В этом разнообразии суждений, противоречивых и взаимно исключающих друг друга, где была правда? Когда св. Кирилл был диаконом и пресвитером православной церкви, его православие стояло вне подозрений, и православный мир с надеждой взирал на него, как на своего будущего руководителя и защитника. Но когда он занял епископскую кафедру и проявил свою руководящую деятельность, единодушие в отношении к нему прекратилось. Часть православных епископов начала к нему относиться отрицательно, подозревая в нем скрытого врага православия, и это отрицательное отношение к нему передалось даже и на Запад, где стали сомневаться в каноничности поставления его в епископы. Изменился ли св. Кирилл, сделавшись православным епископом? Вся его деятельность, наоборот, говорила об его твердости и постоянстве его религиозных убеждений. За свое православие он был преследуем арианами, управляя церковью, он боролся с ересями и устроял в ней мир и порядок, в своих творениях всегда был истинным отцом и учителем церкви. Но эпоха, в которой жил св. Кирилл, была эпохой борьбы, общего смятения и недоверия. Врагами православия объявлялись нередко его истинные защитники, а действительные враги по ошибке часто принимались за друзей. Св. Василий Великий состояние церкви в IV веке сравнивает с ночным сражением, где нелегко отличить своих от врагов (Письмо к Афанасию В.). В другом месте своих творений, характеризуя взаимное недоверие православных епископов и их вражду он говорит: «кого не испроверг противник, того уязвляет защитник. Если враг низложен и пал, то нападает на тебя твой соратник. Как скоро враг прошел мимо, друг в друге уже видят врагов». В чем обвиняли св. Кирилла его противники? Ему ставили в упрек пропуск в огласительных словах слова μοοσιος и отсюда заключали о его приверженности к арианам. Но о православии св. Кирилла следовало судить не по тому, чего он не сказал, а по тому, что он говорил. Но ни один строгий критик не мог бы найти ничего неправославного в его творениях. Его обвиняли в сношениях с полуарианами Василием Анкирским и другими и в дружбе с Мелетием Антиохийским .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Св. Кирилл, впрочем, объясняет молитву Господню уже после крещения, в " тайноводственных " словах, как читаемую за Литургией — огласительные слова св. Кирилла и суть такие предкрещальные беседы. Их содержание подлежит хранению в тайне. " Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века... Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри — не разглашай произносимого, — не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания " Должна быть строгая постепенность, " стройный порядок " в изложении и усвоении спасительных истин " Оглашение есть строение и по порядку должны полагаться камни, и угол должен быть связан с углом. Поспешность опасна и от преждевременного слышания грозит помрачение ума. Тайна предкрещального учения должна быть соблюдаема не только от внешних, но и от оглашенных. И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит " памятью начертывать в сердце " повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрйскую теорию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий... Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам. С этим связано и самое выражение: тайноводство, μυσταγωγια. IV. Правило веры. Предкрещальное оглашение имеет содержание по преимуществу догматическое. " Великое приобретение — изучение догматов, и потребна для этого трезвенная душа " В изложении догматов св. Кирилл следует порядку крещального символа или исповедания, которое с полным разумением крещаемым предстоит произнести у святой купели. Самый текст символа по disciplina arcani не приводится целиком в беседах (кстати заметить, Созомен в своей истории опустил Никейский символ, " чтобы не прочли его непосвященные " ).

