включённых в линию южной монастырской стены. Церковь, выстроенная из кирпича в 1685-1687 годах, завершила здание главных, Святых ворот и прилегающих к ним келейных корпусов, возведённых в 1672 году. В 1834 году был выстроен северный придел; в 1852 году в результате объединения обеих церквей северная и западная стены Никольского храма были заменены арками. Храм получил завершение плоским куполом и новый барабан с главой. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Комплекс Святых ворот, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев монастырь, сложился в XVII-XIX в.в. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685 - 1687 гг. завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 г. к зданию примкнул с севера равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами. В результате две стены древнего храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. Никольская церковь поверх лоткового свода получила завершение ложным куполом и новый барабан с главой. Несмотря на многочисленные переделки здания, на его фасадах видны остатки декора XVII в.: ряд мелких венчающих кокошников и килевидные оконные очелья. Внутреннее убранство утрачено. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Придел пристроен на средства клинского купца Г.Г. Анземирова. К.В. Аминов 23 августа 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09507

В Московской области пройдет IX Елисаветинский крестный ход 18 сентября 2020 г. 15:49 20 сентября 2020 года по благословению Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоится IX Елисаветинский крестный ход, приуроченный к 20-летию прославления святых Царственных страстотерпцев в сонме Новомучеников и исповедников Российских и 10-летию великого освящения храма Спаса Нерукотворного в селе Усово Московской области. Верующие пройдут по уникальному маршруту, объединяющему старинные села единственной в Подмосковье императорской усадьбы «Ильинское — Усово», с 1864 по 1880 годы принадлежавшей императрице Марии Александровне, а после кончины ее сыну — великому князю Сергею Александровичу и его супруге великой княгине Елизавете Федоровне. По традиции событие состоится в воскресенье сентября, ближайшее к дню тезоименитства великой княгини (память ее небесной покровительницы, праведной Елисаветы, Церковь отмечает 18 сентября). Елисаветинский крестный ход — единственный в России, совершаемый с переправой через реку по понтонному мосту и на плотах. Событие, приуроченное к 20-летию прославления Русской Православной Церковью святых Царственных страстотерпцев, не раз бывавших в Ильинском, пройдет при поддержке Одинцовского и Красногорского благочиний Московской областной епархии , администраций Одинцовского городского округа и городского округа Красногорск по инициативе Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». 20 сентября в 8.00 бесплатные автобусы заберут желающих принять участие в IX Елисаветинском крестном ходе от станций метро «Тушинская» и «Молодежная». В 9.30 в Спасском храме села Усово начнется Божественная литургия, после которой автобусы доставят паломников к храму Илии Пророка в село Ильинское. Отсюда в 12.00 начнется движение верующих с остановкой для чтения Евангелия у школы императрицы Марии Александровны. Крестный ход завершится общей молитвой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне и святым Царственным страстотерпцам у Спасского храма села Усово. Всем желающим будет предложена трапеза (полевая кухня). Во время трапезы состоится выступление военного оркестра. Паломники также смогут посетить экскурсию по выставке «300-летие истории Императорского Дома Романовых в графике XVIII-XX вв.» в музее православного просветительского центра «Усово-Спасское» и концерт классической музыки в исполнении лауреатов международных конкурсов, выпускников Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Прибывших из Москвы паломников автобусы отвезут обратно в 16.30. Программа IX Елисаветинского крестного хода: Аккредитация СМИ: press.espo-fond@mail.ru, +7 (903) 140-63-77 (Мария Подъяпольская, пресс-служба Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»). Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5692520.ht...

Ивантеевка. Церковь Георгия Победоносца в Новосёлках. Георгиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое упоминание о церкви Георгия в Новоселках появилось в 1585 г. и было это упоминание о том, что она развалилась. К концу 1590-х годов церковь была выстроена заново. В 1664 г. Московская патриархия дала Бирдюкину-Зайцеву Ивану Ивановичу и его брату Киприану разрешение на владение селом, его землями и на строительство новой деревянной церкви. В 1678 г. церковь освятили, и в ней уже совершались богослужения. К концу 1720-х годов Георгиевская церковь обветшала. 3 июля 1730 года Ирина Федоровна Шереметева подала в Казенный приказ прошение о строительстве новой церкви, тоже деревянной, которое было одобрено, и храм был построен. С той поры церковь больше не перестраивалась. В советское время храм не закрывался, и в нем регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Из таблички, висящей на фасаде церкви следует, что она была построена в 1737 году, однако на самом деле нынешнее здание гораздо более позднее - конца XIX века. В каталоге " Памятники архитектуры Московской области " (1999 г., под ред. Е.Н. Подъяпольской) указано, что " ...общая объемно-пространственная композиция и художественные формы памятника с чертами псевдорусского стиля позволяют датировать его концом XIX в. " На сайте храма (http://pobedonosec-georgy.ru/) приводятся воспоминания старожилов и прихожан о строительстве церкви в конце XIX века и называются вероятные даты начала строительства - 1886-1887 гг. и освящения храма - 1892 г. Церковь Георгия Победоносца в с.Новоселки (Ивантеевка) является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). В советское время не закрывалась. В 1957-1959 гг. храм расширен обширной пристройкой с севера. Кресты на главах - XVII в. Иконостас современен постройке. Роспись потолков - сер. ХХ в. Имеется чтимая икона Черниговской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=03504