http://sedmitza.ru/lib/text/537867/

Начиналось особое приготовление к крещению. Оно длилось обычно 40 дней и совпадало со временем предпасхального поста. Данные о порядке этого оглашения из поучений св. Кирилла мы можем сопоставить с рассказом известной западной паломницы, бывшей в Палестине в IV веке, раньше ее называли Сильвией, теперь называют ее Этерией... — Просвещаемые должны были пребывать в строгом посте и воздержании, в чувствах покаянного сокрушения, выражаемого и словом, и делом. Для них это время исповедания (экзомологеза). Над ними совершались заклинания (экзорцизмы). В состав заклинаний входили молитвы, " извлеченные из Божественного Писания " осенение крестным знамением и дуновение. Лицо заклинаемого покрывалось, " чтобы ум был свободен и чтобы глаза, блуждая, не заставляли блуждать и его " Дуновение было символом " очищения от грехов " и изгнания " бесстыдного и началозлобного демона " И в то же время оно изображало действование Духа Святого и потому имело " огненную силу " против невидимых врагов. " Как золотых дел художники, — говорит св. Кирилл, — посредством некоторых орудий раздувая огонь, расплавляют положенное в горнило золото и, усиливая пламя, находят, чего ищут, так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх и в теле, точно в горниле, разогревают душу, тогда убегает диавол, а остается спасение, надежда вечной жизни и, наконец, душа, очищенная от грехов, получает спасение " Заклинания выводят просвещаемого из царства века сего, из под власти демонов. Но оглашение имеет и положительное священнодейственное содержание. " Уже благоухание блаженства на вас, просвещаемые " — говорит Кирилл в предогласительном слове. " Уже благоухание Духа Святого излиялось. Уже вы в преддверии царских чертогов. Уже перепись имен ваших была, так же и в воинство наречение, и брачные светильники, и желание небесного общежития... Теперь оглашение производится не вне, но внутри тебя, ибо Дух Святой, вселившись, соделывает ум твой храмом Божиим " И в это время просвещаемым преподается учение веры, изъяснение Символа и молитвы Господней.

http://sedmitza.ru/lib/text/537867/

Происхожд. и литургич. характер таинств“, Труды К. Д. Ак. 1874 г., т. IV, стр. 397 – 398. ). Таким образом, естественно, что на перемену формы миро-помазания вызвало подобное соображение. Это существенное изменение внешней формы рассматриваемого таинства не должно представлять собою ничего странного. С этим изменением формы сущность таинства ни мало не изменилась. Апостолы всегда действовали под руководством и водительством Святого Духа и по Его наставлению, – поэтому таинство низведения даров Святого Духа на крестившихся, как в своей первой форме – форме руковозложения, так и в последнем виде, т. е. как акт помазания миром – все равно имеет происхождение божественное ( Макарий. „Догмат. Богосл.», т. IV, стр. 140. ). 4. Где, же искать начала избрания этой именно формы, иначе говоря, – почему именно апостолами избрана в данном случае форма помазания миром, а не другая какая-либо. В ответ на постановленный нами вопрос мы имеем, правда, единственное мнение отца церкви и именно Кирилла Иерусалимского . Ведать надлежит, говорить он, что миропомазания прообразование находятся в ветхом писании. Ибо, когда Вожие повеление Моисей передавал своему брату ( Левит. VIII, 1, 2. ) и поставлял его в первосвященника, то по измытия водою помазал его ( Левит VIII, 6 – 12. ) и сей был назван помазанником ( Левит, IV, 5. ) т. е. от помазания образовательного; так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе ( 3 Царст. 1:39, 45. ). Но сия убо образы прилучахуся онем ( 1 Кор. X:11. ). Вам же не образно, а истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны» ( Кирилл Иерусалимский , „Сатесн. mystogog“ III, n. 6. Curs. Ратг. Ser. Graec. Т. XXXIII, col. 1092; в русск. пер. „Творения Кирил. Иерусал.», 366. ). С этим мнением св. Кирилла Иерусалимского соглашается преосв. Макарий , когда говорит: „именно же миро, а не другое вещество могло быть избрано в этом случае потому, что я в ветхом завете помазание миром употребляемо было, как видимое средство для низведения на людей даров Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Не связанный схоластической моделью св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) мог спокойно сказать о недостойно крестившемся: «И крестился, но не просветился, омыл тело водою, но не просветил сердца Духом; погружалось в воду, и вышло из воды, тело, а душа не погребалась со Христом и не воскресла с Ним... Сорок дней имеешь на покаяние (оглашенный). Много у тебя удобного времени и совлечься, и омыться, и облечься, и войти. Если же останешься при злом произволении; предваряющий тебя не виновен, но ты не ожидай приять благодать. Примет тебя вода, но не примет Дух» (Св. Кирилл Иерусалимский, «Слова предогласительные», слово предогласительное, п.2 и п.4). Для православного схоласта эти слова будут ересью, ибо в них он увидит неверие в Таинство. И вот схоластика стала богословской основой глубоко порочной практики крещения людей без веры, без покаяния, без оглашения, без внутреннего перерождения. Когда модель Таинства, объяснив нам столь многое в священнодействиях, однако, проявляет свое несовершенство, противоречит где-то реальности, тогда схоласты прибегают ко всякого рода богословским изощрениям, чтобы примирить противоречия между моделью и реальностью. А вот этого-то как раз и не следует делать! Чтобы выйти из противоречия, можно было бы отказаться от этой модели. Но этого, насколько нам известно, в Церкви никто не сделал. Ибо тогда надо было бы предложить другую, более совершенную модель, а таковая просто не известна. Разве лишь можно указать на то, что многие православные богословы отказываются от ряда схоластических крайностей, которые особенно сильно проявляются в Католичестве. И, наконец, третьи (протестанты, сектанты), увидев некоторые противоречия модели Таинства и реальности, отвергли саму реальность! Они просто объявили, что Таинств нет. И не в смысле модели, имеющей свои несовершенства, а именно в смысле той реальности, которую эта модель означает. И остались без реальных Таинств, а не только без учения о них. Остались без той благодати, которая реально через Таинства подается.

http://bogoslov.ru/article/1046244

Христос, наш Искупитель, Он явится на облаках небесных с силою и славою многою, с сонмами ангелов, которые вострубят Его славу. И потому перестанем печалиться, что смерть уничтожает жизнь; будем помнить, что Христос – победитель смерти, будем радоваться и торжествовать! (Сост. по кн. «Бог в природе»). 9. Мысли св. отцов о воскресении мертвых I. «Как ртуть, пролитая на каком-нибудь покатом и пыльном месте, говорит св. Григорий Нисский , раздробляется на мелкие шарики и рассыпается по земле, но, будучи кем-нибудь опять собрана в одно целое, сама собою сливается с однородным, ничего постороннего не принимая в свою смесь: так и человеческий состав без всякого затруднения и сам собою соединится в прежних своих частях, коль скоро последует Божие на то повеление». (Св. Григорий Нисский . «О душе и воскресении» Русский перевод Моск. Дух. Академии. Ч. IV, стр. 199). II. «Пусть будут смешаны, говорит св. Кирилл Иерусалимский , различные семена растений (тебе, слабому в вере, и примеры представляю слабые), и эти различные семена растений будут находиться в одной горсти твоей: для тебя, человека, трудно ли, или напротив легко различить, что находится в твоей горсти, и семена каждого растения по свойству их отделить и дать им свое место, чтоб росли? Так, ты можешь различить и привесть в прежнее состояние, что находится в руке твоей, а Бог ужели не может различить и привесть в прежнее состояние, что содержится в горсти Его!» (Св. Кирилл Иерусалимский . Огласит. поучение XVIII). Неделя 25-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук. зач. 53-е, гл. X, 25–37 ст. 1. Притча о милосердом самарянине Один иудейский законник, желая уловить Иисуса Христа, не скажет ли Он чего-нибудь противного закону, спросил Иисуса: что мне делать, дабы наследовать жизнь вечную? Спаситель ответил ему не прямо, а также дал вопрос: «в законе что об этом написано? Как ты читаешь?» – Законник ответил: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и ближнего твоего, яко сам себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Правда, когда св. Кирилл пребывал в сане диакона и пресвитера, его православие стояло вне всяких подозрений, и православный мир с надеждой взирал на него, как на своего будущего руководителя и защитника. Когда же он занял епископскую кафедру и проявил свою руководящую деятельность, единодушие и верность в отношении к нему прекратились. Часть православных епископов начала к нему относиться отрицательно, подозревая в нем скрытого врага православия. Но в действительности св. Кирилл таковым не был. Вся его