Деденево. Церковь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Нечаянная Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:1910. В 1913 перестроена из часовни в церковь. Архитектор:М.Д. Холмогоров Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Дмитровский городской округ, с. Деденево Координаты: 56.24216, 37.519235 Проезд:от Москвы с Савеловского вокзала до станции Турист - 53 км, далее пешком - 0,5 км. Дмитровское шоссе Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ЦЕРКОВЬ НЕЧАЯННОЙ РАДОСТИ, приходская села Деденева, создана по инициативе Спасо-Влахернского монастыря. Ее основной объем выстроен по проекту М.Д. Холмогорова в 1911 г. в качестве часовни. Несколько позднее пристроены трапезная с подвалом и притвор со звонницей наверху. Небольшой бесстолпный четверик одноглавого храма с пониженной апсидой - яркий образец неорусского стиля. Его внешние архитектурно-декоративные формы основаны на мотивах Новгородско-псковского зодчества в интерпретации модерна. Фасады, очерченные плавной волнистой линией, обработаны многолопастной аркой, в которую вписана треугольная композиция оконных проемов и обрамленный полувалом портал. Сдержанность убранства восполняется контрастным сопоставлением краснокирпичного поля стены и беленых штукатурных наличников измельченного профиля. Архитектура позднейших частей здания лишена национальной окраски, здесь черты модерна более ощутимы. Свод в храме парусный, в трапезной - ребристое перекрытие по металлическим балкам. Интерьеры изменены, их убранство утрачено. " Памятники архитектуры Московской области " , под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. - М., Стройиздат, 1999.  На месте кладбищенской часовни в 1911 году был построен по проекту архитектора М. Холмогорова каменный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». После революции 1917 года началась масштабная кампания по изъятию церковного имущества и святынь. К 1922 году обитель вынужденно была преобразована во Влахернскую трудовую сельхозартель. Начало по прекращению работы ее было положено еще в 1926 году. Влахернскую артель закрыли. Монахинь выселили. Спасский собор был частично взорван, колокола отправили на переплавку. Храм Великомученика Димитрия Солунского сгорел. Началось запустение.

http://sobory.ru/article/?object=00516

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУЛАВИНСКОЕ ВОССТАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Восстание крестьян и казаков под руководством Кондратия Афанасьевича Булавина ( 1708 - 1709 ), третье крупное протестное движение крестьян, казаков, отчасти городских низов в России . В дореволюционной русской науке (Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Б.Н. Чичерин) называлось бунтом , в советской (Е.П. Подъяпольская, В.И. Лебедев, В.И. Буганов, А.П. Пронштейн) получило наименование Третьей крестьянской войны (после Восстания под руководством И.И. Болотникова и Крестьянской войны под руководством Степана Разина ). К предпосылкам восстания относят реформы Петра I , связанные с новой формой комплектования армии (наборы рекрутов на 25 лет службы, введенные в 1705) и ухудшением жизни социальных низов из-за Северной войны 1700-1721 . Другая группа причин связана с попытками царя установить полную власть Москвы на Дону, им были подчинены и азовские походы Петра I 1695–1696 , когда было почти полностью переведено на сословное состояние казачье население Верхнего Дона, а под предлогом строительства флота в Воронеже началась колонизация казачьих земель великороссами . Сам Воронеж стал оплотом экспансии на Дон: в частности, организована Воронежская епархия , которая проводила активную деятельность по подчинению духовной жизни казаков интересам империи. Стремление властей контролировать казачью вольницу усугублялось ростом численности бедного казачества, не получавшего, в отличие от " домовитых " казаков, денежного жалованья от государства. Несмотря на традицию не выдавать беглых, примкнувших к казакам ( " С Дону выдачи нет! " ), к началу XVIII века руководство войска Донского вынуждено было идти на уступки властям, которые требовали возвращать беглых крестьян и с Дона тоже. Тогда со скрывшихся за " невыдачу " их властям казачьи старшины начали брать деньги, которыми они затем откупались от проверяющих.

http://drevo-info.ru/articles/13678864.h...

Шубино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Успения Божией Матери в с. Шубино известна с XVI в. Ныне существующий храм, выстроенный в 1792 г., знаменит чудотворной иконой «Плач Богородицы над Спасителем по снятии Его с Креста», именуемой в народе «Плакущая». Сведений о том, когда икона появилась в храме, до нас не дошло. Судя по письму, образ создан на рубеже XVIII-XIX веков. В 1848 г. на окрестные села обрушились эпидемия холеры и засуха. Два месяца не было дождя, возникла угроза голода. И тогда прихожане впервые вынесли «Плакущую» из храма и совершили перед ней молебен. Икона «испросила у Бога такой дождь, который шел с полудня до вечера и был постепенный, и болезнь холера не могла далее поражать чад Божиих». В 1957 г. Успенский храм пострадал от пожара. Одно время он был закрыт, а часть его святынь утрачена. В последнее время окрестные деревни почти вымерли и приход обезлюдел. Поэтому в 1995 г. приход был преобразован в подворье Московского Новодевичьего монастыря. Каждый год 27 июня тихое село преображается: сюда устремляется поток верующих на праздник чудотворной иконы. Церковь Успенская сооружена в 1792 году из кирпича с внешней и внутренней белокаменной облицовкой. Храм состоит из бесстопного, перекрытого сомкнутым сводом с люкарнами одноглавого четверика храма, трапезной и высокой трёхъярусной колокольни. Строение и убранство храма для конца 18 века устарелы. Наряду с ордерными частями в ряде деталей использованы мотивы московского барокко рубежа 17-18 веков. Колокольня, выстроенная несколько позднее основного объёма - в 1799 году, выдержана в строгих формах классицизма. Трапезная перестроена с увеличением высоты в 1881 году. Бывшая двустолпной, она переделана на зальную и перекрыта крестовым сводом. Внутреннее убранство церкви и настенные росписи - второй половины 19 - начала 20 века. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Шубине.

http://sobory.ru/article/?object=17658

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010