деятельность, наоборот, говорила о твердости и постоянстве его религиозных убеждений. За свою православную веру он был ненавидим и преследуем со стороны ариан, вел с ними непрестанную борьбу, предохранял паству от еретиков, желая неизменно сохранить в ней/пастве/апостольскую веру. Как истинный отец и учитель Церкви, он твердо заповедал и говорил любимым чадам своим, «… чтобы сие исповедание веры во всякое время жизни служило для вас напутствием, и вы кроме него не принимали другого исповедания, даже если бы мы переменили мысли, и отали говорить противное тому, чему учим теперь, или если бы захотел обольстить вас ангел сопротивный, преобразившийся в Ангела светлаго» ( Гал.1:8, 9 )… Ибо изложение веры не по человеческому рассуждению составлено, но из всего Писания выбрано самое существенное, и составляется из сего одно учение веры» 715 . Но эпоха, в которой жил и подвизался св. Кирилл, была эпохой борьбы, общего смятения и недоверия. Врагами Православия нередко объявлялись его истинные защитники, а действительные враги по ошибке принимались за друзей, Состояние церкви этого времени/IV века/св. Василий Великий сравнивает с ночным сражением, когда весьма трудно отличить своих от врагов/Письмо к Афанасию В./. В чем же обвиняли св. Отца его противники? Главным образ ему ставили в упрек отсутствие в Огласительных словах термина ομοογσος, который, якобы, заменялся не чисто православным термином ομεος – подобный, и через это считали его приверженцем к арианству. Но о православии св. Кирилла следовало судить не по тому чего он не сказал, а по тому, что говорил и чему учил других. В его учении самый строгий критик не мог бы найти чего-нибудь неправославного. Если св. Отец сознательно не дерзает объяснить необъяснимое существо Божие, не стремится проникнуть в недоступные тайны Божественной жизни и несколько прикровенно говорит о Единородном Сыне Божием, называя Его не единосущим, а подобным Отцу, – то это нисколько не говорит о том, что он принадлежал к еретической партии ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Подобное наследие Христово требует от человека для стяжания его предельных усилий – духовных, нравственных и телесных. Только этими усилиями и стяжается полнота наследия Господа, которая обретается в Царстве будущего века: «Нам нужно искать то, в чем есть совершенство, в чем есть истина. Здесь тень, здесь образ, а там истина. Тень в законе, образ в Евангелии, а истина в небесном ( Евр. 1, 1 и далее). Прежде приносился в жертву агнец и телец, теперь приносится Христос, но приносится как человек, как подверженный страданиям; и (в то же время) Он приносит Сам Себя как Первосвященник (sacerdos), чтобы отпустить нам грехи; здесь в образе, там в истине – там, где Он выступает пред Отцем как Ходатай за нас. Здесь мы ходим во образе, во образе и видим; там же, где полное совершенство, там лицем к лицу, потому что всякое совершенство возможно только (est) в истине» 308 . Именно такая эсхатологическая перспектива придает мировоззрению св. Амвросия глубину и объемность, противопоставляя его, как истинного «рыбаря» в духе первых учеников Господа, плоскостному видению «совопросников века сего» ( 1Кор. 1, 20 ) 309 . Безусловно, обозначенными выше (хотя и кратко) тенденциями и «мировоззренческими ликами» святых отцов отнюдь не исчерпывается панорама церковного богословия IV века, которая была куда более богатой и разнообразной. Например, особое место в этом богословии занимал св. Кирилл Иерусалимский , который «первоначально признавался арианами если не своим, то, во всяком случае, не внушающим опасений для их интересов, но затем подвергается преследованиям именно со стороны ариан. Однако в своих катехизических поучениях он не называет ариан и не ведет полемики с ними. В основу своих оглашений он полагает Иерусалимский символ, а не Никейский и совершенно не употребляет в них термин µ οοσιος, стоявший на знамени борцов Православия. Между тем учение его о Сыне Божием и Святом Духе – вполне православное». Не случайно «на соборе в Селевкии в 359 году он оказывается в рядах омиусиан, а на Втором Вселенском Соборе выступает как чисто православный деятель» 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

К этому же времени, т.-е. к IV веку, относятся и первые записи литургий. Оне не дошли до нас, а сохранился целый ряд истолковательных литургических сочинений, из которых большая часть относится к объяснению литургии. Эта серия писателей-литургистов, из которых большая часть выходит за пределы отмеченного нами периода, принадлежит ему только двумя именами: Кириллом Иерусалимским и так называемым Дионисием Ареопагитом .– Кирилл Иерусалимский в качестве катехета объяснял учение веры и обряды богослужения лицам, готовящимся ко крещению и новопросвещенным; первым он излагал символ веры в 17-ти поучениях, а последним, как полноправным членам христианской церкви,–и обряды таинств, остававшихся для непосвященных закрытыми. В этих-то последних поучениях, так называемых „словах тайно-водственных», числом пяти, иерусалимский катехет объяснил своим слушателям обряды крещения, миропомазания и Евхаристии. Объясняя содержание последней, он представил краткий чин литургии своей церкви, и это составляет содержание пятого тайноводственного слова.– Что касается до Дионисия Ареопагита , то его сочинение о „церковной иерархии» имеет специально-литургическое содержание и представляет изложение и объяснение обрядов, входящих в состав крещения, освящения мира, посвящения в церковные степени, монашеского пострижения и погребения. К сожалению, точное определение времени происхождения как этого, так и других известных с именем Дионисия сочинений, составляет спорный вопрос, который решается различно. Но, несмотря на все попытки отстоять принадлежность „церковной иерархии» периоду мужей, апостольских, остаются неустранимыми весьма крупные затруднения и очевидные литургические анахронизмы. К тому же заключению приводит и отсутствие известий о сочинениях Дионисия Ареопагита до VI века.–Независимо от своего фактического достоинства литература, нами рассматриваемая, весьма важна в экзегетическом отношении и представляет образчик двух направлений, из которых одно держалось аллегорического понимания обряда, а другое имело в виду его непосредственный исторический смысл и может быть названо буквальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

За воскресением следует суд. И суд всеобщий, суд над Вселенной. Для суда снова придет Сын Божий. Ибо суд дан Сыну. Но через Сына судит и Отец. В известном смысле каждый будет сам себе судьей. Пробудившись в воскресении, каждый явится на суд с полным сознанием и заслуг, и вины. На суде, как в точном зеркале, все отобразится. Суд будет всеобщим, пред царским престолом Сына соберется и предстанет весь род человеческий, от первой твари до всей полноты приведенных в бытие… И с ним приведен будет на суд и диавол с ангелами своими… Откроется последний обман, и явится единый действительный Царь, Которого признают и воспоют и побежденные, и победители. Загробная участь людей есть очищение. Воскресением заканчивается очищение, обновление и восстановление тела. Но очищение души еще продолжается (4: 318–319). По отношению к грешникам милосердный Бог по воскресении примет средства врачевания, подвергнув их наказанию адским огнем. Но эти мучения будут именно иметь целью не карательное возмездие, а очистительное врачевание. Таким же исправительным наказаниям будут подвергнуты демоны во главе с диаволом. В конечном итоге последует очищение всех существ, обращение их к Богу и полное уничтожение греха. Библейским обоснованием этого учения служат: «Еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его и не обрящеши» (Пс. 36, 10; «О имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, и земных, и преисподних» (Филип. 2, 10, 11); «Будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). В заключение следует сказать, что оригенизм св. Григория отразился на его авторитете, его читали и на него ссылались реже, чем на других «избранных отцов». В нашем веке защитником апокатастасиса были прот. Сергий Булгаков и другие представители русского софиологического религиозно-философского направления. св.Кирилл Иерусалимский Житие Житие и учение св. Кирилла отразили собой смуты и проблемы церковной жизни середины IV столетия и могут служить наглядным материалом для суждения о духе того времени. Св. Кирилл родился около 313 или 315 гг. Место его рождения неизвестно, но свое детство он провел в Иерусалиме, где занимался изучением Священного Писания, церковной литературы, знакомился также и со светскими науками. Около 345 г. Иерусалимским епископом Максимом II он был посвящен в сан пресвитера, а в 348 г. произнес свои Катехизические беседы к просвещаемым и новокрещенным, — накануне или в начале своего епископского служения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010